Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
Савченко Татьяна Николаевна
Savchenko Tatiana Nikolaevna Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Belgorod National Research University научный сотрудник/researcher Магистр психологии / master of psychology E-Mail: [email protected]
Немыкина Александра Николаевна
Nemykina Alexandra Nikolaevna Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Belgorod National Research University научный сотрудник/researcher Магистр психологии / master of psychology E-Mail: [email protected]
13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»
Особенности развития научного творчества на разных стадиях профессионального самоопределения1
Peculiarities of development of scientific creativity at different stages of professional
self-determination
Аннотация: В статье описываются результаты эмпирического исследования особенностей развития научного творчества на разных стадиях профессионального самоопределения. Обоснована актуальность исследования.
The Abstract: The article describes the results of empirical studies of peculiarities of development of scientific creativity at different stages of professional self-determination. Proved the relevance of the research.
Ключевые слова: Научное творчество, наука, профессиональное самоопределение.
Keywords: Scientific creativity, science, professional self-determination.
***
Приоритетной линией нынешней образовательной системы России является комплексное обновление образования на всех его уровнях. В этом контексте особое значение приобретает изучение научного творчества будущих профессионалов на разных стадиях профессионального самоопределения.
Научная деятельность обуславливает особый стиль мышления человека, что в свою очередь обеспечивает будущему профессионалу активное преобразование информации. Научное творчество - это вид созидательной деятельности, ведущей к формированию новых и социально значимых духовных продуктов - знаний.
1 Исследование выполнено в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг. Соглашение № 14.А.18.21.0042.
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Одной из причин интереса к проблеме научного творчества на разных стадиях профессионального самоопределения является признание того, что особенности развития научного творчества будут неразрывно связаны с направлением профессионального самоопределения личности.
Главными теоретическими предпосылками для исследования профессионального самоопределения является положение о том, что профессиональное самоопределение - это сложный многоуровневый процесс и главная цель самоутверждения человека в мире. [2]
Вслед за К.М. Гуревичем, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым мы понимаем профессиональное самоопределение как одну из форм самоопределения личности в целом.
Опираясь на исследования Е.М. Борисовой [1], в профессиональном самоопределении выделим следующие стадии:
1. Выбор профессии
2. Профессиональное обучение
3. Овладение профессиональным мастерством
4. Творческий вклад в развитие самой деятельности
5. Передача профессионального опыта другим.
В данной работе мы рассмотрим особенности развития научного творчества на первых трех стадиях профессионального самоопределения. Исследование проводилось среди школьников и студентов г. Белгорода. Основной методикой выступили кейс-методы -создание научно-творческих ситуаций с последующим их анализом.
Согласно Г.В. Макотровой творческая активность личности определяется по уровню самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, по степени знакомства с историей науки и ее современными проблемами, по экстраверсии научного общения [3].
Учащиеся 10-11 классов проходят период выбора профессии - первый этап профессионального самоопределения. Студенты первого и второго курсов еще не включены в практическую профессиональную деятельность, поэтому мы отнесем их ко второму этапу -профессионального обучения. На третьем, четвертом и пятом курсах студенты проходят разные виды практик (производственная, педагогическая, научно-исследовательская и др.), в ходе которых приобретают навыки профессиональной деятельности. В связи с чем мы их отнесем к этапу овладения профессиональным мастерством.
На первом этапе научное творчество ученика характеризуется средним уровнем самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, средним уровнем интенсивности знакомства с историей науки и ее современными проблемами, низкий уровень научного общения.
На этапе профессионального обучения происходит первичное ознакомление с профессией. У студентов появляется высокий уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, средний уровень научного общения, высокий уровень интереса к исследовательской деятельности, низкая степень участия в профессионально ориентированной исследовательской деятельности, высокий уровень профессионального интереса к науке в ВУЗе. Такое сочетание может говорить о том, что студенты проявляют интерес к исследовательской деятельности вообще и к вузовской науке в частности, но при этом не готовы еще самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность.
На этапе овладения профессиональным мастерством (3-5 курс) у студентов наблюдается высокий уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, высокий уровень интенсивности знакомства с историей науки и ее современными
Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
проблемами, очень высокий уровень научного общения, средний уровень интереса к исследовательской деятельности.
Таким образом, при переходе на этот этап наблюдается небольшой спад в ориентации на исследование в профессии. Интерес к исследовательской деятельности снижается, студенты уже не так сильно признают ценность получаемых знаний для достижения жизненных и профессиональных целей, снижается стремление к творческой самореализации.
Особенностью этого этапа профессионального самоопределения является то, что в этот период студенты уже совершили профессиональный выбор. Важным выбором для них является дальнейшее воплощение в практическую профессиональную жизнь своих способностей.
Анализ полученных данных показывает, что особенностями развития научного творчества на первом этапе (этапе выбора профессии) являются средний уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, средний уровень интенсивности знакомства с историей науки и ее современными проблемами, низкий уровень научного общения.
На этапе овладения профессией особенностями развития научного творчества являются высокий уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, средний уровень научного общения, высокий уровень интереса к исследовательской деятельности, низкая степень участия в профессионально ориентированной исследовательской деятельности, высокий уровень профессионального интереса к науке в ВУЗе.
На этапе овладения профессиональным мастерством в отличие от остальных этапов появляются высокий уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, высокий уровень интенсивности знакомства с историей науки и ее современными проблемами, очень высокий уровень научного общения, средний уровень интереса к исследовательской деятельности.
Таким образом, изучение особенностей проявления творческой активности на разных этапах профессионального самоопределения показывает, что показатели научно-творческой активности находятся в постоянной динамике на каждом этапе профессионального
самоопределения. Значение некоторых из них увеличивается, некоторых уменьшается, но в любом случае научное творчество развивается.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Дисс. докт. психол. наук. М., 1995.
2. Карташев В.А. Профессиональное самоопределение будущих учителей музыки в условиях среднего профессионального образования: дис. канд. пед. наук: М., 2007 212 с.
3. Макотрова Г. В. Интернет-технологии в школе исследовательской культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 11 - стр. 134-136.
Рецензент: Кормакова Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики НИУ «БелГУ».