Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОРОДОВ ХХ ВЕКА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОРОДОВ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИСТИКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ ГОРОД / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА / URBANISM / EUROPEAN CITY / GLOBALIZATION / CITY ECOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кызьюров Г.А.

Статья посвящена рассмотрению особенностей и тенденций развития европейских городов на протяжении XX века. Раскрываются и анализируются некоторые проблемы городских систем, вызванные глобализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF EUROPEAN CITIES IN THE 20TH CENTURY

The article is devoted to the consideration of features and development trends of European cities throughout the XX century. Some problems of urban systems caused by globalization are revealed and analyzed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОРОДОВ ХХ ВЕКА»

УДК 93/94

Кызьюров Г.А. студент магистратуры 2 курса Институт истории и права Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина Россия, г. Сыктывкар ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОРОДОВ ХХ ВЕКА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей и тенденций развития европейских городов на протяжении XX века. Раскрываются и анализируются некоторые проблемы городских систем, вызванные глобализацией.

Ключевые слова: урбанистика, европейский город, глобализация, экология города.

Kyzyurov G.A. master student

second-year student, Institute of history and law Syktyvkar State University of Sorokin

Russia, Syktyvkar

FEATURES OF DEVELOPMENT OF EUROPEAN CITIES IN THE

20TH CENTURY

Annotation. The article is devoted to the consideration of features and development trends of European cities throughout the XX century. Some problems of urban systems caused by globalization are revealed and analyzed.

Keywords: urbanism, European city, globalization, city ecology.

В ХХ веке, в процессе урбанизации, продолжала возрастать роль городов, как экономических и политических центров, современных мегаполисов. Особое место в процессе урбанизации занимает рост городов -«миллионеров», городских агломераций. Процент городского населения стало стремительно увеличиваться, так как многие жители из деревень стремились перебраться в крупные города ради комфортабельных жилищ и более высоких зарплат, а это вело не только к экономическим и социальным проблемам, но и к изменениям в мировоззрении людей.

К. Танге, один из наиболее крупных западных урбанистов, исследуя природу и проблемы европейского города с 10 миллионным населением, приходит к выводу, что такие города, как Лондон и Париж будет страдать в ближайшем будущем от перенаселения. Прослеживая относительное возрастание в крупнейших мировых столицах доли непроизводственных функций (правительство, финансы, контроль над производством и потреблением и др.).

К. Танге считал, что именно необходимость разнообразность связей между этими функциями стимулируют дальнейший рост столиц и превращение их в сложные системы, управляющее судьбами всей нации, обеспечивающее генерацию идей и связи с остальным миром. 76

По данным Алисова Н.В., Хорева Б.С. доля городского населения в западноевропейских странах составила (2000г): в Германии - 87,7%, Великобритании - 90,0%, Франции - 73,5%, Италии - 67,1%. За 1950-2000 гг. число горожан в мире выросло в 4,1 раза. 77 Это объясняет тот факт, что территориальные размеры европейских городов на протяжении XX века неизменно продолжали постоянно расти. Тем не менее, тенденция развития застройки односемейными домами оставалась преобладающей вокруг крупных городов, занимая сельскохозяйственные территории и зоны охраняемого природного ландшафта.

Некоторые аналитики выявили тенденцию к существенному росту малых европейских городов, сопровождавшуюся упадком значения исторических городских центров в 70-80-х гг. XX века. Тем не менее, с середины 80-х гг. появились изменения в росте численности населения крупных городов и увеличение их экономического потенциала. Исключение из правила составили периферийные области вокруг Марселя, Неаполя, старых английских индустриальных центров Манчестера и Бирмингема. Эту тенденцию можно интерпретировать разными способами. С одной стороны, мы видим явные демографические сдвиги и внимание к семейным ценностям и образу жизни. С другой стороны, экономические изменения глобального характера являются отражением организационных и пространственных изменений в крупнейших городах Европы.

В последние десятилетия XX века проявилось несколько основных тенденций в развитии городских систем в Европе. Города, которые имели некоторые преимущества в рамках их национальной городской системы, утратили свое нынешнее значение, в то время как города в приграничных районах и узловых транспортных точках обрели новое содержание. В рамках этой тенденции начинает формироваться новое представление о периферийности городских центров и новое понимание «центральности» места.

Определенный сегмент старых портовых центров и центров периферийных регионов смогли возродиться и обзавестись новыми функциями и стать элементом новых общемировых сетей. Можно привести два ярких примера такого рода — Лиль и Глазго. У некоторых других городов получилось стать центрами мирового туризма и местом приобретения своеобразного «второго дома». Внушительное число состоятельных британцев и немцев начали массово скупать элитную недвижимость в Ирландии, многие части которой оказались нетронутыми

76 Архитектура и градостроительство / Танге Кензо - М.; Пер с немецкого, 1978. С.134.

77 Экономическая и социальная география мира (общий обзор): - М.; Гардарика/ Алисов Н.В., Хорев Б.С., 2001. С.167.

промышленностью.

Однако в той же Европе хватает примеров, как некогда процветавшие и богатые порты в малых и средних городах окончательно утрачивают свое былое значение. Это случилось, в частности, с Марселем, который не выдержал конкурентную борьбу с Роттердамом и другими крупнейшими европейскими портами. Еще более трудные времена настали для бывших центров угольной и сталелитейной промышленности. Ведь ориентация на один тип производства, непростая экологическая ситуация резко ослабили позиции городских центров в этих местах. Несколько европейских стран развернули специальные программы конверсии промышленных регионов, целью которых является возрождение этих мест для нормального проживания и развития новых секторов экономики. 78

Ряд некогда малых европейских городов (Аахен, Страсбург, Льеж, Арнхейм), оказавшихся в стратегически важных для общеевропейской интеграции местах, получили возможность развития не только в рамках своей страны, но и Европы в целом. Целый список европейских городов (Берлин, Вена) получили мощный импульс для своего развития в результате выгодности своего места в плане сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы. В своё время, часть городов Восточной Европы (Будапешт, Прага, Варшава) начали стремительно возвращать свой довоенный статус в решении общеевропейских вопросов. В условном соревновании между этими городами победу одержал Будапешт, на долю которого приходится, в относительном исчислении, наибольшая часть иностранных инвестиций и вложений среди всех государств бывшего социалистического лагеря. В Будапеште местным властям удалось создать достойный для западных бизнесменов уровень сервиса и не удивительно, что все больше европейских и американских компаний начали создавать здесь свои филиалы и торговые представительства. 79

К концу XX века основные проблемы у большинства европейских городов были так или иначе связаны с транспортом: более половины автомобильных поездок совершались на расстояние не более 6 км, а 10% не превышали 1 км. 80 Возрастание количества автотранспорта было обусловлено влиянием таких факторов, как увеличение расстояний до мест работы, учебы, покупок или отдыха. Расстояния же эти все увеличивались по той причине, что конечные пункты поездок (жилые кварталы, промышленные районы, торговые зоны) стали размещаться все дальше друг от друга.

В результате глобализации уровень конкуренции постоянно возрастал и это фактор заставлял людей искать работу дальше от дома, а также

78 Вагин В. В. Социология города / В. Вагин. М. 2007. С.72.

79 Чуй Я.В. К вопросу о некоторых тенденциях изменения общественных пространств городов в конце ХХ -начале XXI веков // Academia. Архитектура и строительство. 2015. №4. С.128.

80 Балоян, Б. М. Геоурбанистика : учебник для академического бакалавриата / Б. М. Балоян, М. Л. Гитарский. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2017. С. 116-119.

работать в разных местах в разное время дня. Загруженность автомобильных магистралей оказывало значительное негативное влияние на качество воздушной среды в городах. Это воздействие частично сглаживалось введением в большинстве стран Европы более жестких стандартов на ограничение промышленных и автотранспортных выбросов. Тем не менее, множество жителей городских районов европейского континента до сих пор подвергаются воздействию высоких уровней загрязнения воздуха, что ухудшает состояние здоровья населения.

Ещё одной проблемой европейских городов конца XX века являлось шумовое загрязнение. Из 75% европейцев, проживающих в городах, более 30% испытывали в своих квартирах негативное шумовое воздействие от уличного движения. Резкий скачок темпов роста воздушных перевозок с 1970 года привел к значительному повышению уровня шума вблизи аэропортов. Законодательные инициативы, в том числе, запрещение полетов в ночное время, применение авиадвигателей с пониженным уровнем шумности в середине 1990-х годов позволили сократить авиационное шумовое загрязнение в 9 раз, по сравнению с уровнем 1970 года. 81 Загрязнение воздуха, шумовое воздействие и накопление твердых отходов -далеко не все экологические проблемы городов Европы рассматриваемого периода. Недостаточное озеленение, приводящее к ухудшению экологического состояния городских территорий по прежнему остается острой проблемой. В некоторых странах Восточной Европы (например, в Польше) загрязнение окружающей среды связано с использованием угля в качестве основного топлива в системах коммунального отопления в домах частного сектора. Инфраструктура городов устаревает, в частности, происходит обветшание жилых домов и коммуникаций.

Таким образом, с повышением уровня урбанизации в ХХ в европейских странах изменяется образ жизни людей, который потянул за собой кардинальные изменения городской структуры. Благодаря влиянию процесса урбанизации на развитие городских территорий, границы городской агломерации стали подвижными. В рассматриваемом периоде рост крупнейших городских ядер неизменно увеличивался. Расползание городских территорий привело к увеличению количества различных проблем, в частности экологической, которые не решены и по сей день.

81 Найт Р. В. Устойчивое развитие — устойчивые города. Международный журнал социальных наук. 1994(2). С. 43-69.

Использованные источники:

1. Балоян, Б. М. Геоурбанистика: учебник для академического бакалавриата / Б. М. Балоян, М. Л. Гитарский. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2017. 135 с.

2. Вагин В. В. Социология города / В. Вагин. - М., 2007. С.72.

3. Найт Р. В. Устойчивое развитие — устойчивые города. Международный журнал социальных наук. 1994(2). С. 43-69.

4. Чуй Я.В. К вопросу о некоторых тенденциях изменения общественных пространств городов в конце ХХ - начале XXI веков // Academia. Архитектура и строительство. 2015. №4. С.125-128.

5. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): - М.; Гардарика/ Алисов Н.В., Хорев Б.С., 2001. 704 с.

6. Яковлев И. И. Особенности развития городов в Западной Европе // Молодой ученый. 2018. №2. С. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.