Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТСКИЙ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуань Юйтин

В статье рассмотрены особенности развития музыкальной культуры личности в детском и подростковом возрасте и ее влияние на экономику и благосостояние домохозяйств. Автор указывает, что необходимость культурное развития детей и подростков в процессе обучения музыке не вызывает сомнений, поскольку формирование личности будущего активного участника социума невозможно без четко сформированных культурных реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL IN CHILDHOOD AND ADOLESCENCE

The article discusses the peculiarities of the development of musical culture of the individual in childhood and adolescence. The author points out that the need for cultural development of children and adolescents in the process of learning music is beyond doubt, since the formation of the personality of the future active participant of society is impossible without clearly formed cultural realities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ»

Столыпинский вестник №7/2022

Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 005

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

ДОМОХОЗЯЙСТВ

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL IN CHILDHOOD AND ADOLESCENCE Гуань Юйтин, аспирант, кафедра музыкального воспитания и образования, Институт музыки, театра и хореографии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», e-mail: 609384183@qq.com

Guan Yuting, Postgraduate student, Department of Musical Education and Education, Institute of Music, Theater and Choreography, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, e-mail: 609384183@qq.com

Аннотация:В статье рассмотрены особенности развития музыкальной культуры личности в детском и подростковом возрасте и ее влияние на экономику и благосостояние домохозяйств. Автор указывает, что необходимость культурное развития детей и подростков в процессе обучения музыке не вызывает сомнений, поскольку формирование личности

3855

будущего активного участника социума невозможно без четко сформированных культурных реалий.

Annotation:The article discusses the peculiarities of the development of musical culture of the individual in childhood and adolescence. The author points out that the need for cultural development of children and adolescents in the process of learning music is beyond doubt, since the formation of the personality of the future active participant of society is impossible without clearly formed cultural realities. Ключевые слова: развитие личности, музыкальная культура, детский и подростковый возраст.

Keywords: personality development, musical culture, childhood and adolescence.

На всех ступенях общего музыкального образования конечной целью является развитие и формирование музыкальной культуры человека, которая связывает общую культуру, музыкальные знания и интересы, а также социально-психологическое измерение личности с ценностями в музыке. Человек может развивать личную музыкальную культуру несколькими способами: через внутреннюю мотивацию, под влиянием многочисленных факторов (семья, общество, средства массовой информации, культурный контекст и т. д.) и через формальные, неформальное и информальное музыкальное образование. Наблюдая за формальным музыкальным образованием, важное место, безусловно, занимает эстетическое воспитание, которое поощряет учащиеся должны иметь интерес и потребность в музыке, и которая устанавливает критерии для оценки качественных музыкальных достижений вне зависимости от стиля, к которому они принадлежат[3].

Эстетическое воспитание включает в себя рациональную, эмоциональную, волевую и творческую сферы, развивает интеллектуальное функционирование и способность наблюдать, запоминать, воспроизводить и критически мыслить, на основе чего формируются личностные критерии

3856

красоты и качества произведений искусства. По сравнению с художественным образованием, ориентированным на профессиональное развитие будущей компетентности художника, эстетическое образование имеет как общеобразовательный, так и культурный характер, который делает его доступным для всех [2].

Для достижения эстетических ощущений при прослушивании музыки необходимо развивать у детей и подростков наилучшее восприятие музыки посредством аналитического и критического подходов. Таким образом, учащиеся могут лучше понять песни, которые они слушают, формируют личные музыкальные предпочтения и развивают устойчивую потребность в музыкальных переживаниях в повседневной жизни. Они также смогут установить критерии оценки музыки, которые формируют их личность как слушателей музыки и развивают музыкальный вкус как часть их личной музыки и культуры в целом.

Развитие критического мышления все чаще ставится в качестве одной из целей в области современного образования благодаря значительному вкладу перехода от традиционного образования к так называемому опережающему образованию. Вместо сбора и накопления большого количества информации, основная цель образования заключена в формировании идентичности личности. Индивидуальная идентичность представляет собой уникальное чувство личности, которым обладает каждый человек. Понятие социальной идентичности подразумевает коллективную чувство принадлежности к группе. Культурная идентичность относится к чувству принадлежности к определенной этнической, культурной или субкультурной группе.

Хотя учащиеся всех возрастов могут мыслить критически, потому что они уже имеют богатый жизненный опыт и обширные предварительные знания для формирования в дальнейшем более сложного мышление, критическое мышление в преподавании, к сожалению, все еще присутствует как в теории, так и на практике. Аналогичным образом, поскольку

3857

способность учащихся понимать и обрабатывать информацию не успевает за огромными ресурсами, доступным для них, необходимо обучать детей через как можно более изобретательные темы, основанные на размышлении и обсуждении с взгляд на критический подход, чтобы сместить педагогический фокус с содержания на познание [1].

В музыкальном образовании и в области прослушивания музыки процессы сравнения, оценки, размышления, суждения и классификации указывают на необходимость развивать критическое мышление учащихся, потому что изучение музыкальных произведений часто включает элементы общего и предметного мышления. Эффективная педагогика прослушивания музыки должна развивать у детей и подростков опыт в прослушивании музыки, включая чувства и мысли, выраженные через музыкальную среду.

Развитие мультимедийных и цифровых технологий изменили характер музыкального восприятия слушателей, соответственно, слушатели современной музыки имеют неограниченный доступ к значительному массиву информации и большой выбор музыки, которую чаще всего выбирают в соответствии со своими предпочтениями или пассивно потребляют его.

Специалисты отмечают, что музыкальный опыт становится все более индивидуализированными, что находит отражение в личном выборе композиции среди множества музыкальных стилей и жанров, а также в личных музыкальных решениях и суждениях о слушаемом произведении. Однако современные дети и подростки не всегда отдают предпочтение крупным и известным музыкальным произведениям. Причина этого в том, что они не связывают художественную музыку со своей личностью, чувствами и настроениями, которые, как было доказано, являются наиболее влиятельными факторами в выборе музыкального материала для прослушивания. Часто дети и подростки ищут музыку, похожую на ту, которую они слушают вне школы, они не видят связи между «реальным миром» музыки и «школьной» музыкой и поэтому стараются исключить себя из таковой [3].

3858

Другая проблема связана с адекватными стратегиями прослушивания в преподавании музыки и необходимостью разработки концепции формирования музыкальной личности в период детства. Здесь возникает вопрос, осуществляется ли критическое мышление в преподавании музыки, особенно в том, что сосредоточено на области популярных музыки и формирование установок при восприятии музыки, имеющей невысокую эстетическую ценность.

Необходимо отметить, что очень важно сегодня популяризировать музыкальное искусство, которое «пытается» объединить области теоретического и музыковедческого содержания (музыкальная грамота, история музыки, анализ музыкально-выразительных компонентов, музыкальные формы и типы), прослушивание, изучение и анализ музыки с развитием музыкальных способностей (исполнение музыки, пение на слух, импровизация, ритмика), творчество и интерес учащихся (движение под музыку, танцы, игра, творчество, музыкальные игры, работа с компьютером и др.). Безусловно, музыкальное преподавание должно осуществляться посредством дискуссий и профессионального аргументированного руководства педагогов, чтобы дать возможность учащимся самостоятельно сформировать объективное мнение о музыке, навязываемой им в обществе и СМИ, и направлять их на самостоятельное открытие для себя ценной музыки, независимо от жанра.

Особенно важным для формирования культурной идентичности детей и подростков выступает прослушивание музыки. Если рассматривать область музыкального прослушивания через всю образовательную вертикаль, очевидно, что эта деятельность является непременным элементом музыкального образования для детей и молодежи. В дошкольном образовании прослушивание музыки присутствует как регулярная деятельность, которая укрепляет развитие культурной осведомленности и самовыражения, необходимых для обучения на протяжении всей жизни. Прослушивание

3859

музыки сопровождается различными занятиями в детском саду каждый день, в зависимости от возрастной группы детей. Следовательно, музыка слушается с определенной темой или проектом, например, танцы и пение занятия с различными музыкальными играми (суперталант, караоке и др.) [2].

В начальных классах прослушивание музыки стало более интенсивно практиковаться в 1950-е годы с развитием музыкальных проигрывателей (патефоны, кассетные плееры, проигрыватели компакт-дисков), а после слушать и изучать музыку стало обязательным и основным направлением так называемой открытой модели обучения музыке.

Если обучение музыке ведется в специализированных школах, то учащийся должен теоретически и на слух знать/уметь распознавать музыкально-выразительные компоненты (метр/возраст, темп/пульс, динамика, высота, цвет/исполнители, атмосфера, ритм, мелодия, тональный строй, типы ладов, гармония, музыкальный слог, музыкальная форма), все группы инструментов и все инструменты, певческие голоса, камерные ансамбли (дуэт, трио, квартет, квинтет) и пр. Кроме того, во время прослушивания они должны следовать с пониманием бинарных, троичных и сложных троичных форм, рондо, темы с вариациями, сонатной формой, распознавать музыкальные особенности сюиты, сонаты и пр.

Кроме того, учащийся должен уметь различать признаки периодов музыки (средневековье, ренессанс, барокко, классицизм, романтизм и т.д.) и некоторые другие музыкальные стили, направления и жанры, известные биографии композиторов.

В старших классах наибольший упор делается на классическую музыку, которая следует за ходом развития музыки через историю рядом с традиционной популярной, джазовой или эстрадной музыкой.

Специалисты указывают, что дети подвергаются воздействию музыки высокой эстетической ценности на протяжении всего обучения, их общее музыкальное образование выступает как достаточно значимое, а результаты

3860

преподавания музыки могут быть большим стимулом для оценки искусства в повседневной жизни и иметь потребность слушать музыку, имеющую высокую эстетическую ценность вне зависимости от жанра.

Исследователи указывают, что «прослушивание музыки всегда происходит в социальном контексте, совместно с другими людьми или без них и одновременно с другими видами деятельности, имеющей собственный смысл и источники эмоций...», что указывает на сложность этой области из-за большого количества различных факторов, влияющих на эстетическое восприятие и музыкальные предпочтения слушателя. Сущестауют так называемые модели взаимного реагирования, где обсуждаются факторы, влияющие на музыкальный вкус слушателя, которые взаимодействуют друг с другом: слушатель (индивидуальные различия, музыкальные знания и опыт, музыкальная идентичность, воспитание, отношение и т. д.), ситуации и контекст, в которых слушатель находит себя (социальный и культурный контекст, повседневные ситуации, присутствие и отсутствие других людей, различные действия во время прослушивания и т. д.), а также отдельные характеристики музыки (музыкально-выразительные компоненты, различные стили и жанры, знание и сложность музыки). В то же время многие авторы отмечают, что является решающим фактором в восприятии музыки и формирование типологии слушателя. Они начинают с основ коммуникативного процесса, который делит методы слушания на информативное слушание (понимание сообщений основано на словарном запасе, концентрации и памяти), критическое слушание (на основе аргументации) и различающее слушание (обнаруживает различия между звуками, чувствительность к паузам и др.)[3]. Когда дело доходит до прослушивания музыки, акцент делается на изучении, наблюдении и изучении музыкально-выразительного компонента произведения: мелодия, ритм, гармония, динамика, агогика, музыкальность форма, связь слов и музыки и т.

3861

д., поэтому необходимо, чтобы в целом ряд музыкальных действий до, во время и после прослушивания композиция, определялся по следующей схеме:

- подготовка к прослушиванию (предварительная работа, создание настроения);

- опыт музыкального творчества (прослушивание музыки, эстетическое наслаждение);

- понимание (наблюдение за выразительными элементами, умственное понимание содержания);

- выражение мнений и рассуждений;

- беседа и обучение.

При таком подходе понимание художественного произведения безусловно становится понятнее учащимся.

Таким образом, необходимо сказать, что необходимость культурное развития детей и подростков в процессе обучения музыке не вызывает сомнений, поскольку формирование личности будущего активного участника социума невозможно без четко сформированных культурных реалий.

Литература

1. Букреев В.А. Тенденции развития музыкальной культуры в XX веке // Вестник культурологии. 2020. №3 (94).

2. Боймуродова М.Н. Проблемы музыкального образования в образовательных учреждениях и развитие музыкальной культуры у молодежи // Вестник науки. 2022. №5 (50).

3. Laiho S. (2004). Psychological functions of music in adolescence. Nordic J. The Music Is Different. 13 47-63.

4. Balthazar M., Saarikallio S. (2016). Towards a better understanding and comprehension of affect self-regulation through music: a critical, comprehensive literature review. Psychol. Music 44 1500-1521.

3862

References

1. Bukreev V.A. Trends in the development of musical culture in the XX century // Bulletin of Cultural Studies. 2020. №3 (94).

2. Boymurodova M.N. Problems of music education in educational institutions and the development of musical culture among young people // Bulletin of Science. 2022. №5 (50).

3. Laiho S. (2004). Psychological functions of music in adolescence. Nordic J. The Music Is Completely Different. 13 47-63.

4. Balthazar M., Saarikallio S. (2016). Towards a better understanding of affect self-regulation through music: a critical, comprehensive literature review. Psychol. Music 44 1500-1521.

© Гуань Юйтин, 2022, Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.

Для цитирования: Гуань Юйтин, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 7/2022.

3863

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.