Научная статья на тему 'Особенности развития научного творчества на разных стадиях профессионального самоопределения'

Особенности развития научного творчества на разных стадиях профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / НАУКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SCIENTIFIC CREATIVITY / SCIENCE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Татьяна Николаевна, Немыкина Александра Николаевна

В статье описываются результаты эмпирического исследования особенностей развития научного творчества на разных стадиях профессионального самоопределения. Обоснована актуальность исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of development of scientific creativity at different stages of professional self-determination

The article describes the results of empirical studies of peculiarities of development of scientific creativity at different stages of professional self-determination. Proved the relevance of the research.

Текст научной работы на тему «Особенности развития научного творчества на разных стадиях профессионального самоопределения»

Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов

права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)

Савченко Татьяна Николаевна

Savchenko Tatiana Nikolaevna Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Belgorod National Research University научный сотрудник/researcher Магистр психологии / master of psychology E-Mail: stn89@yandex.ru

Немыкина Александра Николаевна

Nemykina Alexandra Nikolaevna Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Belgorod National Research University научный сотрудник/researcher Магистр психологии / master of psychology E-Mail: aleksa1506068@mail.ru

13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»

Особенности развития научного творчества на разных стадиях профессионального самоопределения1

Peculiarities of development of scientific creativity at different stages of professional

self-determination

Аннотация: В статье описываются результаты эмпирического исследования особенностей развития научного творчества на разных стадиях профессионального самоопределения. Обоснована актуальность исследования.

The Abstract: The article describes the results of empirical studies of peculiarities of development of scientific creativity at different stages of professional self-determination. Proved the relevance of the research.

Ключевые слова: Научное творчество, наука, профессиональное самоопределение.

Keywords: Scientific creativity, science, professional self-determination.

***

Приоритетной линией нынешней образовательной системы России является комплексное обновление образования на всех его уровнях. В этом контексте особое значение приобретает изучение научного творчества будущих профессионалов на разных стадиях профессионального самоопределения.

Научная деятельность обуславливает особый стиль мышления человека, что в свою очередь обеспечивает будущему профессионалу активное преобразование информации. Научное творчество - это вид созидательной деятельности, ведущей к формированию новых и социально значимых духовных продуктов - знаний.

1 Исследование выполнено в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг. Соглашение № 14.А.18.21.0042.

Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

Одной из причин интереса к проблеме научного творчества на разных стадиях профессионального самоопределения является признание того, что особенности развития научного творчества будут неразрывно связаны с направлением профессионального самоопределения личности.

Главными теоретическими предпосылками для исследования профессионального самоопределения является положение о том, что профессиональное самоопределение - это сложный многоуровневый процесс и главная цель самоутверждения человека в мире. [2]

Вслед за К.М. Гуревичем, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым мы понимаем профессиональное самоопределение как одну из форм самоопределения личности в целом.

Опираясь на исследования Е.М. Борисовой [1], в профессиональном самоопределении выделим следующие стадии:

1. Выбор профессии

2. Профессиональное обучение

3. Овладение профессиональным мастерством

4. Творческий вклад в развитие самой деятельности

5. Передача профессионального опыта другим.

В данной работе мы рассмотрим особенности развития научного творчества на первых трех стадиях профессионального самоопределения. Исследование проводилось среди школьников и студентов г. Белгорода. Основной методикой выступили кейс-методы -создание научно-творческих ситуаций с последующим их анализом.

Согласно Г.В. Макотровой творческая активность личности определяется по уровню самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, по степени знакомства с историей науки и ее современными проблемами, по экстраверсии научного общения [3].

Учащиеся 10-11 классов проходят период выбора профессии - первый этап профессионального самоопределения. Студенты первого и второго курсов еще не включены в практическую профессиональную деятельность, поэтому мы отнесем их ко второму этапу -профессионального обучения. На третьем, четвертом и пятом курсах студенты проходят разные виды практик (производственная, педагогическая, научно-исследовательская и др.), в ходе которых приобретают навыки профессиональной деятельности. В связи с чем мы их отнесем к этапу овладения профессиональным мастерством.

На первом этапе научное творчество ученика характеризуется средним уровнем самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, средним уровнем интенсивности знакомства с историей науки и ее современными проблемами, низкий уровень научного общения.

На этапе профессионального обучения происходит первичное ознакомление с профессией. У студентов появляется высокий уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, средний уровень научного общения, высокий уровень интереса к исследовательской деятельности, низкая степень участия в профессионально ориентированной исследовательской деятельности, высокий уровень профессионального интереса к науке в ВУЗе. Такое сочетание может говорить о том, что студенты проявляют интерес к исследовательской деятельности вообще и к вузовской науке в частности, но при этом не готовы еще самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность.

На этапе овладения профессиональным мастерством (3-5 курс) у студентов наблюдается высокий уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, высокий уровень интенсивности знакомства с историей науки и ее современными

Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов

права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)

проблемами, очень высокий уровень научного общения, средний уровень интереса к исследовательской деятельности.

Таким образом, при переходе на этот этап наблюдается небольшой спад в ориентации на исследование в профессии. Интерес к исследовательской деятельности снижается, студенты уже не так сильно признают ценность получаемых знаний для достижения жизненных и профессиональных целей, снижается стремление к творческой самореализации.

Особенностью этого этапа профессионального самоопределения является то, что в этот период студенты уже совершили профессиональный выбор. Важным выбором для них является дальнейшее воплощение в практическую профессиональную жизнь своих способностей.

Анализ полученных данных показывает, что особенностями развития научного творчества на первом этапе (этапе выбора профессии) являются средний уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, средний уровень интенсивности знакомства с историей науки и ее современными проблемами, низкий уровень научного общения.

На этапе овладения профессией особенностями развития научного творчества являются высокий уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, средний уровень научного общения, высокий уровень интереса к исследовательской деятельности, низкая степень участия в профессионально ориентированной исследовательской деятельности, высокий уровень профессионального интереса к науке в ВУЗе.

На этапе овладения профессиональным мастерством в отличие от остальных этапов появляются высокий уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, высокий уровень интенсивности знакомства с историей науки и ее современными проблемами, очень высокий уровень научного общения, средний уровень интереса к исследовательской деятельности.

Таким образом, изучение особенностей проявления творческой активности на разных этапах профессионального самоопределения показывает, что показатели научно-творческой активности находятся в постоянной динамике на каждом этапе профессионального

самоопределения. Значение некоторых из них увеличивается, некоторых уменьшается, но в любом случае научное творчество развивается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Дисс. докт. психол. наук. М., 1995.

2. Карташев В.А. Профессиональное самоопределение будущих учителей музыки в условиях среднего профессионального образования: дис. канд. пед. наук: М., 2007 212 с.

3. Макотрова Г. В. Интернет-технологии в школе исследовательской культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 11 - стр. 134-136.

Рецензент: Кормакова Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики НИУ «БелГУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.