Научная статья на тему 'Особенности реакции эмансипации подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами'

Особенности реакции эмансипации подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3868
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ / КОНФРОНТАЦИЯ С РОДИТЕЛЯМИ / ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФРОНТАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕВИАЦИИ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ / REACTION OF EMANCIPATION / CONFRONTATION WITH PARENTS / IDENTITY FORMATION / IDEOLOGICAL CONFRONTATION / ADOLESCENT CRISIS / DEVIANT BEHAVIOUR / DRUG ABUSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бочаров Виктор Викторович, Куликова Светлана Алексеевна

Подростковый возраст является периодом сепарации подростка от родителей. Эмансипация от родителей и приобретение независимости являются важнейшими задачами данного периода. Являясь нормативной для подросткового возраста, реакция эмансипации может быть фактором отклоняющегося поведения у подростков. У наркотизирующихся подростков реакция эмансипации имеет качественное и количественное своеобразие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бочаров Виктор Викторович, Куликова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emancipation reactions in teenagers abusing drugs

The teen years are a period when teenagers separate from their parents. Release from parental care and developing ones independence are the milestones of this age. While common for most teenagers, this emancipation may result in deviant behaviour in some young people. Some qualitative and quantitative features of emancipation in adolescents abusing drugs are discussed.

Текст научной работы на тему «Особенности реакции эмансипации подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами»

В. В. Бочаров, С'. А. Куликова

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ ЭМАНСИПАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ НАРКОТИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ

Подростковый период — важнейший подготовительный этап взрослой жизни, в котором центральное значение имеют такие преобразования психической жизни, как преодоление детских предрассудков, формирование идентичности, самоконтроля и чувства взрослости. По мнению большинства авторов, одной из важнейших задач, которая должна быть решена в подростковом возрасте, является достижение автономии и независимости от родителей [1, 8, 14, 20].

Эта автономия осуществляется через последовательное замещение руководящей роли родителей регуляцией со стороны различных групп сверстников, которые выступают носителями социальных ценностей, норм поведения и источником определенного статуса [9]. Такое замещение становится возможным благодаря развитию психических процессов, появлению новых способностей, реализующихся в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых [16]. Достижение автономии в разных культурах происходит в разной форме [11]. Это явление, как правило, рассматривают в рамках подростковой реакции эмансипации.

Реакцию эмансипации определяют как специфическую эмоционально-поведенческую реакцию, которая проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, протесте против установленных правил и порядков и связана с борьбой за самостоятельность, самоутверждение личности [3, 6, 12]. Процесс эмансипации подростка является сложным и многомерным и включает три компонента: эмоциональный, нормативный и поведенческий [10, 15].

Нормативная для подросткового возраста, реакция эмансипации в отрицательных своих проявлениях может приводить к отклоняющемуся поведению, в том числе к наркотизации [2, 4].

В настоящее время нет единого понимания влияния реакции эмансипации на возникновение аддиктивного поведения у подростков.

Многими исследователями реакция эмансипации считается одним из провоцирующих факторов отклоняющегося, аддиктивного поведения [19]. Так, В. Д. Менделевич выделяет выраженную реакцию эмансипации в качестве одной из клинических форм отклоняющегося поведения [13]. На чрезмерную реакцию эмансипации наркозависимых подростков и стремление компенсировать неудовлетворенность асоциальным путем в своей работе указывают В. В. Гульдан, О. Л. Романова. По их мнению, у большинства подростков с аддиктивной патологией наблюдается снижение социальной идентификации с базовыми просоциальными группами (семья, одноклассники) и увеличение идентификации с асоциальными группами приятелей-наркоманов, оказывающих на их личность «исключительное влияние [5].

По данным А. Е. Личко, B.C. Битенского, в качестве фактора, препятствующего ад-диктивному поведению, реакция эмансипации не наблюдалась. Вместе с тем А. Ю. Егоров полагает, что реакция эмансипации может оказаться фактором, как способствующим злоупотреблению психоактивными веществами, так и препятствующим возникновению аддиктивного поведения.

© В. В. Бочаров, С. А. Куликова, 2010

Таким образом, проводимые ранее исследования в этом направлении свидетельствуют об особом значении реакции эмансипации при формировании аддиктивного поведения у подростков. Вместе с тем характер связи между подростковой реакцией эмансипации и наркотизацией до конца не ясен. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение характеристик реакции эмансипации у подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами.

На основании этого задачей исследования является изучение особенностей реакции эмансипации у наркотизирующихся подростков в сравнении с социально адаптированными сверстниками, не употребляющими психоактивные вещества.

Для решения поставленной задачи была исследована клиническая группа из 90 подростков с аддиктивной патологией в возрасте 14-18 лет (средний возраст —16,31 года, 33 девушки и 57 юношей). Только 35,5% подростков клинической группы воспитываются в полной семье. В качестве группы нормативного контроля использовалась выборка, состоящая из 400 социально адаптированных подростков в возрасте 14-18 лет (средний возраст—15,94 года, 187 девушек и 213 юношей). 56% семей подростков группы нормативного контроля являются полными.

В исследовании был использован разработанный нами оригинальный опросник «Выраженность реакции эмансипации у подростков». При создании опросника мы исходили из того, что подростковая реакция эмансипации — это сложно структурированный феномен, проявляющийся в различных аспектах жизни подростка. Эмансипация, по сути, является процессом, который протекает во времени и в связи с фундаментальным законом гетерохронности и неравномерности развития по-разному выражается в различные периоды пубертата в разных сферах отношений. Реакция эмансипации завершается к концу подросткового возраста при нормальном протекании данного периода и выражается в достижении принятого в культуре уровня автономии личности.

В структуре эмансипаторного процесса можно выделить несколько осей:

• нормативность — патологичность;

• обратимость — необратимость конфронтации;

• внешнее — внутреннее проявление;

• поведенческие — идеаторные проявления.

«Нормативность — патологичность» проявляется в том, что при невозможности конструктивно разрешить проблемы подросткового возраста нормативная реакция приобретает патологические проявления.

Ось «обратимость — необратимость» конфронтации свидетельствует о том, что нормальным является подростковая конфронтация с общепринятыми нормами, стремление избавиться от опеки, чувствительность к критике. В случае успешного решения задач подросткового возраста эти проявления сглаживаются. Важно, чтобы они не выходили за границы подросткового возраста. В противном случае описанные особенности постепенно приобретают статус патохарактерологических черт, закрепляются и существенным образом деформируют всю жизненную ситуацию человека.

Реакция эмансипации может быть направлена вовне — как на родителей, т. е. персонифицировано, так и на взрослых и общество в целом, а также быть выражением внутреннего напряжения подростка, возникающего вследствие несоответствия между его нарастающими потребностями и требованиями родителей и социума.

Подростковая реакция эмансипации может проявляться на поведенческом уровне и/или идеаторно через конфронтацию с ценностями, устоями и правилами, закрепленными в культуре.

Валидность и надежность опросника проверялась разными методами. В частности, валидность оценивалась с помощью внешнего критерия — уровня согласованности оценок теста и экспертов (родителей и учителей); содержательно — через анализ соответствия содержания утверждений опросника описанному раннее психологическому конструкту — реакции эмансипации; «перекрестно» —путем сопоставления согласованности результатов по разработанному тесту с данными, полученными по другим психологическими методиками. Для оценки надежности опросника использовались надежность выборок содержания и ретестовая надежность. В рамках создания опросника была проведена процедура стандартизации с использованием формул Т-приведения.

Опросник включает 38 утверждений, имеет альтернативную форму ответов, состоит из общего показателя и четырех шкал, каждая из которых описывает одну из подструктур подростковой реакции эмансипации: «конфронтация с родителями», «протестная реакция на вторжение в личное пространство», «реакция протеста против законов, правил и социальных норм», «девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса».

Общий показатель выраженности реакции эмансипации, определяемый как сумма значений всех шкал, является индикатором интенсивности протекания эмансипаторно-го процесса у подростка.

Шкала «Конфронтация с родителями»

В комплексной структуре реакции эмансипации конфронтация с родителями занимает важнейшее место и проявляется в стремлении противостоять родителям, высвободиться из-под их опеки и контроля, обрести от них независимость.

Конфронтация с родителями в подростковом возрасте становится необходимым явлением для преодоления инфантильной зависимости от них. Вместе с тем при семейных дисфункциях конфронтация с родителями может приобретать острый характер и способствовать отклоняющемуся поведению подростков. Подростковая конфронтация с родителями может потенцировать всю конфликтную семейную динамику и значительно усиливаться последней.

В данном возрастном периоде подростком должна быть решена одна из главных задач — сепарация от родителей и достижение определенного уровня автономности. К концу подросткового возраста отношения с родителями стабилизируются. Если подростковый кризис не удается разрешить, то конфронтация с родителями может выйти за границы подросткового периода и приобрести постоянный характер.

Конфронтация с родителями может отражаться во внешних и внутренних, поведенческих и идеаторных проявлениях. Внешне конфронтация с родителями может выражаться в грубости, игнорировании просьб и распоряжений родителей, бунтарстве. К косвенным признакам конфронтации можно отнести суицидальное, аддиктивное поведение. К поведенческим проявлениям относится стремление подростка все делать самостоятельно, нетерпимость помощи со стороны родителей. К идеаторным — отвержение ценностей и норм родителей.

Низкие значения соответствуют симбиотическим отношениям с родителями, задержке становления автономии от них. Такие подростки демонстрируют отсутствие инициативы, послушность, конформизм.

Высокие баллы свидетельствуют о гиперконфронтации с родителями, которая приобретает острый характер и актуализирует генерализацию конфликтов в семье.

Пример утверждений шкалы: Я люблю родителей, но не переношу, когда мной распоряжаются и командуют.

Шкала «Протестная реакция на вторжение в личное пространство»

Данная реакция позволяет подростку приобрести автономию, сформировать границы «Я» и индивидуальность. Отражает как эмоциональную, так и поведенческую эмансипацию. Является базовой составляющей реакции эмансипации, протекающей в норме. Патологический вариант может выражаться в замкнутости, конфликтности, чрезмерной подозрительности и недоверчивости.

В случае успешного формирования личностных границ и индивидуальности про-тестные реакции на вторжение в личное пространство ослабевают. Если подростку не удалось сформировать личностные границы, этот процесс продолжается и во взрослом возрасте.

Построение личностных границ может происходить посредством и поведенческих, и идеаторных проявлений путем формирования собственной системы ценностей и обретения независимости.

Внешним выражением является отстаивание собственного мнения и решений, стремление избавиться от контроля. В качестве косвенных признаков протестных реакций на вторжение в личное пространство можно выделить прогулы тех занятий, которые навязаны взрослыми, уходы из дома и т. д.

Низкие значения по шкале свидетельствуют об использовании личностных границ родителей в качестве собственных, о замедлении процесса индивидуализации. Чрезмерная открытость личностных границ приводит к неспособности отстаивать свое мнение. Личностные границы у таких подростков остаются несформированными.

Высокие баллы свидетельствуют о стремлении отстоять свои границы, вырваться из симбиотических отношений с родителями. В этом случае построение личностных границ и отношений с окружающим миром носит явно деструктивный характер.

Шкала содержит такие утверждения как: Я допускаю над собой опеку в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.

Шкала «Реакция протеста против законов и правил, социальных норм» («идеологическая» конфронтация)

Данная протестная реакция направлена как на родителей, так и на общество в целом, выражается в стремлении нарушать уже сложившиеся правила и законы, нормы и ценности. Деструктивный вариант «идеологической» конфронтации заключается в асоциальном поведении подростка. Являясь для подросткового периода нормативной реакцией, протест против социальных норм и правил может затянуться и во взрослом возрасте стать постоянным.

Внешне идеологическая конфронтация выражается в критике всего, что предлагают взрослые, отрицание их ценностей, норм и правил. Примером проявлений может служить вступление в неформальные организации, идентификация с молодежными субкультурами.

Низкие значения соответствуют слитности с нормами и ценностями окружающих, конформизме, при этом подросток демонстрирует свою «социабельность». Возможно, это отражает задержку развития ценностной структуры, следование нормам и ценностям еще не приобретает осознанного характера.

Высокие баллы показывают значительную напряженность в ценностной сфере, процесс поиска авторитетов, жизненных ориентиров и ценностей приобретает при этом остроконфликтные черты.

Пункт шкалы: Ужасно не люблю всякие правила, которые меня стесняют.

Таблица 1. Распределение показателей опросника «Выраженность реакции эмансипации у подростков» в группе подростков с наркотизацией и без признаков аддикции

(в Т-баллах)

Шкалы Группы У ровень значимости Р

Норма п = 400 М ± т Подростки с наркотизацией п = 90 М ± т

Общий показатель выраженности реакции эмансипации 49,99±0,50 69,37±0,86 <0,0001

Конфронтация с родителями 49,83±0,49 65,80±1,07 <0,0001

Протестная реакция на вторжение в личное пространство 50,16±0,50 55,63±0,98 <0,001

Реакция протеста против законов, правил и социальных норм 50,05±0,50 59,22±0,96 <0,0001

Девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса 50,00±0,50 72,84±0,84 <0,0001

Девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса

Данная шкала отражает асоциальные пути обретения независимости от родителей. Если подростку удается разрешить пубертатный кризис и обрести автономию, то девиантное поведение нивелируется. В случае неудачи в становлении автономии наблюдается отклоняющееся поведение и во взрослом возрасте. Важно, чтобы уровень показателя по данной шкале находился в нормативном диапазоне.

Средние значения соответствуют незначительным проявлениям девиаций поведения, являющихся осложнениями пубертатного кризиса. Они отражают экспериментирование подростка с запретами взрослых, его стремление найти себя пусть даже путем выбора отклоняющихся и явно неодобряемых обществом форм поведения.

Низкие значения свидетельствуют об отсутствии девиаций поведения у подростка, либо о демонстрации социально желательного поведения. Низкие результаты не должны рассматриваться как абсолютное благополучие, на них следует обратить особое внимание, поскольку чаще всего причиной такого результата могут являться задержки в формировании идентичности, предъявляемая гиперсоциальность или гиперконформ-ный вариант развития.

Высокие баллы говорят об асоциальном способе становления автономии подростка, его выраженном неумении или нежелании соотносить собственные импульсы, желания и мотивы с общественными нормами поведения.

Утверждение, входящее в шкалу: Побеги из дома для меня —протест против родителей.

В табл. 1 представлены результаты, отражающие распределение показателей опросника «Выраженность реакции эмансипации у подростков» в клинической и контрольной группах.

Различия между группой наркотизирующихся подростков и контрольной выборкой оказались высоко значимыми по всем показателям опросника. Обращает на себя внимание тот факт, что различаются не только средние значения по отдельным шкалам, но и общая структура эмансипаторного профиля в сравниваемых группах.

Для эмансипаторного профиля наркотизирующихся подростков характерны следующие особенности:

Таблица 2. Распределение показателей опросника «Выраженность реакции эмансипации у подростков» в зависимости от пола (в Т-баллах)

Ш калы Группы

Клиническая группа Группа нормативного контроля

Девуш ки п = 33 М±ш Юноши п = 57 М±ш Уровень значимости Р < Девушки п = 187 М ± т Юноши п = 213 М ± т Уровень значимости Р <

Общий показатель выраженности реакции эмансипации 70,85±1,55 68,51±1,02 50,17±0,67 49,60±0,77

Конфронтация с родителями 69,09±1,65 63,80±1,33 0,01 51,76±0,69 48,43±0,69 0,001

Протестная реакция на вторжение в личное пространство 55,48±1,80 55,72±1,55 — 51,55±0,61 49,08±0,74 0,01

Реакция протеста против законов, правил и социальных норм 59,42±1,65 59,11±1,18 48,43±0,69 51,51±0,69 0,001

Девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса 74,18±1,40 72,07±1,05 48,70±0,71 50,96±0,69 0,05

Примечание. Если уровень различия не значим, в таблице ставится знак «—».

• наибольшая выраженность значений по шкалам «Конфронтация с родителями» и «Девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса»;

• относительно наименьшие оценки по шкалам «Протест против вторжения в личное пространство» и «Протест против законов, правил и социальных норм»;

• распределение среднегрупповых шкальных оценок в широком диапазоне значений: от выходящих за пределы нормативного интервала (по шкалам «Девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса» и «Конфронтация с родителями») до почти нормативных (по шкале «Протестная реакция на вторжение в личное пространство»).

Значительная выраженность общей реакции эмансипации в группе наркозависимых достигается главным образом за счет шкал, отражающих конфронтацию с родителями и обществом, а также девиантное поведение, в то время как шкала, демонстрирующая уровень конфликтов, связанных с построением личностных границ, вносит существенно меньший вклад.

При психологической интерпретации «эмансипаторных профилей» наркозависимых подростков обращает на себя внимание то, что для них характерны гиперконфронтация с родителями, зачастую проявляющаяся в генерализованных семейных конфликтах, и выраженное стремление к достижению автономии асоциальным способом, грубо игнорируя мысли, чувства и желания вовлеченных в процесс взрослых, а также семейные и общественные традиции и нормы.

В табл. 2 отражено распределение показателей опросника «Выраженность реакции эмансипации у подростков» в зависимости от пола в клинической и контрольной группе.

Статистически значимые различия между женской и мужской клиническими выборками получены только по шкале «Конфронтация с родителями». У девушек, злоупотребляющих психоактивными веществами, более выражен протест против родителей, чем у наркотизирующихся юношей.

В целом эмансипаторные профили наркотизирующихся девушек и юношей совпадают. На первый план в их эмансипаторном профиле выступают шкалы, отражающие девиации поведения и гиперконфронтацию с родителями, тогда как показатель процесса построения личностных границ менее выражен в комплексной реакции эмансипации.

При сопоставлении оценок опросника «Выраженность реакции эмансипации у подростков» нормативной группы в зависимости от пола статистически значимые различия получены по всем шкалам, кроме общего показателя выраженности реакции эмансипации (табл. 2). Другими словами, в норме при одинаковом уровне эмансипаторного напряжения у юношей и девушек каждый из полов находит свой специфический путь становления идентичности. То есть наблюдаемые в подростковом возрасте существенные различия в эмансипаторном профиле отражают заданные в культуре становления половой роли.

У девушек, вошедших в нормативную группу, статистически значимо выше по сравнению с юношами показатели по шкалам «Конфронтация с родителями», «Протест против вторжения в личное пространство» и менее выражены показатели по шкалам «Реакция протеста против законов, правил и социальных норм», «Девиантное поведение как осложнение пубертатного кризиса».

Таким образом, в клинической группе по сравнению с нормой половые различия нивелируются. Стертость половых различий в структуре реакции эмансипации у наркотизирующихся подростков отражает их инфантильность и нарушения в формировании полоролевой идентичности.

Показатели эмансипаторного профиля у девушек и юношей клинической группы выше, чем у подростков обоих полов из группы нормативного контроля. Это может говорить о том, что у наркозависимых подростков эмансипаторное напряжение, не находя адекватного полоспецифического выражения, генерализуется и накапливается, придавая всей реакции эмансипации драматически конфликтный характер.

Для рассмотрения различий эмансипаторного профиля в разных возрастных группах как клиническая, так и нормативная выборки были разделены на две группы — младшую подростковую, включающую респондентов 14-15 лет, и старшую, состоящую из подростков 16-18 лет, согласно наиболее распространенной классификации подросткового возраста.

Статистически значимые различия показателей опросника «Выраженность реакции эмансипации у подростков» между старшими и младшими подростками ни в нормативной, ни в клинической группе не обнаружены.

Иначе говоря, выраженность и структура реакции эмансипации подростков разных возрастных групп оказалась сходной. Вместе с тем все параметры эмансипаторного профиля и в младшей, и в старшей возрастной группе оказались намного выше у нар-козависимых подростков, чем у их сверстников.

Можно предполагать, что в норме реакция эмансипации имеет парциальный характер, т. е. в каждый возрастной период пубертата решаются последовательно свои задачи. Возникающее напряжение приводит к парциальной конфронтации. У наркотизирующихся подростков на всем протяжении пубертата реакция эмансипации имеет острый, генерализованный характер. Не наблюдается спада интенсивности эмансипа-торного процесса. Это связано с тем, что задачи подросткового возраста не решаются последовательно, напряжение не снимается, что приводит к генерализованной конфронтации во всех сферах и отношениях подростка.

Таким образом, наркотизирующиеся подростки характеризуются чрезмерно выраженной реакцией эмансипации. Полученные данные согласуются с представлениями В. В. Егорова, Н. А. Седых [7].

В основе явления лежит обостренное и чрезмерно болезненное переживание пубертатного кризиса и сопутствующих ему изменений, что совпадает с представлениями М. И. Христофоровой [18]. Пубертатный кризис приводит к изменениям во взаимоот-

ношениях с родителями. По нашим данным, как и по сведениям Ж. Н. Стрельцовой [17], деструктивные формы его преодоления (наркотизация) способствуют застреванию на инфантильных формах реагирования в виде генерализованной и сверхсильной реакции эмансипации.

Выраженность девиантного компонента в эмансипаторном профиле наркотизирующихся подростков подтверждает положение В.В.Гульдан с соавторами о том, что чрезмерно выраженная реакция эмансипации создает условия для идентификации с асоциальными группами, которые поддерживают и усиливают реакцию эмансипации как средство разрыва отношений с родителями и дальнейшего вовлечения в наркотизацию. Выраженный девиантный компонент реакции эмансипации является показателем того, что процесс преодоления пубертатного кризиса приобретает патологический характер.

В результате исследования получены данные о том, что половые различия при их наличии в нормативной выборке у наркотизирующихся подростков сглажены. Этот факт ранее не исследовался и нуждается в более детальной проверке.

Итак, наши данные подтверждают положение о том, что реакцию эмансипации целесообразно рассматривать как развивающийся во времени процесс, который проявляется в различных сферах и отношениях подростка. Реакция эмансипации в полной мере отражает фундаментальные закономерности развития психических структур — неравномерность и гетерохронность. Структура реакции эмансипации в норме имеет половую специфичность.

У подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами, отмечается ранняя чрезмерно выраженная реакция эмансипации, которая приводит к осложнениям эман-сипаторного процесса. Отделение от норм и ценностей родителей происходит за счет идентификации с нормами асоциальных групп. Это приводит к эскалации напряженности не только в системе «подросток — родители», но и к генерализации конфликтов подростка с обществом в целом. Идентификация с асоциальными группами, в свою очередь, поддерживает и усиливает реакцию эмансипации.

Важной особенностью эмансипаторного процесса наркотизирующихся подростков является нивелирование половых различий, которое, по-видимому, отражает неспособность подростка к удовлетворительному освоению заданной в культуре половой роли.

Следует подчеркнуть, что реакция эмансипации у подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами, имеет инфантильный характер и проявляется в невозможности последовательного разрешения задач пубертатного периода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе представленных данных можно сделать вывод, что реакция эмансипации у наркотизирующихся подростков по выраженности и структуре качественно и количественно отличается от эмансипации в норме. Это отражает искаженный характер всего эмансипаторного процесса у наркотизирующихся подростков.

В свете приведенных данных представляется принципиальным вопрос, является ли выраженная реакция эмансипации фактором, предрасполагающим к наркотизации подростка, или средством изменения искаженных вследствие подростковой наркотизации детско-родительских отношений.

Результаты исследования показывают, что имеет место сложная система взаимодействия эмансипаторного и «наркотического» процессов. Выраженная реакция эмансипации — это фактор, провоцирующий наркотизацию. Вместе с тем дальнейшая наркотизация подростка, сопряженная с усилением конфликтности, идентификацией с асоциальными группами, генерализацией семейных конфликтов, еще больше усиливает выра-

женность эмансипаторного процесса и приводит к нарастанию негативных тенденций, препятствующих адекватному разрешению противоречий пубертатного кризиса.

Литература

1. Аверт В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. С. 357-37G.

2. Березuн С. В., Л^ецтй К. С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М., 2GG1. С. 4G-53.

3. Бордов^ая Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2GGG. С. 77-8G.

4. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.; Воронеж, 2GG3. С. 62-98.

5. Гульдан В. В., Романова О. Л., Кораун А. М., Шведова М. В. Эмоционально-когнитивный диссонанс в структуре представлений школьников о наркомании и токсикомании ^ Психологические исследования в психологии и наркологии. Л., 1989. С. 68-74.

6. Егоров А. Ю. Возрастная наркология. СПб., 2GG2. С. 132-134.

7. Егоров В. В., Седых С.Н. Патохарактерологическое исследование подростков, больных наркоманией ^ Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения психических заболеваний. Полтава, 1988. С. 19-21.

8. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М., 2GGG. С. 82-83.

9. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М., 1991. С. 36-1G1.

1G. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 93-12G.

11. Крайг Г. Психология развития. 9-е изд. СПб., 2GG5. С. 493-525.

12. Лтко А. Е., Бuтенcкuй В. С.Подростковая наркология: Руководство для врачей. М., 1991. С. 35-37.

13. Менделевт В. Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2GG9. С. 4G3-4G5.

14. Практикум по возрастной психологии У Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2GG6. С. 2G1-224.

15. Психология подростка У Под ред. А. А. Реана. СПб., 2GG3. С. 187-23G.

16. Ремшм^т Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. С. 26-34.

17. Стрельцова Ж. Н., Надеждuн А. В., Слонев^ая С. Ю. Особенности общения старших подростков, больных героиновой наркоманией ^ 13-й съезд психиатров России: Материалы съезда. М., 2GGG. С. 269.

18. Хр^тофорова М. И. Нарушение взаимоотношений между матерью и ребенком как фактор риска наркозависимости подростков: Дис. ... канд. психол. наук: 19.GG.G4. СПб., 2GG4. С. 21-45.

19. Шабанов Д. В., Штакельберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. СПб., 2GGG. С. 282-327.

2G. Эрuкcон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 138-151.

Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.