Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
240
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ / КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуань Юйтин

В статье проводится исследование особенностей эмоционального восприятия музыкальных жанров в современных экономических условиях. По мнению автора, эмоциональное восприятие в значительной степени регулирует процесс отбора тех или иных музыкальных жанров, при этом, в качестве регулятора выступают не только культурные реалии человека, но и его социальное окружение, а также экономические предпочтения, сформированные с учетом личностного опыта, полученного в процессе обучения и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL GENRES AND FEATURES OF THEIR EMOTIONAL PERCEPTION

The article investigates the peculiarities of emotional perception of musical genres. According to the author, emotional perception largely regulates the selection process of certain musical genres, while not only the cultural realities of a person, but also his social environment, as well as preferences formed taking into account personal experience gained in the process of learning and development, act as a regulator.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

Столыпинский вестник №7/2022

Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 005

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

MUSICAL GENRES AND FEATURES OF THEIR EMOTIONAL

PERCEPTION

Гуань Юйтин, аспирант, кафедра музыкального воспитания и образования, Институт музыки, театра и хореографии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», e-mail: 609384183@qq.com

Guan Yuting, Postgraduate student, Department of Musical Education and Education, Institute of Music, Theater and Choreography, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, e-mail: 609384183@qq.com

Аннотация: В статье проводится исследование особенностей эмоционального восприятия музыкальных жанров в современных экономических условиях. По мнению автора, эмоциональное восприятие в значительной степени регулирует процесс отбора тех или иных музыкальных жанров, при этом, в качестве регулятора выступают не только культурные реалии человека, но и его социальное окружение, а также экономические предпочтения,

3864

сформированные с учетом личностного опыта, полученного в процессе обучения и развития.

Abstract: The article investigates the peculiarities of emotional perception of musical genres. According to the author, emotional perception largely regulates the selection process of certain musical genres, while not only the cultural realities of a person, but also his social environment, as well as preferences formed taking into account personal experience gained in the process of learning and development, act as a regulator.

Ключевые слова: музыкальные жанры, классическая музыка, культурная идентичность.

Keywords: musical genres, classical music, cultural identity.

Музыка является мощным стимулом, способным передавать и вызывать эмоциональные реакции, которые можно измерить на центральном и периферическом уровнях.Исследования показали, что прослушивание музыки активирует области мозга, связанные с эмоциями и вознаграждением, такие как миндалевидное тело, полосатое тело, орбитофронтальная кора, передняя поясная кора и островок, а также другие области, которые обычно вовлечены. в обработке информации, такой как слуховая кора[1].

На уровне периферической физиологии музыкальные фрагменты модулируют вегетативные корреляты, такие как электродермальная активность (EDA) или частота сердечных сокращений (HR), а также лицевые электромиографические (ЭМГ) измерения, такие как активность скул или морщин. В целом эти результаты показывают, что музыка является мощным аффективным стимулом, который можно использовать в качестве полезного инструмента для исследования обработки эмоций в лабораторных условиях. Однако предыдущие исследования также показали, что на пробуждение эмоций с помощью музыки могут влиять индивидуальные различия, основанные на чувствительности к музыкальному вознаграждению,

3865

музыкальных предпочтениях или знакомство с музыкой, что предполагает целесообразность учета этих факторов в дальнейших экспериментальных исследованиях [4].

Музыкальное предпочтение относится к симпатии человека к определенному музыкальному произведению или музыкальному жанру. Предыдущие исследования предполагали влияние музыкальных предпочтений на субъективные оценки, а также мозговые и периферические корреляты эмоций. Исследования показывают, что предпочтительная музыка оценивается как более энергичная, менее напряженная и вызывает более высокий уровень расслабления, а также более низкий уровень беспокойства по сравнению с менее предпочтительной музыкой. Прослушивание предпочитаемой музыки также было связано с активацией сети режима по умолчанию и гиппокампа, областей, участвующих в самореференциальном мышлении, эмпатии, самосознании и памяти. Точно так же прослушивание предпочтительной музыки (выбранной участниками) было связано с увеличением дофаминергической активности в мезолимбической системе, включая дорсальный и вентральный стриатум.

Знакомство с музыкой также считается важным фактором в модуляции эмоциональных реакций на музыку. Знакомая музыка активирует разные области мозга по сравнению с незнакомой музыкой; прослушивание знакомой музыки было связано с активацией системы вознаграждения, верхних лобных извилин , вентрального латерального ядра левого таламуса и левой медиальной поверхности верхней лобной извилины, области, обычно связанные с эмоциями, памятью и движением. Напротив, незнакомая музыка активировала области мозга, связанные с распознаванием музыки или обнаружением новизны, такие как островковая кора , передняя поясная кора или поясная извилина. Кроме того, знакомство влияет на субъективные и вегетативные реакции на музыку. Например, знакомая музыка получила более высокие оценки предпочтения (или симпатии) и удовольствия [2].

3866

Личностное восприятие музыки влияет на особенности восприятия людьми музыкальных жанров. Исследования популярной музыки с 1980-х годов использовали теоретизирование жанра для понимания отношений между социальным и эстетическим путем изучения циркуляции общих «ориентаций, ожиданий и условностей» между продюсерами, аудиторией, индустрией и текстами. Этот подход объединяет анализ условий производства объектов культуры, эстетических свойств самих объектов и их восприятия.

Жанровые суждения фанатов или публики, музыкантов и отраслевых посредников являются частью «материализации идентичностей» посредством музыки. Специалисты обсуждают эту идею как «жанровую идентичность»: ассоциация идентичности с определенным музыкальным жанром, которая также определяет, какой вы человек или к какому воображаемому сообществу вы хотели бы принадлежать. Жанры - а через жанры и идентичности -конструируются относительно, в рамках нестабильной системы музыкальных означающих. Однако такое внимание к идентичности или формированию субъекта с помощью музыки гораздо больше присутствовало в исследованиях популярных жанров, чем в классической музыке как современной практике.

Кроме того, литература о популярной музыке и жанрах раскрывает роль музыкальной индустрии и музыкальных институтов в установлении и укреплении жанровых границ и условностей. Этот аспект теории жанров был распространен на поджанр классической музыки - авангардную музыку [3].

Несмотря на недостаточное внимание к классической музыке как к жанру, в существующей литературе можно выделить различные жанровые условности классической музыки. В музыкальном образовании специалисты, опираясь на исследования учителей музыки, определяют идеологические ценности, которые приписываются классической музыке: универсальность, независимость от социальных проблем, сложность и оригинальность; эти значения используются для оценки других жанров музыки как менее ценных. Исследователи определяют социальные и эстетические условности

3867

классической музыки, включая педагогику долгосрочных инвестиций и «правильного понимания», эмоциональную глубину, отказ от усиления и формальные способы социальной организации создания музыки. Однако относительное невнимание к институтам классической музыки и условностям социальных жанров симптоматично для самоконструирования классической музыки как «автономной» от социального.

Действительно, отрицание классической музыки как жанровой категории является еще одним аспектом этого отрицания социального и, возможно, одной из его жанровых условностей.

В классической музыке музыковедческий анализ, как правило, сосредотачивается на категориях музыкальных жанров, таких как симфония, концерт, соната, с изучением формальных и стилистических условностей выдвижение на первый план музыкального текста или сосредоточение внимания на историческом становлении классической музыки как жанра. Другой подход к пониманию жанра в практике классической музыки заключается в исследованиях индустрии или «сцены», таких как работа Гилмора над концертной постановкой в Нью-Йорке в 1980-х годах, в которой классическая музыкальная сцена делится на три области: репертуарная концертная музыка, академическая композиция и авангард. Такое внимание к классической музыке и ее поджанрам, выдвигая на первый план социальную практику классической музыки, а не музыкальный текст, может помочь сделать классическую музыку видимой как жанр и тем самым пролить свет на то, как создается ее ценность [2].

Этот подход контрастирует с терминологией музыкальных исследований, которая до недавнего времени определяла классическую музыку как «западную художественную музыку». Однако вместо того, чтобы предлагать априорное определение «классической музыки», мы вместо этого используем эмпирические данные для изучения того, как понимание жанра, включая его различные уровни или поджанры, возникает в рамках

3868

дискурса. Это следует за аргументом о том, что способ определения «классической музыки» важен, потому что границы, проведенные вокруг него, работают на сохранение ценности в этом пространстве. Поэтому необходимо рассматривать музыкальную категоризацию через социальную, а не музыковедческую призму, чтобы исследовать создание ценностных иерархий между жанрами и внутри них [1].

Различные значения, придаваемые музыкальным жанрам, и способы, которыми жанры с разной ценностью связаны с определенной идентичностью, также вышли на первый план в описании классической музыки как «серьезной», а других музыкальных жанров, таких как поп, как более веселых.

Ассоциации между определенными музыкальными жанрами, ценностными суждениями и идентичностями часто выходят на первый план, указывая на то, что жанры, отличные от «серьезных, классических вещей», обесцениваются, и поднимая вопрос о том, связаны ли эти жанры с большим уровнем идентичности. Те или иные жанровые иерархии и оценочные суждения представляют собой проблему для музыкантов, играющих в разных жанрах, а также имеют социальные и политические последствия.

Специалисты указывают, что образовательные учреждения, производят различия и иерархии между жанрами, и связано это в первую очередь, со специализацией преподавательского состава. Данная ситуация не критична, однако необходимо представить обучающимся целостную картину музыкального мира и дать им право сформировать свою собственную музыкальную ориентацию.

Большинство людей слушают музыку из-за ее способности передавать и вызывать эмоции. Фактически, предыдущие исследования

продемонстрировали сильное влияние прослушивания музыки как на субъективные, так и на объективные корреляты эмоций. В результате важно понимать основные механизмы, связанные с вызыванием эмоций с помощью

3869

музыки и как некоторые индивидуальные различия могут повлиять на такую обработку [4].

Таким образом, можно заключить, что музыкальные предпочтения выступают основным фактором, влияющим как на субъективные оценки, так и на периферические физиологические корреляты эмоций, вызванных музыкой, в частности, на меры гедонистической валентности.

Литература

1. Будякова Т.П. Психологическое восприятие музыки и воспитание толерантности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №1 (49).

2. Рыбак А.А. Философские и психологические аспекты изучения восприятия и запоминания музыки // Advanced Engineering Research. 2012. №4 (65).

3. P.N. Juslin, D. Västfjäll Emotional responses to music: The need to consider underlying mechanisms The Behavioral and Brain Sciences, 31 (5) (2008), pp. 559-575

4. O. Ladining, E.G. Schellenberg Liking unfamiliar music: Effects of felt emotion and individual differences Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 6 (2) (2012), pp. 146-154

References

1. Budyakova T.P. Psychological perception of music and education of tolerance // Bulletin of the Shadrinsky State Pedagogical University. 2021. №1 (49).

2. Rybak A.A.A // Advanced engineering research. 2012. №4 (65).

3. P.N. Yuslin, D. Vestfjell Emotional reactions to music: the need to consider the underlying mechanisms of the Science of Behavior and the brain, 31 (5) (2008), pp. 559-575

4. O. Ladining, E.G. Schellenberg Sympathy for unfamiliar music: influence Sensed Emotions and Individual Differences Psychology of Aesthetics, Creativity and Art, 6(2) (2012), pp. 146-154

© Гуань Юйтин, 2022, Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.

Для цитирования: Гуань Юйтин, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 7/2022

3870

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.