Научная статья на тему 'Особенности развития английской журналистики в викторианскую эпоху и оценка её в русской периодике конца XIX века'

Особенности развития английской журналистики в викторианскую эпоху и оценка её в русской периодике конца XIX века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2496
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENGLISH JOURNALISM / RUSSIAN PRESS / NATIONAL ASSOCIATION OF JOURNALISTS / INSTITUTE OF JOURNALISTS / EDITORIAL POLICY / АНГЛИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / РУССКАЯ ПРЕССА / НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЖУРНАЛИСТОВ / ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТОВ / РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернявская Н.Э., Колтунова С.В.

В статье рассматривается тема становления английской журналистики в последнем двадцатилетии XIX века, значение которой излагалось в русской прессе. Этот период викторианской эпохи стал для британской журналистики истинно «золотым временем». На основе архивных материалов в статье анализируется отношение русской прессы к стремительному взлету английской прессы конца XIX века. В статье рассматриваются ключевые этапы становления института журналистики в Англии. Значительное внимание уделяется роли английской журналистики в государственном и общественном значении в эпоху викторианства, когда влияние прессы на англичан в течение данного столетия было огромным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF ENGLISH JOURNALISM IN THE VICTORIAN EPOCH AND ITS EVALUATION IN THE RUSSIAN PERIOD IN THE LATE XIX CENTURY

The article deals with a problem of the English journalism foundation in the late XIX century which was evaluated in the Russian press. This period of the Victorian epoch truly became a “golden time” for the British journalism. On the basis of the archive materials the Russian press attitude to a rapid rise of the English press in the end of the XIX century is analyzed. The key steps of the making of the Institute of journalists are considered. Much attention is paid to the role of the English journalism in the state and public meaning in the Victorian epoch when the press influenced the Englishmen greatly during the whole century.

Текст научной работы на тему «Особенности развития английской журналистики в викторианскую эпоху и оценка её в русской периодике конца XIX века»

зычия, б) масштабы интерференции и, соответственно, последствия речевой интерференции для контактирующих языков.

В настоящее время дагестанцы-билингвы русским языком владеют лучше, чем родным языком. У них накапливается значительный запас готовых стандартных фраз, словосочетаний, речевых оборотов «на все случаи жизни», русский язык для них становится более удобным. С другой стороны, родной язык у билингвов остается на уровне разговорно-бытового языка с его неразвитым и однообразным синтаксисом, ограниченным запасом слов.

Сложившийся таким образом тип двуязычия является смешанным, однако, в отличие от известного в литературе типа

Библиографический список

смешанного двуязычия, в данном случае доминирует не родной язык, а второй - русский. Интерферированная речь почти без корректировки проникает и в литературные дагестанские языки. Проникновение интерференции в письменный язык и преобладание в нем калькированной речи стало системой.

В первую очередь сами дагестанцы и призваны заботиться о том, чтобы использовать русский язык и фактор двуязычия максимально в интересах своих родных языков. При сознательном и целенаправленном отношении уникальный фактор двуязычия может послужить мощным стимулятором обогащения и развития дагестанских литературных языков и их стилистики.

1. Гасанова У У. Русский язык и культура народов Дагестана. Функционирование русского языка как государственного в современных условиях. Москва, 2013.

2. Дешериев Ю.Д. Основные принципы разработки терминологии в младописьменных языках народов СССР. Москва, 1980.

3. Джидалаев Н.С. Процесс калькирования как следствие интенсивного двуязычия. Русский язык и языки народов Дагестана. Махачкала, 1991.

References

1. Gasanova U.U. Russkij yazyk i kul'tura narodov Dagestana. Funkcionirovanie russkogo yazyka kak gosudarstvennogo v sovremennyh usloviyah. Moskva, 2013.

2. Desheriev Yu.D. Osnovnye principy razrabotki terminologii v mladopis'mennyh yazykah narodov SSSR. Moskva, 1980.

3. Dzhidalaev N.S. Process kal'kirovaniya kak sledstvie intensivnogo dvuyazychiya. Russkij yazyk i yazyki narodov Dagestana. Mahach-kala, 1991.

Статья поступила в редакцию 28.08.18

УДК 801.8

Chernjavskaya N.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Belgorod State Institute of Arts and Culture

(Belgorod, Russia), E-mail: natalia.kulisch@yandex.ru

Koltunova S.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia),

E-mail: svkoltunova85@yandex.ru

SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF ENGLISH JOURNALISM IN THE VICTORIAN EPOCH AND ITS EVALUATION IN THE RUSSIAN PERIOD IN THE LATE XIX CENTURY. The article deals with a problem of the English journalism foundation in the late XIX century which was evaluated in the Russian press. This period of the Victorian epoch truly became a "golden time" for the British journalism. On the basis of the archive materials the Russian press attitude to a rapid rise of the English press in the end of the XIX century is analyzed. The key steps of the making of the Institute of journalists are considered. Much attention is paid to the role of the English journalism in the state and public meaning in the Victorian epoch when the press influenced the Englishmen greatly during the whole century.

Key words: English journalism, Russian press, national Association of journalists, Institute of journalists, editorial policy.

Н.Э. Чернявская, канд. пед. наук, доц., зав. каф, Белгородский государственный институт искусств и культуры,

г. Белгород, E-mail: natalia.kulisch@yandex.ru

С.В. Колтунова, канд. филол. наук, доц., Белгородский государственный институт искусств и культуры,

г. Белгород, E-mail: svkoltunova85@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ВИКТОРИАНСКУЮ ЭПОХУ И ОЦЕНКА ЕЁ В РУССКОЙ ПЕРИОДИКЕ КОНЦА XIX ВЕКА

В статье рассматривается тема становления английской журналистики в последнем двадцатилетии XIX века, значение которой излагалось в русской прессе. Этот период викторианской эпохи стал для британской журналистики истинно «золотым временем». На основе архивных материалов в статье анализируется отношение русской прессы к стремительному взлету английской прессы конца XIX века. В статье рассматриваются ключевые этапы становления института журналистики в Англии. Значительное внимание уделяется роли английской журналистики в государственном и общественном значении в эпоху викторианства, когда влияние прессы на англичан в течение данного столетия было огромным.

Ключевые слова: английская журналистика, русская пресса, Национальная ассоциация журналистов, институт журналистов, редакционная политика.

Как известно, английская журналистика прошла несколько этапов становления. Неподдельный интерес для исследования представляет собой последнее двадцатилетие XIX века, поскольку этот период викторианской эпохи стал для британской журналистики по праву «золотым временем». Начало данному этапу было положено ещё в 70-х годах XIX века, когда премьер-министр Великобритании Уильям Гладсон осуществил школьной реформы в 1870 году, необходимость в которой назрела задолго до этого. Согласно данным статистики, до 1870 года от 20 до 40% английского населения оставалось неграмотным. Так, несмотря на постоянно возрастающий интерес населения к

прессе, в 60-х годах читательская аудитория ежедневных газет составляла всего 3% от численности населения [1, с. 5]. После того, как английский парламент принял закон об организации государственных школ, в стране была учреждена целая сеть школ, причем большинство из них были бесплатными.

В результате обязательного образования, предоставившего возможность детям рабочих посещать школу, стало резко увеличиваться количество грамотных людей, что вскоре привело к существенному расширению и качественному росту читательской аудитории. Возросла численность образованных людей, умеющих читать и писать, людей, которые нуждались в получении

свежей информации. Эта информация должна была быть понятной, изложенной в доступной, облегченной форме. Повышение образовательного уровня и благосостояния британцев привело к значительному и качественному росту газет и журналов, служивших источником востребованной свежей информации.

Не вызывает сомнений тот факт, что резкому изменению английской журналистики того времени способствовала и постепенная отмена различных налогов. Как известно, в течение долгого времени в Англии практиковались ограничительные меры, затруднявшие развитие прессы, особенно периодической печати, так называемые «налоги на знания». Среди них - штемпельный сбор, налог на рекламу в периодических изданиях и налог на бумагу.

Штемпельный сбор (Stamp duty) означал гербовый сбор с каждого экземпляра газеты. Этот налог на периодические издания был установлен ещё в 1712 году, позже размер сбора был поднят до 4-х пенсов с каждого номера и экземпляра газеты. Цель данного налога была не только в пополнении казны государства, но и в предупреждении развития недорогой периодической печати. Более столетия понадобилось, чтобы законодательство уступило появившейся потребности населения в дешевой прессе: в 1836 году штемпельный сбор был понижен до одного пенса, а в 1855 году вовсе отменен. Кроме того, в 1853 г. был целиком и полностью упразднен налог на рекламу в прессе. С этого времени объявления могли помещаться в разных периодических изданиях. А в 1861 г. был снят налог на бумагу. Таким образом, «налоги на знание» прекратили свое существование, что также способствовало расширению английских периодических изданий.

Началом нового этапа в истории английской прессы стал 1870 год. Описывая состояние английской периодической печати, известный русский журналист и писатель, сотрудник таких журналов, как «Вестник иностранной литературы», «Новь» и др., Федор Ильич Булгаков отмечал: « ... пресса в Англии составляет существенную часть общественного и политического организма: она сама есть особое учреждение и наиболее верная гарантия всех остальных учреждений. В целом мире не существует такой страны, где бы вся нация сплошь, начиная от высших слоев общества и кончая низшими, читала больше газет, всяких журналов и книг, чем это наблюдается в Англии. Английская пресса отличается наибольшей полнотой сведений, наибольшей правдивостью и добросовестностью. Во всех слоях и во все возрасты газета и книга являются там наиболее могущественными воспитательными орудиями» [1, с. 311].

В 1884 году в Англии была создана «Национальная ассоциация журналистов», вскоре переименованная в «Институт журналистов», который к 1890 году насчитывал 2500 членов. Таким образом, «Институт журналистов» стал одним из наиболее авторитетных профессиональных объединений Великобритании. В том же году была принята Королевская хартия, согласно которой над организацией устанавливался патронаж Королевы. В связи с этим событием «Институт журналистов» стал важнейшим и авторитетнейшим профессиональным объединением Великобритании. В 1907 году был создан «Национальный союз журналистов».

Русская пресса внимательно следила за развитием периодической печати в Англии. Так, ежемесячный литературно-исторический журнал «Вестник иностранной литературы», первым редактором которого была Анна Николаевна Энгельгардт, в разделе «Из общественной и литературной хроники Запада» содержал статьи, освещающие развитие современной английской периодики. К их числу относятся такие статьи, как «Английский институт журналистов», «Влияние прессы в Англии», «Организация английских газет», «Чудеса прессы», «Нравственная ответственность ежедневной печати и уважение к ней англичан». Как видим, в журнале рассматривались разнообразные аспекты английской прессы. Кроме того, данный журнал подробнейшим образом описывал процесс становления английской журналистики. Об «Институте журналистов» говорилось, что это «.учреждение единственное в своем роде. Мысль об этом учреждении возникла лет десять назад в Манчестере и тогда уже организовалась «Национальная ассоциация журналистов» для совместного содействия интересам английских журналистов. Два года спустя состав ассоциации разросся на несколько сот новых членов, и образовалась настоящая корпорация журнальной профессии. В 1888 г. ассоциация переименована в «Институт журналистов», а с 1890 г. за ней официально признаны корпоративные права» [1, с. 310].

Как отмечают отечественные ученые, быть членом «Института журналистов» считалось честью. Журналисты, состоящие в корпорации института, подписывались M.I.J. (Member of the Institute of Journalists - Член Института Журналистов). Данная аббревиатура означала их принадлежность к «почтенному рангу журналистов». «Институт журналистов» имел свой устав, из которого можно сделать выводы, что данная организация стремилась не только к полному преобразованию разобщенной профессии журналиста, но и к объединению журналистов в «сословие, хорошо сгруппированное, с особыми обычаями и правилами». Примечательно, что главной целью «Института журналистов» было «... возвысить профессию журналиста, установить дружеские сношения между журналистами, оберегать материальные интересы их, издавать особый орган «Института», завести библиотеку и помещение для собраний, открыть кассу для престарелых и немощных его членов» [1, с. 310]. Обращает на себя внимание то, что «институт журналистов» распространил свое влияние на всю страну, количество членов корпорации увеличивалось, в заседаниях стали принимать участие не только английские журналисты, но и зарубежные, в их числе был Эмиль Золя.

Об институте в журнале «La Revue Bleue», выходившем в Париже с 1871 года, исследователь и журналист Макс Леклерк, автор известной книги «Воспитание и общество в Англии», поместил статью, в которой обстоятельно описал значение английской журналистики в государственном и общественном смысле. Необходимо подчеркнуть, что влияние прессы на англичан в течение текущего столетия было громадно и благотворно. О положении, занимаемом английской прессой в конце столетия с одобрением писала известная влиятельная британская газета «Westminster Review»: «Тенденции её направлены были за добро и к добру, и влияние её было в распоряжении мудрости, добродетели и истины» [1, с. 311].

Не может остаться незамеченным то, какую высокую оценку прессе Англии дал на собрании «Института журналистов» Арчибальд Филипп Примроуз, лорд Роузбери: «Девизом наших журналистов можно бы выставить: «Будь справедлив, ничего не страшись», ибо британская пресса заняла первое место среди прессы всего мира именно в силу своей правдивости и неустрашимости» [1, с. 311].

Анализ английской прессы конца XIX века показал, что глобальное развитие журналистики привело к резкому росту числа недорогих, но качественных периодических изданий. Как пишет Ф.И. Булгаков, «за один пенни крестьянин и чиновник среднего класса получают каждое утро 8 больших печатных страниц убористого, ясного и отчетливого шрифта, на хорошей бумаге, где имеются новости со всего мира, сообщенные по телеграфу в течение последних суток: политические, литературные, коммерческие, финансовые, промышленные, морские, колониальные, отличающиеся обилием, точностью, классифицированные, распределенные по рубрикам, а в случае необходимости, и комментированные» [1, с. 312].

Английская журналистика этого периода была непосредственно объединена с возникновением массовой прессы. По свидетельству В.С. Соколова и С.М. Виноградовой, «она сыграла существенную роль в вовлечении широких слоев в орбиту воздействия средств информации, которые приобретали массовый характер. Она оживила газетно-журнальный рынок Англии, внесла новые характеристики в журналистский профессионализм. Если раньше круг вопросов, о которых писали журналисты, ограничивался, как правило, спортом и сферой финансов, то теперь понадобились люди, разбирающиеся в вопросах международной политики, военного дела, авиации, автомобилизма, фермерства, садоводства, домоводства, театра, музыки, кинематографа...» [2].

В 1846 году в Лондоне стала выходить в свет «Daily news» («Дейли ньюс» - «Ежедневные новости»). Данная газета, издававшаяся Чарльзом Диккенсом, стала национальной ежедневной газетой в Великобритании. Позже, редакторами газеты были известные журналисты и историки Джон Форстер, Эйр Эванс Кроу, Фредерик Найт Хант, Уильям Вейр, Томас Уокер. «Daily news» представляла собой качественную и достаточно дорогую газету. Информационная служба была организована на должном уровне: газета славилась достоверностью публикующихся материалов и пользовалась достаточно большим успехом у англичан.

Затем появился целый ряд новых недорогих периодических изданий. В 1855 году начала печататься ежедневная газета «The Daily Telegraph» («Дэйли телеграф» - «Ежедневный телеграф»), которая подражала лучшей французской и американской прессе.

Большинство материалов было рассчитано на то, чтобы заинтересовать массового читателя. Редакционная политика «The Daily Telegraph» опиралась на партию лейбористов.

Высокую оценку в русской печати конца XIX века получила газета «The Times» («Таймс»), которая, несомненно, являлась «образцом английской прессы». Основателем газеты был английский типограф Джон Уолтер (John Walter), начавший издавать и редактировать газету в 1785 году. Первоначально газета называлась «The Daily Universal Register» («Ежедневный универсальный реестр»). В 1788 году издание было переименовано в «The Times», и вошло под этим названием в историю мировой прессы. Редактором была поставлена цель - сделать газету изданием, интересным для всех слоев общества. Известно его заявление в первой редакционной статье о том, что «газета должна быть хроникером времени, верным летописцем всех проявлений человеческого разума; она не должна сосредоточиваться только на одном событии, но, подобно хорошо сервированному столу, должна иметь в своем арсенале блюда на любой вкус и, избегая крайностей, держаться золотой середины».

Исключительная роль «The Times» как общенациональной и одной из самых влиятельных газет в жизни европейского общества проявилась лишь в XIX веке. Интересна «The Times» была не только своими репортажами и публикациями, но и четкими и стойкими принципами. Вот как об этом освещалось в русской прессе: «В истории английской печати есть факты, доказывающие, что забота об увеличении цифры прибылей не изменяет понятий издателей об их обязанностях относительно своих читателей». Несмотря на то, что реклама в то время наводняла все страницы английских газет, принося им колоссальные доходы, Джон Уолтер II, который унаследовал издание своего отца, решительно выступил против «заманчивых анонсов, которые приносили золото в его кассу». Он пригласил к сотрудничеству «самых независимых публицистов и ... финансистов, ... печатал изо дня в день статьи, в которых, горячо нападая на коноводов этой спекуляции, разоблачал риски, каким могло подвергаться общественное сбережение. . «Times» лишился . эфемерного источника дохода, но вместе с значительной клиентурой читателей и подписчиков выиграл в общественном уважении» [1; с. 313].

Полная свобода печати сделалась условием общественной жизни англичан, при этом в Англии не было специальных зако-

Библиографический список

нов, устанавливающих свободу печати. Как отмечает Д. Сатурин, «эта свобода основана на традициях, на обычае, на отсутствии законодательного стеснения печати и, более всего, на сознании всего народа, что свобода мысли есть его неотъемлемое право, что без этой свободы немыслима мирная и правильная общественная жизнь» [3]. По этому поводу Ф.И. Булгаков писал: «Большие английские газеты, как лондонские, так и провинциальные, невероятным духом предприимчивости, громадными капиталами, деятельностью и умом своих администраторов ... доказывают свое бесстрашие. Что касается ... справедливости, то она точно соблюдается в тоне газеты [1].

Обращает на себя внимание то, что русские писатели восхищались гражданской позицией английской прессы и независимостью прессы от правительства, свободой слова, которой не хватало в России. Так описывает поведение прессы во время судебного процесса по делу декабристского восстания Н.И. Тургенев: «Поведение периодической печати в Англии и во Франции во время этого процесса было таким, каким оно должно было быть. Пресса регистрировала факты, которые доходили до нее с театра событий; она делала замечания и высказывала свои соображения лишь в тех пределах, какие допускала природа самих фактов и степень их достоверности» [4].

Интерес представляли собой такие журналы, как «Русский вестник», «Современник», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Журнал Министерства юстиции», «Журнал Министерства народного просвещения» и другие, поскольку в конце XIX века они стали «важнейшим рупором российской интеллигенции. Каждый журнал проводил определенную философско-поли-тическую линию и рассчитывал на определенный читательский круг. В журналах появились подробные «иностранные обозрения». Вне зависимости от идейной направленности журнала статьи и очерки на «английскую» тему печатали все издания» [5].

Итак, как показали наши наблюдения, последнее двадцатилетие викторианской эпохи стало для британской журналистики поистине «золотым временем». Свидетельством тому является не только качество и количество публикуемых английских журналов и газет, создание мощного «Института журналистов», но и та высокая оценка, которая была дана английской прессе иностранными коллегами. Представляется крайне интересным изучение влияния английской прессы на отечественную журналистику, а также на культуру публицистики в других странах.

1. Булгаков Ф.И. Из общественной и литературной хроники Запада. Вестник иностранной литературы. 1893; 10 (октябрь): 310 - 313.

2. Соколов В.С., Виноградова С.М. Периодическая печать Великобритании. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2000.

3. Сатурин Д. Очерк периодической печати в Англии (Периодическая печать на Западе). История печати. Москва, 2001; Т. 2.

4. Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825 - 1853. Москва, 1982.

5. Чикалова И.Р. Наблюдения об Англии и англичанах в эго-документах и отчетах российских путешественников (конец XVIII - начало ХХ вв.). Запад - Восток. 2016; 9: 18 - 35.

References

1. Bulgakov F.I. Iz obschestvennoj i literaturnoj hroniki Zapada. Vestnik inostrannojliteratury. 1893; 10 (oktyabr'): 310 - 313.

2. Sokolov V.S., Vinogradova S.M. Periodicheskaya pechat' Velikobritanii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo S.-Peterb. un-ta, 2000.

3. Saturin D. Ocherk periodicheskoj pechati v Anglii (Periodicheskaya pechat' na Zapade). Istoriya pechati. Moskva, 2001; T. 2.

4. Erofeev N.A. TumannyjAl'bion. Angliya i anglichane glazamirusskih. 1825 - 1853. Moskva, 1982.

5. Chikalova I.R. Nablyudeniya ob Anglii i anglichanah v 'ego-dokumentah i otchetah rossijskih puteshestvennikov (konec XVIII - nachalo ХХ vv.). Zapad - Vostok. 2016; 9: 18 - 35.

Статья поступила в редакцию 17.09.18

УДК: 81'37

Chigrinova E.A., postgraduate, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: kat-belka1990@yandex.ru

THE FEATURES OF OBJECTIVATION OF THE STREOTYPED IMAGE OF "A GOOD DOCTOR" IN RUSSIAN-LANGUAGE MASS MEDIA. The article deals with a structure and contents of a stereotyped image of "a good doctor" and objectivation methods of its core signs in Russian mass media. The material for analysis is the author's card file of text fragments about medical workers, which included lexical, morphological and syntactical representation means of the image of "a good doctor". Factual material gave us an opportunity to pick out the list of specific signs (central and additional), which compose the structure of this stereotyped image. As a result the author demonstrates the main representation means and methods of the main fixed signs of this image, particularly metaphors, graphic design of word forms, gradation and parcellation, adjectives with positive connotation.

Key words: cognitive linguistics, stereotyped image, main signs, doctor's image, Russian-language mass media.

Е.А. Чигринова, аспирант Волгоградского государственного университета, г. Волгоград, E-mail: kat-belka1990@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.