DOI 10.26105/SSPU.2020.64.1.010 YAK 378.147:37.026 ББК 74.480.024
H.B. БУЖИНСКАЯ
N.V. BUZHINSKAYA
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ 1Т-СФЕРЫ
FEATURES OF THE DEVELOPMENT
OF CRITICAL THINKING OF SPECIALISTS IN THE IT-SPHERE
В современных условиях будущие выпускники должны уметь ориентироваться в информационном обществе посредством анализа и отбора информации, ее критической оценки и грамотной системы доказательств своей точки зрения. Цель статьи - рассмотреть особенности развития критического мышления студентов высшего образования на примере подготовки IT-специалистов. Автором предлагается включить приемы технологии развития критического мышления в содержание дисциплин предметной подготовки. Также в статье описываются механизмы оценки уровня критического мышления студентов. Результаты этой оценки могут послужить отправной точкой для разработки системы заданий, направленной на развитие критического мышления обучаемых.
In modern conditions future graduates should be able to navigate the information society, through the analysis and selection of information, its critical evaluation and competent system of evidence of their point of view. The purpose of the article is to consider the features of the development of critical thinking of students of higher education on the example of training it specialists. The author proposes to include the methods of development of critical thinking in the content of disciplines of subject training. The article also describes the mechanisms of assessing the level of critical thinking of students. The results of this assessment can serve as a beginning for the development of a system of tasks for the development of critical thinking of students.
Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, вызов, осмысление, рефлексия, IT-специалист, проектирование.
Key words: critical thinking, critical thinking development technology, challenge, comprehension, reflection, it specialist, design.
Введение. В условиях стремительного развития программного обеспечения и конкуренции на рынке труда на первый план выходят личностные качества специалистов. Выпускники должны не только обладать необходимым объемом знаний и умений в своей предметной области, но и быть готовыми эффективно применять эти знания на практике и нести ответственность за полученные результаты. Кроме того, постоянное увеличение объемов информации вынуждает пользователей работать с разными типами данных, делать из них выборки, а также объективно оценивать полученные сведения. Перечисленные особенности необходимо учитывать в процессе планирование целей подготовки студентов высших учебных заведений. Студенты должны уметь мыслить критически, то есть свободно ориентироваться в информационном пространстве, объективно оценивать информацию, поступающую из различных источников, отличать главное от второстепенного, находить ошибки в рассуждениях и быть уверенными в собственных решениях. Следовательно, в высших учебных заведениях необходимо создать условия для развития критического мышления обучаемых.
В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия «критическое мышление».
Впервые понятие «критический рационализм» было введено Д. Дьюи. Автор понимал под этим термином осмысление значимости собственных действий. К. Поппер, изучая понятие критичность, считал, что основой критического мышления является стремление человека к истине, а знания не могут существовать без практики выдвижения гипотез, их доказательств и опровержений [11]. По мнению Т. Чатфилда, критическое мышление является одной их ключевых компетенций будущего. Умение подвергать сомнению и анализу любой вид информации - это необходимое условие для утверждения своей точки зрения, а также способ защиты своих интересов в современном обществе [16].
Особенностям развития критического мышления посвящены исследования в отечественной педагогике.
Г.В. Сорина считает, что критическое мышление представляет собой способ мышления, направленный на выявление структурных особенностей рассуждения, проверку его истинности, оценку выдвинутых тезисов, характеристику контекстов рассуждений. Критическое мышление предполагает наличие у человека навыков рефлексии и умений аналитического характера [12].
В.А. Попков под критическим мышлением понимает специфическую форму оценочной деятельности субъекта познания, направленную на выявление степени соответствия (или несоответствия) того или иного продукта принятым эталонам и стандартам, способствующим смысловому самоопределению субъекта познания по отношению к самым разнообразным проявлениям окружающего мира и его продуктивному преобразованию [9].
Н.Ф. Плотникова связывает критическое мышление с такими компонентами, как рефлексия, отрицание, критика, критичность, самокритика, аргументация, доказательство, опровержение, оценка, самооценка, оценочное суждение. Автор делает вывод, что уровень развития критического мышления зависит от природных способностей и склонностей, среды и социального воспитания человека. При этом основная роль в формировании критического мышления должна принадлежать преподавателям [8].
Б.В. Сергеева, В.А. Оганесян понимают под критическим мышлением оценочную деятельность субъекта познания, которая направлена на усвоение знаний и проявляется в рефлексии, восприятии и оценке этих знаний. Данная деятельность отличается контролируемостью, самостоятельностью, обоснованностью, логичностью и целенаправленностью [11].
М.Р. Мазурова отмечает, что человек, обладающий критическим мышлением, умеет решать проблемы, осуществлять контроль своих действий, слушать и слышать собеседников, сотрудничать с другими людьми, анализировать проблемы с разных точек зрения [6]. Такой человек способен получать желаемый результат посредством доводов и аргументации [13].
И.В. Муштавинская и Д.И Утегенова подчеркивают, что критическое мышление - это открытое рефлексивное оценочное мышление, которое включает следующие умения [7, 15]:
- видеть несоответствие в высказываниях или поведении людей;
- осознавать истинность или ложность теории, положений, нелогичность высказываний и реагировать на них;
- вычленять ложную информацию, доказывать или опровергать получаемые извне сведения;
- оценивать результат решения задачи;
- демонстрировать образец поведения.
К признакам критического мышления можно отнести зависимость от получаемых сведений, стремление к убедительной аргументации и его социальный характер [4].
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что критическое мышление представляет собой процесс получения, обработки и анализа входящей и исходящей информации, необходимой для объективной оценки событий
и явлений, принятия эффективных решений и выражения своей точки зрения. Для критически мыслящего человека характерны: анализ действий других людей, самокритика, наличие оценочных суждений и рефлексивных умений. Процесс формирования критического мышления личности начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. Немаловажную роль в развитии критического мышления выполняет процесс обучения, важнейшей целью которого является развитие и саморазвитие личности. Критически мыслящий человек знает, как проверить и установить истинность информации, менее восприимчив к ложным сведениям, нацелен на отстаивание собственной позиции, способен генерировать новые идеи, признавать и исправлять ошибки. Соответственно, он не боится действовать и принимать решения в изменяющихся условиях, ему впоследствии проще адаптироваться в новых условиях.
Цель - рассмотреть особенности формирования критического мышления в процессе подготовки будущих специалистов 1Т-сферы - программистов, менеджеров, тестировщиков, модераторов и др. Появление новых технологий и методов в 1Т-сфере способствует достаточной востребованности представителей данных профессий на рынке труда. Кроме того, с каждым годом увеличивается потребность в новых профессиях и сферах деятельности. Основные приоритеты развития информационно-коммуникационных технологий были обозначены в процессе работы крупнейшего форума Восточной Европы по искусственному интеллекту, который впервые прошёл в Москве 8-9 ноября 2019 года [5]. Переход к новым технологиям работы, основанным на применении искусственного интеллекта, планируется в медицине, образовании, логистике, транспортной системе и т.д. Независимо от сферы деятельности, 1Т-специалисту в процессе работы приходится взаимодействовать с заказчиком и потенциальными пользователями, обсуждать требования и концепцию будущего продукта, эффективно решать поставленные задачи в кратчайшие сроки. Разработанный программный продукт необходимо протестировать на наличие ошибок, проверить работоспособность всех функций и внести необходимые изменения. Таким образом, к личным качествам специалиста 1Т-сферы относятся не только ответственность, коммуникабельность, умение взаимодействовать с другими людьми, но и умения определять функции будущего продукта, критически оценивать результат выполненной работы, быстро и своевременно находить и исправлять ошибки [17].
Материалы и методы. В ФГОС высшего образования подготовки бакалавров по направлению 09.03.03. освоение компетенции УК-1 (системное и критическое мышление) зафиксировано как обязательное требование. Данная компетенция включает способность студентов осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач [10]. Рассмотрим особенности развития данной компетенции на примере курса «Проектирование информационных систем». По завершении изучения данного курса студенты должны уметь обосновывать актуальность разрабатываемого продукта, сравнивать его с аналогичными разработками, проектировать его функции, составлять план работы с учетом имеющихся ресурсов и определять возможные риски.
В технологии развития критического мышления принято выделять три важнейшие фазы [7, с. 13-15]:
- вызов - активизация деятельности студентов, повышение интереса к изучаемому материалу, мотивация к дальнейшей работе;
- осмысление - работа с информацией, ее синтез и анализ, формулирование выводов, генерирование идей, поиск решения проблемы, постановка новых вопросов;
- рефлексия - самооценка и оценка полученных результатов, формулирование выводов, определение путей самосовершенствования в данной области.
Задания для студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика», были сгруппированы по фазам развития критического мышления. На фазе «Вызов» студентам предлагается разработать кластер и обозначить особенности своего будущего продукта. Такой вид работы позволяет не только внимательно изучить информацию, но и систематизировать ее, выделить в ней главное, установить причинно-следственные связи и провести аналогии. Кластер может составляться студентом как индивидуально, так и в группе. Пример кластера представлен на рисунке 1.
Рис. 1 Кластер по теме «Актуальность проекта»
Также на этой стадии применяется прием «Пирамида». Основной задачей применения данного приема является генерирование новых идей. На рисунке 2 представлен пример пирамиды по теме «Сравнение аналогичных продуктов». Студентам предлагается проанализировать не менее трех аналогичных продуктов и заполнить элементы пирамиды (рис. 2).
/НазваниеХ ' продукта и ^ разработчик
/Средства\ / для \
/ разработки \
/ Характеристика \ /_ продукта \
/ Сфера \
/ применения \
Замечания относительно работы продукта или его функций
Возможные направления совершенствования продукта
Рис. 2 Пирамида для описания аналогичных продуктов
На стадии осмысления применяется метод «Инсерт». Цель данного метода заключается в том, что всю имеющуюся информацию по проекту можно оценить с точки зрения пяти компонентов:
- «V» - это я знаю;
- « + » -эта новая для меня информация;
- «-» - эта информация противоречит моему мнению;
- «?» - эта информация требует пояснения, хочу узнать больше, есть вопросы;
«!» - это интересно.
Студентам предлагается посмотреть на рисунки 1-2 и составить таблицу с данными «пометками» (табл. 1).
Таблица 1
Реализация приема «Инсерт» для определения актуальности разработки
Элемент кластера и/или пирамиды Это я знаю Это новая информация Это информация противоречит моим знаниям Эта информация требует пояснения Это интересно
Требования заказчика
Потребности современного рынка
Мнение потенциальных пользователей
Функции аналогичных продуктов
Данный прием позволяет акцентировать внимание на наиболее важной информации, отследить недостаток знаний в какой-либо области, избежать негативных последствий одного из важнейших рисков - низкий уровень квалификации разработчика.
Второй прием, который применяется на стадии осмысления - «Fishbone» (от англ. «рыбья кость»), Студентам предлагается сгруппировать полученную информацию и внести необходимые изменения в схему (рис. 3).
Затрачиваемые Возможные
ресурсы риски
Функции Решаемые
проблемы
Рис. 3 Fishborn для описания особенностей продукта
Важнейшей задачей стадии рефлексии является обмен мнениями о результатах проделанной работы и формулирование аргументов, позволяющих доказать, что разрабатываемый проект очень важен для пользователей (заказчика). Поэтому в качестве итогового задания студентам предлагается оформить презентацию, в которой отразить ответы на вопросы, перечисленные ниже. Для формулирования вопросов использовался прием «Тонкие
и толстые». «Тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ, «толстый» -развернутый [7].
Перечень тонких вопросов:
1. Кто заинтересован в данном программном продукте?
2. Что будет автоматизировано благодаря данному программному продукту?
3. Когда будет закончена разработка данного программного продукта?
4. Согласны ли Вы, что ваш продукт необходим для потребителей?
Перечень толстых вопросов:
1. Дайте объяснение, почему пользователям будет интересен ваш продукт.
2. Почему Вы считаете, что аналогичные продукты уступают по качеству вашей разработке?
3. Предположите, что случится, если Вы не успеете вовремя закончить работу по проекту. По каким причинам это возможно?
4. Что случится, если заказчик внесет изменения в требования к программе?
5. В чем будет заключаться существенное различие в вашей разработке и разработке аналогичных продуктов?
6. Чем вы руководствовались, описывая функции вашего проекта?
7. Почему вы утверждаете, что ваш проект будет важен и полезен для пользователей? Ответ обоснуйте.
Подобные вопросы направлены на систематизацию имеющейся информации в данной области и конкретизацию целей дальнейшей работы.
Результаты и их обсуждение. Оценка эффективности разработанной методики осуществлялась на основе исследования Т. Чатфилда [16]. Студентам четвертого курса (47 человек) предлагалось ответить на вопросы анкеты и оценить свои способности по десятибалльной шкале. Занятия в одной группе велись с использованием приемов для развития технологии критического мышления, в другой - применялась стандартная методика.
Вопросы анкеты для выявления мыслительных способностей личности.
1. Я уделяю пристальное внимание детальному восприятию сведений
и идей.
2. Я могу резюмировать и объяснять полученную информацию.
3. Мне легко понять точку зрения других людей и причины, по которой они уверены в своей правоте.
4. Я могу ясно изложить свою точку зрения.
5. Я могу изменить свою точку зрения, получив новую информацию.
Следующая группа вопросов была нами адаптированы согласно целям
и специфики профессиональной деятельности будущих выпускников.
1. Я способен искать информацию, важную для моего проекта.
2. Я способен сравнивать источники информации.
3. Я способен оценивать важность информации для моего проекта.
4. Я могу анализировать аналогичные продукты и указывать на их ограничения.
5. Я могу обосновать требования к проекту, определить его функции и привести доводы в их поддержку.
Дополнительно оценивались и анализировались презентации студентов и их ответы на дополнительные вопросы в процессе защиты.
Полученные результаты суммировались и сравнивались с эталонными. Максимальное количество баллов, которое может набрать студент - 100.
Распределение по уровням осуществлялось согласно критериям Т. Чат-филда [16].
Более 80 баллов - высокий уровень развития критического мышления.
Студент способен видеть несоответствие в высказываниях или поведении других, объективно оценивать информацию, доказывать свою точку зре-
ния, взаимодействовать с людьми и осуществлять контроль своих действий, демонстрирует образец поведения другим участникам.
41-79 - средний уровень развития критического мышления.
Студент видит несоответствие в имеющейся информации и оценивает ее объективно, однако затрудняется с аргументацией своих выводов. Работая в команде, может принимать точку зрения других людей, хотя и не уверен в правильности их действий.
Менее 40 баллов - низкий уровень развития критического мышления.
Студенту не хватает уверенности в собственных силах, он затрудняется с обоснованием своих действий. Работая в команде, принимает точку зрения других людей и не пытается аргументировать собственную позицию. Кроме того, не может определить важность информации и сделать необходимые выводы.
Результаты анкетирования студентов представлено на рисунке 4.
Рис. 4 Распределение студентов по уровням развития критического мышления
Из диаграммы, представленной на рисунке 4, следует, что у группы студентов, которая работала по технологии развития критического мышления, преобладает средний уровень. Они успешно ориентируются в информационном потоке, анализируют и систематизируют информацию, однако опасаются доказывать свою точку зрения. Это можно объяснить несколькими причинами:
- нежеланием вступать в открытые конфликты с однокурсниками, и более того, с преподавателями;
- отсутствием уверенности в собственных силах;
- недостаточным уровнем развития коммуникативных умений.
Необходимо отметить, что различие в распределении студентов по
уровням незначительно. Это объясняется малой выборкой для эксперимента. Кроме того, методика была апробирована только в рамках одной дисциплины. Для развития критического мышления требуется целенаправленная работа преподавателей и студентов в процессе всей подготовки.
Выводы. Для развития критического мышления в высшем образовании должны быть созданы условия, предполагающие подготовку студентов не только к эффективной деятельности в информационном обществе, но и объективной оценке поступающей информации. В этом случае способность человека сомневаться в каких-либо фактах, явлениях и событиях может являться необходимым стимулом для дальнейшего саморазвития.
В процессе подготовки 1Т-специалистов следует учесть, что эффективность их деятельности зависит от их способностей взаимодействовать с заказчиками и выполнять проекты в установленные сроки с учетом заданных ресурсов. При этом важную роль в их деятельности играет умение обосновать актуальность разработки, обозначить в ней положительные стороны, критически оценить разработанный продукт, найти и исправить в нем ошибки перед заключительным этапом внедрения. В этом случае применение приемов критического мышления должно быть направлено на развитие индивидуальных способностей студентов в области планирования, мониторинга и проектной деятельности.
Литература
1. Богданова М.А. Методы и приемы технологии критического мышления. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ library/2012/11/21/metody-i-priemy-tekhnologii (дата обращения: 17.12.2019).
2. Варданашвили М.В. Приемы технологии критического мышления: методического пособие для учителей средних общеобразовательных учреждений. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014.
3. Заир-бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 233 с.
4. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001. №4. С. 36-40.
5. Конференция по искусственному интеллекту. Режим доступа: ЫЛр://кгет1т. ru/events/president/news/62003 (дата обращения: 18.12.2019).
6. Мазурова М.Р. Критическое мышление и формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т 7. №3. С. 1196-1200.
7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2009. 144 с.
8. Плотникова Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: монография. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 84 с.
9. Попков В.А. Критический стиль мышления у субъектов высшего профессионального образования. М.: Агроконсалт, 2002. 233 с.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03. «Прикладная информатика». Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203 + +/Bak/090303_B_3_17102017.pdf (дата обращения: 17.12.2019).
11. Сергеева Б.В., Оганесян В.А. Теоретические основы развития критического мышления младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. №7. С. 97-106.
12. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003. № 6. С. 98-111.
13. Тимонина И.В. Педагогическая риторика: генезис и актуальность: учебное пособие. М. Флинта, 2019. 202 с.
14.Трубинова Е.А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. 2015. №23. С. 946-948. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/103/23578/ (дата обращения: 13.12.2019).
15. Утегенова Д.И. Развитие критического мышления студентов на занятиях русского языка: учебно-методическое пособие. Астана: Казахский гуманитарно-юридический университет, Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева, 2012. 86 ^
16. Чатфилд Т. Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. М.: Альпина Паблишер, 2019. 327 ^
17. Чем занимается ИТ-специалист? Режим доступа: https://edunews.ru/ professii/obzor/it/it-specialist.html (дата обращения: 10.12.2019).
References
1. Bogdanova M.A. Metody i priemy tekhnologii kriticheskogo myshleniya [Methods and techniques of critical thinking technology] [Electronic resource]. Available at: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/li-brary/2012/11/21/metody-i-priemy-tekhnologii (date accessed: 17.12.2019) (in Russian).
2. Vardanashvili M.V. Priemy tekhnologii kriticheskogo myshleniya [Receptions of technology of critical thinking]. Arkhangelsk: Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, 2014 p. (in Russian).
3. Zair-Bek S.I. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke: posobie dlya uchitelej obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij [the Development of critical thinking in the classroom]. Moscow: Enlightenment, 2011. 233 p. (in Russian).
4. Kluster D. What is critical thinking? Peremena: Mezhdunarodnyj zhurnal o raz-vitii myshleniya cherez chtenie i pis'mo [Change: an international journal on the development of thinking through reading and writing], 2001, no. 4, pp. 36-40 (in Russian).
5. Conference on artificial intelligence [Electronic resource]. Available at: http:// kremlin.ru/events/president/news/62003 (date accessed: 18.12.2019).
6. Mazurova M.R. Critical thinking and formation of General cultural and General professional competences of FGOS in Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire [Vocational education in the modern world ], 2017, no. 3, pp. 1196-1200 (in Russian).
7. Mushtavinskaya I.V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchitelya [Technology of development of critical thinking at a lesson and in system of preparation of the teacher]. Saint-Petersburg: CARO, 2009. 144 p. (in Russian).
8. Plotnikova N.F. Formirovanie kriticheskogo myshleniya studentov vuza v uslovi-yah komandnoj formy organizacii obucheniya [Formation of critical thinking of University students in the conditions of the command form of training organization]. Kazan, Kazan University press, 2015. 84 p. (in Russian).
9. Popkov V.A. Kriticheskij stil' myshleniya u sub"ektov vysshego professional'nogo obrazovaniya [Critical style of thinking in subjects of higher professional education]. Moscow: Agroconsult, 2002. 233 p (in Russian).
10. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on the approval of the federal state educational standard of higher education - undergraduate in the direction of preparation 09.03.03. "Applied Informatics". [Electronic resource]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%20 3 + +/Bak/090303_B_3_17102017.pdf (date accessed: 17.12.2019).
11. Sergeeva B.V., Oganesyan V.A. Theoretical foundations for the development of critical thinking in primary school children. Nauchnoe obozrenie. Peda-gogicheskie nauki [Scientific review. Pedagogical science], 2017, N 7, pp. 97106 (in Russian).
12. Sorina G.V. Critical thinking: history and modern status. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya [Bulletin of the Moscow University. Series 7. Philosophy], 2003, N 6, pp. 98-111 (in Russian).
13. Timonina I.V. Pedagogicheskaya ritorika: genezis i aktual'nost'. [Pedagogical rhetoric: Genesis and relevance]. Moscow, Flinta, 2019. 202 p. (in Russian).
14. Trubinova E.A. Technology for the development of critical thinking in the educational process. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2015, N 23, pp. 946-948. [Electronic resource]. Available at: https://moluch.ru/archive/103/23578/ (date accessed: 13.12.2019).
15. Utegenova D.I. Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov na zanyatiyah russkogo yazyka [Development of critical thinking of students in the classroom of the Russian language]. Astana: Kazakh humanitarian law University, Kazakh Academy of transport and communications named after M. Tynyshpaev, 2012. 86 p. (in Russian).
16. Chatfield T. Critical thinking: analyze, doubt, form your opinion. Moscow: Alpina Publisher, 2019. 327 p.
17. What does an IT professional do? [Electronic resource]. Available at: https:// edunews.ru/professii/obzor/it/it-specialist.html (date accessed: 10.12.2019).