Научная статья на тему 'Особенности развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации'

Особенности развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1073
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БЮДЖЕТ / ВЫПЛАТЫ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / НАКОПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подколзина Ирина Михайловна, Дрегнин Олег Евгеньевич

Необходимость написания настоящей статьи обусловлена потребностями научного осмысления разработок по вопросу обеспечения развития системы пенсионного обеспечения. В основу исследования положено использование методов контент-анализа, статистического и финансового анализа. Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов: Л.Л. Арзуманова, М.Ю. Барщевский, А. Джеффри, В.С. Назаров, В.Д. Роик, Г.В.Сулейманова, К. Хейно Арве Йомм и др. В статье рассматривается пенсионная система как элемент государственной политики социального обеспечения России: оцениваются доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, показан средний размер пенсий, прожиточный минимум пенсионера. Сфера пенсионного обеспечения является основой человеческого становления, без которого невозможно развитие. В силу этого государство, понимая всю важность и необходимость пенсионного обеспечения, стремится урегулировать данную область общественных отношений. Несмотря на предпринимаемые попытки государства в области регулирования сферы пенсионного обеспечения, все же складывается ситуация, когда данное регулирование противоречит основным принципам и нормам права, что не может не вызывать особого внимания. В ходе исследования обращено внимание к принципам и методам аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов; к нормативно-правовым актам, регламентирующим источники формирования средств пенсионного обеспечения. На основе изучения данного вопроса автор приходит к выводу, что пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения. Устойчиво функционирующая пенсионная система, это, прежде всего залог социальной стабильности в обществе и, наоборот, неудовлетворительно работающая пенсионная система порождает опасную социальную напряжённость. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих пенсионные правоотношения, подтверждает предположение о том, что пенсионное обеспечение будет более качественным и эффективным при наличии следующих факторов: увеличения размера пенсии за счет внесения изменений и дополнений в нормативно-правовую базу, большего количества информации в отношении пенсионного обеспечения в средствах массовой информации и на предприятиях обслуживания пенсионеров, более глубокого изучения проблем людей, выходящих на пенсию и разработки предложений по улучшению качества обслуживания лиц, обратившихся за назначением трудовой пенсии. Работа адресована широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PENSION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The necessity of writing this article is due to the needs of scientific understanding of developments on the issue of ensuring the development of the pension system. The study is based on the use of content analysis, statistical and financial analysis. The theoretical basis of the study is the provisions and conclusions contained in the works of Russian and foreign scientists and economists: L. L. Arzumanova, M. Yu. Barshchevsky, A. Jeffrey, V. S. Nazarov, V. D. Roik, G. V. Suleymanova, K. Heino Arve Yomm, etc. The article considers the pension system as an element of the state social security policy of Russia: the income and expenses of the pension Fund of the Russian Federation are estimated, the average size of pensions, the subsistence minimum of the pensioner is shown. The sphere of pension provision is the basis of human development, without which development is impossible. Therefore, the state, understanding the importance and necessity of pension provision, seeks to regulate this area of social relations. Despite the state's attempts to regulate the sphere of pension provision, a situation is emerging where this regulation is contrary to the basic principles and norms of law, which cannot but cause special attention. During the study, attention is paid to the principles and methods of accumulation, conservation and distribution of accumulated resources; to the regulatory acts regulating the sources of formation of pension funds. Based on the study of this issue, the author comes to the conclusion that the pension is a basic and one of the most important social guarantees of stable development of society, as it directly affects the interests of the disabled population. A stable functioning pension system is, first of all, a guarantee of social stability in society and, conversely, an unsatisfactory pension system generates a dangerous social tension. Analysis of normative-legal acts regulating pension relationship confirms the assumption that the pension scheme will be better and more effective in the presence of the following factors: increasing the amount of pension due to the changes and additions to the regulatory framework, more information in relation to pension provision in the media and at the enterprises of service of pensioners, a deeper study of the problems of people retiring and the development of proposals to improve the quality of care for persons, those who applied for the purpose of labor pension. The work is addressed to a wide range of reader.

Текст научной работы на тему «Особенности развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации»

3.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Подколзина Ирина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, кредит и страховое дело» Место работы: ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет

privetia2003@mail.ru

Дрегнин Олег Евгеньевич, доцент кафедры государственного управления и права Место работы: МГИМО МИД России

dregninoleg@yandex. ru

Аннотация: необходимость написания настоящей статьи обусловлена потребностями научного осмысления разработок по вопросу обеспечения развития системы пенсионного обеспечения. В основу исследования положено использование методов контент-анализа, статистического и финансового анализа.

Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов: Л.Л. Арзуманова, М.Ю. Барщевский, А. Джеффри, В.С. Назаров, В.Д. Роик, Г.В.Сулейманова, К. Хейно Арве Йомм и др.

В статье рассматривается пенсионная система как элемент государственной политики социального обеспечения России: оцениваются доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, показан средний размер пенсий, прожиточный минимум пенсионера.

Сфера пенсионного обеспечения является основой человеческого становления, без которого невозможно развитие. В силу этого государство, понимая всю важность и необходимость пенсионного обеспечения, стремится урегулировать данную область общественных отношений. Несмотря на предпринимаемые попытки государства в области регулирования сферы пенсионного обеспечения, все же складывается ситуация, когда данное регулирование противоречит основным принципам и нормам права, что не может не вызывать особого внимания.

В ходе исследования обращено внимание к принципам и методам аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов; к нормативно-правовым актам, регламентирующим источники формирования средств пенсионного обеспечения.

На основе изучения данного вопроса автор приходит к выводу, что пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения. Устойчиво функционирующая пенсионная система, это, прежде всего залог социальной стабильности в обществе и, наоборот, неудовлетворительно работающая пенсионная система порождает опасную социальную напряжённость. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих пенсионные правоотношения, подтверждает предположение о том, что пенсионное обеспечение будет более качественным и эффективным при наличии следующих факторов: увеличения размера пенсии за счет внесения изменений и дополнений в нормативно-правовую базу, большего количества информации в отношении пенсионного обеспечения в средствах массовой информации и на предприятиях обслуживания пенсионеров, более глубокого изучения проблем людей, выходящих на пенсию и разработки предложений по улучшению качества обслуживания лиц, обратившихся за назначением трудовой пенсии. Работа адресована широкому кругу читателей.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, бюджет, выплаты, пенсионное обеспечение, пенсионная система, накопления.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PENSION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Podkolzina Irina M., PhD in economy, associate Professor of Department «Finance, credit and insurance» Work place: the Stavropol state agrarian University

privetia2003@mail.ru

Dregnin Oleg E., Associate professor of the Department of public administration and law Work place: MGIMO - University

dregninoleg@yandex. ru

Annotation: the necessity of writing this article is due to the needs of scientific understanding of developments on the issue of ensuring the

development of the pension system. The study is based on the use of content analysis, statistical and financial analysis.

The theoretical basis of the study is the provisions and conclusions contained in the works of Russian and foreign scientists and economists:

L. L. Arzumanova, M. Yu. Barshchevsky, A. Jeffrey, V. S. Nazarov, V. D. Roik, G. V. Suleymanova, K. Heino Arve Yomm, etc.

The article considers the pension system as an element of the state social security policy of Russia: the income and expenses of the pension

Fund of the Russian Federation are estimated, the average size of pensions, the subsistence minimum of the pensioner is shown.

The sphere of pension provision is the basis of human development, without which development is impossible. Therefore, the state, understanding the importance and necessity of pension provision, seeks to regulate this area of social relations. Despite the state's attempts to regulate the sphere of pension provision, a situation is emerging where this regulation is contrary to the basic principles and norms of law, which cannot but cause special attention.

During the study, attention is paid to the principles and methods of accumulation, conservation and distribution of accumulated resources; to the regulatory acts regulating the sources of formation of pension funds.

Based on the study of this issue, the author comes to the conclusion that the pension is a basic and one of the most important social guarantees of stable development of society, as it directly affects the interests of the disabled population. A stable functioning pension system is, first of all, a guarantee of social stability in society and, conversely, an unsatisfactory pension system generates a dangerous social tension. Analysis of normative-legal acts regulating pension relationship confirms the assumption that the pension scheme will be better and more effective in the presence of the following factors: increasing the amount of pension due to the changes and additions to the regulatory framework, more information in relation to pension provision in the media and at the enterprises of service of pensioners, a deeper study of the problems of people retiring and the development of proposals to improve the quality of care for persons, those who applied for the purpose of labor pension. The work is addressed to a wide range of reader.

Keywords: pension, budget, payments, pension, pension system, savings.

На современном этапе развития пенсионного обеспечения и социального страхования, невозможно не отметить огромное значение и вклад основных трех китов пенсионного обеспечения и социального страхования: Пенсионной фонд РФ (ПФ РФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Бюджет данных фондов постоянно пополняется денежными поступлениями физических и юридических лиц, в дальнейшем они распределяются и направляются, на пенсионное обеспечение и социальное страхования населения.

Фонд социального страхования осуществляет учет доходов и расходов по всем типам общественного страхования. Правовые, финансовые, координационные основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на стадии производства определяется

N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 2001г.

Размеры бюджета зависят от правильной и продуктивной работы Пенсионного фонда РФ, которая должна быть направлена на улучшение качества жизни граждан своей страны1. Если раньше фонды пенсионного обеспечения и социального страхования были всего лишь организациями, то в данный момент им отводится огромная роль в формировании бюджета государства, а также в обеспечении и удовлетворении потребностей населения своей страны. Бюджет ПФ РФ, ФСС, ФФОМС состоит из двух частей:

Рисунок 1. Функциональное назначение бюджета ПФ РФ, ФСС, ФФОМС.

1 Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 520 с.

Органы государственной власти, должны точно и своевременно проводить контроль над пополнением бюджета фондов2, так как от этого зависит развитие пенсионной и социальной системы, осуществление пенсионных и трудовых выплат, социальных пособий населению страны.

Доходы физических и юридических лиц являются основными источниками пополнения бюджета фондов пенсионного обеспечения и социального страхования, то необходимо постоянно и качественно проводить анализ по заработной плате данных субъектов3:

Средний размер Долларовый

Заработной ПЛЗЧЫ Пи лшишип'н 11IO iLypiL~y РФ, тыс.рублей

Рисунок 2. Средний размер заработной платы по РФ.

Рисунок отражает отрицательную динамику среднего размера заработной платы за период 2015 - 2017 гг. отклонения в рублях составляет 1469 руб., а в долларовом эквиваленте 40$.

Средний размер заработной платы в РФ зависит от многих экономических факторов: степень квалификации сотрудника, государственные отличия в уровни развития финансовых и общественных обстоятельств в разных странах, спрос и предложение на рынке труда, конкурентная борьба на рынке труда, цена жизненных средств, требуемых с целью нормального процесса производства рабочей силы4.

Рассмотрим статистический анализ по доходам и расходам бюджета Пенсионного фонда за 2015 - 2017 гг.

2 Камолов С.Г., Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Институт административной ответственности Москва: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. 208 с.

3 Арзуманова, Л.Л. Индивидуальный пенсионный капитал: финансово-правовой аспект сравнительного исследования / Л.Л. Арзуманова, Л.Г. Белова // Lexrussica. - 2017. - № 10. - С. 27-35.

4 Дудин М.Н., Решетов К.Ю., Федорова И.Ю. Обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития банковского сектора в условиях реализации денежно-кредитной и макропруденциальной политики // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-4 (65-4). С. 199-204.

Таблица 1

Динамика доходов Пенсионного фонда РФ, млрд. руб.

Показатели 201Б 2016 2017 Откл. (+,-) 2017 от 201Б 2017 в % к 201Б

Объем доходов 2 330,6 2 669,Б 3 179,8 849,2 36,4

Страховые взносы в % к доходам 1020,6 43,8 117Б,6 44,0 133Б,2 42,0 314,6 - 1,8 30,8 -4,1

Доходы из федерального бюджета 1280,3 1 4Б6,4 1801,4 Б21,1 40,7

Выплата базовой части пенсии 707,7 876,6 1033,0 32Б,3 46,0

Пенсионные накопления на конец года 6Б2,7 898,0 1 183,Б Б30,8 81,3

Поступления от ЕСН в Федеральный бюджет 442,8 Б06,0 Б73,7 130,9 29,6

Данная таблица, показывает положительную динамику доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ. Исследуя значения показателей 2017 г. в сравнении с 2015,2016 годом можно наблюдать высокую динамику в увеличении объема доходов бюджета Пенсионного фонда РФ. В 2015 г. доход составляет (19,3%), 2016 г. (19,5%), 2017 г.(22,3%), что характеризует эффективную и квалифицированную работу Пенсионного фонда РФ направленную на осуществление государственной поддержки граждан страны.

Невозможно не отметить влияние страховых взносов на формирование бюджета ПФРФ5. Отмечу, что сумма страховых взносов составила в 2015 г. (1020,6 млрд. руб.), 2016 г. (1175,6 млрд. руб.), 2017 г.(1335,2 млрд. руб.), что означает положительную динамику в формирование доходной части бюджета, благодаря страховым взносам.

Расходования денежных средств бюджета Пенсионного фонда и порядок их целевого назначения, регламентируется статьей 18 ФЗ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ. Денежные средства из бюджета Пенсионного фонда РФ направляются на: выплату пенсий по старости согласно программе ОПС; доставку страховых выплат; обеспечение работы центрального аппарата Пенсионного фонда; выплату страховых взносов; переводы денежных средств в НПФ6.

В таблице представлены основные направления расходования бюджета Пенсионного фонда РФ. Представленные показатели, включаются в финансовый план Пенсионного фонда РФ, предназначенный для пенсионного обеспечения и социального страхования граждан РФ.

Таблица 2

Динамика расходов Пенсионного фонда РФ, млрд руб.

Показатели 201Б 2016 2017 Откл. (+,-) 2017 от 201Б 2017 в % к 201Б

Общий объем расходов 2 099,9 2 464,8 2 877,8 777,9 37

Выплата трудовых пенсий Страховая часть 1 61Б,2 929,2 1 923,Б 1073,0 2 23Б,3 1 232,6 620,1 303,4 38,4 32,6

Социальные пособия 66,6 8Б,8 102,2 3Б,6 Б3,4

Льготы 2Б1, 7 266,Б 282,2 30,Б 12,1

Финансовое поддержание деятельности ПФР 46,9 49,1 49,1 2,2 4,7

Материнский капитал - - 55 55 -

Расходы Пенсионного фонда РФ в 2017 по отношению к 2015 гг. составили 777, 9 млрд руб., и в процентах 37, что свидетельствует о высоком темпе перераспределения денежных средств на пенсионное обеспечение и социальное страхование граждан. Проводя сравнительный анализ между доходными и расходными статьями бюджета ПФ РФ то можно отметить, что на 2017 г. наблюдается отрицательная динамика превышения расходов над доходами в распределительной части бюджета ПФ РФ, за счет привлечения остатков средств из бюджета за предыдущие года.

Данная разница между доходами и расходами обусловлена присутствием в ПФ РФ во временном размещении денежных средств пенсионных накоплений, которые в случае вхождения негосударственных пенсионных фондов в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений будут переданы в соответствующие НПФ.7

Для улучшения ситуации руководству Пенсионного фонда РФ необходимо проводить ряд оздоровительных мероприятий по улучшению системы пенсионного и социального обеспечения.

5 Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177

6 Ерофеева, О.В. Защита прав граждан на социальное обеспечение:

отдельные аспекты судебной практики / О.В. Ерофеева // Соц. и пенс.

право. - 2018. - № 1. - С. 23-28.

7 Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Yumashev A.V., Luzina T.V. Inclusive Growth Index Assessment in the Regions of the Volga Federal District of the Russian Federation // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. C. 3890-3902.

Таблица 3

Показатели системы пенсионного и социального обеспечения РФ, руб.

В таблице характеризуются основные финансовые показатели системы пенсионного и социального обеспечения Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2016 года. Правительство стремится к повышению показателей, которые направлены на улучшение качество жизни населения страны. Для этого необходимо проводить ряд социально-значимых мероприятий, а также поддержания и развитие новых проектов, которые способствуют усовершенствованию пенсионной и социальной системы обеспечения РФ8.

Таким образом, по проведенному статистическому анализу доходов и расходов Пенсионного фонда РФ, можно сделать вывод о том, что: бюджет Пенсионного фонда РФ пополняется за счет денежных отчислений физических и юридических лиц в данный фонд. На основании проведенного анализа можно наблюдать превышение показателей доходов над расходами, что свидетельствует о развитии финансовой политики системы

8 Vasilev V.L., Gapsalamov A.R., Sharipov R.R. Gatin R.G. Formation of Institutional Arrangement of Economic Security Improvement of Russia: Task Definition // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. C. 6395-6401.

пенсионного обеспечения и социального страхования, способствующая улучшению качества жизни граждан9.

Доходные и расходные статьи бюджета Пенсионного фонда РФ имеют свою особенность: денежные средства, которые были запланированы текущим финансовым планом на использование, могут перераспределяться на социальные нужды только после внесения в закон соответствующих изменений.

В настоящее время, наблюдается устойчивый показатель дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, причиной такого экономического явления выступает несвоевременная уплата страхователями пенсионных взносов. Для решения данной проблемы необходимо проводить финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения и социального страхования. Финансовый контроль должен быть направлен на проверку расходных и доходных статей бюджета ПФ РФ, что позволит провести статистический анализ по финансовым показателям и развитию пенсионной системы в целом.

Данный статистический анализ позволяет специалистам в системе пенсионного обеспечения и социального страхования проследить системные и функциональные недочеты своей работы и стремится к их исправлению10.

Пенсионный фонд РФ является сложным финансовым инструментом 11. Финансовое состояние Пенсионного фонда РФ экономисты оценивают, как крайне нестабильное и требующее четкого и своевременного контроля. В соответствии с приведенным ниже статистическим анализом по всей пенсионной и социальной системе, можно выделить ряд важных и острых проблем данной системы:

- катастрофический дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, предназначенный на пенсионное обеспечение и социальное страхование;

- уменьшение размера пенсионных выплат, которые влекут за собой общественные негодования;

- снижение роли льготных пособий;

В настоящее время в области социального страхования происходит деформация системы, и поиск направлений перераспределения доходной части бюджета социального страхования. В результате данной деформации происходит нарушение главного принципа системы социального страхования «взнос-выплата», так как система не получает выделенные ей государством экономические ресурсы.

Стремительное развитие экономики и устойчивое финансовое состояние на рынках, способствуют к улучшению организационной деятельности пенсионной системы при помощи трансфертов из общегосударственного бюджета.

Проблемы в сфере пенсионного обеспечения:

- низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим компаниям, равная 4% годовых12. При этом негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. На сегодняшний день уровень инфляции «перекрывает» уровень доходности;

- рост системы государственного пенсионного страхования по всем показателям замедлился;

9 Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам / отв. ред. Ю.А. Караулова — М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 87 с.

10 Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейма-нова. - М.: Феникс, 2016. - 352 с.

11 Терминологический справочник по электронному правительству / отв. ред. М.Ю. Игитян. — М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 48 с.

12 Akhmetshin E.M., Morozov I.V., Yumashev A.V., Yumasheva N.A., Gubarkov S.V. Motivation of personnel in an innovative business climate // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 352-361.

Показатели 201Б 2016 2017 Откл. (+,-) 2017 от 201Б 2017 в % к 201Б

Средний размер страховой пенсии 11 151 12 380 12 725 1Б74 14,1

Пенсия по ста рости 11 Б68 12 830 13 172 1604 13,9

Средний размер накопительной пенсии 693 7Б9 802 109 1Б,7

Средний размер срочной выплаты пенсии 832 1 117 10Б2 220 26,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний размер единовременной выплаты пенсии 9 371 9 977 10 184 813 8,7

Средний размер социальной пенсии 7 Б48 8 302 864Б 1097 14,Б

Социальная пенсия детям-инвалидам 11 216 10 711 11 101 -115 -1

Прожиточный минимум пенсионеров 6 3Б4 7 161 8Б40 2186 34,4

Фиксированная выплата 3 910 4 384 4 983 1073 27,4

Социальная доплата к пенсии 1 487 1 2Б0 19Б0 463 31,1

Размер материнского капитала 429 409 4Б3 026 4Б3026 23617 Б,Б

Количество выданных сертификатов материнского капитала Б 600 000 6 700 000 7 600 000 2 000 000 3Б,7

Семьи, которые использовали свой материнский капитал 2 700 000 3 400 000 4 200 000 1 Б00 000 ББ,6

- возрастает интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Проблемы в сфере социального страхования: малодоступная статистика для участников пенсионного обеспечения и социального страхования; невысокий объем страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью, что приводит к общественной несправедливости; повышение показателей преступлений в сфере социального и пенсионного обеспечения.

Данные проблемы, можно решить при помощи проведения «оздоровительных» мероприятий в сфере пенсионного и социального обеспечения13.

При проведении статистического анализа и оценки деятельности Министерства Финансов РФ, можно сделать вывод, что система пенсионного обеспечения и социального страхования будет находиться на грани кризисной ситуации, которая к 2020 г. приобретет более положительную и устойчивую динамику развития. Для того, чтобы избежать этого необходимо заниматься привлечением дополнительных доходов приблизительно на 2-5% ВВП и уменьшением расходования бюджета Пенсионного фонда РФ.

На современном этапе развития система пенсионного обеспечения и социального страхования, наблюдается прогрессивный дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ. Правительство фонда активно занимается привлечением и усовершенствованием пенсионной системы. Дефицит бюджета пенсионной системы, так же вызван развитием налоговой системы, повышая налоги на те или иные услуги по пенсионному обеспечению и социальному страхованию14.

В соответствии с разработанным финансовым планом по работе Пенсионного фонда РФ планируется замена обязательной накопительной пенсии на модель индивидуального пенсионного капитала. В страховой стаж теперь включается не более 1,5 лет отпуска по уходу за ребенком, если детей несколько, учитывается период не больше 4,5 лет.

В системе пенсионного обеспечения и социального страхования ожидается ряд изменений в структуре и организации работы Пенсионного фонда РФ. Так, в 2018 будут проведены мероприятия по увеличению роли досрочных пенсий, а также предоставление социальных пособий самозанятому населению. Правительство Пенсионного фонда РФ, большое значение уделяют повышению качества жизни и создание финансового фундамента на будущее при наступлении пенсионного возраста.

В 2018 г. характеризуется улучшением системы пенсионных накоплений, в случае смерти физического лица, который имеет трудовую пенсию (накопительная часть) имущество передается его правопреемникам. Правопреемниками выступают лица, которые были указаны в заявлении физического лица. Правопреемники определяются в соответствии с Российским законодательством и делятся на первую, вторую и последующую очередь.

Правительство Пенсионного фонда РФ, стремится к полному совершенствованию системы пенсионного обеспечения и социального страхования. Эксперты по работе Пенсионного фон-

13 Решетов К.Ю. Механизм государственной поддержки инновационных кластерных взаимодействий предпринимательских структур в условиях ВТО // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2014. -№ 4(20). - С. 66-70.

14 Подколзина И.М., Павлюк А.В. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы /Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193

да РФ, предлагают повысить средний размер пенсионных выплат до 3 размеров прожиточного минимума к 2020 году.

Основные приоритеты по совершенствованию работы Пенсионного фонда РФ:

- увеличение степени пенсионного и социального обеспечения, для лиц достигших пенсионного возраста и повышение их финансового положения, при помощи проведения валоризации;

- усиление роли и значимости трудовых пенсий;

- повышение тарифа страховых взносов с коэффициента с 14 до 17%;

- улучшение деятельности работы Пенсионного фонда РФ, направленной на разграничение роли базовой и накопительной части пенсионных выплат.

- увеличение прожиточного минимума МРОТ.

Таким образом, пенсионная система РФ стремится к совершенствованию организационно-правовой формы и улучшению финансовых показателей на будущий период. В перспективе развития, бюджетной политики Пенсионного фонда РФ является обеспечение развития наиболее эффективной системы распределения доходов и расходов бюджета пенсионной системы, т.к., Пенсионный фонд РФ является одним из ключевых субъектов финансовой системы страны, и от уровня его пополнения зависит общий уровень благосостояния всего государства.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,75%.

Список литературы:

1. Арзуманова, Л.Л. Индивидуальный пенсионный капитал: финансово-правовой аспект сравнительного исследования / Л.Л. Арзуманова, Л.Г. Белова // Ьехп^ка. - 2017. - № 10. - С. 27-35.

2. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 520 с.

3. Дудин М.Н., Решетов К.Ю., Федорова И.Ю. Обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития банковского сектора в условиях реализации денежно-кредитной и макропруденциаль-ной политики // Экономика и предпринимательство. 2015. № 124 (65-4). С. 199-204.

4. Ерофеева, О.В. Защита прав граждан на социальное обеспечение: отдельные аспекты судебной практики / О.В. Ерофеева // Соц. и пенс. право. - 2018. - № 1. - С. 23-28.

5. Камолов С.Г., Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Институт административной ответственности Москва: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. 208 с.

6. Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177

7. Подколзина И.М., Павлюк А.В. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы /Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193.

8. Решетов К.Ю. Механизм государственной поддержки инновационных кластерных взаимодействий предпринимательских структур в условиях ВТО // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2014.

- № 4(20). - С. 66-70.

9. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейма-нова. - М.: Феникс, 2016. - 352 с.

10. Таранова И.В. Идентификация взаимосвязи специализации субъектов аграрного сектора экономики региона и развития сельских территорий Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 2 (2). С. 82-85.

11. Таранова И.В. Организационно - экономический механизм территориального размещения и специализации аграрного производства в рыночной и природной среде. Теория и практика / Москва, 2010.

12. Терминологический справочник по государственным и муниципальным финансам I отв. ред. Ю.А. Караулова — M.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 87 с.

13. Терминологический справочник по электронному правительству I отв. ред. M.K). Игитян. — M.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 48 с.

14. Sardaryan G.T., Kamolov S.G., Karaulova Yu.A., Antyukhova E.A., Dreg-nin O.E. Modern public administration challenges: Russia, EU, USA. Mосква, 2017.

1Б. Akhmetshin E.M., Morozov I.V., Yumashev A.V., Yumasheva N.A., Gubarkov S.V. Motivation of personnel in an innovative business climate II European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 3Б2-361.

16. Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Yumashev A.V., Luzina T.V. Inclusive Growth Index Assessment in the Regions of the Volga Federal District of the Russian Federation II Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference -Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. С. 3890-3902.

17. Vasilev V.L., Gapsalamov A.R., Sharipov R.R. Gatin R.G. Formation of Institutional Arrangement of Economic Security Improvement of Russia: Task Definition II Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. С. 639Б-6401.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Обеспечение развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» доцента кафедры финансов, кредита и страхового дела Ставропольского государственного аграрного университета к.э.н. Подколзиной KM. и доцента Кафедры государственного управления MГИMO MИД России Дрегнина О.Е. Актуальность научной статьи «Обеспечение развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» определяется тем, что в условиях рыночных преобразований пенсионное обеспечение становится важной социальной гарантией для человека. Пенсия является одним из основных, а зачастую и единственным источником средств к существованию для большинства пенсионеров.

Повышенный интерес науки к проблемам пенсионного обеспечения граждан как в мире в целом, так и в России в частности связан с целым рядом факторов, в том числе: с нарастающей тенденцией постарения современного общества, что ведет к диспропорции экономически активного населения и пенсионеров; неэффективностью функционирования большинства сложившихся к настоящему времени моделей социальной защиты лиц пожилого возраста, не способных обеспечить

достойный уровень жизни для представителей данной социальной группы, что усложняет социальные практики государств по реформированию национальных пенсионных систем.

Процесс формирования этой системы достаточно длительный, и объективно обусловлен глобальным процессом - становлением российской экономики и созданием соответствующих условий для ее эффективного функционирования. Поскольку право лишь отражает внутреннюю систему экономических процессов, можно с большей долей уверенности сказать, что право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль в общей системе права, переживает в настоящее время свое новое рождение.

К предмету исследования автор относит проблемы финансового обеспечения пенсионной системы РФ. Отметим, что название статьи и ее содержание полностью совпадают. Методология исследования представлена достаточным перечнем методов познания, примененных в ходе исследования, а именно теоретического; методов (системный метод, анализ, синтез, наблюдение, моделирование, формально-логический, а также методов, используемых в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки).

Научная новизна заключается в проведенном анализе государственного пенсионного обеспечения социальной направленности. Одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества занимает социальное обеспечение, которое напрямую зависит от развития экономики, и тесно связано с идеей социального благополучия населения.

Автор рассматривает отдельные обстоятельства, которые способны повысить результативность принимаемых государством социально-экономических мер. Аннотация работы информативна и отражает сущность научной статьи. В рамках представленной работы автор демонстрирует широкую научную эрудицию, хорошие навыки работы с источниками, способности к детальному и критическому анализу эмпирического материала, а также генерированию собственных идей.

В орбиту исследования вовлечены отдельные литературные источники, содержащие дискуссии по проблематике научной статьи.

Большинство выводов и суждений автора интересны читателю с содержательной точки зрения и имеют достаточную аргументацию.

Профессор кафедры экономического анализа и аудита

Ставропольского государственного агарного университета, д-р экон. наук

Таранова И.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.