Научная статья на тему 'Особенности развития производственной инфраструктуры промышленных комплексов Самарской области'

Особенности развития производственной инфраструктуры промышленных комплексов Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / MANAGEMENT / INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE / INDUSTRIAL COMPLEX / THE SAMARA REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альбитер Л. М.

В статье раскрыты современные особенности развития производственной инфраструктуры промышленных комплексов Самарской области, представлены коэффициенты удовлетворения предприятий в составе промышленных комплексов Самарской области в услугах объектов производственной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PRODUCTION INFRASTRUCTURE OF INDUSTRIAL COMPLEXES OF THE SAMARA REGION

The article deals with the modern features of the development of production infrastructure of industrial complexes of the Samara region, represented by the coefficients satisfy the enterprises in the industrial complexes of the Samara region the services of the objects of production infrastructure.

Текст научной работы на тему «Особенности развития производственной инфраструктуры промышленных комплексов Самарской области»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Альбитер Л.М., к.э.н., доцент, Самарский государственный архитектурно-строительный университет

В статье раскрыты современные особенности развития производственной инфраструктуры промышленных комплексов Самарской области, представлены коэффициенты удовлетворения предприятий в составе промышленных комплексов Самарской области в услугах объектов производственной инфраструктуры.

Ключевые слова: управление, производственная инфраструктура, промышленный комплекс, самарская область.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PRODUCTION INFRASTRUCTURE OF INDUSTRIAL COMPLEXES OF THE SAMARA REGION

Albiter L., Cand.Econ.Sci., senior lecturer, Samara State University of Architecture and Civil Engineering

The article deals with the modern features of the development of production infrastructure of industrial complexes of the Samara region, represented by the coefficients satisfy the enterprises in the industrial complexes of the Samara region the services of the objects of production infrastructure.

Keywords: management, industrial infrastructure, industrial complex, the Samara region.

Самарская область является одним из наиболее развитых промышленных регионов России. В настоящее время промышленные комплексы Самарской области включают более 2 тысяч крупных и средних организаций и около 3,5 тысяч малых. Самарская область - единственный регион России, в котором есть практически все условия для создания адаптированной системы объектов производственной инфраструктуры промышленных комплексов - инструмента опережающего движения к постиндустриальному обществу, хотя эти условия нуждаются в активизации с помощью мер региональной промышленной политики.

Промышленные комплексы Самарской области занимают лидирующие позиции в России. По общему объему отгруженных товаров собственного производства промышленных видов область занимает второе место в Приволжском федеральном округе после Республики Татарстан, в России - шестое место после Тюменской области, Москвы, Свердловской и Московской областей, Республики Татарстан. По объему отгруженных товаров «обрабатывающих производств» область занимает первое место в Приволжском федеральном округе. Самарская область занимает первое место в

Иностранные инвестиции Инвестиции в основной капитал Стоимость основных фондов Численность работников предприятий и организаций Прибыль крупных и средних организаций Оборот организаций Валовая добавленная стоимость

России по производству важнейших видов промышленной продукции: легковых автомобилей, подшипников качения, синтетического аммиака и линолеума.

Промышленные комплексы играют ключевую роль в экономике области, и на них приходится, по разным индикаторам, от одной третьей до трех четвертых совокупных областных показателей (рис. 1). В целом производство промышленных комплексов Самарской области растет высокими темпами (рис. 2), причем во многих отраслях рост в среднем идет быстрее, чем в России. Ведущую позицию в областной экономике занимает промышленный комплекс, действующий в автомобилестроении, локомотивом промышленного роста области выступает ОАО «АвтоВАЗ». При этом структура промышленных комплексов области является относительно диверсифицированной. Существенную роль играют промышленные комплексы, действующие в таких секторах, как электроэнергетика, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка.

Одной из характерных особенностей деятельности промыш-

J______L

J______L

О 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 1. Доля промышленных комплексов в развитии экономики Самарской области, %

90

1989 г. 1991г. 1993г. 1995г. 1997г. 1999г. 2001г. 2003г. 2005 2007 2009

Рис. 2. Динамика промышленного производства Самарской области и России (в % к 1989г.)

Авиастроение Промышленность строительных материалов

Производство ближнемагистрального самолёта АН-140 (ОАО «Авиакор -авиационный завод») Два завода по производству керамогранитной плитки (ООО «Самарское объединение керамики» и ООО «Самарский стройфарфор»).

- Новые производственные МОЩНОСТИ —

Автомобилестроение

Завод по производству автомобилей ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ»

Производство автомобилей серии «Лада Калина» (ОАО «АвтоВАЗ») Производство аккумуляторных батарей (ЗАО «АКОМ»),

Химия

Производство полиамида-6 и известковой аммиачной селитры (ЗАО Куйбышевазот»)

Завод по производству биаксиально ориентированной полипропиленовой пленки (ОАО «НОВАТЭК-Полимер») Производство реакционных труб для агрегатов синтеза аммиака и метанола (ОАО «Тольяттиазот»).

Рис. 3. Новые производственные мощности в структуре объектов производственной инфраструктуры промышленных комплексов

Самарской области

Таблица 1. Коэффициенты обновления основных фондов промышленных комплексов Самарской области в 1999-2009 годах(%)

Промышленные комплексы 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация - всего 1,2 1,1 1,5 1,6 1,8 1,9 1,8 2,0 2,1 1,5 1,7

Самарская область - всего 4,6 4,6 5,8 3,6 6,2 5,1 5,0 5,3 5,2 4,3 4,8

В том числе:

электроэнергетика 2,3 1,9 2,0 1,4 1,4 2,3 1,8 2,0 1,7 1,4 1,6

Топливная 4,1 11,1 20,1 15,7 16,5 7,7 10,9 12,6 8,4 6,3 8,1

нефтедобывающая 4,9 15,5 17,4 11,3 18,9 7Д 7,5 16,4 10,6 9,4 12,6

нефтеперерабатывающая 4,7 6,2 24,0 21,3 13,3 6,3 7,1 6,9 12,5 4,7 6,1

цветная металлургия 1,0 31,0 33,2 7,1 18,0 3,1 12,0 15,6 10,3 8,9 6,4

химическая и нефтехимическая 1,6 6,5 11,3 4,2 10,0 12,9 5,0 17,8 8,4 9,1 10,0

машиностроение и металлообработка 5,5 3,6 3,3 1,9 4,0 4,3 4,3 4,5 4,0 3,5 3,6

автомобильная промышленность 7,5 3,8 3,2 1,7 4,0 4,2 4,2 4,3 4,0 3,3 8,1

промышленность стройматериалов 3,1 5,2 3,7 19,4 21,7 17,2 10,4 15,6 8,1 7,0 7,0

Пищевая 22,0 13,4 17,3 19,6 39,8 10,6 8,2 12,6 10,4 5,8 6,7

ленных комплексов Самарской области является высокий уровень концентрации объектов производственной инфраструктуры. Объем производства десяти крупнейших предприятий в составе промышленных комплексов области составляет около 60% в общем объеме промышленного производства региона. Весьма высокий уровень концентрации объектов производственной инфраструктуры сложился в автомобилестроении, нефтедобыче, электроэнергетике, цветной металлургии. В составе объектов производственной инфраструктуры промышленных комплексов Самарской области за период с 2001 по 2009 годы введены новые крупные производственные мощности (рис. 3). Важной особенностью практики управления производственной инфраструктурой промышленных комплексов Самарской области в послекризисный период является быстрое обновление и расширение материально-технической базы. Коэффициенты обновления основных фондов промышленных комплексов Самарской области превышают общероссийские показатели (табл. 1).

В целом производственная инфраструктура промышленных комплексов Самарской области в значительной мере приспособилась к новым рыночным условиям, в том числе и благодаря обновлению материально-технической базы, развитию новых перспективных производств и внедрению новых технологий организации основных и вспомогательных производственных процессов. Тем не менее, в промышленности наряду с новыми, передовыми производствами сохраняются старые, немодернизированные объекты производственной инфраструктуры, которые пока не приспособились к новым рыночным условиям.

Следует также учитывать, что процесс обновления основных фондов объектов производственной инфраструктуры Самарской области идет крайне неравномерно по отдельным промышленным комплексам и во времени. Так, существенное обновление основных фондов (более 10%) происходило в промышленных комплексах нефтедобывающей промышленности, нефтеперерабатывающей, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, в промышленности стройматериалов, пищевой промышленности. На этом фоне выделяются относительно низкие (по меркам области) коэффициенты обновления основных фондов объектов производственной инфраструктуры в электроэнергетике и машиностроении и металлообработке, в том числе в автомобильной про-

мышленности. Стоимость основных фондов промышленных комплексов Самарской области сегодня составляет более 330 млрд. рублей.

Сложившаяся возрастная структура основных фондов объектов производственной инфраструктуры промышленных комплексов является фактором, в значительной степени сдерживающим дальнейшее развитие экономики области. В среднем износ составляет 60%. Наиболее изношены фонды в машиностроении и металлообработке, электроэнергетике, химической и нефтехимической промышленности. Повышение эффективности управления объектами производственной инфраструктуры промышленных комплексов сконцентрирует усилия экономических субъектов и органов государственной власти на развитии и создании новых высокотехнологичных секторов промышленного производства. В этой связи приоритетной является задача создания национальной системы поддержки развития промышленных комплексов и формирование соответствующей институциональной среды поддержки деятельности объектов их производственной инфраструктуры. Перспективные промышленные комплексы должны формироваться при серьезной поддержке государства в тех регионах-локомотивах, где имеется значительный промышленный и научный потенциал.

Необходимо также отметить, что все большую роль в повышении экономического потенциала промышленных комплексов Самарской области начинают играть такие объекты производственной инфраструктуры, как транспортные объекты. Благодаря своему выгодному экономико-географическому положению Самарская область является одним из крупнейших в России транспортных узлов, обладающих высоким транзитным потенциалом. Основной объем пасса-жиро- и грузопотоков в Самарской области приходится на железнодорожный и автомобильный транспорт. Филиал ОАО «Российские железные дороги» - Куйбышевская железная дорога имеет мощные пассажирские, грузовые перерабатывающие и ремонтные комплексы и занимает 4-5 места среди филиалов ОАО «Российские железные дороги» по объему перевозок в России. Эксплуатационная длина железнодорожных путей в области составляет более 1300км. В распоряжении Куйбышевской железной дороги имеется около 50 грузовых станций, 40 контейнерных площадок.

Следует учитывать, что в условиях централизованной социалистической системы управления экономическая устойчивость

объектов производственной инфраструктуры промышленных комплексов региона поддерживалась непосредственно государством с помощью методов жесткой регламентации и фондируемой системы распределения ресурсов. В современной кризисной экономике объекты производственной инфраструктуры промышленных комплексов должны достигать экономической устойчивости самостоятельно, неся полную ответственность за принимаемые управленческие решения, за оптимальное распределение имеющихся ресурсов. Вследствие этого утверждение рыночных механизмов саморегулирования в российской экономике потребовало коренного преобразования не только государственного регулирования, но и процессов управления производственной инфраструктурой комплексов [1].

В условиях административно-командной системы с ее относительной бесплатностью получения ресурсов формирование обслуживающих, вспомогательных объектов производственной инфраструктуры промышленных комплексов осуществлялось по принципу наиболее возможного его возрастания, вопроса об его рациональных размерах, о сокращении отвлечения капитала от целей развития основного производства не ставилось. Однако российские промышленные комплексы, включая и комплексы Самарской области, по-прежнему не уделяют должного внимания обоснованию направлений развития вспомогательного, обслуживающего производства, консервируя диспропорции между уровнями их развития. Существующие методические подходы к управлению производственной инфраструктурой промышленных комплексов преследуют в основном узковедомственные подходы, не учитывая необходимости заменяемости услуг внутренней производственной инфраструктуры услугами сторонних хозяйствующих структур, точного соответствия размеров собственной инфраструктуры потребностям основного производства и задаче экономии всех видов ресурсов.

Так, С.А.Жданов отмечает, что в российской промышленности сформировалась структура производства с техническим, технологическим базисом, уровнем качества выпускаемой продукции, ориентированная в основном на удовлетворение общественных потребностей в условиях закрытой экономики [2]. Отсутствие конкурентных начал позволяло не стремиться к снижению затрат на производство, а расширять вспомогательное и обслуживающее производство сверх разумных размеров. Вследствие этого, важнейшим методическим инструментом управления производственной инфраструктурой промышленных комплексов следует признать усиление точности и полноты анализа и планирования уровня удовлетворения потребностей основного производства в услугах объектов производственной инфраструктуры, что требует разработки соответствующих систем взаимосвязанных показателей.

Определение потребности в тех или иных услугах объектов производственной инфраструктуры зависит от ассортиментного портфеля промышленного комплекса и объема производства каждого вида продукции, от особенностей технологии их производства. Для представленных выше предприятий в составе промышленных комплексов Самарской области, вследствие их специфики в условиях современного экономического кризиса, следует в первую очередь рассматривать потребность в очистке сточных вод, обеззараживании отходов, а также услугах ремонтного, складского и транспортного хозяйства. Потребность должна определяться на основе существующей нормативной базы. Для предприятия в составе промышленных комплексов Самарской области необходимо также сегодня в первую очередь учитывать соблюдение экологических нормативов транспортировки и хранения грузов, выбросов в атмосферу и сточные воды, поскольку их нарушение может приводить к серьезным штрафам, а, следовательно, к снижению экономической устойчивости всего промышленного комплекса Самарской области в целом.

Таблица 2. Коэффициенты удовлетворения предприятий в составе промышленных комплексо в Самарской области в услугах объектов производственной инфраструктуры

№ Наименование коэффициента Расчетная формула Факт План

1 Коэффициент удовлетворения потребности в транспортных услугах Ктр='1Кжд*Кает 0,87 0,9

2 Коэффициент удовлетворения потребности в материально-техническом снабжении 1к *к * ^ ввод 203 мат \ к *к *к У отопл кан склад 0,93 ,95

3 Коэффициент удовлетворения потребности в связи и информационно-техническом обслуживании 1к *к * гл почт элект К — 51 связь \ к *к *к у телеф комп прогр 0,73 08

4 Коэффициент удовлетворения потребности в энергетическом обслуживании К энерг 0,8 0,8

5 Коэффициент удовлетворения потребности в ремонтно-техническом обслуживании К ~ 1 к * к рем-тех у рем инстр 0,59 0,8

6 Коэффициент удовлетворения потребности в безопасности предприятия к =з1к *к *к без у пож ком охр 0,96 1,0

7 Коэффициент удовлетворения потребности в очистке и улавливании к = з1к *к *к охр у утилиз ст.в. атм.в. 1,0 1,0

8 Уровень удовлетворения потребностей в услугах производственной инфраструктуры в целом 1к *к *к *к ^ 1 тр мат связь энер мат \ * Т( * /У* у рем—тех без утилиз 0,8 0,9

Кжд - уровень удовлетворения потребности предприятия промышленного комплекса в услугах ж/д транспорта; Кавт - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах автомобильного транспорта;

Квод - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах водоснабжения;

Кгаз - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах газоснабжения;

Котопл - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах теплоснабжения;

Ккан - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах канализации;

Ксклад - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах складского хозяйства;

Кпочт - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах почтовой связи;

Кэлект - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах электронной связи;

Ктвлеф - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах телефонной связи;

Ккомп - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах компьютерного обеспечения;

Кпрогр - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах программного обеспечении;

Кэнерг - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах энергетического обслуживания;

Крем- уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах ремонтно-технического обслуживания; Кинстр - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах инструментального обеспечении; Кпож - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах пожарной безопасности;

Кком- уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах охраны коммерческой тайны;

Кохр - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах охраны материальных ценностей;

Кутил из - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах утилизации ТБО,

Кст.в - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах очистке сточных вод;

Катм.в - уровень удовлетворения потребности предприятия в услугах улавливании атмосферных выбросов.

1 этап. 2 этап. 3 этап.

Выявление элемента Сравнение с коэффициентом степени Принятие решения о

производственной ин- влияния на экономическую устойчи- направлениях по

—► фраструктуры, в услугах —► вость предприятия (чем выше этот ко- —► улучшению удовле-

которого предприятие эффициент, тем быстрее должна ре- творенности пред-

наименее полно удовле- шаться задача повышения удовлетво- приятия в данной

творено ренности предприятия в данной услуге) услуге

Рис. 4. Алгоритм выявления первоочередности при развитии производственной инфраструктуры промышленных комплексов

По нашему мнению, точность определения потребности в услугах объектов производственной инфраструктуры будет повышаться, если разрабатывать для каждого предприятия в составе промышленного комплекса конкретную детализированную классификацию потребляемых услуг. Она не должна быть сложной и громоздкой, но учитывать все основные позиции. При определении уровня удовлетворения потребности в услугах объекта производственной инфраструктуры в целом, с нашей точки зрения, следует ранжировать отдельные услуги по степени их важности для конкретного предприятия в составе промышленного комплекса и влияния на его экономическую устойчивость и обозначать это влияние с помощью сбалансированного показателя.

Для предприятия в составе современного промышленного комплекса Самарской области возможно использование следующих сбалансированных показателей, определяющих требования к уровню эффективности деятельности объектов производственной инфраструктуры данных исследуемых комплексов. При определении общего уровня удовлетворения потребностей основного производства в услугах объектов производственной инфраструктуры сначала необходимо определить уровень удовлетворения по каждой конкретной услуге. Затем уровень удовлетворения общей потребности следует рассчитать по формуле:

К = К2*...* кп , где:

К-коэффициент уровня удовлетворения потребностей основного производства в услугах объектов производственной инфраструктуры;

К1, К2, Кп - коэффициенты уровня удовлетворения потребностей основного производства в конкретной инфраструктурной услуге;

N - количество услуг объектов производственной инфраструктуры.

По требованию математической статистики, среднегеометрическое осреднение возможно для однородных и положительных величин. Вследствие этого коэффициенты уровня удовлетворения потребности в услугах объектов производственной инфраструктуры для выбора соответствующего методического инструмента управления данной инфраструктурой должны быть выражены в значениях от О (при минимально низком удовлетворении) до 1 (при максимально высоком удовлетворении) (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для предприятия в составе промышленных комплексов Самарской области сегодня очень важно в первую очередь верно оценить уровень удовлетворения потребности по критерию своевременности вывоза транспортом токсичных отходов и экологически опасной конечной продукции, поскольку из-за неудовлетворительного состояния данных объектов производственной инфраструктуры и нарушения графиков вывоза могут перегружаться складские площади с нарушением нормативов хранения.

В целом для определения методического инструментария управления производственной инфраструктурой промышленных комплексов, включая и комплексы Самарской области, можно использовать алгоритм определения первоочередных задач функционирования объектов данной инфраструктуры (рис. 4).

При равных значениях коэффициента удовлетворенности предприятия в услугах, решение о направлениях по улучшению в удовлетворенности принимается в пользу того объекта производственной инфраструктуры, у которого коэффициент степени влияния на экономическую устойчивость промышленного комплекса выше. Углубленный анализ по каждому виду услуг позволяет выявить узкие места, более целенаправленно осуществлять воздействие, разрабатывать обоснованные меры по повышению степени удовлетворения потребности в услугах объектов производственной инф-

раструктуры, повышать объективность планирования и прогнозирования развития производственной инфраструктуры в целом соразмерно перспективным задачам, стоящим перед промышленным комплексом в целом.

Литература:

1. Фатхутдинов Р.А, Управление конкурентоспособностью организации, Издательство: Эксмо, 2005 г., с.237

2. Жданов С.А., Государственное регулирование промышленного производства: мотивация эффективной деятельности. Саратов: СГСЭУ, 2001. с.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.