Научная статья на тему 'Особенности развития научных исследований в российских вузах в современных условиях'

Особенности развития научных исследований в российских вузах в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / UNIVERSITY / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SCIENTIFIC RESEARCHES / ПУБЛИКАЦИИ / PUBLICATIONS / ЦИТИРОВАНИЕ / CITATION / НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / SCIENTOMETRIC INDICATORS / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Ольга Стефановна, Шамсутдинов Эмиль Василович

Рассмотрены вопросы активизации научных исследований в вузах в современных условиях. Проанализированы наиболее цитируемые публикации сделанные в КГЭУ. Показано, что наличие корпоративных связей один из основных источников взаимодействия вузовской науки, образовательного процесса и производства, а их развитие позволит существенно улучшить все показатели вуза. Определенный вклад дают научные работы, выполненные в кооперации с научно-педагогическими сотрудниками других вузов и академических структур. Можно утверждать, что укомплектованность материально-технической базы научным оборудованием не является определяющим фактором при подготовке высокорейтинговых публикаций его сотрудниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуева Ольга Стефановна, Шамсутдинов Эмиль Василович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC RESEARCHES IN RUSSIAN UNIVERSITIES IN MODERN CIRCUMSTANCES

The problems of activization of scientific researches in universities in modern conditions have been considered. The most cited publications made in KSEU have been analyzed. It was shown that the presence of corporate relations is one of the main sources of interaction between university science, the educational process and production, and their development will significantly improve all the indicators of the university. A certain contribution was made by scientific works carried out in cooperation with scientific and pedagogical staff of other universities and academic institutions. It can be asserted that completeness of the material and technical base of scientific equipment is not a determining factor in the preparation of high-rating publications by its employees.

Текст научной работы на тему «Особенности развития научных исследований в российских вузах в современных условиях»

УДК 001

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

О.С. Зуева

ORCID: http://orcid. org/0000-0001 -8 733-0595, ostefzueva@mail. ru Э.В. Шамсутдинов

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9454-2307, kgeunr@mail.ru

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия

Резюме. Рассмотрены вопросы активизации научных исследований в вузах в современных условиях. Проанализированы наиболее цитируемые публикации сделанные в КГЭУ. Показано, что наличие корпоративных связей - один из основных источников взаимодействия вузовской науки, образовательного процесса и производства, а их развитие позволит существенно улучшить все показатели вуза. Определенный вклад дают научные работы, выполненные в кооперации с научно-педагогическими сотрудниками других вузов и академических структур. Можно утверждать, что укомплектованность материально-технической базы научным оборудованием не является определяющим фактором при подготовке высокорейтинговых публикаций его сотрудниками.

Ключевые слова: вуз, рыночная экономика, научные исследования, публикации, цитирование, наукометрические показатели, научно-педагогическая деятельность.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC RESEARCHES IN RUSSIAN UNIVERSITIES IN MODERN CIRCUMSTANCES

O.S. Zueva

ORCID: http://orcid.org/0000-0001 -8733-0595, ostefzueva@mail.ru E.V. Shamsutdinov

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9454-2307, kgeunr@mail.ru

Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia

Abstract. The problems of activization of scientific researches in universities in modern conditions have been considered. The most cited publications made in KSEU have been analyzed. It was shown that the presence of corporate relations is one of the main sources of interaction between university science, the educational process and production, and their development will significantly improve all the indicators of the university. A certain contribution was made by scientific works carried out in cooperation with scientific and pedagogical staff of other universities and academic institutions. It can be asserted that completeness of the material and technical base of scientific equipment is not a determining factor in the preparation of high-rating publications by its employees.

Keywords', university, market economy, scientific researches, publications, citation, scientometric indicators, scientific and pedagogical activity.

Глобальные потрясения в экономике России, вкупе с информационно-технической революцией, начавшейся в последние десятилетия прошлого века и продолжающейся до сих пор, коренным образом изменили принципы существования и работы российских вузов. Надежная, проверенная временем и стабильная советская вузовская система, в основе которой лежали знания и основательность подхода российских профессоров старой

закалки, энтузиазм строителей советских пятилеток и повсеместное государственное регулирование, незаметно для себя «вошла» в рыночную экономику, в которой первостепенную роль играют вопросы выживания и завоевания своего места на рынке образовательных услуг. Социально-экономические условия рыночной экономики определяют новые приоритеты деятельности образовательных учреждений, главный из которых - это подготовка востребованных на рынке труда специалистов, адаптированных к решению задач, возникающих в современных условиях, характеризующихся интенсивным развитием научно-технических и информационных технологий.

Возникают новые проблемы, связанные с необходимостью непрерывного роста квалификации преподавателей, повышения уровня организации и обеспечения учебного процесса, с необходимостью решения проблем финансового обеспечения и внебюджетного финансирования деятельности вуза и т.д. Все эти процессы происходят на фоне усиления государственного регулирования, выражающегося в повышении требований и процедур лицензирования и аккредитации вузов в связи с развитием негосударственного образования и переходом всей системы российского образования на рыночную конкурентную модель развития, а также в связи с необходимостью интеграции российского образования в мировой образовательный процесс [1; 2].

В итоге, приоритетной задачей деятельности вузов является формирование будущих конкурентоспособных специалистов [3; 4], подготовить которых можно только с помощью профессорско-преподавательского коллектива, нацеленного на решение научно-технических проблем, возникающих перед обществом на современном этапе развития и при условии активного вовлечения студентов в исследовательский процесс. Изучение будущими инженерами (в ходе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) возможностей разрешения проблем, существующих в инженерно-технической сфере - это один из эффективных способов раскрытия внутренних резервов будущих специалистов, активизации образовательного процесса и формирования у обучаемых профессиональных компетенций [5].

Исследования показали, что вузы, сосредоточенные только на выпуске практических специалистов и не развивающие научные исследования, через некоторое время становятся аутсайдерами в своей области. Неизбежно наступает момент, когда уровень знаний преподавателей настолько отстает от текущего уровня развития науки и производства, что уровень подготавливаемых ими практиков становится неконкурентным по сравнению со специалистами, подготовленными ведущими университетами [4]. Таким образом, наблюдается взаимное влияние научной деятельности вуза на качество образовательного процесса. В целях обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг на российском и мировом рынках и в целях повышения квалификации и научного авторитета профессорско-преподавательского состава, модернизация вузовской науки становится приоритетным направлением развития научно-инновационной и научно-технической политики государства. Более того, потребности общества и регулярное появление новых наукоемких технологий ставят перед вузами новые стратегические цели - стать современными научно-образовательными и инновационными комплексами, способными обеспечивать прогрессивный рост экономики страны [6].

Сложившееся в советское время разделение функций между научными академическими структурами (проведение научных исследований) и вузами (обучение) привело к отсутствию на рубеже веков в большинстве российских вузов достаточного опыта, методического и ресурсного обеспечения для осуществления на собственной ресурсной базе фундаментальных и прикладных исследований высокого уровня. Вроде бы очевидное решение - попытка «навязать» объединение вузовской и академической науки потерпело полное фиаско, поскольку вузы, расширяя спектр своих исследований неизбежно их подстраивали под свои интересы, что приводило к дестабилизации функционирующей системы научных исследований. Допустить развала науки государство

не может, ибо это чревато превращением России в сырьевой придаток развитых стран.

Поэтому приоритетным направлением развития научно-технической политики государства стало осуществление определенного комплекса мер, которые направлены на развитие и поддержку вузовских научных исследований, т.е. исследований и разработок, проводимых преподавателями вузов совместно со студентами (как внутри вузов, так и за его пределами). Однако поддержка государства означает выделение больших материальных ресурсов, которые не могут и не должны быть распределены равномерно между вузами. Теория естественного отбора говорит о том, что в первую очередь должны быть поддержаны самые сильные. Именно поэтому возникла градация образовательных учреждений на федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, опорные вузы и т.д. Каяедая категория вузов получает определенную долю финансирования. Переход в вышестоящую категорию означает дополнительное финансирование, а значит возможность приобретения нового оборудования и расширение научных исследований, а также возможность привлечения более высококвалифицированных кадров, что в конечном итоге повышает конкурентоспособность выпускаемых специалистов и поднимает рейтинг образовательной организации. Получается, что не избалованные вниманием государства вузы должны не только каждодневно доказывать право на свое существование, но и увеличивать показатели своей научной деятельности, даже не имея развитой научной инфраструктуры.

Внимание государства к научно-инновационной деятельности образовательных организаций напрямую связано с проверкой эффективности сложившейся системы и мер, принимаемых для ее поддержки. Здесь следует отметить, что в мире существует высокоразвитая система индикаторов развития науки и технологии [4], которая непосредственно может быть применена и уже применяется для оценки эффективности научных работ, проводимых в вузах, в том числе российских.

Поскольку все индикаторы развития научных исследований в вузах связаны с цитируемостью научных публикаций, нами проведен анализ показателей цитируемости сотрудников и наиболее цитируемых публикаций сделанных сотрудниками Казанского государственного энергетического университета. Для этого проведена масштабная проверка показателей цитируемости статей наших сотрудников в РИНЦ. Эта проверка включала в себя выявление наиболее цитируемых статей, их ввод в систему РИНЦ или привязку к организации (поскольку многие публикации не содержали аффилиации авторов) и привязку ссылок к каяедой конкретной публикации. Следует высказать большую благодарность сотрудникам РИНЦ за оперативную помощь в проделанной работе. Если в прошлые годы подобная работа по отдельным публикациям занимала до нескольких месяцев, то сейчас - только несколько дней, а то и часов. Тщательная проверка и работа с наиболее цитируемыми публикациями позволила увеличить показатели университета почти в два раза, но самое главное - она позволила более объективно судить о сотрудниках и их публикациях и выявить возможности и источники подготовки наиболее качественных публикаций. Список публикаций нашего университета на 23.02.2017 занимает пункты [11-50] списка использованных источников, после каждого названия в скобках приведено число цитирований данной публикации.

Их анализ выявил следующие группы (категории) наиболее цитируемых публикаций:

а) наличие развитых корпоративных связей позволяет проводить прикладные исследования и разработки, результаты которых выражаются в появлении статей и монографий [13-16,18,19,23,31] и дают существенный вклад во внебюджетное финансирование вуза. Развитые корпоративные связи - один из основных источников взаимодействия вузовской науки, образовательного процесса и производства, а их развитие позволяет существенно улучшить все показатели вуза;

б) переиздаваемые и высоко цитируемые учебники и учебно-научные издания

[17,21,22,25,29,33,36], подготовку которых осуществляют высококвалифицированные преподаватели, обладающих достаточной компетенцией в знании производственных процессов. Для подготовки подобных изданий также не требуется никакой аппаратуры, а только великолепное знание своего предмета, современных тенденций его развития и наличие интернета;

в) научные работы преподавателей нашего вуза, выполненные в содружестве с преподавателями других вузов, имеющих необходимую для данного исследования научную аппаратуру [27,28,30,34,44]. При этом обычно часть измерений делается на нашем научном оборудовании, а часть - в других университетах. Обычно такие работы характерны для преподавателей, обучавшихся в других университетах или в их аспирантуре и не потерявших связей с коллегами. Несмотря на использование чужого оборудования, каядая научная работа для своего успешного осуществления требует существенной литературной проработки, т.к. помощь со стороны можно получить только, если четко сформулированы цели, примерные результаты, которые могут быть достигнуты, возможности их использования и т.д.;

г) совместные научные работы преподавателей нашего вуза с сотрудниками академических научных структур [37,40,49,50], которые также обычно проводятся при наличии личных связей и в рамках научно-образовательных центров, которые у нас имеются. Все вышесказанное в предыдущем пункте относится и к данным работам;

д) статьи и монографии по общественным наукам [11,12,20,24,26,32,35,3839,42,45,48]. Их написание не требует никакой научной аппаратуры, а только светлую голову авторов и наличие интернета;

е) публикации преподавателей, выполненные на имеющемся в вузе научном оборудовании. К сожалению, за редким исключением [41,43,47], такие публикации до сих пор не внесли существенного вклада в высокоцитируемые публикации. Это происходит, как правило, из-за слабой теоретической проработки рассматриваемых вопросов или вследствие недостаточности научной составляющей в данных статьях;

ж) теоретические публикации или публикации, систематизирующие данные интернета [45].

Здесь мог бы быть еще один пункт - выполнение научных работ с помощью Технопарков или центров коллективного пользования. Однако, на наш взгляд, эти структуры, за редким исключением, не оправдали ожидаемого от них результата, поскольку для эксплуатации имеющегося оборудования не хватает специалистов и нет достаточно простого оборудования, которое иногда бывает жизненно необходимым. Закуплено дорогое оборудование, которое можно выгоднее сдать в аренду, в то время как проведение комплексных исследований подразумевает использование всевозможной аппаратуры.

Хотелось бы еще отметить, что основную часть своего времени научно-педагогические работники вузов занимаются преподавательской деятельностью. Их научный выход - количество статей в год - не может быть таким, как у работников академических структур. Это означает, что их индекс Хирша [7,8] при том же уровне научных знаний будет заведомо меньшим. Тем не менее, при получении грантов РФФИ, РНФ и т.д., где индекс Хирша, пусть косвенно, но учитывается, преподаватели вузов оказываются в заведомо неравном положении, хотя именно эти работы могли бы быть выполнены совместно со студентами, давая столь нужный вклад в научно-образовательный процесс. На неполное соответствие индекса Хирша реальному вкладу ученого указывали многие исследователи [9] и даже был предложен расчет его модифицированного варианта [10].

Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что укомплектованность материально-технической базы научным оборудованием не является определяющим фактором успешной научно-исследовательской деятельности сотрудников вузов и подготовки ими высокорейтинговых публикаций.

Основными резервами качественных научных исследований в условиях недостаточного аппаратурного обеспечения являются развитие корпоративных связей, расширение их географии, а также межвузовская кооперация и эффективная работа научно-образовательных центров. Кроме того, нельзя недооценивать значение личности научно-педагогического работника и его желания занять более высокую позицию, которая должна быть напрямую связана с его успехами в научной работе. При этом исследователям не следует забывать, что специалист не может и не должен быть «намертво» привязан к какой-либо научной области. Надо учитывать, что реалии современной жизни таковы, что наибольшим научным интересом пользуются работы, соответствующие исследованиям на стыке наук, которые являются новыми для всех участников научного процесса. При желании работать, хорошей проработке научно-технической литературы, четкой постановке цели, ясном понимании возможностей дальнейшего использования планируемых результатов и т.д., всегда можно найти лиц, обладающих опытом и соответствующей аппаратурой для проведения научных исследований и заинтересованных в совместной работе.

Литература

1. Резник С.Д., Сазыкина O.A. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 6. С. 57-61.

2. Резник С.Д., Сазыкина O.A., Фомин Г.Б. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы. Москва, ИНФРА-М, 2014. 288 с.

3. Куликова Ю.П. Инновационное управление вузом: интеграция образования и научной деятельности // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 22. С. 172-174.

4. Акоев М.А., Маркусова В.А., Москалева О.В., Писляков В.В. Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2014. 250 с.

5. Улитина Т.И. Педагогическое управление научно-исследовательской деятельностью технических вузов //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 3. С. 182-190.

6. Аксенова H.A. Модели организации управления научно-исследовательской деятельностью вуза // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2013. № 3. С. 168-171.

7. Hirsch J. Е. An index to quantify an individual's scientific research output // PNAS. 2005. Vol. 102 (46). P. 16569-16572.

8. Hirsch J.E. An index to quantify an individual's scientific research output that takes into account the effect of multiple coauthorship // Scientometrics. 2010. Vol. 85 (3). P. 741-754.

9. Тукшаитов P.X., Абдуллазянов Э.Ю. Сравнительная характеристика информативности основных показателей научной деятельности сотрудников на основе их корреляционного анализа // Успехи современной науки. 2017. Т. 7. №1. С. 46-50.

10. Eck N.J., WaltmanL. Generalizing the h- and g-indices// Journal of Informetrics. 2008. Vol. 2 (4). P. 263-271. П.Карцева JI.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества (181 цит.)// Социологические исследования. 2003. № 7. С. 92-100.

12. Дробижева JIM., Мухарямов Н.М. и др. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра (129 цит.). М.: Изд-во "Политическая энциклопедия", 2013. 485 с.

13. Лаптев А.Г. Модели пограничного слоя и расчет тепломассообменных процессов (122 цит.). Казань: Изд-во Казан, гос. энерг. ун-та, 2007. 500 с.

14. Гортышов Ю.Ф., Попов И.А., Олимпиев В.В., Щелчков A.B., Каськов С.И. Теплогидравлическая эффективность перспективных способов интенсификации теплоотдачи в каналах теплообменного оборудования (88 цит.). Казань: Изд-во Казан, гос. технич. ун-та, 2007. 530 с.

15. Каган A.M., Лаптев А.Г., Пушнов A.C., Фарахов М.И. Контактные насадки промышленных тепломассообменных аппаратов (66 цит.). Казань: Отечество, 2013. 454 с.

16. Дьяконов С.Г., Елизаров В.И., Лаптев А.Г. Теоретические основы и моделирование процессов разделения веществ (66 цит.). Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1993. 392 с.

17. Назмеев Ю.Г., Конахина И.А. Организация энерготехнологических комплексов в нефтехимической промышленности (60 цит.) М.: Изд-во МЭИ, 2001. 364 с.

18. Лаптев А.Г., Ведьгаева И.А. Устройство и расчет промышленных градирен (60 цит.). Казань: Изд-во Казан, гос. энерг. ун-та, 2004. 179 с.

19. Лаптев А.Г., Фарахов М.И. Разделение гетерогенных систем в насадочных аппаратах (60 цит.) Казань: Изд-во Казан, гос. энерг. ун-та, 2006. 341 с.

20. Цыганков А.П., Мухарямов Н.М. и др. Российская наука международных отношений: новые направления (60 цит.). М.: Изд-во Пер Сэ, 2005. 416 с.

21. Лаптев А.Г., Николаев Н.А., Башаров М.М. Методы интенсификации и моделирования тепломассообменных процессов. Учебно-справочное пособие (59 цит.). М.: Теплотехник, 2005. 288 с.

22. Иазмеев Ю.Г. Мазутные хозяйства ТЭС (57 пит.). М.: Изд-во МЭИ, 2002. 612 с.

23. Лаптев А.Г., Фарахов М.И., Минеев Н.Г. Основы расчета и модернизация тепломассообменных установок в нефтехимии (56 цит.). Казань: Изд-во Казан, гос. энерг. ун-та, 2010. 574 с.

24. Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы (на материалах Республики Татарстан) (55 цит.)//Социологические исследования. 2003. № 5. С. 84-88.

25. Гортышов Ю.Ф., Олимпиев В.В. Теплообменные аппараты с интенсифицированным теплообменом (50 цит.) Казань: Изд-во Казан, гос. технич. ун-та, 1999. 175 с.

26. Лопухова Т. Диагноз качества подготовки специалиста (50 цит.) // Высшее образование в России. 2001. №4. С. 28-34.

27. Леонтьев А.И., Гортышов Ю.Ф., Олимпиев В.В., Попов И.А. Эффективные интенсификаторы теплоотдачи для ламинарных (турбулентных) потоков в каналах энергоустановок (48 цит.) // Известия Российской академии наук. Энергетика. 2005. № 1. С. 75-91.

28. Гортышов Ю.Ф., Олимпиев В.В., Попов И.А. Эффективность промышленно перспективных интенсификаторов теплоотдачи (47 цит.) // Известия Российской академии наук. Энергетика. 2002. № 3. С. 102-118.

29. Назмеев Ю.Г., Лавыгин В.М. Теплообменные аппараты ТЭС. Учебное пособие для вузов (45 цит.). М.: Энергоатомиздат, 1988,1998. 288 е.; Изд-во МЭИ, 2002,2005,2007. 364 с.

30. Шевченко В.В., Грачева Е.И. Определение сопротивлений контактных соединений низковольтных коммутационных аппаратов (45 цит.) // Промышленная энергетика. 2002. № 1. С. 42-43.

31. Лаптев А.Г., Фарахов М.И. Гидромеханические процессы в нефтехимии и энергетике (42 цит.). Казань: Изд-во Казан, гос. энерг. ун-та, 2008. 729 с.

32. Матушанский Г., Фролов А. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов (42 цит.) // Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 92-95.

33. Назмеев Ю.Г. Гидродинамика и теплообмен закрученных потоков реологически сложных жидкостей (41 цит.). М.: Энергоатомиздат, 1996. 304 с.

34. Сысоева М.А., Кузнецова О.Ю., Гамаюрова B.C., Суханов П.П., Халитов Ф.Г. Исследование золя водных извлечений чаги II. изменение изучаемой системы при проведении экстракции различными способами (38 цит.) // Вестник Казанского технологического университета. 2003. № 2. С. 172-179.

35. Матушанский Г., Завада Г. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях её модернизации (38 цит.) //Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 27-32.

36. Назмеев Ю.Г. Теплообмен при ламинарном течении жидкости в дискретно-шероховатых каналах (37 цит.). М.: Энергоатомиздат, 1998. 376 с.

37. Shlyannikov V.N., Iltchenko B.V., Stepanov N.V. Fracture analysis of turbine disks and computational-experimental background of the operational decisions (36 цит.)//Engineering Failure Analysis. 2001. T. 8. № 5. C. 461-475.

38. Сайфутдинова Г.Б., Козелков O.B., Тактамышева P.P., Усачев С.С. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской работе посредством ИКТ (36 цит.) // Казанский педагогический журнал. 2015. Т. 2. № 5 (112). С. 300-304.

39. Богачёва Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук (36 цит.) / Казанский гос. энерг. ун-т. Казань, 2005.

40. Голеншцев-Кутузов А.В., Голеншцев-Кутузов В.А., Калимуллин Р.И. Индуцированные домены и периодические доменные структуры в электро- и магнитоупорядоченных веществах (35 цит.) // Успехи

© О. С. Зуева, Е.В. Шамсутдиное физических наук. 2000. Т. 170. № 7. С. 697-712.

41. Сирожин О.С., Сироткин P.O., Трубачева A.M. О необходимости и варианте учета металлической компоненты в гетероядерных связях (35 цит.) // Журнал неорганической химии. 2005. Т. 50. № 1. С. 71-75.

42. Матушанский Г.У., Цвенгер Ю.В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе (35 цит.) // Психологическая наука и образование. 2001. № 2. С. 26-31.

43. Минуллин Р.Г., Фардиев И.Ш. Локационная диагностика воздушных линий электропередачи (34 цит.). Казань: Изд-во Казан, гос. энерг. ун-та, 2008. 203 с.

44. Леонтьев А.И., Олимпиев В.В., Дилевская Е.В., Исаев С.А. Существо механизма интенсификации теплообмена на поверхности со сферическими выемками (34 цит.) // Известия Российской академии наук. Энергетика. 2002. №2. С. 117-135.

45. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в России (33 цит.)//Педагогика. 2002. №2. С. 15-20.

46. Тукшаитов Р.Х. Основы динамической метрологии и анализа результатов статистической обработки (биология, медицина, химия, физика) (32 цит.). Казань: Мастер Лайн, 2001. 286 с.

47. Минуллин Р.Г., Губаев Д.Ф. Обнаружение гололедных образований на линиях электропередачи локационным зондированием (30 цит.). Казань: Изд-во Казан, гос. энерг. ун-та, 2010. 207 с.

48. Ахметова И.А., Баширова А.Г. и др. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами. Коллективная монография. Книга 27 (30 цит.). Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 2015. 215 с.

49. Зуев Ю.Ф., Гнездилов О.И., Зуева О.С., Усьяров О.Г. Эффективные коэффициенты самодиффузии ионов в мицеллярных растворах додецилсульфата натрия (30 цит.) //Коллоидный журнал. 2011. Т. 73. № 1.С. 43-49.

50. Идиятуллин Б.З., Потарикина К.С., Зуев Ю.Ф., Зуева О.С., Усьяров О.Г. Ассоциация додецилсульфата натрия в водных растворах по данным химического сдвига в спектрах 1Н ЯМР (29 цит.)//Коллоидный журнал. 2013. Т. 75. № 5. С. 585-590.

References

1. Reznik S.D., Sazykina О.А. New advantages of the activities and modeling qualities of the leading staff of the higher education establishments // University Management: Practice and Analysis. 2008. No. 6. P. 57-61.

2. Reznik S.D., Sazykina O.A., Fomin G.B. Managerial potential of higher educational institutions in Russia: assessment, experience, prospects. Moscow, INFRA-M, 2014. 288 p.

3. Kulikova Y.P. Innovative management of the university: integration of education and research activities // Herald of Kazan Technological University. 2011. No. 22. P. 172-174.

4. Akoev, M.; Markusova, V.; Moskaleva, O.; Pislyakov, V. Handbook for Scientometrics: Indicators of science and technology development. Ekaterinburg: Ural University, 2014. 250 p.

5. Ulitina T.I. Pedagogical Management of Higher Technical School Students' Research Work // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2013. No. 3. P. 182-190.

6. Aksenova N.A. Models of organization of management of scientific research activity of the university // Infrastructure sectors ofthe economy: problems and development prospects. 2013. No. 3. P. 168-171.

7. Hirsch J. E. An index to quantify an individual's scientific research output // PNAS. 2005. Vol. 102 (46). P. 16569-16572.

8. Hirsch J. E. An index to quantify an individual's scientific research output that takes into account the effect of multiple coauthorship // Scientometrics. 2010. Vol. 85 (3). P. 741-754.

9. Tukshaitov R.Kh., Abdullazyanov E.Yu. Information comparative characteristics of the main indicators of scientific activities staff on the basis of their correlation analysis // Modern Science Success. 2017. T. 7. No.l. P. 46-50.

10. Eck N.J., Waltman Г. Generalizing the h- and g-indices // Journal of Informetrics. 2008. Vol. 2 (4). P. 263271.

11. Kartseva L.V. Family patterns under current Russian societal transformation (181 cit.) // Sociological Studies. 2003. No. 7. P. 92-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Drobizsheva Г.М., Mukharyamov N.M., et al. Civil, ethnic and regional identity: yesterday, today, tomorrow

(129 cit.). Moskow: Political Encyclopedia, 2013. 485 p.

13. Laptev A.G. Models of boundary layer and heat-mass exchange processes account (122 cit.) Kazan: KSPU, 2007. 500 p.

14. Gortyshov Y.F., Popov I.A., Olimpiev V.V., et al. Thermal-hydraulic efficiency of perspective ways of intensification of heat performance in channels of heat exchange equipment (88 cit.). Kazan: KSPU, 2007. 530 p.

15. Kagan A.M., Laptev A.G.., Pushnov A.S., Farakhov M.I. Contact nozzles for industrial heat-exchanging equipment (66 cit.). Kazan: Otechestvo, 2013. 454 p.

16. D'yakonov S.G., Elizarov V.I., Laptev A.G. Theoretical bases and modeling of the processes of separation of substances (66 cit.). Kazan: KSPU, 1993. 392 p.

17. Nazmeev Y.G., Konakhina I. A. Organization of energy technology complexes in the petrochemical industry (60 cit.). M.:MEI, 2001.364 р.

18. Laptev A.G., Vedgayeva I.A. Design and calculation of industrial cooling towers (60 cit.). Kazan: KSPU, 2004. 179 p.

19. Laptev A.G., Farakhov M.I. Separation of heterogeneous systems in nozzles (60 cit.). Kazan: KSPU, 2006. 341 p.

20. Tsygankov A.P., Mukharyamov N.M., et al. Russian science of international relations: new directions (60 cit.). M.: PerSe, 2005.416 р.

21. Laptev A.G., Nikolaev N.A., Basharov M.M. Methods for the intensification and modeling of heat and mass transfer processes (59 cit.). M.: Teplotekhnik, 2005. 288 p.

22. Nazmeev Y.G. Fuel oil facilities of TPPs (57 cit.). M.: Изд-во МЭИ, 2002. 612 p.

23. Laptev A.G., Farakhov M.I., Mineev N.G. Basics of calculation and modernization of heat and mass exchange plants in petrochemical industry (56 cit.). Kazan: KSPU, 2010. 574 p.

24. Khayrullina Yu.R. Labor sphere values - specifics and factors (55 cit.)// Sociological Studies. 2003. No. 5. P. 84-88.

25. Gortyshov Yu.F., Olimpiev V.V. Heat exchangers with intensified heat transfer (50 cit.) Kazan: KSPU, 1999. 175 p.

26. Lopukhova T. Diagnosis of the quality of specialist training (50 cit.) // Higher Education in Russia. 2001. No. 4. P. 28-34.

27. Leont'ev A.I., Gortyshov Yu.F., Olimpiev V.V., Popov I.A. Effective heat transfer intensifiers for laminar (turbulent) flow in energy unit channels (48 cit.) // Proceedings of RAS. Power Engineering 2005. No. 1. P. 75-91.

28. Gortyshov Yu.F., Olimpiev V.V., Popov I.A. Efficiency of industrially promising heat transfer intensifiers (47 cit.)//Proceedings of RAS. Power Engineering. 2002. No. 3. P. 102-118.

29. Nazmeev Y.G., Лавыгин B.M. Heat exchangers of TPPs. (45 cit.). M.: Energoatomizdat, 1988, 1998. 288 p.; MEI, 2002,2005,2007. 364 p.

30. Shevchenko V.V., Gracheva E.I. Determination of resistance of contact connections of low-voltage switching devices (45 cit.) // Industrial power engineering. 2002. No. 1. P. 42-43.

31. Laptev A.G., Farakhov M.I.. Hydromechanical processes in petrochemical and power engineering (42 cit.). Kazan: KSPU, 2008. 729 p.

32. Matushanskii G., Frolov A. Models of training and professional activity of specialists (42 cit.) // Higher Education in Russia. 2003. No. 4. P. 92-95.

33. Nazmeev Y.G. Hydrodynamics and heat transfer of swirled flows of rheologically complex fluids (41 cit.). M.: Энергоатомиздат, 1996. 304 p.

34. Sysoeva M.A., Khalitov F.G., et al. Study of the sol of aquatic extracts of chaga II. Change in the system under study during extraction by various methods (38 cit.) // Herald of Kazan Technological University. 2003. No. 2. P. 172-179.

35. Matushanskii G., Zavada G. Preparation of a teacher of higher education in the conditions of its modernization (38 cit.) // Higher Education in Russia. 2008. No. 3. P. 27-32.

36. Nazmeev Y.G. Heat transfer during laminar flow of liquid in discrete-rough channels (37 cit.). M.: Energoatomizdat, 1998. 376 p.

37. Shlyannikov V.N., Iltchenko B.V., Stepanov N.V. Fracture analysis of turbine disks and computational-experimental background of the operational decisions (36 cit.) // Engineering Failure Analysis. 2001. Vol. 8. No. 5. P. 461-475.

38. Sayfutdinova G., Kozelkov О., Taktamysheva R., Usachev S. Pedagogical conditions of motivation of students of higher educational institutions for educational and research work using ICT (36 cit.) // Kazan Pedagogical Journal. 2015. Vol. 2. No. 5 (112). P. 300-304.

39. Bogacheva N.V. Parenthood as a factor of family stability in modern Russian society. The Thesis of Dissertations (36 cit.) / Kazan State Power Engineering University. Kazan, 2005.

40. Golenishchev-Kutuzov A.V., Golenishchev-Kutuzov V.A., Kalimullin R.I. Induced domains and periodic domain structures in electrically and magnetically ordered materials (35 cit.) // Physics-Uspekhi. 2000. Vol. 170. No. 7. P. 697-712.

41. Sirotkin O.S., Sirotkin R.O., Trubacheva A.M. On the necessity and procedure of taking into account the metallic component of a heteronuclear bond (35 cit.) // Russian Journal of Inorganic Chemistry. 2005. Vol. 50. No. l.P. 71-75.

42. Matushanskii G.U., Tsvenger Y.V. The main characteristics of psychological and pedagogical training and retraining of a teacher of higher education at the present stage (35 cit.) // Psychological Science and Education. 2001. No. 2. P. 26-31.

43. Minullin R.G., Fardiev I.S. Locational diagnostics of overhead transmission lines (34 cit.). Kazan: KSPU, 2008. 203 p.

44. Leontiev A.I., Olimpiev V.V., Dilevskaya E.V., Isaev S.A. The essence of the mechanism of heat exchange intensification on a surface with spherical recesses (34 cit.) // Proceedings of RAS. Power Engineering. 2002. No. 2. P. 117-135.

45. Matushanskii G.U. Pedagogical testing in Russia (33 cit.) // Pedagogika. 2002. No. 2. P. 15-20.

46. Tukshaitov R.K. Fundamentals of dynamic metrology and analysis of the results of statistical processing (biology, medicine, chemistry, physics) (32 cit.). Kazan: Master Line, 2001. 286 p.

47. Minullin R.G., Gubaev D.F. Detection of glacial formations on power transmission lines by location sounding (30 cit.). Kazan: KSPU, 2010. 207 p.

48. Akhmetova I.A., Bashirova A.G., et al. Problems of economics and management of enterprises, industries, complexes. Book 27 (30 cit.). Novosibirsk, Center for the Development of Scientific Cooperation, 2015. 215 p.

49. Zuev Y.F., Gnezdilov O.I., Zueva O.S., UsYarov O.G. Effective Self_Diffusion Coefficients of Ions in Sodium Dodecyl Sulfate Micellar Solutions (30 cit.) // Colloid Journal. 2011. Vol. 73. No. 1. P. 43-49.

50. Idiyatullin B.Z., Zuev Y.F., Potarikina K.S., UsYarov O.G., Zueva O.S. Association of Sodium Dodecyl Sulfate in Aqueous Solutions According to Chemical Shifts in 1H NMR Spectra (29 cit.) // Colloid Journal. 2013. Vol. 75. No. 5. P. 585-590.

Авторы публикации

Зуева Ольга Стефановна - профессор кафедры «Физика» Казанского государственного энергетического университета, канд. физ.-мат. наук.

Шамсутдинов Эмиль Василович - проректор по научной работе Казанского государственного энергетического университета, канд. техн. наук.

Authors of the publication

Olga S. Zueva - cand. sci. ( physical and mathematical science), Professor, Department of Physics, Kazan State Power Engineering University.

Emil V. Shamsutdinov - cand. sci. (technical science), Vice-rector in scientific work, Kazan State Power Engineering University.

Дата поступления 15.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.