Ш Озеров В.П., Царев Г.П.
«Особенности развития индивидуально-психологических свойств нервной системы...»
ПСНКОЛОГНМЕСКНЕ ннуки
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В.П. Озеров, Г.П. Царев
THE PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF INDIVIDUALLY-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF NERVOUS SYSTEM STUDENTS IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION
Ozerov V.P., Tsarev G.P.
Psychological, age, gender features of neve system of pupils, students, graduate students are analyzed.
В статье анализируются психологические, возрастные, гендерные особенности свойств нервной системы школьников, студентов, аспирантов.
Цивилизованность и зрелость общества во многом определяется его установкой на бережное отношение к каждому представителю этого общества, созданием максимально приближенных к индивидуальным особенностям условий для самореализации. Большой потенциал в плане общественного развития, скрывается в изучении и развитии индивидуальности учащихся в системе непрерывного среднего, высшего и профессионального образования. Адекватное использование различных индивидуально-психологических особенностей учащихся в системе образования, является актуальной и перспективной проблемой современных психолого-педагогических исследований как в нашей стране (3, 4, 7), так и за рубежом (17, 18, 19).
Сложность научного изучения индивидуальности заключается в многомерности проявлений ее феноменологии (2). Природа человеческой сущности обусловлена как биологическими, так и социальными факторами в широком смысле слова. Современные психологи рассматривают человеческую индивидуальность как сложнооргани-зованную, целостную (интегральную) систему разноаспектных психических свойств (1, 6, 9 и др.). Отечественной психофизиологией предпринята попытка охарактеризовать и разработать фундаментальные проблемы «самой большой тайны на Земле - тайны происхождения и механизмов человеческой психики» (8, 10, 11-14, 15-16).
УДК 159.9.072
Изучение свойств нервной системы и ее типов, как комплексов этих свойств, задача психофизиологии высшей нервной деятельности, но в применении к человеческой деятельности она приобретает важнейшее значение для психологии и педагогики, так как открывает путь к научному пониманию психофизиологических основ индивидуально-психологических различий между людьми, и повышению эффективности их образовательной и производственной деятельности
(1, 7, 12, 16).
Приоритетная роль в диагностике индивидуально-психологических свойств учащихся отдается надежным психофизиологическим экспресс-методам изучения основных свойств нервной системы человека (5, 7, 13, 15 и др.).
Предметом большого количества исследований являются индивидуальные особенности отдельных категорий учащихся, которые рассмотрены по отдельности, и изучены разными методами, впрочем, не могут отразить динамики свойств индивидуальности в целостной системе образования. Своей работой мы попытались восполнить этот пробел. Изучение индивидуально-психологических свойств учащихся в системе непрерывного образования целесообразно начинать с системы среднего (3 классы) образования, далее переходя к старшим классам, затем - к студенческому контингенту и, наконец, к системе дополнительного образования (аспиранты и соискатели).
На этом основании, исходя из дифференциально-психологической парадигмы в изучении человека, целью нашего исследования является сравнительный общепсихологический анализ особенностей развития свойств индивидуальности учащихся на разных этапах системы непрерывного образования.
Объектом нашего исследования явился феномен человеческой индивидуальности, рассмотренный как целостное системное образование, динамично существующее в системах образования разного уровня.
Предмет исследования - изучение особенностей развития индивидуально-психологических и свойств нервной систе-
мы школьников, студентов, аспирантов в системе непрерывного образования.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что сравнительный, транс-пективный анализ указанных индивидуальных свойств учащихся на разных этапах образования должен выявить их количественные и качественные особенности, не учитываемые в целостном образовательном процессе. По нашему мнению, учет этих свойств будет способствовать сохранению, поддержанию и развитию индивидуальности, психологического здоровья субъектов образования, развитию адаптивности и психологической конструктивности учащихся.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось по многоэтапной программе. На первом этапе методом поперечных срезов были протестированы различные категории учащихся (младшие школьники, старшеклассники, студенты, аспиранты/соискатели), находящиеся на разных этапах обучения и относящиеся к различным системам образования (начальная школа, старшая школа, высшее образование, послевузовское образование). На втором этапе производилась техническая обработка протоколов испытуемых. На третьем этапе проводился детальный ма-тематико-статистический анализ и интерпретация полученных данных. На четвертом этапе на основе полученных результатов проводился формирующий эксперимент с привлечением контингента младших школьников (описание и результаты которого в данной статье не приводятся). В исследовании приняли участие в общей сложности 179 человек, 74 из них - лица мужского пола, 105 - женского. В ходе исследования выполнено более 1500 человеко-измерений. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась научной обоснованностью исходных положений, использованием надежных методов, репрезентативностью выборки, значимостью экспериментальных показателей, применением современных методов обработки и анализа данных.
Все учащиеся разного возраста, пола, уровня образования, в целях сопоставления
Озеров В.П., Царев Г.П.
«Особенности развития индивидуально-психологических свойств нервной системы.»
диагностируемых показателей, обследованы единым методом. Применялась комплексная психомоторная экспресс - методика диагностики индивидуально-психологических свойств ВНД, модифицированная В.П. Озеровым (1992), позволяющая в короткое время (50 с) с высокой степенью надежности и объективности диагностировать у всего контингента обследуемых (класс, курс, группа учащихся) следующие свойства: силу/слабость нервной системы, подвижность/инертность, особенности психомоторной врабатываемости, работоспособности и воли испытуемого (подробнее см. В.П. Озеров, 2006). Эти методологические преимущества определили выбор данного экспресс-теста и применение его в настоящем исследовании.
Сравнение самооценки психосоматического самочувствия учащихся разных этапов образования. Перед началом выполнения тестового задания учащиеся должны были оценить свое психосоматическое самочувствие по 5-тибалльной шкале. Процедура проводилась с целью диагностики и актуализации самооценки психосоматического самочувствия на момент выполнения задания, рассматриваемой нами как единство психологического и телесного самоощущения испытуемого.
Среди выборки младших школьников (данные приводятся на момент начала учебного года) ярко выражена тенденция оценивать свое самочувствие как «отличное» -66% (мальчики) и 72% (девочки); «хорошее» - 33% и 27% соответственно; «удовлетворительного» или «неудовлетворительного» самочувствия не отмечено. К моменту завершения учебного года оценка несколько изменилась: мальчики - «хорошо» - 36%, «отлично» - 63%; девочки - «хорошо» -64% и «отлично» - 35%; неудовлетворительного самочувствия по-прежнему не наблюдается.
Результаты диагностики всех последующих категорий обследованных приводятся на середину учебного года.
Учащиеся 8 класса демонстрируют следующую самооценку состояния: «3» -11%; «4»-44%; «5» - 33%-показатели маль-
чиков. Показатели девочек: «3» - 27%; «4»-54%; «5» - 18% неудовлетворительного самочувствия не отмечено ни в одной из выборок.
Среди студентов 2-го курса по мужской выборке оценка такая: «3» - 10%; «4» -42%; «5» - 47%. Женской выборки: «3» -13%; «4» - 55%; «5» - 31%.
Студенты 4-го курса мужского пола отметили: «3» - 6%; «4» - 73%; «5» - 13%. Самочувствие лиц женского пола: «3» - 9%; «4» - 66%; «5» - 23%.
Оценка самочувствия аспирантов и соискателей показала, что среди лиц мужского пола оценивают на: «3» - 9%; «4» -66%; «5» - 23%. Женская выборка: «3» -26%; «4» - 50%; «5» - 15%, примечательно, что 5% данного контингента оценивают свое самочувствие как «неудовлетворительное», что не отмечено ни у одной из предшествующих категорий обследованных (р<0.05).
Результаты исследования отражают динамическую тенденцию к увеличению процента лиц, снижающих свою самооценку психосоматического благополучия в зависимости от возрастания этапа и уровня образования. Подобные результаты мы связываем с объективизацией дифференцировки самооценки самочувствия в более старшем возрасте, нежели в младшем, а также, с объективно регистрируемым снижением состояния здоровья учащейся молодежи, отмечаемым в последние годы различными авторами.
Далее проводился сравнительный анализ индивидуально-типологических свойств учащихся. В основе большинства проявлений индивидуального поведения человека лежат достаточно стабильные индивидуальные характеристики, обусловленные свойствами нервной системы. В рамках нашего исследования производился анализ типологических свойств силы и подвижности нервной системы учащихся различных категорий, которые возможно объединить в определенные группы по степени выраженности того или иного типологического свойства, и в дальнейшем учитывать их в учебном процессе, в целях его индивидуализации (7, с. 270).
Сила нервной системы является достаточно стабильным индивидуально-типологическим свойством человека, показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и интенсивности нагрузку, чем слабая. Сильную нервную систему характеризует высокая работоспособность. Для слабой нервной системы характерна низкая работоспособность нервных клеток, они быстрее истощаются. Эти свойства нервной системы имеют соответствующие проявления в учебной деятельности, поведении человека. По-
лученные результаты тестирования могут быть условно разделены на три типа по силе и слабости нервной системы в зависимости от разности работоспособности в первой половине и второй половине опыта. Результаты диагностики типа нервной системы представлены на рис. 1. Анализ сопоставляемых выборок показывает динамическое увеличение числа лиц с сильным типом, как среди лиц мужского пола, так и женского в зависимости от этапа возрастного развития и срока обучения. Однако, имеются и качественные особенности (см. рис.1).
Типология нервной системы лиц мужского пола (% испытуемых)
100% 80% 60% 40% 20% 0%
□ Слабый тип
□ Средний тип
□ Сильный тип
1 2 3 4 5 6
Типология нервной системы лиц женского пола (% испытуемых)
100% 80% 60% 40% 20% 0%
аш
□ Слабый тип
□ Средний тип
□ Сильный тип
1 2 3 4 5 6
Рис. 1. Индивидуально-типологические особенности учащихся на разных этапах образования.
Условные обозначения:1 - Младшие школьники на начало учебного года (3-й класс); 2 - Младшие школьники в конце учебного года (3-й класс); 3 - Старшеклассники (8-й класс); 4 - Студенты вуза (2-й курс, факультет лингвистики); 5 - Студенты вуза (4-й курс, факультет экономики); 6 - Аспиранты и соискатели (различные специальности).
Процентное соотношение всех категорий обследованных по силе нервной системы мужской выборки:
• сильный - 33,7%
• средний - 13,5%
• слабый - 52,7%
Процентное соотношение типов всех
категорий обследованных по силе нервной системы женской выборки:
• сильный - 29,5%
• средний - 15,2%
• слабый - 55,2%
Далее определялось свойство подвижности нервной системы. Подвижность нервной системы говорит о скорости движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также вза-
имного превращения. Результаты наглядно представлены на рис. 2. Особенностью диагностики этого свойства явилось значительное преобладание удельного веса инертного типа во всех рассмотренных выборках учащихся. Показатели подвижности у младших школьников не достигают уровня показателей характерных для подвижного типа нервной системы по нашей шкале, а в ряде случаев (мальчики младшего школьного возраста), вообще соответствуют характеристикам инертного типа у 100% обследованных. Что позволяет констатировать, что количественные и качественные характеристики развития указанного свойства нервной системы зависят от возраста, также гендер-ный аспект позволяет констатировать отста-
—
г Озеров В.П., Царев Г.П.
«Особенности развития индивидуально-психологических свойств нервной системы.»
■ I
вание функциональных показателей по подвижности нервной системы у мальчиков в отличие аналогичных у девочек в указанном
возрасте и этапе образования (р<0.001). В дальнейшем, отмечается тенденция к увеличению числа высокоподвижного типа.
Подвижность нервной системы мужской выборки
100%-, 80% 60%
40%-Ц 20% 0%
I
ш
1 2 3 4 5 6
□ Низкая подвижность
□ Средняя подвижность
□ Высокая подвижность
Подвижность нервной системы женской выборки
100%- ^ 80% 60% 40% 20% 0%
1 2 3 4 5 6
□ Низкая подвижность
□ Средняя подвижность
□ Высокая подвижность
Рис. 2. Индивидуально-психологические показатели учащихся на разных этапах образования.
Условные обозначения:1 - Младшие школьники на начало учебного года (3-й класс); 2 - Младшие школьники в конце учебного года (3-й класс); 3 - Старшеклассники (8-й класс); 4 - Студенты вуза (2-й курс, факультет лингвистики); 5 - Студенты вуза (4-й курс, факультет экономики); 6 - Аспиранты и соискатели (различные специальности).
Процентное соотношение всех категорий обследованных по подвижности нервной системы мужской выборки:
• высокая - 13,5%
• средняя - 14,2%
• низкая - 72,0%
Процентное соотношение типов всех
категорий обследованных по подвижности нервной системы женской выборки:
• высокая - 9,5%
• средняя - 8,7%
• низкая - 81,6%
Результаты диагностики индивидуальных особенностей психомоторной вра-батываемости и финального волевого усилия всех категорий обследованных представлены таблице 1. Сопоставление данных показателей является весьма информативным, т.к. высокий уровень психомоторной врабатываемости испытуемого говорит о его максимальной эффективности на момент начала деятельности, и возможное ее снижение на остальных этапах. Высокие показатели волевого усилия говорят об обратной тенденции, т.е. испытуемый способен наращивать темп/интенсивность своей деятель-
ности ближе к концу задания, благодаря высокому волевому усилию.
Необходимо отметить, что среди обследованных категорий молодежи имеется категория лиц, демонстрирующих как высокую стартовую психомоторную врабатывае-мость, так и высокое волевое финишное усилие. А также категория лиц, имеющих низкую психомоторную врабатываемость и аналогично низкое финальное волевое усилие. Процентное соотношение этих лиц представлено в таблице 2.
Анализ полученных данных позволяет констатировать, что имеются как количественные, так и качественные изменения в структуре изученных свойств, отражающих расхождение между максимальной эффективностью деятельностью на начальном этапе работы и на заключительном. Полученные данные демонстрируют динамическую тенденцию к снижению свойства стартовой психомоторной врабатываемости и увеличение выраженности свойства финального волевого усилия во всех категориях обследованных учащихся обоих полов в зависимости от этапа и уровня образования.
Таблица 1
Сравнительные характеристики соотношения уровней стартовой психомоторной врабатываемо-сти и финишного волевого усилия разных категорий учащейся молодежи
(в % по каждой категории)
Категория Мужская выборка Женская выборка
испытуемых Уровень психо- Уровень фи- Уровень психо- Уровень фи-
моторной вра- нального воле- моторной вра- нального воле-
батываемости вого усилия батываемости вого усилия
Высо- Низ- Высо- Низ- Высо- Низ- Высо- Низ-
кий кий кий кий кий кий кий кий
3-й класс* 90 10 33 66 90 10 45 55
3-й класс** 82 18 45 54 85 15 57 43
8-й класс*** 88 12 66 34 63 37 36 64
2-й курс*** 42 58 68 32 35 65 55 45
4-й курс*** 86 14 53 46 66 34 39 61
Аспиранты / 81 19 72 28 47 53 78 22
Соискатели***
Примечание:
*Результаты приводятся на начало учебного года. **Результаты приводятся на завершение учебного года. *** Результаты приводятся на середину учебного года.
Таблица 2
Соотношение обследованных лиц (% испытуемых по каждой категории), имеющих различные свойства стартовой психомоторной врабатываемости и финишного волевого усилия
Категория Мужская выборка Женская выборка
испытуемых Врабатывае- Врабатывае- Врабатываемость и Врабатываемость
мость и воля мость и воля воля высокие и воля низкие
высокие низкие
3-й класс* 33 11 36 0
3-й класс** 36 9 42 0
8-й класс*** 66 11 18 18
2-й курс*** 26 15 13 24
4-й курс*** 46 13 28 23
Аспиранты / 63 9 31 5
Соискатели***
Примечание:
*Результаты приводятся на начало учебного года. **Результаты приводятся на завершение учебного года. *** Результаты приводятся на середину учебного года.
Далее проводился сравнительный ана- течение всего периода выполнения задания. лиз суммарной психомоторной работоспо- Результаты сравнительного анализа суммар-собности. Данный показатель отражает ной психомоторной работоспособности суммарную продуктивность деятельности в представлены в таблице 3.
Озеров В.П., Царев Г.П.
«Особенности развития индивидуально-психологических свойств нервной системы.»
Таблица 3
Сравнительная характеристика показателей суммарной психомоторной работоспособности учащейся молодежи разных этапов и уровней образования
Категория Мужская выборка Женская выборка
испытуемых Сум- Сред- Сред- Сред- Сум- Сред- Сред- Сред-
марная ний ний ний марная ний ний ний
психо- мини- макси- показа- психо- мини- макси- показа-
мотор- маль- маль- тель мотор- маль- маль- тель
ная ный ный ная ный ный
рабо- показа- показа- рабо- показа- показа-
тоспо- тель тель тоспо- тель тель
соб- соб-
ность ность
3-й класс* 208,6 15,5 26,6 20,8 220,9 17,5 27,5 22,0
3-й класс** 223,4 17,7 30,3 22,3 233,0 18,0 31,2 23,3
8-й класс*** 279,2 24,0 33,1 27,9 261,7 22,1 31,9 26,1
2-й курс*** 262,0 17,7 33,7 26,2 261,6 16,8 34,3 26,1
4-й курс*** 277,6 22,8 33,8 27,7 272,7 22,5 32,8 27,2
Аспиранты /
Соискате- 293,6 24,0 35,3 29,3 280,1 23,7 33,1 28,0
ли***
Примечание:
*Результаты приводятся на начало учебного года. **Результаты приводятся на завершение учебного года. *** Результаты приводятся на середину учебного года.
Результаты отражают тенденцию к динамическому увеличению уровня суммарной психомоторной работоспособности учащихся, в зависимости от этапа обучения.
Проведенный сравнительный анализ индивидуально-психологических свойств учащихся на разных этапах образования, показывает, что в этом отношении дети младшего школьного возраста, подростки, юноши и девушки, имеют существенные как количественные, так и качественные различия. В уровне и структуре психодинамических свойств, которые связаны как с возрастными, тендерными, психофизиологическими, психологическими, психосексуальными особенностями, так и зависят от профессиональных предпочтений (студенты разных специальностей, аспиранты/соискатели), требований предъявляемых определенными особенностями академической и профессиональной подготовки (специализации). И это необходимо учитывать при построении их
образовательной деятельности, определяющей индивидуальную траекторию психосоциального индивида развития в системе непрерывного образования.
Таким образом, успешность разработки проблемы основных и парциальных свойств нервной системы человека, зависит в первую очередь от достигнутой глубины понимания природы индивидуально-типологических свойств и их роли в объяснении темперамента и пути к изучению общих и специальных способностей, что особенно актуально в образовательной и профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
3. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретиче-
ские и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. - СПб.: Речь, 2004.-168 с.
4. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Психология интегральной индивидуальности. - Пятигорск, 1995. -160 с.
5. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. - Спб.: Питер, 2003.
6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986. - 253 с.
7. Озеров В. П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека. - М.: «Илек-са»; - Ставрополь: «Сервисшкола», 2006. -472 с.
8. Павловские клинические среды: стенограммы заседаний в нервной и психиатрической клиниках. - М.;Л., 1954. Т. 1.
9. Русалов В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. - Пермь, 1988. - С. 3-11.
10. Сеченов И.М. Избранные психологические труды. - М., 1935.
11. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии. - М., 1952.
12. Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуаль-
но-психологических различий // Избранные труды, т. 2. - М.: «Педагогика», 1985. - С. 137-168.
13. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
14. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. Т.2. -М.: «Педагогика», 1985. - С. 169-189.
15. Небылицын В.Д. О соотношении между чувствительностью и силой нервной системы // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Т.1 / Под ред. Б.М. Теплова. - М, 1956.
16. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. - М. 1966.
17. Crozier W.R. Individual learners: personality differences in education. - London, Routledge, 1997.
18. De Raad B., Shouwenburg H. Personality in learning & education: a review // European J. of Personality, 1996, v. 10, p. 303-336.
19. Schmeck R.R. Learning strategies & learning styles. - N.Y., London: Plenum press, 1988.