Научная статья на тему 'Особенности развития Древнего Китая в период Чжаньго'

Особенности развития Древнего Китая в период Чжаньго Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1947
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BA SYSTEM "HEGEMONS" / ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ / ПЕРИОД ЧЖАНЬГО / СИСТЕМА БА-ГЕГЕМОНСТВО / HISTORY OF ANCIENT CHINA / WARRING STATES PERIOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кошевой Сергей Анатольевич

В статье рассматриваются процессы изменений в общественно-политической жизни семи найсильнейших государств периода Чжаньго. Выделены и проанализированы основные вехи реформаторского движения в каждом из великих царств, оценены результаты реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of ancient China during the Warring States

The process of changes in social and political life for seven the most powerful states of Warring State period are considered in the article. Basic landmarks of reform movement in each of the seven states are selected and analyzed. Results of reforms are estimated.

Текст научной работы на тему «Особенности развития Древнего Китая в период Чжаньго»

Section 4. History and archaeology

Недавно завершил работу Бакинский международный гуманитарный форум. После окончания участники форума из Австрии и Германии побывали в Гейгельском районе в Немецкой слободе, местах проживания немцев.

Азербайджан — полиэтническая страна. На протяжении веков здесь бок о бок живут представители разных народов: азербайджанцы, русские, немцы, грузины, курды, лезгины, евреи... В этническом и культурном многообразии Азербайджан видит фундамент своей идентичности.

Список литературы:

1. Aleqemeine Grammatik dir turkischen-tatarischen Sprache, Ron Mirza A. Kazem-Beq, aus dem russisehen uber-setrt und mit einem Auhanqe und Schriftroben von p-r J. T. Zenker. - Zpz., 1848.

2. Heinrich Fridrich von Dies Denw wrdiqkeiten von Azien Berlin und Halle, 1815.

3. Сообщение М. Семевского//«Русская старина». - СПб.: 1887.

4. Акты Кавказской Археографической Комиссии. - СПб.: 1852.

5. Рзаев Х. А.-Г. Азербайджанские пословицы. - Баку: Нурлар, 2004.

6. Никитин К. А. Город Нахичевань и Нахичеванский уезд. « Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОПМК). - Тифлис: 1882.

7. Времена, когда господствовали мифы//Русский язык и литература в Азербайджане, № 2, Баку: 2011.

8. 400 немецких рифмованных пословиц и поговорок. Составители Петлеваный Г. П., Малик О. С. - Москва: Высшая школа, 1962.

Koshovyi Sergii Anatoliyovitch, National Institute for Strategic Studies, Kyiv, Ukraine E-mail: koshovyy_serhiy@ukr.net

Features of development of ancient China during the Warring States

Abstract: The process of changes in social and political life for seven the most powerful states of Warring State period are considered in the article. Basic landmarks of reform movement in each of the seven states are selected and analyzed. Results of reforms are estimated.

Keywords: History of Ancient China, Warring States period, Ba system “hegemons”.

Кошевой Сергей Анатольевич, Национальный институт стратегических исследований,

г. Киев, Украина E-mail: koshovyy_serhiy@ukr.net

Особенности развития Древнего Китая в период Чжаньго

Аннотация: В статье рассматриваются процессы изменений в общественно-политической жизни семи найсильнейших государств периода Чжаньго. Выделены и проанализированы основные вехи реформаторского движения в каждом из великих царств, оценены результаты реформ.

Ключевые слова: История Древнего Китая, период Чжаньго, система ба-гегемонство.

На рубеже VI в. до н. э. в Древнем Китае постепенно сложилась система мультигосударств под эгидой правящей династии Чжоу. Четыре главные силы — государства Цзинь, Чу, Ци и Цинь имели собственные сферы доминирования, в то время как, правящая династия Чжоу постепенно уменьшала свое влияние на политические процессы и теряла статус доминирующего центра принятия решений. За этим пришло

усиление государства Чжэн, а её правитель Чжуан гун стал первым, кто получил титул ба.

Однако сама система «гегемонства» еще не сложилась, а только находилась на стадии формирования. Впоследствии лидерство перехватили царства Ци и Цзинь, соответственно в период правления Хуань гуна (685-643 гг. до н. э.) из Ци и Вэнь гуна (636-628 гг. до н. э.) из Цзинь. Именно на это время

34

Features of development of ancient China during the Warring States

приходится постепенная институзация этой системы. Десятки лет не было признаного лидера и соотве-ственно продолжалась борьба между большими и малыми государствами за лидерство.

К этой борьбе присоединились представители так называемого «некитайского» населения (речь идёт о разных территориальных объединениях жун и ди). Свои участием они существенно ослабляли правящей дом Чжоу. В это же время новая влиятельная сила начала подниматься на юге (речь идёт о царстве Чу). Его усиление на политической карте создавала серьезную угрозу для династии Чжоу.

Система ба «гегемонство» была основана в царстве Ци, впоследствии реализовывалась в течении 80 лет в государстве Цзинь и завершилась в коротком противостоянии за этот статус между царствами У и Юэ. Царство Цинь получило контроль над западным регионом, превратившись в региональную влиятельную силу. Государство Чу в определённый период также владало этим статусом.

Система ба была создана с целью поиска путей усиления правящего дома Чжоу, однако вместо собственного усиления, система гегемонства заняла её место. Как следствие, произошло ослабление и правящей дом получил обратный эффект. В китайской историографии бытует мнение, что система ба была представлена в государствах, задачами которых было «защищать» и «приумножать» китайський мир и оберегать территорию от варварських влияний и действий соседей. Однако реальная история указывает на то, что государства Чу, У и Юэ не имели сугубо китайського происхождения и в то время не представляли из себя стопроцентную китай-ськую культурную среду, а к примеру государства Ци и Цзинь, являясь «старыми» государствами Чжоу, включали в себя значительную составную элементов представите лей племенных некитайських объединений и, жун, ди [1, c.565].

Желание расширить собственные территории характеризовало действия всех крупных царств того времени. Как результат, земли государств Ци, Цзинь, Чу и Цинь существенно увеличились. За правителя Ци Хуань гуна (первого гегемона в системе межгосударственных отношений) было аннексировано 35 соседних государств. Правитель Цзинь Сянь гун полностью завладел 17 государствами и покорил 38, таким образом заложив существенное основание для получения статуса ба для своего государства. Правитель Цинь Му гун завоевал 12 государств, существенно укрепив позиции на западных границах. Государство

Чу за правления Чжуан Вана присоединило 26 государств. В исторических хрониках упоминается 148 государств, 128 из которых были поделены между этими четырьмя государствами.

С разделением царства Цзинь на три отдельные государства — Вэй, Хань, Чжао — в истории Древнего Китая завершился период Чуньцю «весны и осени».

Целью даного исследования есть попытка анализа истории Древнего Китая в период Чжаньго и характерных изменений присущих тому времени. Теоретическим подспорьем для такого рода исследования служат работы зарубежных исследователей: Л.С Васильева, Л. С. Переломова, В. В. Малявина, В. А. Рубина, Ю. А. Пинеса, П. Голдина, Э. Шогнесси, Дж. Нидема, Ян Куань, Хуан Чжуне, Ли Сюэцинь и других.

С 475 по 221 гг. до н. э. длился период Чжаньго «сражающихся царств», который во многом характеризовался затяжними военными конфликтами, противостояниями и созданием военных союзов.

Именно на этот период историк китайской древности Сыма Цянь относит дальнейшее ослабление правящего дома Чжоу и формирование семи сильнейших царств в Поднебесной чжаньго ци сюн (Ци, Чу, Вэй, Хань, Чжао, Цинь и Янь) [2, с.593-619].

Старые подходы управления уже не вписывались в формат нових отношений. Тактика ведения войны требовала уничтожения противника и овладение его территорией. На повестке дня нужны были новые стратегии, подготовленные войска и многочисленные резервы провизии. Всё это заставило элиту того времени осознать важность экономических и политических изменений, проведения реформ. Важно было реализовать на практике принцип «фаго цянбин» («богатое царство, сильная армия»). С этой задачей могли справиться только управленцы, носители новых идей и подходов в администрировании.

Представители общественно-политического учения фа цзя (легистов) считали, что сила и багатство государства зависели от двух составляющих: с одной стороны — это возделывание земли, с другой — война. Развивая сельськохозяйственное производство, они способствовали обеспечению продовольствием (зерном) и тканями. Уделяя должное внимание военному делу, превращали армию на сильную («сильное войско»), а это в свою очередь способствовало усилению государства и обеспечивало гегемонию (господство) во всей Поднебесной. Именно на этом основывался легистский принцип, как сделать государство богатым, а армию сильной.

35

Section 4. History and archaeology

Конфуцианцы предлагали управление на основе ритуала ли чжи — культивирование старины и традиционных подходов (комплекс обычаев, традиций, ритуалов, церемоний и договоров, отвечающих патерналисткому управлению). В среде мини-стров-практиков усилилось направление, которые в основу управления общественными процесами предложили управление, которое базировалось на принципах применения закона — фа чжи [3, c.206].

В истории последние называются фа-цзя. В результате дело шло к победе легизма как идеологической, так и организационной системы между правителем и поддаными, между высшими и низшими, которые не могут быть изменены [4, c.4].

В китайской традиции каждая из реформ имела свое название: политическая реформа в царстве Вэй, которую осуществил Ли Куй (455-395 гг. до н. э.) называется «Вэйго де Ли Куй бяньфа», политическая реформа в царстве Чу, осуществленная У Ци (440381 гг. до н. э.) «У Ци цзай Чуго де бяньфа», политическая реформа в царстве Ци, осуществленная Цзоу Цзи (385-319 гг. до н. э.) — «Циго Цзоу Цзи де гайге», политическая реформа в царстве Хань, осуществленная Шэнь Бухаем (385-337 гг. до н. э.) — «Ханьго Шэнь Бухай де гайге» и наконец политическая реформа в царстве Цинь, осуществленная Шан Яном (395-338 гг. до н. э.) — «Циньго де Шан Ян бяньфа».

В некоторых царствах первые предвестники будущих реформ — фискальная, писанные уголовные законы, организация централизованного управления — появились еще в VI в. до н. э. Каждое из васальних государств династии Чжоу предпринимало собственные шаги, усовершенствуя управление общественными процесами путем проведения экономических и военных реформ, используя как модель царство Вэй. Эти политические изменения начали реформаторское движение, которое в китайской исторической литературе называется «юньдун бяньфа».

Первым к реформированию подошло царство Вэй в средине V в. до н. э., назначив Ли Куя главным министром. Завершилось это движение с назначения отвественным за осуществление реформ в царстве Цинь правителем Сяо-гуном. Преобразования Шан Яна были самыми масштабными и результативными. Именно поэтому измененная общественная модель царства Цинь стала основой на пути преобразований раздробленного Китая в единую объединенную страну.

Начало реформы царство Вэй около 400 г. до н. э. с назначением правителем царства Вэй Вэнь-хоу

на должность главного министра Ли Куя. Информацию о его пребывании на должности министра-сяна можно почерпнуть в «Хань шу» («Династийной истории Хань») [5]. Главной государственной стратегией царства он считал принцип «сюаньсянь жэньнэн шанфа фэньмин» («отбирать талантливых и назначать способных, четко установив наказания и поощрения»). Им отстаивалась позиция необходимости реформирования старой системы зна-тних родов «шицин шилу», которая базировалась на принципе наследственности рангов и ограниченности участников управленческого процесса.

Ли Куй лично содействовал назначению способных и талантливых лиц. Для обеспечения надлежащего исполнения своих обязанностей чиновникам гарантировалась надлежащая плата из государственной казны. Это способствовало улучшению системы управления и содействовало качественному выполнению должностных обязанностей, но, одновременно, ослабляло привилегии старой аристократии — знатных родов.

Другой сферой приоритетного внимания был поиск стимулов для развития земледелия. Для этого была начата политика на основе принципа «усиления возможностей почвы» («цзинь дили») — полноценное использование имеющихся земельных ресурсов, увеличение производства продовольствия с единицы площади с уменьшением затрат. «Управлять земельным участком тщательно и ответственно, следует собирать с одного му три шэня зерна», — говорил Ли Куй [5]. Это перекликается с тем, что сказал Сыма Цянь «в Вэй жил Ли Куй, который учил тому, как использовать все силы земли» [6, с.172]. Принимались меры по предотвращению стремительных колебаний цен на зерно, практиковались методы защиты от спекулятивной скупки зерна. Ли Куй считал старую систему ведения земледелия по принципу границ земельных участков «колодезные поля» («цзин тянь») архаичной и малоэффективной. Активно строил систему ирригационных полей, которая фактически разрушила старую систему.

Ли Куй усилил использование принципа управления государством на основе закона. В соответствии к традиционным объяснением «Цзинь шу» («Книга династии Цзинь») в разделе «Синьфа чжи» («Записи о криминальных законах») указано, что первым в истории Древнего Китая криминальным кодексом был «Фа цзин», который стал основой для всех дальнейших кодифицированных законов [7, с. 28]. Кроме этого, кодекс обеспечивал общественный порядок

36

Features of development of ancient China during the Warring States

и играл важную роль в стабилизации политической ситуации в царстве.

Правитель царства Вэй Вэнь-хоу (годы правления 424-387 гг. до н. э.) назначил У Ци (-381 г. до н. э.) провести военную реформу. Были созданы сильные военные подразделения «военные формирования» («у цзу»), о которых впоследствии говорили «без сомнения самые сильные восточнее царства Цинь». Официальная история считает У Ци таким, что не проиграл ни одной битвы [6, с. 51]. Его осведомленность в военном деле наилучшим образом демонстрирует трактат «У цзы» [8]. Вскоре покинул царство Вэй, став главным министром государства Чу. У Ци провел важные преобразования с целью усиления этого царства.

Реформы, осуществленные Ли Куй и У Ци в политической, экономической и военных сферах, создали основу для существенных изменений в царстве Вэй. Они повлияли на разрушение старой управленческой системы, ослабили власть старых родов, усилили центральную власть правителя и привели к стремительному подъему царства Вэй, закрепив за ним статус сильнейшего царства на начальном этапе периода Чжаньго.

Царство Ци в период правления Вэй-вана (378343 гг. до н. э.) назначило Цзоу Цзи на должность главного министра (сяна) для проведения реформ. Новоназначенный министр считал, что на должности следует назначить только по способностям. Также должное внимание уделялось военному искусству и строительству.

Ответственным наставником по военному делу и проведению тренировок армейских подразделений был назначен Сунь Бинь (- 316 г. до н. э.) — стратег, который представлял школу дипломатии «цзунхэн цзя». Результатом этих действий стали победы армии царства Ци в сражениях при Гуйлинь и Малин над войсками царства Вэй. Вскоре царство Ци вернуло контроль над ранее потерянными стратегическими территориями и «стало в этот период самым сильным среди всех чжухоу. Правитель Ци сам себя назвал ваном и начал приказывать всей Поднебесной» [9, с. 116].

Нынешние преобразования в царстве Ци были заложенны в предыдущий период и совпали по времени пребывания при власти известного министра-со-ветника Гуань Чжуна (730-645 гг. до н. э.). Он четко понимал важность миссии по получению гегемонства и видел возможности в достижении его путем изменений и проведеним реформ. Именно государство Ци было одним из первых в намерениях провести реформы

в период Чуньцю и Чжаньго. Была проведена терито-риально-административная реформа, в результате которой было образованон 15 сянов (волостей). Правитель государства и два главных министра в равной мере управляли каждый пятьма волостями. Торговцы и ремесленики в столице не были обязанны нести воинскую повинность и делились на 6 подразделений. Население было разделенно на государственных люднй — го жэнь и сельськое население — е жэнь (те, которые рабо тали на земле). Каждая выше указанная единица была поделена на четыре уровня администрирования. Военные и гражданские функции были объединены. На всех уровнях за исполнением циркуляров сл1ди-ли администраторы, которые своевременно информировали своих руководителей, а те в свою очередь правителя. Исполнение полномочий в соответствии с должностю были регламентированы. По результатам получали либо вознаграждение, либо наказание за бездеятельность. Подобные управленчиские новации мы будем видеть во время проведения реформ Шан Яном в царстве Цинь.

Во времена правителя Чжао-хоу (годы правления 358-333 гг. до н. э.) в царстве Хань на должность главного министра для осуществления реформ в период с 351 по 337 гг. до н. э. был назначен Шэнь Бухай. Он представил правителю принципы и приемы обеспечения эффективного контроля над административным аппаратом, впоследствии названые «искусством управления» («шу»).

На рубеже н. э. историк Лю Сян охарактеризовал наследие Шэнь Бухая следующими словами: «В сочинениях Шэнь-цзы говорится о том, что повелитель должен применять не наказания, а искусство, опираться на господство для того, чтобы надзирать за чиновниками и спрашивать с них. Его требования к служилым людям были очень строги» [10, с. 66].

Практическое применение метода «шу» целиком зависело от естественных и приобретенных способностей каждого человека, соответственно и эффект от проведения реформ был не столь результативным, как достижения в других царствах.

Царство Чжао в период правления У Лин-вана (325-299 гг. до н. э.) реформировало военную систему, переняв опыт и элементы кавалерии у кочевых народов. На военную службу брали представителей некитайського населения из которых формировали мобильные подразделения в виде легкой кавалери и которые применяли луки. Также было изменено тактику ведения боя и стиль одежды. Это способствовало усилению царства Чжао.

37

Section 4. History and archaeology

Царство Янь было самым большим по размеру царством на севере. В то же время, оно не было достаточно сильным по причине существующих разногласий в среде элиты. В середине периода Чжаньго правитель удельного княжества Янь Гуай-ван (годы правления 320-312 гг. до н. э.) с целью проведения реформ назначил Цзы-чжи (-314 г. до н. э.) на должность главного министра. По словам Сыма Цяня, «он был главным в [принятии всех]решений». Вскоре правитель Янь передал владение царством министру-сяну, а через некоторое время «все дела в княжестве вершились Цзы-чжи». Это привело к открытому выступлению старой родовой знати в лице наследника, поскольку в случае отречения правителя царства Янь от престола власть переходила к нему. Цзы-чжи был убит, а сила царства Янь существенно ослабла.

Правитель царства Цинь Сяо-гун (381-338 гг. до н. э.) обратился с призывом предложить программу действий, направленную на возвращение былой мощи своего царства. Именно на этот указ откликнулся и Шан Ян, родом с соседнего царства Вэй, который работал в штате первого министра Гуншу Цзо. Он разбирался в управленческих и военных делах и был известным представителем ле-гистов. Именно в государстве Цинь его идеи были восприняты [11, с. 11-12]. Вскоре, Шан Ян был назначен на должность цзошучжана (10-й ранг в 20-ти разрядной шкале Цинь) и ему было велено заняться пересмотром законов.

Шан Ян сформировал собственное видение системы управления, которая сочетала в себе два наиболее ценные для государства занятия — военное дело и заготовку зерна. Эта система называлась И («Единое») [12]. «Моя доктрина базируется на следующем: [следует выдавать такие законы], что те, кто стремяться к зажиточности, могли разбогатеть только благодаря земледелию, а те, которые стремяться избавиться наказаний, могли достичь этого, лишь участвуя в войне. И тогда в пределах границ не найдется ни одного, кто бы не стремился прежде всего к земледелию и войне. Чтобы потом получить за это то, что он любит. Потому, если даже земли мало, в таком государстве будет много зерна, армия [такого государства] будет сильной. Тот, кто в пределах границ сможет использовать эти два [принципа], непременно станет на путь гегемона в Поднебесной», — утверждал автор «Шан цзюнь шу» [13]. К второстепенным занятиям причислялись ремесло и торговля. Полагал, что ценность человека не в его происхождении, а в его заслугах.

Также он ввел централизованную систему государственной власти и унифицировал систему административного деления (цзюнь и сянь). Новая система административного деления состояла из 31 структурной единицы (уездов). Во главе уезда назначали линей, их заместителями были чэни. Низшая структурная единица уезда — «система десяток и пятерок» («шиу») — фиксировала сельское население и внедряла «взаимную ответственность» («шиу ляньцзо»), применяла систему «взаимного контроля и слежки» («хусян цзяньду») и «систему общей ответственности перед законом» («гунтун шоуфа»).

Реформы Шан Яна оказались оптимальным решением существующих вызовов. Благодаря им царство Цинь сумело быстрыми темпами достичь успеха как в сфере экономики и социальных отношений, так и в политике, особенно в войнах с соседями. Усилившись внутри, царство Цинь начало внешнюю экспансию.

Подводя итоги, следует указать на то, что политическая история периода Чжаньго протекала на фоне описанных выше процессов. Соперничавшие царства вели между собой жестокие войны, постепенно перекраивая и изменяя карту того периода. На передний край выходили наиболее могущественные государства, одним из которых было царство Цинь, реформированное Шан Яном.

Следует отметить, что изменения, которые были начаты в царстве Вэй правителем Вэнь-хоу, стали прелюдией большого реформаторского движения периода Чжаньго. Они были самыми большими по масштабу, продолжительными по времени и эффективными по результату в истории Древнего Китая. Проведение политических, экономических, военных реформ по-своему усилили каждое из царств. Например, вот как характеризовалась реформа, которую провел Ли Куй в царстве Вэй: «управлял царством Вэй, царство стало богатым и сильным» [14]. А так характеризовали реформу, которую совершил Шан Ян в царстве Цинь: «Шан Ян управлял на основе закона десять лет, и все жители Цинь весьма радовались этому, на дорогах никто не подбирал забытого [другими], в горах не было разбойников, в семьях всего было в достатке. Воины смело воевали, прекратились мелкие междоусобицы, волости и поселки хорошо управлялись» [15].

Государство Цинь, получив контроль над западными рубежами, превратилось сначала в региональную влиятельную силу, а затем реформированное государство стало прообразом и моделью вокруг которого произошло впервые в истории Древнего Китая

38

Features of development of ancient China during the Warring States

объединение страны. Успехи усиления царства Цинь не остались незамеченными со стороны правящего дома Чжоу, «Сын Неба подарил Сяо-гуну жертовное мясо, все чжухоу поздравили его» [16].

Очевидна еще одна особенность рассматриваемого периода — конфуцианское учение не было представлено ни в одном из сильнейших царств, тогда как модель фа-цзя (легистов) успешно была воплощена и имела свои очевидные преимущества, особенно в царстве Цинь. Сыма Цянь в связи с этим сказал: «в Цинь применяли [советы] Шан-цзюня, [и] царство стало богатым, а армия — сильной. В Чу и Вэй применялись [советы] У Ци, [и] были одержаны победы, а противник ослаблен. Циские Вэй-ван и Сюань-ван применяли [советы] последователей Сунь-цзы и Тянь Цзи, и чжухоу стали ездить на восток, чтобы лично представиться правителю Ци» [6, с. 168].

Начиная с IV в. до н. э. легизм стал основным конкурентом конфуцианских идей, а вскоре и первой настоящей официальной идеологией Древнего Китая. «Ни Конфуций, ни Мо-цзы не нашли правителя, который бы полностью воплотил их идеи в своем царстве. Зато совсем другая история с Шан Яном, кото-

рый собственно, не был философом, а был, прежде всего, государственным деятелем, прагматиком-реалистом, реформатором» [17, с. 74].

Также ситуация была благосклонна и к многочисленным странствующим образованным лицам («бинь-ке»), которые путешествовали из царства в царство, предлагая свои способности и умения правителям государств и рассчитывая быть назначенным на управленческие должности. Каждая из жизненных историй министров-сянов эпохи Чжаньго, приведенная в этой статье, указывает на широкую практику распространения этого явления.

Культивируя и реализуя на практике принцип «фуго цянбин», управленцы семи наисильнейших царств в период Чжаньго осуществили реформы легистского типа. Это стало возможным благодаря наличию управленцев, которые были выразителями новых подходов в администрировании. В свою очередь, новое управление стимулировало отношение по выполнению должностных обязанностей на новом качественном уровне и одновременно существенно уменьшало привилегии старой аристократии — знатных родов.

Список литературы:

1. The Cambridge history ofAncient China. From the Origins of Civilization to 221 B. C. Edited by M. Loewe and E. L. Shaughnessy, Cambridge University Press, 1999, - 1148 p.

2. Mark E. Lewis, «Warring States Political History»/The Cambridge History ofAncient China. Cambridge University Press, 1999, - 1148 p.

3. Needham J., et al. Science and Civilisation in China. Volume 2. History of Scientific Thought. Cambridge University Press, 1956, 722 р.

4. Васильев Л. С. Древний Китай: в 3 т./Л. С. Васильев; Институт востоковедения РАН. -М.: Вост. лит., 1995. т. 3: Период Чжаньго (V-III вв. до н. э.)., 2006.

5. Chinese Text Project [Electronic resource] Han shu - Mode of access: http://ctext.org/han-shu. - Date of access: 05.12.2014.

6. Сыма Цянь, Исторические записки: Ши цзи - М.: Издательская фирма Восточная литература РАН, 1996. -Т. VII. - 464 с.

7. Hulsewé A. F. P., Remnants of Han Law. Sinica Leidenisa, IX. -Leiden: Brill, 1955.

8. У-цзы, Трактат о военном искусстве/Пер. Н. И. Конрада. - М.: Восточная литература, 1958. - 131 с.

9. Сыма Цянь, Исторические записки: Ши цзи: Пер. с кит., коммент., предисл. Р. В. Вяткина. - М.: Издательская фирма Восточная литература, 1992. - T VI. - 483 с.

10. Creel Н. G., Shen Pu-hai. A Chinese Political Philosopher of the Fourth Century A. D. - Chicago: University of Chicago Press, 1974. - 399 р.

11. Duyvendak JJ. The Book of Lord Shang. -London, 1928, -346 p.

12. параграф 1, раздел 3 «Земледелие и война» («Нун чжань»), Шан цзюнь шу/«Книга Шан цзюня». Chinese Text Project [Electronic resource] Shang Jun Shu - Mode of access: http://ctext.org/shang-jun-shu/agriculture-and-war. - Date of access: 10.10.2014.

13. параграф 5, роздел 25 «Уважение к законам» («Шень фа»), Шан цзюнь шу/«Книга Шан цзюня». Chinese Text Project [Electronic resource] Shang Jun Shu - Mode of access: http://ctext.org/shang-jun-shu/attention-to-law

39

Section 4. History and archaeology

14. Chinese Text Project [Electronic resource] Han shu - Mode of access: http://ctext.org/han-shu. - Date of access: 15.10.2014.

15. Chinese Text Project [Electronic resource] Sima Qian, Shiji/Shang jun lie zhuan - Mode of access: http://ctext. org/shiji/shang-jun-lie-zhuan. - Date of access: 01.12.2014.

16. раздел 7, Биография Шан Яна («Шан Цзюнь ле чжуань»)//Шы цзи («Исторические записи»). Chinese Text Project [Electronic resource] Sima Qian, Shiji/Shang jun lie zhuan - Mode of access: http://ctext. org/shiji/shang-jun-lie-zhuan. - Date of access: 10.12.2014.

17. Рубин В. А. Идеология и культура Древнего Китая (четыре силуэта). -М.: «Главная редакция восточной литературы», 1970, -164 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lupovskaya Khristina Pavlovna*, Moscow, Tretyakov Gallery, Senior Researcher E-mail: k.lupovskaya@gmail.com

Martha Vyacheslavna Shchepkina (by the 110th anniversary of her birth)

Abstract: There is brief biographical note of largest Russian paleographer and researcher of ancient Slavic manuscripts Dr.Sc. Martha V. Shchepkina and unpublished M. V. Shchepkina’s letter from the family archive, which sets out her views on the human’s moral values.

Keywords: Shchepkins-Stankevichs, Martha V. Shchepkina, State Historical Museum, Paul the Apostle, Shchepkin family collection

Луповская Христина Павловна*, Государственная Третьяковская галерея, старший научный сотрудник E-mail: k.lupovskaya@gmail.com

Марфа Вячеславна Щепкина (к 110-летию со дня рождения)

Аннотация: Краткая биографическая справка о крупнейшем российском палеографе, исследователе древнерусских и славянских рукописей д. и.н. М. В. Щепкиной. Неопубликованное письмо М. В. Щепкиной из семейного архива, в котором изложены ее взгляды на нравственный аспект человеческой личности.

Ключевые слова: Щепкины-Станкевичи, М. В. Щепкина, собрание семьи Щепкиных, Государственный исторический музей, апостол Павел

Введение

Имя доктора исторических наук Марфы Вячеслав-ны Щепкиной (1894-1984) широко известно научной общественности как в России, так и за рубежом: автор более 40 исторических трудов [1], виднейший специалист по исследованию древнерусского литературного памятника «Слово о полку Игореве», болгарской миниатюры [2], кавалер ордена «Кирилл и Мефодий» I степени Народной Республики Болгарии, Заслуженный работник культуры РСФСР — вот неполный перечень заслуг крупнейшего российского историка и палеографа нашего времени, заведующей Отделом древних рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея (1954-1976).

Марфа Вячеславна Щепкина родилась в семье профессора Московского университета В. Н. Щеп-

кина (1863-1920). «Славистом широкого профиля» называли его современники. Известный историк, филолог, палеограф и искусствовед, он был приглашен в Императорский Российский Исторический музей одним из его основателей, виднейшим историком, крупнейшим знатоком московский старины И. Е. Забелиным (1820-1908). В. Н. Щепкин участвовал в создании Отдела древних рукописей музея и был его первым заведующим. Вячеслав Николаевич сумел передать своей старшей дочери Марфе любовь и уважение к древним рукописям и старопечатным книгам, привить трепетное и почтительное отношение к памятникам древнерусской и славянской письменности.

В 1919 году, за год до смерти отца, Марфа Вячеславна пришла работать в Исторический музей после окончания Московских Высших женских курсов. Так

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.