ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ рыночной ИНФРАСТРУКТУРЫ В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ
К.В. ПАВЛОВ, доктор экономических наук, профессор, директор Института региональной экономики при Удмуртском государственном университете
Эффективность и успешное завершение экономических реформ в России во многом будут зависеть от учета в стратегии рыночных преобразований территориальной специфики и особенностей развития различных регионов страны, в частности районов зоны Севера. Это связано с тем, что зона Севера занимает 64% общей площади России, именно здесь в значительных объемах добываются важнейшие сырьевые ресурсы страны. Рассмотрим на примере Северного экономического района (СЭР) региональные особенности развития рыночных отношений и формирования оптимальной структуры форм хозяйствования в зоне Севера.
В состав Северного экономического района входят Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республики Карелия и Коми. Регион, являющийся наиболее молодым из всех экономических районов (создан в соответствии с постановлением Совета министров СССР в ноябре 1982 г.), имеет третью по величине площадь территории среди экономических районов страны.
Северный экономический район имеет ряд особенностей, определяемых его географическим положением и природно-климатическими условиями. Одной из важнейших особенностей является то, что почти 70% территории региона относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним, хотя этот регион неоднороден и по природно-климатическим факторам, и по степени освоенности. Включение в европейский Север всего СЭР оправдано как с экономических позиций, так и с исторических, ибо Вологодчина всегда считалась и была базой освоения европейского и азиатского Севера России. В регионе сконцентрированы большие запасы разнообразных видов природных ресурсов. Здесь сосредоточено около 30% запасов фосфатного сырья СНГ, свыше 60% слюды-мусковита и вермикулита, титановых руд, около половины запасов алюминиевого сырья,
более 10% лесных ресурсов, 4,5% железных руд, около 30% прогнозных топливно-энергетических ресурсов европейской части СНГ. Значительные запасы цветных и редких металлов, перспективны нефтегазовые ресурсы шельфа северных морей.
Использование этих ресурсов в народном хозяйстве определяет производственную специализацию района как крупной лесной, минерально-сырьевой, топливной и рыбной баз страны. В СЭР производится 70% фосфатного сырья страны, около 40% целлюлозы, 36% бумаги, 24% картона, 16% пиломатериалов, 8% деловой древесины, 17% добычи рыбы, 10% угля, свыше 6% железного концентрата, а также значительная часть оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности и машин для лесозаготовок.
В различных регионах СЭР имеются специфические особенности и условия территориального воспроизводства. В Вологодской области, имеющей наибольший удельный вес и производящей более четверти всей валовой продукции СЭР, наибольшее развитие получили металлургическая, химическая и машиностроительная отрасли промышленности, сельское хозяйство. Отраслями специализации Архангельской области являются лесная и деревообрабатывающая, рыбная, машиностроительная отрасли промышленности. В мурманской области наибольшее развитие получили горнодобывающая и рыбная промышленность, цветная металлургия, транспорт, в Республике Коми—лесная и деревообрабатывающая, топливная промышленность, транспорт. Несколько меньший удельный вес в структуре производимой в СЭР продукции имеет Республика Карелия, здесь наиболее развиты лесная и деревообрабатывающая промышленность и обслуживающее ее машиностроение, горнодобывающая промышленность.
Следует отметить, что процесс формирования развитых рыночных отношений народнохозяйственного комплекса Северного экономического
района определяется рядом факторов, усложняющих при прочих равных условиях протекание этого процесса. К ним следует отнести более высокие затраты на заработную плату, связанные с необходимостью осуществления выплат полярных надбавок и районного коэффициента работникам этих регионов. Например, в промышленности Мурманской области доля выплат по районному коэффициенту и полярным надбавкам в структуре фонда заработной платы на протяжении последних 15 лет в среднем превышает 40%, велика потребность в осуществлении значительных транспортно-заготовительных расходов в связи с существенной отдаленностью от основных потребителей выпускаемой продукции, крайне остра необходимость в реализации огромных капитальных вложений в природоохранные мероприятия по причине крайне напряженной экологической ситуации и пр. Все это приводит к значительному удорожанию себестоимости выпускаемой продукции и способствует тому, что северные предприятия в условиях рыночной экономики окажутся в менее выгодном положении по сравнению с аналогичными предприятиями, расположенными во многих других регионах страны.
К негативным факторам, усложняющим переход экономики северных территорий на рыночные отношения, следует отнести и такие как более высокая — по сравнению со среднегосударственной — стоимость проживания (по расчетам, прожиточный минимум для населения мурманской области приблизительно в полтора раза выше среднегосударс-твенного), значительный физический и моральный износ основных фондов, высокая фондоемкость и материалоемкость продукции. Так, коэффициент износа флота рыбной промышленности Северного бассейна в настоящее время превышает 45%, а обрабатывающего и приемотранспортного флота — 70%. Это самые высокие показатели износа основных фондов на предприятиях рыбопромышленного комплекса страны. Постоянно происходит ухудшение сырьевой базы, усложняется промысловая обстановка, регулярно растет фондоемкость 1 т вылова. Значительно ухудшились естественные условия воспроизводства в горнопромышленном комплексе, здесь на многих предприятиях происходит падение объемов выработки продукции. Аналогичные негативные процессы имеют место и в других важнейших отраслях региона.
Не способствует скорейшему внедрению рыночных отношений и сложившаяся отраслевая структура экономики северных территорий. Высокий удельный вес добывающих отраслей
промышленности, природоэксплуатирующая направленность экономики, экстремальные условия воспроизводства — таковы основные региональные особенности производственного процесса в условиях Севера. Одной из наиболее важных задач трансформационного периода является необходимость структурной перестройки экономики, переориентации ее на первоочередное решение социальных проблем общества, повышение качества и уровня жизни. К сожалению, в силу региональных особенностей народнохозяйственный комплекс СЭР не обладает достаточной мобильностью для формирования в скором времени экономики, непосредственно нацеленной на решение социальных проблем. Этому же не способствует и весьма слабое развитие сельскохозяйственного производства в ряде районов. Так, в отраслевой структуре Мурманской области на сельское хозяйство приходится менее 3% производимой продукции. Недостаточно развита в регионе и сеть предприятий, занимающихся производством товаров народного потребления непродовольственного характера.
однако помимо негативных факторов, действие которых серьезно затрудняет решение проблем переходного периода, существует комплекс условий, благоприятных для эффективного формирования развитой рыночной среды. К ним прежде всего следует отнести возможность тесного экономического сотрудничества с развитыми капиталистическими странами Северной Европы, весьма в таком сотрудничестве заинтересованными, наличие достаточно высококвалифицированной рабочей силы, огромные природные богатства.
Концепция перехода северной экономики на развитые рыночные отношения должна, на наш взгляд, в максимальной степени учитывать положительное действие благоприятных факторов и, по возможности, нивелировать отрицательный эффект негативных. Причем важно подчеркнуть, что переход региональной экономики к рынку в значительной мере будет определяться концепцией развития рыночных отношений в целом по стране. Хотя формирование сложной рыночной среды будет осуществляться в основном теми же методами, что и для российской экономики в целом. однако региональные особенности воспроизводственного процесса внесут некоторые коррективы в формы перехода. В результате некоторые направления формирования рыночной среда на Севере будут несколько отличаться от среднеэкономических аналогов.
Создание развитой экономической среды в большой степени будет зависеть от концепции
развития Севера России в переходный период и при развитых рыночных отношениях. В основу концепции социального и экономического развития Севера заложены следующие принципы:
1) комплексный многофункциональный подход к устойчивому развитию Севера, основанный на сочетании общенациональных и региональных интересов;
2) возрастание роли природно-ресурсного потенциала Севера в переходный период, поскольку этот потенциал имеет большое значение для национальных интересов России;
3) приоритеты государственного регулирования процессов адаптации Севера к рыночной экономике при одновременном создании конкурентной среды и рыночной инфраструктуры, развитии малого бизнеса, усилении территориального начала в управлении региональным воспроизводственным процессом. Реализация данных принципов предполагает реализацию широкого круга разработанных в программе развития регионов Севера мероприятий. Так, предполагается существенно повысить долю прироста эффективности регионального производства за счет увеличения комплексности использования ресурсов, например на Кольском полуострове более 70% прироста продукции горнопромышленного и рыбопромышленного комплексов в ближайшие 15 лет должно быть получено за счет повышения уровня комплексного использования уникальных природных ресурсов. Что касается второго из рассмотренных принципов, здесь следует отметить, что в соответствии с концепцией разведанные запасы позволяют поддерживать и даже при определенных условиях увеличивать объемы добычи в пределах прогнозного периода (25 лет) такого важного ресурса, как нефть (заметим, что в 1990 г. на Севере было добыто 368,7 млн т нефти и 574 млрд кв. м газа, что составило соответственно 77,3 и 89,1% от общероссийского производства). Кроме того, по имеющимся оценкам, наибольшие перспективы прироста запасов нефти и газа также связаны с Севером России и с его арктическим шельфом. Запасы других природных ресурсов Севера также остаются самыми значительными в стране, а по отдельным видам — и в мире. Однако следует добавить, что действие этого принципа существенно корректируется постановлением правительства Российской Федерации от 12 мая 1992 г. № 308, где отмечается, что в целях сохранения окружающей природной среды и создания благоприятных условий для развития
традиционных отраслей хозяйствования как основы жизнедеятельности малочисленных народов Севера целесообразно ограничивать промышленную деятельность в районах Севера, особенно в его арктической части, имея в виду обеспечивать добычу и комплексную переработку только тех ресурсов, потребность в которых не может быть удовлетворена за счет других регионов.
Важнейшим условием перехода региональной экономики к рыночным отношениям является государственное регулирование переходных процессов. Выше уже рассматривалась проблема оптимального соотношения рыночных и государственных методов регулирования экономики. Очевидно, что это соотношение может существенно различаться в разных регионах, определяясь территориальными особенностями воспроизводственного процесса. В условиях Севера роль и значение государственных регуляторов в переходный период значительно выше, чем для российской экономики в целом. Это связано с такими факторами, как необходимость при прочих равных условиях осуществления повышенных затрат на выпуск единиц продукции, непомерно высокий удельный вес отраслей промышленности, и прежде всего добывающих отраслей, ограниченность возможностей в связи с экстремальностью природно-климатических условий развития сельскохозяйственного производства и пр. К важнейшим сферам государственного регулирования следует отнести разработку политики природопользования, социальной политики, налоговой и кредитной политики и др.
Учитывая остроту проблемы, особо следует выделить роль государственного регулирования в реализации структурной перестройки региональной экономики. Уже не раз приводились данные, показывающие, насколько структура народного хозяйства региона не соответствует требованиям и стандартам развитого общества. Так, для сравнения отметим, что в штате Аляска доля занятых в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве составляла в конце 1980-х гг. 21 %, в транспорте и связи — 7,5%, торговле — 16%, сфере обслуживания — 15 %. Следует отметить, что переход к развитой экономике, важнейшим условием которой является создание структуры народного хозяйства, соответствующей стандартам социально-рыночной экономики, в нашей стране требует разрешения глубинного противоречия и выхода из порочного круга.
Как показывает мировой опыт, структурная перестройка экономики требует значительных финансовых и материальных средств и является
довольно длительным процессом, средства же для этих целей в северных регионах в основном можно получить за счет развития отраслей промышленности, причем это преимущественно отрасли, связанные с добычей и переработкой сырьевых ресурсов. Поэтому достаточно длительное время в процессе формирования развитых рыночных отношений структура национальной и региональной экономики будет ухудшаться с точки зрения структурных стандартов социально-рыночной экономики. В связи с этим удельный вес добывающих отраслей промышленности в структуре народохозяйствен-ного комплекса будет достаточно длительное время возрастать. В этом заключается один из парадоксов переходного периода в нашей стране, особенно это правомерно для северной экономики.
Ухудшения отраслевой структуры на первых этапах переходного периода в значительной мере можно избежать за счет повышения эффективности регионального производства на основе диверсификации промышленных отраслей, развития новых форм хозяйствования, привлечения иностранных инвестиций. Однако, учитывая, что базовые отрасли северных регионов отличаются низкой рентабельностью, монопродуктовой направленностью производства, высокой капиталоемкостью и инерционностью развития, для эффективной структурной перестройки региональной экономики необходима значительная помощь со стороны государства.
Таким образом, в связи с действием ряда объективно обусловленных факторов, затрудняющих при прочих равных условиях развитие рыночных отношений на Севере, для формирования рациональной структуры региональной экономики необходимо осуществление протекционистской политики в отношении предприятий, ведущих свою деятельность в северных регионах. На целесообразность проведения этой политики указывает подобный опыт, осуществляемый в таких странах, как Англия, США, Канада, где устанавливаются налоговые льготы и сниженные банковские проценты для дополнительного стимулирования предпринимательской деятельности на Севере. Реализация всей совокупности рассмотренных выше принципов приведет к тому, что в соответствии с концепцией произойдет переход от индустриальной модели освоения Севера к модели устойчивого развития, обусловливаемой социально-рыночными механизмами.
Под моделью устойчивого экономического развития в концепции понимается целостная система социального и экономического развития,
сформированная на базе многосекторной диверсификации: добыча и переработка природных ресурсов, промышленное производство наукоемких товаров, сфера услуг, обслуживающие производства, информационные технологии, агропромышленное и традиционное производство. Она ориентирована на обеспечение достойных социальных условий жизни населения, подъем культуры, устойчивый экономический рост, высокую занятость, экономическую и экологическую безопасность, отказ в этом отношении от «кредита» последующих поколений. Модель устойчивого развития, исходя из интересов человека, ставит задачу создания новой «экологически чистой» системы управления использованием природных ресурсов, социальной технологии освоения Севера, с тем чтобы не только сохранять, но и улучшать среду его обитания.
Региональные особенности процесса формирования развитых рыночных отношений народнохозяйственного комплекса СЭР в различных его областях будут проявляться своеобразно. Более того, в связи с наличием специфических региональных и отраслевых факторов в некоторых областях можно выделить характерные лишь для них особенности переходного периода. Так, например, на Кольском полуострове не получили достаточного развития индивидуальная трудовая деятельность и кооперативное движение. Это в значительной мере связано с тем, что удельный вес выплат по районному коэффициенту и полярным надбавкам в структуре фонда заработной платы здесь значительно превышает значения аналогичного показатели в других областях СЭР. Поскольку в результате средняя заработная плата работников государственных предприятий оказывается весьма большой, в Мурманской области интенсивность перехода этих работников на предприятия других типов значительно меньше, так как стимулы для работы в негосударственном секторе не столь действенны.
Можно выделить некоторые особенности переходного периода, характерные и для других регионов СЭР. Так, на наш взгляд, в Республиках Коми и Карелия имеется больше возможностей для более комплексного перехода к рынку, чем, например, в Мурманской области, хотя бы потому, что там в силу природных особенностей гораздо больше возможностей для развития сельского хозяйства. Для того чтобы процесс формирования рыночной среды на Севере проходил наиболее безболезненно и эффективно, в стратегии развития должны учитываться особенности переходного
периода отдельного региона СЭР (для каждого региона СЭР соотношение между рыночными и государственными методами управления будет существенно варьировать).
Важным направлением и фактором формирования развитых рыночных отношений на Севере является постепенный процесс создания оптимальной структуры форм хозяйствования как необходимого условия эффективного территориального воспроизводства.
Учитывая высокий удельный вес базовых отраслей, которые отличаются монопродуктовой направленностью производства, низкой рентабельностью, высокой капиталоемкостью и инерционностью развития, а также значение этих отраслей для развития народного хозяйства страны и заниженные цены на сырье, темпы приватизации в целом в СЭР должны отставать от средних по российской экономике (приблизительно в 1,5 — 2 раза). Особенно это правомерно в отношении промышленности. На наш взгляд, к середине переходного периода из государственной собственности должны быть преобразованы в акционерные, проданы или переведены на аренду до 25 — 35% основных фондов промышленности региона. К концу же этого периода должны быть преобразованы из государственной собственности не менее 50—60% предприятий промышленности. Как видим, предложенные ориентиры значительно ниже средних по России. Что же касается других отраслей народнохозяйственного комплекса региона, то здесь темпы преобразований, появления новых форм хозяйствования будут в основном соответствовать среднеэкономическим, а в отраслях социальной инфраструктуры, строительстве, скорее всего, должны быть выше средних значений показателей.
В связи с этим для базовых отраслей промышленности Северного экономического района можно предложить следующую оптимальную структуру форм хозяйствования: в конце переходного периода удельный вес государственного сектора должен составлять приблизительно 35—40%, сектора малого и среднего бизнеса — 20—30%, а сектора крупного бизнеса — 30—40% (дальнейшие исследования позволят выявить оптимальную структуру форм хозяйствования и в отдельных областях и республиках СЭР).
Достижение оптимальной структуры форм хозяйствования как целевого ориентира должно произойти в конце переходного периода, на промежуточных этапах перехода структурные
показатели будут иными. Важно и то, что в других регионах страны, так же, как и в других отраслях СЭР, оптимальные ориентиры могут существенно отличаться от предложенных для базовых отраслей промышленности в северных районах России.
В различных отраслях региона эффективность использования определенной формы хозяйствования может весьма существенно варьировать. Так, создание акционерных обществ, совместных предприятий, лизинговых форм сотрудничества наиболее перспективно в горной промышленности, машиностроительном комплексе региона. В рыбной промышленности Северного бассейна важнейшей формой организации производства, скорее всего, будут акционерные и холдинговые компании, арендные предприятия, особенно аренда перспективна на флоте. В береговом рыбообрабатывающем производстве имеет смысл использовать также лизинговые формы сотрудничества, привлекать иностранный капитал. В ремонтном производстве, особенно в мелком ремонте, наиболее эффективны малые предприятия, кооперативы, индивидуальные предприятия.
Наряду с обслуживающими и вспомогательными отраслями малые и средние предприятия весьма эффективны в социальной сфере, торговле, строительстве. Так, учитывая, что в Мурманской области в ближайшие годы маловероятно строительство промышленных гигантов, здесь весьма актуальным становится деконцентрация производственных мощностей и распространение малых и средних строительных организаций. Как видим, определенные рациональные пропорции между разными формами хозяйствования должны соблюдаться не только в экономике региона в целом, но и в отдельных отраслях. Структура форм хозяйствования в определенных отраслях региона будет определяться многими факторами, в том числе возможностями сырьевой базы, обеспеченностью рабочей силой, перспективами развития отрасли и т.д.
Для закрепления кадров и повышения уровня жизни большое значение имеет развитие отраслей социальной инфраструктуры, региональный уровень которой должен существенно превышать среднегосударственный, в реальности же, к сожалению, происходит обратное. В связи с этим темпы образования новых предприятий, основанных на прогрессивных формах хозяйствования, в этом секторе экономики в северных районах страны должны, на наш взгляд, превышать средние. Наиболее эффективными формами организации производства на этапе становления рыночных
отношений в отраслях социальной инфраструктуры будут кооперативы, малые и индивидуальные предприятия, аренда. В связи с экстремальными климатическими условиями для ряда северных районов огромное значение имеет оживление работы предприятий продовольственного комплекса. Несмотря на объективные негативные факторы, в этой области имеются определенные внутренние резервы повышения эффективности работы продовольственного комплекса, для чего также необходимо использовать новые прогрессивные формы хозяйствования.
Таким образом, закономерен вывод: хотя основные пути и методы, общая направленность перехода к рыночным отношениям, и прежде всего формирование рациональной структуры форм хозяйствования в различных регионах страны, совпадают с основными направлениями переходного периода, определенными для народного хозяйства в целом, существующие территориальные особенности воспроизводственного процесса определяют специфику оптимизации структуры в каждом регионе. Поэтому в других районах процесс формирования рациональной структуры форм хозяйствования может отличаться от того, как это происходит в Северном экономическом районе. Одной из важнейших задач российской экономической науки на современном этапе как раз и является анализ территориальных особенностей формирования рыночных отношений в различных регионах страны.
Необходимо более интенсивное вмешательство государства в процесс экономического воспроизводства в регионе (как показывает анализ, в регионах с суровыми природно-климатическими условиями, а также у районов с преобладанием депрессивных и кризисных явлений в бюджетных расходах более высок процент расходов на социально-культурные нужды). В пользу целесообразности более значимых масштабов государственного регулирования экономики экстремальных регионов по сравнению с остальными, более комфортными, районами свидетельствует также опыт хозяйственного развития некоторых капиталистических стран.
Представляется, что наибольший интерес в этом отношении имеет канадский опыт. Это связано с тем, что ни одна другая развитая капиталистическая страна не располагает столь обширным и богатым ресурсами территориальным резервом, каким является Канадский Север. В Канаде выделяют пять экономических районов,
принципиально различающихся по условиям хозяйственного развития. Один из них — Канадский Север, включающий Северо-Западные территории, Юкон, а также северные части провинций Альберта, Сас-Качеван, Манитоба, Онтарио и Квебек. Этот в основном неосвоенный, малонаселенный район является «пограничной землей» канадской экономики, практически еще не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства. Наличие в Канаде такого рода значительных территорий определяет ее во многом уникальное положение в капиталистическом мире.
Малоосвоенные северные районы занимают примерно 7 млн кв. км — 70% территории страны, тогда как проживает здесь лишь 350 тыс. чел. (менее 1,5% населения Канады). Эти территории располагают огромными и далеко еще не полностью разведанными природными ресурсами: месторождениями природного газа, нефти, каменного угля, асбеста, руд черных и цветных металлов, существенным гидроэнергетическим потенциалом. Все это «роднит» канадскую экономику с экономикой России, где также большая часть территории страны относится к зоне Севера. Наличие общих черт в экономике двух стран способствовало тому, что еще во времена социалистической эпохи в процессе разработки стратегии хозяйственного освоения ресурсов Канадского Севера использовался опыт развития северных районов СССР. Теперь, в период перехода к рыночным отношениям, уже нам, в свою очередь, следует использовать канадский опыт.
Формы и направления государственного регулирования воспроизводственных процессов в экономике Канадского Севера различны и достаточно многочисленны. Государство не ставит в качестве обязательной конечной цели своих инвестиций получение прибылей, а делает эти инвестиции средством повышения активности частных фирм. В наибольшей степени сказанное относится к государственному финансированию развития инфраструктуры (и прежде всего транспортной сети) в северных районах. В некоторых случаях государство идет на создание собственных предприятий или смешанных государственно-частных компаний. С 1973 по 1984 г. государственные расходы на северных территориях выросли в 3,7 раза. Однако гораздо чаще государство предпочитает действовать в рамках программ помощи частным компаниям (особенно горнопромышленным). Заметнее всего это содействие частному капиталу выражается в предоставлении прямых субсидий фирмам (в отдельных случаях такая помощь со-
ставляет до 70—60% всех прямых и косвенных капиталовложений в новое предприятие), в покупке акций рискованных предприятий и пр.
Другой способ оказания государственного содействия частным компаниям выражается в предоставлении налоговых льгот. Горнопромышленные фирмы на Севере Канады полностью освобождались от уплаты налогов на три—пять лет после ввода в действие предприятия; в случае эксплуатации месторождений, близких к истощению, подлежащая налогообложению прибыль уменьшалась на треть. Кроме того, государство облегчало условия аренды нефтеносных земель. Быстро растут и размеры федеральных субсидий, предоставляемых местным властям северных территорий. Эти субсидии составили в 1984 гг. 73% бюджета правительства Северо-Западных территорий и 59% бюджета правительства Юкона — по 6 400 дол. в расчете на каждого жителя Дальнего Севера. К важнейшим формам государственного регулирования следует отнести также разработку разного рода комплексно-целевых программ развития Севера.
Необходимость более интенсивного вмешательства государства в процесс экономического регулирования деятельности северных районов по сравнению с остальными регионами Канады объясняется рядом причин и факторов. Прежде всего следует указать на необходимость осуществления здесь повышенных затрат на выпуск единиц продукции. Так, доля затрат на материалы, энергию и топливо в общей стоимости горнодобывающей промышленности на Дальнем Севере почти вдвое выше, чем по всей отрасли в среднем по стране. Стоимость бурения одной разведочной скважины на Дальнем Севере обходится в 46 раз, а 1 м буровой проходки — в 25 раз дороже, чем в основной нефтедобывающей провинции страны — Альберте. При столь высоком уровне расходов и ввиду необходимости чрезвычайно крупных капиталовложений в развитие инфраструктуры компании далеко не всегда решаются на риск освоения северных ресурсов своими силами, без помощи государства. Важно и то, что масштабы и специфика освоения Севера требуют учета экономического и социального влияния капиталовложений в развитие всего района, и даже всей страны в целом, притом в те-
чение длительного периода. Частные же компании, будучи предоставлены самим себе, обычно предпочитают проводить хищническую политику кратковременной эксплуатации наиболее богатой части месторождений, что приводит порой в конечном счете к исключительно негативным последствиям, например к возникновению печально знаменитых «городов-призраков». Эти и ряд других факторов и приводят к необходимости активного вмешательства государства в процесс освоения Севера.
Учитывая наличие определенного числа общих черт в экономике России и Канады, целесообразно в стратегии перехода российской экономики к развитым рыночным отношениям использовать определенные элементы канадской хозяйственной модели. Особенно данное положение справедливо в отношении выбора приоритетов и перспектив экономического развития в зоне Севера России. Так, особое значение имеют децентрализация государственного управления и повышение роли местных органов власти как субъектов хозяйственной деятельности (по аналогии с процессами, происходящими в Канаде). Важно и то, что поскольку в соответствии с концепцией оптимальной структуры форм хозяйствования необходимо усиленное государственное регулирование переходных социально-экономических процессов в северных регионах страны, темпы приватизации государственной собственности в базовых отраслях промышленности региона должны быть ниже среднероссийских, тогда как в реальности темпы приватизации в ряде районов зоны Севера (например в Мурманской области) в некоторых базовых отраслях одни из самых высоких в России. Такая ситуация грозит неоправданной в условиях переходного периода потерей государственного контроля и управления в стратегически важных сферах и отраслях экономики, что, в свою очередь, приведет к снижению эффективности не только региональной экономики, но и в целом экономики России. Это связано с тем, что снижение государственного контроля в сложившихся в настоящее время неблагоприятных условиях хозяйствования в России будет способствовать усилению вывоза за рубеж сырьевых, в том числе дефицитных, ресурсов в ущерб интересам страны; непомерному завышению цен на выпускаемую продукцию.