Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ЭВЕНКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ЭВЕНКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ДЕТИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА / PHYSICAL CULTURE AT SCHOOL / EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS / CHILDREN OF SMALL PEOPLES OF THE NORTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Октябрина Алексеевна, Винокурова Надежда Алексеевна

Дети, проживающие в условиях крайнего Севера, имеют особенности не только в физическом развитии, но и развитии физической подготовленности. В данной статье представлены результаты исследования физической подготовленности детей эвенков, занимающихся лыжными гонками села Эжанцы, Усть -Майского района Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Октябрина Алексеевна, Винокурова Надежда Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL FITNESS OF EVENKS CHILDREN ENGAGED IN CROSS-COUNTRY SKIING IN RURAL AREAS

Children living in the Far North have features not only in physical development, but also in the development of physical fitness. This article presents the results of the study of the physical fitness of Evenks children, involved in cross-country skiing in the village of Ezhantsy, Ust-Maisky district of the Republic Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ЭВЕНКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ»

(при помощи целостного и расчлененно-конструктивного методов обучения). В дальнейшем, сохранять навык удержания осанки в различных условиях и вариантах движений.

Контроль качественных и количественных характеристик освоенности стойки на руках осуществлять в каждом разделе обучения. Таким образом, предлагаемая структура опирается на современную технологию формирования двигательных умений и навыков в спортивной гимнастике и дополняет технологию обучения стойки на руках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болобан, В.Н. Современные технологии формирования двигательных умений и навыков в процессе обучения сложнокоординационным спортивным упражнениям / В.Н. Болобан // Наука в олимпийском спорте. - 2017. - № 4. - С. 45-56.

2. Заглада, В.Е. Применение принципов программирования при освоении сложных гимнастических упражнений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Заглада Владимир Ефимович. - Москва, 1975. - 34 с.

3. Мустаев, В.Л. Стоечная подготовка гимнастов : методические рекомендации / В.Л. Му-стаев. - Ленинск-Кузнецкий : [б. и.]. - 2014. - 17 с.

4. Шерин, В.С. Основы технологии подготовки и обучения в гимнастике / В.С. Шерин // Вестник Томского государственного университета. - 2013. -№ 372. - С. 167-169.

5. Якубова, Н.Х. Стоечная подготовка и методика ее совершенствования в сложнокоорди-национных видах спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Якубова Наиля Харрасовна. - Ташкент, 2000. - 25 с.

REFERENCES

1. Boloban,V. (2017), "Modern technologies of development of motor skills in the learning process hard-house exercises", Science in Olympic sport, No. 4, рр. 45-56.

2. Zaglada, V. (1975), Application of the principles of programming in the development of a complex of gymnastic exercises, dissertation, Moscow.

3. Mustaev, V. (2014), Rack training of gymnasts, methodical recommendation, Leninsk-Kuznetsky.

4. Shergin, V. (2013), "Fundamentals of training technology and training in gymnastics", Bulletin of Tomsk state University, No. 72, рр. 167-169.

5. Yakubova, N. (2000), Rack training and methods of its improvement in complex coordination sports, dissertation, Tashkent.

Контактная информация: vsva73@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2020

УДК 796.011.1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ЭВЕНКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Октябрина Алексеевна Винокурова, учитель физической культуры Эжанская средне-образовательная школы, Усть-Майский улус, Республика Саха (Якутия); Надежда Алексеевна Винокурова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

Дети, проживающие в условиях крайнего Севера, имеют особенности не только в физическом развитии, но и развитии физической подготовленности. В данной статье представлены результаты исследования физической подготовленности детей эвенков, занимающихся лыжными гонками села Эжанцы, Усть-Майского района Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: физическая культура в школе, учебно-тренировочный процесс, дети малочисленных народов Севера.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p58-61

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL FITNESS OF EVENKS CHILDREN ENGAGED IN CROSS-COUNTRY SKIING IN RURAL AREAS Oktiabrina Alekseevna Vinokurova, physical education teacher, Ezhensk secondary school, Ust-May, Republic Sakha (Yakutia); Nadezhda Alekseevna Vinokurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North-Eastern Federal University, Yakutsk

Abstract

Children living in the Far North have features not only in physical development, but also in the development of physical fitness. This article presents the results of the study of the physical fitness of Ev-enks children, involved in cross-country skiing in the village of Ezhantsy, Ust-Maisky district of the Republic Sakha (Yakutia).

Keywords: physical culture at school, educational and training process, children of small peoples of the North.

ВВЕДЕНИЕ

Лыжный спорт является одним из массовых видов спорта в восточной части Якутии. Лыжная подготовка включена в государственные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений [4]. Испокон веков народы, проживающие в восточной части Сибири, в частности, в Усть -Майском улусе республики Саха-Якутия охотились, используя самодельные лыжи не только для охоты, но и для преодоления расстояний. В настоящее время дети, проживающие и обучающиеся в национальной школе села Эжанцы круглогодично занимаются лыжными гонками. Однако условия проживания и климатические условия Якутии не лучшим образом отражаются на развитие физической подготовленности детей данного контингента. Таким образом, для того, чтобы раскрыть особенности развития физической подготовленности и детей малочисленных народов Севера, занимающихся лыжными гонками, были проведены исследования состоящих из нескольких этапов физической подготовленности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования, выявить особенности развития физической подготовленности у детей малочисленных народов Севера занимающиеся лыжными гонками в условиях Севера. Следует отметить, что во время проведения экспериментальной части исследования из-за создавшихся условий КОВИД-19 2 экспериментальной части проведен в начале нового учебного года. Исходя из этого, были использованы следующие методы исследования:

1. Наблюдение;

2. Тестирование общей физической подготовки;

3. Методы математической обработки.

Первый этап исследования проведен осенью (сентябрь, 2019) учебного года, второй этап был проведен в начале нового учебного года (сентябрь, 2020). Таким образом, тестирование физической подготовленности у детей (n=13) средний возраст составил (15,50±0,70). Таким образом, на 1 и 2 этапах исследования развития физической подготовленности детей малочисленных народов Севера выявлены следующие результаты (таблица 1). Выявленный факт можно констатировать, дети, живущие условиях сельской местности крайнего Севера занимающиеся лыжными гонками в тестовых упражнениях показали следующие результаты: челночный бег (с) (6,9±0,28 и 6,5±0,20); прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) (1,71±2,85 и 1,72±3,26); сгибание и разгибание рук и.п. упор лежа на полу (раз) без учета времени (6,50±2,24 и 9,60±1,02); бег на 2 км (мин) (12,05±0,18 и 11,05±0,22); бег на 100 м (с) (16,49±1,36 и 15,08±0,78) показали при-

рост результатов. В следующих упражнениях не выявлены приросты: (подтягивание на перекладине из и.п. вис (раз) (7,00±0,81 и 7,00±0,81); наклон вперед из и.п. стоя на гимн. Скамейке (см) (13,5±1,42 и 13,5±1,42); поднимание и опускание туловища и.п. упор лежа на спине (раз) без учета времени (46,00±2,44 и 46,00±2,44)

Таблица 1 - показатели физической подготовленности детей малочисленных народов Севера (п=17)___

№ Тестовые упражнения 1 этап 2 этап

M±m M±m

1 Челночный бег 3x10 (с) 6,9±0,28 6,5±0,20

2 Подтягивание на перекладине из и.п. вис (раз) 7,00±0,81 7,00±0,81

3 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 1,71±2,85 1,72±3,26

4 Наклон вперед из и.п. стоя на гимн. Скамейке (см) 13,5±1,42 13,5±1,42

5 Сгибание и разгибание рук и.п. упор лежа на полу (раз) без учета времени 6,50±2,24 9,60±1,02

6 Бег на 2 км (мин) 12,05±0,18 11,05±0,22

7 Бег на 100 м (с) 16,49±1,36 15,08±0,78

8 Поднимание и опускание туловища и.п. упор лежа на спине (раз) без учета времени 46,00±2,44 46,00±2,44

Полученные результаты в ходе исследования указывают, что прирост развития физической подготовленности незначительный. Следует отметить, что на развитие физической подготовленности детей малочисленных народов Севера повлияли внешние факторы: условия проживания крайнего Севера и переход на дистанционное обучение.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Из-за создавшихся условий, в частности перехода на дистанционное обучение дети, проживающие в условиях крайнего Севера и занимающиеся лыжными гонками не показали большого прироста в развитии физических качеств. Таким образом, следует разработать программы с учитывающие не только индивидуальные особенности детей, но и условия дистанционного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.А. Эвены Верхоянья: история и культура (конец XIX-80-е гг. XX в.) / А.А. Алексеев ; ответственный редактор Ч.М. Таксами ; Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова. - Санкт-Петербург : ВВМ, 2006. - 243 с..

2. Алексеева, В.А. Этнические, возрастные и конституционные особенности развития вторичных половых признаков девочек и девушек республики Саха (Якутия) : дис. ... канд. мед. / Алексеева Вилюйа Александровна. - Красноярск, 2009. - 89 с.

3. Борохин, М.И. Применение народных видов физических упражнений и национальных видов спорта коренных народов Республики Саха (Якутия) в физическом воспитании студентов / М.И. Борохин // Вестник Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. - 2008. - Т. 5, № 3. - С. 110-113.

4. Раменская, Т.И. Лыжный спорт / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - Москва : Физическая культура, 2005. - 320 с.

REFERENCES

1. Alekseev, A.A. (2006), Evens of Verkhoyanye: history and culture (late XIX-80-ies. XX century), publishing house VVM, St. Petersburg.

2. Alekseeva, V.A. (2009), Ethnic, age and constitutional characteristics of the development of secondary sexual characteristics of girls and girls of the Republic of Sakha (Yakutia), dissertation, Krasnoyarsk.

3. Borokhin, M.I. (2008), "Application of folk types of physical exercises and national sports of indigenous peoples of the Republic of Sakha (Yakutia) in physical education of students", Herald of Yakut State University by M.K. Ammosov, Vol. 5, No. 3, pp. 110-113.

4. Ramenskaya, T.I. and Batalov, A.G. (2005), Skiing, Physical culture, Moscow.

Контактная информация: oktya.vinokurova.65@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.10.2020

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ (СМГ) НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Надежда Алексеевна Винокурова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Гаври-льевна Барахсина, преподаватель, Лена Дмитриевна Винокурова, старший преподаватель, Северо-Восточный государственный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья обучающихся. Поэтому наша задача, наравне с решением педагогических задач должна сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями обучающихся для сохранения их здоровья. Физическая культура - одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Компетенции в области физической культуры -это знания, умения, жизненный опыт. Поэтому мы и должны все это передать своим студентам. Это относится не только к их физическим способностям, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.д. Таким образом, актуальность этой работы является формирование основных необходимых в жизни и в работе компетенций, чтобы у будущих профессиональных работников сформировались такие качества личности, чтобы обеспечить полноценную социальную и профессиональную деятельность. Целью исследования стало формирование ключевых компетенций студентов специальной медицинской группы (СМГ) на занятиях по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: высшее образование, компетенции в образовании, физическая культура, специальная медицинская группа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p61-65

FORMATION OF KEY COMPETENCIES OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP (SMG) IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS LESSONS

Nadezhda Alekseevna Vinokurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Gavrilyevna Barakhsina, the teacher, Lena Dmitrievna Vinokurova, the senior teacher,

North-Eastern State University, Yakutsk

Abstract

One of the most important tasks of education is to preserve the health of students. Therefore, our task, along with solving pedagogical problems, is to compare the teaching load with the individual characteristics of students in order to preserve their health. Physical culture is one of the components of a person's general culture, which largely determines his attitude to learning, behavior in everyday life, in communication.

Competencies in the field of physical culture are knowledge, skills, life experience. Therefore, we must pass all this on to our students. This applies not only to their physical abilities, but also to their ability to lead a healthy lifestyle, organize their leisure time, etc. Thus, the relevance of this work is the formation of the basic competencies necessary in life and work, so that future professional workers develop such personality traits to ensure full-fledged social and professional activity. The aim of the study was the formation of key competencies of students of a special medical group (SMG) in physical culture and sports classes.

Keyword: higher education, competence in education, physical education, special medical group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.