Научная статья на тему 'Особенности разработки интерактивных путеводителей'

Особенности разработки интерактивных путеводителей Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
851
315
Поделиться

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мартынова А.В., Белобокова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки интерактивных путеводителей»

Особенности разработки интерактивных путеводителей

А.В. Мартынова,

студент 5 курса факультета информационных технологий и медиасистем

Ю.А. Белобокова,

старший преподаватель кафедры медиасистемы и технологии

В настоящее время в связи с активным развитием и совершенствованием электронных технологий наметилась отчетливая тенденция замены материальных носителей информации на невещественные. Ряд исследований посвящен разработкам интерактивных мультимедийных приложений. Под прикладным программным обеспечением, или приложением, понимается программа, предназначенная для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитанная на непосредственное взаимодействие с пользователем и для задания компьютеру конкретной работы [1]. Одним из классов таких приложений являются интерактивные путеводители.

Преимущества электронных версий путеводителей по сравнению с бумажными и аудиоверсиями весьма велики. Мультимедийный электронный путеводитель более информативен, имеет большую степень воздействия на человека за счет своей синтетической природы [2].

В состав такого путеводителя, как правило, входят большие блоки текстовой, иллюстративной, аудио- и видеоинформации. С такими блоками удобнее работать, если они объединены в специальное интерактивное приложение.

К приложениям такого рода обычно предъявляется ряд требований:

- динамическое изменение структуры;

- наличие средств поиска по заданным критериям и навигации по блокам;

- создание и редактирование закладок и заметок;

- функции работы с картой, GPS-навигация;

- возможность скачивания необходимых компонентов;

- демонстрация мультимедиа.

В настоящее время наибольшее распространение получили интерактивные мультимедийные приложения-путеводители для мобильных устройств - мобильных телефонов, смартфонов, планшетных компьютеров. Разрабатывая приложение для мобильного телефона или смартфона, следует учитывать, что рабочая поверхность их экранов мала. Не следует создавать большие текстовые блоки, лучше разместить только краткую, но исчерпывающую информацию, контакты, описание. Также следует сделать подробную фотогалерею, снабдить приложение аудио- и видеовставками.

Основной проблемой при разработке интерактивного мультимедийного путеводителя является создание качественного интерфейса. Предполагается, что естественный интерфейс является самым удобным и эффективным [3]. Пользователю проще работать с тем приложением, у которого объекты манипулирования интуитивно понятны (например, если вместо текстовых кнопок используются пиктограммы). При этом желательно предусмотреть возможность адаптации интерфейса под индивидуальные запросы пользователя. Для достижения этой цели можно использовать не только гипертекстовую, но и фреймовую структуру, всплывающие окна.

Очень важно правильно структурировать информационный материал электронного путеводителя. Не следует делать слишком глубокую иерархию для категорий материала, так же, как и делать большое количество разделов. Использование гиперссылок, фреймовой структуры или карт-изображений дает возможность быстрой и удобной навигации по разделам путеводителя, позволяя, при необходимости, быстро вернуться обратно, не запоминая страниц, на которых расположены соответствующие разделы.

Поисковый механизм в пределах интерактивного путеводителя должен давать пользователю возможность перемещаться по тексту, просматривать иллюстрации, видео- и анимационные вставки, прослушивать аудио и работать с картой. Поэтому необходимо задать для каждого структурного элемента путеводителя метки (теги), по которым пользователь может осуществлять поиск.

Любое физическое действие, осуществляемое при работе с интерактивным приложением, может быть точным или быстрым [3]. При разработке интерфейса электронного путеводителя необходимо заранее оценить, какой из этих критериев будет в данном случае предпочтительней. Например, при разработке интерфейса путеводителя, используемого преимущественно на ноутбуках или планшетах, допустимо использовать большее количество кнопок и объектов манипулирования, чем в электронном путеводителе, предназначенном для мо-

бильных устройств, на которых предпочтительней совершать ряд простых, но более точных действий.

Важным критерием эффективности интерфейса является количество человеческих ошибок. Под словосочетанием «человеческая ошибка» нужно понимать действия, не совпадающие с целью действий пользователя [3]. Эта проблема особенно важна при разработке электронного путеводителя, предназначенного для мобильных устройств, поскольку пользователь может совершать вынужденные ошибки на ходу или в поездке ввиду тряски. Одним из путей решения может послужить увеличение межкнопочного расстояния или областей реагирования кнопок, а также предоставление возможности возврата в предыдущее состояние.

При разработке интерфейса путеводителя большое внимание стоит уделять стимулам, т. е. неким факторам, побуждающим к действию [3]. Зачастую разработчики создают не вполне понятный функционал, который либо остается незамеченным пользователем, либо воспринимается им как ошибка работы приложения. Избежать таких ошибок можно применяя метафору интерфейса, позволяющую пользователю не создавать новую ментальную модель системы, а воспользоваться готовой моделью, построенной ранее по другому поводу (метафора фотоальбома). Не стоит пренебрегать существующими стандартными элементами интерфейса, вид которых сразу рассказывает пользователю о его функциональных возможностях.

Приступая к разработке интерфейса интерактивного путеводителя, необходимо решить, на каких платформах он будет использоваться, поскольку вид такого приложения на разных платформах может существенно отличаться. Обычно для разных операционных систем разрабатываются свои версии приложений, поскольку корректно переносить приложения с одной операционной системы на другую достаточно трудозатратно.

Еще одним важным параметром при разработке приложения является размер готового приложения. Для публикации приложения в специализированных магазинах необходимо, чтобы приложение вписывалось в рамки допустимого размера и требований [4]. В связи с этим при разработке приложения необходимо заранее спланировать, какой объем фотографий и мультимедиа можно включать, чтобы соблюсти требования. При разработке приложений для мобильных устройств нежелательно включать офлайновую карту в готовую сборку полномасштабного и подробного путеводителя. В таких случаях предпочтительно либо использовать стандартную карту от компании Google, либо предлагать пользователю отдельно загружать карту из Интернета.

Для электронных путеводителей, предназначенных для мобильных устройств, важным критерием является отсутствие необходи-

мости выхода в Интернет ввиду большой стоимости роуминга. Разрабатывая такие путеводители, необходимо либо включить всю необходимую информацию в сборку, либо загружать единовременно.

Помимо текстовой, мультимедийной информации и карт, в путеводитель желательно добавлять функции вызова такси, бронирования отеля, технологию виртуальной реальности, связь с социальными сетями и т. д. [5]. Например, можно предусмотреть возможность комментирования и написания отзывов об отдельных местах. Пользователь, ознакомившись с отзывами других пользователей приложения, может сам решить, стоит ли посещать это место в данное время года или суток. Одним из вариантов решения построения такого функционала можно считать оценки и рейтинг, на основании которых строятся категории «Лучшее/Популярное» и «Новое», поскольку при обновлении базы данных таблица рейтинга может корректироваться. В дополнение весьма удобной возможностью для функционала приложения можно считать закладки, отметки, добавление места в избранное.

Не менее интересна для пользователя функция виртуальной реальности (примером может послужить приложение Redigo и его функция «Вокруг меня»). Суть такой функции в том, что фотокамера устройства показывает изображение местности, поверх которого можно увидеть пиктограммы или названия мест, находящихся вокруг пользователя, который может устанавливать максимальный радиус действия виртуальной реальности.

В настоящее время разработано большое число интерактивных путеводителей, каждый разработчик старается привнести в них что-то новое и задействовать самые передовые технологии. Существуют десятки программных средств для реализации подобных приложений, поэтому у каждого путеводителя имеются свои особенности и механизмы разработки.

Библиографический список

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Прикладная_программа

2. Вуль В.А. Электронные издания / В.А. Вуль. - М. : Изд-во МГУП, 2001 год // Глава III. Мультимедийный документ и форматы представления его элементов // http://www.hi-edu.ru/e-books2/xbook119/ 01 /index.html

3. Интерфейсы пользователя // http://www.studfiles.ru/dir/ cat32/subj1173/file9485/view99700.html

4. The Developer's Guide // Publishing Overview // http:// developer.android.com/guide/publishing/publishing_overview.html

5. Путешествуем с мобильным. Мобильные приложения // http://www.touristart.ru/advice/1355-travel-mobile.html