Научная статья на тему 'Особенности развитии восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения'

Особенности развитии восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10064
1022
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ЧУВСТВ / ДЕЙСТВИЯ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / ДЕЙСТВИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Овчинникова Г. В., Корытченкова Н. И., Кувшинова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развитии восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

УДК 159.937.2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Г. В. Овчинникова, Н. И. Корытченкова, Т. И. Кувшинова

Восприятие является важной ступенью единого процесса чувственного познания и представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств [1].

Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П. К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б. М. Теплова и Е. Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л. С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П. П. Блонского и В. В. Давыдова, теории деятельности С. Л. Рубинштейна и

А. Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты.

В отечественной психологии зрительное восприятие рассматривается как сложная система перцептивных и опознавательных действий (А. В. Запорожец, 1962; В. П. Зинченко, 1964, 1998; Т. П. Зинченко, 1981; Л. А. Венгер, 1969; М. С. Шехтер, 1981 и

др.).

Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение для ребенка, ориентирует и регулирует его поведение.

Дети, страдающие нарушениями зрения, характеризуются различными особенностями. Так, при нарушении зрения происходит сокращение и ослабление зрительного восприятия у слабовидящих и частично видящих детей. Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов и явлений визуального характера (цвет, свет, величина, форма и др.) не воспринимаются данными детьми непосредственно. Если у слабовидящего ребенка нарушено цветоощущение, то цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены. Большие сложности возникают у них в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления и т.п. При резко выраженной близорукости или дальнозоркости слабовидящий не может заметить некоторых внешне слабовыраженных признаков, важных для характеристики предмета. Это резко обедняет чувственный опыт такого ребенка, затрудняет ориентировку в пространстве, нарушает гармоничность развития сенсорных и интеллектуальных функций, что, несомненно, влияет на развитие наглядно-действенного

и наглядно-образного мышления. У детей с нарушением зрения накапливается определенный запас словесных, формально правильных знаний, не наполненных конкретным предметным содержанием. Нередко у них наблюдается так называемый верба-лизм - недостаточное понимание слов, имеющих конкретное значение.

Результаты исследования показывают: знания этих детей о предметном мире носят частный, неполный и фрагментарный характер, а трудности соотнесения признака предмета со словом обусловлены недостаточностью знаний детьми с косоглазием и амблиопией (среди различных глазных патологий косоглазие и амблиопия являются самыми распространенными) признаков реальных объектов и обедненностью словарного запаса (И. В. Новичкова, 1998). Данной категории детей недостает представлений о собственных возможностях зрительного анализатора, что и ведет к недостаточности самосознания своих возможностей; они не умеют пользоваться сохранными анализаторами для восполнения недостаточности зрительной информации (Е. В. Селезнева, 1995). Дети 3 - 4 лет имеют трудности предметно-практической ориентировки, что сдерживает формирование образа пространства (Е. Н. Подколзина, 1999). Также наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: не все дети бывают активны, не проявляют желания организовывать, участвовать в игре, труде, занятиях, часто предпочитают играть в одиночку. Это объясняется не только имеющимся зрительным дефектом, не негативным влиянием лечебного процесса на психоэмоциональное состояние детей, а также некоторым разрывом между ребенком и окружающей средой (Л. И. Плаксина, 1998). Восприятие слабовидящих детей отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности.

У ребенка с нарушением зрения в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования других анализаторов (осязательного, слухового, двигательного и т. д.), представляющих сенсорную основу для компенсации нарушений зрения. В начале специального обучения эта система компенсации создает условия для правильного отражения действительности.

При наличии остаточного зрения у частичнозрячих и у слабовидящих детей процесс познавательной и трудовой деятельности более успешно протекают при совместной работе осязания и зрения. Ведущая роль той или иной анализаторной системы в отражении мира и в контроле деятельности зависит от состояния зрительных функций, свойств отражаемых предметов, характера производимой операции. Только при взаимодействии зрения и осязания, детерминированного объектив-

ными условиями, возможно адекватное отражение действительности [2].

Для компенсации нарушений зрения большое значение имеет слуховое восприятие, которое используется детьми с нарушениями зрения для ориентировки, узнавания и формирования образов окружающего мира, при движении. Не менее важное значение для компенсации нарушений зрения имеет осязательное восприятие, т. к. оно позволяет ребенку с данным дефектом дифференцировать и опознавать предметы, близкие по форме к кругу, овалу (овощи, фрукты, ягоды и т. д.), прямоугольнику и квадрату (конверт, линейка и пр.).

За счет компенсации, конечно, не происходит полной нейтрализации дефекта зрения. Компенсация основного дефекта происходит в условиях наиболее эффективной организации системы, содержания и методов обучения и воспитания детей со зрительными нарушениями, направленных на максимальное развитие каждого ребенка.

Сложный акт зрительного восприятия базируется на механизмах памяти. Память играет важнейшую роль в сенсорно-перцептивных процессах детей с нарушением зрения. Мнестические механизмы обеспечивают реализацию не только воспроизведения, но и восприятия информации о внешнем мире. Мнестические процессы влияют на формирование образа восприятия, так как на их основе осуществляются отбор информативных признаков, их запоминание, классификация образов

(В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилес, 1969).

Высокий уровень сформированности межфунк-циональных отношений зрительного восприятия и памяти - важное условие, обеспечивающее учебную деятельность детей с нормальным и нарушенным зрением. Хорошая зрительная память благоприятствует развитию творческих способностей детей, облегчает выполнение заданий и значимо влияет на продуктивность обучения.

Представления (вторичные образы) возникают без непосредственного воздействия на органы чувств внешних объектов; они отражают те же свойства объектов, которые отражены в ощущениях и в восприятии. Но при переходе от первичных (ощущение и восприятие) к вторичным образам может меняться их структура: одни признаки усиливаются, подчеркиваются, а другие редуцируются. Представления соединяют наглядность с обобщенностью; чаще всего в них редуцируются случайные и подчеркиваются существенные, наиболее информативные признаки. Формирование вторичных образов содержит две тенденции: детализацию и интеграцию, обобщение и схематизацию. Яркость, четкость, степень детализации и другие характеристики образов зависят от деятельности субъекта.

К уровню представлений относятся образная память, воображение, последовательные образы и т. д. Образная память - запечатление и последующее воспроизведение сенсорно-перцептивных образов. Воображение - формирование новых вторичных образов на основе комбинации и трансформации тех, которые имеются в памяти. На уровне представле-

ний формируются образы-эталоны, когнитивные карты (Б. Ф. Ломов, 1985 и др.) Вторичные образы обеспечивают возможности выхода за пределы непосредственного восприятия.

Целью проведенного исследования является проведение сравнительного анализа восприятия у нормально видящих детей и у детей с косоглазием и амблиопией при проведении коррекционновоспитательной работы в условиях специализированного дошкольного учреждения (г. Белово).

В дошкольном учреждении содержание и методы коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением зрения направлены в первую очередь, на развитие компенсаторных механизмов и на сохранение остаточного зрения. Для этого проводятся систематические мероприятия и занятия по развитию и охране остаточного зрения, развитию осязания и мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, коррекция познавательной деятельности, личности и физического развития.

Коррекционная работа осуществляется по специальным программам и методикам, которые включают коррекционные занятия по ритмике, лечебной физкультуре, речи, мимике, пантомимике, социально-бытовой ориентировке и др. [3, 4]. Успехи в развитии детей с патологией зрения зависят от клинической формы, характера и тяжести нарушения зрительной функции, от сохранности других анализаторов, от уровня развития высших форм психической деятельности и личности; от возраста, в котором утрачено зрение, а также от содержания, форм, методов обучения и воспитания и от квалификации специалистов (офтальмолога, дефектолога, логопеда, педагога-психолога, воспитателей и т. д.), работающих с детьми этой категории [5].

В группах организованы специальные уголки, где имеется аудиооборудование для прослушивания «говорящих книг»; специальные дидактические пособия, рассчитанные на осязательное или на зрительно-осязательное восприятие; тактильные книги.

Детям 5 - 6 лет с косоглазием и амблиопией трудно определить насыщенность, оттенки, светлоту предметов. Из-за ограниченных возможностей зрения дети испытывали трудности при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру. Дети с нарушением зрения и нормально видящие одинаково отгадывали загадки, но при загадывании своей загадки дети с нормальным зрением описывали предмет всесторонне и времени для этого им требовалось меньше, в отличие от детей с нарушением зрения, которые описывали предмет лишь по одному, двум признакам за счет ограничения зрительного восприятия и монокулярного характера зрения.

Анализ ответов детей 6 - 7 лет показал, что дети с нормальным зрением воспринимают картину в целом, перечисляют предметы по степени удаленности в нужном порядке. Дети с нарушенным зрением лучше воспринимают предметы, которые расположены вдалеке. Воспринимая картину фрагментарно за счет монокулярного характера зрения, низкой остроты зрения и общего состояния здоро-

|| Вестник КемГУ

вья, они называют предметы вразброс, зачастую выдавая часть предмета за отдельный предмет; у обеих групп детей вызвало затруднение задание на определение материала, из которого изготовлен предмет, возникала необходимость дополнительного обследования руками. Дети с нарушением зрения сами просили потрогать предмет, а детям с нормальным зрением потрогать предмет предлагал педагог.

При выявлении умения выделять геометрические формы в предметах у детей с нормальным зрением трудностей не возникало, тогда как детям с нарушенным зрением было особенно трудно выделить предметы треугольной формы.

Анализ данных проведенного обследования позволяет сделать вывод: у детей с косоглазием и амблиопией, из-за снижения остроты зрения и недостаточности состояния здоровья, возникают трудности накопления чувственно-практического опыта и сложности при восприятии предметов окружающего мира, им тяжело определить насыщенность цвета, оттенков и светлоты предметов. Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обусловливает наличие ошибок при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения частей тела, овладении пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удаленность, глубина, объем, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что обусловливает недостаточность зрительнопространственной ориентировки.

На основе выделенных данных об уровне познавательных возможностей детей целесообразно построить специальную коррекционно-развивающую деятельность в условии выделения подгрупп в зависимости от дефекта зрения, а также индивидуально. В результате специальной коррекционной работы дети с дефектами зрения достигают относительно высоких результатов в интеллектуальном развитии, приобретают положительные черты личности, необходимые для активного участия слабовидящих детей в жизни общества.

Словарь специальных терминов

Амблиопия - понижение остроты зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, но сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями.

Дифференциация образования - разделение учебных планов, программ, применяемых в специальных школах и классах и на факультативных занятиях в массовой школе. При этом соблюдается единый уровень среднего общего образования.

Дифференцированный подход - это особый подход педагога к различным группам воспитанников или отдельным воспитанникам, заключающийся в организации учебной работы, различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам.

Индивидуальный подход - важнейший психо-лого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Косоглазие - заболевание с нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от общей точки фиксации.

Литература

1. Шадриков, В. Д. Способности человека /

В. Д. Шадриков. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 288 с.

2. Литвак, А. Г. Тифлопсихология / А. Г. Лит-вак. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

3. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л. П. Григорьев, М. Э. Бернад-ская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева. - М.: Школа-пресс, 2001. - 96 с.

4. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие / Л. А. Дружинина. - М.: Экзамен, 2006. - 159 с.

5. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения / Л. И. Плак-сина. - Калуга: Адель, 1998. - 118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.