Научная статья на тему 'Особенности развития рынка гостиничных услуг Приморского края'

Особенности развития рынка гостиничных услуг Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1418
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Н. В.

Характеризуется рынок гостиничных услуг, определяются факторы, способствующие развитию гостиничного бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития рынка гостиничных услуг Приморского края»

Маркетинг

Н.В. Яковлева

аспирант ДВГАЭУ

Особенности развития рынка гостиничных услуг Приморского края

Характеризуется рынок гостиничных услуг, определяются факторы, способствующие развитию гостиничного бизнеса

Формирование и развитие рыночных отношений в Приморском крае требуют решения огромного комплекса задач, важнейшая из которых - активизация деловой активности субъектов рынка. Развитие предпринимательской деятельности определяется объективными факторами: системой государственного регулирования, экономической политикой, проводимой местными органами власти, наличием природных ресурсов, материально-технической базой производственного комплекса, транспортным потенциалом и т.д.

Немаловажную роль в регионе играет индустрия гостеприимства, которая объединяет все родственные отрасли экономики, специализирующиеся на обслуживании путешествующих людей через специализированные предприятия: гостиницы, туристические агентства, парки культуры и отдыха, рестораны, казино и т.д. Высшей целью деловой активности в этой сфере является удовлетворение нужд клиента и только потом на этой основе - повышение доходов предприятия.

Центральное место в индустрии занимает гостиничный бизнес, широкий и разнообразный характер которого охватывает и элементы связанных с ним секторов, например питание, отдых и развлечение. Именно в гостиничный бизнес Приморского края в 1999 г. были направлены наиболее значительные инвестиции (50,8% от общего объема инвестиций в экономику края - 9,2 млн долл.)[3].

Гостиница, как известно, представляет сторону предложения, туристы, в свою очередь, формируют категорию спроса, замыкая кольцо рыночных отношений. Одни говорят: "Дайте нам туристов, и мы загрузим гостиницы". Другие возражают: "Дайте нам хорошие гостиницы, и мы привлечем туристов". И если в годы перестройки реально ощущался дефицит средств размещения, то за десять последних лет ситуация изменилась коренным образом.

Существенные изменения претерпел и контингент клиентов, приезжающих в Приморский край. В 90-е г. лидером прибытий стал туризм. За 9 месяцев этого года в Приморский край из 34 стран мира въехали 44,4 тысячи иностранных туристов, что на 20,1 тысячи больше по срав-

нению с этим же периодом 1999 г. [1]. Рост прибытий туристов за этот период составил 182,7 %.С начала 2000г. Владивосток посетило около 80 тыс. иностранных туристов, а также более 150 тыс. российских граждан [3]. По данным комитета по туризму администрации краевого центра, ежемесячно во Владивостоке бывает от 8,5 до 9 тыс. иностранных туристов, а в летние месяцы эта цифра возрастает до 10,5-11 тыс. в месяц. В текущем году Владивосток посетило более 70 тыс. туристов из Китая, 4 тыс. - из Японии, 2 тыс. - из Кореи, более 1,5 тыс. - из США. В то же время за 2000 год во Владивостоке было зарегистрировано 250 тыс. ночевок иностранцев [3]. Таким образом, туристские цели, фактически, превалируют в мотивации поездок в столицу Приморского края.

Надежды гостиничной индустрии связываются в настоящее время в большей степени с иностранцами. Они тратят за день в 3-4 раза больше, чем туристы из России и стран СНГ (150-200 долларов США против 4050 долларов). Около 70% иностранцев приезжает в Приморский край из юго-восточной Азии, что, прежде всего, связано с географическим положением края и определяется экономическими интересами стран АТР. Интерес к Приморскому краю у иностранных туристов связан с экологическими особенностями региона и частично с бизнесом. Сокращение количества туристов из Японии и Австралии незаметно на фоне роста приезжающих из Китая. В основном это мелкие предприниматели, занятые «челночным бизнесом» и не имеющие средств для оплаты элитных гостиниц. Они предпочитают останавливаться в ряде гостиниц - «Владивосток», «Золотой рог», «Амурский залив» и т.п., специализирующихся на обслуживании китайских туристов и бизнесменов [4].

Организованные туры в города имеют продолжительность, как правило, в 6-7 ночевок. Однако городов, которые могут "занять" туристов в течение 7-8 дней не так много. В основном столицы и исторические города привлекают туриста на уикэнд, т.е. на 2-3 ночевки. Владивосток также не может рассчитывать на долговременное пребывание туристов, поскольку это не соответствует общемировым тенденциям. В среднем иностранный турист проводит в столице Приморья три дня.

Российские туристы прибывают как организованным путем, так и «дикарями». По данным исследований, проведенных автором в 1999 г. [4] , только 12,3 % всех приезжих, прибывающих в Приморский край в осенне-летний период из соседних регионов, обеспечены гостиницами, пансионами, базами отдыха и т.д. Остальные же живут в палатках, машинах и частном секторе. Причем среднее время проживания граждан РФ составляет 11 дней. Вывод очевиден: недостаточно дешевых и комфортных средств размещения, которые позволили не только улучшить условия отдыха, получить дополнительный доход в бюджет края, но и стимулировать туристический бизнес в Приморье.

У организованного туриста повышенным спросом пользуются средства размещения среднего (для иностранцев) и экономического (для российских туристов) класса. Размещение в центральных районах города также предпочтительнее. Туристы, как правило, предпочитают обедать вне гостиницы - в городе, используя гостиничные рестораны только для оплаченных заранее завтраков.

Деловой или бизнес-туризм значительно отличается от организованных культурно-познавательных поездок. Различия касаются сроков пребывания (от 1 ночевки до пребывания в течение полугода) и класса гостиниц (предпочтение отдается высокому и среднему классу обслуживания). Бизнесмены менее чувствительны к ценовому фактору и обращают больше внимания на сервис и престиж. Им, как правило, требуется определенный набор дополнительных услуг (от тренажерного зала до доступа в Интернет). Деловые посетители более охотно, чем организованные туристы, пользуются предприятиями питания отеля. Пик прибытий (и соответственно, загрузки) приходится на вторник-среду (с минимумом в выходные дни), а по месяцам - апрель-июнь, сентябрь и октябрь. Таким образом, поток деловых туристов практически не пересекается с организованными турами, один только дополняет другой.

Существует два вида делового туризма во Владивосток - высоко-категорийный, представители которого прибывают, как правило, из Японии, Кореи, Москвы, Китая (реже из Центральной России) по делам и в целом соответствуют характеристике, данной выше. Наряду с ними во Владивосток прибывает значительное количество лиц из регионов России и стран СНГ, а также Северного Китая с целью закупок, поиска работы и т.д. Они формируют низкокатегорийный поток, останавливаются в самых дешевых отелях или общежитиях и не предъявляют требований к уровню обслуживания.

Самая высокая загрузка у гостиниц - до 60% и выше, когда в странах с развитым туризмом этот процент не превышает 45-50%. Однако спад деловой активности и сокращение внутренней платежеспособности рынка существенно сужают клиентскую базу, а ввод в эксплуатацию новых высококлассных отелей значительно расширяет предложение, нарушая рыночное равновесие.

Зарубежный опыт показывает, что гостиницы класса 4-5 звезд должны составлять 15% всей базы средств размещения такого крупного города, как Владивосток. Однако, несмотря на то что не все новые участники гостиничного рынка нашли на нем свою нишу, миф о высоких прибылях гостиничного бизнеса продолжает будоражить умы и проекты строительства новых отелей, упорно включаемых во все программы развития Владивостока.

Что же дальше? Как будет формироваться инфраструктура новых средств размещения, какого типа они будут и в каких районах города?

Масштабы этого обзора не позволяют полно ответить на поставленные вопросы, приводить необходимые экономические обоснования. Можно, однако, наметить основные параметры и направления развития, и начать с изучения колебаний туристского потока.

Обычно специалисты, занимающиеся разработкой прогнозов в области туризма, разрабатывают несколько вариантов перспективных изменений количественных величин, исходя из многофакторности туризма.

Реалистический вариант прогноза опирается на медленные темпы выхода России из кризиса и более сбалансированное развитие внутреннего и иностранного туризма.

В 2000 г. наступила относительная стабилизация. В области туризма это позволит приостановить к 2001 г. спад потока иностранных посетителей и частично переориентировать внутренних туристов на поездки внутри страны, в том числе и во Владивосток.

В период 2001-2010 гг. ожидаются более высокие темпы роста с приоритетным развитием внутреннего туризма: по внутреннему потоку - 15-20% в год, иностранному - 10-15%. Соотношение внутреннего и иностранного туризма здесь составляет без учета экскурсантов 62% и 38%.

Необходимость в новом строительстве объектов размещения возникнет в основном в период 2006-2010 гг., когда начнется устойчивое развитие экономики России и возникнут реальные условия для привлечения инвестиций в сферу туризма.

Завершая обзор, сделаем основные логические заключения, вытекающие из рассматриваемого выше прогноза.

1. После августовского кризиса на рынке гостиничных услуг сократилась клиентская база по всем сегментам рынка.

2. Сокращение потока туристов вызвало падение коэффициента загрузки отелей (в частности, высококатегорийных) и сокращение доходной части гостиничных бюджетов. Заметим, что последнее обстоятельство не было особенно чувствительно для гостиниц бизнес-класса, поскольку они сохранили возможность продавать свои услуги в валютном эквиваленте.

3. Изменения сегментации рынка средств размещения выразились в падении загрузки высококлассных средств размещения и падении цен на услуги.

4. Слабость г. Владивосток как туристского центра проявляется в однотипности средств размещения, представленных, в основном, низ-кокатегорийными гостиницами. Отсутствие разнообразных по ценовым и качественным характеристикам средств размещения не способствует количественному увеличению туристского потока.

5. Прогноз ситуации на рынке на ближайшие 5-10 лет говорит, что наибольшим спросом у туристов, прибывающих в Приморский край будут пользоваться средства размещения экономического класса, которым должно отдаваться предпочтение в планах строительства и реконструкции объектов гостиничной сферы города.

6. Сейчас невозможно говорить о гостиничной индустрии Владивостока как особой структуре, поскольку отсутствует система строительства, обустройства и оснащения гостиниц, в том числе и система маркетинговых исследований и маркетинговой поддержки гостиничного бизнеса.

7. Забота о повышении качества гостиничных услуг становится основной заботой специалистов этой сферы.

8. Успех на рынке определяется грамотностью действий команды, начиная с этапа разработки технико-экономического обоснования и бизнес-плана как новой, так и действующей гостиницы, заканчивая определением рыночной стратегии, подготовкой и переподготовкой кадров.

Владивосток имеет туристский потенциал. Однако планы "снятия сливок" с культурно-исторических достопримечательностей часто окан-

чиваются провалом, надолго отбивая интерес к успешному, в целом, направлению. Невозможно заставить туристов приезжать во Владивосток, нужно сделать так, чтобы они сами этого захотели. А если так, то нужно повернуться к потребителю и посмотреть, чего же он хочет и какую цену может заплатить за выполнение своих желаний.

Выявление требований клиентов было осуществлено с помощью опроса туристов, целью которого было показать их отношение к качеству услуг индустрии гостеприимства Приморского края. Всего было опрошено 200 человек. По данным опроса, только 58% туристов устраивает обслуживание в гостиницах («Гавань», «Версаль», «Хендэ»), ее техническая оснащенность и комфорт. Размещение гостиниц не устраивает 32,5% опрошенных. Практически половина российских туристов хотела бы жить в гостиницах, расположенных в районе от 12 км до Океанской. 29,7% хотели бы жить на берегу моря. Желание жить в центре у 48% объясняется, прежде всего, плохими коммуникациями, а также желанием ощутить менталитет города.

Возможность выбора гостиниц по таким показателям, как цена, не устраивает 63%, удобства и комфорт - 27%, дизайн - 14,5%, уровень подготовки обслуживающего персонала - 21%. Если учесть, что коэффициент загрузки отелей достаточно высокий, то можно говорить о весьма низкой конкуренции, когда потребность выше, чем предложение. Ведь именно конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, интересы общества в целом.

Личные корыстные интересы производителя в принципе способны толкнуть его на выпуск некачественной услуги, на завышение цен, но конкуренция заставляет искать направление деятельности, выгодное для потребителя.

Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что, как и для кого производить.

По данным анализа, уровень конкуренции в гостиничном бизнесе Приморского края не достаточно высок. Так, расчет уровня концентрации гостиниц по городам края показал, что он составляет в г. Владивосток - 0,45 (слабая конкуренция), в г. Находка - 0,39 (слабая конкуренция), в г. Уссурийск - 0,27 (конкуренция практически отсутствует), в г. Дальнереченск - 0,18 (отсутствие конкуренции).

Данные показатели говорят не только об отсутствие конкуренции в гостиничном бизнесе, но и показывают насколько незначителен уровень обеспеченности городов края гостиницами. Отсутствие конкуренции приводит к снижению показателей качества, к неоправданному росту цен, что в конечном итоге отражается на оценке гостиничных услуг со стороны потребителя (причем отрицательной оценке). А это, в свою очередь, снижает приток туристов.

Перед объектами гостиничного обслуживания в Приморском крае стоит ряд проблем, которые необходимо решить в самой ближайшей пер-

спективе, если мы желаем увеличить деловую активности и стимулировать развитие гостиничной отрасли в регионе:

■ реконструировать и оснастить современными специализированным оборудованием объекты обслуживания;

■ формировать эффективную систему налогообложения, учитывающую объективные особенности функционирования отрасли и стимулирующей развитие въездного и внутреннего туризма;

■ совершенствовать таможенную политику и привлечение инвестиций для развития туристической инфраструктуры;

■ создать систему, стимулирующую въезд в Россию - в первую очередь туристов из экономически развитых стран, - за счёт снижения визовых сборов и отмены других платежей, в частности, сбора за пограничное оформление;

■ активизировать некоммерческую рекламу туристических возможностей страны, в том числе за счет бюджетных ассигнований, что является важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;

■ сохранять необходимые объёмы финансирования отдыха и лечения граждан за счет средств государственного социального страхования, что позволит обеспечить доступность соответствующих услуг для групп населения с низкими доходами.

Литература

1. Статистика туризма // Приморский туристический бюллетень (Туризм, информация, статистика, анализ). № 1. 2000. С. 12

2. Социальная сфера городов и районов края в 1999 году: стат. сб. - Владивосток: Краевое статистической управление Приморского края, 2000.

3. http://turref.newmail.ru/tur.htm.

4. http://www.business.vladivostok.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.