Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ ТАДЖИКИСТАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ ТАДЖИКИСТАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абдуназарова Мастура Нигматжоновна

Эта статья посвящена развитию энергетики в Республике Таджикистан. Автор рассматривает освоение гидроэнергетических запасов и все возможности и названия малой энергетики на основе достоверных источников; вопросы, связанные с вкладом экономической политики государства в использование внутренних и внешних ресурсов. Анализ истории ряда развитых стран свидетельствует, что основу их ускоренного экономического развития составило именно широкое использование энергоносителей, и не только в трудоемких процессах промышленности, но и в быту, культуре, связи, транспорте и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Абдуназарова Мастура Нигматжоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATURES OF TAJIKISTAN ENERGY DEVELOPMENT IN MODERN CONDITION

This article is devoted development of energy in the Republic of Tajikistan. An author in the article examines to mastering hydro energetic supplies and all possibilities and names of small energy on the basis of reliable sources. And so about a role and decision effective economic politics of the state, in a primary value is taken the use of internal and external resources. The analysis of history of row of the developed countries testifies that basis of their speed-up economic development was made exactly by deployment of power mediums, and not only in the labour intensive processes of industry but also in the way of life, culture, connection, on the transport of and other

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ ТАДЖИКИСТАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ ТАДЖИКИСТАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Абдуназарова М. Н.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Правительство республики Таджикистан в годы суверенитета, как бы восполняя упущенное советского периода, уделяет большое внимание и развитию малой энергетики. Летом 2000 г. Министерство энергетики республики приняло новую общегосударственную программу строительства средних и малых ГЭС, в рамках которой только до 2010 г. планировалась ввести в эксплуатацию 13 объектов, в период с 2011 по 2015гг. - 23, а до 2025 гг. -ещё 25 таких ГЭС. Всего, таким образом, занеполных 20 лет предполагалась возвести 61 небольшую электростанцию суммарной мощностью 77 653 кВт. Стоимость этого проекта только на первом этапе (2007-2010 гг.) 11,2 млн. долл. Финансироваться проект должен был за счет кредитов Исламского банка развития, Азиатского банка развития и средств компании «Барки точик».

В начале 90-х годов таким образом, вновь обострилось внимание к малым ГЭС в Таджикистане. К этому времени схема размещения МГЭС, разработанная в 1949-1950-е годы уже потеряла свое значение, как не соответствующая новым условиям. В связи с этим, в 19901991 г. в республике была составлена новая «Схема развития малой гидроэнергетики в Старо-Матчинском, Гармском и Джиргитальском районах, а в 1995 г. - схемные проработки «Использования гидроэнергетических ресурсов малых и средних водотоков ГБАО, средствами малой гидроэнергетики», предусматривающие строительство МГЭС, в первую очередь, в горных районах республики, где отсутствовало централизованное электроснабжение.

В настоящее время в Таджикистане принят и действует целый пакет законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих, стимулирующих и создающих льготный режим в области строительства и эксплуатации малых ГЭС.

В результате всей этой изыскательской и организационной работы в республике были созданы необходимые законодательно-правовые, нормативно-технические, промышленные и финансовые основы для успешной реализации программы развития малой гидроэнергетики. В 1994-1999 г.г. за счет централизованных вложений и собственных средств «Барки точик» были построены:

Название МГЭС Мощность, кВт Место расположения Год пуска

«Хистеварс» 630 Ленинабадскойобл. 1996

«Хазара 1» 250 Варзобской р-н 1998

«Кызыл-зар» 70 Советский р-н 1998

«Андербаг» 300 Варзабский р-н 1999

«Шипак» 30 Рушанский р-н 1999

«Ванд» 60 Рушанский р-н 1998

«Дэх» 30 Рушанский р-н 1998

«Бардара» 50 Рушанский р-н 1998

«Раумед» 30 Рушанский р-н 1998

«Яншор» 30 Рушанский р-н 1998

«Босид» 75 Рушанский р-н 1999

«Пасор» 100 Рушанский р-н 1999

«Барчадев» 45 Рушанский р-н 1999

«Адэших» 30 Рушанский р-н 1999

«Бодом» 30 Рошткалински 1999

«Вездора» 30 Рошткалински 1999

В 2000 г. Правительством Таджикистана было достигнуто новое соглашение с Исламским банком развития о предоставлении республике льготного кредита в размере 9 млн. долл. США, сроком на 25 лет, в том числе

опережающего гранта 300 тыс. долл. На строительство малых ГЭС.В 1998 г. было подписано Межправительственное соглашение между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Иран о выделении на эти же цели кредита в сумме 1 млн. долл. США.

Дополнительно достигнута договоренность о предоставлении льготных кредитов для строительства МГЭС с Азиатским банком развития, Международной-финансовой Корпорацией

и другими финансовыми институтами. Таким образом, перспективная программа развития малой гидроэнергетики Таджикистана разработана с учетом всех этих источников.

В данном случае речь идет не о строительстве «совсем малых» ГЭС, изначально рассчитанных на обеспечение отдельно взятых населенных пунктов, как правило, в труднодоступных местностях. К примеру, за последние годы только в Горно - Бадахшанской автономной области было построено 12 мини - и средних ГЭС, мощность которых составляет от 30 до 100 кВт. В роли инвестора строительства выступил Фонд Ага - Хана. Данная программа - далеко не первый документ такого рода, принятый Правительством Таджикистана в годы независимости. К настоящему времени под этот проект подведена и юридическая база, в стране действует несколько официальных нормативных актов, предоставляющих налоговые льготы и иные преимущества частным инвесторам, за счет которых, например, уже в 2005 г. были построены 3 малых ГЭС, а в 2006 г. - ещё 7 небольших [1, с. 19]. Все эти ГЭС вырабатывали энергию только для освещения домов сельского населения. Кроме того, в рамках соглашения между Министерством энергетики Таджикистана и двумя Бангладешскими компаниями планировалась построить ещё 8 аналогичных электростанций в других горных районах республики.

Исходя из всего вышеизложенного, можно констатировать, что Правительство республики хорошо понимает, что без повсеместного сооружения в каждом кишлаке своей электростанций решить проблему бесперебойного обеспечения кишлаков электричеством невозможно. По нашему мнению, принцип «малая энергетика - для местных нужд», весьма актуален для сельского населения многих стран мира, а не только Таджикистана, причем независимо от уровня их экономического развития. В Дании, например, энергоснабжение многих ферм и даже небольших поселков осуществляется за счет объектов именно малой энергетики, в том числе и «нетрадиционной» энергетики (например, приливных и, прежде всего, ветровых электростанций). В Швейцарии все больше людей становятся «сами себе энергетиками», устанавливая на крышах домов солнечныебатареи. Большое количество солнечных дней в году, а также привычка экономить на всем и особенно обилие энергоресурсов, позволяет местным жителям не только обеспечить текущие потребности за счет энергии «звезды по имени Солнце», но и запастись электрической энергией на какое - то время.

Можно также вспомнить, что и у нас электрификация всей страны начиналась не с ударных строек первых пятилеток, а с возведения местных небольших по мощности электростанций. В последующем, уже после окончании войны, была разработана программа строительства «колхозных» ГЭС на малых реках, затем благополучно «похороненная» при Хрущеве.

В своем послании депутатам Мачлиси Милли от 20 апреля 2011 года, сам президент отметил, что это программа была направлена на обеспечения электроэнергии отделенных горных районов. В целом все за годы независимости в сельских местах республики построен. 2019 малых электростанции а до 2020 года предстоит построить ещё 190 таких электрических станции [2, с. 39].

Это уже полное соответствии реальной работы всей энергетической системы страны, строительно-монтажных, организации, специалистов- энергетической международных банков и инвестиционных компания.

-Развитие малой энергетики в будущем внесет свою большую лепту в достижении энергетической независимости республики, в выходе страны на твердые позиции занятия своего место в международном энергетическом рынков.

Таким образом, сегодня Таджикистан располагает огромными водно - энергетическими ресурсами, при разумном который республика сможет обеспечить электроэнергией фактически все государства Центральной Азии. Реализация «Схемы» началась практически

одновременно с её разработкой. В 1958 г. в республике действовало уже 53 МГЭС общей мощностью 12 МВт., а к 1978 г. общее количество построенных малых ГЭС достигло 69, при суммарной их мощности. Ресурсов же для сооружения малых ГЭС в республике было более чем достаточно [3, с. 47].

Желание инвестировать строительство малых и средних ГЭС Таджикистана выражают многие компании. Привлечение иностранных инвестиций должно сыграть определяющую роль и в осуществлении поисково-изыскательных работ по выявлению новых залежей нефти, газа, угля. В частности, к таким работам приступила Французская компания «Алистон». В ноябре 2006 г. была достигнута договорённость с российскими компаниями о проведении больших изыскательских работ для определения запасов газ и нефти на месторождениях Сарыкамыш, Шаамбари, Рангон, Саргазон. Значительный интерес к строительству малых и средних ГЭС

проявляют также иранские, казахские компании и др. Думается, работы хватит всем. Предварительные данные, уточненные в годы независимости Таджикистана, показывают, что на притоках больших и малых горных рек Таджикистана возможно строительство более 900 малых ГЭС, мощностью от 100 до 3000 кВт.ч. Назовем некоторые из них:

Оби-Хингоу - 5 ГЭС общей мощностью 712 МВт;

Сурхоб - 4 ГЭС общей мощностью 1077 МВт;

Кофарнигон - 5 ГЭС общей мощностью 411 МВт;

Зарафшан - 6 ГЭС общей мощностью 640 МВт;

Фандарья - 4 ГЭС общей мощностью 510 МВт;

Матча -5 ГЭС общей мощностью 500 МВт;

Гунт - 13 ГЭС общей мощностью 356,4 МВт;

Бартанг - 5 ГЭС общей мощностью 485,9 МВт [4, с. 98] и др.

Все вышеизложенное свидетельствует об огромных перспективных возможностях Таджикистана в производстве электроэнергии и экспорте её в большом объеме на международный энергетический рынок, что конечно, будет способствовать росту экономического потенциала республики в целом. В силу всего сказанного, Правительство республики придает весьма большое значение развитию малой энергетики.

Для достижения этих целей Министерство энергетики и промышленности, ряд проектных институтов и организаций разработали общегосударственную программу строительства малых и средних электростанций до 2025 г. до 2010 г. было запланирована строительство 13 ГЭС, до 2015 г. - 23; до 2025 г. - ещё 25 ГЭС малой и средней мощности. Всего же за 20 лет предполагается построить свыше 60 малых и средних ГЭС общей мощностью 77 653 кВт.

Все объекты, вошедшие в общую программу малой энергетики республики, будут финансироваться в основном Азиатским банком развития и фондом Ага-хана.

Дальнейшее развитие таджикской гидроэнергетики имеет ярко выраженную экспортную направленность. По нашему мнению, программа Правительства Таджикистана об ускорении темпов освоения энергетических ресурсов и создании широкой топливно-энергетической базы в республике заслуживает всяческий поддержки и одобрения, потому что реализация ее выведет Таджикистан на энергетический рынок Азиатского континента. Тем более, что внутренние потребности республики (оценочно) пока составляют 23-25 млрд. кВт.ч. В ближайшие годы избыток электроэнергии в республике может составить примерно 8-10 млрд. кВт. ч. и их вполне можно экспортировать другим странам Центральноазиатского региона.

Экспорт электроэнергии, как в страны ближнего зарубежья, так и дальнего благодаря географическому расположению Таджикистана, экономически вполне обоснован. Между тем технические возможности существующих ЛЭП - 500 кВт. Объединенной Энергетической системы ЦАС пока ограничивают наиболее полное использование экспортного потенциала электроэнергетики Таджикистана в летний период. В плане решения проблем, связанных с передачей электроэнергии в Россию, возрастает целесообразность строительства новой линии ЛЭП-500 кВт. «Юг-Север». Своевременное строительство данной линии электропередачи кардинально улучшит эффективность параллельной работы энергетических систем Таджикистана, Туркмении, Кыргызстана, России, Казахстана, Узбекистана и Афганистана. Получая дешевую электроэнергию, вырабатываемую на таджикских гидростанциях, соседние государства могут, во - первых, ликвидировать сезонный дефицит, а во - вторых, могут реализовать свою лишнюю электроэнергию на Западе. Найдут свое решение и такие вопросы, как взаимообмен летней и зимней электроэнергией, экспорт мощностей строящихся Рогунской, Сангтудинских ГЭС 1 и 2 в энергосистему Казахстана и России, а в перспективе и в страны дальнего зарубежья - Афганистан, Пакистан, Иран, Китай.

В годы независимости Правительство Таджикистана, учитывая все негативные явления в работе топливно-энергетического комплекса страны, разработало и утвердило широкую Концепцию развития топливно- энергетического комплекса страны на период до 2020 г где большое значение уделено и развитию малой энергетики. В этом важнейшем документе были четко обоснованы все политико-правовые вопросы ускоренного развития топливно-энергетического комплекса; ориентир был взят на кардинальное структурное обновление работы всей системы топливно-энергетического комплекса страны; первостепенное значение уделялось возобновлению работы всего остановленного энергетического хозяйства (плотин, электростанций, подстанций, линий электропередач) с постепенным обновлением его оборудования.

Учитывая большой дефицит в электроэнергии (особенно в осенне - зимний период), в концепции конкретизировалась важная задача завершение строительства долгостроев в системе

энергетики и сооружение новых, более мощных объектов энергетики (Рогун, Сангтуда, Шаршар). Например, с завершением строительства Рогунской гидроэлектростанции, двух каскадов Сангтудинской ГЭС; дефицит электроэнергии в Таджикистане будет ликвидирован, появится даже значительный запас выработанной электроэнергии (в объеме до 8-10 млрд. кВт.ч.) Последнее будет способствовать выходу страны на международный энергетический рынок.

Большое внимание уделяется в концепции и развитию поисково - изыскательских работ с целью выявления дополнительных гидроэнергетических и минеральных ресурсов страны. Уже известно, что на 25 тыс. больших и малых рек страны с их притоками практически возможно выработать до 550-600 млрд. кВт.ч. электрической энергии. Это огромные потенциальные возможности гидроэнергетики Таджикистана.

В концепции важное место отводится вопросу использования гидроэнергетических ресурсов малых рек и подготовке многочисленных новых проектов в этой сфере. По имеющимся данным, на малых реках Таджикистана с их притоками можно построить дополнительно 200 мини - и средних ГЭС, которые будут способны вырабатывать до 100 млн. кВт.ч. электроэнергии.

Конечно, Таджикистану одному не справится с такими грандиозными планами, и поэтому Правительство страны объявило «политику открытых дверей», которой старается четко придерживаться участие иностранных инвестиций в обновлении экономики страны, в том числе и её топливно- энергетического комплекса.

Большим дефицитом для республики пока является и газ. Здесь республика пока не может обеспечить себя этим ресурсом и поэтому покупает его за весьма высокую цену за границей, в частности Узбекистан и Туркмении. Между тем с помощью специалистов из России и других стран в республике выявлено более 20 крупных месторождений газа, расположенных на очень большой глубине общий объем этих газовых месторождений, по подсчетам специалистов, составляет свыше 4 млрд. м3. Только в районе Саргазона (Дангаринский район) российскими специалистами обнаружено месторождений газа, объем которого превышает 3>0 млн. м3.

Аналогичное положение сложилось в начале 90-х годов и с обеспечением страны нефтью и углем, которыми, судя по последним разведкам республика достаточно богата. Например, запасов каменного угля и антрацитов республике хватит при возможности их использования на 50 - 70 лет. Но и здесь нужны значительные инвестиционные вложения.

Таджикистан располагает и другими вариантами широкого применения природных ресурсов в отопительных и осветительных целях. В частности, население Таджикистана 300 дней в году может пользоваться в бытовых и осветительных целях солнечными батареями. Первые опыты по их применению в республике уже проводятся, и они достаточно успешны.

Таким образом, у независимого Таджикистана есть все возможности для социально -экономического возрождения страны. Конечно, задача эта очень сложная. Свою роль в ее решении может сыграть эффективная экономическая политика государства, в которой разумному использованию внутренних и внешних ресурсов отводится первостепенное значение. Анализ истории ряда развитых стран свидетельствует, что основу их ускоренного экономического развития составило именно широкое использование энергоносителей, и не только в трудоемких процессах промышленности, но и в быту, культуре, связи, на транспорте и др.

Литература:

1. Ёров А. Е. Развитие энергетики в перспективе независимого Таджикистана // Энергетика

Таджикистана: вчера, сегодня, завтра и перспективе. - Душанбе, 2006. - С. 16-27.

2. Законы и концепции Республики Таджикистан «Об энергетике». - Душанбе, 2013. - 90 с.

3. Рахмон Э. Послание Мачлиси Милли от 20 апреля 2011 г. - Душанбе: Нурафзо, 2011.- 76 с.

4. Собиров А.И. Малая энергетика и его развития в настоящее время.- Душанбе: Ирфон, 2001.-276 с.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ ТАДЖИКИСТАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Эта статья посвящена развитию энергетики в Республике Таджикистан. Автор рассматривает освоение гидроэнергетических запасов и все возможности и названия малой энергетики на основе достоверных источников; вопросы, связанные с вкладом экономической политики государства в использование внутренних и внешних ресурсов. Анализ истории ряда развитых стран свидетельствует, что основу их ускоренного экономического развития составило именно широкое использование энергоносителей, и не только в трудоемких процессах промышленности, но и в быту, культуре, связи, транспорте и т.д.

Ключевые слова: достоверные источники, энергетические ресурсы, энергетический рынок, водно - энергетические, инвестировать строительство, месторождения, солнечное сияние, годы независимости.

FEATURES OF TAJIKISTAN ENERGY DEVELOPMENT IN MODERN CONDITION

This article is devoted development of energy in the Republic of Tajikistan. An author in the article examines to mastering hydro energetic supplies and all possibilities and names of small energy on the basis of reliable sources. And so about a role and decision effective economic politics of the state, in a primary value is taken the use of internal and external resources. The analysis of history of row of the developed countries testifies that basis of their speed-up economic development was made exactly by deployment of power mediums, and not only in the labour intensive processes of industry but also in the way of life, culture, connection, on the transport of and other

Keywords: reliable sources, power resources, power market, water and energy, to invest in the construction, deposit, sunny refulgence, refined in the years of independence.

Сведение об авторе: Абдуназарова Мастура Нигматжоновна, аспирант кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: masturabonu85@gmail.com

About author: Abdunazarova Mastura Nigmatdzhonovna, post-graduate student of Tajik Nation History Chair of the Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni, e-mail: masturabonu85@gmail.com

ИЗ ИСТОРИИ ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ФАШИЗМУ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Рахимзода Д. М.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Одним из трагических событий в истории человечества является деятельность фашистских организаций и государств в период 20 - 40-х годов XX столетия в ряде стран Европы, особенно в Германии и Италии. Нацистские идеологи с точки зрения биологических признаков разделяли человечества по категории. По их псевдонаучной идеологии, особенно немецких националистов, кроме германской расы, остальные считались недочеловеками или людьми второго сорта. Фашизм, как идеология стала государственнойв 1922 году в Италии, а в 1933 году в Германии.

После прихода к власти, немецкие фашисты выбрали в отношение других государств Европы оккупационную политику. Таким образом, 1 сентября 1939 года, в результате нападения Германии на Польшу, началась самая страшная война в истории человечества, то есть Вторая мировая война. В первые годы войны в ряде стран Европы были организованы движения сопротивления против фашистской идеологии и оккупации.

В сентябре и октябре 1939г. в Польше, наряду с вооруженными силами страны, в борьбу против фашистских оккупационных войск,включились небольшие партизанские отряды, созданные солдатами, избежавшими плена, и местное население. В борьбу втягивалась прогрессивная польская интеллигенция. Ав Чехословакии в начальный период немецко -фашистской оккупации важной формой борьбы были политические манифестации, бойкот фашистской печати, имело место и забастовочное движение, всегов 1939г. было 25 забастовок. Чешские и словацкие патриоты приступили к созданию групп, начавших проводить осенью 1939г. акты саботажа и диверсий на заводах, транспорте [3].

В Югославии первые партизанские отряды, возникшие главным образом по инициативе коммунистов, сразу после оккупации страны в апреле 1941г., состояли из небольших групп патриотически настроенных солдат и офицеров, которые не сложили оружия, а ушли в горы, чтобы продолжать борьбу. В Венгрии в условиях начавшегося освобождения страны советскими войсками 2 декабря 1944г. по инициативе компартии был создан Венгерский национальный фронт независимости, а 22 декабря 1944г. Временное национальное собрание в Дебрецене образовало Временное национальное правительство.

В Югославии ещё 29 ноября 1943г. был создан Национальный комитет освобождения Югославии, исполнявший функции Временного революционного правительства, а 7 марта 1945г.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.