Научная статья на тему 'Особенности развития и современное состояние дизайна одежды в Крыму'

Особенности развития и современное состояние дизайна одежды в Крыму Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
267
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ / МОЛОДЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ КРЫМА / КОНКУРСЫ / ФЕСТИВАЛИ / НЕДЕЛИ МОДЫ В КРЫМУ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Левицкая В.А.

В статье рассматриваются исторические предпосылки развития дизайна одежды в Крыму и проводится анализ его современного состояния. Даются предложения по реализации новых проектов развития модной индустрии в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития и современное состояние дизайна одежды в Крыму»

УДК 7(477.83 - 25)

Левицкая В.А.

Соискатель по специальности Искусствоведение», Крымский инженерно-педагогический университет

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДИЗАЙНА

ОДЕЖДЫ В КРЫМУ

В статье рассматриваются исторические предпосылки развития дизайна одежды в Крыму и проводится анализ его современного состояния. Даются предложения по реализации новых проектов развития модной индустрии в Крыму.

Ключевые слова: дизайн одежды, молодые дизайнеры Крыма, конкурсы, фестивали, Недели моды в Крыму.

Говоря об историческом развитии дизайна костюма, можно отметить, что Крым находится в наиболее выигрышном положении по отношению к другим регионам. Удобное географическое положение Крымского полуострова, находящегося на пересечении путей из Европы в Азию, издавна делало его местом, где переплетались судьбы многих народов.

Крым — это уникальное, особенное место на карте земного шара, так как на очень небольшой территории произошло зарождение и развитие национальных культур разных народов: тавров, киммерийцев, скифов, караимов, крымских татар, крымчаков, русских, украинцев, армян, греков, болгар и др.

В разные века развивались и процветали национальные культуры этих народов. Вместе с культурой, бытом, обычаями народов, населявших Крымский полуостров, существовал и развивался отдельный вид декоративно-прикладного искусства — костюм.

Рассуждая о дизайне костюма, прежде всего имеется в виду создание моды. Под модой в самом широком смысле понимается господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении различных внешних форм культуры: стиля жизни, обычаев, привычек поведения, а также одежды; и довольно частая смена этих вкусов. Чаще всего именно сменяемость формы одежды и называют модой. Одежда всегда являлась составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и удовлетворяющие определенные потребности, с другой — это произведения декоративно-прикладного искусства. Одежда, как и всякий предмет, декоративно- прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность.

Каждая мода так или иначе является зеркалом своего времени, отражая общественно-политическую жизнь общества, уровень и характер развития производительных сил, наиболее яркие события эпохи, важнейшие культурные и научные достижения, привычки и психологию человека, его представления об эстетическом идеале. Формы костюма всегда развиваются параллельно с развитием общего стиля в искусстве определенной исторической эпохи, переживая вместе с ним все этапы эволюции: зарождение, расцвет и угасание.

Постоянное стремление человека к новизне, к изменению всех форм проявления культуры, заставляло создателей одежды беспрерывно искать новые формы и конструкции. С древнейших времен до настоящего времени с этим связана деятельность дизайнера-модельера. Костюм — это один из тех объектов, в котором можно выразить свое художественное мировоззрение, так как именно костюм является отражением индивидуальной характеристики человека, его возраста, пола, социального положения, эстетического вкуса.

Каково же состояние дизайна одежды сегодня в Крыму? Художники-модельеры до недавнего времени были очень разобщены, каждый работал в своей мастерской, и не всегда

даже знал о конкурсах и выставках, которые проходили в других городах страны и разных странах. Киев до последнего времени оставался единственным городом, где регулярно проводились различные конкурсы и показы моделей известных дизайнеров одежды. С присоединением Крыма к России очень многое изменилось. Крымских дизайнеров приглашают на главные конкурсы и фестивали, которые проводятся в разных городах России — это Конкурс молодых дизайнеров одежды «Губернский стиль» в Воронеже и Международный конкурс молодых дизайнеров и модельеров «Подиум» в Ростове-на-Дону, Всероссийский конкурс молодых дизайнеров «Точка RU» и Конкурс дизайнерских работ в рамках «Недели моды» в Москве, Конкурс национального костюма «Этно-Эрато» и Международный конкурс этнического костюма «Этно-подиум» в Иркутске, а также многие другие.

Приятно осознавать, что многие модные мероприятия сейчас проводятся в Крыму и становятся традиционными. Совсем недавно, в сентябре в Севастополе проходила Неделя Моды в Крыму. Такие конкурсы проводятся обычно два раза в год и имеют различную тематику. В этот раз конкурс собрал молодых талантливых дизайнеров со всех уголков Крыма. Дизайнеры презентовали работы в разных номинациях — Рге^а-роЛе, этно, авангард и др. Представленные коллекции крымских дизайнеров, показали много свежих идей, которые могут быть воплощены в производство небольшими сериями. Очень радует, что первое место заняла выпускница Крымского инженерно-педагогического университета Овсянникова Екатерина с коллекцией костюмов «Рубины Феофаны». Было решено проводить показы молодых дизайнеров, создающих модные коллекции регулярно, — каждый год.

Два года подряд выпускники Крымского инженерно-педагогического университета в Симферополе Михайлова Анна и Эмиршаева Низе принимали участие и становились финалистами такого престижного конкурса как Всероссийский конкурс молодых дизайнеров «Точка RU». Впервые студенты из Симферополя, будущие дизайнеры были приглашены на Неделю Моды в Москву, в рамках программы развития деятельности студенческих объединений «Всероссийский конкурс молодых специалистов легкой промышленности», который проходил в марте этого года в Гостином Дворе. На конкурсе было представлено около 60 коллекций из разных стран. Приятно отметить, что в число финалистов вошла дизайнер из Крыма — Эмиршаева Низе.

Вячеслав Зайцев отметил, что художники-модельеры представили на конкурс великолепные Ансамбли одежды, которые работают на Образ и служат Красоте. Он надеется, что с каждым годом уровень этого профессионального конкурса будет все выше и выше.

Также Эмиршаева Низе в июле 2015 года заняла второе место в Международном конкурсе этнического костюма «Этно-подиум» в Иркутске (оз. Байкал). В этом году на конкурсе были представлены работы почти со всех городов России и впервые в нем приняла участие дизайнер из Крыма и так успешно.

Что касается работ, представленных на конкурсах молодыми крымскими дизайнерами, можно отметить, что они отдают предпочтение номинации «этно» и «креатив». Удивило то, что было много фантазийных авангардных работ, много творческой смелости. Радует то, что увеличивается число работ, решенных в фольклорном стиле. Кому как не им создавать модели в народном стиле с использованием этнических мотивов, вдохновляясь многонациональным творчеством народов Крыма.

Очень жаль, что в конкурсах не участвуют студенты, будущие дизайнеры одежды. Ведь цель конкурсов — поддержать талантливых модельеров в их профессиональном становлении.

Создание коллекции моделей — это очень трудоемкий, а главное дорогостоящий процесс. И молодым дизайнерам при разработке, изготовлении и показе новой модной коллекции не обойтись без финансовой помощи государственных или частных инвесторов. В

Крыму очень много талантливых молодых дизайнеров одежды, которые не могут проявить себя и показать свои модели на международных конкурсах и выставках в виду отсутствия финансирования.

Крымская многонациональная культура и удивительно богатая природа дает неограниченное разнообразие идей и творческих мотивов для каждого модельера. Огромный исторический пласт, а также этническое, фольклорное искусство народов, населявших Крымский полуостров, служат источниками вдохновения при создании новых, ярких высокохудожественных коллекций.

Поэтому именно крымчане могут стать инициаторами проведения конкурсов модной одежды, например, «Крымский подиум» или «Крымская мозаика», в которых будут участвовать дизайнеры одежды из разных стран.

В настоящее время выдвигается перспективное предложение о создании постоянно действующей «Галереи Мод» в городе Симферополе, где молодые дизайнеры могли бы выставлять свои творческие работы и проводить театрализованные показы коллекций студентов и молодых дизайнеров одежды. Это дало бы возможность студентам заявить о себе и быть востребованными еще до окончания ВУЗа. Это во многом способствовало бы объединению всех талантливых дизайнеров в Крыму и возможности внедрения малыми сериями перспективных коллекций для развития легкой промышленности в Крыму.

Литература

1. Каминская Н.М. История костюма. М. Легпромбытиздат 1986.

2. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2000.— 448 с.

3. Плаксина Э. Б., Михайловская Л. А., Попов В. П. История костюма. Стили и направления. Издательство: Академия, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.