13. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором / Г.П. Сту-лова. - М.: Владос, 2002.
14. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники / А.П. Щапов. - М.: Музыка, 1968.
15. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Шульпяков. - Л.: Музыка, 1986.
16. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Проблемы методологии / О.Ф. Шульпяков. - Л.: Музыка, 1973.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
© Зверева Г.Ю.*
Средняя общеобразовательная школа № 2 - многопрофильная,
Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск
В статье рассматриваются особенности контрольно - измерительных материалов. Описывается технология проверки знаний. Выделены способы оценивания и рассмотрены положительные и отрицательные стороны контрольно-измерительных материалов. В данной работе предложена лекционно-зачётно-семинарская технология, способствующая качественно улучшить учебный процесс.
Ключевые слова мониторинг, КИМы, способы оценивания, дихотомическая система, политомическая система, теоретические подходы, педагогическая диагностика, лекционно-зачётно-семинарская технология.
В работе учителя важен инструмент, с помощью которого будет осуществлен мониторинг его работы, выявлены результаты совместной с учениками деятельности. Одними из таких инструментов стали КИМы ЕГЭ по истории. В 2009 г. назначение экзаменационной работы состояло в том, чтобы «оценить общеобразовательную подготовку по истории России выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования».
У КИМов 2010 г. были уже иные задачи: установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. Акцент сменился с оценочной функции на измерительную.
* Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ N° 2 - многопрофильная, аспирант кафедры Истории России, магистр педагогического образования.
В настоящее время имеется достаточное количество готовых контрольно-измерительных материалов по истории и общественным дисциплинам, одобренных Федеральным институтом педагогических измерений, Министерством образования РФ, которые дают возможность получить объективные данные об уровне и качестве усвоения знаний и развития интеллектуальных умений и выявить [6, с. 20-27]:
1. уровень усвоения знаний;
2. уровень овладения умениями.
Тест всегда ставит перед обучающимися отчетливо сформулированный вопрос и предложенные варианты ответов. Любой тест как бы состоит из двух частей: вначале ученику предлагается конкретный вопрос, сосредотачивающий его внимание на определенном изученном материале, а затем указываются варианты ответов. Исходя из возможных форм ввода учеником правильного ответа, свои тестовые задания классифицируются следующим образом [8, с. 60-62]:
1. Тест - множественный выбор.
2. Тест-альтернатива.
3. Тест-ранжировка.
4. Тест-соответствие.
5. Тесты, способствующие формированию понятийного аппарата обучающихся.
6. Тесты, составленные обучающимися. Наиболее удачные тестовые задания, составленные обучающимися старших классов используются на уроках вместе с тестами учителя. В своей практической работе использую и тестовые задания других авторов, опубликованные в предметно-методических журналах и в специальных сборниках, КИМах по ЕГЭ [1].
Контрольно-измерительные материалы (КИМы) издательство «Вако» для 10 класса тематически сгруппированы и соответствуют требованиям школьной программы по истории. Автор КИМов К.В. Волкова. Использование КИМов позволяет не только оценить усвоение учащимися материала по каждой теме, но и подготовить их к современной тестовой форме проверки знаний, что пригодится при выполнении заданий ЕГЭ. В конце издания предложены ключи ко всем тестам. Пособие адресовано учителям, школьникам и их родителям.
Следующее учебное пособие автора - О.Н. Журавлева «История России», 10 класс. Тестовые задания предназначены для проверки исторической подготовки учащихся старших классов по курсу истории России и нацелены на усвоение имен, дат, понятий и терминов, хронологической последовательности исторических событий, причинно-следственных связей по темам курса. Задания составлены в соответствии с программой и учебником для 10 класса, а также Кодификатора для составления контрольно-
измерительных материалов ЕГЭ. К каждой теме - 22 задания, в том числе с открытыми ответами. Тестирование позволяет легко выявить уровни усвоения, пробелы в знаниях и успешно подготовиться к урокам и сдаче экзаменов.
Контрольно-измерительные материалы к учебникам А.Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVI века» и А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России ХУП-Х1Х веков». Базовый уровень. 10 класс» [4]. Структура пособия полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего образования и «Требованиям к уровню подготовки учащихся». Тестовые задания позволяют объективно выявить не только наличие у школьников знаний по истории, но и учебные умения на разных уровнях усвоения материала. В пособии даны задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу от простых в части А к усложненным в части В и сложным, требующим развернутого ответа и помещенным в приложении (часть С).
На выполнение тематических тестов отводится 5-7 мин, поэтому их можно использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. На выполнение итоговых тестов отводится 35-40 минут.
Часть А содержит задания базового уровня с выбором ответа. С их помощью проверяется знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.
Часть В состоит из заданий повышенного уровня сложности с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки учеников, умение классифицировать и систематизировать факты.
Часть С содержит задания высокого уровня сложности с открытым развернутым ответом. Они направлены на комплексную проверку знаний и умений учащихся. Такие задания можно рекомендовать для проверки знаний и умений в малых группах при текущем и итоговом контроле. Они могут быть использованы при составлении заданий для олимпиад и интеллектуальных марафонов.
В зависимости от формы задания используются различные способы оценивания. Существует дихотомическая система, при которой вопрос оценивается одним баллом в случае правильного ответа и нолем баллов, если ответ дан неправильно. Эту систему оценивания можно использовать при проверке заданий части А и тех заданий из части В, в которых нужно указать дату или слово. Максимально возможный балл за тест в этом случае будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем.
В части В помещены также задания на установление правильной последовательности, с выбором нескольких правильных ответов и установление соответствия. Эти формы заданий оцениваются как по дихотомической, так и по политомической системе.
В этом случае баллы начисляются по следующей схеме:
- полностью правильно указанные характеристики -2 балла;
- одна правильно указанная характеристика - 1 балл;
- отсутствие правильных характеристик - 0 баллов.
Таким образом, максимально возможный балл за задание будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем.
При дихотомической системе ответ оценивается 1 баллом, если правильно указаны все признаки, и 0 баллов, если допущена хотя бы одна ошибка. Оценка выполнения заданий части С является полигамической. За каждую часть задания учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
В целом дихотомическую систему оценки целесообразно применять при итоговом контроле знаний, а также в тех случаях, когда надо вручную проверить большое количество бланков ответов.
Полигамические задания можно использовать во всех видах педагогического контроля, особенно в тестах для тематического контроля, когда время выполнения теста мало. Таким образом, выбор системы оценки диктуется целью тестирования и видом педагогического контроля. Автором пособия предлагается гибкая система подведения результатов тестирования, которая допускает за учеником право на ошибку:
80 % от максимальной суммы баллов - оценка «5»;
60-80 % - оценка «4»;
40-60 % - оценка «3»;
0-40 % - оценка «2».
Сегодня в сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов, возникают новые образовательные сервисы, в том числе с целью мониторинга уровня качества знаний с помощью тестирования на ПК. При индивидуальном тестировании необходимо предоставить каждому учащемуся отдельное рабочее место за компьютером, но из-за ограниченного их количества это становиться проблематичным. Но в любом случае, даже при наличии в классе одного компьютера, подобную форму работы можно использовать. Каждый ученик имеет возможность не только ответить на вопрос, но и сразу узнать свой результат. Данная технология проверки знаний активизирует внимание учащихся на уроке и повышает их работоспособность.
Как верно отмечено Е.М. Петропавловской, КИМы, являясь единым измерителем знаний государственного образца, несовершенны и содержат массу противоречий, а именно[5, с. 65-69]:
1. Правомерность использования одинаковых КИМов в качестве универсального инструмента для определения уровня подготовки выпускников, как обычных средних общеобразовательных школах, так и в лицеях и гимназиях?
2. Время, отводимое в школах на изучение истории и объем фактического материала, включаемого в КИМы. Например, учебники: А.Н. Сахаров «История России с древнейших времен до конца XVI в.» для 10 класса; А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России Х'УИ-ХК вв.» для 10 класса. Проанализируем их с точки зрения наполнения фактологическим материалом в темах, посвященных культуре. Эта тема стала наиболее «провальной» по результатам ЕГЭ.
3. Несоответствие формулировок кодификатора и компоновке материала учебника.
4. Уровень сложности контрольных заданий для проверки умений и отсутствие в УМК в поурочной работе тренинговых заданий такого же типа для формирования проверяемых умений и их систематической отработки. Необходимо иметь тренинговые тетради на каждом уроке и они должны входить в комплект учебников, по которым работает учитель.
5. Знания - умения - время. Задания КИМов охватывают не только значительный пласт фактического материала, но и проверяют аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников. Внимание акцентируется на заданиях, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация). Минимальное количество часов на изучение истории делает невозможным формирование и отработку этих умений. КИМы выявляют уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории, но они игнорируют реальные возможности формирования этих знаний и умений в формате обычного школьного урока.
6. В структуре ЕГЭ задействовано огромное количество участников, но они существуют не в единой системе, а разрозненно, преследуя свои цели. Авторы учебников стремятся к тому, чтобы материал был представлен в соответствии с требованиями академической науки. Роль учителя в структуре ЕГЭ противоречива: с одной стороны - он должен формировать у учеников представление о прошлом своей страны, тем самым поднимая общую культуру учеников, формируя их личности, что является главной задачей; с другой стороны - подготовка к ЕГЭ и стремление к тому, чтобы его ученики получили высокие баллы. Такие же цели у учеников и их родителей - подготовиться так, чтобы набрать максимальный балл и поступить в ВУЗ. КИМы ЕГЭ не будут проверять чувство патриотизма, они проверяют только объем знаний и умений. В системе ЕГЭ и КИМах есть и положительные стороны. Чтобы их раскрыть, необходимо провести работу по преодолению выше перечисленных противоречий.
КИМы можно использовать на различных этапах учебного занятия в соответствии с логикой усвоения знаний учащихся. Существуют противоречия между объемом контрольных материалов и временем, выделяемым на его изучение.
В 10 классе при подготовке к ЕГЭ по истории России и организации самостоятельного изучения материала ценным подспорьем могут стать образовательный комплекс «1С: Школа. История. 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ» (разработчик - «1С» при поддержке ФГУП; «Просвещение»), программы-репетиторы «Готовимся к ЕГЭ. История» («Просвещение - МЕДИА»), «Репетитор по истории Кирилла и Мефодия» (ООО «Кирилл и Мефодий»), которые облегчают проверку знаний учащихся по изученным темам. Авторы «1С: Школа: История, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ» использовали весьма простой подход: сначала помочь ликвидировать пробелы в знаниях, а уж затем - проверять и «натаскивать». Пособие снабжено подробным учебником по истории России с древнейших времен до наших дней, излагающим основные этапы и события развития российского общества. Прекрасно разработанные интерактивные карты, линия времени, словари способствуют быстрому поиску информации, а для более эффективного использования возможностей электронного издания разработаны специальные интерактивные тренажеры по освоению стандартных знаний, умений и навыков, а также логически сложных тем (процессов, явлений, понятий и т.п.). Диск предназначен для повторения и закрепления учебного материала, для анализа уровня усвоения материала по истории России, и уже, в конечном итоге, для подготовки к единому государственному экзамену, к олимпиадам по предмету. При этом в ходе выполнения обучающих блоков, осуществляется фиксация правильности выполнения заданий, времени выполнения задания и использования учащимся помощи. В состав образовательного комплекса входит и редактор, с помощью которого можно добавлять созданные самостоятельно модели, тренажеры и задания.
В тренировочных блоках одни и те же темы представлены в разном виде: текста, схем, таблиц, линий времени, картографического материала, картин, фотографий, анимации и видеофрагментов - учитываются различные способы усвоения информации, типы запоминания и т.д.
Компьютерные варианты тестов позволяют повысить уровень усвоения знаний, стимулируют познавательную активность учащихся, способствуют формированию у них реальной оценки собственных знаний. Анимирован-ные карты позволяют с помощью автора прочувствовать то событие, которое изображается на экране. На этих картах можно проследить нашествие врагов, как с Запада, так и с Востока.
Анализ контрольно-диагностических и контрольных итоговых тестов в формате ЕГЭ осуществляется автоматически, каждому ученику прописывается индивидуальное резюме с рекомендациями по ликвидации в пробелах знаний. На основании этих рекомендаций выполняется изучение «провальных» тем.
В общей педагогике разработаны теоретические подходы к исследованию процесса обучения: педагогическая и методическая диагностика [7]. Данные педагогической диагностики могут стать составной частью мони-
торинга образовательного учреждения или использоваться самостоятельно. Мониторинг - комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы [2].
Целью проведения мониторинга является надёжный, регулярный сбор данных об образовательных достижениях обучающихся для определения:
- объективной оценки деятельности обучающихся и лекционно-зачётно-семинарской технологии;
- тенденций в изменении образовательных результатов обучающихся;
- факторов, влияющих на образовательные результаты.
Мониторинг учебных достижений школьников - это часть образовательного мониторинга. Отслеживание результатов осуществляется по двум параметрам: абсолютный результат (% правильно выполненных заданий учащимся или классом) и относительный результат всего класса (% правильности выполненных заданий) [3]. Диагностический материалы по истории соотносятся с требованиями ЕГЭ.
Для повышения качества знаний учащихся предлагается ввести системную работу: особое внимание уделять анализу источников, умению извлекать информацию из источника, устанавливать последовательность исторических событий, анализировать позицию автора, высказывать свою аргументированную точку зрения, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических событий и процессов.
Лекционно-зачётно-семинарская технология - это системный комплекс дидактических условий, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие рациональные пути обучения и развития школьников [9].
Используя данную технологию, убедилась, что данная технология позволяет качественно улучшить учебный процесс, повысить прочность полученных знаний, значительно развить навыки самостоятельной работы школьников, повысить качество обученности. Итоговая диагностика может послужить и исходной на следующий учебный год. Сравнительный анализ входного и итогового контролей показывает, что в данном классе знания базового, повышенного и высокого уровней учащимися повысилось. Можно отметить положительную динамику выполнения заданий базового уровня.
Таким образом, качественный анализ мониторинга показывает о необходимости при планировании учебной работы по курсу (разделам) исходить из требований к содержанию и уровню подготовки учащихся, содержащихся в образовательных стандартах. За основу учебного процесса взять активную познавательную деятельность учащихся, как с учебником, так и с другими видами источников, использование различных форм.
Список литературы:
1. Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень: 10 класс / сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2012. - 112 с.
2. Новожилова С.В. Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: elhoschool.ru/istori/test_ podg.doc (дата обращения: 15.02.2013).
3. Алексашкина Л.Н. История: Самостоятельная подготовка к ЕГЭ/ Л.Н. Алексашкина. - М.: Изд-во «Экзамен», 2013. - 192 с. (Серия «ЕГЭ. Полный курс А, В, С»).
4. Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 10 класс [Электронный ресурс] / сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2013. - 112 с. - Режим доступа: http://my-shop.ru/ (дата обращения: 10.02.2013).
5. Петропавловская Е.М. КИМы ЕГЭ по истории: противоречия и проблемы // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 2. - С. 65-69.
6. Ванина Э.В. Диагностика результатов обучения истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. - № 4. - С. 20-27.
7. Алексеева Л.В., Конышева И.И. О мониторинге учебных достижений школьников по истории / отв. ред. Я.Г. Солодкин // Десять лет высшего исторического образования в Ханты-Мансийском автономном округе: мат. межрег. науч. конф., Нижневартовск, 17 апреля 2003. Секции: Отечественной истории и историографии; Краеведения и методики преподавания истории; Философии истории; Романо-германской филологии. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. пед. ин-т, 2003. - С. 257.
8. Алексеева Л.В. Тридцать вопросов и ответов по теории и методике преподавания истории: материалы для подготовки к экзаменам. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. пед. ин-т, 2004. - С. 60-62.
9. Качкина Т.Б. Современные педагогические технологии в преподавании истории и обществознания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/ (дата обращения: 25.03.2013).
ВОПРОСЫ ПО МЕТОДИКЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ»
© Михайлов Н.Г.*
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск
В статье представлены вопросы и краткие их аннотации (планы ответов на вопросы) по методике обучения школьников черчению к го-
* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.