Научная статья на тему 'Особенности развития теории уде как одного из направлений интеграции математического образования'

Особенности развития теории уде как одного из направлений интеграции математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития теории уде как одного из направлений интеграции математического образования»

388888888888888 ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тания транзитных и/или местных железных дорог и автомагистралей с сетью местных автодорог, в ряде районов — и водных путей. Модернизиру-

автомагистралеи

районы проходяї и нефтепроводы

высокого напряжения. В Удомельском районе расположена АЭС. В производственной инфраструктуре преобладают сельскохозяйственная, промышленная и лесохозяйственная. Межрайонных строительных баз нет. Социальная инфраструктура развита плохо.

5-м тип составляют районы с неразвитой инфраструктурой. В транспорт-

добычей минерально-строительного ной инфраструктуре - редкая сеть местных автодорог. В производственной преобладает лесохозяйственная и/или

ется существующая и формируется современная рекреационная инфраструктура (отдыха и туризма, бальнеологическая). Оснащенность экономики основными фондами - на среднем уровне с преобладанием промышленной и сельскохозяйственной. Строительные базы не созданы (или представлены

сырья). Социальная инфраструктура развита недостаточно.

4-й тип районов имеет слаборазвитую инфраструктуру. В транспортной инфраструктуре - сочетания транзитных уровень рг и/или местных железнодорожных линий, структуры.

сельскохозяйственная. Межрайонных строительных баз нет. В районах низкий уровень развития социальной инфра-

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ УДЕ КАК ОДНОГО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИНТЕГРАЦИИ

МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. В. Ульянова, аспирант кафедры методики преподавания математики

МГПИ им. М.Е. Евсевьева

Термином интеграция

(лат

tntegratio — восстановление, восполне ние, от integer — целый) обозначают со

Наиболее широкое распространение теория УДЕ получила в работах методи-ста-математика П.М. Эрдниева. Однако,

стояние связанности отдельных диффе- как показывает анализ научной литера-ренцированных частей в целое, а также туры, сама идея укрупнения существует процесс, ведущий к такому состоянию, или, другими словами, процесс сближе-

диффере

уже достаточно давно, она развивается как часть фундаментальной философской проблемы целостности (проблемы

ванных частей. Данный термин лежит в соотношений части и целого), поставлен-основе содержания таких понятий, как ной еще античной наукой. Наряду с фи-интегрированные курсы, интеграция методов, приемов, интеграция образо-

лософией различные аспекты этой идеи

вания и Tj

нашли отражение и в других научных областях, например в дидактике, где они Последнее понятие в научной лите- проявлялись главным образом в направлении укрупнения знаний через усиление их обобщения и систематизации, а так-

ратуре не определяется однозначно. Тем не менее в настоящее время можно выделить несколько основных направлений исследования проблем, касающихся, в частности, интеграции математического образования, одно из которых связано с теорией укрупнения дидактических единиц (УДЕ).

же формирования у учащихся качества их системности. В психологии такое же дидактическое направление поддерживал, в частности, Д.Б. Эльконин, отмечавший, что усвоение большого количества информации за одну и ту же единицу вре-

© И.В. Ульянова, 2002

мени возможно только на пути укрупнения единиц усвоения, т.е. на пути формирования теоретических обобщений и их сиетемы. В теории познания сложных систем укрупнение вообще определяется как общенаучная категория, которая позволяет кратчайшим путем получать существенную часть информации о сложной зистеме.

Таким образом, мы видим, что идея укрупнения в том или ином качестве находит свое отражение во многих областях науки. Однако более четкое ее осознание как дидактической проблемы произошло в методике преподавания математики в трудах П.М. Эрдниева. Именно он, взяв эту идею за основу, с 60-х гг. прошлого столетия начал разрабатывать теорию укрупнения дидактических единиц. Центральной мыслью данной теории явилось положение о необходимости осуществления укрупненного подхода к содержанию учебного материала, предполагающего совместное рассмотрение, в связях и переходах, целостных групп родственных (взаимосвязанных) единиц этого содержания, или, более коротко, рассмотрение таких единиц крупными блоками.

В дальнейшем данное положение облеклось в разработках ученого в форму одного из методических приемов, способствующего реализации теории на практике. Это прием совместного и одновременного изучения взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем и т.п. (в частности, взаимно обратных), который в то же время очевидно отражает процесс интеграции математического образования, поскольку демонстрирует взаимосвязь содержания школьного курса математики. Данный прием, по мнению многих исследователей, выполняет основную функциональную нагрузку в осуществлении укрупненного подхода к учебному материалу, а остальные — как бы подчинены ему, но при этом каждый из них может использоваться как вполне самостоятельный:

1) применение в процессе обучения деформированных упражнений;

2)использование метода обратных задач;

3) обращение структуры упражнений;

4) освоение и составление школьниками граф-схем суждений и доказательств;

5) матричная (табличная) фиксация учебной информации;

6) усиление удельного веса творческих заданий.

Несмотря на относительную самостоятельность каждого из перечисленных приемов, больший эффект в учебном процессе достигается посредством их комплексного применения, поскольку оно в наивысшей степени способствует формированию у учащихся системных знаний и обобщенных умений, обеспечивает создание у них целостных представлений об окружающей действительности, развитие познавательного интереса к предмету, а также интенсифицирует процесс обучения за счет использования резервных механизмов мышления обучаемых. При этом резко снижается нагрузка на ученика и значительно сокращается расход учебного времени (по разным данным, на 15 — 30 %).

Благодаря таким показателям теория УДЕ заинтересовала многих исследователей. Начались попытки переноса ее основных положений на процесс изучения других учебных дисциплин, а также поиски возможностей некоторого совершенствования ее приемов и в методике преподавания математики.

Примером такого практического изменения может служить обучение по «методике» В.Ф. Шаталова, когда на уроках учитель использует так называемые листы с опорными сигналами, представляющими собой систему взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков, чертежей, с помощью которой кодируется крупная единица, блок информации — учебный раздел, тема или несколько параграфов. Лист с опорными сигналами — это действительно один из вариантов образования блоков из учебного материала. Можно выделить и иные похожие формы блочного изложения учебного материала, используемые при изучении других учебных дисциплин (опорные конспекты, структурно-логи-ческие схемы, обобщающие и сводные

3888ЯЯЙЯ&8888& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

таблицы, блок-конспекты и т.д.), а так- отмечена возможность параллельного

изучения веществ с противоположными

свойствами (кислород — водород). В физике появился так называемый укрупненный опыт, предполагающий одновременное проведение нескольких экспериментов, позволяющих комплексно раскрыть перед учениками сущность взаимосвязанных явлений, процессов, физических понятий и т.д. Такие преобразо-

* У

же блочное представление учащимся школьных задач, в частности математических.

В качестве примера преобразования теоретических положений теории УДЕ по П.М. Эрдниеву можно привести направление, представленное в работах А.К. Артемова и обозначенное им как изначальное формирование у учащихся

обобщенных умений в максимально воз- вания, очевидно, способны внести новые можной широте обобщения. Анализ это- рациональные предложения и в процесс

изучения математики.

Между тем, как показывает анализ методико-педагогической литературы, теория укрупнения дидактических единиц получила также и несколько иное направление своего развития. Сегодня она находит приложение в обучении учащихся не только начальной школы (как задумывалось изначально), но и

го направления показывает, что при его реализации движение человеческой мысли, как правило, осуществляется от общего к частному, что качественно отличает его от варианта П.М. Эрдниева, представляющего скорее индуктивный путь укрупнения знаний.

Развитие теории УДЕ, получившей наиболее глубокое исследование в рабо-

тах П.М. Эрдниева с последующим мо- средних и старших классов, атакжесту-

« К/

дифицированием в работах других авторов, не ограничилось лишь рамками изучения учебного предмета математики. Многочисленные исследования в облас-

дентов вузов и даже детей дошкольного возраста и аспирантов. Таким образом, в настоящее время для использования основных положений данной теории

ти дидактики и частных методик практически не существует возрастных

(С.В. Алещенко,

П.Д. Васильева, ограничений, но при этом они, как пра-

Л.Д. Мунчинова, Г.И. Саранцев и др.) по- вило, всегда специализируются с учетом

казали педагогическую эффективность ее использования в изучении и других учебных дисциплин: физики, химии, лингвистики и т.д. Это обстоятельство, на наш взгляд, также подчеркивает мысль о том, что теория УДЕ является одним из направлений интеграции математического образования. Проникнове-

предметного содержания и возрастных особенностей обучаемых. Так, Б.П. Эр-дниев и П.М. Эрдниев исследовали проблему единого изложения родственных вопросов двух предметов математического цикла, изучаемых в вузе (аналитической геометрии и линейной алгебры), в результате чего предприняли попытку

ние положении теории, разрабатываемой создания единого учебного предмета

первоначально для повышения эффек- «Линейная математика», которая позво-

тивности процесса обучения математике, ляет выделить еще одно особое направ-

в процессы изучения других учебных ление развития теории УДЕ, предпола-

предметов позволяет рассматривать ее гающее установление внутрипредмет-

ных и межпредметных связей. Если вышеназванные учебные предметы (геопользованию некоторых методов, при- метрию и алгебру) рассматривать как

как связующее звено таких процессов. Очевидно, это будет способствовать ис-

емов изучения математики с целью изу- два разных раздела единого предмета

чения других дисциплин. В то же время, математики, то их объединение будет

вполне естественно, что использование способствовать раскрытию его внутрен-

отдельных приемов данной теории в практике обучения другим предметам по-

них связей, а если как вполне самостоятельные предметы, то раскрытию так влекло за собой некоторое их преобра- называемых межпредметных связей.

зование с учетом специфики того или При этом необходимо отметить, что, с

иного предмета. Например, в химии была одной стороны, данное направление на-

ходит свое отражение в хорошо известной идее фузионизма, предполагающей совместное изучение планиметрии и стереометрии, а с другой — в документах, регламентирующих процесс обучения в средней школе. Так, в последних изданиях базисного плана образовательных учреждений Российской Федерации выделены так называемые образовательные области, включающие в себя несколько учебных предметов на основе различных связей между ними. Такое направление развития теории УДЕ однозначно отражает процесс интеграции математического образования.

Таким образом, теория укрупнения дидактических единиц с момента зарождения идеи укрупнения в целом прошла долгий путь своего развития, претерпевая различные изменения. Тем не менее данная теория в настоящее время, на наш взгляд, все-таки недостаточно изучена и отражена в многочисленных исследованиях, поскольку многие ее положения на сегодняшний день все еще остаются неразработанными. Например, анализ выделенных выше направлений ее развития показал, что чаще всего теория УДЕ сама выступает в качестве объекта исследования, в противном случае все варианты ее использования в учебном процессе всегда рассматриваются через содержание изучаемых предметов. Сегодня предметное содержание нередко характеризуется действиями. Например, содержание предмета математики может быть, очевидно, представ-

лено совокупностью таких компонентов, как задачи, теоремы, математические понятия и т.д., каждому из которых соответствует система конкретных действий. Логично предположить, что современное состояние теории УДЕ не является окончательным. Его можно модифицировать с учетом современных достижений, тем самым продолжая процесс развития данной теории, в частности, посредством выделения ее новых аспектов. Одним из них, по нашему мнению, может быть так называемый деятельностный аспект, который предполагает осуществление укрупненного подхода к действиям, адекватным различным методам решения геометрических задач, для более эффективного обучения учащихся средней школы этим методам. В то же время такой аспект снова способствует интеграции математического образования, так как его практическая реализация позволяет осуществлять интеграцию различных методов решения задач по геометрии.

На основе вышесказанного можно отметить, что теория УДЕ в любых направлениях своего развития так или иначе способствует интеграции математического образования, отражая ее в той или иной форме (взаимообогащение методов, приемов изучения различных учебных дисциплин, в том числе и математики; установление внутрипредмет-ных и межпредметных связей; интеграция методов решения геометрических задач и т.д.).

№ 2/3, 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.