Научная статья на тему 'Особенности развития интернет - банкинга в России'

Особенности развития интернет - банкинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4240
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
БАНК / КЛИЕНТ / БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ / INTERNET BANKING / MOBILE BANKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрыпник И.С.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием системы дистанционного банковского обслуживания на территории России. Описаны виды банковского обслуживания. Представлены уровни ДБО, слабые и сильные стороны интернет провайдеров. Также определены и рассмотрены дальнейшие пути развития удаленных сервисов банковского обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития интернет - банкинга в России»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

УДК 336.71

И.С. Скрыпник

магистрант ВСГТУ, г.Улан-Удэ,РФ E-mail: skrypnik_i@list.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ - БАНКИНГА В РОССИИ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием системы дистанционного банковского обслуживания на территории России. Описаны виды банковского обслуживания. Представлены уровни ДБО, слабые и сильные стороны интернет - провайдеров. Также определены и рассмотрены дальнейшие пути развития удаленных сервисов банковского обслуживания.

Ключевые слова: Банк, клиент, банковские операции, Internet banking, Mobile banking

Интернет - технологии на современном этапе инновационной структуры, дают возможность максимально продуктивно применять интернет - сервисы, для получения лучшего результата при работе с информационными ресурсами. Интернет - банкинг является одним из наиболее динамичных направлений предоставления финансовых услуг.

Большинство коммерческих банков, последнее время, все чаще акцентируют внимание на быстро развивающиеся каналы дистанционного банковского обслуживания. Возникновение данного интереса к возможности предоставления различных интернет-услуг для большинства Российских финансово -кредитных организаций, в первую очередь, связана с распространением сети интернет во все сферы бизнеса и повседневный досуг жизни людей. Тем самым, сплочение и активное использование современных разработок дающих возможности интуитивно и просто работать пользователям любых социальных слоев, это большое преимущество при выборе банка удобного для каждого.

Интернет - банкинг может служить основой не только для управления банковскими счетами по широкому спектру банковских услуг, но и для дистанционной работы на рынке ценных бумаг, удаленного страхования, и других различных услуг, так как он обеспечивает проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансового сектора.

Интернет - банкинг является логическим продолжением следующих разновидностей удаленного обслуживания:

1) PC banking - доступ к счету, осуществляемый с помощью персонального компьютера посредством прямого модемного соединения с банковской сетью;

2) Telephone banking - обслуживание счетов по телефону;

3) Video banking в виде системы интерактивного общения клиента с персоналом банка;

Образцовый вариант системы интернет - банкинга включает в себя полный набор банковских услуг,

предоставляемых клиентам - юридическим и физическим лицам в офисах банка (кроме операций с наличными деньгами). С помощью систем интернет - банкинга можно обеспечить покупку и продажу безналичной валюты, оплачивать услуги , проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи, переводить средства по своим счетам и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.

Существует несколько уровней.

1) Коммуникационный уровень. Он позволяет предавать данные по средствам электронной почты по внутренним сообщениям, самого сайта кредитной организации. (Заявки на кредит, выписка счетов, просмотр истории операций и пр.)

2) Информационный уровень. (Непосредственно информация о кредитной организации, ее услугах, перечень кредитов), но без передачи персональных данных. Риски минимальны, т.к кредитную

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

организацию и сервер ничего не связывает.

На этом уровне сервер имеет доступность к внутренней сети банка, а значит кредитную организацию и сервер уже связывает определенные данные, это наиболее рискованный уровень ,чем информационный.

3) Транзакционный уровень. На этом уровне можно осуществлять разные по своему характеру операции, а именно: (операции с пластиковыми картами, операции со счетами вкладов, платежи и операции с валютой). Последний уровень риска имеет наивысшую тенденцию к риску, т.к имеет связь с внутренней сетью кредитной организации [1,стр.286].

Преимущества и недостатки интернет - банкинга представлены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества и недостатки интернет - банкинга.

Преимущества Недостатки

Экономичность Недостаточная информированность населения

Широкий охват клиентской базы Нехватка квалифицированных кадров

Доступ к банковским операциям 24/7 Недостаточное развитие интернет банкинга в розничном сегменте

Новый источник прибыли Психологические затруднения

Автоматическое отслеживание рисков Трудно прогнозируемый срок окупаемости

Использование системы интернет-банкинга дает ряд видимых преимуществ. Для клиентов, в первую очередь, эти технологии выгодны тем, что они представляют удобство, оперативность и невысокую стоимость услуги. Дистанционное обслуживание позволяет проводить весь спектр операций со счетом, за исключением, операций выдачи наличных денежных средств. Эти операции можно проводить в любое для клиентов время, что обеспечивает экономию, как времени, так и денег. Интернет - банкинг оказывает услуги при помощи системы электронных банковских платежей через сеть интернет.

Для полного развития и укрепления позиций дистанционное обслуживание не стоит на месте и постоянно развивается и старается совершенствоваться во всех областях жизни человека. Так оно запустило дополнительную актуальную возможность работы не только с кредитными услугами, но и с привычными для нас, сферой жизни. Относительно недавно было запущено приложение ГИС ЖКХ (ГИС Жилищно-коммунальных услуг).Чем больше клиентов, тем больше конкуренция, поэтому провайдеры придумывают новые функции, что улучшает и облегчает жизнь пользователям .С помощью современного интернет-банкинга можно не только получать информацию о финансах, но и оплачивать коммунальные услуги, мобильную связь, штрафы ГИБДД и многое другое. Есть возможность перебрасывать средства между своими картами и переводить их родственникам. Можно сохранять шаблоны трансакций, что тоже очень удобно. Если же в календаре отметить определенную дату, платеж будет осуществляться автоматически каждый месяц. Таким образом, о необходимых переводах пользователь не забудет. Это касается погашений кредитов, регулярных платежей за коммунальные услуги и других обязательных выплат. Скоро появится возможность открывать и пополнять вклады. Если у клиента скопится определенная сумма на карте, он сможет не выходя из дома открыть вклад и перевести туда эти средства либо пополнить уже имеющиеся вклады. Кроме того, и с вкладами можно будет осуществлять расходные операции: если закончились средства, достаточно будет зайти в личный кабинет и перевести деньги с вклада на карту. Не поддельный интерес провайдеров к приложению и к его разработке, сервису и системе позволит привлечь все больше и больше людей для совершенствования систем ДБО [2,стр.992].

Непосредственно это касалось интернет - банкинга, а развитие мобильного банкинга позволяет привлекать новых пользователей. Пользователи относящиеся к дистанционному банковскому обслуживанию могут осуществлять операции через приложения. Самая известная и лидирующая платформа среди мобильных приложений это iOS,Далее идет не менее известный Android и за ними Windows.

Популярность mobile - банкинга привлекает за счет способа идентификации пользователя, но это, в свою очередь, увеличивает риски информационной безопасности. Одним из примеров может служить

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

аутенфикация по отпечатку пальца. Одновременно с этим банк ВТБ-24 развивает «Почта Банк» в составе банковской группы [3].

Одной из главных задач развития дистанционного банковского обслуживания является сохранность персональных данных пользователей. Введение единых требований ведет к повышению защиты онлайн -операций а также ведет к доверию интернет - банкингу. Безопасность в рамках дистанционного банковского обслуживания оставались и остаются актуальной темой для разработки 1Т провайдеров.

Перспектива развития этого направления в России непосредственно развивается только в положительную сторону. Из-за перенасыщения услуг, которые представляет банк своему клиенту, этот показатель уже не является ведущим в конкурентной борьбе за клиента. Укореняя позиции интернет обслуживания, кредитная организация, дает возможность своему клиенту не зависеть от графика работы в организации , позволяя контролировать и совершать операции по счетам удобное для клиента время. И поэтому банки стараются усовершенствовать и закрепить как первостепенную надобность, процедуру планирования своей деятельности.

Но есть и обратная сторона, условия которой связаны с несовершенствами на уровне защиты персональной информации, нападки несанкционированных операций, слабые позиции законодательной базы для совершения операций и т.д. Дистанционное банковское обслуживание подразумевает в будущем устранение этих несовершенств ,доведя систему до безупречности.

Список использованной литературы:

1.Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Роганова С.Ю.ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ В РОСИИ:ПРИЧИНЫ СТАГНАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.-2016-.№ 11-2.-285-289.

2.Кириченко Л.П., Булавенко О.А.. СИСТЕМА ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА В РОССИИ//Фундаментальные исследования.-2015.-№ 11-5.-С.991-995;

3. «Это не кризис,это новый статус кво экономики»: где будет искать клиентов Почта банк [Электронный ресурс]/ под ред. Е.И.Лебедева М^р.ги 2016.https://www.dp.ru/a/2016/04/29/Pochta_Bank_intervju

© Скрыпник И.С., 2018

УДК 33

Тулешова Г.Б.

асс. профессор кафедры экономики и сервиса

Муратбек К. А. Магистрант кафедры экономики и сервиса ЖГУ им. И.Жансугурова

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ

Аннотация

В статье проведен анализ состояния малого и среднего бизнеса в Казахстане, показаны основные тенденции субъектов малого и среднего предпринимательства; рассмотрена роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики, проблемы, приоритеты и механизмы его развития.

Ключевые слова:

малое и среднее предпринимательство, экономическая политика государства, государственная поддержка, экономический рост

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.