ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
4. Лин А. А., Соколов Б. И., Слепнев Д. М. Фармацевтический рынок: производство лекарственных средств в России // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 1(45). — С.191-194.
5. Соколов Б. И., Лин А. А., Терехов М. Е. Фармацевтический рынок: оптовое звено // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 2 (46). — С. 267-270.
6. Лин А. А., Соколова С. В., Терехов М. Е. Фармацевтический рынок: коммерческий розничный сектор // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3 (47). — С. 378-382.
7. Соколова С. В., Орлов А. С., Румянцева М. С. Фармацевтический рынок: государственные закупки лекарственных препаратов // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 4 (48). — С. 345-349.
8. Лин А. А., Соколова С. В., Орлов А. С. Фармацевтический рынок: госпитальный сегмент // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 1 (49). — С. 224-230.
9. Соколов Б. И., Лин А. А., Орлов А. С. Фармацевтический рынок: льготное лекарственное обеспечение // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 2 (50). — С. 337-341.
10. Лин А. А., Соколов Б. И., Орлов А. С. Фармацевтический рынок: сегмент биологически активных добавок // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3 (51). — С. 297-302.
11. Соколова С. В., Лин А. А., Орлов А. С. Фармацевтический рынок: сегмент косметики // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 4 (52).
12. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
13. Аналитики: стоимость разработки нового препарата составляет около 2,6 млрд долл. URL: http://www.pharmvestnik.ru/ publs/lenta/obzory/analitiki-stoimostj-razrabotki-novogo-preparata-sostavljaet-okolo-2-6-mlrd-doN.html
14. 90% всех затрат на клинические исследования приходятся на III фазу. URL: http://www.remedium.ru/news/detail.php?ID=63013 (дата обращения: 21.11.2014).
15. Лукьянчук Е. Мировой рынок клинических исследований. URL: http://www.apteka.ua/article/158875
16. Прохорова Т. Клинические исследования инновационных препаратов в России могут остановиться. URL: http://www. rg.ru/2011/05/16/klinicheskie-issledovania.html
17. Информационно-аналитический бюллетень ассоциации организаций по клиническим исследованиям, № 8. Итоги 2013 года. — М.: АОКИ, 2014. — 36 с.
18. В России чаще проводят КИ дженериков, а не оригинальных препаратов. URL: http://www.remedium.ru/news/detail. php?ID=61544
19. Более половины зарубежных лекарств проходят клинические исследования в России. URL: http://www.pharmvestnik.ru/ publs/lenta/obzory/bolee-poloviny-zarubezhnyx-lekarstv-proxodjat-klinicheskie-issledovanija-v-rossii.html
1 Под дженериками в данной статье подразумеваются лекарственные препараты с истекшим сроком патентной защиты, производимые компаниями, которые ранее не являлись их патентообладателями.
2 Оригинальное лекарственное средство — лекарственное средство, содержащее впервые полученную фармацевтическую субстанцию или новую комбинацию фармацевтических субстанций, эффективность и безопасность которых подтверждены результатами доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов [12].
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
и научно-исследовательских структур
Н.А. Ритман,
ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского государственного экономического университета
В статье рассмотрены ключевые факторы успеха интегрированных исследовательско-производственных структур в фармацевтической отрасли. Раскрыты методические аспекты оценки преимуществ взаимодействий предприятий фармацевтической промышленности и научно-исследовательских структур
Ключевые слова: взаимодействие, интеграция, конкуренция, промышленные предприятия, фармацевтическое производство, управление.
УДК 615.1/.4 ББК 52.8
Результаты интеграции исследовательских и фармацевтических производственных структур могут быть по своему содержанию идентифицированы как конкурентные преимущества.
Под конкурентными преимуществами в нашей статье мы будем понимать предложенное М.Портером [3, 4] содержание, а именно: «обладание какими-либо эксклюзивными ценностями, дающее превосходство перед конкурентами». Таким образом, наилучшие возможности разработки, производства, вывода на фармрынок и организации продаж новой продукции, в условиях функционирования интегрированной исследовательскопроизводственной фармструктуры, рассматриваются нами как ее принципиальные конкурентные преимущества.
Исследуя состав и содержание указанных преимуществ, следует отметить, что они имеют признаки как «внешних», так и «внутренних» (используя классификацию Ж.Ж. Ламбена [2]).
293
Внешние преимущества состоят в повышении ценности фармпродукции для потребителя в связи с местом разработки и производства (ключевая ориентация на импортозамещение, особенно в сегменте государственного фармрынка), в связи с сокращением издержек для фармпотребителя, как розничного, так и оптового (ценовое соответствие потребностям рынка, рублевое выражение издержек, отсутствие дополнительных расходов, связанных с импортированием, в том числе транспортные, таможенные и прочие затраты, и уплатой валютных лицензионных платежей за право производства лекарства зарубежному правообладателю). Внутренние преимущества определяются процессом взаимодействия структур, выполняющих НИОКР, и производителей, основанном на долгосрочном сотрудничестве, либо на конкретном целевом сотрудничестве. Прямое организационное взаимодействие и ориентация в ис-
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
следованиях на технологические возможности производства обеспечивают как снижение «внутригрупповых» затрат, так и снижение потребностей в инвестиционных ресурсах (при наличии связи между бизнес-процессами исследований и производства экономия может быть обеспечена, в том числе путем объединения ресурсов и источников инвестиций).
Конкурентные преимущества исследуемой интеграции носят как материальный характер в виде экономии финансовых и материальных ресурсов структуры, так и нематериальный в форме уникальности результатов НИОКР, технологий исследований и производства, организационных, управленческих, информационных методик взаимодействия бизнес-процессов, уникального опыта сотрудничества исследовательского и производственного персонала.
Использовать полученные конкурентные преимущества интегрированной исследовательско-производственной фармструктуры логично в рамках каждого из перечисленных ниже типов поведения. Во-первых, рассматриваемое взаимодействие позволяет осуществлять систему действий, определяемых как креативное конкурентное поведение [4]. Учитывая, что целью взаимодействия структур в рамках интеграции является разработка и производство новых видов фармпродукции и новых фармтехнологий, интегрированная структура получает превосходство путем создания новых отечественных видов фармпродукции или ее компонентов. Во-вторых, разработка и начало производства и продаж отечественных аналогов существующих импортных фармпрепаратов, также может быть целью интеграции исследователей и производителей. Тогда поведение структуры может носить «приспособленческий» характер. Наконец, в случае, если тактической целью взаимодействия является улучшение качества уже производимой продукции на основе проводимых исследований в области технологий фармпроизводства или в области совершенствования субстанций, структура может реализовать «гарантирующее» конкурентное поведение.
В дополнение к приведенной выше характеристике конкурентных преимуществ взаимодействия исследовательских и производственных фармакологических структур, целесообразно указать на повышение доходности функционирования такого образования.
Этот факт связан как с минимизацией упущенной выгоды, которое достигается за счет более гибкого реагирования на изменения как внешней среды (например, изменение требований к условиям производства, или упаковки, или формы лекарственных веществ может быть учтено уже на этапе проведения медицинских исследований и экспериментов), так и на изменения внутренних процессов (например, отсутствие потенциала производства каких-то лекарственных форм также может быть учтено на этапе их разработки, и наоборот — возникновение потребностей в изменении технологии производства, выявленное на этапе ранних клинических экспериментов, может быть произведено своевременно — до начала организации производства нового препарата). Также целесообразно отметить и увеличение доходности за счет снижения издержек (например, оптимизации налогообложения при взаимодействии организаций, выполняющих НИОКР и производственных предприятий, привлечение инвесторов под комплексный проект, включающий как стадию разработки, так и производственную стадию, и так далее).
Детальный анализ наиболее существенных конкурентных преимуществ интегрированной исследовательско-производственной фармструктуры, на наш взгляд, можно провести, определив конкретные ключевые факторы его успеха. Указанный подход для оценки конкурентных преимуществ является рекомендуемым многими авторами [1, 2]. В соответствии с определением профессора Г.Л. Азоева [1] ключевые факторы успеха — это наборы навыков и ресурсов, которые в наибольшей степени влияют на позиционные преимущества и показатели функционирования для конкретного рынка.
Детальный перечень факторов, которыми потенциально обладает интегрированная исследовательско-производственная фармацевтическая структура приведен в таблице 1. Группиров-
ка факторов по типам произведена с использованием подхода, предложенного профессором Г.Л. Азоевым [1].
Ключевые факторы успеха интеграции исследовательских и производственных фармацевтических организаций при их исследовании и дальнейшем использовании в рамках каждой конкретной интегрированной структуры целесообразно ранжировать с целью выявления наиболее важных из них. На заключительном этапе производится формулирование стратегических рекомендаций по удержанию и развитию конкурентных преимуществ на основе использования имеющихся ключевых факторов успеха.
В зависимости от выбранных направлений развития конкурентных преимуществ исследовательско-производственной интегрированной фармацевтической структуры система их управления генерирует стратегические направления развития. Такие стратегии в условиях интеграции структур являются сложными для проектного, корпоративного и структурного развития. Сложность формулирования и реализации стратегий развития определяется:
— повышением уровня неопределенности результатов по срокам, уровню затрат, уровню качества в связи с усложнением согласования функционирования разнородных по сущности деятельности, ожидаемым результатам деятельности, ресурсоемкости структур;
— повышением рисков в области инвестиций вследствие неопределенности результатов в области проводимых фундаментальных фармацевтических и медицинских исследований, прикладных и экспериментальных научных исследований, возможности их производственной реализации и соответствия этих результатов ожиданиям конкретного сегмента фармацевтического рынка;
— усилением потока изменений в фармацевтическом производственном предприятии вследствие организации выпуска новых видов лекарственных средств, либо применением новых видов компонентов или фармсубстанций, либо их новым форм. При этом изменения в производственном бизнес-процессе предприятия влекут за собой соответствующие изменения во всех обеспечивающих и вспомогательных его бизнес-процессах. Это означает, что осуществлять организацию производства новых препаратов, либо изменение технологии и компонентов, используемых в фармпроизводстве необходимо, принимая во внимание стадии жизненного цикла фармпродукции, технологий фармпроизводства, спроса на фармпродукцию и самой системы управления производственным предприятием.
— усилением противоречий в системе управления как фармацевтическим производственным предприятием, так и научно-исследовательскими структурами. Выбор и реализация интеграционных стратегий, направленных на выполнение исследований, разработку и организацию новых отечественных фармацевтических препаратов неизбежно происходит в условиях различия как интересов управляющей системы, так и различия подходов и механизмов управления как структурами в целом, так и их уровнями. В связи с этим требуется обеспечить сочетание интересов и согласование методов и механизмов управления как исследовательскими структурами, так и производственными бизнес-процессами и предприятием в целом. Основными направлениями координации систем управления представляются такие области, как научно-исследовательский, технико-технологический, финансовый, производственный менеджмент и управление маркетинговыми решениями.
Используя и развивая потенциал перечисленных выше факторов успеха интегрированной исследовательско-производственной фармструктуры, ее система управления может генерировать стратегию интеграционного развития, которая в условиях текущих внешних факторов развития отечественной фармацевтической производственной отрасли носит инновационный характер, обеспечивая совершенствование производимой фармпродукции. Наиболее эффективные способы формулирования и достижения целей стратегии интегрированного исследовательско-производственного инновационного развития фармпредприятий можно, на наш взгляд, определить, используя подходы системного моделирования.
294
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Таблица 1
Ключевые факторы успеха интегрированных исследовательско-производственных структур
в фармацевтической отрасли
Тип фактора Составляющие фактора в интегрированной фармструктуре
Факторы, связанные с технологией Согласование и уточнение технологий производства фармпрепаратов на этапе их разработки и проведения клинических испытаний в целях полного использования технологических ресурсов или учета их ограниченности в рамках производственных бизнес-процессах
Ориентированность исследований на тот сегмент отечественного фармрынка, на который технологически ориентировано производство
Информация о необходимых технических потребительских свойствах конечного фармпродукта, закладывается как техзадание при проведении исследований и НИОКР разработки
Возможность корректировки технологических возможностей производственных бизнес-процессов на ранней стадии разработки фармпродуктов
Сокращение временных затрат на организацию производства в связи с проведением согласований на этапе разработки и испытаний лекарств
Упрощение процедур защиты возникшей в результате выполнения НИОКР имущественных прав в связи с согласованием распределения прав на этапе оценки рынка и начала проекта
Дополнительный потенциал у научно-исследовательских структур, связанный с изучением процессов производства и потребления разработанных ими препаратов, используя данные производителя
Факторы, связанные с производством Снижение затрат на процедуры согласования научно-исследовательских и производственных бизнес-процессов фармструктуры
Снижение затрат производственной структуры на получение имущественных прав на выпуск разработанного фармацевтического препарата вследствие целевого характера проводимых исследований и разработок
Снижение затрат исследовательских структур на производство опытных образцов
Отражение специфики производственных бизнес-процессов при проведении исследований, выборе компонентов и фармсубстанций, разработке препаратов, экономия на согласованиях и дополнительных изменениях результатов НИОКР как результат
Соответствие форм фармпрепаратов возможностям производственных бизнес-процессов, достигнутое на этапах исследований и разработки
Соответствие компонентов фармпрепаратов и фамсубстанций сырьевому потенциалу производственных и обеспечивающих бизнес-процессов как результат взаимных согласований при выполнении НИОКР
Факторы, связанные с распределением Наличие уже потребителя результатов выполненных фундаментальных исследований и НИОКР на этапе их проведения
Возможности учета потребностей потребителей фармпрепаратов и сегмента фармрынка данного производителя при выполнении фундаментальных исследований и НИОКР
Факторы, связанные с маркетингом Ориентация исследований и разработок на сегмент рынка производственной фарморганизации и на потенциал и потребности производителя в части освоения новых сегментов или диверсификации продукции
Точное удовлетворение потребностей производителя в выводе на рынок определенных групп и видов фармпродукции
Факторы, связанные с маркетингом Ориентация исследований и разработок на сегмент рынка производственной фарморганизации и на потенциал и потребности производителя в части освоения новых сегментов или диверсификации продукции
Точное удовлетворение потребностей производителя в выводе на рынок определенных групп и видов фармпродукции
Соответствие форм и упаковок разрабатываемых препаратов потребностям рынка и техническому и технологическому потенциалу фармпроизводителя
Выполнение исследований и разработок под нужды конечного потребителя фармацевтического производственного предприятия
Использование рекламного и маркетингового в целом потенциала импортозамещающего направления развития отечественной экономики и интеграции в рамках региональных объединений (например, объединения рынка лекарств в формате ЕврАзЭС до 01.01.2016)
Факторы, связанные с квалификацией Организация сотрудничества фармацевтических производственных предприятиями в рамках интеграции с такими исследовательскими структурами, которые удовлетворяют потребностям целевых проектов производителей
Факторы, связанные с возможностями организации и управления Интегрированная система управления (или взаимосвязанная — при низкой степени интеграции) исследовательскими и производственными организациями
Взаимоувязанная между исследовательской организацией и производственным предприятием реакция на изменения факторов внешней среды (например, изменение потребностей рынка, изменения стандартов производства лекарственных средств и так далее)
Взаимно согласованные планы развития структур, выполняющих фундаментальные исследования и НИОКР и производственных предприятий
Факторы, связанные с возможностями организации и управления Взаимосогласованная программа привлечения инвестиций, включая «проектное финансирования» (под разработку и выпуск конкретных видов лекарственных средств)
Использование брендовых возможностей отечественных производителей и исследователей, в том числе обусловленных политикой импортозамещения
Преимущества в организации администрирования совместных проектов (включая использование налогового, лицензионного обеспечения деятельности)
Способность удовлетворять требованиям стандартов производства фармацевтической продукции начиная с этапа разработки лекарственных средств
295
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Литература
1. Азоев Г.Л., Челянков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М., 2000.
2. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. — СПб: Наука, 1996.
3. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2003.
4. Портер М. Международная конкуренция, конкурентные преимущества стран / Пер. с англ.; Под ред. В.Д. Щетинина — М.: Международные отношения, 1993.
ЛИЗИНГ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Л. З. Буранбаева,
ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета Сибайского института (филиала)
Башкирского государственного университета, кандидат экономических наук [email protected]
Д.Х. Яндавлетова,
ассистент кафедры бухгалтерского учета Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета
В статье рассматриваются проблемы и современные тенденции развития системы здравоохранения. По мнению автора, эффективность ее функционирования достигается за счет внедрения различных финансовых инструментов, в том числе и лизинга. Результаты исследований отечественных и зарубежных экономистов показали возможность применения лизинга в системе здравоохранения. Даны практические рекомендации, предложены пути решения проблем в системе здравоохранения.
Ключевые слова: основные фонды, лизинг, медицинское оборудование, государственные (муниципальные) учреждения.
УДК 339.187.62:614.2 ББК 65.262.1+51.1 (2Рос.Баш)
В настоящее время для осуществления деятельности экономическим субъектам необходимы современное оборудование, новые технологии и обновление основных производственных фондов. Существуют различные способы обновления основных фондов. Одним из них является лизинг, который представляет собой вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества, отвечающего требованиям научно-технического прогресса и интересам участников лизинговых отношений. Лизинг позволяет обновлять материально-техническую базу и основные фонды (транспортные средства, спецтехнику, оборудование и т.д.) экономических субъектов.
В России лизинг представлен как определенно новый финансовый инструмент, так как до 1990-х годов условия для развития лизинга в нашей стране отсутствовали. Одной из первых лизинговых сделок стало приобретение Аэрофлотом в 1990 г. западноевропейских аэробусов А-310. Первые лизинговые сделки активно использовал банковский капитал (лизинговые компании — филиалы или дочерние компании банков, к примеру, Мосбизнесбанк — Лизингбизнес) [5, с. 67].
Согласно данным компании АМИКО, ежегодный прирост объемов финансового лизинга в 1998-2006 гг. составил 40,8% (РФ — в мире с 34-го места на 10-е, в Европе — с 20-го на 6-е). Однако доля лизинга в ВВП определена на уровне 1,7% (в развитых странах — от 2 до 6%) [4], что свидетельствует о недостаточном развитии лизинга [5, с. 71].
При этом следует отметить, что применение лизинга имеет ряд преимуществ и для государства:
1. Лизинговые компании предоставляют экономическим субъектам оборудование в аренду, которое окупится в течение нескольких лет, то есть оборудование приобретается за счет средств бюджетов для реализации функций государства.
2. Посредством лизинга становится возможным техническое обновление фондов экономических субъектов, например, износ основных фондов в здравоохранении составляет около 54%, в некоторых отраслях промышленности до 80%.
3. Увеличение объемов продукции, произведенной оборудованием, приобретенным в лизинг, пополняет бюджет за счет дополнительных налоговых поступлений. Реализация продукции
способствует получению прибыли экономическими субъектами, которые в свою очередь осуществляют налоговые платежи в федеральный, региональный и местный бюджеты.
4. Международный лизинг позволяет обеспечить дополнительные поступления валюты. Расширение экономических границ путем проведения международного лизинга приведет к увеличению валюты в стране.
5. Рост объемов продукции, произведенной оборудованием, приобретенным в лизинг, позволяет решать социально-экономические проблемы общества. Оборудование, приобретенное в лизинг, например, в сфере здравоохранения позволит населению не тратить денежные средства на поездки в районный или региональный центр, медицинская помощь или обследование будут оказываться оперативно на местах, на высококачественном современном оборудовании, бесплатно (в муниципальных учреждениях здравоохранения), что приведет в дальнейшем к улучшению здоровья населения.
6. Лизинг как альтернативный кредиту источник финансирования усиливает конкуренцию между банками и лизинговыми компаниями, снижает ссудный процент и привлекает приток капитала в реальный сектор экономики. В свою очередь будет развиваться разветвленная сеть: филиалов банков с дочерними лизинговыми компаниями и филиалами лизинговых компаний.
7. Инвестиции на основе лизинга помогают развивать частный бизнес и увеличивать занятость населения. Применение лизинга является подспорьем частному бизнесу, так как не всегда имеется возможность оплатить одновременно крупную сумму за оборудование, транспорт и другие объекты. Также следует учесть, что возможно использование предмета лизинга без последующего выкупа, данный факт актуален приобретением нового, более современного предмета лизинга с учетом научных открытий, исследований. Как следствие, открытие новых частных производств способствует увеличению занятости населения, улучшению социально-экономического положения в населенном пункте, федеральном субъекте и стране.
8. Осуществление услуг, работ и производство продукции с помощью взятого в лизинг оборудования, транспорта
296