Научная статья на тему 'Особенности развития личности с зависимым поведением в период взрослости'

Особенности развития личности с зависимым поведением в период взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
518
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / АКЦЕНТУАЦИИ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА / ADDICTIVE BEHAVIOR / PERSONALITY TRAITS OF ADULTS / PSYCHOLOGICAL DEFENSES / MENTAL STATES / CHARACTER TRAITS ACCENTUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куимова Наталья Николаевна, Григошина Юлия Александровна

Представленная статья отражает изучение становления личности с зависимым поведением в период взрослости. Выявлены акцентуированные черты характера личности с зависимым поведением. Показано, что становление личностной идентичности является важным фактором становления человека как личности, в целом. Выявлены виды зависимостей личности в период взрослости, их трудности. В статье рассказывается о факторах, влияющих на развитие личности, наиболее значимых периодах для становления личностной идентичности, трудностях и кризисных переживаниях, сопровождающих этот процесс. В исследовании даются практические рекомендации по оптимизации работы с лицами с зависимым поведением в период взрослости в современном российском обществе. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации программ психологической помощи, в практике консультирования, психологического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of personality development with dependent behavior in the period of adulthood

This article reflects the study of the formation of a person with dependent behavior in the period of adulthood. Revealed accentuated personality traits of a person with addictive behavior. It is shown that the formation of personal identity is an important factor in the development of man as a person, in general. Identified types of addictions of the individual in the period of adulthood, their difficulties. The article describes the factors influencing the development of the individual, the most significant periods for the development of personal identity, difficulties and crisis experiences accompanying this process. The study provides practical recommendations for optimizing work with persons with dependent behavior in the period of adulthood in modern Russian society. The results of the study can be used for the development and implementation of programs of psychological assistance, in the practice of counseling, psychological support.

Текст научной работы на тему «Особенности развития личности с зависимым поведением в период взрослости»

сенсорными нарушениями характерен адаптивный тип с присущими ему устойчивыми и развитыми внутренними ресурсами, гармонично дополняющимися внешними; а для большинства респондентов с легкой умственной отсталостью преобладающим является дезадаптивный тип компетентности с несбалансированным сочетанием ресурсов: резким дефицитом внутренних ресурсов (осознанности, рефлексивности) при достаточной возможности обращения к внешним ресурсам.

Литература:

1. Королева, Ю.А. Социально-психологическая компетентность в условиях деформации интерактивной семейной системы детей и подростков с отклонениями в развитии / Ю.А. Королева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - №10. - С. 120-127.

2. Королева, Ю.А. Социогенные потребности как основа развития социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии / Ю.А. Королева // Вестник Костромского государственного университета. - 2016. - №1. - Т.22. - С. 70-72.

3. Сорокин, В.М. Теоретические основы психологии дизонтогенеза: монография. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. - 160 с.

4. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития: монография /О.Н.Усанова. - М., 1995. - 148 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Куимова Наталья Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка факультета психологии и педагогики,

кафедры практической психологии Григошина Юлия Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ С ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ПЕРИОД

ВЗРОСЛОСТИ

Аннотация. Представленная статья отражает изучение становления личности с зависимым поведением в период взрослости. Выявлены акцентуированные черты характера личности с зависимым поведением. Показано, что становление личностной идентичности является важным фактором становления человека как личности, в целом. Выявлены виды зависимостей личности в период взрослости, их трудности. В статье рассказывается о факторах, влияющих на развитие личности, наиболее значимых периодах для становления личностной идентичности, трудностях и кризисных переживаниях, сопровождающих этот процесс. В исследовании даются практические рекомендации по оптимизации работы с лицами с зависимым поведением в период взрослости в современном российском обществе. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации программ психологической помощи, в практике консультирования, психологического сопровождения.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, личностные особенности взрослых людей, психологические защиты, психические состояния, акцентуации черт характера.

Annotation. This article reflects the study of the formation of a person with dependent behavior in the period of adulthood. Revealed accentuated personality traits of a person with addictive behavior. It is shown that the formation of personal identity is an important factor in the development of man as a person, in general. Identified types of addictions of the individual in the period of adulthood, their difficulties. The article describes the factors influencing the development of the individual, the most significant periods for the development of personal identity, difficulties and crisis experiences accompanying this process. The study provides practical recommendations for optimizing work with persons with dependent behavior in the period of adulthood in modern Russian society. The results of the study can be used for the development and implementation of programs of psychological assistance, in the practice of counseling, psychological support.

Keywords: addictive behavior, personality traits of adults, psychological defenses, mental states, character traits accentuation.

Введение. Взросление открывает перед молодыми людьми новые возможности развития, обусловленные свободой выбора образа жизни, профессии, партнера, своих убеждений. Первый кризис взрослости метафорически можно представить как переход личности с так называемой первой вершины жизни «детство» на вторую вершину «самостоятельность». Самостоятельность в ценностно-смысловой области обусловливается присутствием у личности своей концепции верований и ценностей, реальных целей и проектов на будущее. Недостаток собственной концепции ценностей приводит к заимствованию посторонних ценностных ориентиров без их осмысления и осознания. А именно или слепое подражание посторонним ценностям или бунт - вопреки. В юности формированию ценностей уделяется важное значение: установить для себя ключевые жизненные ориентиры, развить собственные концепции и ценности, наполненные смыслом и содержанием. И формирование данных ориентиров будут изменяться в течение целой жизни человека. А итогом самодостаточности, возможно, будет то, как человек по-своему проживет собственную жизнь. На протяжении всего пути человек сталкивается с различными трудностями [2]. Одним из ярких итогов является психологическое заболевание или психическое расстройство. Далеко не каждый знает о существовании такого психологического заболевания, как зависимое расстройство личности. В своей жизни нам приходится встречаться с различными чертами характера человека, агрессивность и робость, активность и пассивность, доминирующими чертами и подвластными влиянию. В большинстве случаев - это индивидуальные особенности личности, но иногда такие особенности характера приобретают болезненную форму и перетекают в стадию психического заболевания. Зависимое расстройство личности - это один из таких случаев, когда сложно проложить грань между особенностями личности и болезнью [9]. Изучением взрослости и ее феноменов занимались такие ученые как: Н.А.Рыбников, А.А.Бодалев, Б.Ливехуд и др. В своих исследованиях они писали, что зависимое поведение тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей [5, 6]. В специальной литературе

употребляется еще одно название рассматриваемой реальности — аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction — склонность, пагубная привычка. Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addictus — тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность» [7]. В реальной жизни мы чаще сталкиваемся с такими зависимостями: 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); 2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религия и религиозные культы [10. 11].

Формулировка цели статьи. Поэтому целью нашего исследования: выявить особенности развития личности в период взрослости у лиц с зависимым поведением. Предметом исследования: особенности развития личности в период взрослости у лиц с зависимым поведением. Объектом исследования: личность в период взрослости. Гипотеза исследования: у людей с зависимым поведением в период взрослости развитие личности проходит при ряде особенностей, а именно эгоцентризм, психологический дискомфорт, фрустрация, нереальные представления ситуации, низкая самооценка, использование защитных механизмов психики, таких как вытеснение, проекция, компенсация, сублимация, а так же неспособность противостоять различным видам зависимости.

Эмпирическое исследование проводилось в ООО ТЦ «Куб» среди менеджеров отдела продаж. Возрастные границы испытуемых 20-40 лет. Количество испытуемых: 30 человек.

Методы исследования. Тест на зависимость (аддикцию). Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, Лозовая Г.В., методика для оценки психологических защит (Р.Плутчик, Г.Келлерман), методика «Самооценки психических состояний» автор Г Айзенк, методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер) [13].

Изложение основного материала статьи. Анализ результатов по методике на зависимость (аддикцию) (Лозовая Г.В.) представлен в таб 1, 2.

Таблица 1

Уровень склонности к зависимостям

Уровень склонности к зависимостям кол-во чел. %

Высокая степень склонности к зависимостям 19 57%

Средняя степень склонности к зависимостям 6 18%

Низкая степень склонности к зависимостям 5 15%

Таблица 2

Распределение видов зависимости

Название зависимости % испытуемых

Зависимость от алкоголя 15%

Телевизионная зависимость 2%

Любовная зависимость 5%

Игровая зависимость 28%

Зависимость от межполовых отношений 0%

Пищевая зависимость 0%

Религиозная зависимость 0%

Трудовая зависимость 20%

Лекарственная зависимость 0%

Зависимость от компьютера (интернета, социальных сетей) 30%

По результатам, большая часть испытуемых (30%) испытывает зависимость от internet-ресурсов (социальные сети, интернет в целом). Скорее всего, интернет заменяет им реальную жизнь. Для них важно каждое событие своей жизни выложить на страницах в социальных сетях internet-ресурса, получить одобряющие комментарии друзей и посетителей их страниц. От игровой зависимости страдают преимущественно мужчины. Это своего рода замещение, способ реализации нереализованных возможностей и желаний. Так же желание видеть себя более сильным и иметь некую власть. И это не только игровые автоматы, но и игры on-line (28%). В играх они позиционируют себя с тех сторон, с которых не получилось реализовать себя в жизни, и это замещение реальности игрой во многом опаснее, чем интернет-зависимость, потому что человек, постоянно находящийся в виртуальном мире, перестает в реальности реализовывать себя и полностью погружается в игровой мир. На второй план отходят все аспекты жизни, такие как карьера, семья, друзья, саморазвитие, учёба и т.д. Третьим видом, набравшим наибольшее количество баллов, стала трудовая зависимость (20%). Люди, имеющие трудовую зависимость, как известно, есть в каждой компании.

И компания, в которой мы проводим исследование не исключение. Работа так же заменяет им семью, друзей и общение. Так же трудовая зависимость это своеобразный способ ухода от реальности и от самих себя. В такой зависимости люди часто переключают внимание с себя на трудовую деятельность, что позволяет им не замечать свои недостатки, слабые места, болезненные ситуации и душевные переживания. Они готовы не отдыхать, не есть и не спать, лишь бы быть в процессе трудовой деятельности. Начав одно дело, они могут взять себе еще несколько и достаточно успешно выполнять их все параллельно. Здесь вся опасность заключена в том, что люди зачастую переоценивают собственные силы и происходит нервное перенапряжение и профессиональное выгорание, результатом которого становятся недоделанные или не успешно доведенные до конца дела, что приводит к разочарованию и подрыву самооценки, а также разбалансировке физического состояния, апатии и депрессии. И четвертая зависимость, преобладающая в данном коллективе, это зависимость от алкоголя (15%). Причем, работники, показавшие результат по данной зависимости, отнюдь не впадают в запои, они просто каждую пятницу и субботу любят отмечать окончание рабочей недели или какие-нибудь, на их взгляд, значимые события. И такой вид «отмечания» попадает в группу алкоголизма. Мы также предполагаем, что между собой взаимосопряжены такие зависимости как: трудовая и алкогольная, игровая и интернет-зависимость. То есть, иными словами, испытуемые, показавшие трудовую зависимость, испытывают еще и алкогольную, а испытуемые, показавшие игровую зависимость, страдают еще и от Ыете^зависимости.

По методике для оценки психологических защит (Р.Плутчик, Г.Келлерман) мы получили следующие результаты таб. 3.

Таблица 3

Психологические защиты

Отрицание 10%

Проекция 10%

Регрессия 30%

Замещение 30%

Подавление 0%

Интеллектуализация 0%

Реактивное образование 0%

Компенсация 20%

Итак, наибольшее количество испытуемых используют, в данном случае, это замещение (30%) и регрессию (30%). Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева наиболее сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Человек снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя. Замещение поэтому имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации. В данном случае замещение может быть обусловлено неудовлетворенностью своей жизнью, ролью в нем. Регрессия предполагает возвращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения [8]. Следовательно, развитие зависимого поведения у данной аудитории испытуемых проходит в условиях неуверенности в себе, попытке реализовать себя в каком-либо деле, которая потерпела крах и прочих факторах, негативно влияющих на самооценку.

Методика «Самооценка психических состояний» (автор Г.Айзенк) имеет 4 шкалы показателей. Каждая из данных шкал важна в нашем исследовании [3, 4].

Первая шкала, это шкала тревожности. Если проанализировать полученные по ней сырые баллы и свести их в диаграмму, то получим, что в данной выборке испытуемых преобладает высокий уровень тревожности (54%). Респондентам данного уровня, несомненно, требуется психологическая поддержка. Как правило, люди с повышенной тревожностью страдают нервными расстройствами, проявляют немотивированную агрессию и вспыльчивость. У испытуемых преобладает заниженная самооценка (42%). Люди с заниженной самооценкой стремятся, как правило, уйти от проблем, потому что боятся не решить их. Они полностью воспринимают себя как более низкое существо, нежели окружающие. Высокая самооценка присуща наименьшему количеству испытуемых (20%). При завышенной самооценке человек ставит себя выше, нежели все его окружение. Как при завышенной, так и при заниженной самооценке возникают проблемы с межличностным общением. Адекватный показатель - это средний уровень самооценки (38%). У людей данного уровня не возникает проблем при взаимодействии с другими людьми. При среднем уровне самооценки человек четко знает, чего он хочет и как этого добиться. Ему нет необходимости заменять, например, реальный мир виртуальным, либо жить на работе. Следующая шкала агрессивности. По ней мы получили у группы испытуемых, что у большинства респондентов средний уровень агрессивности (42%). Высокий уровень арессии выражен у 40% респондентов, низкий - 18%. Это говорит о том, что в процессе взаимодействия есть небольшие разногласия и проблемы между сотрудниками, но респондентов испытывающих проблемы в межличностном общении нет. И, наконец, проанализируем четвертый показатель данной шкалы ригидность. Ригидность - неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Преобладает средний показатель ригидности (42%). Респонденты готовы подчиняться новым ситуационным требованиям, но дается им это нелегко. Высока ригидность - 20% респондентов. Людям с таким показателем противопоказаны изменения как в семье, так и в работе, потому что это вполне может довести до нервного срыва. Низкая ригидность (38%) - самый оптимальный вариант ригидности. Это быстрое и безболезненное приспособление к новым ситуационным требованиям. Исходя из данной методики, становится, очевидно, что в коллективе прослеживается средний уровень агрессивности (42%) и

ригидности(42%), высокая тревожность (54%) и практически у всех испытуемых средняя самооценка (42%). Поэтому можно сделать вывод о том, что у зависимых людей психологические качества практически не отклоняются от нормы, зашкаливает лишь тревожность.

Методика акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер) определила следующие результаты таб. 4.

Таблица 4

Акцентуированные черта характера

Типы карточек: % соотношение

Меланхолический 20 %

Гипертимный 20%

Циколоидный 15%

Эмоционально-лабильный 10%

Неврастенический 5%

Шизоидный 25%

Паранояльный 15%

Эпилептоидный 10%

Истерический 2%

Неустойчивый 1%

Конформный 7%

У наибольшего числа испытуемых выражен шизоидный тип (25%). Это люди достаточно замкнутые и закрытые, «не такие, как все». Они не любят, когда кто-то находится с ними очень близко. Люди с данным типом характера очень странные, и часто отпугивают окружающих своим нестандартным поведением. У них свой стиль одежды, другая манера поведения, своеобразная походка. Люди с шизойдным типом личности очень чувствительны. Как правило, они очень тонко чувствуют ложь и фальш в других людях. Такая чувствительность делает шизоидов очень уязвимыми к внешним воздействиям, стрессу, от которого они убегают в свой внутренний мир. В связи с этим, у них формируются защитные механизмы, такие как: вытеснение, с помощью которой человек как бы забывает болезненную ситуацию, забывает выполнять какие-либо обязанности, которые на самом деле ему неприятны или причиняют сильную боль. Меланхолический тип (20%), гипертимный тип (20%). Респонденты, обладающие меланхолическим типом характера, свойственна закрытость в поведении. Они неразговорчивы, глубокие и любящие рассуждать и философствовать о жизни. Меланхолики смотртят на мир реально, без лишних красок, порой даже пессимистично. Люди с меланхолическим типом личности обладают нестабильной и даже заниженной самооценкой. Так же у них отсутствуют конструктивные формы проявления негативных эмоций, что дает нам основание пологать, что у данной группы людей формируется защитный механизм - сублимация, который позволяет им бессознательно преключать отрицательную психическую энергию на другие виды деятельности, где они минимально контактируют с окружающими, такие как компьютерные игры. Гипертимному типу людей свойственно регулярное общение, позитивный взгляд на мир и вечный праздник. Они очень эмоциональны, много жестикулируют, у них ярко выражена мимика. Таким людям свойственно желание постоянно быть чем-то занятым. Следовательно, мы можем предположить, что такие люди могут уходить в трудовую зависимость, ненаходя для себя интересный вид деятельности, люди с таким типом характера так же подвержаны зависимому поведению. Паранойяльный (15%) и циклоидный (15%) типы скорее похожи на людей с отклонениями в психике, а не с особенностями. У людей с паранойяльным типом наблюдается постоянное стремление к самоутверждению, упрямство, ригидность мышления, застревание на одних и тех же проблемах и ситуациях. Такие люди могут доводить до абсурда вполне обычные бытовые проблемы. Данный тип личности часто подвержен эгоцентризму. Следует предположить, что данный тип так же может уходить в зависимость от компьютерных игр или алкоголя, потому что не способны к здоровому контакту с другими людьми, а так же не способны в полной мере разрешать сложные для себя ситуации и постоянно уходят в детство [4]. Зависимость в таком случаи помогает им снять психологическое напряжение и абстрагироваться от реального мира с его проблемами. Людям с циклоидным типом личности свойственны частые колебания настроения. Например, от гиперобщительного до замкнутого. Серьезные неудачи и критика окружающих могут вызвать острую аффективную реакцию с возможными попытками приглушить ее, в виде ухода от реальности. Исследование получилось интересным, испытуемые задавали много вопросов, и было видно, что результаты методики многих поразили.

Выводы. По итогам данного исследования можно выделить ряд особенностей:

• Все они развиваются постепенно, и этим опасны, так как не вызывают настороженности «со мной что-то не то!» На ранних стадиях зависимостей человек редко признаёт у себя их наличие.

• Со временем происходит увеличение дозы (химические зависимости) или времени, которое человек тратит на компьютерные игры, или на нахождение в internet пространстве.

• Зависимости приводят к вытеснению других интересов в жизни человека (это могут быть работа, карьера, семья, хобби, развлечения, общение с друзьями и др.).

• Постепенно человек теряет контроль над своей зависимостью, сначала в виде отдельных случаев, потом постоянно. При этом человек испытывает тягостный психологический дискомфорт, сильное эмоциональное напряжение и/или физическое недомогание, которые вынуждают его под различными предлогами вернуться к своей зависимости.

• Все зависимости меняют психику человека, разрушая ее, уменьшают интерес к реальной жизни и к отношениям с другими людьми, обедняют эмоции, снижают индивидуальные способности и затрудняют мышление.

• У зависимого человека формируется «защитное поведение», которое помогает ему сохранить свою зависимость, невзирая на то, что она разрушает его жизнь. О факте своей зависимости сам человек узнает последним, и как правило тогда, когда она привела к каким-то серьезным последствиям для него и его семьи.

Итак, какие же методы коррекции с зависимостью можно предложить:

1. В первую очередь прийти к осознании проблемы. Согласиться с тем, что есть пагубная привычка, и избавиться от нее мгновенно не получится. Мы предлагаем вести ежедневные записи, которые указывают на что или кого влияет Ваша вредная привычка.

2. Составить список ситуаций, которые следует избегать. Важно заполнить данное время полезной для себя деятельностью.

3. Определить приоритетные на данный момент жизненные перспективы и понять, каким способом их можно реализовать.

4. Заняться творчеством, саморазвитием, а так же вспомнить свое хобби и заниматься любимым делом.

5. В борьбе с плохой привычкой следует себя награждать. Получилось целый день не курить? Можно отправиться в SPA-салон на сеанс любимого массажа. Главное - избавиться от обид, и взять полную ответственность на себя и осознавать свои действия, держать слово перед самим собой.

Литература:

1. Аршинова В.В. Профилактика зависимого поведения. Системный подход. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 416 с.

2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. -Психологический журнал. 2004, № 1.С. 90-100.

3. Князева Т.Н., Куимова Н.Н. Концептуальные подходы к организации углублённой (клинической) практики студентов-психологов. - в сборнике: Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 322-325.

4. Кручинин В.А., Куимова Н.Н., Иванова И.А. Личностный потенциал развития адаптивности младшего подростка при переходе в основную школу. Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). с. 29.

5. Левина Л.В. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 324 с.

6. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). М.: МЕДпресс-информ, 2009. 328 с.

7. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 672 с.

8. Познышев С.В.. Криминальная психология. Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности. М.: Инфра - М, 2016. 302 с.

9. Розенова М.И. Нарушения личностной целостности в случаях аддиктивно-нарциссической патологии и их проявления в отношениях любви. - Мир психологии. 2006, № 4. С. 239-251.

10. Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор. // Психология и лечение зависимого поведения./ Под ред. С. Даулинга. М.: "Класс", 2010. 240 с.

11. Усков А.Ф. Неистребимая аддикция к жизни. - Психология и лечение зависимого поведения. - М.: Класс, 2012. 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Шабалина В.В. Когнитивная структура психической зависимости. - Наркология. 2008, № 9. С. 9-72.

13. Юсупов В.В., В.А. Корзунин. Психологическая диагностика зависимого поведения. Риск развития, методы раннего выявления. СПб.: Речь, 2017. 128 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Куимова Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Иванова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород)

РЕФЛЕКСИВНАЯ САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОВЛАДЕНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

Аннотация. В статье рассматривается особенность развития рефлексивной самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности. Рассматривая рефлексивную самооценку как результат контрольно-оценочной деятельности, авторы предположили, что у детей младшего школьного возраста степень ее сформированности зависит от степени овладения ими регулятивными учебными действиями. Анализ результатов методики «Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Хороший ученик» выявил у участников исследования недостаточно сформированную способность к рефлексивной самооценке. Функциональный анализ оценивания ориентировочной, исполнительной и контрольной частей действия по субтесту №8 детского варианта теста Д.Векслера «Последовательные картинки» указал на трудности респондентов данной группы при организации своей деятельности на всех этапах ее становления, что указывает на их объектную позицию в учении. Результаты проведенного корреляционного анализа позволили констатировать взаимосвязь рефлексивной самооценки младших школьниковданной группы и уровнем сформированности у них регулятивных учебных действий.

Ключевые слова: рефлексия, самооценка, рефлексивная самооценка, младший школьный возраст, универсальные учебные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.