Научная статья на тему 'Особенности развития экономической системы регионов в рыночных условиях'

Особенности развития экономической системы регионов в рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
339
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дзонь В. М.

Виявлено специфічні особливості економічного розвитку регіонів. На основі SWOT-аналізу визначено сильні сторони й обґрунтовано перспективні напрями економічного розвитку Луганської області.Выявлены специфические особенности экономического развития регионов. На основе SWOT-анализа определены сильные стороны и обоснованы перспективные направления экономического развития Луганской области.The specific features of economic development of regions are revealed. On the basis of the SWOT-analysis the advantages are determined and the perspective directions for economic development of the Lugansk region are well-grounded.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития экономической системы регионов в рыночных условиях»

В.М. Дзонь

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНОВ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Экономическая система регионов является сложной, динамичной, открытой системой, имеющей собственный социально-экономический процесс развития, ограничения, прямые и обратные связи, свойства

саморегулирования и обновления. Эта система также находится в тесной взаимосвязи с экономическими системами других регионов Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Территориальные экономические системы представляют собой различного ранга формы пространственной организации социально-экономической жизни и деятельности общества в виде: промышленного или

сельскохозяйственного предприятия, города, района, области, страны, региональной интеграционной

группировки стран и т.п. [1, 11].

Развитие и изменение

экономической системы региона осуществляется непрерывно во времени и пространстве. Происходящие процессы отличаются разными материальными носителями, интенсивностью,

импульсивностью, цикличностью.

Наиболее динамичной и доминирующей системой экономического развития является производственная.

Производственная система региона оказывает практически определяющее воздействие на все другие подсистемы данной территории. Движение, развитие и роль отдельных экономических подсистем неоднозначны. Под влиянием определенных причин одни направления развития могут опережать другие; третьи, в силу ряда обстоятельств, могут отставать в своем развитии или

находиться в состоянии стагнации [1, 1112].

В качестве основных

функциональных компонентов развития экономики регионов выступают: территория, природно-ресурсный

потенциал, население

и трудовые ресурсы, промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура. Наиболее общие причинно-следственные закономерности между территорией и общественным производством

отражаются в тяготении отдельных видов хозяйственной деятельности человека к территориям, характеризующимся

определенными особенностями рельефа, природно-ресурсного потенциала,

доступности, а также историко-географическими условиями и уровнями экономического развития. В

совокупности эти направления определяют структуру и формы организации производственного

потенциала регионов.

Теоретическим и практическим вопросам исследования специфики экономического развития регионов и методам его оценки посвящены научные труды многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов [1, 5, 10, 12 и др.].

Относительно большие размеры территории Украины обусловили своеобразную хозяйственную

специализацию и функциональные обязанности отдельных районов в системе общегосударственного

разделения труда. Донбасс - главный производитель и поставщик угля, металла, продукции тяжелого

машиностроения; Приднепровье -

© Дзонь Валентин Михайлович - соискатель.

Филиал Института экономико-правовых исследований НАН Украины, Луганск.

ISSN 1562-109X

железной и марганцевой руд, металлопроката, продукции

машиностроения; Причерноморье -зерновых, овоще-бахчевых культур и выполняет значительные рекреационные и торгово-распределительные функции. Подобные отличия в выполнении хозяйственных функций присущи и другим регионам страны с той лишь разницей, что в одних случаях они проявляются больше, в других - меньше [1, 246-247].

Специализация регионов на производстве определенной группы товаров, обусловливаемая природно-ресурсным потенциалом,

профессиональными навыками

населения, исторически сложившейся конъюнктурой - объективная

закономерность и всеобщая тенденция, которая характерна сейчас для большинства стран мира. Она ведет к совершенствованию территориальной организации производительных сил, более эффективному использованию местных природных и материально-технических ресурсов, повышению общенациональной производительности труда, обогащению регионов, повышению благосостояния их населения. С хозяйственной

специализацией связаны

территориальные планирование и программирование, являющиеся сейчас действенными способами управления региональным развитием экономики многих стран, включая Японию, Францию, Германию, США и другие высокоразвитые страны [1, 247].

Поэтому целью настоящего исследования является выявление специфических особенностей

экономического развития регионов на основе проведенного анализа и формирование перспективных

возможностей экономического роста регионов (на примере Луганской области).

В Украине действует Концепция государственной региональной политики, утвержденная Указом Президента Украины от 25 мая 2001г. № 341/2001[2], а также Закон Украины «О стимулировании развития регионов» от 8 сентября 2005 г. №2850-Щ3]. Для обеспечения реализации государственной политики по стимулированию развития регионов разработана Государственная стратегия регионального развития на период до 2015 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2006г. № 1001 [4].

Главной целью этих документов является «...создание условий для динамичного, сбалансированного

социально-экономического развития Украины и ее регионов, повышение уровня жизни населения, обеспечение соблюдения гарантирования

государством социальных стандартов для каждого ее гражданина независимо от места проживания, а также углубление процессов рыночной трансформации на основе повышения эффективности использования потенциала регионов, совершенствование работы органов государственной власти и местного самоуправления» [2]. Несмотря на это, в течение последних лет различия в уровнях развития регионов остаются существенными. За период реформ в Украине так и не была выработана сбалансированная государственная

региональная политика. В современных условиях тенденции экономического движения таковы, что слабые регионы становятся еще беднее, а сильные наращивают свою экономическую мощь, и как следствие, появляются центробежные и дезинтеграционные процессы. Изменить эту тенденцию можно только путем проведения сбалансированной региональной

политики и разработки детальной программы индивидуальной оценки регионов с учетом объективных социально-экономических факторов и

показателей, отражающих уровень развития каждого региона.

За период становления экономики Украины произошли существенные структурные изменения в экономическом развитии регионов. Наиболее ощутимые сдвиги переживало население тех регионов, которые были перенасыщены промышленным производством и обладали относительно слабым сельскохозяйственным потенциалом. Разрыв хозяйственных связей и высокая материало- и энергоемкость

промышленных производств поставили их на грань выживания, часть крупных предприятий прекратили свое

существование, другая часть - была вынуждена сократить объемы

производства, частично или полностью изменить профиль выпускаемой продукции, оставить освоенные рынки сбыта. Снижение объема промышленной продукции компенсировалось в основном за счет импорта, что в свою очередь также дало ощутимый негативный результат отечественному производству.

Другой отличительной

особенностью постсоветского периода развития экономики регионов стало быстрое старение, физический и моральный износ основных

производственных фондов во всех отраслях производственной сферы. Эта задача не решена до настоящего времени. Устаревшее и изношенное оборудование на промышленных предприятиях регионов не отвечает рыночным условиям хозяйствования. Частичная модернизация основных фондов не решает задачу индустриальных районов, а придает этому процессу характерные черты модели «догоняющей

модернизации» регионов [5, 10]. Крупные промышленные производства модернизируются в основном «точечно», путем обновления одного

технологического узла или процесса, то есть в объемах, соответствующих выделенным средствам. Неоспоримым

фактом остается недостаточно малое количество капитальных инвестиций в производственную сферу вообще и на инновации в частности. В этих условиях экономика не будет иметь перспектив, если не учитывать главные тенденции развития мировой науки, техники и технологии. Это неизбежно приведет к деградации экономики, ослаблению интеллектуального потенциала регионов, превратит их в сырьевой придаток и источник дешевой рабочей силы.

Луганская область относится к крупнейшим индустриальным регионам Украины. Её территория составляет 4,4 % обшей площади Украины, численность населения на 01.01.2007 г. составила 2381,9 тыс. чел. (5,1% от общей численности). По многим видам промышленных изделий область занимает ведущее положение в Украине. В сравнении с другими регионами Украины Луганская область по основным социально-экономическим показателям находится на 8 месте. При этом по производству валового регионального продукта на душу населения область занимает 8-е место, инвестициям в основной капитал - 9-е, объему экспорта - 4-е, объему импорта - 10-е, средней заработной плате - 5-е, количеству зарегистрированных безработных - 12-е. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в табл. 1.

Согласно показателям,

рассчитанным на базе данных официальной статистической

информации, определяется дисбаланс в экономическом развитии регионов, выявляются проблемные моменты и направления, требующие корректировки. Поэтому необходимы активизация и стимулирование развития внутреннего потенциала регионов с целью выравнивания их экономического развития и уровня жизни населения.

Экономика Луганской области отражает все экономические процессы, происходящие в экономике Украины.

Задачи, характерные для современного экономического развития страны, касаются и жителей Луганской области. Однако она, как и каждый регион, имеет свои специфические черты в экономическом развитии. Экономика области формируется под влиянием ее исторического и геополитического развития. Луганская область - это индустриальный регион с крупными промышленно-производственными комплексами, которые были

Таблица 1. Социально-экономические показатели по регионам Украины за 2005 г. *

Показатели

Валовой Инвестиции Объем Объем Средняя Количество

региональн в основной экспорта импорта месячная зарегистри-

ый продукт капитал (на (млн.дол. (млн.дол. заработн рованных

(на 1 чел., 1 чел., грн.) США) США) ая плата безработных

гРн) (гРн) (тыс.чел.)

Украина 9372 2685 38368,0 45038,6 806 981,8

АР Крым 6460 1701 400,1 228,3 730 40,8

Области

Винницкая 5966 995 403,7 321,6 597 41,3

Волынская 6285 1140 336,3 626,3 591 26,7

Днепропетровская 11909 2260 7118,2 3701,8 913 63,5

Донецкая 12490 2076 8776,6 2868,8 962 64,3

Житомирская 5554 854 314,3 206,2 602 38,4

Закарпатская 5373 895 676,9 951,7 665 28,2

Запорожская 10683 1773 3125,3 2090,6 860 36,9

Ивано- 6916 1212 885,8 757,0 718 35,2

Франковская

Киевская 8673 2526 577,9 1985,2 811 29,7

Кировоградская 6394 1204 189,0 99,4 624 31,3

Луганская 8131 1811 3004,6 685,6 805 36,9

Львовская 6657 1817 804,8 1118,8 713 60,5

Николаевская 7801 2078 1059,7 458,9 744 28,3

Одесская 8619 2146 766,4 1955,3 768 31,3

Полтавская 11574 2385 1874,7 634,3 758 40,3

Ровненская 6269 1024 291,4 459,3 685 39,6

Сумская 6497 1175 513,7 277,4 663 31,1

Тернопольская 4603 800 81,6 118,4 553 48,0

Харьковская 9025 2041 888,6 1936,4 759 52,2

Херсонская 5713 956 245,6 151,4 625 34,2

Хмельницкая 5764 1064 221,1 287,8 584 31,9

Черкасская 6681 1525 482,7 394,5 642 43,7

Черновицкая 4654 831 112,1 171,4 621 32,0

Черниговская 6474 1141 313,1 257,4 602 26,2

сформированы во времена союзного государства и соответствовали масштабам и целям страны. Размещение предприятий привязывалось к

источникам сырья и других ресурсов, обеспечивая целостный хозяйственный механизм страны. Масштабы

промышленного производства были сбалансированы с общесоюзной структурой промышленного потребления. Ре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Города

Киев 28780 7229 4426,8 17628,5 1314 7,5

Севастополь 7452 1436 101,5 55,2 803 1,8

* Составлено по [6, 47, 110, 132, 182, 190].

сурсный потенциал региона позволял выдерживать экстенсивную нагрузку промышленного производства.

Луганская область является одним из потенциально промышленных регионов Украины. Ее компонентно-ресурсная составляющая позволяет Таблица 2. Структура компонентно-1

обеспечивать поступательное

экономическое развитие как региона, так и страны в целом. Структура компонентно-ресурсного потенциала регионов Украины приведена в табл. 2 [1, 288].

рсного потенциала регионов Украины

Экономический район, область Суммарный потенциал, проц. от итога по Украине Потенциал ресурсов, %

минеральных водных земельных лесных фаунистических природно-рекреационных

Карпатско-Галицкий район 9,7 9,55 26,45 30,68 14,68 0,15 18,5

Львовская 3,7 22,5 22,7 29,2 11,1 0,2 14,3

Ивано-Франковская 2,2 7,5 33,3 24,1 17,6 0,1 17,4

Закарпатская 2,5 3 31,5 19,4 17,4 0,1 28,6

Черновицкая 1,3 5,2 18,3 50 12,6 0,2 13,7

Волынский район 3,5 3 17,2 55,1 16,15 0,55 8

Волынская 1,7 1 18 55,2 16,2 0,4 9,2

Ровненская 1,8 5 16,4 55 16,1 0,7 6,8

Подольский район 8,4 2,27 12,37 75,57 4 0,37 5,43

Винницкая 3,6 2,1 9,7 79,1 3,5 0,5 5,1

Хмельницкая 2,7 3,5 13,8 72,6 3,8 0,4 5,9

Тернопольская 2,1 1,2 13,6 75 4,7 0,2 5,3

Киевский район 10,5 6,7 13,7 59,47 8,27 0,73 11,13

Киевская 4 3,8 12,3 59,5 5,5 0,5 18,4

Черниговская 3,6 10,8 12,9 59,1 6,7 1 9,5

Житомирская 2,9 5,5 15,9 59,8 12,6 0,7 5,5

Центральный район 6 8,3 12,3 69 3,1 0,75 6,55

Кировоградская 3 10,8 11,9 70,3 1,6 0,6 4,8

Черкасская 3 5,8 12,7 67,7 4,6 0,9 8,3

Харьковский район 10,5 9,7 12,77 62,67 4,8 0,93 9,13

Харьковская 4,3 14,2 11,4 54,6 3,9 0,6 15,3

Сумская 2,7 3,4 15,9 65,3 7,6 1,1 6,7

Полтавская 3,5 11,5 11 68,1 2,9 1,1 5,4

Приднепровский район 14,8 44,65 12,45 35,5 0,5 0,55 6,35

Запорожская 3,9 20,4 20,1 49,7 0,7 0,7 8,4

Днепропетровская 10,9 68,9 4,8 21,3 0,3 0,4 4,3

Донецкий район 21,7 73,3 5,8 15,3 0,6 0,15 4,85

Донецкая 12,9 72,8 4,8 16,8 0,4 0,1 5,1

Луганская 8,8 73,8 6,8 13,8 0,8 0,2 4,6

Причерноморский район 9,5 2,07 19 68,53 0,93 0,9 8,6

Херсонская 2,9 1,6 22,7 67,1 1 1,2 6,4

Одесская 3,7 1,8 11,1 71,8 1,3 0,5 13,5

Николаевская 2,9 2,8 23,2 66,7 0,5 1 5,9

Крымский район 6 10 19,3 39 1,8 0,3 29,6

Украина 100 28,3 13,1 44,4 4,2 0,5 9,5

Из приведенной таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре природно-ресурсного потенциала

Украины занимают земельные (44,4%) и минеральные (28,3%) ресурсы. Доля Луганской области в объеме этих ресурсов определяется на уровне 13,8% земельных и 73,8% минеральных ресурсов. Это характеризует область как ресурсообеспеченную и потенциально привлекательную с точки зрения развития экономики, хозяйственных связей и, на этой основе, улучшения качества жизни населения региона.

По объему реализованной промышленной продукции за январь-апрель 2007 г. Луганская область занимает третье место по Украине (после Донецкой (21,1%) и Днепропетровской (17,3%)), что составляет 15513261,3 тыс.грн., или 8,8% ко всей реализованной продукции [7, 4]. В структуре реализации области 74,1% составляет продукция обрабатывающей промышленности, из которой наибольшая часть приходится на продукцию предприятий по

производству кокса и продуктов нефтепереработки (32,3%),

металлургического производства и производства готовых металлических изделий (20,9%), химической и нефтехимической промышленности

(9,3%). Часть предприятий добывающей промышленности в общем объеме реализованной продукции составила

12,5%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 13,4%. В объемах

реализованной продукции добывающей и обрабатывающей промышленности 90,7% занимает сырье, 6,1% - продукция инвестиционного назначения, 3,2% -товары широкого и длительного пользования [7, 5].

За четыре месяца 2007 г. объем промышленного производства в Луганской области составил 113,5% к соответствующему периоду прошлого года. Рост отмечен на предприятиях всех видов деятельности, кроме легкой промышленности, в которой допущен спад на 15,9% [8, 1]. Снижение объемов производства в отрасли связано с дефицитом рабочих основных профессий по причине оттока в «теневой бизнес», где значительно выше оплата труда, а также с постоянными ценовыми изменениями в сторону уменьшения в заказах иностранных фирм. Еще один момент, который существенно влияет на развитие легкой промышленности региона, это повышение цен на энергоносители, вследствие чего растет расходная часть бюджета предприятий, увеличивается себестоимость изделий (примерно в 6-8 раз выше импортных). Отсутствие оборотных средств, высокие проценты банков по кредитам и слабая сырьевая база не дают возможности закупать соответствующее сырье и

материалы для производства товаров и развития внутреннего рынка. Настоящим бичом для местных предприятий легкой промышленности является наличие на рынке значительного количества одежды и обуви, бывших в употреблении, так называемого «сэконд-хэнда». Объем ввезенной одежды «сэконд-хэнд» уже превысил объем отечественного производства. «Смешная» цена настолько привлекает покупателей, что увлечение «сэконд-хэндом» стало повальным. И все же в местной легкой промышленности есть и положительные примеры. Так, высоких результатов финансово-хозяйственной деятельности с начала 2007 г. добились такие предприятия Луганской области, как ОАО «Стахановская швейная фабрика», ОАО «Брянковчанка», ЧП «Виктория», ЗАО «Луганская фирма «Лутри», ОАО «Свердловская швейная фабрика», АОЗТ

«Алчевскспецодеждасервис» и др. [8, 2].

Развитие сельского хозяйства является одним из важных факторов экономики. Ее надежность в рыночных условиях хозяйствования определяется нормальной работой предприятий региона. Критерием ее оценки является стабильное финансовое положение. Указ Президента Украины «Про невщкладш заходи щодо прискорення реформування аграрного сектору економжи» от 3.12.1999г. № 1529 был направлен на решение главной проблемы

сельскохозяйственного производителя -становление эффективного собственника земли и основных средств. Получен обратный эффект - разрушено крупнотоварное производство и появились опасные иллюзии

относительно преимуществ фермерства и мелких сельских хозяйств в продовольственном обеспечении страны. Такая политика привела к сплошной монокультуре рыночно выгодных видов

сельскохозяйственной продукции, в основном растительной (подсолнечник, кукуруза, сахарная свекла), и практически полному упадку отрасли животноводства [7, 5].

В процессе реформирования аграрного сектора экономики не был обеспечен реальный переход прав собственности селян на имущество реорганизованных коллективных

сельскохозяйственных предприятий. Учредители вновь созданных

сельскохозяйственных предприятий фактически присвоили основные и оборотные средства реорганизованных коллективных сельскохозяйственных предприятий. В результате деятельности основной массы новых предприятий техническая база была приведена в полную непригодность, продуктивный и племенной скот вырезан на мясо, произошло значительное сокращение посевных площадей, была разрушена мелиоративная и оросительная системы, не осуществлялись капитальные вложения в сельскохозяйственное производство, коммуникации,

инфраструктуру села [7, 5].

Сельское хозяйство Луганской области на протяжении последних лет испытывало негативное влияние природных явлений, среди которых основной урон хозяйствам приносили заморозки и засуха. В 2006 г. было произведено зерна меньше, чем в 2005 г.

Производственно-финансовую деятельность на территории области осуществляют 311 сельскохозяйственных предприятий, из них 98 частных (включая фермерские), созданных на базе коллективных сельскохозяйственных предприятий, что составляет 32%; 4 -государственных (1%) [7, 5].

Инновационную деятельность в промышленности региона осуществляли 739 предприятий из 9924 обследованных предприятий, или 7,4% [7, 5]. Среди

регионов наиболее инновационно активными были предприятия г.Киева, Харьковской, Ивано-Франковской,

Житомирской, Херсонской,

Днепропетровской областей. В разрезе видов промышленной деятельности инновации применяли предприятия по производству кокса и продуктов нефтепереработки (22,9%), химической и нефтехимической промышленности

(15,1%), машиностроения (15%) [7, 6]. В табл. 3 приведены данные об инновационной активности

промышленных предприятий в разрезе регионов Украины.

В связи с утверждением Государственной стратегии

регионального развития на период до 2015 г. стало актуальным формирование

Таблица 3. Инновационная активность промышленных предприятий по регионам Украины (январь-март 2007г.)

Количество Часть Объем Часть

инновационно инновационно реализованной реализованной

активных активных инновационной инновационной

предприятий, ед. предприятий в общем количестве промышленных предприятий, % продукции, млн. грн. продукции в общем объеме пром. продукции, %

Украина 739 7,4 7570,2 5,9

АР Крым 19 6,7 132,5 6,2

Винницкая 14 4,7 7,4 0,4

Волынская 6 3,3 527,7 35,9

Днепропетровская 50 8,3 1281,4 5,7

Донецкая 43 5,5 1426,0 5,2

Житомирская 32 9,3 44,0 3,0

Закарпатская 16 5,1 28,4 2,1

Запорожская 24 6,5 629,3 5,9

Ивано-

Франковская 27 9,6 109,7 4,1

Киевская 29 6,8 76,5 2,1

Кировоградская 17 7,3 49,2 4,7

Луганская 37 6,4 760,7 6,7

Львовская 29 3,7 126,8 3,8

Николаевская 15 5,1 6,8 0,3

Одесская 21 5,3 551,6 15,9

стратегии развития Луганской области. Основные стратегические направления развития региона определены в ходе работы «круглого стола», посвященного началу разработки Стратегии экономического и социального развития Луганской области на период до 2015 г. Среди них: реструктуризация и диверсификация экономики региона; развитие отраслей с высоким инновационным потенциалом; развитие рыночной среды и поддержка малого и среднего предпринимательства;

реформирование жилищно-

коммунального хозяйства, реконструкция и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры; развитие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полтавская 20 5,0 194,9 2,7

Ровненская 7 2,9 7,9 0,4

Сумская 8 3,1 194,1 8,6

Тернопольская 8 3,3 5,2 0,9

Харьковская 118 16,4 522,7 8,1

Херсонская 17 8,5 29,1 3,0

Хмельницкая 16 4,8 71,2 4,3

Черкасская 15 5,1 80,6 3,1

Черновицкая 11 6,3 20,5 4,8

Черниговская 15 6,2 97,7 6,3

г.Киев 119 21,8 585,6 8,9

г.Севастополь 6 6,7 2,7 0,6

человеческого потенциала, повышение эффективности использования трудовых ресурсов, развитие сферы социальных услуг, а также рациональное использование и возобновление природных ресурсов, охрана

окружающей среды и

усовершенствование территориальной структуры экономики, решение проблем многофункциональных городов [9, 1].

Анализ экономического развития Луганской области позволяет выделить основные особенности, сильные и слабые стороны, определить направления и перспективы дальнейшего развития. С этой целью в практике экономического исследования используется SWOT-анализ, т.е. анализ сильных и слабых сторон исследуемого объекта, а также возможностей и угроз, источником которых является окружающая среда и которые могут позитивно или негативно повлиять на его будущее состояние [10].

Каждый регион Украины имеет свои отличительные особенности,

непосредственно или косвенно влияющие на его экономическое развитие. С точки зрения сильных сторон или преимуществ Луганская область обладает следующими особенностями, имеющими

основополагающий характер. Среди положительных или сильных сторон следует выделить такие:

наличие минеральных ресурсов, среди которых основное место занимает уголь (до 1/3 всех запасов страны);

значительные запасы вторичных ресурсов в виде отходов добывающей, обрабатывающей промышленности, лома (в виде изношенного оборудования);

наличие производственной

инфраструктуры (крупные города, объединенные сетью промышленных предприятий, дорог, социально-культурной сферой);

наличие научно-технического и производственного потенциала в угольной, транспортной, химической и нефтехимической отраслях для разработки и освоения инноваций;

сформированный многоотраслевой хозяйственный комплекс, позволяющий определять регион как самодостаточный по многим видам производства продукции и услуг;

наличие крупных

конкурентоспособных предприятий;

наличие межрегиональных и межгосударственных связей;

наличие разветвленной сети банков, аккумулирующих финансовый капитал на своих счетах;

большая емкость местного рынка товаров и услуг;

наличие трудовых ресурсов и возможностей их квалификационного роста.

Выводы. Анализ развития экономической системы регионов свидетельствует о наличии особенностей в региональной специализации отдельных регионов Украины, обусловленных подчинением, в прошлом, общесоюзным интересам.

В современных рыночных условиях существенным образом меняется их роль и значение, в связи с чем требуется создание новых механизмов управления территориальной организацией труда и адекватной специализации регионов Украины.

В соответствии с Законом Украины «О стимулировании развития регионов» необходимо реализовывать принципы стимулирования развития регионов, в частности один из основных - принцип программно-целевого подхода к решению проблем социально-экономического развития, создания благоприятного инвестиционного

климата в регионах [3, 26], а также научно обоснованное региональное прогнозирование и планирование человеческой деятельности на различных уровнях управления [11, 63].

Проведенные исследования

позволили обосновать перспективные направления экономического роста в Луганской области, обусловленные следующими внутренними

(региональными) и внешними

факторами:

выгодное географическое

положение области для трансграничного и межрегионального сотрудничества;

развитие системы кредитования и системы страховых услуг;

возможность участия в проектах и работах с донорскими организациями;

наличие минеральных ресурсов (запасы угля составляют до 1/3 всех запасов страны);

значительные запасы вторичных ресурсов;

наличие производственной

инфраструктуры;

сформированный многоотраслевой хозяйственный комплекс, обусловливающий самодостаточность региона по многим видам ресурсов, производства продукции и оказываемых услуг;

наличие научно-технического и производственного потенциала для реализации инноваций;

мировая тенденция к усилению региональной политики;

международное сотрудничество, направленное на вступление в ЕС.

Литература

1. Голиков А.П., Дейнека А.Г., Казакова Н.А. Размещение производительных сил и регионалистика. - Харьков: Олант, 2002. - 320 с.

2. Про Концепцш державно! репонально! полггики: Указ Президента Украши вщ 25 травня 2001р. №341/2001 // Офщшний вюник Украши. - 2001. -№ 22. -С. 20-28.

3. Закон Украши «Про стимулювання розвитку репошв» вщ 8 вересня 2005р. № 2850-IV // Офщшний вюник Украши. - 2005. - № 40. - С. 2530.

4. Про затвердження Державно! стратеги репонального розвитку на перюд до 2015 року: Постанова Кабшету МЫс^в Украши вщ 21 липня 2006 р. №1001 // Офщшний вюник Украши. -2006. - № 30. - С. 36-79.

5. Янукович В.Ф. Инновационная модель развития Донецкого региона // Экономист. - 2001. - № 12.- С. 10-14.

6. Укра'ша у цифрах 2006: Стат. довщник / Державний комгтет статистики Украши. - К.: Консультант, 2007. - 239 с.

7. Статистична панорама / Головне управлшня статистики у Луганськш область - Луганськ, 2007. - № 10. - С. 315.

8. Покупая Луганские товары // Луганская правда. - 2007. - № 61. - С. 12.

9. Арефьев Ю. Реализация Стратегии развития Луганской области // Луганская правда. - 2007. - № 67.

10. Матвиенко П. Обобщающая оценка развития регионов // Экономика Украины. - 2007. - №5. - С.26-35.

11. Регионы Украины: поиск стратегии оптимального развития / Под ред. А.П. Голикова. - Харьков: ХГУ, 1996. - 303 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.