Особенности развития национальной инновационной системы Украины
Резюме. В статье представлены особенности национальной инновационной системы Украины в контексте обеспечения экономической безопасности государства. Проанализированы угрозы развития ее ключевых составляющих и их структурных связей, предложены меры реформирования НИС для повышения ее эффективности. Ключевые слова: инновационное развитие, национальная инновационная система, экономическая безопасность.
Елена
Сорокивская,
доцент кафедры менеджмента в производственной сфере
Тернопольского
национального
технического
университета
им. Ивана Пулюя,
кандидат
экономических наук, доцент
Современное состояние Национальной инновационной системы Украины в международном измерении конкурентоспособности свидетельствует о низком уровне реализации модели построения экономики знаний. Согласно Глобальному индексу инноваций (ГИИ), республика занимает лишь 63-е место среди 142 стран мира (между Бахрейном и Иорданией). Из негативных факторов отмечается слабое институциональное обеспечение нововведений. Оно характеризируется угрожающе низким рейтингом (102-е место). Отрицательные тенденции наблюдаются для индикаторов политической, нормативно-правовой и бизнес-среды. Невысокая эффективность государственной инновационной политики, а также механизмов стимулирования деятельности по генерированию нововведений - причины низкой конкурентоспособности украинской продукции и неразвитости внутреннего рынка высокотехнологичных товаров и услуг [1]. Учитывая это, одним из приоритетов работы правительства должно стать формирование действенной НИС.
Проблемы построения и результативного функционирования национальной инновационной системы были исследованы в многочисленных научных трудах. В частности, весомый вклад внесли Х. Ед-кист, Б. Лундвалл, Р. Нельсон, Д. Норт, К. Фримен. Вопросам создания и наращивания конкурентных преимуществ экономики Украины на основе генерирования инноваций посвящены работы таких украинских специалистов, как Ю. Бажал, В. Геец, Я. Жалило, И. Клименко, Д. Покрышка, В. Семиноженко, Л. Федулова. Однако в современной экономической литературе недостаточно внимания уделено анализу подсистем НИС, их структурным связям, а также
мерам инновационной политики в условиях обеспечения экономической безопасности государства.
Нормативно-правовая база Украины насчитывает большое количество документов, которые призваны обеспечивать инновационное развитие [2], но современное состояние НИС не соответствует потенциалу и возможностям республики. Институциональное обеспечение государственной политики не охватывает полный инновационный цикл: от НИОКР до коммерциализации технологий на уровне предпринимательского сектора. В стране не налажены горизонтальные связи в системе «университет - правительство - бизнес».
Неопределенными остаются пути и методы достижения поставленных задач, в частности вопросы финансирования. На государственном уровне не создана эффективная методика контроля, которая позволяла бы вносить коррективы в основные принципы инновационной политики. Так, показатели, представленные Государственным комитетом статистики Украины в разделе «Наука и инновации», недостаточны для проведения комплексного анализа. В течение длительного времени неутвержденной остается Стратегия инновационного развития Украины на 2016-2020 гг., то есть фактически отсутствует комплексная дорожная карта, по которой должна двигаться республика.
Рассмотрим более подробно роль и место государства в процессе финансирования инновационного развития. В целом в Украине присутствует отрицательная инвестиционная динамика в поддержке науки, техники и нововведений. Согласно данным Государственной службы статистики, объем направленных в этот сегмент средств постепенно увеличивался с 2001 по 2009 г. и достиг 11 994,2 млн грн.,
Зарубежный опыт
после чего сокращался следующие два года, однако в 2012 г. составил 14 333, 9 млн грн. Важно отметить, что при росте финансовых затрат в абсолютном измерении их доля в ВВП по-прежнему составляет менее 1%. В 2014-2015 гг. в связи со сложной политической ситуацией объем инвестиционных ресурсов, вложенных в инновационную деятельность, значительно снизился и на конец 2015 г. составил 12 786,7 млн грн. Наукоемкость валового внутреннего продукта Украины в 2013 г. равнялась 0,75% (из них 0,33% - средства государственного бюджета). Согласно методологии Министерства экономики, минимальное пороговое значение данного индикатора должно быть 1,7-2% ВВП. Становится очевидной тенденция к технологическому отставанию Украины от развитых стран мира, где показатель наукоемкости валового внутреннего продукта составляет от 2 до 4% и более. Для сравнения: в 2014 г., по данным EuroStat, в среднем по Евросоюзу доля расходов на НИОКР была 2,01% ВВП [3], и этот индикатор имеет положительную динамику, поскольку одной из основных стратегических задач ЕС является увеличение финансирования науки до 3% уже к 2020 г.
Несмотря на то что в международных рейтингах республика лидирует по уровню образования, а Европейский Банк Реконструкции и Развития (EBRD) также положительно оценивает потенциал страны по инновационному развитию, стоит обратить внимание на угрожающую нисходящую динамику численности научных сотрудников и организаций, которые выполняют НИОКР (рис. 1) [7].
Согласно данным Государственной службы статистики, количество организаций, выполнявших НИОКР, сократилось с 1344 (1991 г.) до 1143 (2014 г.), в то время как численность ученых уменьшилась более чем на 70% (с 295 010 до 77 853 чел.).
Уровень эффективности инновационной деятельности в республике, который можно оценить с помощью показателей выполненных НИОКР и объема реализованной наукоемкой продукции, также демонстрирует негативную тенденцию. Анализ удельного веса научно-технических работ в ВВП (рис. 2) показывает, что даже при растущих объемах исследований он постоянно снижается (с 1,36% в 1996 г. до 0,8% в 2014 г.). Это дает основания утверждать, что количество реализованных НИОКР не оказывает значительного влияния на увеличение валового внутреннего продукта государства.
Результаты научно-исследовательских работ украинских ученых, которые отражаются в международных наукометрических базах, также свидетельствуют о низкой эффективности. С помощью индикатора SJR, разработанного на основе информации, содержащейся в базе данных Scopus (Elsevier BV), можно проанализировать состояние
140000 1490
120000
120773
а 100000
80000
й 60000
1600
1200
1000
0
2001 1 2002 1 2003 1 2004 1 2005 1 2006 1 2007 1 2008 1 2009 1 2010 1 2011 1 2012 1 2013 1 2014
Количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки Численность научных сотрудников
развития научной системы республики на международном уровне. Имея положительную динамику в количестве научных публикаций, Украина остается далеко позади стран Восточной Европы. Так, в мировом рейтинге она переместилась с 27-го места в 1996 г. на 45-е в 2014 г. Из расчета количества публикаций на 1 тыс. чел. населения, по цитируемо-сти статей и Индексу Хирша (Ь-индекс) республика значительно уступает государствам ЕС [4]. Ни одно украинское высшее учебное заведение не представлено в топ-500 университетов [5].
Страна сталкивается с проблемой несостоятельности в использовании человеческого капитала, поскольку не имеет долгосрочной стратегии развития научного и творческого потенциалов. Все чаще прослеживается тенденция «утечки мозгов» в основном за счет оттока молодых специалистов за границу. Снижение внутреннего спроса на подготовку научно-технических кадров и неудовлетворительный уровень оплаты их труда создают значительные угрозы экономической безопасности государства.
Рис. 1.
Динамика
количества
организаций,
выполнявших
НИОКР,
и количества
научных
работников
в Украине
в 2001-2014 гг.
1,4 1,2 1
0,8 0,6 0,4 0,2 0
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Удельный вес объема выполненных научных и научно-исследовательских работ в ВВП Объем выполненных научных и научно-технических работ
Рис. 2. Динамика объема выполненных научных и научно-технических работ и их удельный вес в ВВП Украины в 2001-2014 гг.
%
20
15
10
0
' 2001 1 2002 1 2003 1 2004 1 2005 1 2006 1 2007 1 2008 1 2009 1 2010 1 2011 1 2012
I Удельный вес реализованной инновационной продукции в объеме промышленной продукции, %
| Удельный вес предприятий, которые занимались инновациями, %
| Удельный вес предприятий, которые внедряли инновации, %
Рис. 3.
Удельный вес украинских предприятий, которые разрабатывали и внедряли инновации в 2001-2014 гг.
Несмотря на высокий уровень человеческого капитала, в Украине слабо налажена взаимосвязь между вузами и бизнесом. Согласно последним исследованиям Всемирного экономического форума, восприятие предпринимательским сектором качества математического и научно-технического образования составляет 4,76 балла из 7. Состоятельность бизнеса привлекать таланты оценивается в 2,28 балла, а его способность их удерживать - в 2,29 балла [6].
По оценкам ГИИ, Украина занимает 75-е место по уровню научно-исследовательского сотрудничества между университетами и бизнес-индустрией. Это отражается и на формировании системы кластеров: 126-е место по состоянию развития данного типа структур среди 146 государств.
Отдельного внимания заслуживают исследования инновационной деятельности предприятий. Удельный вес компаний, которые занимались комплексом научных, технологических, организационных, финансовых и маркетинговых мероприятий, направленных на создание и внедрение нововведений, в 2014 г. составил лишь 16,8%, соответственно невелика доля реализованной высокотехнологичной продукции в общем производственном объеме -3,3% (рис. 3) [7].
Основная часть выпускаемых товаров приходится на третий технологический уклад и составляет результат деятельности легкой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, а также строительных и металлургических предприятий.
Пятый техуклад представлен лишь 3,9% продукции, а шестой почти отсутствует - 0,1% [8]. Инновационная деятельность в республике развивается медленно: только 13,6% производственных компаний внедряют нововведения. В то время как в развитых странах рост ВВП за счет использования новых технологий составляет 60-90%, в Украине этот показатель всего 0,7-1% [9].
В реальном секторе преобладают ресурсоемкие и энергозатратные отрасли промышленности. Украина не использует должным образом имеющийся научно-технологический потенциал. Основными факторами конкурентоспособности национальной экономики остаются дешевая рабочая сила и низкий уровень добавленной стоимости в продукции. Учитывая это, крайне важно реформирование НИС для повышения уровня инновационной составляющей в экономической безопасности государства. Ключевыми аспектами данной трансформации должно стать развитие:
■ форм государственного стимулирования участия бизнеса в капиталовложениях в НИОКР. Инструментами поощрения могут стать льготное налогообложение, гранты, государственно-частное партнерство. Среди частных источников финансирования следует выделить венчурный капитал,
а также средства бизнес-ангелов;
■ инфраструктуры за счет поддержки создания инновационных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, кластеров, способствующих налаживанию горизонтальных и вертикальных связей между субъектами НИС;
■ инновационной культуры (отношение к творчеству, рискам и предпринимательству, готовность к изменениям, открытость к новой информации). Она будет способствовать как генерированию нововведений, так и их применению.
Введение политических мер для поддержки инновационной культуры и инструментов привлечения бизнеса к научно-исследовательским проектам, мотивации сотрудничества между частным и государственным сектором окажет положительное влияние на активизацию инновационной деятельности в Украине, что в свою очередь поможет обеспечить экономическую безопасность государства. СИ
Литература
1. Закон «Об основах национальной безопасности Украины» // http: //zakon4.rada.gov.ua./ laws/show/964-15.
2. Артеменко Л.В. Украина - ЕС: Построение совместной инновационной стратегии. COMPASS +2020 Украины в международных отношениях: цели, инструменты, перспективы. http: // library.fes.de/pdf-files/bueros/Ukraine/07752.pdf.
3. Доля расходов на НИОКР в процентах к ВВП в странах ЕС. http: //ec.europa.eu/uerostat/data/ database.
4. Рейтинг журналов и стран SCImago. http: //www.scimagojr.com/countrysearch.
5. Академический рейтинг университетов мира. http: //www.shanghairanking.com.
6. Всемирный экономический форум. Человеческий капитал 2015. http:/www3.weforum.org/ docs /WEF_Human_Capital_Report_ 2015.pdf.
7. Научная и инновационная деятельность в Украине: Статистический сборник. Киев, 2015.
8. Дубик В.Я. Актив1зац1я участ УкраТни в новому технолопчному укладi як шлях нновацм-ного прориву i нарощення прибутковост / В.Я. Дубик, О.Б. Оадач // 1нновацмна економта. 2015, №2. С. 31-39.
9. Ерохн С. Технолопчы уклади, динамка цившацмних структур та економiчна перспектива УкраТни / С. Ерохн // Економiчний часопис ХХ1. 2006, №1-2. С. 135-141.
[5 See: http://innosfera.by/2016/05/Innovation_system_of_Ukraine
%
5