Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Жерновая Оксана Романовна, Минюхина Екатерина Олеговна

Успех в освоении английского языка, как и в любой другой деятельности, невозможен без мотивации. Мотивация - главная движущая сила, обеспечивающая включенность обучающегося в учебную деятельность. Непременным условием повышения мотивации к учебной деятельности на этапе основного общего образования является тщательный обдуманный отбор методов обучения. Проблема низкой мотивации к изучению английского языка в основном связана с тем, что ситуации, используемые учителем в обучении, носят искусственный характер, не имеют общего с реальной жизнью. Более того, учащиеся зачастую не являются субъектами учебного процесса, не включены в активную учебную деятельность, тем самым лишаясь возможности применять язык в практических целях. Язык - это общение, поэтому вовлечение учащихся в ситуации, максимально приближенные к естественным условиям общения, поможет учителю создать положительную мотивацию, а учащимся - понять значение изучения предмета. Цель статьи заключается в выявлении значения коммуникативной мотивации в процессе изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Жерновая Оксана Романовна, Минюхина Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPING COMMUNICATIVE MOTIVATION IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Success in learning English, as in any other activity, is impossible without motivation. Motivation is the main driving force that involves students into educational activities. Teaching methods, chosen carefully for a particular teaching purpose, are sure to increase motivation. The problem of low motivation to learn English is most cases can be explained by artificial speaking exercises, having nothing to do with real life. Moreover, students remain passive in the educational process, are not involved into active participation, thereby losing the opportunity to use the language for practical purposes. Language is communication, so involving students in situations as close as possible to the natural communication, will help the teacher create positive motivation, and students will understand the meaning of studying the subject. The aim of the article is to define the role of communicative motivation in the process of teaching and learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Это и возможности для проведения конкурсов и олимпиад регионального, всероссийского, международного уровней, это погружение в квазипедагогическую деятельность, это новые горизонты и единомышленники.

Выводы. В рамках рассматриваемой темы, безусловно, дискуссионными вопросами являются проблема подготовки педагогов - будущих и действующих школы и вуза, а также роль и место дополнительного образования в системе взаимодействия вуза с психолого-педагогическими классами.

В январе 2021 года на Гайдаровском форуме «Россия и мир после пандемии» министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов обозначил, что подготовку будущих учителей необходимо модернизировать, результатом этого процесса станет открытие 5 тысяч предпрофильных классов на территории России.

Все это открывает широкие возможности для развития способностей и профессиональных задатков каждого старшеклассника, построения индивидуального маршрута и дальнейшего профессионального самоопределения. Особенно важным представляется ориентация в профессии и формирование важных профессиональных качеств, а также педагогической одаренности будущих учителей, учеников психолого-педагогических классов.

Литература:

1. Арифулина Р.У., Беляева Т.К., Белогорская Л.В. Формирование педагогического мировоззрения у обучающихся психолого-педагогического класса // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2020. - № 2 (52). - С. 48-50.

2. Арифулина Р.У., Попова Л.А., Смирнова М.О., Летавина В.Е. История развития психолого-педагогических классов в России // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. -2018. - № 4 (46). - С. 75-79.

3. Арифулина Р.У., Степанищина Е.С., Швецова Ю.В., Шлыкова Ю.В. Проектирование учебных пособий для психолого-педагогического класса // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-10. - С. 30-36.

4. Беляева Т.К., Арифулина Р.У., Пухова А.Г., Малышева Г.И. Профессиональная проба как основа осознанного выбора школьниками будущей профессии // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-4. - С. 20-26.

5. Новик И.Р., Беляева Т.К., Рузанова Ю.В. Развитие профмотивации обучающихся с помощью реализации индивидуальных образовательных маршрутов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. -С. 260-263.

6. Родионова Е.Л., Беляева Т.К. Психолого-педагогические классы в системе допрофессиональной подготовки старшеклассников // В сборнике: Инновационная деятельность в образовании. Сборник статей по материалам IV региональной научно-практической конференции. - 2018. - С. 122-123.

7. Коровина А.Н. «Поколение Z - не про заработок, а про самореализацию и помощь другим» / https://knife.media/kvantorium/ (Дата обращения: 26.09.2021)

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук, доцент Жерновая Оксана Романовна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород);

студент Минюхина Екатерина Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ

Аннотация. Успех в освоении английского языка, как и в любой другой деятельности, невозможен без мотивации. Мотивация - главная движущая сила, обеспечивающая включенность обучающегося в учебную деятельность. Непременным условием повышения мотивации к учебной деятельности на этапе основного общего образования является тщательный обдуманный отбор методов обучения. Проблема низкой мотивации к изучению английского языка в основном связана с тем, что ситуации, используемые учителем в обучении, носят искусственный характер, не имеют общего с реальной жизнью. Более того, учащиеся зачастую не являются субъектами учебного процесса, не включены в активную учебную деятельность, тем самым лишаясь возможности применять язык в практических целях. Язык - это общение, поэтому вовлечение учащихся в ситуации, максимально приближенные к естественным условиям общения, поможет учителю создать положительную мотивацию, а учащимся - понять значение изучения предмета. Цель статьи заключается в выявлении значения коммуникативной мотивации в процессе изучения иностранного языка.

Ключевые слова: обучение, учебная деятельность, иностранный язык, мотивация, коммуникативная мотивация.

Annоtation. Success in learning English, as in any other activity, is impossible without motivation. Motivation is the main driving force that involves students into educational activities. Teaching methods, chosen carefully for a particular teaching purpose, are sure to increase motivation. The problem of low motivation to learn English is most cases can be explained by artificial speaking exercises, having nothing to do with real life. Moreover, students remain passive in the educational process, are not involved into active participation, thereby losing the opportunity to use the language for practical purposes. Language is communication, so involving students in situations as close as possible to the natural communication, will help the teacher create positive motivation, and students will understand the meaning of studying the subject. The aim of the article is to define the role of communicative motivation in the process of teaching and learning a foreign language.

Keywords: training, educational activity, foreign language, motivation, communicative motivation.

Введение. Учебная мотивация занимает особое место в структуре мотивации. Она является частным видом мотивации, включенным в учебную деятельность [4]. Учебная мотивация - это процесс, подразумевающий использование различных мотивов и стимулов учащегося [1]. Ее главная задача - организовать учебную деятельность таким образом, чтобы она способствовала раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности учащегося [7, 8, 9]. Мотивы, побуждающие школьника к познавательной активности, влияют на эффективность и продуктивность учебной деятельности [4, 11].

Стремительное развитие науки и техники, процесс глобализации создают возможность получать и передавать информацию не разных языках. В связи с этим все чаще иностранный язык с ранних лет вводится в жизнь человека.

Образовательные программы среднего общего, профессионального и высшего профессионального образования также предполагают изучение одного или более иностранных языков. Нередко основная часть процесса обучения данной дисциплине сводится к рецептивным видам речевой деятельности и к письму. Учащиеся, обладая низкой коммуникативной мотивацией, не проявляют желания разговаривать и выражать свое мнение на иностранном языке. Несмотря на общительность в повседневной жизни, учащийся может стать замкнутым и молчаливым на занятии. Коммуникативная мотивация, как и любая другая, имеет свои особенности. Их выяснение позволит разрешить проблему молчания учащихся на уроках иностранного языка. Цель статьи заключается в выявлении значения коммуникативной мотивации в процессе изучения иностранного языка.

Изложение основного материала статьи. Мотивация является сложным многоуровневым регулятором жизни людей, поведения и деятельности, главным компонентом которого является сознательно-волевой. Согласно А.Ф. Лазурскому, большое значение имеют индивидуальные особенности организации личности, способы их сочетаний, которые и лежат в основе разнообразия характеров. По мнению учёного, в процессе принятия человеком решения учитываются следующие закономерности: сила или слабость сознательных и бессознательных желаний; борьба мотивов; индивидуальные наклонности человека к способности или неспособности принятия решений; устойчивость или же непостоянство решений; ясность, чёткость желаний; способность к сопротивляемости внешним влияниям [2]. С.Л. Рубинштейн утверждал, что мотивация - это ядро личности. В своих трудах он говорил о том, что роль целей и задач является решающей, сказывается на мотивах. Согласно ученому, мотив - это сознательный стимул для действия, а образовывается он исходя из того, как человек видит, оценивает обстоятельства, в которых он находится; как он осознает цель, которая перед ним возникает. Мотивы человеческой деятельности разнообразны, они зависят от потребностей и интересов личности, формируются в процессе общественной жизни [6].

Л.С. Выготский подразделяет психику человека на два параллельных уровня развития: высший и низший. Эти уровни определяют потребности человека и разделяют их на высокие и низкие, которые развиваются параллельно, поэтому удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого исключено. Таким образом, развиваясь параллельно и самостоятельно, потребности в равной степени оказывают влияние как на поведение человека, так и на его деятельность. А.Н. Леонтьев считал, что предпосылкой любой деятельности является субъект, наделенный потребностями. Существование потребностей является неотъемлемым условием функционирования субъекта. Тем не менее, наличие потребности недостаточно для придания деятельности определенной направленности. Инициатором направленной деятельности является предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности - это мотив деятельности, материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или же существующий только в представлении. Мотив - есть объект, побуждающий и направляющий деятельность человека. Мотивы (внешние, практические, речевые, мыслительные), как правило, являются бессознательными [3].

Вопросы учебной мотивации также находят широкое отражение в научной литературе. По словам П.М. Якобсона, широкая социальная мотивация связана с «переживаемым чувством гражданского долга перед страной, перед дорогими людьми...» [5, с. 7]. Обладая данной мотивацией, учащиеся представляют учение, как путь «к осуществлению своего назначения в жизни» [5, с. 7]. Таким образом, широкая социальная мотивация направлена на удовлетворение внешних потребностей, связана со стремлением индивида быть полезным обществу.

Узколичная мотивация определяет отношение к изучению иностранного языка как к способу самоутверждения в обществе, пути к личному благополучию [5]. Если при широкой социальной мотивации учащийся стремится удовлетворить внешние потребности и быть социально значимым и полезным, то при узколичной мотивации главными мотивами выступают установки самой личности. Так, например, учащийся может хотеть овладеть иностранным языком, потому что это престижно или он чувствует в этом свое призвание. Возможна и отрицательная узколичная мотивация: учащийся может не любить иностранный язык, но желать овладеть им только для того чтобы оправдать ожидания родителей и избежать неприятностей, удивить сверстников и стать лидером среди них.

Существуют такие виды мотивации, как дальняя (отсроченная, дистантная) и близкая (актуальная). Согласно данному разделению внешняя мотивация считается дистантной, далёкой, если учащийся нацелен на достижение «сверхзадачи» -конечного результата учения. Внутренняя мотивация, в отличие от внешней, - близкая и актуальная [8]. Внешняя мотивация обычно непродуктивна и кратковременна. Причиной этому может послужить внутренний дискомфорт учащегося, вызванный несовпадением внешних мотивов и его глубинных потребностей. В такой ситуации возникшие дополнительные трудности или пониженная интенсивность внешнего фактора приведут к приостановлению учебной деятельности.

Рассмотренные виды мотивации необходимы при изучении любого учебного предмета, в том числе и иностранного языка. Однако кроме приведенных выше, выделяют отдельные виды мотивации, которые характерны для процесса изучения иностранного языка, в частности.

Обучение языку нацелено на обучение коммуникации на нем. Следовательно, учебная мотивация, возникающая на уроке иностранного языка, соотносится с коммуникативной. В связи с этим часто происходит слияние, а иногда полное отождествление данных понятий. Однако наличие учебной мотивации не всегда определяет возникновение коммуникативной. Как было написано ранее, в основе мотивации лежат мотивы, потребности. Соответственно, в зависимости от потребностей появляется тот или иной вид мотивации. Создаваемые на занятии искусственные ситуации общения побуждают учащихся к взаимодействию в учебных целях, соответственно мотивация высказаться на уроке является в первую очередь учебной. В таком случае, основными мотивами учащихся могут выступать интерес к новым знаниям, желание получить хорошую оценку, заслужить похвалу учителя, одобрение одноклассников и т.д. Если же основными потребностями, побуждающими к изучению иностранного языка, являются потребности в общении на нем, то учебная мотивация на занятии иностранного языка может перейти и в коммуникативную. Исходя из этого, учебная мотивация не обязательно является коммуникативной, так как изучение иностранного языка может быть обусловлено не только коммуникативными факторами [9].

С точки зрения лингводидактики в основе коммуникативной мотивации лежат два вида потребностей. Первая -социальная потребность, т.е., потребность в общении, свойственная человеку как существу. Вторая - потребность в совершении определенного речевого поступка в данный момент. Последняя потребность определяет ситуативность коммуникативной мотивации: важно создание конкретного речевого контекста, вызывающего потребность высказаться на иностранном языке именно на уроке. Следует отметить, что одной социальной потребности в данном случае будет недостаточно, так как ее можно удовлетворить и вне занятия на привычном родном языке [9].

В зависимости от созданной ситуации у учащегося возникают разные коммуникативные цели. Потребность в их достижении говорит о функциональности коммуникативной мотивации. Обязательным условием коммуникативной

мотивации Е.И. Пассов считает учет личностных особенностей учащегося. По его словам, внимание к индивидуальности ученика стимулирует его внутреннюю активность, вследствие чего ученик сам охотно начинает общаться на иностранном языке, так как решает речемыслительную задачу, которая ориентирована на его личность.

Несмотря на часто возникающую потребность в общении, коммуникативная мотивация не постоянна: ее сложно не только поддерживать на высоком уровне, но и сохранить в целом. Это обусловлено ролью иностранного языка, который в атмосфере родного предстает как искусственное средство общения. Приближенные к реальной жизни ситуации, создаваемые на уроке, в большинстве случаев носят искусственный характер, что определяет условность коммуникации на иностранном языке и сближает ее со сценической коммуникацией, которая требует обращения учащихся к воображению, фантазии, игре и перевоплощению [8].

Более того, для формирования и повышения коммуникативной мотивации подобранные упражнения также должны представлять для учащихся какую-либо практическую значимость. Лексико-грамматический языковой материал, осваиваемый в процессе изучения иностранного языка, необходимо отрабатывать в коммуникативных ситуациях, приближенных к жизни. Возможность или даже потребность применения иностранного языка в реальных условиях убеждает учащихся в полезности данной дисциплины, повышает их учебную и коммуникативную мотивацию. Практическая значимость языка хорошо проявляется в интерактивных ролевых играх и открытых обсуждениях на бытовые или актуальные темы. О.А. Колесникова отмечает, что ролевая игра ... создаёт условия реального общения, поэтому эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Немаловажным фактором, влияющим на речевую активность, является результативность обучения [8]. Учителю целесообразно создавать ситуации успеха на уроке для того, чтобы породить в учащемся уверенность в себе и в своих действиях, в результате возрастает работоспособность, результативность, повышается уровень их мотивации. Практическое использование языка в жизненных ситуациях, о котором упоминалось ранее, убеждает учащихся в эффективности и полезности их действий, а значит, также является одним из компонентов ситуации успеха и положительно влияет на уровень коммуникативной мотивации.

Выводы. Анализ терминов «мотивация» и «мотив» показал, что единого понимания их сущности нет. Обобщение различных трактовок данных понятий позволило сделать вывод об их взаимосвязанности: мотивация - совокупность побуждений, причин, т.е., совокупность мотивов. Характерная для учебного процесса учебная мотивация включает множество мотивов, по-разному воздействующих на деятельность учащихся в зависимости от источника их формирования. Кроме того, существуют отдельные виды мотивации, свойственные для процесса изучения иностранного языка. Среди них коммуникативная мотивация - одна из разновидностей внутренней мотивации, которая в случае ее возникновения обеспечивает речевую активность учащихся на уроке и вне его.

Таким образом, коммуникативная мотивация, возникающая во время учебного процесса, но не являющаяся ее безусловным компонентом, имеет следующие особенности: обусловленность определенными потребностями, ситуативность, функциональность, учет личностных особенностей, обусловленность коллективом, ориентированность на процесс, условность и непостоянство.

Литература:

1. Хейдари-Пур Зохре. Мотивация и ее роль при обучении иностранному языку / Хейдари-Пур Зохре, Хоссейни Амир // Педагогические науки. - 2019. - С. 53-55.

2. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах // А. Лазурский. - 3-е доп. изд. - Пг.: Изд. К.Л. Риккера, 1917. - 386 с.

3. Леонтьев Д.А. От инстинктов - к выбору, смыслу исаморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М., 2002

4. Гринько А.И. Проблемы стимулирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст] / А.И. Гринько // Родная школа. - 2013. - No 5. - С. 72-75.

5. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. // Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - С. 120.

7. Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф., Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, №1 https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1182 (Дата обращения 30.09.2021)

8. Турбина Е.П. Развитие мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей / Е.П. Турбина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2014. - №1(21). - С. 34-42.

9. Флеров О.В. Иноязычная коммуникативная мотивация и её развитие в учебном процессе // Психология и Психотехника. - 2017. - № 3. - С. 53-68.

10. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, №2 https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1227 (Дата обращения 30.09.2021)

11. Gruzdeva, M.L., Vaganova, O.I., Kaznacheeva, S.N., Bystrova, N.,V., Chanchina, A.V. Modern Educational Technologies in Professional Education (2020). Lecture Notes in Network and Systems, 73, p. 1097-1103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.