Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФЭПО) В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО'

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФЭПО) В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-экзамен / ФЭПО / педагогические измерительные материалы / практико-ориентированный подход / визуализация тестовых заданий. / the Federal Internet Exam in the sfeare of vocational education / pedagogical measuring materials / practice-oriented approach / visualization of test tasks.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Елена Владимировна, Сушенцова Валентина Георгиевна

в статье рассмотрены особенности разработки измерительных материалов для проведения Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования по дисциплине «История» СПО; приведены содержание педагогических измерительных материалов и примеры тестовых заданий по дисциплине общеобразовательного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушакова Елена Владимировна, Сушенцова Валентина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF MEASUREMENT MATERIALS IN THE DISCIPLINE “HISTORY” FOR THE FEDERAL INTERNET EXAMINATION IN THE FIELD OF VOCATIONAL EDUCATION (FEPO) IN THE LIGHT OF THE REQUIREMENTS OF THE FSES SPO

the features of measuring materials creation for perform the Federal Internet Exam in the sfeare of vocational education in the subject «History» of average vocational training are presented in the article. The content of pedagogical measuring materials and examples of test tasks in the discipline of the general education cycle are given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФЭПО) В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО»

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФЭПО) В СВЕТЕ

ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО Ушакова Е.В.1, Сушенцова В.Г.2

Ушакова Елена Владимировна - кандидат исторических наук, доцент, методист, 2Сушенцова Валентина Георгиевна - кандидат исторических наук, доцент, разработчик, НИИ мониторинга качества образования, г. Йошкар-Ола

Аннотация: в статье рассмотрены особенности разработки измерительных материалов для проведения Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования по дисциплине «История» СПО; приведены содержание педагогических измерительных материалов и примеры тестовых заданий по дисциплине общеобразовательного цикла.

Ключевые слова: интернет-экзамен, ФЭПО, педагогические измерительные материалы, практико-ориентированный подход, визуализация тестовых заданий.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF MEASUREMENT MATERIALS IN THE DISCIPLINE "HISTORY" FOR THE FEDERAL INTERNET EXAMINATION IN THE FIELD OF VOCATIONAL EDUCATION (FEPO) IN THE LIGHT OF THE

REQUIREMENTS OF THE FSES SPO Ushakova E.V.1, Sushentsova V.G.2

1Ushakova Elena Vladimirovna - candidate of historical sciences, associate professor, methodologist, 2Sushentsova Valentina Georgievna - candidate of historical sciences, associate professor, developer, RESEARCH INSTITUTE FOR MONITORING THE QUALITY OF EDUCATION,

YOSHKAR-OLA

Abstract: the features of measuring materials creation for perform the Federal Internet Exam in the sfeare of vocational education in the subject «History» of average vocational training are presented in the article. The content ofpedagogical measuring materials and examples of test tasks in the discipline of the general education cycle are given.

Keywords: the Federal Internet Exam in the sfeare of vocational education, pedagogical measuring materials, practice-oriented approach, visualization of test tasks.

УДК 377.031

Одним из основных условий формирования профессиональных и общекультурных компетенций, а также создания системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательных организациях является использование ресурсов Интернета, интерактивных методов обучения и контроля. Более 10 лет в Научно-исследовательском институте мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола) существует целостная система диагностических и оценочных процедур на основе современных информационных технологий, разработанных и внедренных в НИИ МКО.

В числе проектов, широко востребованных вузами и ссузами, является проект «Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования» (ФЭПО). В ФЭПО реализована технология независимой оценки результатов обучения по 219 дисциплинам. В их числе дисциплины профессионального цикла высшего и среднего профессионального образования, а также 15 общеобразовательных дисциплин, которые используются для тестирования студентов, обучающихся по профессиям и/или специальностям СПО на базе основного общего образования (9 классов). Распределение результатов в рейтинге дисциплин на этапе март-июль 2023 года показывает актуальность этого проекта. Одной из самых востребованных дисциплин общеобразовательного цикла является дисциплина «История». Количество результатов тестирования по этой дисциплине традиционно находится в числе первых (рис. 1).

Распределение результатов по дисциплинам (первые 20 е рейтинг)

Математика (ОУД)

Русский язык (ОУД) Информатика (ОУД) История (ОУД) Безопасность жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности (ОУД) Английский язык Иностранный язык (английский язык) (ОУД) История Физика (ОУД) Основы философии Математика Инженерная графика Информатика

Общество знание (включая экономику и право) (ОУД) Техническая механика Психология общения ОВществознание (ОУД) Правовое обеспечение проф. деятельности Химия (ОУД)

О 2500 5000

Количество результатов Рис. 1. Распределение результатов по дисциплинам.

7500

10000

В общей характеристике Примерной рабочей программы по дисциплине «История» отмечается, что «общеобразовательная дисциплина «История» является частью обязательной предметной области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО на базовом и углубленном уровнях» [1].

Содержание базового и углубленного уровня изучения общеобразовательной дисциплины «История» основано на линейном подходе к изучению истории и обеспечивает формирование целостного представления о непрерывном развитии исторического процесса. В программе выделены 5 тематических разделов, которые хронологически включают историю России с 1914 по 2022 гг. Такой подход отражен и в Структуре содержания педагогических измерительных материалов (ПИМ) по дисциплине проекта ФЭПО, реализуемого в НИИ МКО (табл. 1). Педагогические измерительные материалы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 12.08.2022), Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и входящего в ее состав Историко-культурного стандарта (2020). Структура и тестовые задания соответствуют Федеральной образовательной программе среднего общего образования, утвержденной Приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 года № 371 и Примерной рабочей программе общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, утвержденной ИРПО Пр. №14 от 30.11.2022г. [2].

Таблица 1. Структура содержания ПИМ ФЭПО по дисциплине «История» (цикл общеобразовательных дисциплин).

Номер задания Наименование раздела Требования к уровню подготовки (контролируемые учебные элементы)

Блок 1. Задания базового уровня сложности

1 Россия в годы Первой мировой войны и Великой российской революции (19141922 гг.) знать: основные факты, процессы, явления

2 Россия в годы Первой мировой войны и Великой российской революции (19141922 гг.) знать: основные термины, персоналии

3 СССР в 1920-1930-е годы знать: основные факты, процессы, явления

4 СССР в 1920-1930-е годы знать: основные термины, персоналии

5 Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) знать: основные факты, процессы, явления

6 Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) знать: основные термины, персоналии

Номер задания Наименование раздела Требования к уровню подготовки (контролируемые учебные элементы)

7 СССР в 1945-1953 гг. знать: основные факты, процессы, явления

8 СССР в 1945-1953 гг. знать: основные термины, персоналии

9 СССР в середине 1950-х - первой половине 1960-х гг. знать: основные факты, процессы, явления

10 СССР в середине 1950-х - первой половине 1960-х гг. знать: основные термины, персоналии

11 СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. Политика «перестройки». Распад СССР (1985-1991 гг.) знать: основные факты, процессы, явления

12 СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. Политика «перестройки». Распад СССР (1985-1991 гг.) знать: основные термины, персоналии

13 Становление новой России (1992-1999 гг.) знать: основные факты, процессы, явления

14 Становление новой России (1992-1999 гг.) знать: основные термины, персоналии

15 Россия в XXI веке: вызовы времени и задачи модернизации знать: основные факты, процессы, явления

16 Россия в XXI веке: вызовы времени и задачи модернизации знать: основные термины, персоналии

Блок 2. Задания повышенного уровня сложности

17 История России XX - начало XXI в. (один из периодов) уметь: работать с исторической информацией, представленной в разных знаковых системах (карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)

18 История России XX - начало XXI в. (один из периодов) уметь: работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории культуры)

19 История России XX- начало XXI в. (один из периодов) уметь: устанавливать причинно-следственные связи

20 История России XX- начало XXI в. (один из периодов) уметь: проводить поиск исторической информации в текстовых источниках

Структура содержания ПИМ по дисциплине содержит требования к уровню подготовки студентов в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования. Требования представлены перечнем контролируемых учебных элементов в соответствии с разделами дисциплины. Контролируемые учебные элементы составляют основу содержания тестовых заданий банка ПИМ по дисциплине, используемого для работы в проектах «Интернет-тренажеры в сфере образования» и ФЭПО. При проведении ФЭПО используется уровневая модель педагогических измерительных материалов (ПИМ), представленная дисциплинами общеобразовательного цикла в двух взаимосвязанных блоках.

Первый блок - задания базового уровня сложности, в которых очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплины. Задания этого блока выявляют в основном знаниевый компонент по дисциплине и оцениваются в 1 балл по бинарной шкале «правильно -неправильно». Для дисциплины «История» особенно важным является знание основных фактов, процессов, явлений, а также основных терминов и персоналий.

Второй блок - задания повышенного уровня сложности, в которых нет явного указания на способ выполнения, и студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умения пользоваться ими при решении стандартных, типовых задач. Задания оцениваются в 2-4 балла в зависимости от степени сложности. Результаты выполнения второго блока оцениваются с учетом частично правильно выполненных заданий. В соответствии с ФГОС, а также Федеральной образовательной программой среднего общего образования несомненно важным представляется практико-ориентированный подход, который представлен в тестовых заданиях 2 блока ПИМ, проверяющих умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить поиск исторической информации в текстовых источниках, а также работать с исторической информацией, представленной в разных знаковых системах (карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) [3].

Для подготовки к ФЭПО в системе НИИ МКО разработан интернет-тренажер по дисциплине «История», структура ПИМ которого охватывает содержание курса истории России с древности по

настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.). При углубленном уровне изучения профильной дисциплины, кроме пяти основных разделов, в тренажер включены разделы, которые могут быть использованы для систематизации знаний в рамках повторительно-обобщающего курса «История России с древнейших времен до 1914 г.».

Необходимо подчеркнуть, что важным направлением работы НИИ мониторинга качества образования в современных условиях стало усиление визуализации контрольно-измерительных материалов. В ряде дисциплин применение интерактивных методов обучения и контроля на основе визуального ряда было реализовано достаточно успешно. Одной из таких дисциплин стала «История». Особый интерес представляют задания на проверку умения работать с исторической информацией, представленной в разных знаковых системах (карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), а также умения работать с иллюстративным материалом, опираясь на знание фактов истории культуры. При создании педагогических измерительных материалов в первую очередь активно применяются условно-графические наглядные средства.

Применение общих и тематических карт всегда было очень распространенным явлением. Как правило, они посвящены важным военно-историческим событиям, прежде всего войнам и территориальным изменениям. Основные задания с исторической картой, картой-схемой -репродуктивного типа. В тестах проверяется умение узнавать место действия, время, основных участников. Усложняя задания, используя несколько карт, можно провести поиск исторических объектов, выявить территориальные изменения, указать последовательность событий, маршруты торговых путей и т.д. Таким образом, карта становится не только важным источником информации, но и объектом практико-ориентированных задач (например, тестовые задания № 1, 2 с картой).

Тестовое задание 1

На карте-схеме изображены события_битвы.

+ Курской

Тестовое задание 2

В ходе военных действий, изображенных на карте-схеме ...

+ произошло танковое сражение под Прохоровкой

+ был сорван немецкий план «Цитадель»

- советские войска вышли к западной границе СССР

- был сорван немецкий план «Тайфун»

К условно-графическим средствам наглядности относятся таблицы, схемы, диаграммы, которые традиционно применяются в методике преподавания истории. Главный акцент делается на понимание взаимосвязи различных фактов и статистических данных, возможности на основании схемы, диаграммы сделать выводы (например, тестовые задания № 3, 4 с таблицей, схемой).

Тестовое задание 3

Приведенная схема отражает результаты административной реформы, осуществленной ...

+ Екатериной II

Тестовое задание 4

Согласно приведенным в таблице сведениям, в СССР в годы первой пятилетки ...

+ преимущественное развитие получила промышленность группы «А»

- резко возросли темпы развития легкой промышленности

- был сделан акцент на развитие промышленности группы «Б»

- приоритетное развитие получило производство предметов потребления

Сведения об объеме валовой продукции промышленности СССР в 1928-1932 гг.

Продукция 1928 г. 1932 г. 1932г. к 1928г. (%)

Чугун, млн т. 3,3 6,2 188%

Автомобили, тыс.шт. 0,8 23,9 2987%

Станки металлорежущие, тыс. шт. 2,0 19,7 985%

Сахарный песок, тыс.т. 1283 1828 142%

Обувь кожаная, млн пар 58,0 86,9 150%

Подобные тестовые задания проверяют умение сравнивать статистические материалы в разные исторические периоды, количественные и качественные изменения. Заполнение недостающих звеньев в тематических таблицах позволяет выявить причинно-следственные связи, динамику процессов.

Важное место в тестовых заданиях по дисциплине «История» занимают и изобразительные средства. К ним относятся прежде всего репродукции памятников живописи и архитектуры, портреты исторических деятелей, карикатуры, плакаты. Методические приемы их использования разнообразны. Изображения выдающихся памятников прошлого позволяют определить художественный стиль произведения, стилистические особенности, авторство, сгруппировать созданные автором произведения, определить время их появления и установить особенности, характерные черты эпохи (например, тестовые задания № 5, 6 с репродукциями).

Тестовое задание 5

На картине Виктора Васнецова изображено поле боя после битвы войска князя Игоря с ...

- половцами

В том же веке, что и событие, которому посвящена картина, ...

+ Владимир Мономах был приглашен на княжение в Киев

+ в Ипатьевской летописи впервые упоминается Москва

+ во Владимире были сооружены Золотые ворота

- в Твери произошло антиордынское восстание

- в Новгороде был сооружен Софийский собор

- были убиты князья Борис и Глеб

Тестовое задание 6

Храм, изображенный на иллюстрации, был сооружен в честь присоединения к Москве _ханства.

+ Казанского

Неоднократно отмечалось, что использование средств наглядности дает возможность не только выработать правильные исторические представления, развить образное мышление, но и становится эффективным средством контроля и обучения.

По итогам успешного прохождения независимой оценки качества образования в рамках ФЭПО образовательные организации получают сертификаты качества. А при прохождении тестирования по дисциплинам общеобразовательного цикла ссузы и вузы, реализующие программы СПО, могут получить дополнительный сертификат качества. В то же время диагностические процедуры, проект «Интернет-тренажеры в сфере образования», созданные в НИИ МКО, способствуют формированию предметных и метапредметных результатов обучения, позволяют успешно пройти тестирование в ходе Всероссийских проверочных работ (ВПР).

Список литературы/References

1. Примерная рабочая программа общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, утвержденная ИРПО Пр. № 14 от 30.11.2022г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Единый портал интернет-тестирования в сфере образования [Электронный ресурс] URL: i-exam.ru

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 12.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.