Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИНДУСТРИИ В КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИНДУСТРИИ В КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРПОДУКТ / СФЕРА РАЗМЕЩЕНИЯ / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ ТЕРРИТОРИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ПРОДВИЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / TOURIST PRODUCT / THE SPHERE OF PLACEMENT / MARKETING OF THE TERRITORY / QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION / MARKETING TECHNOLOGIES / PROJECT MANAGEMENT / SUBJECTS OF THE TERRITORY / MANAGEMENT OF PROJECTS / ADVANCE OF THE TERRITORY / EXTERNAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Е.С.

Данное исследование посвящено рассмотрению вопросов становлению маркетинга территорий через призму проектного управления в секторе государственного муниципального управления, что даёт возможность в контексте развития территории приспособиться к внешней среде и формировать имидж территории, что соответствует концепции развития территории в формате конкурентоспособности. С помощью разнообразных проектов осуществляются реорганизация маркетингового развития территории, внедрение проектного управления увеличит эффективность использования ресурсов и взаимодействие органов государственной власти с другими организациями. Управление проектной деятельностью необходимо, так как один индивид не сможет управлять большим объёмом задач и принимать решения по ним. В связи с этим возникает острая необходимость в системе управления проектом. Чтобы добиваться целей необходимо использование ресурсов территории, которые нужно обеспечить, скоординировать и использовать. Действия по достижению целей требуют как детальной планировки структуры управления, так и необходимость организовывать процессы, коммуникации при принятии решений как внутри системы, так и вовне. Отличительной особенностью проектного управления в России является повышенное внимание к реализации эффективных и качественных проектов органами государственной власти. Сочетание федеральных нормативно-правовых актов с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, направленных на организацию проектной деятельности, позволит обеспечить качественное выполнение государственных и региональных проектов в нашей стране. Одна из форм повышения качества жизни в рамках территории и повышения привлекательности территории - это укрепление туристской инфраструктуры и особенно сектора средств размещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куликова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИНДУСТРИИ В КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ»

Е.С. Куликова

К.э.н., доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет

E.S. Kulikova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and

Municipal Management, Ural State University of Economics

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИНДУСТРИИ В КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО

РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация. Данное исследование посвящено рассмотрению вопросов становлению маркетинга территорий через призму проектного управления в секторе государственного муниципального управления, что даёт возможность в контексте развития территории приспособиться к внешней среде и формировать имидж территории, что соответствует концепции развития территории в формате конкурентоспособности. С помощью разнообразных проектов осуществляются реорганизация маркетингового развития территории, внедрение проектного управления увеличит эффективность использования ресурсов и взаимодействие органов государственной власти с другими организациями. Управление проектной деятельностью необходимо, так как один индивид не сможет управлять большим объёмом задач и принимать решения по ним. В связи с этим возникает острая необходимость в системе управления проектом. Чтобы добиваться целей необходимо использование ресурсов территории, которые нужно обеспечить, скоординировать и использовать. Действия по достижению целей требуют как детальной планировки структуры управления, так и необходимость организовывать процессы, коммуникации при принятии решений как внутри системы, так и вовне. Отличительной особенностью проектного управления в России является повышенное внимание к реализации эффективных и качественных проектов органами государственной власти. Сочетание федеральных нормативно-правовых актов с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, направленных на организацию проектной деятельности, позволит обеспечить качественное выполнение государственных и региональных проектов в нашей стране. Одна из форм повышения качества жизни в рамках территории и повышения привлекательности территории — это укрепление туристской инфраструктуры и особенно сектора средств размещения.

Annotation. This study is devoted to the issues of the formation of marketing of territories through the prism of project management in the sector of public administration, which makes it possible in the context of the development of the territory to adapt to the external environment and to form the image of the territory, which corresponds to the concept of development of the territory in the format of competitiveness. With the help of various projects, the reorganization of the marketing development of the territory is carried out, the introduction of project management will increase the efficiency of the use of resources and the interaction of public authorities with other organizations. Management of project activities is necessary, as one individual will not be able to manage a large volume of tasks and make decisions on them. In this regard, there is an urgent need for a project management system. To achieve the goals it is necessary to use the resources of the territory, which need to be provided, coordinated and used. Actions to achieve the goals require both a detailed planning of the management structure and the need to organize processes and communications in decision-making both within the system and outside. A distinctive feature of project management in Russia is the increased attention to the implementation of effective and high-quality projects by public authorities. The combination of Federal regulatory legal acts with regulatory legal acts of the constituent entities of the Russian Federation aimed at the organization of project activities will ensure the quality of implementation of state and regional projects in our country. One of the forms of improving the quality of life within the territory and increasing the attractiveness of the territory is the strengthening of tourist infrastructure and especially the sector of accommodation.

Ключевые слова: турподукт, сфера размещения, маркетинг территории, качество жизни населения, маркетинговые технологии, проектное управление, субъекты территории, управление проектами, продвижение территории, внешняя среда.

Key words: tourist product, the sphere of placement, marketing of the territory, quality of life of the population, marketing technologies, project management, subjects of the territory, management of projects, advance of the territory, external environment.

В современной России вопросы территориального развития рассматриваются регулярно в связи с необходимостью любой локальной территории сталкиваться и решать вопросы, связанные с привлечением инвестиций, формированием территориального продукта и расширением возможностей для становления собственного имиджа, что в контексте маркетинга территории приведет к положительному формированию и развитию потенциала территории и экономическому территориальному эффекту. Современные научные и практические веянья утверждают, что проектное управлению способствуют достижению всех вышеперечисленных необходимых эффектов и активно поддерживаются, и внедряются в процессы управления территорией с привлечением административного ресурса. Маркетинг территорий

призван повышать конкурентоспособность территории в сжатые сроки и с учетом имеющихся природных, экономических, социальных ресурсов территории в активной внешней среде. Управление проектами в сфере ГМУ также использует эти принципы. Современная методология проектного управления предполагает разработку, реализацию и развитие проекта как сложной системы ресурсов, которая воспроизводится и функционирует в динамическом внешней среде. Главными элементами проекта является замысел, идея (проблема, задачи), средства их реализации (решения проблемы) и результаты, приобретаемые в процессе реализации проекта [2], что полностью соответствует концепции маркетинга территории, на наш взгляд.

Эффективность и результативность проектного управления в органах

власти можно рассматривать с двух позиций:

а) с точки зрения общества: участие граждан в инициации и реализации проектов; учет мнения жителей региона при принятии решений; повышение качества предоставляемых услуг [5]; открытость и прозрачность; контроль со стороны общества (через планирование по стоимости и срокам) [1];

б) с точки зрения бизнеса: повышение прозрачности и результативности государственных и муниципальных проектов; участие власти в частных проектах (формат ГЧП); положительное влияние на инвестиционную открытость и качество инвестиционного климата региона (одну из основных целей маркетинга территории); снижение и контролируемость рисков в ходе реализации совместных проектов;

Управление проектами состоит из пяти групп процессов, объединенных между собой:

- инициализация;

- планирование;

- исполнение;

- мониторинг и управление;

- завершение [6].

Если рассматривать повышение имиджевой составляющей, как один из элементов маркетинга территории, то справедливо предположить, что проектное управление в этом секторе даст свой необходимый результат и приложенные усилия благоприятно скажутся на развитии территории. Туризм является элементом имиджевой составляющие и его развитие на любой территории сегодня может дать свои экономические плоды.

В сфере туристической деятельности главенствующими проектами являются проекты по созданию и реализации туристских продуктов. Для успешной реализации туристских продуктов необходимым является использование креативного подхода при планировании и разработке турпродуктов [3].

Для лучшего управления проектами в туристической сфере нужно знать и уметь применять на практике комплекс отличительных особенностей турпродуктов.

Туристический продукт должен обладать товарной природой, а не считаться простым экономическим благом, которое неодолимо лишь для обмена. Одной из особенностей турпродукта является то, что он предполагает потребление именно там, где находилось производство туристских услуг [4].

Необходимо учитывать разработку технологий по созданию турпродукта. Туристский продукт должен рассматриваться как товар. Как товар он будет обладать стоимостью потребителей [9]. Данная стоимость будет зависеть от способности удовлетворения потребностей туристов.

В связи с этим, туроператор обязан найти целевую аудиторию и определиться с сегментом, для которого он и будет проектировать туристский продукт. Комплекс услуг, которые предоставляются в туристическом путешествии - называется «туристский пакет». «Туристский пакет» должен иметь индивидуальный серийный номер, который указывает на то, что турпродукт поступит в массовую продажу.

В «туристский пакет» должны входит такие элементы, как: услуги размещения, трансфер (перевозка), а также туристский центр, вокруг которого будут происходить основные маркетинговые усилия и именно он принесет основные доходы или основной приток инвестиций, если рассматривать турпродукт территории.

Услуги, связанные с питанием туристов, не выносятся отдельной частью. Так как в туристической сфере услуги по питанию входят с состав услуг размещения.

Турпродукт представляет собой взаимосвязь как вещественных, так и невещественных потребительских стоимостей. К вещественным услугам относятся все предметы потребления, а к невещественным относятся услуги потребительских стоимостей. Данные услуги направлены на удовлетворение потребителей, т.е. туристов, которые возникают в период путешествий.

В туристский продукт входят: тур, дополнительные экскурсионные услуги и товары, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура туристского продукта

В соответствии с рисунком 1 необходимо понимать, что турпродукт состоит из дополнительных экскурсионных услуг и тура.

Необходимо учесть, что «турпакет» — это основная и обязательная часть турпродукта.

В связи с этим, можно сделать следующий вывод о том, что тур является составной частью тур-продукта. Деятельностью по разработке тура занимается туроператор, который учитывает маршрут и сроки, однако, с позиций маркетинга территории деятельность туроператора при привлечении туристов должна быть регламентирована с учетом интересов территории, что сегодня регламентируется соответствующими стратегическими программами и федеральными проектами.

В рамках развития территории приоритетом в туристской индустрии при развитии въездного туризма важным является сервис по размещению туристов [8]. Пребывая в средствах размещения туристы оценивают облик территории и соответственно возможности частного и комфортного пребывания на данной территории. Высокий сервис предоставления услуг по размещению определяет также такие психологические аспекты туризма, как удовлетворенность путешествием и высокая оценка организации пребывания туристов в той или иной территории.

В многообразии имеющихся средств размещения особое место принадлежит гостиничной индустрии. Гостиничная индустрия - это вид экономической деятельности, который включает в себя предоставление гостиничных услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.п. К гостиничной деятельности относят и услуги ресторанов.

В последнее время, наряду с понятием «гостиница» все чаще используется термин «отель», который определяет предприятие, которое предоставляет широкую номенклатуру и высокое качество услуг, создает комфорт и атмосферу гостеприимства.

В качестве примера удачного позиционирования территории, развития въездного туризма и формирования маркетинга имиджа с целью притока внешних субъектов, увеличения инвестиционной активности рассмотрим территорию Екатеринбурга.

По состоянию на 1 апреля 2018 года, на территории города Екатеринбурга расположено 116 средств размещения на 10 644 мест. На сегодняшний день в Екатеринбурге работают шесть иностранных операторов (Паркинн, Хаятт, Рамада, Анжело, Новотель, Хилтон), что в свою очередь говорит о признании Екатеринбурга как города международного уровня. [7] В 2016 году ввелись в эксплуатацию 3 гостиницы: «TENET» уровня 3 звезды, расположенной по адресу: Хохрякова, 1а на 119 мест, гостиница «Арбат» уровня 3 звезды по улице Вайнера, 9а на 35 мест, гостиница «Tessa» уровня Ззвезды, расположенной по адресу Академическая, 28а на 70 мест.

По итогам 2016 года коэффициент загрузки номерного фонда гостиниц города Екатеринбурга составил 58%. В 2018 году прогнозируется увеличение данного показателя на 30-40%.

По состоянию на 1 апреля 2018, количество классифицированных отелей города составляет 102. Общее количество номеров в них 5262. Общее количество мест 9579, рисунок 2.

Гостиницы

Иные средства размещени я

Рисунок 2 - Структура средств размещения в Екатеринбурге В соответствии с действующим законодательством установлено, что с 1 января 2017 года предоставление гостиничных услуг допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице категории, предусмотренной системой классификации гостиниц. Таким образом, 1 апреля 2017 года все отели и гостиницы города должны были пройти процедуру категорирования объектов [7].

Помимо гостиниц и отелей, в Екатеринбурге по состоянию на 01.04.2018 года действует 59 хо-стелов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие сферы размещения на данной территории актуализировано, положительные тенденции преобладают, а с учетом проводимых активных мероприятии (Чемпионат мира по футболу 2018) позиционирование территории происходит достаточно успешно. Например, организация приема гостей и болельщиков на Чемпионате мира по футболу в Екатеринбурге предусматривала две программы для восьми разных групп болельщиков национальных команд. Связано это было с тем, что в Екатеринбурге проводились 4 матча группового этапа. Город посетили как минимум 8 групп болельщиков из разных стран. Программа предполагала пребывание групп болельщиков в количестве 40 человек в городе на 2 ночи и 3 дня. По подсчетам выявлено, что при комиссии 30%, доходы туроператора с реализации турпродукта на 8 групп туристов составила порядка 1,5 млн. рублей, а итоговая цена тура составит 19900 рублей для одного туриста. Причем все гости территории отмечали удобство и комфортность средств размещения, а значит приедут на данную территорию неоднократно. Но далеко не все туристы смогли позволить себе оплатить пребывание, что активно обсуждалось на форумах. Если рассматривать вопросы развития индустрии размещения, то приведенные выше данные позволяют предложить в целях успешного развития индустрии гостеприимства:

1. развитие гостиниц класса «эконом»: мини-отели уровня 2-3 звезды, хостелы, отели «апартаменты».

2. расширение присутствия международных гостиничных сетей до 7 операторов в 2019 году.

Однако, эффективность предложенных мероприятий будет во многом зависеть от эффективности и организованности процессов проектного управления, контроля в сфере ГМУ и создания условий для развития въездного туризма. Источники:

1. Анисимов А. Л. Экономико-правовые основы управления проектом / А. Л. Анисимов. - Екатеринбург : Издательство УрГЭУ, 2016. - 52 с.

2. Башмачникова Е. В. Элементы формирования теории управления проектами / Е. В. Башмачникова, Л. А. Абрамова // Вестник Поволжского государственного университета. Серия Экономика. - 2016. - № 2. - С. 125-133.

3. Зуб, А. Т. Управление проектами : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 422 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.

4. Попов, Ю. И. Управление проектами [Электронный ресурс] : учебное пособие для слушателей образовательных учреждений, обучающихся по программе МВА и другим программам подготовки управленческих кадров / Ю. И. Попов, О. В. Яковенко ; Ин-т экономики и финансов "Синергия". - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 208 с. http://znanium.com/go.php?id=542811

5. Руководство к своду знаний по управлению проектами (A Guide to the Project Management Body of Knowledge). PMBoK® 4-е изд. Newtown Square. USA: Project Management Institute, 2010. С. 184 - 186.

6. Pan, B. The Power of Search Engine Ranking for Tourist Destinations / B. Pan // Tourism Management. 2015. № 47. P .79-8.

7. Oberlander Garold D. Project Management for engineering and construction / 2 nd ed. New York: M S Graw Hill, 2000. - 368 p.

8. Zhilenko V .Y Bing Pan. Trends in the field of risk management business tourism //Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.1,№ 4(6), 2015.- С. 33-38.

9. Pan, B. The Power of Search Engine Ranking for Tourist Destinations / B. Pan // Tourism Management. 2015. № 47. P .79-8

Sources:

1. Anisimov AL Economic and legal basis for project management / AL Anisimov. - Ekaterinburg: Publishing House of Ur-GUE, 2016. - 52 p.

2. Bashmachnikova EV Elements of the formation of the theory of project management / EV Bashmachnikova, LA Abramova // Bulletin of the Volga State University. Series Economics. - 2016. - No. 2. - P. 125-133.

3. Zub, AT Project Management: A Textbook and a Workshop for Academic Bachelor's Studies / AT Zub. - M.: Publishing

House Yurayt, 2014. - 422 p. - Series: Bachelor. Academic course.

4. Popov, Yu. I. Project management [Electronic resource]: a textbook for students of educational institutions studying under

the MBA program and other management training programs / Yu. I. Popov, OV Yakovenko; Institute of Economics and Finance "Synergy". - Moscow: INFRA-M, 2016. - 208 p. http://znanium.com/go.php?id=542811

5. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (A Guide to the Project Management Body of Knowledge).

PMBoK® 4th ed. Newtown Square. USA: Project Management Institute, 2010. pp. 184 - 186.

6. Pan, B. The Power of Search Engine Ranking for Tourist Destinations / B. Pan // Tourism Management. 2015. No. 47. P

.79-8.

7. Oberlander Garold D. Project Management for engineering and construction / 2 nd ed. New York: M S Graw Hill, 2000. -

368 p.

8. Zhilenko V.Y., Bing Pan. / / Network Journal of "Scientific Result." Series "Technologies of business and service." - T.1,

No. 4 (6), 2015.- P. 33-38.

9. Pan, B. The Power of Search Engine Ranking for Tourist Destinations / B. Pan // Tourism Management. 2015. No. 47. P

.79-8

В.С. Курносов

доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет

V.S. Kurnosov

associate Professor of the Department of economy andforeign economic activity, Cand. Ekon.D.,

Kuban state agrarian University (kurnosovmen@mail.ru)

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты внедрения инноваций и инновационной деятельности, основные направления внедрения их в производственную деятельность сельскохозяйственных организаций Краснодарского края, проведен анализ эффективности внедрения инновационного проекта в сельскохозяйственные предприятия региона. Определены направления внедрения инноваций в отрасль животноводства. Предложен к реализации универсальный проект строительства инновационного мини-завода по переработке молока на примере типичного крупного сельскохозяйственного предприятия Краснодарского края. Разработан примерный продуктовый расчет работы мини-завода по переработки молока по видам выпускаемой продукции. Определен необходимый объем инвестиций, приведен расчет ожидаемого экономического эффекта. Проведена оценка эффективности внедрения инноваций в организацию проекта строительства мини-завода по переработки молока в сельскохозяйственной организации. Представлен план маркетинговых мероприятий по продвижению новых продуктов.

Annotation. The article deals with the theoretical and practical aspects of innovation and innovation, the main directions of their implementation in the production activities of agricultural organizations of the Krasnodar region, the analysis of the effectiveness of the implementation of the innovative project in the agricultural enterprises of the region. The directions of innovation in the livestock industry. A universal project of construction of an innovative mini-plant for milk processing is proposed for implementation on the example of a basic large agricultural enterprise of the Krasnodar territory. Developed grocery approximate calculation of mini-plant on processing of milk by types of products. The necessary volume of investments is determined, the calculation of the expected economic effect is given. The efficiency of innovation in the organization of the project of construction of a mini-plant for milk processing in an agricultural organization was evaluated. A plan of marketing activities to promote new products is presented.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, прибыль, экономическая эффективность, инновационный проект.

Key words: innovation, innovation, profit, economic efficiency, innovation project.

Одной из важнейших социально-экономических задач, стоящих в настоящее время перед сельским хозяйством является обеспечение страны продукцией высокого качества. Важная роль в решении этой задачи отводится повышению экономической эффективности производства посредствам внедрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.