Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ)'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАРКИ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гольдштейн Ростислав Эрнстович

Приграничные территории Дальнего Востока России являются важнейшим ресурсом нашей страны, развитие которого связано с особым геополитическим положением этих территорий, спецификой международных связей и приграничного сотрудничества. Непосредственная близость их к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона является стратегическим преимуществом. Значительные объемы потребления, обусловленные высоким уровнем народонаселения сопредельных стран, являются предпосылками для развития эффективного международного сотрудничества. Рассмотрены ключевые особенности развития приграничных территорий Дальнего Востока. Обозначены отдельные инструменты государственной политики, определяющие перспективы развития приграничных территорий на примере Еврейской автономной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE BORDER AREAS IN THE MODERN ECONOMIC CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF THE JEWISH AUTONOMOUS REGION)

Border territories of the Russian Far East are the most important resource of our country, development of which is associated with the special geopolitical situation of these territories, specifi of international relations and cross-border cooperation. Their close proximity to the Asia-Pacifi markets is a strategic advantage. Signifi consumption due to the high population level of neighboring countries is the prerequisites for development of effective international cooperation. The key features of development of the border territories of the Far East are considered. Separate public policy instruments are identifi that determine the prospects for development of the border areas on the example of the Jewish autonomous region.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ)»

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

Научная статья УДК 332.1(571.621)

doi:10.22394/1818-4049-2022-101-4-8-14

Особенности развития приграничных территорий в современных экономических условиях (на примере Еврейской автономной области)

Ростислав Эрнстович Гольдштейн

Правительство Еврейской автономной области, Биробиджан, Россия gov@eao.ru

Аннотация. Приграничные территории Дальнего Востока России являются важнейшим ресурсом нашей страны, развитие которого связано с особым, геополитическим положением этих территорий, спецификой международных связей и приграничного сотрудничества. Непосредственная близость их к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона является стратегическим преимуществом.. Значительные объемы потребления, обусловленные высоким уровнем народонаселения сопредельных стран, являются предпосылками для развития эффективного международного сотрудничества. Рассмотрены ключевые особенности развития приграничных территорий Дальнего Востока. Обозначены отдельн^1^е инструменты государственной политики, определяющие перспективы развития приграничных территорий на примере Еврейской автономной области.

Ключевые слова: приграничные территории, транспортно-логистические и промышленные парки, Азиатско-Тихоокеанский регион, Еврейская автономная область, региональное развитие

Для цитирования: Гольдштейн Р. Э. Особенности развития приграничных территорий в современных экономических условиях (на примере Еврейской автономной области) // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 4 (101). С. 8-14. https:// doi.org/10.22394/1818-4049-2022-101-4-8-14

Features of development of the border areas in the modern economic conditions (on the example of the Jewish autonomous region)

Rostislav E. Goldstein

The Government of the Jewish autonomous region, Birobidzhan, Russia gov@eao.ru

Abstract. Border territories of the Russian Far East are the most important resource of our country, development of which is associated with the special geopolitical situation of these territories, specifics of international relations and cross-border cooperation. Their close proximity to the Asia-Pacific markets is a strategic advantage. Significant consumption due to the high population level ofneighboring countries is the prerequisites for development of effective international cooperation. The key features of development of the border territories of the Far East are considered. Separate public policy instruments are identified that determine the prospects for development of the border areas on the example of the Jewish autonomous region.

Keywords: border areas, transport, logistics and industrial parks, the Asia-Pacific region, the Jewish autonomous region, regional development

For citation: Goldstein R. E. Features of development of the border areas in the modern economic conditions (on the example of the Jewish autonomous region) // Power and Administration in the East of Russia. 2022. No. 4 (101). Pp. 8-14. https:// doi.org/10.22394/1818-4049-2022-101-4-8-14

Введение

В современной экономической и геополитической обстановке все большее значение приобретает укрепление позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее - АТР), именно сюда последовательно смещается центр притяжения мировой экономики и политики.

Вопросы приграничья имеют как научное, так и практическое значение, поскольку с ними связаны определенные экономические и геополитические действия государств и региональных властей. Для таких территорий разрабатываются специальные приоритеты и ограничения в социально-экономической и экологической политике.

Дальний Восток является частью АТР, поэтому процессы, протекающие в этом регионе мира, вовлекают Дальневосточный макрорегион в свою орбиту, создавая возможности, риски и условия для социально-экономического развития дальневосточных субъектов Российской Федерации. Основными тенденциями в АТР, имеющими определяющее влияние на развитие Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО), являются:

лидерство АТР в мировом и технологическом развитии;

формирование в странах АТР нового емкого потребительского рынка («миллиард новых потребителей») [Социально-экономическое ..., 2021. С. 66].

Потенциал расширения сотрудничества, увеличение объемов экспортно-импортных операций со странами АТР явились ключевым фактором развития российского Дальнего Востока.

Выгодное географическое положение создает ряд преимуществ для приграничных территорий как в развитии туризма, так и в развитии траспортно-логистического и агропромышленного комплексов, цифровых сервисов. Однако

пока более значимый эффект получает востребованная в странах АТР продукция топливно-энергетического комплекса, доля которого значительно преобладает в структуре экспорта. Это обусловлено большим спросом на энергоресурсы и сырьевые товары в сопредельных странах. Важно отметить, что данная тенденция нерациональна, так как поставки из России только сырья не обеспечивают стране формирование добавленной стоимости и несут в себе множество рисков для макрорегиона. Использование полезных ископаемых не должно быть единственным вариантом участия регионов в экономическом сотрудничестве со странами АТР.

Основные результаты

Еврейская автономная область находится в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации, на западе и северо-западе граничит с Амурской областью, на севере, северо-востоке и востоке - с Хабаровским краем. На юге области по реке Амур на протяжении более 500 км проходит государственная граница Российской Федерации с Китайской Народной Республикой. Протяженность Еврейской автономной области с запада на восток - 330 км, с севера на юг - 200 км. Общая площадь территорий области 36,3 тыс. кв. км.

Отдельные экономисты приводят следующую формулировку приграничных территории: «приграничный регион - это потенциальный регион, с присущей ему географией, историей, экологией, экономическими возможностями, но разделенный суверенитетом правительств, правящих по обе стороны границы».

В определении приграничной территории в контексте трансграничности П. Я. Бакланов, С. С. Ганзей отмечают, что приграничные территории представляют собой специфические геогра-

фические объекты с их характерными свойствами и функциями, в том числе они могут рассматриваться как звенья контактных структур, но, как правило, не являются целостной географической системой [Божко, 2010; Бакланов, Ган-зей, 2006].

Область находится в непосредственной близости к основным международным экономическим партнерам Азиатско-Тихоокеанского региона, имеет выход в моря Тихого океана через Амурский водный путь. На территории области действуют три пограничных перехода с Китайской Народной Республикой (деятельность четвертого смешанного пункта пропуска Пашково - Цзяинь приостановлена после масштабного наводнения 2013 года) [Кулагина, Иванченко, Кельнер, 2016], через нее проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, которая обеспечивает кратчайшие маршруты из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона [Стратегия., 2018].

В Еврейской автономной области ситуация с формированием структуры экспорта типична: преобладает сырьевой экспорт - руда, лес, соя. Таким образом, для обеспечения импортонезависимости приграничных территорий, для их дальнейшего интенсивного развития необходимо кардинально пересмотреть политику реализации и поддержки инвесторов, выводя в приоритет проекты промышленного уклада, глубокой переработки, наукоемкие проекты.

По данным таможенной статистики Дальневосточного таможенного управления, объем внешней торговли Еврейской автономной области за 2021 год составил 406,3 млн долларов США, что в два раза больше по сравнению с аналогичным показателем 2020 г.

Экспортные поставки сложились в объеме 395,4 млн долларов США, и составляют 97,0% всего объема внешней торговли области. Темп роста находится на уровне 199,4% и связан преимущественно с увеличением стоимости, а также объема экспорта в Китай продукции Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината, доля которого в общем объеме экспорта ЕАО составила 94,2%.

Кроме этого, основную номенклатуру экспорта формируют древесина и изделия из нее - 2,9%, минеральные продукты - 1,6%, соя - 1,0%.

Доля импорта ЕАО в общем объеме внешней торговли области составляет 3,0%, чему в значительной мере способствует влияние временная приостановка работы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации Нижнеленинское и Амурзет, вызванная ограничительными мерами, введенными китайской стороной в связи с пандемией коронавирусной инфекции СОУГО-19.

В результате импорт ЕАО в 2021 г. составил 10,9 млн долл. США, что больше аналогичного показателя 2020 г. на 21,1%.

Структуру импорта ЕАО формируют товарные группы:

металлы и изделия из них (52,6%); машиностроительная продукция (38,4%); продукция химической промышленности, каучук (5,5%).

Основным внешнеторговым партнёром области является Китайская Народная Республика, на долю которой приходится более 95,0% внешнеторгового оборота области. Кроме этого, в число стран-контрагентов ЕАО в текущем году входят: Испания, Новая Каледония, Япония, Узбекистан, Республика Корея, Украина, США, Беларусь, Чехия, Франция, Монголия, Вьетнам, Индия, Туркменистан, Италия, Кыргызстан, Израиль, Малайзия.

Таблица 1

Внешнеторговый оборот Еврейской автономной области (2020 - 2021 гг.), млн долларов США

Показатели 2020 г. 2021 г. Темп роста, %

Экспорт 198,3 395,4 199,4

Импорт 9,0 10,9 121,1

Внешнеторговый оборот 207,3 406,3 196,0

Источник: данные текущего архива департамента экономики Правительства Еврейской автономной области.

Рост объема инвестиций в основной капитал без сомнения приводит к росту объемов производства, и это подтверждается статистическими показателями.

В настоящее время созрели предпосылки для организации принципиально новых форм взаимодействия приграничных регионов, учитывающих их экономические интересы, с одной стороны, и обеспечивающих достижение поставленных перед ними целей, с другой стороны. Особенно остро проблема стоит перед Дальневосточным приграничьем. Однако организация данного взаимодействия во многом сдерживается отсутствием научно обоснованных рекомендаций по стратегическому управлению приграничными регионами в существующих экономических условиях [Малахова, 2009].

Приграничная политика включает в себя создание условий для производственной деятельности приграничных территорий с учетом характера новых международных и межрегиональных связей, обеспечение регулирования потоков внешней миграции [Акмалова, Капицын, 2011].

Постоянно расширяющиеся масштабы миграционных потоков, влияющих на социально-политическое и экономическое развитие Еврейской автономной области, требуют создания устойчивой системы управления миграционными процессами. Достижение эффективности в этом направлении возможно при комплексном подходе к решению всех проблем, связанных с внешней миграцией, особенно таких как привлечение иностранной рабочей силы, адаптация и интеграция, сокращение незаконной миграции, а также тесное взаимодействие

областных органов исполнительной власти с федеральными органами исполнительной власти.

В настоящее время наиболее актуально - скорректировать государственную политику по отношению к социально-экономическому, технологическому развитию Дальневосточных регионов.

Запрос на обеспечение импортозаме-щения, импортонезависимости как государственная стратегическая задача - не новое явление в российской экономике и политике. Несмотря на развивающийся в последние десятилетия глобализм и тренды мирового рынка, нацеленные на формирование распределенных по всему миру сетей поставщиков в рамках единых производственных цепочек, импор-тозависимость экономики не могла не содержать значимых рисков на всех этапах жизненного цикла продуктов, технологий, услуг.

Для достижения результатов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития страны Правительством РФ формируются комплексные национальные научно-технические программы и проекты, направленные на обеспечение импортонезависимости России и развитие инноваций во всех ключевых отраслях экономики на всех этапах: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг, и их выхода на рынок. В числе таких инструментов в разное время были разработаны и реализуются: планы импор-тозамещения по ведущим отраслям промышленности Минпромторга России1, Национальная технологическая инициа-тива2, национальный проект «Цифровая

Таблица 2

Объем инвестиций в основной капитал по Еврейской автономной области

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Объем инвестиций, млн руб. 11041,9 17153,7 15885,6 16372,7 16158,60

Индекс физического объема, % 78,4 143,7 86,9 96,6 94,40

Источник: данные текущего архива департамента экономики Правительства Еврейской автономной области.

1 Отраслевые планы импортозамещения Минпромторга России // Сайт Фонда развития промышленности. иЯЬ: М1рБ://]грг/.ги/хауту/рпогй&пуе-ргоеМу/?д.оса=334

2 Национальная технологическая инициатива. иЯЬ: https://nti2035.ru/

экономика Российской Федерации»3, программа Минобрнауки по формированию Научных центров мирового уровня4.

Распоряжением Правительства Российской Федерации в 2015 году утверждена Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Феде-рации5 при Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики, создана межведомственная рабочая группа. Федеральными министерствами совместно с регионами Дальнего Востока подготовлен план мероприятий по реализации Концепции, который в обязательном порядке учитывается при разработке государственных программ и документов стратегического планирования.

Важное стратегическое значения для экономики Еврейской автономной области и Дальнего Востока России в целом имеет тенденция развития транспортно-логистического комплекса в предмо-стовой территории железнодорожного мостового перехода через реку Амур в районе с. Нижнеленинское (Россия) и г. Тунцзян (Китай). Здесь расположены перспективные земельные участки порядка 2000 га, из которых уже 810 га взяты в аренду инвесторами для строительства транспортно-логистических и промышленных парков.

Инвесторами начаты работы по строительству перевалочного комплекса для организации экспортных поставок сжиженного углеводородного газа и пентан-гексановой фракции. Это будет первый опыт в Российской Федерации по созданию сухопутного перевалочного комплекса, оказывающего комплекс услуг по поставке сжиженного углеводородного газа, продуктов нефтехимии и нефтега-зоконденсатных смесей.

Еще один проект связан с созданием промышленно-продовольственного многофункционального кластера, обеспечивающего полный цикл логистических решений для обеспечения товарооборота

продукции агропромышленного комплекса и легкой промышленности. Оптово-логистический центр будет включать в себя кластеры хранения, морозильные камеры, линии по сортировке, фасовке и упаковке продукции, а также инфраструктуру для оказания логистических и брокерских услуг.

В областном центре региона реализуется проект по созданию медицинского кластера, где планируется создать импортозамещающие производства и сформировать каналы параллельного импорта. Цель проекта - создание индустриального парка для размещения единого кластера по производству продукции медико-биологического назначения. Производственные, складские помещения, лесопитомники предполагается сдавать в аренду резидентам парка. Здесь планируется производство лекарственных препаратов, строительство научных лабораторий генетики и селекции дальневосточных растений и животных, возведение лесопитомников.

Предпринимается ряд мер, которые позволят создать новые логистические и производственные цепочки, используя главное преимущество региона - близость к логистическим и промышленным центрам Северо-Восточного Китая. Для перемещения пассажирских и грузовых транспортных средств будут задействованы четыре пункта пропуска через государственную границу, в том числе один железнодорожный. Это в создании крупного транспортного коридора на границе с Китайской Народной Республикой позволит обеспечить отечественным инвесторам выход на глобальные рынки сбыта стран АТР и создаст потенциал для долгосрочного развития приграничной территории.

Заключение

Современная экономическая политика, проводимая Правительством Российской Федерации на Дальнем Востоке,

3 Цифровая экономика РФ. URL: сайт Министерства цифрового развития и массовъх коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov. ru/ru/activity/directions/858/?utm_ referrer=Mtps%3a%2j%2fyandex.ru%2f

4 Портал научнъх центров мирового уровня. URL: https://xn--l1abtk.xn--p1ai/

5 Концепция развития приграничнъх территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. URL: http://government.ru/docs/all/104108/

меры, принимаемые органами власти всех уровней, способствуют расширению производства конкурентоспостобной продукции потребительского и производственного назначения, обеспечению благоприятных условий для привлечения капитала, современных технологий и управленческих компетенций, а главное - созданию благоприятного инвестиционного климата и, как следствие, интенсивному развитию приграничных территорий российского Дальнего Востока.

Таким образом, исследование показывает, что приграничное сотрудничество

становится важнейшим фактором активизации международных экономических связей, и требует усиления пересмотра подходов государственного регулирования экономических процессов в приграничье российского Дальнего Востока. Трансграничное сотрудничество регионов является доминирующим условием их динамичного социально-экономического развития и фактором, обеспечивающим свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, технологий, рабочей силы между внутренним и внешним рынками в рамках открытой экономики.

Список источников:

1. Акмалова А., Капицын В. Особенности организации МСУ на приграничных территориях России // Самоуправление. 2011. № 6-7. С. 38-39.

2. Андронова И. В. Внешнеэкономические аспекты национальных интересов России на постсоветском пространстве. М: Квадрига, 2010. С. 382.

3. Бакланов П. Я., Белоусов А. А. и др. География стран Азиатско-Тихоокеанского региона: учебное пособие / отв. ред. П.Ф. Бровко. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008.

4. Булашов С. Н. Конституционно-правовой режим государственной границы Российской Федерации: монография. М., МБИ, 2003. С. 398.

5. Вардомский Л. Б. Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России // Голос России. 2000. № 1(8). С. 30-32.

6. Кулагина О. В., Иванченко М. А., Кельнер Т. А. Природно-ресурсный потенциал Еврейской автономной области // Science Time. 2016. № 12(36). С. 387-393.

7. Малахова О. Б. Выбор стратегических направлений развития приграничного региона: дисс. кан. экон. наук. Оренбург, 2009. 224 с.

8. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока России: тенденции, проблемы, подходы к управлению пространственным развитием /Отв. ред. Е.Б. Веприкова. Хабаровск: ФАНУ «Восток госплан», 2021. 288 с. ISBN 978-5-88570-463-2 с. 66.

9. Стратегия развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, утвержденная постановлением правительства Еврейской автономной области от 15 ноября 2018 года № 419-пп.

10. Юркин М. О. Формирование инструментария риск-менеджмента региональных экономических проектов: дисс. канд. экон. наук. Биробиджан, 2012. 248 с.

References:

1. Akmalova A., Kapitsyn V. (2011) Features of the organization of local self-government in the border areas of Russia Samoupravleniye [Self-management]. No. 6-7: 38-39. (In Russ.)

2. Andronova I. V. (2010) Foreign economic aspects of Russia's national interests in the post-Soviet space. M: Quadriga, p. 382. (In Russ.)

3. Baklanov P. Ya., Belousov A. A. et al. (2008) Geography of the countries of the Asia-Pacific region: textbook / ed. ed. P.F. Brovko. Vladivostok: Dalnevost Publishing House. un-ta. (In Russ.)

4. Bulashov S. N. (2003) Constitutional and legal regime of the state border of the Russian Federation: monograph. M., MBI, p. 398. (In Russ.)

5. Vardomsky L. B. (2000) Foreign economic openness and regional processes in Russia Golos Rossii [Voice of Russia]. No. 1(8): 30-32. (In Russ.)

6. Kulagina O. V., Ivanchenko M. A., Kelner T. A. (2016) Natural resource potential of the Jewish Autonomous Region. Science Time=Science Time. No. 12(36): 387-393. (In Russ.)

7. Malakhova O. B. (2009) The choice of strategic directions for the development of the border region: diss. can. economy Sciences. Orenburg, 224 p. (In Russ.)

8. Socio-economic development of the Russian Far East: trends, problems, approaches to managing spatial development / Ed. ed. E.B. Veprikov. Khabarovsk: FANU «Vostok-gosplan», 2021, 288 p. ISBN 978-5-88570-463-2 p. 66. (In Russ.)

9. Development Strategy of the Jewish Autonomous Region for the period up to 2030, approved by the Decree of the Government of the Jewish Autonomous Region dated November 15, 2018. No.419-pp. (In Russ.)

10. Yurkin M. O. (2012) Formation of tools for risk management of regional economic projects: diss. Candidate of Economic Sciences. Birobidzhan, 248 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 18.10.2022; одобрена после рецензирования 01.11.2022; принята к публикации 04.11.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 18.10.2022; approved after reviewing 01.11.2022; accepted for publication 04.11.2022.

Информация об авторе

Р. Э. Гольдштейн - губернатор Еврейской автономной области, Правительство Еврейской автономной области.

Information about the author

R. E. Goldstein - Governor of the Jewish autonomous region, the Government of the Jewish autonomous region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.