УДК 796.422
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У БЕГУНОВ НА 400 МЕТРОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Дмитрий Михайлович Петров, майор полиции, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации; Виталий Сергеевич Попков, директор, Муниципальное образовательного учреждения Лицей № 8 «Олимпия», г. Волгоград
Аннотация
В статье представлены методические подходы к повышению специальной выносливости в тренировочном процессе бегунов на 400 метров на основе применения дополнительных эргогени-ческих средств в виде регламентации дыхания с помощью специальных масок. Проанализирована динамика показателей физической подготовленности легкоатлетов до и после педагогического эксперимента, позволяющая сделать вывод о том, что применение данных эргогенов в тренировочном процессе целесообразно и является эффективным средством для повышении специальной выносливости спринтеров.
Ключевые слова: специальная выносливость, бегуны на 400 метров, эргогенические средства.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p207-209
PECULIARITIES OF SPECIAL ENDURANCE DEVELOPMENT AMONG 400 M RUNNERS BASED ON ERGOGENICS Dmitriy Mikhailovich Petrov, the police major, senior teacher, Volgograd academy Ministry of Internal Affairs of Russian Federation; Vitaliy Sergeevich Popkov, the director, Municipal educational institution Lyceum No. 8 "Olympia", Volgograd
Abstract
The article presents methodological approaches to increase special endurance in the training process of runners at 400 meters based on the use of additional ergogenics in the form of regulation of breathing using special masks. Dynamics of indicators of physical fitness of athletes before and after pedagogical experiment is analyzed, which allows concluding that application of these ergogenics in training process is expedient and is an effective means for increase of special endurance of sprinters.
Keywords: special endurance, runners 400 meters, ergogenics.
ВВЕДЕНИЕ
Специальная выносливость для бегунов на 400 метров имеет ключевое значение для достижения высокого соревновательного результата [1]. Многие специалисты уделяют особое внимание в тренировочном процессе развитию именно данного качества, так как сохранить высокую скорость на второй половине дистанции удается не многим спортсменам [2, 3]. С ростом спортивного мастерства снижается арсенал средств по развитию специальной выносливости, тем самым появляется необходимость искать новые методы и средства, которые будут эффективно решать данную задачу [3]. На наш взгляд, такими средствами могут выступать эргогены, в виде различных видов регламентации дыхания - дополнительное «мертвое» пространство (ДМП) и резистивное сопротивление дыханию (РСД), представляющие собой специальные маски.
Исходя из вышесказанного, целью нашего исследования явилось разработать методические подходы к повышению специальной выносливости для спринтеров, специализирующихся на дистанции 400 метров на основе применения эргогенических средств.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения данной цели нами был проведен педагогический эксперимент продолжительностью 11 недель (подготовительный период), в котором приняли участия
спринтеры, специализирующихся на дистанции 400 метров составившие контрольную и экспериментальную группы (КГ и ЭГ) по 12 человек, уровень спортивной квалификации - 1 разряд и КМС в равных количественных соотношениях.
Все спортсмены тренировались по одной тренировочной программе. Экспериментальным фактором во второй группе явилась интеграция эргогенических средств (ДМП и РСД) в процесс развития выносливости спринтеров. Данные средства применялись при пробегании различных отрезков от 30м до 2000м в зависимости от задач каждого этапа подготовительного периода, суммарный объем данных средств не превышал 25% от беговой нагрузки на тренировке. До и после эксперимента мы фиксировали показатели различных видов выносливости в следующих тестах: бег 300м, 400м, 2000м, индекс и коэффициент выносливости (ИВ и КВ) для дистанции 400 метров и 1000 метров.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что задачи, стоящие на определенном этапе подготовительного периода успешно решены в обеих группах, тем не менее, в экспериментальной группе наблюдались более выраженные положительные изменения. Динамика показателей различных видов выносливости спринтеров представлена на рисунке 1.
8 т
7 6 5
4 -3 -2 -1 -0
6,7
□ ЭГ ПКГ
4,6
3,8
2,7
—
2,4
4,1
2,7
3,1
2,4
2,9
1,2
1,1
1,7
—
1,6
300м 400м 2000м ИВ400м КВ400м ИВ1000м КВ1000м
Рисунок 1. - Динамика показателей различных видов выносливости для бегунов на 400 метров после педагогического эксперимента
Как известно, эффективное развитие специальной выносливости невозможно без высокого уровня общей выносливости. На общеподготовительном этапе повышение общей выносливости являлось одной из основных задач тренировочного процесса легкоатлетов. В нашем эксперименте общую выносливость мы определяли по бегу на 2000 метров. Как показали результаты эксперимента, в экспериментальной группе прирост данного показателя был значительно выше (6,7% (р<0,05)), чем в контрольной группе (4,7% (р<0,05)). Показатель скоростной выносливости мы определяли по бегу на 300 метров, в ЭГ прирост составил 4,6% (р<0,05), в контрольной - 2,7% (р>0,05) и статистически недостоверный.
Основная цель нашего исследования заключалась в повышении именно специальной выносливости для бегунов на 400 метров, уровень развития данного качества мы определяли по следующим тестам: бег 400 метров, ИВ и КВ для дистанции 400 и 1000 метров. Как видно из представленного рисунка 1, в экспериментальной группе произошли более значимые положительные изменения, чем в контрольной группе. В беге на 400 метров результат в ЭГ улучшился на 3,8% (р<0,05), в КГ - на 2,4% (р<0,05). ИВ для дистанции 400 и 1000 метров в ЭГ имел статистически значимые улучшения, их относительный прирост составил 2,7 и 3,1% (р<0,05) соответственно, в КГ - 1,2 и 1,7% (р>0,05). Показатель КВ имел аналогичную динамику в данных группах, относительный прирост в ЭГ составил 2,4 и 2,9% (р<0,05) соответственно, в КГ - 1,1 и 1,6% (р>0,05). Из представленных данных следует, что уровень развития специальной выносливости в экспериментальной группе значительно выше после проведенного педагогического эксперимента,
чем в контрольной группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоги нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что применение в тренировочном процессе эргогенических средств в виде ДМП и РСД являются эффективными средствами для повышения уровня специальной выносливости для бегунов на 400 метров, а также положительно влияют на развитие скоростной и общей выносливости, по сравнению с традиционной тренировочной программой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов О.В. Теоретическое обоснование технологии развития специальной выносливости в тренировочном процессе бегунов на 400 метров / О.В. Иванов, В.В. Чёмов, Е.Ю. Барабанкина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 1 (11). - С. 39-46.
2. Москалев О.А. Изучение степени воздействия различных эргогенических средств на компоненты функциональной подготовленности бегунов на средние дистанции / О.А. Москалев, В.В. Чёмов, Е.Ю. Барабанкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 206-210.
3. Чёмов, В.В. Рационализация тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в подготовительном периоде/ В.В. Чёмов, Е.Ю. Барабанкина, О.А. Москалёв // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 140-144.
REFERENCES
1. Ivanov, O.V., Chemov, V.V. and Barabankina, E.Yu. (2015), "The theoretical justification for technology development of special endurance in training runners for 400 meters", Physical education and sports training, No. 1 (11), pp. 39-46.
2. Moskalyov, O.A., Chemov, V.V. and Barabankina, E.Yu. (2015), "Studying of extent of influence various the ergogenic of funds for components of functional readiness of runners on average distances", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (124), рр. 206-210.
3. Chemov, V.V., Barabankina, E.Yu. and Moskalev, O.A. (2015), "Rationalization of the training process of the qualified sprinters in the run", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (124), pp. 140-144.
Контактная информация: elenka.555.87@mail.ru
Статья поступила в редакцию 26.09.2021
УДК 796.015.62
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Ирина Борисовна Пилина, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;
Игорь Геннадьевич Виноградов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье раскрываются понятия «мотивация», «личностные мотивы». С помощью анкетирования и личных бесед проведено исследование на предмет изучения данных понятий в конкретной ситуации, а именно: мотивация поступления в институт физической культуры и спорта им А.И. Герцена. Цель данного исследования - разработка новой методики проведения занятий по физической культуре с учетом индивидуальных мотивов студентов к обучению в целом. Была проведена аналитическая работа с выявлением и систематизацией целей поступления. Исследование показало, что мотивацию можно условно разделить на положительную и отрицательную, то есть ту, которая в основе своей несет мотивы, нацеленные на качественный результат и ту, в основе которой лежат