Научная статья на тему 'Особенности развития социо-нормативной культуры народов Дагестана в XIX веке'

Особенности развития социо-нормативной культуры народов Дагестана в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЗАКОН / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / НИЗАМИ / ДАГЕСТАН / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ИСЛАМ / RIGHT / LAW / ORDINARY RIGHT / BY BOTTOMS / DAGHESTAN / RUSSIAN EMPIRE / ISLAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пирова Р. Н.

В статье представлен авторский взгляд на проблему развития обычного права народов Дагестана в контексте влияния шариата. При этом обращено внимание на то, что в период имамата были введены низами, где в качестве основы выступает шариат, но некоторые аккумулировали адат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the development of socio-regulatory culture of the peoples of Dagestan in the 19th century

In the article an authorial look is presented to the problem of development of ordinary right for the people of Daghestan in the context of influence of шариата. Thus paid attention to that in the period of were entered by bottoms which accumulated адат where шариат comes forward as basis.

Текст научной работы на тему «Особенности развития социо-нормативной культуры народов Дагестана в XIX веке»

44. Айтберов Т.М. Запись о разделе земель между повелителями Хунзаха и Казикумуха (XV - XVII вв.) // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в ХУШ - нач. XIX в. Махачкала, 1981. С. 131 - 133.

45. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана. Махачкала, 1998. С. 23.

46. Комаров А.В. Указ. соч. С. 23.

47. Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С.128.

48. Комаров А.В. Указ. соч. С. 38.

49. Там же. С. 42.

50. Геворкьян Д. И. Создание и деятельность российской администрации в Дагестане (1860 - 1917): Авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1999.

51. О последствиях убийств и поранений между горцами Восточного Кавказа // ССКГ. Вып. VII. С. 9.

УДК 340.15

Пирова Р.Н.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИО-НОРМАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В XIX ВЕКЕ

В статье представлен авторский взгляд на проблему развития обычного права народов Дагестана в контексте влияния шариата. При этом обращено внимание на то, что в период имамата были введены низами, где в качестве основы выступает шариат, но некоторые аккумулировали адат.

In the article an authorial look is presented to the problem of development of ordinary right for the people of Daghestan in the context of influence of шариата. Thus paid attention to that in the period of were entered by bottoms which accumulated адат where шариат comes forward as basis.

Ключевые слова: право, закон, обычное право, низами, Дагестан, Российская империя, ислам.

Keywords: right, law, ordinary right, by bottoms, Daghestan, Russian empire, Islam.

В последнее время проблемы формирования и развития социо-нормативной культуры народов Северного Кавказа привлекают внимание в свете реформ, проводимых в РФ. Один из интересных периодов для исследования, к примеру, в истории Дагестана и Чечни - это Имамат Шамиля [1]. О сущности и природе этого государства в исторической литературе существуют противоречивые мнения. Нас в данном случае интересует особенности развития социо-нормативной культуры в этот период, чему и посвящена данная статья.

Первые шаги Шамиля по формированию государственно-правовых институтов знаменуется ликвидацией ханств и их порядков. «... Шамиль ... собрал уцелевших беков в одно место возле аула Орода и как ссыльных заставил там жить специальным поселением» [2], считая их людьми подозрительными. Создание имамата было обусловлено потребностями вооруженной борьбы с царизмом и феодальной знатью. Как известно, имамат оформляется в период наибольших успехов движения (1840 - 1850 гг.), получивший название блистатель-

ной эпохи Шамиля. «Объединение горцев в единую государственную систему, в имамат, - писал А. Д. Даниялов, - в тех исторических условиях, несомненно, было прогрессивным шагом. С созданием имамата деятельность органов управления впервые в истории Дагестана стала регулироваться законода-тельством, учитывавшим своеобразие местных условий» [3, с. 2].

Следовательно, Шамиль начал последовательно проводить ликвидацию феодальных привилегий, выполняя основное требование горцев Дагестана [2, с. 33 - 38]. Зависимые крестьяне получили свободу, подати и повинности были ликвидированы. Так, по сведениям Х.Х. и А.Х. Рамазановых, от «... податей и повинностей было освобождено примерно 220 аулов с населением 130000 человек» [4, с. 22].

В административно-территориальном отношении Имамат был разделен на мудирства и наибства. Часть территории не входила в состав Имамата. Наибами в разное время являлись более 150 человек, представлявших разные национальности и

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

5 1

социальные слои населения. Наибами могли быть люди, преданные делу борьбы против местных феодалов и царских колонизаторов, а также обладавшие незаурядными качествами вне зависимости от национальной принадлежности и тухумных привилегий [5, с. 16].

Реформированию государственно-правовых институтов мешали, прежде всего, бытовавшие среди горцев адаты, различные в каждом обществе, что служило препятствием для объединения горцев в единое государство, и местная феодальная знать, эксплуатировавшая при поддержке царизма своих подданных, противостоявшая освободительной борьбе горцев.

«Военные хитрости и удальство Шамиля более всего выигрывают вследствие той организованности и того порядка, которые он сумел завести в своем народе» [6, с. 208]. Шамиль ликвидировал на подвластной себе территории постыдную форму торговали «живым товаром...» [7]. Был полностью уничтожен институт рабства.

Имам и его сторонники вынуждены были немного отступить от шариатских установок в брачно-семейных отношениях. Низам допускал браки между лицами разной национальности и вероисповедания при формальном принятии ислама. Поощрялось многоженство, запрещалось умыкание девушек, муллам запрещалось оформлять брак похитителя с похищенной. Низамы закрепляли положение горянки в Имамате. Вдов обязывали выбирать себе мужей, причем выбранные мужчины обязательно должны были жениться на вдовах, которые их выбрали. Более того, в этих случаях были и моменты, когда по приказу Шамиля в качестве поощрения «... мужу. в момент заключения брака (выплачивали - Р.Н.)... двадцать туманов» [8, с. 86].

Так же детально имам отрегулировал и бракоразводные дела, для того чтобы укрепить положение женщины в обществе и семейные устои. Инициатива при заключении брака и разводе в горах принадлежала в основном мужчинам, которые зачастую обращались с этим правом очень легкомысленно. В противовес этому Шамиль обязал горцев при разводе возвращать женам их калым и все то, что они принесли с собой из отчего дома. Положение Шамиля гласило, что муж, пробывший наедине с женой несколько минут, обязан выдать ей при разводе весь калым сполна. А если в браке были рождены дети или жена была в положении,

то муж обязан был давать содержание детям до их совершеннолетия, а жене - до выхода замуж или до окончания беременности.

А. Руновский писал: «...Преследуя с такой настойчивостью адат, подробности которого действительно лишены здравого смысла во многом, Шамиль очень хорошо сознавал, что и в учении шариата много заключается если не нелепостей, то всякого рода противоречий, весьма способных обратиться в источник зла, чуть ли не сильнейшего сравнительно с тем, какое может городить адат. Дело в том, что почти каждое из постановлений шариата имеет несколько своих собственных толкований, или, по выражению Шамиля, «несколько своих собственных дорог». Зная дагестанское духовенство и характер горцев, Шамиль видел настоятельную необходимость избрать дорогу по собственному усмотрению и направить на нее горцев так, чтобы отнять у них всякую возможность сбиться» [9, с. 329].

Исходя из этого Шамиль изменил и дополнил установления шариата, приспособив их к потребностям имамата. Называя эти преобразования ша-милевскими законами, Л. Руновский отмечает, что горцы применяли к ним термин «низам», относя его к реформам по всем отраслям управления [9, с. 330].

Выход имама за рамки шариатских норм (низами) был вынужденным, продиктованным условиями того времени и авторитетом адата в регулировании взаимоотношений между горцами. А. В. Комаров писал: «Несмотря на то, что Шамиль сам по необходимости допустил некоторые изменения в шариате с целью облегчить для народа тяжесть его постановлений, настойчиво и энергически, в течение 27-ми лет, стремился к уничтожению суда по адатам, жестоко, большею частью смертью, наказывая сопротивлявшихся его намерениям, однако он не достиг цели» [10, с. 7]. М. М. Ковалевский, напротив, считал, что и «кратковременного господства достаточно было шариату для того, чтобы существенно повлиять на юридические воззрения дагестанских горцев» [11, с. 234].

Шамиль, как и его предшественники на посту имама, решительно отвергал за местными юридическими обычаями значение действующего источника права. Несмотря на исключительные трудности, ему удалось ликвидировать суды обычного права и запретить применение обычно - правовых норм при разрешении уголовных и гражданских дел. В этом

смысле можно говорить об окончательном вытеснении адата и замене его шариатом. С другой стороны, представляется бесспорным, что Шамиль не мог полностью искоренить существовавшие институты, принципы и понятия обычного права.

В показаниях прапорщика Орбелиани говорится: «...В каждой деревне поставлен кадий или мулла, решающий дела словесно, на основании шариатских правил, а в особенных случаях представляют оные наибу, и так далее до Шамиля, который окончательно решает их, выдавая, впрочем, распоряжения и решения свои всегда за узаконения алкорана и шариата, и потому все приказания его исполняются беспрекословно, а для наблюдения за этим и вместе с тем вообще за ходом дела и за расположением умов, за поступками жителей и кадиев находится в каждой деревне доверенное лицо имама, носящее звание муртазиката и исполняющее таким образом обязанности прокурора и как бы агента тайной полиции.» [12].

В части управления отмечено следующее «Для решения же дел, касающихся всего управления, и для верховного судопроизводства учреждено в прошлом году в Даргах, по предложению Джамал-Эдина, особое правление Диван-хана [15].

Таким образом, рассматривая особенности развития обычного права народов Дагестана на примере системы права имамата Шамиля, следует отметить следующее: - в правовой системе имамата получило значительное развитие понятия преступления и наказания. Понятие преступления стало более отчетливо выражать опасность и наказуемость деяний с точки зрения государственных интересов, а в области наказания заметно усиливается государственное начало в преследовании преступлений, угрожавших государству в целом. Законодательство имамата расширило круг наказуемых деяний и определило многие виды государственных, воинских и должностных преступлений. В соответствии с этим существенным изменениям подверглась и система наказаний, преследовавшая главным образом цель устрашения. Появился ряд новых видов наказаний, важное место стали занимать личные наказания, сочетавшиеся во многих случаях с наказаниями имущественными. Несомненным прогрессивным явлением в законодательстве имамата явилось резкое ограничение кровной мести, а также некоторое усиление правоспособности женщин.

Следовательно, официальное устранение адата из числа действующих источников права не было равнозначным искоренению основных правовых начал, присущих социо-нормативной культуре народов Дагестана, определивших важную особенность развития права народов Дагестана в Х1Х веке.

Литература

1. Имамат создавался поэтапно. 1 - имаматство в лице Гази-Магомеда и Гамзат-бека. 2 - можно считать 1834-1839 гг., когда Шамиль возвел государственный каркас. 3 - это 1840-1854 гг., 4 - пять лет (1855 - 1859 гг.). В Имамат вошли земли Аварского ханства, союзов сельских обществ горного Дагестана и почти вся Чечня. Под влиянием Имамата находились в разное время ряд обществ Ингушетии, отдельные аулы Хевсуретии и Ту-шетии. Численность населения - 400000 чел., а территория - 900 км. в окружности.

2. Рамазанов А.Х. О земельно-правовых отношениях в имамате Шамиля // Народно-освободительное -движение горцев Дагестана и Чечни в 20 - 50-х гг. 19 в. Всесоюзная научная конференция 20 - 22 июня 1989 г. Тезисы докладов и сообщений. Махачкала. 1989.

3. Даниялов А.Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля // Вопросы истории. 1966. № 10.

4. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Шамиль. Исторический портрет. Махачкала. 1990.

5. Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Махачкала. 1996.

6. Фон Гакстгаузен А. Закавказский край. СПб., 1857.

7. ЦГВИА. Ф.ВУА.Д. 4974. Л.138.

8. Руновский А. Кодекс Шамиля. Военн. сбор. Т. XXIII. № 2, 1862.

9. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним. ССКГ. Вып. 1, 1868.

10. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1, 1890.

11. Из показания прапорщика Орбелиани, находившегося в 1842 году в плену у Шамиля, о системе управления в имамате. 1843 г.

12. Диван-хана - совет, учрежденный Шамилем (Выдержки из записок Абдурахмана // Газ. "Кавказ". 1862 . № 72).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.