Научная статья на тему 'Особенности развития интеграционных процессов предприятий фармацевтической промышленности и научно-исследовательских структур'

Особенности развития интеграционных процессов предприятий фармацевтической промышленности и научно-исследовательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / INTERACTION INTEGRATION / COMPETITIVENESS / INDUSTRIAL ENTERPRISES / PHARMACEUTICAL PRODUCTION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ритман Н. А.

В статье рассмотрены ключевые факторы успеха интегрированных исследовательско–производственных структур в фармацевтической отрасли. Раскрыты методические аспекты оценки преимуществ взаимодействий предприятий фармацевтической промышленности и научно-исследовательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enterprises and research structures of pharmaceutical industry: specificities in the development of integration processes

The article discusses the key factors of success of integrated research-and-production structures in the pharmaceutical industry. The author describes the process of evaluation of advantages emerging from the interaction of research and production units in the area of pharmaceutics.

Текст научной работы на тему «Особенности развития интеграционных процессов предприятий фармацевтической промышленности и научно-исследовательских структур»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

4. Лин А. А., Соколов Б. И., Слепнев Д. М. Фармацевтический рынок: производство лекарственных средств в России // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 1(45). — С.191-194.

5. Соколов Б. И., Лин А. А., Терехов М. Е. Фармацевтический рынок: оптовое звено // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 2 (46). — С. 267-270.

6. Лин А. А., Соколова С. В., Терехов М. Е. Фармацевтический рынок: коммерческий розничный сектор // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3 (47). — С. 378-382.

7. Соколова С. В., Орлов А. С., Румянцева М. С. Фармацевтический рынок: государственные закупки лекарственных препаратов // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 4 (48). — С. 345-349.

8. Лин А. А., Соколова С. В., Орлов А. С. Фармацевтический рынок: госпитальный сегмент // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 1 (49). — С. 224-230.

9. Соколов Б. И., Лин А. А., Орлов А. С. Фармацевтический рынок: льготное лекарственное обеспечение // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 2 (50). — С. 337-341.

10. Лин А. А., Соколов Б. И., Орлов А. С. Фармацевтический рынок: сегмент биологически активных добавок // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3 (51). — С. 297-302.

11. Соколова С. В., Лин А. А., Орлов А. С. Фармацевтический рынок: сегмент косметики // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 4 (52).

12. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

13. Аналитики: стоимость разработки нового препарата составляет около 2,6 млрд долл. URL: http://www.pharmvestnik.ru/ publs/lenta/obzory/analitiki-stoimostj-razrabotki-novogo-preparata-sostavljaet-okolo-2-6-mlrd-doN.html

14. 90% всех затрат на клинические исследования приходятся на III фазу. URL: http://www.remedium.ru/news/detail.php?ID=63013 (дата обращения: 21.11.2014).

15. Лукьянчук Е. Мировой рынок клинических исследований. URL: http://www.apteka.ua/article/158875

16. Прохорова Т. Клинические исследования инновационных препаратов в России могут остановиться. URL: http://www. rg.ru/2011/05/16/klinicheskie-issledovania.html

17. Информационно-аналитический бюллетень ассоциации организаций по клиническим исследованиям, № 8. Итоги 2013 года. — М.: АОКИ, 2014. — 36 с.

18. В России чаще проводят КИ дженериков, а не оригинальных препаратов. URL: http://www.remedium.ru/news/detail. php?ID=61544

19. Более половины зарубежных лекарств проходят клинические исследования в России. URL: http://www.pharmvestnik.ru/ publs/lenta/obzory/bolee-poloviny-zarubezhnyx-lekarstv-proxodjat-klinicheskie-issledovanija-v-rossii.html

1 Под дженериками в данной статье подразумеваются лекарственные препараты с истекшим сроком патентной защиты, производимые компаниями, которые ранее не являлись их патентообладателями.

2 Оригинальное лекарственное средство — лекарственное средство, содержащее впервые полученную фармацевтическую субстанцию или новую комбинацию фармацевтических субстанций, эффективность и безопасность которых подтверждены результатами доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов [12].

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

и научно-исследовательских структур

Н.А. Ритман,

ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского государственного экономического университета

[email protected]

В статье рассмотрены ключевые факторы успеха интегрированных исследовательско-производственных структур в фармацевтической отрасли. Раскрыты методические аспекты оценки преимуществ взаимодействий предприятий фармацевтической промышленности и научно-исследовательских структур

Ключевые слова: взаимодействие, интеграция, конкуренция, промышленные предприятия, фармацевтическое производство, управление.

УДК 615.1/.4 ББК 52.8

Результаты интеграции исследовательских и фармацевтических производственных структур могут быть по своему содержанию идентифицированы как конкурентные преимущества.

Под конкурентными преимуществами в нашей статье мы будем понимать предложенное М.Портером [3, 4] содержание, а именно: «обладание какими-либо эксклюзивными ценностями, дающее превосходство перед конкурентами». Таким образом, наилучшие возможности разработки, производства, вывода на фармрынок и организации продаж новой продукции, в условиях функционирования интегрированной исследовательскопроизводственной фармструктуры, рассматриваются нами как ее принципиальные конкурентные преимущества.

Исследуя состав и содержание указанных преимуществ, следует отметить, что они имеют признаки как «внешних», так и «внутренних» (используя классификацию Ж.Ж. Ламбена [2]).

293

Внешние преимущества состоят в повышении ценности фармпродукции для потребителя в связи с местом разработки и производства (ключевая ориентация на импортозамещение, особенно в сегменте государственного фармрынка), в связи с сокращением издержек для фармпотребителя, как розничного, так и оптового (ценовое соответствие потребностям рынка, рублевое выражение издержек, отсутствие дополнительных расходов, связанных с импортированием, в том числе транспортные, таможенные и прочие затраты, и уплатой валютных лицензионных платежей за право производства лекарства зарубежному правообладателю). Внутренние преимущества определяются процессом взаимодействия структур, выполняющих НИОКР, и производителей, основанном на долгосрочном сотрудничестве, либо на конкретном целевом сотрудничестве. Прямое организационное взаимодействие и ориентация в ис-

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

следованиях на технологические возможности производства обеспечивают как снижение «внутригрупповых» затрат, так и снижение потребностей в инвестиционных ресурсах (при наличии связи между бизнес-процессами исследований и производства экономия может быть обеспечена, в том числе путем объединения ресурсов и источников инвестиций).

Конкурентные преимущества исследуемой интеграции носят как материальный характер в виде экономии финансовых и материальных ресурсов структуры, так и нематериальный в форме уникальности результатов НИОКР, технологий исследований и производства, организационных, управленческих, информационных методик взаимодействия бизнес-процессов, уникального опыта сотрудничества исследовательского и производственного персонала.

Использовать полученные конкурентные преимущества интегрированной исследовательско-производственной фармструктуры логично в рамках каждого из перечисленных ниже типов поведения. Во-первых, рассматриваемое взаимодействие позволяет осуществлять систему действий, определяемых как креативное конкурентное поведение [4]. Учитывая, что целью взаимодействия структур в рамках интеграции является разработка и производство новых видов фармпродукции и новых фармтехнологий, интегрированная структура получает превосходство путем создания новых отечественных видов фармпродукции или ее компонентов. Во-вторых, разработка и начало производства и продаж отечественных аналогов существующих импортных фармпрепаратов, также может быть целью интеграции исследователей и производителей. Тогда поведение структуры может носить «приспособленческий» характер. Наконец, в случае, если тактической целью взаимодействия является улучшение качества уже производимой продукции на основе проводимых исследований в области технологий фармпроизводства или в области совершенствования субстанций, структура может реализовать «гарантирующее» конкурентное поведение.

В дополнение к приведенной выше характеристике конкурентных преимуществ взаимодействия исследовательских и производственных фармакологических структур, целесообразно указать на повышение доходности функционирования такого образования.

Этот факт связан как с минимизацией упущенной выгоды, которое достигается за счет более гибкого реагирования на изменения как внешней среды (например, изменение требований к условиям производства, или упаковки, или формы лекарственных веществ может быть учтено уже на этапе проведения медицинских исследований и экспериментов), так и на изменения внутренних процессов (например, отсутствие потенциала производства каких-то лекарственных форм также может быть учтено на этапе их разработки, и наоборот — возникновение потребностей в изменении технологии производства, выявленное на этапе ранних клинических экспериментов, может быть произведено своевременно — до начала организации производства нового препарата). Также целесообразно отметить и увеличение доходности за счет снижения издержек (например, оптимизации налогообложения при взаимодействии организаций, выполняющих НИОКР и производственных предприятий, привлечение инвесторов под комплексный проект, включающий как стадию разработки, так и производственную стадию, и так далее).

Детальный анализ наиболее существенных конкурентных преимуществ интегрированной исследовательско-производственной фармструктуры, на наш взгляд, можно провести, определив конкретные ключевые факторы его успеха. Указанный подход для оценки конкурентных преимуществ является рекомендуемым многими авторами [1, 2]. В соответствии с определением профессора Г.Л. Азоева [1] ключевые факторы успеха — это наборы навыков и ресурсов, которые в наибольшей степени влияют на позиционные преимущества и показатели функционирования для конкретного рынка.

Детальный перечень факторов, которыми потенциально обладает интегрированная исследовательско-производственная фармацевтическая структура приведен в таблице 1. Группиров-

ка факторов по типам произведена с использованием подхода, предложенного профессором Г.Л. Азоевым [1].

Ключевые факторы успеха интеграции исследовательских и производственных фармацевтических организаций при их исследовании и дальнейшем использовании в рамках каждой конкретной интегрированной структуры целесообразно ранжировать с целью выявления наиболее важных из них. На заключительном этапе производится формулирование стратегических рекомендаций по удержанию и развитию конкурентных преимуществ на основе использования имеющихся ключевых факторов успеха.

В зависимости от выбранных направлений развития конкурентных преимуществ исследовательско-производственной интегрированной фармацевтической структуры система их управления генерирует стратегические направления развития. Такие стратегии в условиях интеграции структур являются сложными для проектного, корпоративного и структурного развития. Сложность формулирования и реализации стратегий развития определяется:

— повышением уровня неопределенности результатов по срокам, уровню затрат, уровню качества в связи с усложнением согласования функционирования разнородных по сущности деятельности, ожидаемым результатам деятельности, ресурсоемкости структур;

— повышением рисков в области инвестиций вследствие неопределенности результатов в области проводимых фундаментальных фармацевтических и медицинских исследований, прикладных и экспериментальных научных исследований, возможности их производственной реализации и соответствия этих результатов ожиданиям конкретного сегмента фармацевтического рынка;

— усилением потока изменений в фармацевтическом производственном предприятии вследствие организации выпуска новых видов лекарственных средств, либо применением новых видов компонентов или фармсубстанций, либо их новым форм. При этом изменения в производственном бизнес-процессе предприятия влекут за собой соответствующие изменения во всех обеспечивающих и вспомогательных его бизнес-процессах. Это означает, что осуществлять организацию производства новых препаратов, либо изменение технологии и компонентов, используемых в фармпроизводстве необходимо, принимая во внимание стадии жизненного цикла фармпродукции, технологий фармпроизводства, спроса на фармпродукцию и самой системы управления производственным предприятием.

— усилением противоречий в системе управления как фармацевтическим производственным предприятием, так и научно-исследовательскими структурами. Выбор и реализация интеграционных стратегий, направленных на выполнение исследований, разработку и организацию новых отечественных фармацевтических препаратов неизбежно происходит в условиях различия как интересов управляющей системы, так и различия подходов и механизмов управления как структурами в целом, так и их уровнями. В связи с этим требуется обеспечить сочетание интересов и согласование методов и механизмов управления как исследовательскими структурами, так и производственными бизнес-процессами и предприятием в целом. Основными направлениями координации систем управления представляются такие области, как научно-исследовательский, технико-технологический, финансовый, производственный менеджмент и управление маркетинговыми решениями.

Используя и развивая потенциал перечисленных выше факторов успеха интегрированной исследовательско-производственной фармструктуры, ее система управления может генерировать стратегию интеграционного развития, которая в условиях текущих внешних факторов развития отечественной фармацевтической производственной отрасли носит инновационный характер, обеспечивая совершенствование производимой фармпродукции. Наиболее эффективные способы формулирования и достижения целей стратегии интегрированного исследовательско-производственного инновационного развития фармпредприятий можно, на наш взгляд, определить, используя подходы системного моделирования.

294

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

Таблица 1

Ключевые факторы успеха интегрированных исследовательско-производственных структур

в фармацевтической отрасли

Тип фактора Составляющие фактора в интегрированной фармструктуре

Факторы, связанные с технологией Согласование и уточнение технологий производства фармпрепаратов на этапе их разработки и проведения клинических испытаний в целях полного использования технологических ресурсов или учета их ограниченности в рамках производственных бизнес-процессах

Ориентированность исследований на тот сегмент отечественного фармрынка, на который технологически ориентировано производство

Информация о необходимых технических потребительских свойствах конечного фармпродукта, закладывается как техзадание при проведении исследований и НИОКР разработки

Возможность корректировки технологических возможностей производственных бизнес-процессов на ранней стадии разработки фармпродуктов

Сокращение временных затрат на организацию производства в связи с проведением согласований на этапе разработки и испытаний лекарств

Упрощение процедур защиты возникшей в результате выполнения НИОКР имущественных прав в связи с согласованием распределения прав на этапе оценки рынка и начала проекта

Дополнительный потенциал у научно-исследовательских структур, связанный с изучением процессов производства и потребления разработанных ими препаратов, используя данные производителя

Факторы, связанные с производством Снижение затрат на процедуры согласования научно-исследовательских и производственных бизнес-процессов фармструктуры

Снижение затрат производственной структуры на получение имущественных прав на выпуск разработанного фармацевтического препарата вследствие целевого характера проводимых исследований и разработок

Снижение затрат исследовательских структур на производство опытных образцов

Отражение специфики производственных бизнес-процессов при проведении исследований, выборе компонентов и фармсубстанций, разработке препаратов, экономия на согласованиях и дополнительных изменениях результатов НИОКР как результат

Соответствие форм фармпрепаратов возможностям производственных бизнес-процессов, достигнутое на этапах исследований и разработки

Соответствие компонентов фармпрепаратов и фамсубстанций сырьевому потенциалу производственных и обеспечивающих бизнес-процессов как результат взаимных согласований при выполнении НИОКР

Факторы, связанные с распределением Наличие уже потребителя результатов выполненных фундаментальных исследований и НИОКР на этапе их проведения

Возможности учета потребностей потребителей фармпрепаратов и сегмента фармрынка данного производителя при выполнении фундаментальных исследований и НИОКР

Факторы, связанные с маркетингом Ориентация исследований и разработок на сегмент рынка производственной фарморганизации и на потенциал и потребности производителя в части освоения новых сегментов или диверсификации продукции

Точное удовлетворение потребностей производителя в выводе на рынок определенных групп и видов фармпродукции

Факторы, связанные с маркетингом Ориентация исследований и разработок на сегмент рынка производственной фарморганизации и на потенциал и потребности производителя в части освоения новых сегментов или диверсификации продукции

Точное удовлетворение потребностей производителя в выводе на рынок определенных групп и видов фармпродукции

Соответствие форм и упаковок разрабатываемых препаратов потребностям рынка и техническому и технологическому потенциалу фармпроизводителя

Выполнение исследований и разработок под нужды конечного потребителя фармацевтического производственного предприятия

Использование рекламного и маркетингового в целом потенциала импортозамещающего направления развития отечественной экономики и интеграции в рамках региональных объединений (например, объединения рынка лекарств в формате ЕврАзЭС до 01.01.2016)

Факторы, связанные с квалификацией Организация сотрудничества фармацевтических производственных предприятиями в рамках интеграции с такими исследовательскими структурами, которые удовлетворяют потребностям целевых проектов производителей

Факторы, связанные с возможностями организации и управления Интегрированная система управления (или взаимосвязанная — при низкой степени интеграции) исследовательскими и производственными организациями

Взаимоувязанная между исследовательской организацией и производственным предприятием реакция на изменения факторов внешней среды (например, изменение потребностей рынка, изменения стандартов производства лекарственных средств и так далее)

Взаимно согласованные планы развития структур, выполняющих фундаментальные исследования и НИОКР и производственных предприятий

Факторы, связанные с возможностями организации и управления Взаимосогласованная программа привлечения инвестиций, включая «проектное финансирования» (под разработку и выпуск конкретных видов лекарственных средств)

Использование брендовых возможностей отечественных производителей и исследователей, в том числе обусловленных политикой импортозамещения

Преимущества в организации администрирования совместных проектов (включая использование налогового, лицензионного обеспечения деятельности)

Способность удовлетворять требованиям стандартов производства фармацевтической продукции начиная с этапа разработки лекарственных средств

295

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

Литература

1. Азоев Г.Л., Челянков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М., 2000.

2. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. — СПб: Наука, 1996.

3. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2003.

4. Портер М. Международная конкуренция, конкурентные преимущества стран / Пер. с англ.; Под ред. В.Д. Щетинина — М.: Международные отношения, 1993.

ЛИЗИНГ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Л. З. Буранбаева,

ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета Сибайского института (филиала)

Башкирского государственного университета, кандидат экономических наук [email protected]

Д.Х. Яндавлетова,

ассистент кафедры бухгалтерского учета Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета

[email protected]

В статье рассматриваются проблемы и современные тенденции развития системы здравоохранения. По мнению автора, эффективность ее функционирования достигается за счет внедрения различных финансовых инструментов, в том числе и лизинга. Результаты исследований отечественных и зарубежных экономистов показали возможность применения лизинга в системе здравоохранения. Даны практические рекомендации, предложены пути решения проблем в системе здравоохранения.

Ключевые слова: основные фонды, лизинг, медицинское оборудование, государственные (муниципальные) учреждения.

УДК 339.187.62:614.2 ББК 65.262.1+51.1 (2Рос.Баш)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время для осуществления деятельности экономическим субъектам необходимы современное оборудование, новые технологии и обновление основных производственных фондов. Существуют различные способы обновления основных фондов. Одним из них является лизинг, который представляет собой вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества, отвечающего требованиям научно-технического прогресса и интересам участников лизинговых отношений. Лизинг позволяет обновлять материально-техническую базу и основные фонды (транспортные средства, спецтехнику, оборудование и т.д.) экономических субъектов.

В России лизинг представлен как определенно новый финансовый инструмент, так как до 1990-х годов условия для развития лизинга в нашей стране отсутствовали. Одной из первых лизинговых сделок стало приобретение Аэрофлотом в 1990 г. западноевропейских аэробусов А-310. Первые лизинговые сделки активно использовал банковский капитал (лизинговые компании — филиалы или дочерние компании банков, к примеру, Мосбизнесбанк — Лизингбизнес) [5, с. 67].

Согласно данным компании АМИКО, ежегодный прирост объемов финансового лизинга в 1998-2006 гг. составил 40,8% (РФ — в мире с 34-го места на 10-е, в Европе — с 20-го на 6-е). Однако доля лизинга в ВВП определена на уровне 1,7% (в развитых странах — от 2 до 6%) [4], что свидетельствует о недостаточном развитии лизинга [5, с. 71].

При этом следует отметить, что применение лизинга имеет ряд преимуществ и для государства:

1. Лизинговые компании предоставляют экономическим субъектам оборудование в аренду, которое окупится в течение нескольких лет, то есть оборудование приобретается за счет средств бюджетов для реализации функций государства.

2. Посредством лизинга становится возможным техническое обновление фондов экономических субъектов, например, износ основных фондов в здравоохранении составляет около 54%, в некоторых отраслях промышленности до 80%.

3. Увеличение объемов продукции, произведенной оборудованием, приобретенным в лизинг, пополняет бюджет за счет дополнительных налоговых поступлений. Реализация продукции

способствует получению прибыли экономическими субъектами, которые в свою очередь осуществляют налоговые платежи в федеральный, региональный и местный бюджеты.

4. Международный лизинг позволяет обеспечить дополнительные поступления валюты. Расширение экономических границ путем проведения международного лизинга приведет к увеличению валюты в стране.

5. Рост объемов продукции, произведенной оборудованием, приобретенным в лизинг, позволяет решать социально-экономические проблемы общества. Оборудование, приобретенное в лизинг, например, в сфере здравоохранения позволит населению не тратить денежные средства на поездки в районный или региональный центр, медицинская помощь или обследование будут оказываться оперативно на местах, на высококачественном современном оборудовании, бесплатно (в муниципальных учреждениях здравоохранения), что приведет в дальнейшем к улучшению здоровья населения.

6. Лизинг как альтернативный кредиту источник финансирования усиливает конкуренцию между банками и лизинговыми компаниями, снижает ссудный процент и привлекает приток капитала в реальный сектор экономики. В свою очередь будет развиваться разветвленная сеть: филиалов банков с дочерними лизинговыми компаниями и филиалами лизинговых компаний.

7. Инвестиции на основе лизинга помогают развивать частный бизнес и увеличивать занятость населения. Применение лизинга является подспорьем частному бизнесу, так как не всегда имеется возможность оплатить одновременно крупную сумму за оборудование, транспорт и другие объекты. Также следует учесть, что возможно использование предмета лизинга без последующего выкупа, данный факт актуален приобретением нового, более современного предмета лизинга с учетом научных открытий, исследований. Как следствие, открытие новых частных производств способствует увеличению занятости населения, улучшению социально-экономического положения в населенном пункте, федеральном субъекте и стране.

8. Осуществление услуг, работ и производство продукции с помощью взятого в лизинг оборудования, транспорта

296

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.