Научная статья на тему 'Особенности развития национальной инновационной системы Украины'

Особенности развития национальной инновационной системы Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокивская Елена

В статье представлены особенности национальной инновационной системы Украины в контексте обеспечения экономической безопасности государства. Проанализированы угрозы развития ее ключевых составляющих и их структурных связей, предложены меры реформирования НИС для повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the Ukrainian national innovation system development

The article considers the threats to the System key components and their structural connections, and suggests the measures of the NIS reform to raise its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Особенности развития национальной инновационной системы Украины»

Особенности развития национальной инновационной системы Украины

Резюме. В статье представлены особенности национальной инновационной системы Украины в контексте обеспечения экономической безопасности государства. Проанализированы угрозы развития ее ключевых составляющих и их структурных связей, предложены меры реформирования НИС для повышения ее эффективности. Ключевые слова: инновационное развитие, национальная инновационная система, экономическая безопасность.

Елена

Сорокивская,

доцент кафедры менеджмента в производственной сфере

Тернопольского

национального

технического

университета

им. Ивана Пулюя,

кандидат

экономических наук, доцент

Современное состояние Национальной инновационной системы Украины в международном измерении конкурентоспособности свидетельствует о низком уровне реализации модели построения экономики знаний. Согласно Глобальному индексу инноваций (ГИИ), республика занимает лишь 63-е место среди 142 стран мира (между Бахрейном и Иорданией). Из негативных факторов отмечается слабое институциональное обеспечение нововведений. Оно характеризируется угрожающе низким рейтингом (102-е место). Отрицательные тенденции наблюдаются для индикаторов политической, нормативно-правовой и бизнес-среды. Невысокая эффективность государственной инновационной политики, а также механизмов стимулирования деятельности по генерированию нововведений - причины низкой конкурентоспособности украинской продукции и неразвитости внутреннего рынка высокотехнологичных товаров и услуг [1]. Учитывая это, одним из приоритетов работы правительства должно стать формирование действенной НИС.

Проблемы построения и результативного функционирования национальной инновационной системы были исследованы в многочисленных научных трудах. В частности, весомый вклад внесли Х. Ед-кист, Б. Лундвалл, Р. Нельсон, Д. Норт, К. Фримен. Вопросам создания и наращивания конкурентных преимуществ экономики Украины на основе генерирования инноваций посвящены работы таких украинских специалистов, как Ю. Бажал, В. Геец, Я. Жалило, И. Клименко, Д. Покрышка, В. Семиноженко, Л. Федулова. Однако в современной экономической литературе недостаточно внимания уделено анализу подсистем НИС, их структурным связям, а также

мерам инновационной политики в условиях обеспечения экономической безопасности государства.

Нормативно-правовая база Украины насчитывает большое количество документов, которые призваны обеспечивать инновационное развитие [2], но современное состояние НИС не соответствует потенциалу и возможностям республики. Институциональное обеспечение государственной политики не охватывает полный инновационный цикл: от НИОКР до коммерциализации технологий на уровне предпринимательского сектора. В стране не налажены горизонтальные связи в системе «университет - правительство - бизнес».

Неопределенными остаются пути и методы достижения поставленных задач, в частности вопросы финансирования. На государственном уровне не создана эффективная методика контроля, которая позволяла бы вносить коррективы в основные принципы инновационной политики. Так, показатели, представленные Государственным комитетом статистики Украины в разделе «Наука и инновации», недостаточны для проведения комплексного анализа. В течение длительного времени неутвержденной остается Стратегия инновационного развития Украины на 2016-2020 гг., то есть фактически отсутствует комплексная дорожная карта, по которой должна двигаться республика.

Рассмотрим более подробно роль и место государства в процессе финансирования инновационного развития. В целом в Украине присутствует отрицательная инвестиционная динамика в поддержке науки, техники и нововведений. Согласно данным Государственной службы статистики, объем направленных в этот сегмент средств постепенно увеличивался с 2001 по 2009 г. и достиг 11 994,2 млн грн.,

Зарубежный опыт

после чего сокращался следующие два года, однако в 2012 г. составил 14 333, 9 млн грн. Важно отметить, что при росте финансовых затрат в абсолютном измерении их доля в ВВП по-прежнему составляет менее 1%. В 2014-2015 гг. в связи со сложной политической ситуацией объем инвестиционных ресурсов, вложенных в инновационную деятельность, значительно снизился и на конец 2015 г. составил 12 786,7 млн грн. Наукоемкость валового внутреннего продукта Украины в 2013 г. равнялась 0,75% (из них 0,33% - средства государственного бюджета). Согласно методологии Министерства экономики, минимальное пороговое значение данного индикатора должно быть 1,7-2% ВВП. Становится очевидной тенденция к технологическому отставанию Украины от развитых стран мира, где показатель наукоемкости валового внутреннего продукта составляет от 2 до 4% и более. Для сравнения: в 2014 г., по данным EuroStat, в среднем по Евросоюзу доля расходов на НИОКР была 2,01% ВВП [3], и этот индикатор имеет положительную динамику, поскольку одной из основных стратегических задач ЕС является увеличение финансирования науки до 3% уже к 2020 г.

Несмотря на то что в международных рейтингах республика лидирует по уровню образования, а Европейский Банк Реконструкции и Развития (EBRD) также положительно оценивает потенциал страны по инновационному развитию, стоит обратить внимание на угрожающую нисходящую динамику численности научных сотрудников и организаций, которые выполняют НИОКР (рис. 1) [7].

Согласно данным Государственной службы статистики, количество организаций, выполнявших НИОКР, сократилось с 1344 (1991 г.) до 1143 (2014 г.), в то время как численность ученых уменьшилась более чем на 70% (с 295 010 до 77 853 чел.).

Уровень эффективности инновационной деятельности в республике, который можно оценить с помощью показателей выполненных НИОКР и объема реализованной наукоемкой продукции, также демонстрирует негативную тенденцию. Анализ удельного веса научно-технических работ в ВВП (рис. 2) показывает, что даже при растущих объемах исследований он постоянно снижается (с 1,36% в 1996 г. до 0,8% в 2014 г.). Это дает основания утверждать, что количество реализованных НИОКР не оказывает значительного влияния на увеличение валового внутреннего продукта государства.

Результаты научно-исследовательских работ украинских ученых, которые отражаются в международных наукометрических базах, также свидетельствуют о низкой эффективности. С помощью индикатора SJR, разработанного на основе информации, содержащейся в базе данных Scopus (Elsevier BV), можно проанализировать состояние

140000 1490

120000

120773

а 100000

80000

й 60000

1600

1200

1000

0

2001 1 2002 1 2003 1 2004 1 2005 1 2006 1 2007 1 2008 1 2009 1 2010 1 2011 1 2012 1 2013 1 2014

Количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки Численность научных сотрудников

развития научной системы республики на международном уровне. Имея положительную динамику в количестве научных публикаций, Украина остается далеко позади стран Восточной Европы. Так, в мировом рейтинге она переместилась с 27-го места в 1996 г. на 45-е в 2014 г. Из расчета количества публикаций на 1 тыс. чел. населения, по цитируемо-сти статей и Индексу Хирша (Ь-индекс) республика значительно уступает государствам ЕС [4]. Ни одно украинское высшее учебное заведение не представлено в топ-500 университетов [5].

Страна сталкивается с проблемой несостоятельности в использовании человеческого капитала, поскольку не имеет долгосрочной стратегии развития научного и творческого потенциалов. Все чаще прослеживается тенденция «утечки мозгов» в основном за счет оттока молодых специалистов за границу. Снижение внутреннего спроса на подготовку научно-технических кадров и неудовлетворительный уровень оплаты их труда создают значительные угрозы экономической безопасности государства.

Рис. 1.

Динамика

количества

организаций,

выполнявших

НИОКР,

и количества

научных

работников

в Украине

в 2001-2014 гг.

1,4 1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Удельный вес объема выполненных научных и научно-исследовательских работ в ВВП Объем выполненных научных и научно-технических работ

Рис. 2. Динамика объема выполненных научных и научно-технических работ и их удельный вес в ВВП Украины в 2001-2014 гг.

%

20

15

10

0

' 2001 1 2002 1 2003 1 2004 1 2005 1 2006 1 2007 1 2008 1 2009 1 2010 1 2011 1 2012

I Удельный вес реализованной инновационной продукции в объеме промышленной продукции, %

| Удельный вес предприятий, которые занимались инновациями, %

| Удельный вес предприятий, которые внедряли инновации, %

Рис. 3.

Удельный вес украинских предприятий, которые разрабатывали и внедряли инновации в 2001-2014 гг.

Несмотря на высокий уровень человеческого капитала, в Украине слабо налажена взаимосвязь между вузами и бизнесом. Согласно последним исследованиям Всемирного экономического форума, восприятие предпринимательским сектором качества математического и научно-технического образования составляет 4,76 балла из 7. Состоятельность бизнеса привлекать таланты оценивается в 2,28 балла, а его способность их удерживать - в 2,29 балла [6].

По оценкам ГИИ, Украина занимает 75-е место по уровню научно-исследовательского сотрудничества между университетами и бизнес-индустрией. Это отражается и на формировании системы кластеров: 126-е место по состоянию развития данного типа структур среди 146 государств.

Отдельного внимания заслуживают исследования инновационной деятельности предприятий. Удельный вес компаний, которые занимались комплексом научных, технологических, организационных, финансовых и маркетинговых мероприятий, направленных на создание и внедрение нововведений, в 2014 г. составил лишь 16,8%, соответственно невелика доля реализованной высокотехнологичной продукции в общем производственном объеме -3,3% (рис. 3) [7].

Основная часть выпускаемых товаров приходится на третий технологический уклад и составляет результат деятельности легкой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, а также строительных и металлургических предприятий.

Пятый техуклад представлен лишь 3,9% продукции, а шестой почти отсутствует - 0,1% [8]. Инновационная деятельность в республике развивается медленно: только 13,6% производственных компаний внедряют нововведения. В то время как в развитых странах рост ВВП за счет использования новых технологий составляет 60-90%, в Украине этот показатель всего 0,7-1% [9].

В реальном секторе преобладают ресурсоемкие и энергозатратные отрасли промышленности. Украина не использует должным образом имеющийся научно-технологический потенциал. Основными факторами конкурентоспособности национальной экономики остаются дешевая рабочая сила и низкий уровень добавленной стоимости в продукции. Учитывая это, крайне важно реформирование НИС для повышения уровня инновационной составляющей в экономической безопасности государства. Ключевыми аспектами данной трансформации должно стать развитие:

■ форм государственного стимулирования участия бизнеса в капиталовложениях в НИОКР. Инструментами поощрения могут стать льготное налогообложение, гранты, государственно-частное партнерство. Среди частных источников финансирования следует выделить венчурный капитал,

а также средства бизнес-ангелов;

■ инфраструктуры за счет поддержки создания инновационных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, кластеров, способствующих налаживанию горизонтальных и вертикальных связей между субъектами НИС;

■ инновационной культуры (отношение к творчеству, рискам и предпринимательству, готовность к изменениям, открытость к новой информации). Она будет способствовать как генерированию нововведений, так и их применению.

Введение политических мер для поддержки инновационной культуры и инструментов привлечения бизнеса к научно-исследовательским проектам, мотивации сотрудничества между частным и государственным сектором окажет положительное влияние на активизацию инновационной деятельности в Украине, что в свою очередь поможет обеспечить экономическую безопасность государства. СИ

Литература

1. Закон «Об основах национальной безопасности Украины» // http: //zakon4.rada.gov.ua./ laws/show/964-15.

2. Артеменко Л.В. Украина - ЕС: Построение совместной инновационной стратегии. COMPASS +2020 Украины в международных отношениях: цели, инструменты, перспективы. http: // library.fes.de/pdf-files/bueros/Ukraine/07752.pdf.

3. Доля расходов на НИОКР в процентах к ВВП в странах ЕС. http: //ec.europa.eu/uerostat/data/ database.

4. Рейтинг журналов и стран SCImago. http: //www.scimagojr.com/countrysearch.

5. Академический рейтинг университетов мира. http: //www.shanghairanking.com.

6. Всемирный экономический форум. Человеческий капитал 2015. http:/www3.weforum.org/ docs /WEF_Human_Capital_Report_ 2015.pdf.

7. Научная и инновационная деятельность в Украине: Статистический сборник. Киев, 2015.

8. Дубик В.Я. Актив1зац1я участ УкраТни в новому технолопчному укладi як шлях нновацм-ного прориву i нарощення прибутковост / В.Я. Дубик, О.Б. Оадач // 1нновацмна економта. 2015, №2. С. 31-39.

9. Ерохн С. Технолопчы уклади, динамка цившацмних структур та економiчна перспектива УкраТни / С. Ерохн // Економiчний часопис ХХ1. 2006, №1-2. С. 135-141.

[5 See: http://innosfera.by/2016/05/Innovation_system_of_Ukraine

%

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.