Научная статья на тему 'Особенности разработки стандарта «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» в рамках СМК университета'

Особенности разработки стандарта «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» в рамках СМК университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТАНДАРТЫ УНИВЕРСИТЕТА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернушевич Григорий Алексеевич, Челноков Александр Антонович

Проанализирован опыт ведущих вузов России и Казахстана при разработке стандартов менеджмента качества по направлению обеспечения безопасности жизнедеятельности. На основании этого опыта предложен проект аналогичного документа для Белорусского государственного технологического университета. В основу стандарта положены действующие законодательные и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь, концепция системы управления охраной труда по СТБ 18001 и СТБ 18002, а также существующая структура управления вузом при нормальных режимах работы и в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернушевич Григорий Алексеевич, Челноков Александр Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки стандарта «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» в рамках СМК университета»

УДК 006.88.05:[006.85:378.66.014.6:005.6(476)]

Г. А. Чернушевич, зав. кафедрой; А. А. Челноков, доцент

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТА «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В РАМКАХ СМК УНИВЕРСИТЕТА

Experience of leading high schools of Russia and Kazakhstan is analyzed by development of standards of a quality management in a direction of a safely of ability to live. On the basis of this experience the project of the similar document for the Belarus state technological university is offered. Operating legislative and other normative legal certificates of Byelorussia, the concept of a control system are put in a basis of the standard by a labor safely on СТБ 18001 and СТБ 18002, and also existing structure of management of high school at normal operating modes and in extreme situations.

Введение. С конца ХХ-го столетия университеты многих развитых стран мира и, прежде всего, Европы, Австралии, Юго-Восточной Азии разрабатывают и сертифицируют системы менеджмента качества, что является свидетельством высокого качества подготовки специалистов. В настоящее время эта работа интенсивно проводится и в странах СНГ [1].

При разработке настоящего стандарта был изучен опыт некоторых технических вузов Российской Федерации и Казахстана (Государственный технический университет «Московский институт стали и сплавов», Восточно-казахстанский технический университет, Кемеровский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина и др.). Анализ имеющихся документов Системы менеджмента качества этих вузов позволил выявить следующее:

— существенные различия в законодательной и нормативной правовой базах в области безопасности жизнедеятельности (далее БЖД) в этих постсоветских государствах;

-разнообразие в структурах управления вузов;

— неоднозначная трактовка термина БЖД;

-различный уровень подготовки разработчиков стандартов в рассматриваемой области знаний;

— отсутствие единых методологических подходов к разработке стандартов в области БЖД.

Например, в Восточно-Казахстанском техническом университете стандартами излишне зарегламентированы все стороны БЖД, даже составление инструкций по охране труда.

В Беларуси, по нашему мнению, этого делать не следует, так как порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда является прерогативой Министерства труда и социальной защиты.

В Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» детально в виде документированных процедур разработаны такие направления, как: обеспечение мероприятий в области БЖД для студентов в процессе их обучения; планирование и обес-

печение специальных мероприятий БЖД на период чрезвычайных ситуаций (ЧС); углубленное обучение в области БЖД отдельных групп персонала и др.

В Кемеровском государственном университете в систему БЖД включены такие виды деятельности, как охрана общественного порядка в учебных корпусах и общежитиях, охрана имущества, обеспечение пожарной безопасности, обеспечение безопасности студентов и сотрудников при производстве работ в ЧС, гражданская оборона, военно-учетная и мобилизационная работа, бронирование, а также монтаж и обслуживание охранной и пожарной сигнализации.

В рассмотренных случаях стандарты получились сложными, громоздкими и труднореализуемыми, так как любые изменения в нормативной базе или в структуре управления вуза влекут за собой необходимые корректировки в стандарте.

Основная часть. В разрабатываемом стандарте БГТУ «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) под безопасностью жизнедеятельности понимается система обеспечения сохранения жизни и здоровья обучающихся и работающих в процессах обучения и выполнения должностных обязанностей как при нормальных условиях, так и в аварийных и чрезвычайных ситуациях.

При разработке стандарта учитывались структура учреждения образования, существующая система управления охраной труда и гражданской обороной, планы мероприятий университета при чрезвычайных ситуациях, а также требования методических указаний «Порядок разработки, оформления и утверждения документов системы менеджмента качества» МУ-1.0-2008 [2].

В основу разрабатываемого стандарта университета положены национальные стандарты СТБ 18001-2005 «Системы управления охраной труда. Общие требования» [3] и СТБ 18002-2005 «Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2005» [4]. Последние гармонизированы с аналогичными европейскими стандартами и директивными

документами Международной организации труда (МОТ) и аккумулируют передовой опыт менеджмента в этой области.

В частности, при разработке национальных стандартов использованы британская спецификация ОНБАБ 18001:1999 «Система менеджмента профессионального здоровья и безопасности. Спецификация» и ОШАБ 18002:2000 «Системы управления охраной труда и здоровья на рабочем месте. Руководство по применению на практике стандарта ОШАБ 18001:1999», а также руководящие документы МОТ - ГЬО-ОБН 2001 (МОТ-СУОТ 2001) «Руководство по системам управления охраной труда». Кроме того, в работе учитывались требования проекта нового СТБ 18001-2008, а также законодательных и других нормативных правовых актов Республики Беларусь в области БЖД.

В соответствии с изложенными документами, концепция эффективного управления БЖД состоит в осуществлении логической цепочки последовательных, объективно необходимых действий. Эти действия включают следующие элементы: определение политики организации по ОБЖ —> постановка целей —» определение задач и мероприятий по достижению целей —» разработка программы управления —» управление операциями —» определение структуры, ответственности и полномочий —> обучение, информирование и консультации —» готовность к аварийным и чрезвычайным ситуациям —» проведение мониторингов и измерений эффективности —» осуществление корректирующих и предупреждающих действий —» проведение аудитов функционирования системы —» анализ со стороны руководства —> непрерывное совершенствование системы —> ведение документации и записей.

Таким образом, в основу системы управления БЖД положен программно-целевой подход, заключающийся в определении целей, задач

управления и разработки программы управления. Конечной целью управления БЖД является обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работающих и обучающихся в процессах работы, обучения, проживания в общежитиях и, в целом, жизнедеятельности в университете.

Структура управления БЖД неразрывно связана с системой управления университетом и представляет собой совокупность взаимодействующих подразделений и служб, предназначенных для обеспечения образовательного процесса на различных уровнях и проведения научно-исследовательской работы сотрудников, аспирантов и студентов.

В обобщенном варианте система менеджмента безопасности жизнедеятельности в университете может быть представлена в виде схемы, приведенной на рис. 1.

Внедрение и функционирование

Рис. 1. Система менеджмента безопасности жизнедеятельности

На основании этой схемы процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности университета можно представить в виде следующих элементов (рис. 2):

Рис. 2. Схема реализации процесса БЖД университета

Согласно национальным стандартам высшее руководство организации должно поддерживать философию безопасности, документально оформив ее в виде Политики университета в области БЖД.

Стандартами устанавливаются требования к содержанию политики, которая должна:

— соответствовать характеру и масштабу рисков организации;

— отвечать требованиям законодательству в области БЖД;

Как видно из схемы реализации БЖД университета, основной целью системы является сохранение жизни и здоровья обучающихся и работающих в университете, а задачей - обеспечение безопасной учебно-производственной среды. Основными элементами для достижения поставленных целей и задач являются:

1. Разработка политики в области БЖД.

2. Планирование мероприятий.

3. Реализация запланированных мероприятий.

4. Контроль по реализации мероприятий.

5. Корректирующие действия.

— быть документально оформленной и доведенной до сведения всех работающих и обучающихся. Политика не требует указания конкретных целей, а содержит лишь общие принципы, намерения и направления деятельности в области БЖД.

Планирование мероприятий по БЖД осуществляется для реализации определенных целей, формируемых на основе идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками. В планы (программы) включаются мероприятия, направленные на улучшение условий труда и жизнедеятельности, в них определяются ответственные исполнители и сроки реализации, устанавливаются необходимые финансовые и материальные ресурсы. Планы мероприятий должны обсуждаться в трудовом коллективе, затем согласовываться и утверждаться в установленном порядке.

Реализация мероприятий по БЖД проводится в соответствии с утвержденными перспективными и оперативными планами университета.

Мероприятия по БЖД включают:

— выявление опасных и вредных факторов по БЖД;

— проведение анализа состояния условий труда и БЖД;

— идентификация, анализ и оценка производственных рисков;

— обучение и проверка знаний по БЖД различных категорий работающих и обучающихся в университете;

— координация деятельности по БЖД всех структурных подразделений университета;

— организация аттестации рабочих мест по условиям труда;

— организация расследования несчастных случаев на производстве;

— составление отчетности по охране труда по установленным формам;

— организация ежегодного медицинского обследования сотрудников, работающих с опасными и вредными факторами;

— обеспечение пожарной безопасности в структурных подразделениях и на территории университета;

-обеспечение безопасности работы оборудования с повышенной опасностью;

— расчет смет расходов, необходимых для выполнения планов мероприятий по БЖД и проч.

Перечень мероприятий может периодически корректироваться в зависимости от обстоятельств.

Контроль за реализацией мероприятий

по БЖД осуществляется в соответствии с действующим законодательством руководителями структурных подразделений, бюро по охране труда и проректором — ответственным за состояние БЖД в университете.

При этом необходимо практиковать систематическое проведение мониторингов состояния условий труда и жизнедеятельности работающих и обучающихся в университете. В реальных условиях мониторинга выражаются в проведении административно-общественного контроля за состоянием БЖД (ежедневном, ежемесячном и ежеквартальном) в соответствии с Положением об административно-общественным контроле.

На основании полученной информации о состоянии условий труда, травматизма и заболеваемости, степени выполнения работающими своих обязанностей по БЖД, другой информации, относящейся к деятельности по БЖД, осуществляются корректирующие действия, направленные на достижение более высоких результатов по улучшению состояния безопасности жизнедеятельности в БГТУ. В данном случае анализ функционирования системы управления БЖД со стороны высшего руководства университета должен служить инструментом для реализации такого основного принципа управления как постоянное совершенствование этой системы. При этом корректирующие действия предпринимаются для устранения причин обнаружившихся несоответствий или другой нежелательной ситуации по БЖД, предупреждения их повторного возникновения. При осуществлении корректирующих действий должна устраняться причина, а не следствие, так как устранение следствия не предотвращает возможность повторения несоответствия.

Корректирующие действия предпринимаются также по результатам мониторинга, внутренних и внешних аудитов функционирования СМК, проверок, проведенных органами государственного надзора и контроля, а также службой охраны труда совместно с комиссией по охране труда профсоюзного комитета университета.

Ректор - нач. ГО Штаб ГО

Рис. 3. Организация системы управления безопасностью жизнедеятельности вуза в чрезвычайных ситуациях

Все элементы системы управления БЖД университета базируются на выполнении действующих законодательных и иных нормативных правовых актов.

В период чрезвычайных ситуаций и в военное время потребуется более четкое и оперативное управление БЖД университета с учетом сил и средств формирований гражданской обороны. Поэтому в стандарте представлена структура управления БЖД университета в чрезвычайных ситуациях, которая показана на рис. 3.

В стандарте разработаны Матрица распределения полномочий и ответственности, а также Информационная карта процесса управления БЖД.

Матрица распределения полномочий и ответственности строится в соответствии с организационно-функциональной структурой управления вуза. Основной принцип распределения полномочий и ответственности в области БЖД заключается в единстве распорядительства, распределения персональной ответственности и разграничения обязанностей между уровнями управления университета в соответствии с действующим законодательством.

В информационной карте указываются сроки планирования мероприятий с определением конкретных целей процесса управления, а также показателей их оценки. Основными целевыми показателями функционирования систе-

мы ОБЖ являются уровень общей заболеваемости работающих, а также коэффициенты частоты и тяжести травматизма.

В приложениях к стандарту представлены должностные обязанности руководителей и должностных лиц по обеспечению БЖД, а также номенклатура записей по ОБЖ университета.

Записи включают такие документы, как результаты тестирования и проверки знаний, измерений, мониторингов и аудитов, отчеты о техническом обслуживании, журналы регистрации микротравм, несчастных случаев, инструкций по охране труда, журналы проведения инструктажей работающих и обучающихся, удостоверения, протоколы, акты расследования несчастных случаев, перечни контрольных тестов и др.

Заключение. Таким образом, разработанный проект стандарта соответствует сложившейся структуре управления БЖД университета, учитывает требования законодательной и нормативной правовой базы в области БЖД Республики Беларусь, регламентирует общие положения

системы обеспечения БЖД как при нормальных режимах работы, так и в условиях ЧС. Такая интерпретация системы управления БЖД позволит использовать стандарт в реальных быстроменяющихся условиях без необходимости частого его изменения и корректировки.

Литература

1. Воскресенский, В. И. Совершенствование систем управления качеством образования в университетах / В. И. Воскресенский // Труды БГТУ. Сер. VIII, Учеб.-метод. работа. - 2005. -Вып. VIII.-С. 18-20.

2. Стандарт менеджмента качества. Документированная процедура «Управление документацией». — Минск, 2009.

3. Системы управления охраной труда. Общие требования: СТБ 18001-2005. -Введ. 01.11.2005. - Минск: Госстандарт, 2005. - 24 с.

4. Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2005: СТБ 18002-2005. -Введ. 24.06.2005. - Минск: Госстандарт, 2005. - 46 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.