УДК 376.1
Пономарева А.П.
студентка факультета социальной и коррекционной педагогики Волгоградский государственный социально-педагогический университет
(г. Волгоград, Россия)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Аннотация: в статье описаны особенности формирования представлений об окружающем мире посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Главная особенность формирования представлений об окружающем мире в процессе игровой деятельности заключается в том, что в игре у ребенка появляются и закрепляются знания и навыки, которые необходимы ему для успешной адаптации в окружающем мире.
Ключевые слова: дети с РАС, дидактические игры, игровая деятельность, дошкольный возраст.
Игровая деятельность является ведущей деятельность ребенка, через которую он познает окружающий мир и приобретает новые умения и навыки. Игра способствует всестороннему развитию ребенка, включая все образовательные области: физическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие ребенка.
И.Г. Песталоцци был глубоко убежден, что уже в дошкольном возрасте необходимо всесторонне развивать детей, так как их первоначальное развитие и воспитание имеет решающее значение во всем последующем формировании личности [1, с. 21].
Комплексное развитие ребенка особенно актуально для детей с расстройствами аутистического спектра. Среди психологических особенностей
дошкольников с расстройствами аутистического спектра учёные С.Д. Забрамная, Д.Н. Исаев, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова и др. отмечают несформированность к началу школьного обучении типичных для данного возраста представлений об окружающем мире, что затрудняет не только процесс обучения, но и социальное функционирование детей. Так что важно создать комфортную и развивающую среду для общения с ребенком, поощрять его достижения, мотивировать его интерес к познанию окружающего мира, создавать условия для стимулирования его ведущей деятельности. Также в процессе коррекционно-развивающей работы с такими детьми эффективно использовать дидактические игры.
О. В. Коновалова дает следующее определение: «Дидактическая игра -деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окраски игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых процессов, явлений» [3, с. 35].
Дидактическая игра играет важную роль в обучении детей с расстройствами аутистического спектра, обогащая их опыт и развивая навыки. При создании игр следует учитывать индивидуальные особенности развития детей, корректируя их двигательные навыки и координацию. Для того, чтобы заинтересовать таких детей в учебном процессе необходимо сделать обучение увлекательным и разнообразным. Использование различных методов, таких как игры и визуальные средства, интерактивные технологии, наглядный материал, сюжетные мероприятия позволяет привлечь и удержать внимание детей в ходе коррекционно-развивающей работы, что положительно сказывается на познавательном интересе детей с расстройством аутистического спектра.
Важно отметить, что все дидактические игры должны быть адаптированы под особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Игры должны быть структурированными, предсказуемыми и поддерживать повторение, что поможет детям лучше усваивать информацию и развивать навыки. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать игры, которые будут наиболее подходящими и интересными именно для него.
Игровая деятельность имеет значительное влияние на развитие познавательного развития у детей с расстройством аутистического спектра:
1. У детей появляется интерес к познанию окружающего мира: игра позволяет заинтересовать ребенка в получении новых знаний о мире вокруг нас.
2. Развитие коммуникации: во время игровой деятельности у детей появляется потребность использовать свой голос, применять слова и жесты для коммуникации с педагогом и сверстниками.
3. Формирование новых умений и навыков: в дидактических играх используются разнообразные методики, охватывающие все области развития дошкольников, что способствует всестороннему развитию личности дошкольника.
Нарушение формирования игровой деятельности может негативно сказываться на развитии детей. Для детей с расстройствами аутистического спектра из-за особенностей их развития сложно формировать навык сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Обычно игра у них представляет собой стереотипные действия, в ходе которых новые знания не приобретаются или приобретаются с трудом. Поэтому дидактические игры должны захватывать как можно более широкий спектр функций ребенка: развивать его внимание, память, речь, мелкую моторику, познавательный интерес и воображение. В таком случае дидактическая игра будет иметь огромный потенциал развития для детей с расстройствами аутистического спектра.
Нами были выделены следующие особенности, вызывающие трудности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра:
• Отсутствие или недостаточность потребности в контактах с окружающими и трудности во взаимодействии со сверстниками.
• Слабое или искаженное эмоциональное реагирование, бедность эмоций и проявления негативизма.
• Боязнь нового, стремление к сохранению стабильности окружающей
среды.
• Ограниченность визуального контакта и фрагментарное внимание.
• Особенности речевого развития, включая слабое понимание обращенной речи и низкую речевую активность.
• Низкая сформированность высших корковых функций, особенно пространственной ориентации.
Все перечисленные выше дефекты негативно влияют на сформированности представлений об окружающем мире и познавательную деятельность у детей с расстройствами аутистического спектра. На основе трудов ученых (С.Д. Забрамная, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова.) нами была составлена таблица сформированности представлений об окружающем мире у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Уровни сформированности и характеристики представлены в Таблице 1.
Таблица 1 - Уровни сформированности и характеристики представлений
об окружающем мире у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Уровень Характеристика
Высокий уровень Представления об окружающем мире соответствуют норме, ребенок проявляет интерес к новому, идет на контакт с взрослыми и сверстниками, ребенок проявляет инициативу в познавательной деятельности, умеет проявлять новые знания на практике.
Средний уровень У ребенка сформированные основные представления об окружающем мире, но есть области с недостаточной сформированностью, ребенок идет на контакт с взрослыми и сверстниками, но потребность к общению слабо выражена, может наблюдаться неуверенность, интерес в познавательной деятельности снижен.
Низкий уровень У ребенка не сформированные базовые представления об окружающем мире, новые знания закрепляются с трудом, он почти не применяет знания на практике, потребность к общению снижена, не проявляет любопытство и познавательный интерес.
Таким образом, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте для полноценного формирования личности ребенка необходимо формировать представления об окружающем мире. Стоит также упомянуть о пользе
дидактических игр в процессе формирования этих представлений. Дидактические игры по развитию представлений об окружающем мире имеют большое значение для детей с расстройствами аутистического спектра. Они помогают детям лучше понимать мир вокруг себя, развивать навыки общения и социализации, а также улучшают их когнитивные способности. Поэтому важно продолжать разрабатывать и внедрять новые дидактические игры, которые будут способствовать полноценному развитию детей с расстройствами аутистического спектра.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Газина О. М., Фокина В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — М.: Прометей, 2013. — 254 с;
2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003 - 32 с;
3. Коновалова, О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О.В. Коновалова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 35-36;
4. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1982. — 48 с;
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - Издательство: Питер, 2002. —720 с
Ponomareva A.P.
Volgograd State Social and Pedagogical University (Volgograd, Russia)
FEATURES OF DEVELOPMENT OF PERCEPTIONS ABOUT
ENVIRONMENT WORLDWIDE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTISTIC DISORDERS SPECTRUM VIA DIDACTIC GAMES
Abstract: the article describes the features of the formation of ideas about the world around us through didactic games in children of senior preschool age with autism spectrum disorders. The main feature of the formation of ideas about the world around us in the process of gaming activity is that in the game the child acquires and consolidates the knowledge and skills that he needs for successful adaptation in the world around him.
Keywords: autism, didactic games, play activities, preschool age.