Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШЕРИНГ-ЭКОНОМИКИ В РАЗРЕЗЕ ГОРОДОВ '

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШЕРИНГ-ЭКОНОМИКИ В РАЗРЕЗЕ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шеринг-экономика / города / недоиспользованные активы / общественнозначимые задачи / sharing economy / cities / underutilized assets / socially significant tasks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Ю. Веретенникова

Экономика совместного пользования, выступая новой формой хозяйствования, с одной стороны, порождает трансформацию моделей потребления, с другой стороны высвобождает ресурсы для более эффективной организации социально-экономических процессов. Целью данного исследования является выявление особенностей развития шеринг-экономики в разрезе городов. В результате корреляционного анализа было показано, что развитие шеринг-экономики зависит от степени готовности граждан участвовать в безналичных трансакциях. Данный тезис также подтверждает результат наличия шеринг-экономики как следствие распространения и внедрения цифровых технологий. Кроме того, обосновано, что шеринг-экономики является составляющей современных трендов развития цифровой экономики, что приводит к тому, что положительное отношение к цифровым технологиям в целом и их потенциал при решении общественно-значимых задач также стимулируют и развитие шеринг-экономики. Определено, что влияние сервисов шеринг-экономики в большей степени проявляется для городов с численностью более 2 млн. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в определении закономерностей развития долевой экономики на уровне города. Практическая значимость исследования состоит в обосновании возможности применения данной бизнес модели для развития общественного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SHARING ECONOMY DEVELOPMENT IN CITIES

The sharing economy that is a new form of management, on the one hand, generates the process of transformation of consumption patterns; on the other hand, it frees up resources for a more efficient organization of socio-economic processes. The purpose of this study is to identify the features of the development of the sharing economy in the context of cities. As a result of the correlation analysis, it was shown that the development of the sharing economy depends on the degree of willingness of citizens to participate in non-cash transactions. This thesis also confirms the result of the existence of the sharing economy as a consequence of the spread and implementation of digital technologies. In addition, it is substantiated that the sharing economy is a component of modern trends in the development of the digital economy, which leads to the fact that a positive attitude towards digital technologies in general and their potential in solving socially significant problems also stimulates the development of the sharing economy. It has been determined that the influence of the services of the sharing economy is more pronounced for cities with a population of more than 2 million. The theoretical significance of the study is to determine the patterns of development of the sharing economy at the city level. The practical significance of the study is to substantiate the possibility of using this business model for the development of the public sector.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШЕРИНГ-ЭКОНОМИКИ В РАЗРЕЗЕ ГОРОДОВ »

framework of Sustainable Development Goals. // Economics of the region. 2021. No.4.

5. Bakushev V.V., Ponedelkov A.V., Moiseev V.N. "Sustainable development with the private sector" - global goalsetting for business and politicians until 2030 // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2016. № 4 (71).

6. Guman O.M., Wegner-Kozlova E.O. Small entrepreneurship as one of the important factors of transition to sustainable development standards in the development of technogenic deposits of the Urals // Proceedings of the Congress with international participation and the conference of young scientists "Fundamental research and applied development of processes of processing and disposal of technogenic formations", V Forum "Ural scrap market, industrial and municipal waste". - Yekaterinburg: Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2017. - 600 p. [Electronic resource]. URL: http://i.uran.ru/nasledie/content/maloe-predprinimatelstvo-kak-odin-iz-vazhnyh-faktorov-perehoda-k-standartam-ustoychivogo.

7. Kulyasov I.P.Ecological modernization: theoretical aspects // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2005. Volume VIII. № 3.

8. Han, F.; Feng, Z.;Wang, C.;Yang, N.; Yang, D.; Shi, F. Interweaving Industrial Ecology and Ecological Modernization: A Comparative Bibliometric Analysis. Sustainability 2021, 13, 9673. https:// doi.org/10.3390/su13179673.

9. Simonis, Udo E. (1988): Ecological modernization of industrial society: Three strategic elements, WZB Discussion Paper, No. FS II 88-401, Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung (WZB), Berlin.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-123-128

А.Ю. Веретенникова - к.э.н., старший научный сотрудник Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург, vay_uiec@mail.ru,

A.Yu. Veretennikova - Candidate of Economics, Senior Researcher, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg.

Исследование выполнено в соответствии с государственным заданием для ФГБУН Института экономики УрО РАН.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШЕРИНГ-ЭКОНОМИКИ В РАЗРЕЗЕ ГОРОДОВ FEATURES OF THE SHARING ECONOMY DEVELOPMENT IN CITIES

Аннотация. Экономика совместного пользования, выступая новой формой хозяйствования, с одной стороны, порождает трансформацию моделей потребления, с другой стороны высвобождает ресурсы для более эффективной организации социально-экономических процессов. Целью данного исследования является выявление особенностей развития шеринг-экономики в разрезе городов. В результате корреляционного анализа было показано, что развитие шеринг-экономики зависит от степени готовности граждан участвовать в безналичных трансакциях. Данный тезис также подтверждает результат наличия шеринг-экономики как следствие распространения и внедрения цифровых технологий. Кроме того, обосновано, что шеринг-экономики является составляющей современных трендов развития цифровой экономики, что приводит к тому, что положительное отношение к цифровым технологиям в целом и их потенциал при решении общественно-значимых задач также стимулируют и развитие шеринг-экономики. Определено, что влияние сервисов шеринг-экономики в большей степени проявляется для городов с численностью более 2 млн. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в определении закономерностей развития долевой экономики на уровне города. Практическая значимость исследования состоит в обосновании возможности применения данной бизнес модели для развития общественного сектора.

Abstract. The sharing economy that is a new form of management, on the one hand, generates the process of transformation of consumption patterns; on the other hand, it frees up resources for a more efficient organization of socio-economic processes. The purpose of this study is to identify the features of the development of the sharing economy in the context of cities. As a result of the correlation analysis, it was shown that the development of the sharing economy depends on the degree of willingness of citizens to participate in non-cash transactions. This thesis also confirms the result of the existence of the sharing economy as a consequence of the spread and implementation of digital technologies. In addition, it is substantiated that the sharing economy is a component of modern trends in the development of the digital economy, which leads to the fact that a positive attitude towards digital technologies in general and their potential in solving socially significant problems also stimulates the development of the sharing economy. It has been determined that the influence of the services of the sharing economy is more pronounced for cities with a population of more than 2 million. The theoretical significance of the study is to determine the patterns of develop-

ment of the sharing economy at the city level. The practical significance of the study is to substantiate the possibility of using this business model for the development of the public sector.

Ключевые слова: шеринг-экономика, города, недоиспользованные активы, общественно-значимые задачи.

Keywords: sharing economy, cities, underutilized assets, socially significant tasks.

Введение

Экономика совместного пользования представляет собой новую форму распределения ресурсов, которая влияет на традиционные рынки, города и отдельных индивидов, а также формирует вызовы преобладающим нормативным рамкам, социальным нормам и системам убеждений [1]. Ше-ринг-экономика представляется развивающимся экономико-технологическим явлением, которое сопровождается развитием информационных и коммуникационных технологий, ростом осведомленности потребителей по поводу потребления, увеличением числа совместных сообществ, а также социальной коммерции / совместного использования [2-4]. Несмотря на перспективность и потенциал данной бизнес-модели, ее экологический и социальный аспект, направленный на более эффективное потребление и использование ресурсов, снижение трансакционные издержек, существуют формальные и неформальные отграничения, препятствующие ее развитию.

Целью данного исследования является выявление особенностей развития шеринг-экономики в разрезе городов. Для достижения представленной цели был сформулирован перечень гипотез о влиянии различных факторов, характеризующих технологические и социально-экономические условия среды, на сервисы шеринг-экономики, а также показано влияет ли развитие сервисов шеринг-экономики на развитие общественного сектора.

Потенциал развития шеринг-экономики

Экономика совместного использования (SE) - это развивающаяся социально-экономическая система, основная на принципах однорангового взаимодействия, временного доступа к ресурсам и приобретения недоиспользованных ресурсов через цифровые платформы [6]. Для описания данного феномена используются разнообразные термины, в частности долевая экономика, коллаборативная экономика, экономика совместного пользования, экономика доступа и т. д. [7]. Применение смежных терминов обусловлено как особенностями перевода, так и отдельными элементами, составляющими долевую экономику [8]. Упомянутые концепции основаны на таких действиях, как аренда, предоставление взаймы, обмен, дарение, покупка бывших в употреблении товаров и обмен знаниями[9-11]. Концепция получила свое развитие во многих секторах экономики (транспорт, одежда, питание, жильё, аксессуары для дома, социальный кредит, хранение, паркинг и т.д.). Несмотря на перспективность и потенциал данной бизнес-модели, существует ряд как формальных, так и неформальных отграничений, препятствующих ее развитию. Ключевой угрозой распространения долевой экономики является нарушение функционирования устоявшихся институтов [5], уход от налогов, дерегулирование рынка труда и т.д. Неформальные ограничения, в свою очередь, связаны с уровнем доверия между участниками взаимодействия.

Вместе с тем, особенности долевой экономики, воспринимаемые в качестве угроз традиционным рыночным институтам, могут быть использованы для решения общественно-значимых задач. Кроме того, как отмечено в работах [12,13], проекты долевой экономики могут во многом способствовать устойчивому развитию города, а также росту города в социально-экологическом аспекте. Например, применительно к сфере транспорта, M. Гарбарова и Л.Вартиак [14] отмечают, что новые формы совместного транспорта обеспечивают повышенную гибкость и большую ориентацию на спрос по сравнению с исходной формой совместного транспорта. Эффективность использования активов при этом существенно возрастает.

О потенциале шеринг-экономики как явления в мировом пространстве также свидетельствует рост оборотов компаний действующих по данной модели, формирование центров, исследующих, развивающих, а также поддерживающих проекты шеринг-экономики. Примером такой организации является, например Sharing Economy UK (SEUK) - организация, которая продвигает интересы компаний в сфере экономики совместного использования [15]. В российской практике на базе РАЭК действует Кластер Шеринг-экономики, ведущий работу не только в вопросах исследования данного вида деятельности, но и в направление его развития.

1. Методология исследования

1.1. Гипотезы исследования

При определении особенностей развития долевой экономики был сформулирован набор гипотез.

Прежде всего, распространение данной бизнес-модели обусловлено развитием технологических платформ. Хотя метод совместного потребления известен с древнейших времен, его широкое распространение в текущий период времени обусловлено стремительным внедрением информационных технологий, которые создают условия и упрощают процесс взаимодействия экономических агентов посредством развития сети Интернет и цифровых платформ. Одной из составляющих данного процесса является готовность граждан использовать безналичные трансакции, что делает доступным использование таких сервисов, как каршеринг, прокат велосипедов и др. Таким образом, была сформулирована гипотеза 1 .

Гипотеза 1. Использование безналичных трансакций благоприятно влияет на развитие шеринг-экономики

Отношение к развитию долевой экономики довольно неоднозначное. С одной стороны, она представляет угрозу как традиционным экономическим институтам в части снижения потребления ресурсов, что требует трансформации и адаптации моделей поведения производителей, с другой -формирует новые возможности для повышения эффективности использования ресурсов и устойчивого развития экономики. Вместе с тем, долевая экономики является лишь составляющей современного тренда цифровизации, что тесно ее сплетает в целом с эффектом влияния цифровых технологи на социально-экономические процессы. В связи с этим, был выдвинут тезис о том, что применение цифровых платформ в общественной жизни общества формирует положительно отношение к сервисам долевой экономики, что позволяет использовать ее для общественно значимых задач.

Гипотеза 2. Применение цифровых платформ для решения общественно-значимых задач стимулирует развитие шеринг-экономики

В развитии предыдущего тезиса следует отметить, что В. Стриелковски [16] показывает, что совместное потребление не может рассматриваться как простая форма экономического обмена или как первичная нормативная форма распределения ресурсов; оно определяется экономическими/эгоистическими и нормативными мотивами. Вместе с тем, ее тесная связь с концепцией сотрудничества позволяет применять данную модель для развития общественных благ в городской среде. Таким образом, была сформулирована гипотеза 3.

Гипотеза 3. Развитие сервисов шеринг-экономики оказывает положительное воздействие на состояние общественных благ в городе.

1.2. Процедура исследования

Информационной базой исследования стали научные труды, индексированные в базе цитирования Web of Science, Scopus и Elibrary. В части проведения аналитической части исследования были использованы данные рейтинга умных городов MD-SUTD Smart City Index Report за 2020 год. Данный рейтинг составлен на базе опроса граждан относительно развития различных аспектов городской среды. В частности, данные вопросы затрагивают проблемы качественного обеспечения общественных благ (в том числе, здравоохранения, образования, рекреационных зон и др.), эффективности цифровизации социально-экономических процессов, качества действующих формальных и неформальных институтов, а также готовности граждан представлять личную информацию для повышения эффективности реализации социальных и экономических процессов.

Для проверки гипотез 1и 2 в качестве зависимой переменной были использованы данные Центра потребительского выбора по поводу развития шеринг-экономики в городах мира, а также данные MD-SUTD Smart City Index Report о влиянии каршеринга, проката велосипедов и доступности веб-сайтов для продажи ненужных вещей. Индекс долевой экономики (SE), рассчитываемый Центров потребительского выбора (США), учитывает наличие и разрешение того или иного сервиса шеринг-экономики, ставки налогов для данной категории хозяйствующих субъектов, наличие специального разрешения для предоставления услуг шеринг-экономики. Набор показателей оценки позволяет сделать вывод, что данный индекс характеризует не только непосредственно фактические данные об уровне развития шеринг-экономики, но и позволяет сделать вывод о наличии институциональных условий для развития данных сервисов. Для оценки отдельных сервисов шеринг-экономики были использованные данные о том, какая доля граждан считает, что «Веб-сайт или приложение позволяют жителям легко отдавать ненужные предметы» (W), «приложения для каршеринга уменьшили загруженность дорог» (C), «аренда велосипедов уменьшила загруженность дорог» (B). В качестве независимой переменной для гипотезы 1 был рассмотрен показатель, характеризующий долю граждан, большинство трансакций которых являются безналичными (T) [17], а для гипотезы 2 - доля городского населения, считающая, что «Онлайн-платформа, на которой жители могут предлагать идеи, улучшила городскую жизнь».

Принимая во внимание неоднородность развития городов, а также сервисов долевой экономики была введена контрольная переменная - численность населения в городе. Таким образом, в рамках анализа были рассмотрены 3 группы городов: 1) непосредственно вся выборка городов, по которым имеются данные в Sharing Economy Index в разрезе городов; 2) города численностью менее 2млн; 3) города численностью более 2 млн. В анализ были включены следующие города: Женева, Таллинн,Гаага,Осло,Амстердам,Дублин,Хельсинки, Брюссель, София, Цюрих, Копенгаген, Прага, Мюнхен, Стокгольм, Будапешт, Варшава, Вена, Гамбург, Бухарест, Дубай, Ванкувер, Лиссабон, Киев, Афины, Милан, Сан-Франциско, Берлин, Рим, Сидней, Санкт-Петербург, Барселона, Торонто, Мадрид, Лондон, Париж, Москва, Нью-Йорк, Мехико, Сан-Паулу, Шанхай, Токио.

Для проверки гипотезы 3 было показано, каким образом сервисы шеринг-экономики влияют на различные виды общественных благ. В качестве зависимых переменных были использованы следующие показатели:

• Доля городского населения, считающая, что «пробки на дорогах не являются проблемой» (P1);

• Доля городского населения, оценивающая общественный транспорт удовлетворительно (P2);

• Доля городского населения, считающая, что нет проблем загрязнением воздуха (P3).

С целью проверки выдвинутых гипотез был проведен корреляционный анализ. На этапах обработки данных применялся программный продукт MS Excel.

2. Результаты исследования и их обсуждение

В ходе проверки гипотезы 1 для первой группы городов была обнаружена слабая корреляция между таким показателями, как доля граждан, считающая, что «веб-сайт или приложение позволяют жителям легко отдавать ненужные предметы» и долей граждан, большинство трансакций которых является безналичными (ri=0,34). В отношении второй группы было выявлено, что связь между переменными отсутствует, что характеризует значение коэффициента корреляции Пирсона Г2= 0,05. В ходе проверки данной гипотезы для группы 3 (города численностью более 2 млн) была обнаружена довольно сильная связь (гз№=0,50). В отношении анализа тесноты связи показателей, характеризующих развитие шеринг-экономики в сфере транспорта (С, В), также была обнаружена связь лишь для группы городов, численность которых составляет более 2 млн (гзв=0,44; гзС=0,32). Отсюда можно сделать вывод, что переход граждан на безналичный расчет способствует развитию ширенг-экономики в городах с численностью более 2 млн.

При проверке гипотезы 2 была обнаружена довольная сильная связь доли городского населения, считающей, что «онлайн-платформа, на которой жители могут предлагать идеи, улучшила городскую жизнь» и доли граждан положительно оценивающих сервисы долевой экономики, в том числе, при снижении загруженности дорог. В отношении отдельных сервисов шеринг-экономики была выявлена довольно высокая связь, что представлено в таблице 1. Вместе с тем, более высокие значения коэффициентов корреляции также характерны для третьей группы городов.

Таблица 1 - Коэффициенты корреляции Пирсона между показателями, характеризующими долевую экономику, и долю граждан, считающих, что «онлайн-платформа, на которой жители могут предлагать идеи, улучшила городскую жизнь»

Доля граждан, считающая, что «веб-сайт или приложение позволяют жителям легко отдавать ненужные предметы» (Ш) Доля граждан, считающая, что «приложения для кар-шеринга уменьшили загруженность» (С) Доля граждан, считающая, что «аренда велосипедов уменьшила загруженность дорог»(В)

Группа 1 0,47 0,76 0,71

Группа 2 0,41 0,43 0,35

Группа 3 0,52 0,84 0,85

Из таблицы 1 можно сделать вывод о том, что гипотеза 2 подтвердилась. Причины полученных результатов, с одной стороны, могут быть обусловлены гражданской активностью, что будет свидетельствовать о функционировании неформальных институтов; с другой стороны - формированием навыка использования цифровых платформ как для решения личных задач, так и общественных. Более четкие выводы в данном вопросе предполагают необходимость проведения дополнительного исследования.

При проверке гипотезы 3 были получены результаты, представленные в таблице 2.

Полученные коэффициенты корреляции свидетельствуют о том, что в целом о наличии связи между долевой экономикой и рассмотренными общественными благами говорить не правомерно. Однако данная связь прослеживается в отношении отдельных сервисов и общественных благ.

Таблица 2 - Коэффициенты корреляции Пирсона между показателями,

характеризующими долевую экономику, и показателями, характеризующими развитие общественного сектора в разрезе групп городов

Доля граждан, счи- Доля граждан, Доля граждан, считающая, что «аренда велосипедов уменьшила загруженность дорог»(В)

Название переменной Группы городов Индекс шеринг- тающая, что «вебсайт или приложение позволяют жи- считающая, что «приложения для каршерин-

экономики телям легко отда- га уменьшили

вать ненужные предметы» загруженность» (С)

Доля городского населе- Группа 1 0,06 - 0,09 0,36

ния, считающая, что «пробки на дорогах не являются проблемой» (Р1); Группа 2 0,18 - 0,22 0,51

Группа 3 -0,01 - 0,39 0,36

Доля городского населе- Группа 1 0,04 - 0,08 0,23

ния, оценивающая общественный транспорт удовлетворительно^) Группа 2 0,18 - 0,06 0,11

Группа 3 0,00 - 0,33 0,34

Доля городского населе- Группа 1 0,09 0,56 - -

ния, считающая, что нет проблем загрязнением воздуха(Р3) Группа 2 0,29 0,46 - -

Группа 3 -0,06 0,70 - -

Например, для городов группы 3 наблюдается связь между долей городского населения, считающей, что нет проблем загрязнением воздуха, и долей граждан, считающей, что «веб-сайт или приложение позволяют жителям легко отдавать ненужные предметы». Также из анализа городов группы 2 можно сделать вывод, что прокат велосипедов положительно влияет на отсутствие пробок на дорог. Следует отметить, что более конкретные и точные выводы требуют проведения дополнительного анализа. Однако о наличии определенных трендов в развитии долевой экономики можно говорить и на данном этапе.

На основе проведенного анализа были выделены тенденции, характерные для развития долевой экономики. Прежде всего, было обнаружено, что развитие сервисов долевой экономики на развитие городской среды наблюдается для городов, численность которых превышает выше 2 млн. Данный факт может быть обоснован тем, что влияние цифровизации, лежащее в основе сервисов долевой экономики, наиболее ярко выражено в крупных городах.

Кроме того, наблюдается положительный тренд в отношении качества воздуха в городе и развития долевой экономики. Данная связь может быть обоснована тем, что идея повышения эффективности использования ресурсов, лежащая в основе долевой экономики, также тесно связана с концепцией устойчивого развития общества. Степень загрязнения воздуха, в свою очередь, представляется одной из характеристик устойчивого развития территории.

В дополнении отметим, что сервисы шеринг-экономики в сфере транспорта оказывают благоприятное воздействие на загруженность дорог, что характерно для всех трех групп городов.

Заключение

В данном исследовании с целью выявления особенностей развития шеринг-экономики в разрезе городов были получены следующие результаты.

Во-первых, было показано, что развитие шеринг экономики зависит от степени готовности граждан участвовать в безналичных трансакциях. Данный тезис также подтверждает результат развития шеринг-экономики как следствия распространения и внедрения цифровых технологий.

Во-вторых, обосновано, что шеринг-экономика является составляющей современных трендов развития цифровой экономики, что приводит к тому, что положительное отношение к цифровым технологиям в целом и их потенциал при решении общественно-значимых задач также стимулирует и развитие шеринг-экономики.

В-третьих, показано, что сервисы долевой экономики возможно соотносить со снижением загруженности на дорогах, а также с качеством воздуха в городе. Однако более точные выводы требуют более детального анализа.

В-четвертых, показано, что влияние сервисов шеринг-экономики в большей степени проявляется для городов с численностью более 2 млн. Данный вывод подтверждает роль долевой экономики в развитии крупных городов.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в определении закономерностей развития долевой экономики на уровне города. Практическая значимость исследования состоит в обосновании возможности применения данной бизнес модели для развития общественного сектора.

References:

1. Zvolska L., Voytenko Palgan Y., Mont O. How do sharing organisations create and disrupt institutions? Towards a framework for institutional work in the sharing economy // Journal of Cleaner Production. - 2019 - № 219. P. 667-677. D01:10.1016/j.jclepro.2019.02.057.

2. Botsman, R., Rogers, R. Beyond Zipcar: Collaborative consumption // Harvard Business Review. - 2010. -№88(10). P. 30.

3. Kaplan A.M., Haenlein M. (2010). Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. - 2010. - № 53(1). P.59-68.

4. Wang C., Zhang P. The evolution of social commerce: The people, management, technology, and information dimensions // Communications of the Association for Information Systems. - 2012 - №31(1). P. 105-127.

5. Zervas G., Proserpio D., Byers J. The rise of the sharing economy: Estimating the impact of Airbnb on the hotel industry // Boston University School of Management, Research Paper - 2013. - № 16. Режим доступа: http://ssrn.com/abstract=2366898 (accessed 10.06.2020).

6. Philip H.E., Ozanne L.K., Ballantine P.W. Examining temporary disposition and acquisition in peer-to-peer renting // Journal of Marketing Management. - 2015. - № 31 (11-12). - P. 1310-1332.

7. Acquier A., Daudigeos T., Pinkse J. Promises and paradoxes of the sharing economy: An organizing framework //Technological Forecasting and Social Change - 2017 - № 125. - P. 1-10 DOI: 10.1016/j.techfore.2017.07.006.

8. Popov, E. V., Hercegova, K. and Semyachkov, K.A. (2018). Innovations in the Institutional odelling of the Sharing Economy //Journal of Institutional Studies. - 2018. - № 10(2). -P. 25-42.

9. Hamari J., Sjoklint M., Ukkonen A. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption // Journal of the Association for Information Science and Technology. - 2016. - T.67. - №9. P. 2047-2059.

10. Soltes V. et al. (2016). Education in information security. In: INTED 2016 : 10th International Technology, Education and Development Conference P. 4418-4424.

11. Standing C., Standing S., Biermann S., The implications of the sharing economy for transport // Transport Reviews. - 2018. - Vol.39. №2. P. 1-17. D0I:10.1080/01441647.2018.1450307.

12. Boyko C. et al. How sharing can contribute to more sustainable cities // Sustainability. 2017. - Vol.9. - № 701.

13. Curtis S., Mont O., Sharing economy business models for sustainability // Journal of Cleaner Production. - 2020. - T. 266 - № 121519.

14. Garbarovaa M., Vartiak L., Consequences of the sharing economy on passenger transport , Transportation Research Procedia. - 2021. - № 55. - P. 57-62.

15. Sharing economy UK. Режим доступа: https://www.sharingeconomyuk.com/join (20.12.2021)

16. Rausser G., Strielkowski W., Streimikienè D. Smart meters and household electricity consumption: A case study in Ireland // Energy & Environment. - 2018. - 29(1). - P 131-146. DOI: 10.1177/0958305X17741385.

17. MD-SUTD Smart City Index Report, 2020. Режим доступа: https://ict.moscow/en/research/smart-city-index-2020/

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-128-132

К.Н. Вицелярова - к.э.н., доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, Кубанский государственный технологический университет, kvicelyarova@mail.ru,

K.N. Vitselyarova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Industry and Project Management, Kuban State Technological University;

Х.М. Микаелян - магистрант 2 курса, направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Кубанский государственный технологический университет, mikaelyan-96@mail.ru,

Hh.M. Mikaelyan - 2nd year undergraduate student, areas of training «State and Municipal Administration», Kuban State Technological University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА CULTURE AND ARTS PROJECTS

Аннотация. Проектная деятельность в настоящее время является одним из самых прогрессивных подходов к ведению бизнеса, а слова «проект» и «управление проектом» прочно укрепились в терминологии, используемой организациями разных сфер и уровней управления. В статье обозначена роль культурной сферы в социально-экономической системе, выявлены и систематизированы понятия «проектная деятельность», рассмотрена классификация проектов, а также приведены приме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.