Научная статья на тему 'Особенности развития города Бирска во второй половине XIX века'

Особенности развития города Бирска во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
901
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
г. бирск / купечество / торговля / уфимская губерния / река белая / birsk / merchants / trade / ufa province / belaya river

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоглазов Василий Сергеевич

Статья посвящена развитию Бирска во второй половине XIX в. Особое внимание уделено развитию Бирска как центра торговли, городскому строительству, архитектуре. Статья рассказывает о становлении Бирска как регионального центра торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the development of Birsk in the second half of the 19th century. Special attention is given to the development of Birsk as a centre of trade, town development and architecture. The article tells about the establishment of Birsk as the region"s trade centre.

Текст научной работы на тему «Особенности развития города Бирска во второй половине XIX века»

В. С. Белоглазое

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА БИРСКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Работа представлена кафедрой отечественной истории Бирской государственной социально-педагогической академии.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Р. Б. Габдулхаков

Статья посвящена развитию Бирска во второй половине XIX в. Особое внимание уделено развитию Бирска как центра торговли, городскому строительству, архитектуре. Статья рассказывает о становлении Бирска как регионального центра торговли.

Ключевые слова: г. Бирск, купечество, торговля, Уфимская губерния, река Белая.

V. Beloglazov

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF BIRSK IN THE SECOND HALF

OF THE 19th CENTURY

The article is devoted to the development of Birsk in the second half of the 19th century. Special attention is given to the development of Birsk as a centre of trade, town development and architecture. The article tells about the establishment of Birsk as the region’s trade centre.

Key words: Birsk, merchants, trade, Ufa province, Belaya River.

Отмена крепостного права в России в 1861 г. положила начало развитию капиталистических отношений. Данное эпохальное событие явилось резким толчком для развития производства, торговли, образования. Все эти перемены затронули и провинциальные центры, каким был г. Бирск во второй половине XIX в. В условиях пореформенной эпохи город стал центром развития местного купечества и предпринимательства. Этому способствовало и выгодное географическое положение. Основным транспортом на тот момент являлся речной, а р. Белая, на берегу которой и был основан г. Бирск, прекрасно справлялась со всеми поставленными задачами по грузоперевозкам. Такие благоприятные условия определили развитие бывшего сторожевого городка-крепости как местного центра развития купечества и предпринимательства.

Численность населения города в 1865 г. составила 3112 человек и 142 арестанта. По

роду занятий преобладали служащие, не имеющие недвижимого имущества, торговцы, ремесленники и хлебопашцы [1, с. 51].

Что касается архитектурного облика, то, как и большинство российских городов на тот момент, г. Бирск был деревянным городом. Близость лесов и дешевизна этого распространенного материала определили облик города на многие века. По данным на 1865 г. в г. Бирске было: 4 каменные постройки, 506 деревянных (т. е. 99,2%), 43 деревянные лавки на Троицкой и Покровской площадях [1, с. 52].

Если изначально город был основан как русский по национальному составу, то с течением времени ситуация меняется и уже в середине XIX в. г. Бирск сложился как многонациональный город, в котором проживали представители различных национальностей и религиозных конфессий. Преимущественно же население было православным, а по национальному составу доминирующее поло-

жение было за русскими. Так, в 1868 г. по вероисповеданию в городе проживало: православных христиан - 93,4%, католиков -2,07%, старообрядцев - 0,04%, приверженцев иудаизма - 0,35%, мусульман - 3,5%, язычников - 0,64% [1, с. 53].

Выгодное географическое положение на берегу судоходной реки, строительство пристани в значительной мере способствовали развитию городской торговли и производства. Это привело к тому, что уже к началу второй половины Х1Х в. г. Бирск стал считаться довольно известным торговым городком. Географические особенности местности -плодородные земли и обилие лесов - наложили свой отпечаток и на специфику производимых товаров. Основу городского экспорта составляли хлеб и лес [1, с. 54]. Большое количество бирского хлеба ежегодно отправлялось на нижегородскую ярмарку. Кроме хлеба также отправляли и продукцию местного производства, такую как мочала, кули и рогожи. Активные лесозаготовки позволяли снабжать древесиной даже соседние уезды. Торговлей хлебом занималось большое количество купцов, но особо крупными партиями торговали купцы Балаев, Капустин и Мещеряков, лесными изделиями - Белов и Позолотин [2, с. 253]. Большие товарооборо-ты требовали резкого увеличения грузоперевозок и, соответственно, развития транспортной сети. Железные дороги в России только строились, да и в планах прокладки железнодорожного маршрута через г. Бирск не было. Поэтому основным видом транспорта стал речной. Благодаря активной торговле речной транспорт в г. Бирске начинает стремительно развиваться. Было налажено местное производство речных судов - барок. Городское население различных социальных слоев (купцы, мещане, крестьяне) строило в огромном количестве плоты. Навигация начиналась обычно с половины апреля и продолжалась до половины октября [3, с. 14]. В это время, численность плотов составляла от 120 до 159 [4, л. 15]. Также в город прибывало большое количество судов с ввозимым товаром из соседних уездов и губерний.

Отмена крепостного права предоставила купцам и промышленникам тысячи рабочих рук. Открытие судоходства по р. Белой в 1850-х гг. способствовало ускорению товарообмена между центром и провинцией, в частности Уфимской губернией и г. Бир-ском. В связи с этим резко увеличилось число людей, приезжающих в город по делам, на ярмарку, на базар и просто проезжающих через город. В этих условиях от работы гостиниц и тому подобных учреждений выгода была очевидна. В 1870-90-е гг. были построены многоквартирные дома для сдачи в аренду жилых площадей. Они назывались доходными домами, так как приносили доход своему владельцу. Надо отметить, что строительство доходных домов в данный исторический период идет повсеместно по всей стране. Бурное развитие капиталистических отношений, промышленный подъем и увеличение численности населения требовали значительного увеличения жилых и коммерческих площадей. Это происходило как в малых городах, так и в столице. В Петербурге, например, активное городское строительство в конце XIX в. велось на Петроградской стороне, причем строили именно многоквартирные доходные дома [5, с. 163]. Доходные дома получили широкое распространение и в г. Бирске. Некоторые купцы строили дома для своих рабочих. Наличие жилья давало возможность иметь рабочие силы при минимальной оплате труда. Многие горожане излишки своих помещений сдавали в аренду, особенно для торговли. Сдавали торговые площади Морозовы, Коновалов, Ромадин, Сизов, а некоторые, наоборот, арендовали у других и у города, которому принадлежали торговые ряды в центре [4, л. 21]. Предметы городской торговли, или так называемый городской импорт, составляли: сукна, шелковые, льняные ткани, так называемый «красный товар» - галантерейные вещи, бакалеи, колониальный товар, железные и медные изделия. Главными торговцами по «красному товару» считались купцы Галанов, Морозов, Баранов и Худяков, а бакалеями - Кутузов и Зуев [4, л. 22].

Во второй половине XIX в. г. Бирск играет важную роль как торговый центр северной части Уфимской губернии. О том, что бирские купцы, как и сам город, были известны за пределами не только своего уезда, но и губернии, свидетельствует такой факт, что в г. Бирске проводилась ежегодная ярмарка, с 15 по 22 января, на Троицкой площади, которая привлекала внимание многих купцов и производителей из разных регионов: Уфы, Казани, Елабуги и Сарапула. Общее число приезжающих составляло более 5000 человек [1, с. 56]. Основную группу продаваемых товаров составляли: зерно, соль, ткани, пушнина, мясо и другие продукты. Ежегодный оборот городской ярмарки приближался к ста тысячам рублей, что по тем временам было весьма крупной и значительной суммой.

Кроме ежегодной ярмарки, имеющей также большое значение для соседних регионов, проходили и еженедельные базары, торговля на которых обслуживала интересы исключительно местного городского и сельского населения. Товарообороты воскресных базаров были очень незначительны. Торговали в основном хлебом, конским кормом, скотом, живностью, мясом, рыбой. Достаточно дефицитным товаром для г. Бирска того времени были книги, которые продавали в незначительном количестве в некоторых лавках. В основном это были учебники и церковная литература. Скудность книжной торговли можно объяснить малым распространением грамотности среди местного населения, а соответственно, низким спросом на данную продукцию.

Развитие капиталистических отношений и начало промышленного подъема способствовали тому, что в г. Бирске, как и во многих других малых городах России, началось активное строительство производственных объектов. Городское производство специализировалось в основном на изготовлении строительных материалов. Городу принадлежало три кирпичных завода. На городской земле, вне города, находился поташный завод, принадлежащий купеческому сыну Андрею Галанову, вся продукция которого от-

правлялась исключительно на нижегородскую ярмарку [1, с. 58]. По данным переписи 1897 г., в городе существовали также следующие промышленные предприятия: лесопильный, кожевенный и винокуренный заводы (последний был открыт в 1894 г.), несколько паровых мельниц, бойня. Имелись также мучные лабазы, земский склад сельскохозяйственных машин, орудий и семян, пристань [6, с. 19]. В целом же городская промышленность была крайне незначительна и слаба. Это объясняется в первую очередь транспортной проблемой города. Для бурного развития промышленности необходима была железная дорога, так как ни речной, ни тем более гужевой транспорт не могли бы удовлетворить производственные нужды. Поэтому акцент в развитии г. Бирска был сделан именно на торговлю, а производство так и осталось незначительным. Те же малые города, через которые проходили железные дороги, наоборот, получили должное развитие промышленных предприятий. К примеру, через г. Белебей была проведена железная дорога, что явилось мощным фактором развития промышленности. Для сравнения: в конце XIX в. в нем было 11 кирпичных заводов (почти в 4 раза больше, чем в г. Бирске), два мыловаренных, три кожевенных, шесть пекарен [7].

Во все времена неотъемлемой частью городской жизни была общественная жизнь, которая была различной в зависимости от слоев населения. Общественная жизнь высшего общества кипела в дворянском клубе, который находился в городском парке. В клубе имелся буфет, устраивали танцевальные и карточные вечера, выписывали журналы. Посторонний человек мог быть приглашен только членом клуба под его личную ответственность. Купцы появлялись в клубе очень редко, и поэтому клуб считался дворянским. Располагался он в хорошем двухэтажном помещении и имел свой небольшой оркестр, составленный из любителей. Этот оркестр также играл и на домашних вечерах [1, с. 60]. Однако жизнь основной массы городского населения не была особенно яркой и насыщенной в отличие от дворянского общества.

В зимнее время город будто впадал в спячку. Оживление наступало только с открытием ярмарки, после которой все опять затихало. Активная жизнь возобновлялась только весной с открытием навигации [1, с. 61]. Имело место в общественной жизни также устройство любительских спектаклей. Летом немалое развлечение жителям доставлял приход и отход пассажирских пароходов, которые останавливались у Бирской пристани для погрузки товаров и посадки пассажиров [8, с. 142].

Х!Х в. известен как в отечественной, так и в зарубежной истории новыми научными открытиями, техническим прогрессом. В немалой степени развитию и укреплению деловых связей города способствовало применение научно-технических достижений. Так, распространение телеграфа в Российской империи не обошло вниманием и Бирск. В город была проведена телеграфная линия и построена станция, которая позволяла поддерживать быструю и качественную связь с различными городами страны [1, с. 61]. Наибольшее количество передаваемых и получаемых сообщений приходилось на купеческое сословие, таким образом можно отметить, что открытие в городе телеграфа значительно ускорило развитие торговли и поставило ее на новый уровень. Наиболее частые телеграфные сообщения были с Уфой, Казанью, Мензелинском, Оренбургом, Нижним Новгородом, Елабугой, а также Петербургом и Москвой [1, с. 62].

Развитие местного купечества, в свою очередь, благоприятно повлияло на облик города. Началось активное строительство жилых домов, магазинов, складов, причем все чаще стали строить каменные сооружения. К началу ХХ в. в городе имелось уже 28 каменных домов (по сравнению с 1865 г. увеличилось в 7 раз!) [4, л. 25]. Эти здания были в основном сосредоточены в центре города и по его главным улицам. На окраинах же размести-

лись кустари, ремесленники и просто трудовое население, приобщенное к пристани и к крестьянской земле и разбросанное по оврагам, где было легче создать жилье из местных материалов. Вокруг Свято-Троицкого собора выросли торговые дома купцов Чирковых, Мотыгина, Иванова, Коновалова, Сизова, Горохова, Таганова, Новикова, Морозовых, Беловых, Конюховых и др. Был открыт фирменный магазин компании «Зингер».

Благотворительная деятельность бир-ских купцов сыграла немалую роль в развитии народного образования в городе. На купеческие пожертвования были построены реальное училище для мальчиков и прогимназия для девочек. Открытая электростанция, одна из первых в регионе, обслуживала дом купца Коновалова и построенный в середине XIX в. Троицкий собор. Жизнь в городе становилась все оживленнее. Больше проводились общегородских мероприятий. Должное внимание уделялось здравоохранению. Бир-ская уездная больница обслуживала врачебной помощью весь уезд [9, л. 39].

Таким образом, во второй половине XIX в. Бирск превратился из мелкого уездного городка в крупный торговый и образовательный центр своего региона, даже известного далеко за его пределами. Естественно, городская торговля развивалась и в первой половине XIX в., но отмена крепостного права и открытие в 1850-х гг. пароходного сообщения по р. Белой поставили город на совершенно новый уровень. Именно после 1861 г. в течение нескольких десятилетий окончательно формируется городской центр вокруг Троицкой площади (ныне Октябрьская). Отсутствие железной дороги не дало должного развития промышленности, как в других малых городах, связанных железнодорожными путями. Этот фактор определил город именно как известный торговый пункт на волжском речном пути.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешний Уфимской губерниям, собранных и разработанных в течение 1866 и 1867 гг. Уфа, 1868.

2. Роднов М. И., Дегтярев А. Н. Хлебный рынок Уфимской губернии в конце XIX - начале XX века. Уфа, 2008. 258 с.

3. Носков А. К. Бирск и его окрестности. СПб., 1913. 170 с.

4. Архив Бирского исорического музея. Д. 46.

5. КостылевР. П. Петербургские архитектурные стили. СПб.: Паритет, 2007. 256 с.

6. Ахияров К. Ш. Бирск. Уфа: Китап, 1989. 101 с.

7. История города Белебея. URL: http://www.belebey.ru/o-gorode/istoriya-gorod/nakanune-revolyutsii.

html

8. Памятная книжка уфимской губернии на 1878 год, составлена В. А. Новиковым и Н. А. Гурви-чем. Уфа, 1878.

9. ЦГА ОО РБ. Ф. 8254. Оп. 1. Д. 9.

REFERENCES

1. Sbornik statisticheskikh, istoricheskikh i arkheologicheskikh svedeniy po byvshey Orenburgskoy i nyneshniy Ufimskoy guberniyam, sobrannykh i razrabotannykh v techeniye 1866 i 1867 gg. Ufa, 1868.

2. Rodnov M. I., Degtyarev A. N. Khlebny rynok Ufimskoy gubernii v kontse XIX - nachale XX veka. Ufa, 2008. 258 s.

3. Noskov A. K. Birsk i yego okrestnosti. SPb., 1913. 170 s.

4. Arkhiv Birskogo isoricheskogo muzeya. D. 46.

5. KostylevR. P. Peterburgskiye arkhitekturnye stili. SPb.: Paritet, 2007. 256 s.

6. Akhiyarov K. Sh. Birsk. Ufa: Kitap, 1989. 101 s.

7. Istoriya goroda Belebeya. URL: http://www.belebey.ru/o-gorode/istoriya-gorod/nakanune-revo-lyutsii. html

8. Pamyatnaya knizhka ufimskoy gubernii na 1878 god, sostavlena V. A. Novikovym i N. A. Gurvi-chem. Ufa, 1878.

9. TsGA OO RB. F. 8254. Op. 1. D. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.