УДК 01
Е.В. МИНАЕВА, кандидат психологических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail:[email protected] М.В. КАЗАКОВА, медицинский психолог высшей категории отдела по изучению проблем детской психиатрии ФГБУ «НЦПЗ» РАМН, е-mail [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ.
E.V.Minaeva, M. V.Kazakova
THE DEVELOPMENT OF INTERNAL ACTION PLAN FOR DIFFERENT AGE STAGES.
Данная статья посвящена проблеме развития внутреннего плана действий (ВПД) на разных возрастных этапах. ВПД рассматривается как способность выполнять действия в уме. ВПД является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта. В статье выделены специфические особенности проявления ВПД на разных возрастных периодах. В частности раскрываются вопросы условий развития ВПД, становления основных характеристик, различных функций ВПД.
Ключевые слова: внутренний план действий, интеллект, интеллектуальные способности, ум, произвольность, планирование, прогнозирование, мышление, логические операции, мыслительная деятельность.
This article is devoted to the development of the internal action plan (VPD) at different age stages. VPD is considered as the ability to perform actions in mind. VPD - is one of the universal characteristics of human consciousness and is a key condition for the development of intelligence. The article highlights the specific features of appearance values at different age periods. In particular uncovers conditions for the development of VPD, becoming the main characteristics of the various functions VPD.
Keywords: internal plan of action, intelligence, intellect, mind, arbitrariness, planning, forecasting, thinking, logical, or intellectual activity.
Внутренний план действий (ВПД), или просто способность выполнять действия в уме, является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарев). Интересным представляется вопрос о развитии ВПД в разные возрастные периоды [6, 7, 8,10, 21].
В ряде психологических исследований приводятся данные о появлении ВПД у детей 2-го года жизни. В одном из последних исследований, проведенных под руководством М.И.Лисиной, показано, что у детей 2-го года жизни уже имеется элементарная способность действовать во внутреннем плане, при оперировании моторными и зрительными образами.
Согласно С.Л.Новоселовой [19], к концу 1-го года жизни возникают специфические предметно-опосредованные способы действий. В результате, как отмечает С.Л.Новоселова, происходит обобщение опыта и формирование внутренних функционально-предметных образований.
В исследовании А.В. Болбочану [2] показано возникновение первых представлений на 2-м году жизни. Основным содержанием ВПД в изучаемый возрастной период является способность сохранить в памяти некоторый образ и при необходимости использовать его как ориентир при выполнении действий, т.е. в данный возрастной период начинается становление способности к произвольному представлению. Схожие данные приводятся в
зарубежных исследованиях, в частности в работах Дж.Брунера [3], А.Валлона [5], Ж.Пиаже [20] отмечается, что в период около одного года у ребенка возникают первые внутренние представления и наглядные умственные образы. А.В.Болбочану [2] считает, что общение со взрослым является важным фактором развития ВПД. Анализируя особенности общения ребенка со взрослым, изменения, происходящие в поведении ребенка под влиянием общения, автор приходит к выводу, что формирование ВПД начинается уже на 2-ом году жизни и достигает определенного уровня в раннем детстве. Умение действовать во внутреннем плане впервые появляется в общении, а позже распространяется и на взаимодействие ребенка с предметным миром. В работе А.В.Болбочану детально рассматриваются особенности влияния ситуативно-деловой формы общения на развитие ВПД. Автор отмечает, что ВПД не обязательно связан с речью, но появление речи и предметных действий преобразуют ВПД; с этого момента начинается своего рода интеллектуализация способности детей действовать во внутреннем плане, у них появляются элементы логических операций [2].
Анализируя особенности ВПД у дошкольников, Я.А.Понамарев [21] приходит к выводу о том, что основы ВПД, в частности его планирующая линия, может закладываться значительно раньше, чем ребенок попадает в школу. Целенаправленное развитие ВПД ребенка уже в дошкольном возрасте может оказать существенное влияние на повышение эффективности обучения в школе. Автор выделяет некоторые особенности ВПД у детей дошкольного возраста. Дошкольники решают задачи только во внешнем плане (способны планировать при опоре на действие - пошаговое действенное планирование), во внутреннем лишь репродуцируются готовые решения. Попытки действовать в уме приводят к утере задачи.
Из экспериментального исследования У.В.Ульенковой [23] следует, что дети старшего дошкольного возраста, развивающиеся в норме, имеют специфические особенности ВПД. Так при описании уровня развития мыслительной деятельности автор среди прочих характеристик 1-го уровня, на котором оптимальным образом реализованы возрастные возможности, выделяет следующие: способность обдумать своё решение и выстроить последовательность действий, необходимых для реализации задуманной цели. В ходе эксперимента 1-ый уровень развития мыслительной деятельности показали 26,4% испытуемых.
В работе Е.О.Смирновой указывается на различие между социальным и предметным материалом в плане возможности переноса во внутренний план. Автор делает вывод, что в возрасте 4-5 лет задачи на социальном материале решаются успешнее, чем на предметном.
Младший школьный возраст в сравнении с другими возрастными периодами является наиболее изученным в плане становления ВПД. На наш взгляд, это объясняется, прежде всего, тем, что ВПД является новообразованием именно младшего школьного возраста.
Л.С.Выготский [6] считал, что младший школьный возраст - период активного развития мышления, которое, в свою очередь, обеспечивает возникновение независимой от внешней деятельности внутренней интеллектуальной деятельности, системы собственно умственных действий. Автор указывает, что система наших мыслей как бы предварительно организует поведение, и если ребенок сперва подумал, а потом сделал, то это означает не что иное, как такое удвоение и усложнение поведения, когда внутренние реакции мысли сперва подготовили и приспособили организм, а затем внешние реакции осуществили то, что было наперёд установлено и подготовлено в мысли. Мысль выступает в роли предварительного организатора поведения.
Развитие восприятия и памяти происходит под определенным воздействием формирующихся интеллектуальных процессов. Сходную точку зрения в своих работах высказывают Л.И.Божович [1], В.В.Давыдов [11], И.И.Кондратьев [14], Л.С.Лучанская [16], А.А.Люблинская [17], С.Л.Рубинштейн [22], У.В.Ульенкова [23]. Авторы указывают на конец дошкольного и начало школьного возраста как время, в которое в познавательной
деятельности ребёнка возникают такие новообразования, как осознание действий, рефлексия на собственные процессы, теоретическое отношение к действительности.
Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит интенсивное становление произвольности, ребёнок учится осмысливать свои действия до момента развёртывания, чем существенно отличается от дошкольника [13, 24].
Данные положения являются важными. Поскольку позволяют сделать вывод о том, что в младшем школьном возрасте происходит становление осознанности поведения и её механизмов. Кроме того, важно, что ВПД в младшем школьном возрасте выступает важнейшим элементом произвольности, основными функциями которого являются осознание и организация собственных действий.
В исследованиях Л.С.Выготского [6], В.В.Давыдова [11], А.А.Люблинской [17], С.Л.Рубинштейна [22], У.В.Ульенковой [23] и других отмечается, что в младшем школьном возрасте ребёнок способен рассказать о последовательности своих действий до момента начала их выполнения. Следовательно, можно говорить о том, что в младшем школьном возрасте ВПД предполагает прогнозирование действий посредством слова.
Кроме того, исследователи Л.И.Божович [1], В.В.Давыдов [11], А.З.Зак [12], И.И.Кондратьева [1 4] и др. указывают на способность младшего школьника руководствоваться своим планом в процессе деятельности, т.е. можно говорить о такой функции ВПД как управление собственными действиями.
Кроме того, в работах Л.С.Выготского [7], П.Я.Гальперина [10], А.Н.Леонтьева [15], А.А.Люблинской [17], Я.А.Пономарева [21] речь определяется как обязательное условие возникновения ВПД и основное средство осуществления ВПД.
Т.Б.Булыгина в своей работе [4] пришла к выводу о том, что в младшем школьном возрасте существует связь между развитием прогнозирования в учебной деятельности и нравственным поведением. Становление таких характеристик прогноза, как широта, осознанность, обоснованность, перспективность прогноза в нравственном поведении достаточно тесно связано с развитием соответствующих характеристик прогнозирования в учебной деятельности. Установлены факты прямого переноса объектов прогноза, осознанности из учебной деятельности в нравственное поведение.
В диссертационном исследовании Т.Б. Галкиной [9] делаются выводы о том, что в младшем школьном возрасте существует зависимость между уровнем развития ВПД и а) особенностями самооценки и оценки (как правило, чем выше уровень ВПД, тем успешнее решаются задачи на самооценку, оценку); б) особенностями процесса саморегуляции поведения (чем выше уровень ВПД, тем выше уровень саморегуляции, т.е. таких его качеств, как адекватность и тонкость).
В научной литературе представлено очень незначительное количество работ, в которых рассматривается вопрос становления ВПД в подростковом возрасте. По данным Я.А.Пономарёва [21] к концу 5-го класса, т.е. примерно к 12 годам, способность ВПД можно считать практически сформированной, хотя на протяжении последующих лет обучения происходит её дальнейшее совершенствование [24].
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Л.И. Божович // Психология личности. В 2 т. Самара - 1999. - Т.2. - С. 95-145.
2. Болбочану, А.В. Влияние общения со взрослыми на развитие действий во внутреннем плане у детей раннего возраста /А.В. Болбочану // Вопросы психологии. - 1983. - №2. - С. 68-73.
3. Брунер, Дж. Развитие процессов представления у детей /Дж. Брунер // Вопросы психологии. - 1968. - №5. - С. 135-145.
4. Булыгина, Т.Б. Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников: автореф.дис... канд.психол.наук /Т.Б.Булыгина. - Санкт-Петербург, 1996.
5. Валлон, А. Психическое развитие ребёнка / А.Валлон. - М., 1967.
6. Выготский, Л.С. Кризис семи лет /Л.С.Выготский // Собр. соч.: в 6 т. - М. - 1984. - Т.4. -С. 376-386.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. - М. - 1984. -Т.2. - С.6 - 360. - 1996.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология речь /Л.С. Выготский. - М., 1991.
9. Галкина, Т.Б. Психологический механизм решения задач на самооценку /Т.Б. Галкина: дис. .канд.психол.наук. - М., 1986.
10. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий /П.Я. Гальперин. // Психологическая наука в СССР. - М. - 1959. - С. 441-469.
11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения /В.В. Давыдов. - М., 1986.
12. Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников /А.З. Зак. - М., 1984.
13. Исаев, Е.И. Планирование как центральный компонент теоретического мышления [Электронный ресурс] / Е.И.Исаев // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 4. http://www.psyedu.ru/about/ (дата обращения: 25.11.2014).
14. Кондратьев, И.И. Планирование своей деятельности младшими школьниками/ И.И . Кондратьев. // Вопросы психологии. —1990. - №4. - С. 47-55.
15. Леонтьев, А.Н. Проблема развития психики /А.Н. Леонтьев. -М., 1981.
16. Лучанская, Л.С. Сознательное принятие учебной ситуации детьми 6-7 лет /Л.С. Лучанская. // Вопросы психологии. - 1988. - №3. - С. 44-49.
17. Люблинская, А.А. Очерки психологического развития ребенка /А.А. Люблинская. - М., 1965.
18. Марокова, М.В. Формы, уровни и динамика планирующей функции мышления у младших подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук/А.В.Марокова. - Волгоград, 2010.
19. Новосёлова, С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте /С.Л.Новоселова. - М, 1978..
20. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды /Ж.Пиаже. - М., 1969.
21. Пономарёв, Я.А. Знания, мышление и умственное развитие /Я.А.Понамарев. - М., 1967.
22. Рубинштейн, С.А. Проблемы общей психологии /С.А. Рубинштейн. - М., 1973.
23. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития /У.В. Ульенкова. - Нижний Новгород, 1994.
24. Федекин, И.Н. Новый метод диагностики сформированности действий планирования /И.Н. Федекин // Вестник МАРО. - 2000. - №7.
© Минаева Е.В., Казакова М.В., 2014