В. В. Бочаров, С'. А. Куликова
ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ ЭМАНСИПАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ НАРКОТИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ
Подростковый период — важнейший подготовительный этап взрослой жизни, в котором центральное значение имеют такие преобразования психической жизни, как преодоление детских предрассудков, формирование идентичности, самоконтроля и чувства взрослости. По мнению большинства авторов, одной из важнейших задач, которая должна быть решена в подростковом возрасте, является достижение автономии и независимости от родителей [1, 8, 14, 20].
Эта автономия осуществляется через последовательное замещение руководящей роли родителей регуляцией со стороны различных групп сверстников, которые выступают носителями социальных ценностей, норм поведения и источником определенного статуса [9]. Такое замещение становится возможным благодаря развитию психических процессов, появлению новых способностей, реализующихся в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых [16]. Достижение автономии в разных культурах происходит в разной форме [11]. Это явление, как правило, рассматривают в рамках подростковой реакции эмансипации.
Реакцию эмансипации определяют как специфическую эмоционально-поведенческую реакцию, которая проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, протесте против установленных правил и порядков и связана с борьбой за самостоятельность, самоутверждение личности [3, 6, 12]. Процесс эмансипации подростка является сложным и многомерным и включает три компонента: эмоциональный, нормативный и поведенческий [10, 15].
Нормативная для подросткового возраста, реакция эмансипации в отрицательных своих проявлениях может приводить к отклоняющемуся поведению, в том числе к наркотизации [2, 4].
В настоящее время нет единого понимания влияния реакции эмансипации на возникновение аддиктивного поведения у подростков.
Многими исследователями реакция эмансипации считается одним из провоцирующих факторов отклоняющегося, аддиктивного поведения [19]. Так, В. Д. Менделевич выделяет выраженную реакцию эмансипации в качестве одной из клинических форм отклоняющегося поведения [13]. На чрезмерную реакцию эмансипации наркозависимых подростков и стремление компенсировать неудовлетворенность асоциальным путем в своей работе указывают В. В. Гульдан, О. Л. Романова. По их мнению, у большинства подростков с аддиктивной патологией наблюдается снижение социальной идентификации с базовыми просоциальными группами (семья, одноклассники) и увеличение идентификации с асоциальными группами приятелей-наркоманов, оказывающих на их личность «исключительное влияние [5].
По данным А. Е. Личко, B.C. Битенского, в качестве фактора, препятствующего ад-диктивному поведению, реакция эмансипации не наблюдалась. Вместе с тем А. Ю. Егоров полагает, что реакция эмансипации может оказаться фактором, как способствующим злоупотреблению психоактивными веществами, так и препятствующим возникновению аддиктивного поведения.
© В. В. Бочаров, С. А. Куликова, 2010
Таким образом, проводимые ранее исследования в этом направлении свидетельствуют об особом значении реакции эмансипации при формировании аддиктивного поведения у подростков. Вместе с тем характер связи между подростковой реакцией эмансипации и наркотизацией до конца не ясен. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение характеристик реакции эмансипации у подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами.
На основании этого задачей исследования является изучение особенностей реакции эмансипации у наркотизирующихся подростков в сравнении с социально адаптированными сверстниками, не употребляющими психоактивные вещества.
Для решения поставленной задачи была исследована клиническая группа из 90 подростков с аддиктивной патологией в возрасте 14-18 лет (средний возраст —16,31 года, 33 девушки и 57 юношей). Только 35,5% подростков клинической группы воспитываются в полной семье. В качестве группы нормативного контроля использовалась выборка, состоящая из 400 социально адаптированных подростков в возрасте 14-18 лет (средний возраст—15,94 года, 187 девушек и 213 юношей). 56% семей подростков группы нормативного контроля являются полными.
В исследовании был использован разработанный нами оригинальный опросник «Выраженность реакции эмансипации у подростков». При создании опросника мы исходили из того, что подростковая реакция эмансипации — это сложно структурированный феномен, проявляющийся в различных аспектах жизни подростка. Эмансипация, по сути, является процессом, который протекает во времени и в связи с фундаментальным законом гетерохронности и неравномерности развития по-разному выражается в различные периоды пубертата в разных сферах отношений. Реакция эмансипации завершается к концу подросткового возраста при нормальном протекании данного периода и выражается в достижении принятого в культуре уровня автономии личности.
В структуре эмансипаторного процесса можно выделить несколько осей:
• нормативность — патологичность;
• обратимость — необратимость конфронтации;
• внешнее — внутреннее проявление;
• поведенческие — идеаторные проявления.
«Нормативность — патологичность» проявляется в том, что при невозможности конструктивно разрешить проблемы подросткового возраста нормативная реакция приобретает патологические проявления.
Ось «обратимость — необратимость» конфронтации свидетельствует о том, что нормальным является подростковая конфронтация с общепринятыми нормами, стремление избавиться от опеки, чувствительность к критике. В случае успешного решения задач подросткового возраста эти проявления сглаживаются. Важно, чтобы они не выходили за границы подросткового возраста. В противном случае описанные особенности постепенно приобретают статус патохарактерологических черт, закрепляются и существенным образом деформируют всю жизненную ситуацию человека.
Реакция эмансипации может быть направлена вовне — как на родителей, т. е. персонифицировано, так и на взрослых и общество в целом, а также быть выражением внутреннего напряжения подростка, возникающего вследствие несоответствия между его нарастающими потребностями и требованиями родителей и социума.
Подростковая реакция эмансипации может проявляться на поведенческом уровне и/или идеаторно через конфронтацию с ценностями, устоями и правилами, закрепленными в культуре.
Валидность и надежность опросника проверялась разными методами. В частности, валидность оценивалась с помощью внешнего критерия — уровня согласованности оценок теста и экспертов (родителей и учителей); содержательно — через анализ соответствия содержания утверждений опросника описанному раннее психологическому конструкту — реакции эмансипации; «перекрестно» —путем сопоставления согласованности результатов по разработанному тесту с данными, полученными по другим психологическими методиками. Для оценки надежности опросника использовались надежность выборок содержания и ретестовая надежность. В рамках создания опросника была проведена процедура стандартизации с использованием формул Т-приведения.
Опросник включает 38 утверждений, имеет альтернативную форму ответов, состоит из общего показателя и четырех шкал, каждая из которых описывает одну из подструктур подростковой реакции эмансипации: «конфронтация с родителями», «протестная реакция на вторжение в личное пространство», «реакция протеста против законов, правил и социальных норм», «девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса».
Общий показатель выраженности реакции эмансипации, определяемый как сумма значений всех шкал, является индикатором интенсивности протекания эмансипаторно-го процесса у подростка.
Шкала «Конфронтация с родителями»
В комплексной структуре реакции эмансипации конфронтация с родителями занимает важнейшее место и проявляется в стремлении противостоять родителям, высвободиться из-под их опеки и контроля, обрести от них независимость.
Конфронтация с родителями в подростковом возрасте становится необходимым явлением для преодоления инфантильной зависимости от них. Вместе с тем при семейных дисфункциях конфронтация с родителями может приобретать острый характер и способствовать отклоняющемуся поведению подростков. Подростковая конфронтация с родителями может потенцировать всю конфликтную семейную динамику и значительно усиливаться последней.
В данном возрастном периоде подростком должна быть решена одна из главных задач — сепарация от родителей и достижение определенного уровня автономности. К концу подросткового возраста отношения с родителями стабилизируются. Если подростковый кризис не удается разрешить, то конфронтация с родителями может выйти за границы подросткового периода и приобрести постоянный характер.
Конфронтация с родителями может отражаться во внешних и внутренних, поведенческих и идеаторных проявлениях. Внешне конфронтация с родителями может выражаться в грубости, игнорировании просьб и распоряжений родителей, бунтарстве. К косвенным признакам конфронтации можно отнести суицидальное, аддиктивное поведение. К поведенческим проявлениям относится стремление подростка все делать самостоятельно, нетерпимость помощи со стороны родителей. К идеаторным — отвержение ценностей и норм родителей.
Низкие значения соответствуют симбиотическим отношениям с родителями, задержке становления автономии от них. Такие подростки демонстрируют отсутствие инициативы, послушность, конформизм.
Высокие баллы свидетельствуют о гиперконфронтации с родителями, которая приобретает острый характер и актуализирует генерализацию конфликтов в семье.
Пример утверждений шкалы: Я люблю родителей, но не переношу, когда мной распоряжаются и командуют.
Шкала «Протестная реакция на вторжение в личное пространство»
Данная реакция позволяет подростку приобрести автономию, сформировать границы «Я» и индивидуальность. Отражает как эмоциональную, так и поведенческую эмансипацию. Является базовой составляющей реакции эмансипации, протекающей в норме. Патологический вариант может выражаться в замкнутости, конфликтности, чрезмерной подозрительности и недоверчивости.
В случае успешного формирования личностных границ и индивидуальности про-тестные реакции на вторжение в личное пространство ослабевают. Если подростку не удалось сформировать личностные границы, этот процесс продолжается и во взрослом возрасте.
Построение личностных границ может происходить посредством и поведенческих, и идеаторных проявлений путем формирования собственной системы ценностей и обретения независимости.
Внешним выражением является отстаивание собственного мнения и решений, стремление избавиться от контроля. В качестве косвенных признаков протестных реакций на вторжение в личное пространство можно выделить прогулы тех занятий, которые навязаны взрослыми, уходы из дома и т. д.
Низкие значения по шкале свидетельствуют об использовании личностных границ родителей в качестве собственных, о замедлении процесса индивидуализации. Чрезмерная открытость личностных границ приводит к неспособности отстаивать свое мнение. Личностные границы у таких подростков остаются несформированными.
Высокие баллы свидетельствуют о стремлении отстоять свои границы, вырваться из симбиотических отношений с родителями. В этом случае построение личностных границ и отношений с окружающим миром носит явно деструктивный характер.
Шкала содержит такие утверждения как: Я допускаю над собой опеку в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.
Шкала «Реакция протеста против законов и правил, социальных норм» («идеологическая» конфронтация)
Данная протестная реакция направлена как на родителей, так и на общество в целом, выражается в стремлении нарушать уже сложившиеся правила и законы, нормы и ценности. Деструктивный вариант «идеологической» конфронтации заключается в асоциальном поведении подростка. Являясь для подросткового периода нормативной реакцией, протест против социальных норм и правил может затянуться и во взрослом возрасте стать постоянным.
Внешне идеологическая конфронтация выражается в критике всего, что предлагают взрослые, отрицание их ценностей, норм и правил. Примером проявлений может служить вступление в неформальные организации, идентификация с молодежными субкультурами.
Низкие значения соответствуют слитности с нормами и ценностями окружающих, конформизме, при этом подросток демонстрирует свою «социабельность». Возможно, это отражает задержку развития ценностной структуры, следование нормам и ценностям еще не приобретает осознанного характера.
Высокие баллы показывают значительную напряженность в ценностной сфере, процесс поиска авторитетов, жизненных ориентиров и ценностей приобретает при этом остроконфликтные черты.
Пункт шкалы: Ужасно не люблю всякие правила, которые меня стесняют.
Таблица 1. Распределение показателей опросника «Выраженность реакции эмансипации у подростков» в группе подростков с наркотизацией и без признаков аддикции
(в Т-баллах)
Шкалы Группы У ровень значимости Р
Норма п = 400 М ± т Подростки с наркотизацией п = 90 М ± т
Общий показатель выраженности реакции эмансипации 49,99±0,50 69,37±0,86 <0,0001
Конфронтация с родителями 49,83±0,49 65,80±1,07 <0,0001
Протестная реакция на вторжение в личное пространство 50,16±0,50 55,63±0,98 <0,001
Реакция протеста против законов, правил и социальных норм 50,05±0,50 59,22±0,96 <0,0001
Девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса 50,00±0,50 72,84±0,84 <0,0001
Девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса
Данная шкала отражает асоциальные пути обретения независимости от родителей. Если подростку удается разрешить пубертатный кризис и обрести автономию, то девиантное поведение нивелируется. В случае неудачи в становлении автономии наблюдается отклоняющееся поведение и во взрослом возрасте. Важно, чтобы уровень показателя по данной шкале находился в нормативном диапазоне.
Средние значения соответствуют незначительным проявлениям девиаций поведения, являющихся осложнениями пубертатного кризиса. Они отражают экспериментирование подростка с запретами взрослых, его стремление найти себя пусть даже путем выбора отклоняющихся и явно неодобряемых обществом форм поведения.
Низкие значения свидетельствуют об отсутствии девиаций поведения у подростка, либо о демонстрации социально желательного поведения. Низкие результаты не должны рассматриваться как абсолютное благополучие, на них следует обратить особое внимание, поскольку чаще всего причиной такого результата могут являться задержки в формировании идентичности, предъявляемая гиперсоциальность или гиперконформ-ный вариант развития.
Высокие баллы говорят об асоциальном способе становления автономии подростка, его выраженном неумении или нежелании соотносить собственные импульсы, желания и мотивы с общественными нормами поведения.
Утверждение, входящее в шкалу: Побеги из дома для меня —протест против родителей.
В табл. 1 представлены результаты, отражающие распределение показателей опросника «Выраженность реакции эмансипации у подростков» в клинической и контрольной группах.
Различия между группой наркотизирующихся подростков и контрольной выборкой оказались высоко значимыми по всем показателям опросника. Обращает на себя внимание тот факт, что различаются не только средние значения по отдельным шкалам, но и общая структура эмансипаторного профиля в сравниваемых группах.
Для эмансипаторного профиля наркотизирующихся подростков характерны следующие особенности:
Таблица 2. Распределение показателей опросника «Выраженность реакции эмансипации у подростков» в зависимости от пола (в Т-баллах)
Ш калы Группы
Клиническая группа Группа нормативного контроля
Девуш ки п = 33 М±ш Юноши п = 57 М±ш Уровень значимости Р < Девушки п = 187 М ± т Юноши п = 213 М ± т Уровень значимости Р <
Общий показатель выраженности реакции эмансипации 70,85±1,55 68,51±1,02 50,17±0,67 49,60±0,77
Конфронтация с родителями 69,09±1,65 63,80±1,33 0,01 51,76±0,69 48,43±0,69 0,001
Протестная реакция на вторжение в личное пространство 55,48±1,80 55,72±1,55 — 51,55±0,61 49,08±0,74 0,01
Реакция протеста против законов, правил и социальных норм 59,42±1,65 59,11±1,18 48,43±0,69 51,51±0,69 0,001
Девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса 74,18±1,40 72,07±1,05 48,70±0,71 50,96±0,69 0,05
Примечание. Если уровень различия не значим, в таблице ставится знак «—».
• наибольшая выраженность значений по шкалам «Конфронтация с родителями» и «Девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса»;
• относительно наименьшие оценки по шкалам «Протест против вторжения в личное пространство» и «Протест против законов, правил и социальных норм»;
• распределение среднегрупповых шкальных оценок в широком диапазоне значений: от выходящих за пределы нормативного интервала (по шкалам «Девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса» и «Конфронтация с родителями») до почти нормативных (по шкале «Протестная реакция на вторжение в личное пространство»).
Значительная выраженность общей реакции эмансипации в группе наркозависимых достигается главным образом за счет шкал, отражающих конфронтацию с родителями и обществом, а также девиантное поведение, в то время как шкала, демонстрирующая уровень конфликтов, связанных с построением личностных границ, вносит существенно меньший вклад.
При психологической интерпретации «эмансипаторных профилей» наркозависимых подростков обращает на себя внимание то, что для них характерны гиперконфронтация с родителями, зачастую проявляющаяся в генерализованных семейных конфликтах, и выраженное стремление к достижению автономии асоциальным способом, грубо игнорируя мысли, чувства и желания вовлеченных в процесс взрослых, а также семейные и общественные традиции и нормы.
В табл. 2 отражено распределение показателей опросника «Выраженность реакции эмансипации у подростков» в зависимости от пола в клинической и контрольной группе.
Статистически значимые различия между женской и мужской клиническими выборками получены только по шкале «Конфронтация с родителями». У девушек, злоупотребляющих психоактивными веществами, более выражен протест против родителей, чем у наркотизирующихся юношей.
В целом эмансипаторные профили наркотизирующихся девушек и юношей совпадают. На первый план в их эмансипаторном профиле выступают шкалы, отражающие девиации поведения и гиперконфронтацию с родителями, тогда как показатель процесса построения личностных границ менее выражен в комплексной реакции эмансипации.
При сопоставлении оценок опросника «Выраженность реакции эмансипации у подростков» нормативной группы в зависимости от пола статистически значимые различия получены по всем шкалам, кроме общего показателя выраженности реакции эмансипации (табл. 2). Другими словами, в норме при одинаковом уровне эмансипаторного напряжения у юношей и девушек каждый из полов находит свой специфический путь становления идентичности. То есть наблюдаемые в подростковом возрасте существенные различия в эмансипаторном профиле отражают заданные в культуре становления половой роли.
У девушек, вошедших в нормативную группу, статистически значимо выше по сравнению с юношами показатели по шкалам «Конфронтация с родителями», «Протест против вторжения в личное пространство» и менее выражены показатели по шкалам «Реакция протеста против законов, правил и социальных норм», «Девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса».
Таким образом, в клинической группе по сравнению с нормой половые различия нивелируются. Стертость половых различий в структуре реакции эмансипации у наркотизирующихся подростков отражает их инфантильность и нарушения в формировании полоролевой идентичности.
Показатели эмансипаторного профиля у девушек и юношей клинической группы выше, чем у подростков обоих полов из группы нормативного контроля. Это может говорить о том, что у наркозависимых подростков эмансипаторное напряжение, не находя адекватного полоспецифического выражения, генерализуется и накапливается, придавая всей реакции эмансипации драматически конфликтный характер.
Для рассмотрения различий эмансипаторного профиля в разных возрастных группах как клиническая, так и нормативная выборки были разделены на две группы — младшую подростковую, включающую респондентов 14-15 лет, и старшую, состоящую из подростков 16-18 лет, согласно наиболее распространенной классификации подросткового возраста.
Статистически значимые различия показателей опросника «Выраженность реакции эмансипации у подростков» между старшими и младшими подростками ни в нормативной, ни в клинической группе не обнаружены.
Иначе говоря, выраженность и структура реакции эмансипации подростков разных возрастных групп оказалась сходной. Вместе с тем все параметры эмансипаторного профиля и в младшей, и в старшей возрастной группе оказались намного выше у нар-козависимых подростков, чем у их сверстников.
Можно предполагать, что в норме реакция эмансипации имеет парциальный характер, т. е. в каждый возрастной период пубертата решаются последовательно свои задачи. Возникающее напряжение приводит к парциальной конфронтации. У наркотизирующихся подростков на всем протяжении пубертата реакция эмансипации имеет острый, генерализованный характер. Не наблюдается спада интенсивности эмансипа-торного процесса. Это связано с тем, что задачи подросткового возраста не решаются последовательно, напряжение не снимается, что приводит к генерализованной конфронтации во всех сферах и отношениях подростка.
Таким образом, наркотизирующиеся подростки характеризуются чрезмерно выраженной реакцией эмансипации. Полученные данные согласуются с представлениями В. В. Егорова, Н. А. Седых [7].
В основе явления лежит обостренное и чрезмерно болезненное переживание пубертатного кризиса и сопутствующих ему изменений, что совпадает с представлениями М. И. Христофоровой [18]. Пубертатный кризис приводит к изменениям во взаимоот-
ношениях с родителями. По нашим данным, как и по сведениям Ж. Н. Стрельцовой [17], деструктивные формы его преодоления (наркотизация) способствуют застреванию на инфантильных формах реагирования в виде генерализованной и сверхсильной реакции эмансипации.
Выраженность девиантного компонента в эмансипаторном профиле наркотизирующихся подростков подтверждает положение В.В.Гульдан с соавторами о том, что чрезмерно выраженная реакция эмансипации создает условия для идентификации с асоциальными группами, которые поддерживают и усиливают реакцию эмансипации как средство разрыва отношений с родителями и дальнейшего вовлечения в наркотизацию. Выраженный девиантный компонент реакции эмансипации является показателем того, что процесс преодоления пубертатного кризиса приобретает патологический характер.
В результате исследования получены данные о том, что половые различия при их наличии в нормативной выборке у наркотизирующихся подростков сглажены. Этот факт ранее не исследовался и нуждается в более детальной проверке.
Итак, наши данные подтверждают положение о том, что реакцию эмансипации целесообразно рассматривать как развивающийся во времени процесс, который проявляется в различных сферах и отношениях подростка. Реакция эмансипации в полной мере отражает фундаментальные закономерности развития психических структур — неравномерность и гетерохронность. Структура реакции эмансипации в норме имеет половую специфичность.
У подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами, отмечается ранняя чрезмерно выраженная реакция эмансипации, которая приводит к осложнениям эман-сипаторного процесса. Отделение от норм и ценностей родителей происходит за счет идентификации с нормами асоциальных групп. Это приводит к эскалации напряженности не только в системе «подросток — родители», но и к генерализации конфликтов подростка с обществом в целом. Идентификация с асоциальными группами, в свою очередь, поддерживает и усиливает реакцию эмансипации.
Важной особенностью эмансипаторного процесса наркотизирующихся подростков является нивелирование половых различий, которое, по-видимому, отражает неспособность подростка к удовлетворительному освоению заданной в культуре половой роли.
Следует подчеркнуть, что реакция эмансипации у подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами, имеет инфантильный характер и проявляется в невозможности последовательного разрешения задач пубертатного периода.
На основе представленных данных можно сделать вывод, что реакция эмансипации у наркотизирующихся подростков по выраженности и структуре качественно и количественно отличается от эмансипации в норме. Это отражает искаженный характер всего эмансипаторного процесса у наркотизирующихся подростков.
В свете приведенных данных представляется принципиальным вопрос, является ли выраженная реакция эмансипации фактором, предрасполагающим к наркотизации подростка, или средством изменения искаженных вследствие подростковой наркотизации детско-родительских отношений.
Результаты исследования показывают, что имеет место сложная система взаимодействия эмансипаторного и «наркотического» процессов. Выраженная реакция эмансипации — это фактор, провоцирующий наркотизацию. Вместе с тем дальнейшая наркотизация подростка, сопряженная с усилением конфликтности, идентификацией с асоциальными группами, генерализацией семейных конфликтов, еще больше усиливает выра-
женность эмансипаторного процесса и приводит к нарастанию негативных тенденций, препятствующих адекватному разрешению противоречий пубертатного кризиса.
Литература
1. Аверт В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. С. 357-37G.
2. Березuн С. В., Л^ецтй К. С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М., 2GG1. С. 4G-53.
3. Бордов^ая Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2GGG. С. 77-8G.
4. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.; Воронеж, 2GG3. С. 62-98.
5. Гульдан В. В., Романова О. Л., Кораун А. М., Шведова М. В. Эмоционально-когнитивный диссонанс в структуре представлений школьников о наркомании и токсикомании ^ Психологические исследования в психологии и наркологии. Л., 1989. С. 68-74.
6. Егоров А. Ю. Возрастная наркология. СПб., 2GG2. С. 132-134.
7. Егоров В. В., Седых С.Н. Патохарактерологическое исследование подростков, больных наркоманией ^ Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения психических заболеваний. Полтава, 1988. С. 19-21.
8. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М., 2GGG. С. 82-83.
9. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М., 1991. С. 36-1G1.
1G. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 93-12G.
11. Крайг Г. Психология развития. 9-е изд. СПб., 2GG5. С. 493-525.
12. Лтко А. Е., Бuтенcкuй В. С.Подростковая наркология: Руководство для врачей. М., 1991. С. 35-37.
13. Менделевт В. Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2GG9. С. 4G3-4G5.
14. Практикум по возрастной психологии У Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2GG6. С. 2G1-224.
15. Психология подростка У Под ред. А. А. Реана. СПб., 2GG3. С. 187-23G.
16. Ремшм^т Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. С. 26-34.
17. Стрельцова Ж. Н., Надеждuн А. В., Слонев^ая С. Ю. Особенности общения старших подростков, больных героиновой наркоманией ^ 13-й съезд психиатров России: Материалы съезда. М., 2GGG. С. 269.
18. Хр^тофорова М. И. Нарушение взаимоотношений между матерью и ребенком как фактор риска наркозависимости подростков: Дис. ... канд. психол. наук: 19.GG.G4. СПб., 2GG4. С. 21-45.
19. Шабанов Д. В., Штакельберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. СПб., 2GGG. С. 282-327.
2G. Эрuкcон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 138-151.
Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.