Научная статья на тему 'Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста'

Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7046
859
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ / ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова О. В.

В статье рассматриваются особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста. Особое внимание автор обращает на формирование логического мышления. Выявлена и обоснована необходимость формирования понятий в начальной школе. Раскрывается поэтапное формирование понятий с помощью логических приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста»

94 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

32. Омарова М.О., Асхабалиева Д.Д., Омаров О.М. Системный подход к проектированию и управлению процессом обучения в высшей школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2015. - № 44. - С. 265-271.

33. Омарова М.О., Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Совершенствование учебного процесса в высшей школе на основе технологического подхода к его проектированию и управлению // European Social Science Journal. - 2015. -№ 6. - С. 277-283.

34. Старкова Л.Г., Тимошко Е.А., Лепнева О.А. Опыт саморазвития педагога как результат дополнительного профессионального образования // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № 22. - С. 217-224.

35. Токтарова В.И. Педагогическое проектирование высокотехнологичной информационно-образовательной среды ВУЗа // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 70-74.

36. Фещенко Т.С. Проектировочные умения учителя. Проектирование урока // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 26. - С. 268-274.

37. Чупанова Н.В., Омаров О.М. Компьютерные технологии общей физической подготовки студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2012. -№ 2. - С. 105-110.

38. Чусовская С.Н. Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № 22. - С. 62-66.

39. Шилова Л.А. Особенности проектирования учебно-методического комплекса профильной подготовки бакалавров технологического образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. -№ 25. - С. 180-184.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Степанова О.В.*

МБУ «Лицей № 57», г. Тольятти

В статье рассматриваются особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста. Особое внимание автор обращает на формирование логического мышления. Выявлена и обоснована необ-

Учитель начальных классов.

Педагогические науки

95

ходимость формирования понятий в начальной школе. Раскрывается поэтапное формирование понятий с помощью логических приемов.

Ключевые слова логическое мышление, формирование понятий, логические приемы.

Развитие человеческого общества немыслимо без передачи новому поколению опыта и знаний всех предшествующих поколений, синтезированных в различных научных дисциплинах. Такая преемственность поколений оказывается возможной благодаря уникальной способности человеческого мозга познавать объективный мир.

Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание проявляется в виде ощущений, восприятий и представлений. Используя данные ощущений, восприятий, представлений, человек с помощью и в процессе мышления выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и поэтому непосредственны вообще и не наблюдаемы. Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять - это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. По мнению Е.Г. Ревиной, мышление - высшая ступень познания человеком действительности [4].

Таким образом, благодаря мышлению человек оказывается способным уже не материально, не практически, а мысленно преобразовывать объекты и явления природы. Способность человека к мыслительному действию необычайно расширяет его практические возможности. Отсюда очевидным становиться положение о том, что одной из основных задач современного школьного образования является развитие мышления учащихся.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием ин-теллектуализируются и приобретают произвольный характер.

В современной психологии - мышление понимается как «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности; высшая форма творческой активности» [5].

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения,

96 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

В работах В.В. Левитеса мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения [1].

В соответствии с типом задач, которые решаются в процессе мыслительной деятельности, выделяют три основных вида мышления:

- Наглядно-действенное мышление - это процесс решения задач, в котором преобладают реальные, практические действия с материальными объектами.

- Наглядно-образное мышление - это решение задач, в котором на первый план выступают действия с образами.

- Словесно-логическое мышление (понятийное, абстрактное, логическое) - это решение задач, которое сначала и до конца осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Тихомиров О.К. в своей «Психологии мышления» определяет логическое мышление как «рассуждающее, теоретическое мышление», «характеризующееся использованием понятий, логических конструкций, существующих функционирующих на базе языка, языковых средств». Его же он называет аналитическим мышлением, которое развернуто во времени, име-

Педагогические науки

97

ет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека [5].

Исследования детского мышления и его развития, в частности перехода от практического к логическому, были начаты Л.С. Выготским. Им же были намечены основные пути и условия этого перехода. Проблеме развития логического мышления учащихся уделяли внимание такие психологи и педагоги как Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров, П.П. Блонский, Я.А. Коменский, Дж. Дьюи, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, О.К. Тихомиров, А.А. Люблинкая, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Н. Михайлов, Л.Ю. Огер-чук и др.

Особое место в исследованиях, посвященных развитию логического мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий. Что представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления, а также и высший уровень функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Признаки бывают существенные и несущественные. В понятии отражается совокупность существенных признаков, т.е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс. Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группы слов). Например, «книга», «лес», «гоночная спортивная машина».

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков предметов и в отвлечении от несущественных, второстепенных.

Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

Перечисленные выше логические приемы используются при формировании новых понятий как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения.

В статье М.Р. Львова четко выделяются три последовательных этапа в формировании грамматических понятий в начальных классах, которые раскрываются на примере формирования понятий: «имя существительное» и

98 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

«суффикс»: «Первый подготовительный этап предполагает накопление эмпирического материала - наблюдение изучаемого явления, выделение и название важнейших признаков и свойств этого явления, первичное обобщение накопленного эмпирического материала, выделение главных, наиболее существенных признаков и свойств. Второй этап предполагает научное оформление понятия: введение термина, вывод определения понятия (или сообщение его учащимся в готовом виде), составление схемы, моделей и т.п. Вывод определения обыкновенно состоит в подведении формируемого понятия под ближайший род (родовое понятие) и в выделении нескольких важнейших признаков. Третий этап - это дальнейшее углубление понятия, узнавание и выделение новых признаков, свойств изучаемого явления, которые лежат в основе формируемого понятия ... в школьном курсе количество новых свойств изучаемого явления всегда ограничено, конечно» [2].

Нам представляется, что вывод, сделанный М.Р. Львовым: «При всех различиях и самих понятий, и условий их формирования описанные три этапа могут быть обнаружены в каждом отдельном случае», - можно распространить на формирование не только языковых понятий, но и понятий, относящихся ко всем прочим научным дисциплинам.

В целом перед учителями стоят такие задачи: добиваться от учащихся глубокого усвоения основных понятий курса, выработки цельной системы раскрытия важнейших понятий школьных предметов, поэтапного расширения их объема и усложнения их структуры. Таков путь усвоения основных, опорных понятий, изучаемых в школьных курсах.

Без четкого усвоения основных понятий и их взаимосвязей в рамках учебной дисциплины учащиеся не смогут глубоко и прочно овладеть основами наук.

Таким образом, мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Известно, что новообразованием младшего школьного возраста выступает логическое мышление. Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления, которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления. Логические приемы выступают как познавательные средства, необходимые для успешного усвоения любых учебных предметов. Умение мыслить последовательно, рассуждать доказательно, строить гипотезы, опровергать неправильные выводы не приходит само по себе. Это умение развивает наука логика.

Логика дает возможность человеку не только правильно мыслить, но и убедительно говорить, разумно поступать и рационально действовать. Но, прежде всего, она помогает четко устанавливать истину, отделять ее от за-

Педагогические науки

99

блуждения, ориентироваться в мире накопленных знаний, получать путем их «обработки» новые знания без непосредственного обращения к опыту.

В связи с этим можно сделать следующие выводы:

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, на основе которой дети научатся строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Необходимо помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность и творческий потенциал.

Список литературы:

1. Левитес В.В. О способах и средствах развития логического мышления младшего школьника [Текст] / В.В. Левитес // Перспективы развития начального образования России: Материалы межвузовской научно-практической конференции 23-24 марта 2004 г. - Мурманск: МГПУ 2004. - С. 54-58.

2. Львов М.Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников // Начальная школа. - 1981. - № 11. - С. 23-27.

3. Люблинская А.А. О построении метода изучения умственного развития детей // В кн.: Вопросы мышления детей / Отв. ред. А.А. Люблинская. -Л., 1962. - С. 3-15.

4. Ревина Е.Г. Особенности формирования логического мышления учащихся в начальной школе/ Е.Г. Ревина, А.З. Гусейнов // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - Вып. 3, № 6. - Саратов, 2006. - С. 104-106.

5. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 272 с.

К ВОПРОСУ О СИНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ (НА ПРИМЕРЕ ХАРЬКОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ», УКРАИНА)

© Тарасова Е.В.*

Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия», Украина, г. Харьков

В статье анализируется функционирование конкретного ВУЗа (Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская акаде-

Доцент Общеакадемической кафедры английского языка, доктор филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.