Третье - средства на реализацию мероприятий по пожарной безопасности учитывается в сфере строительных инвестиций - вложении денежных средств в строительные объекты с целью получения дохода.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектно-сметной документации» в раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» должно быть включено следующее: а) описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства; б) обоснование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и наружными установками, обеспечивающих пожарную безопасность объектов капитального строительства; в) описание и обоснование проектных решений по наружному противопожарному водоснабжению, по определению проездов и подъездов для пожарной техники; г) описание и обоснование степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности строительных конструкций, конструктивных и объемно-планировочных решений; д) описание и обоснование проектных решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара; е) перечень мероприятий по обеспечению безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара; ж) сведения о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности; з) перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией; и) описание и обоснование систем противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты); к) описание и обоснование необходимости размещения оборудования противопожарной защиты, управления таким оборудованием, взаимодействия такого оборудования с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого во время пожара направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития, а также алгоритма работы технических систем (средств) противопожарной защиты (при наличии); л) описание организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства; м) расчет пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей и уничтожения имущества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с изменениями.
2. Федеральный закон от 22 .07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации с изменениями, введен в действие 29.12.2004 Федеральным законом №190-ФЗ.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектно-сметной документации».
УДК 614.84
С. С. Садаклиев, Е.В. Калач
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России
ОСОБЕННОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ГИДРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Рассмотрены существующие трудности в прогнозировании аварийных инцидентов на гидроузлах, расположенных в бассейнах рек, приводящие к поиску новых подходов и методов для решения задач по разработке системы управления гидрологической обстановкой малых водозаборов.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, водяной поток, оценка надежности, малые водозаборы, рельеф местности.
S.S. Sadakliev, Е. V. Kalach
PECULIARITIES OF RESPONSE TO EMERGENCY SITUATIONS OF HYDROLOGICAL CHARACTER
The existing difficulties in forecasting emergency incidents at hydro-systems located in river basins, leading to the search for new approaches and methods for solving problems of developing a system for managing the hydrological situation of small water intakes, are considered.
Keywords: emergency situation, water flow, reliability assessment, small water intakes, terrain relief.
В настоящее время на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления сформирована и эффективно применяется современная система нормативных правовых актов в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) представляет собой систему, объединяющую органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций [1].
Снижение риска и последствий техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС) в значительной мере зависит от эффективности и оперативности принимаемых решений по предупреждению, локализации и ликвидации ЧС. Реальность предъявляет новые требования к системе обучения личного состава умелым и решительным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций. При этом, необходимо понимать роль и место каждого государственного органа по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Для предупреждения чрезвычайных ситуаций, их локализации и ликвидации последствий создано и достаточно эффективно работает МЧС России.
Согласно хронологии чрезвычайных ситуаций, возникающих на объектах водного значения главным приоритетом в ликвидации последствий аварий является предупреждение и проведение анализа риска. На начальном этапе по выявлению последствий проводится количественная оценка инженерной обстановки. Она заключается в определении процентного соотношения зданий и сооружений, получившие различные степени разрушений, повреждений систем жизнеобеспечения, максимального объема завалов, образующихся в результате прохождения водяного потока. Функциональная задача мониторинга определяется заблаговременной работой по выявлению оценки риска опасных источников ЧС, характер их протекания, развитие, а также формирование банка данных о выработке и принятия управленческих решений по предупреждению и предотвращению аварийных ситуаций (инцидентов) на данных объектах. Данная задача формировалась на всех уровнях Российской единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (РСЧС).
На рис. 1 показано соотношение количества малых водозаборов, подлежащих мониторингу, а соответственно их аварийность, техническое состояние и непосредственно возможную угрозу затопления населенных пунктов.
В настоящее время официальных количественных оценок надежности
гидротехнических сооружений практически не существует [2].
Рис.1. «Дерево событий» отказов работы на малых водозаборах
Соответственно вероятностная оценка аварийных инцидентов возникающих на малых водозаборах по количеству тринадцати административных районов выявило 28 напорных сооружений, находящихся в аварийном состоянии, в том числе: 12 аварийных земляных плотин, 9 паводковых аварийных водосбросов и 7 аварийных водоспусков.
Определили величину Ргтс - вероятность перехода в аварийное состояние ГТС в целом за определенный отрезок времени.
Таким образом, существующие трудности в прогнозировании аварийных инцидентов на гидроузлах, расположенных в бассейнах рек, заставляют искать новые подходы и методы к решению задач по разработке системы управления гидрологической обстановкой малых водозаборов и алгоритмов управления комплекса проблемно-ориентированных программ по затоплению местности. Метод укрупненных показателей был дополнен методом суперпозиции трехмерных гауссовых функций определяющий математическое обоснование рельефа местности, методикой расчета сил и средств по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнениях и катастрофических затоплениях на реках, при прорывах водохранилищ, прудов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. От 14.04.2015) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
2. Пучков В.А., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Катастрофы и устойчивое развитие в условиях глобализации: Научно-популярное издание [Текст] / В.А. Пучков, В.А. Акимов, Ю.И. Соколов. МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013.-328 с.