Научная статья на тему 'Особенности разработки авторской образовательной Программы «Экология и родной край» как вариативной части основной общеобразовательной Программы дошкольного образования'

Особенности разработки авторской образовательной Программы «Экология и родной край» как вариативной части основной общеобразовательной Программы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL PROGRAM / FEDERAL REQUIREMENTS TO EDUCATIONAL PROGRAM STRUCTURE / GREENING OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Финогенова Любовь Вячеславовна

В статье описаны особенности разработки авторской образовательной программы «Экология и родной край», которые необходимо учитывать в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The design features of the author's educational program "ecology and native land" as the optional part of the core curriculum for pre-school education

The article describes the features of original educational program "ecology and native land", which must be taken into account in accordance 285 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 4 SUMMARY with the Federal Government requirements to the structure of primary education of pre-school education.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки авторской образовательной Программы «Экология и родной край» как вариативной части основной общеобразовательной Программы дошкольного образования»

УДК 373.2

Финогенова Любовь Вячеславовна

кандидат культурологи Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Kalina@kmtn.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛОГИЯ И РОДНОЙ КРАЙ» КАК ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье описаны особенности разработки авторской образовательной программы «Экология и родной край», которые необходимо учитывать в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Ключевые слова: образовательная программа; федеральные требования к структуре образовательной программы; экологизация дошкольного образования.

Актуальность разработки авторской программы «Экология и родной край» как составной части вариативного компонента образовательной Программы ДОУ на региональном уровне (Костромская область) обусловлена сложившимися объективными условиями современной системы обучения и воспитания.

Конец ушедшего столетия обозначился обострением противоречий во взаимоотношении общества и природы. Основные принципиальные позиции по решению этой проблемы были сформулированы в Заключительном докладе первой Межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси - 1977), часть из которых впоследствии была признана руководящими принципами обучения, воспитания и развития человека в духе ответственного отношения к сохранению жизни во всех ее проявлениях.

К числу первоочередного принципа, значимость и важность которого подчеркнута в проекте к новой модели цивилизационного развития на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро - 1992), можно отнести принцип взаимосвязи глобального, регионального и локального компонентов экологического образования. Обращение к экологическим проблемам на разных уровнях и масштабах позволит формироваться личности с глобальным мировоззрением и мировосприятием, с богатым эмоциональным и экосообразным поведенческим опытом в конкретном социоприродном окружении.

Соответствующие распоряжение правительства (Экологическая доктрина Российской Феде-

рации - одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. №9 1225-р) возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Современная государственная политика России в области образования, в основном, строится в русле признанного мировым сообществом, принципа - взаимосвязи федерального, регионального и локального компонентов в содержательном и процессуально-организационном плане. Безусловно, обеспечивая тем самым, казалось бы, благоприятные условия для совершенствования экологического образования.

Однако практическая реализация этой задачи в экологическом образовании встречает серьезные затруднения, связанные с целым рядом субъективных и объективных факторов. С одной стороны, его развитию мешает противоречивый характер политики Министерства образования РФ, не учитывающего специфики становления экологической культуры личности и переложившей все функции этого процесса на регионы. С другой, - региональное экологическое образование - недостаточно обоснованная и разработанная область педагогической, культурологической науки и практики. И, в-третьих, что следует подчеркнуть особо, достижение цели экологического образования возможно при гармоничном сочетании федерального, регионального и локального компонентов содержания. Только в этом случае возможна эффективная реализация девиза: «Мыслить глобально, действовать локально».

Отсутствие законодательной основы в области непрерывного экологического образования на федеральном уровне также негативно сказыва-

ется на развитии системы обучения, воспитания в целом. Начало нового тысячелетия характеризуется тем, что в большинстве регионов России приняты и принимаются местные законы об экологическом образовании, просвещении, формировании экологической культуры у населения (региональный и локальный уровни).

Это связано с осознанием экологического образования как уникального средства сохранения и развития человека и продолжения развития человеческой цивилизации. Экологическое образование выступает как средство формирования в общественном сознании границ дозволенного, являясь показателем уровня освоения мира человеком.

Цель экологического образования состоит в формировании экологической культуры личности на основе знаний закономерностей функционирования экологических систем и путей их допустимого изменения, понимания самоценности природы, необходимости ее максимально возможного сохранения для будущих поколений, ответственного отношения к природе, осознание себя как ее части.

Система культурно-экологического образования Костромской области как региона имеет свои специфические отличия, а именно: локальность (социально-экологические особенности конкретного места (района)), своеобразие контингента детей, на который оказывают влияние традиции семейного, дошкольного и школьного, дополнительного культурно-экологического образования и воспитания, культурных учреждений, включенных в целенаправленный экообразовательный процесс.

В свою очередь, система культурно-экологического образования, формирования экологической культуры на региональном уровне должна обеспечивать особые потребности и интересы Костромской области как субъекта РФ и включать в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национально-региональное своеобразие экологической культуры.

Законодательной основой разработки системы культурно-экологического образовательного пространства Костромской области в контексте федерального экологического образования на сегодня является Закон Костромской области от 16.07.2007 №> 193-4-ЗКО, от 27.03.2008 №> 288-4-ЗКО «Об экологическом образовании и просвещении, формировании экологической культуры в Кост-

ромской области». В связи с принятием, которого явно обозначилась проблема создания системы культурно-экологического образования в дошкольных учреждениях, в Костромской области в целом. Теоретическое решение этой проблемы вызвало необходимость выявления идей, конструктивных принципов, на основании которых будет строиться, и воплощаться в жизнь система культурно-экологического воспитания, обучения, формирования основ экологической культуры у дошкольников на региональном уровне.

Идея экологизации дошкольного образования основывается на следующих нормативных документах:

1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

2. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. №9 1225-р).

3. Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

4. Федеральный Закон от 10.01.2002 №9 7 - ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).

5. Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

6. Постановление Правительства РФ № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1994 г.)

7. Распоряжение Правительства РС №9 1327-р «О системе непрерывного экологического образования и воспитания» (1994 г.)

8. Закон Костромской области от 27.03.2008 № 288-4-ЗКО «Об экологическом образовании и просвещении, формировании экологической культуры в Костромской области».

9. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

10. Проект Президента РФ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04 февраля 2010 г. Пр-271

Разработка содержания образовательной Программы «Экология и родной край» согласуется с основными нормативными документами Минобрнауки России и Правительства РФ, направленными на модернизацию российского образования:

1. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. №9 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

3. Проект Президента РФ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04 февраля 2010 г. Пр-271

В Программе нашли отражение основные направления модернизации российского образования:

- личностная ориентация содержания регионального кульрурно-экологического образования;

- деятельностный характер регионального культурно-экологического образования, направленность его содержания на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение дошкольниками опыта этой деятельности;

- усиление воспитательного потенциала и экологической направленности содержания дошкольного образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, определенных Президентом РФ [1] и правового демократического государства, становлению личности воспитанника ДОУ

Опираясь на вышеуказанные нормативные документы, нами выделены основные идеи экологизации дошкольного образования, а именно:

1. Идеи устойчивого развития в целом отражающие, что в планетарном масштабе и при анализе региональных и локальных перспектив в основе стратегий и проектов развития общества должны лежать представления о том, что человек - естественная составляющая биосферы. Человечество может существовать на планете лишь при условии сохранения системы взаимоотношений с окружающей природной средой, законы развития которой человек обязан учитывать в своей деятельности.

2. Идея культурно-экологического образования исходящая из того, что в экологическом образовании имеют место быть две составляющие, а именно, экология биологическая и экология культурная. Человечество к гибели ведет как несоблюдение законов биологической экологии, так

и экологии культурной. Они идут параллельно как условно обозначенные границы между природой и культурой.

3. Выделение содержательных линий как объединяющего фактора всех компонентов системы непрерывного культурно-экологического образования в Костромской области на дошкольном уровне и уровне начальной школы.

4. Концентрическое раскрытие, расширение и углубление ведущих общеэкологических понятий: экосистема; экологические взаимоотношения; экологические противоречия; экологическое развитие; устойчивое развитие.

С этой целью в 2007 г. на базе МДОУ детский сад №°1 п. Никольское Костромского муниципального района была открыта муниципальная площадка по теме: «Формирование основ экологической культуры у ребенка в системе дошкольного учреждения» (Приказ №9 95 от 28.09.2007 г. Об открытии муниципальных демонстрационных, проектных и экспериментальных площадок на базе образовательных учреждений).

Главными результатами работы данной площадки стали: проект Концепции регионального культурно-экологического воспитания, обучения, формирования основ экологической культуры в дошкольном учреждении; образовательная программа «Экология и родной край» дошкольного образования.

В 2009 году программа «Экология и родной край» разработанная под нашим непосредственным руководством получила первое место в районном методическом конкурсе «Коллекция идей» в номинации «Учебная программа 2009».

В 2011 году авторская образовательная программа «Экология и родной край» принимала участие в областном методическом конкурсе педагогов образовательных учреждений Костромской области, в номинации конкурса - авторские образовательные программы, где стала, победителем Конкурса и награждена дипломом I степени. Данная программа ценна тем, что обеспечивает преемственность в духовно-нравственном, экологическом социокультурном образовании дошкольников и учащихся начальной школы, так как, автором разработана региональная программа экологического духовно-нравственного социокультурного курса для начальных классов средних общеобразовательных школ «Экология и родной край». Эта программа получила диплом Лауреата V конкурса авторских программ дополни-

тельного образования (Москва, февраль 2002) и вошла в справочник Минобрнауки РФ (Федеральная программа образования) «Общественные ресурсы образования» (М., 2003. - С. 78-79). Программа для начальной школы «Экология и родной край» была успешно реализована в православных гимназиях г. Ярославля и Ярославской области (1998 г.).

Сегодня МДОУ осуществляют свою деятельность в сложившихся социально-экономических, экологических условиях преобразования и реформ, которые, безусловно, должны быть успешно завершены. Однако для этого современному развивающемуся российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди. Именно им предстоит самостоятельно принимать экологически целесообразные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия на окружающий мир. Нужны люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу малой родины и страны [2]. Этим обусловлена возрастающая роль образования в современном Российском обществе в целом и экологического в частности.

Таким образом, в настоящее время качественное общее образование и экологическое, как его составная часть, являются одним из гарантов решения задач социально-экономического, экологически безопасного развития России. Однако для этого на государственном уровне должны быть созданы условия для повышения конкурентоспособности личности, формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны, для обеспечения социальной и профессиональной мобильности, для формирования кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.

Разрабатывая новую стратегию действий в сложившихся социально-экономических, экологических условиях, педагогический коллектив МДОУ детского сада .№1 п. Никольское Костромского муниципального района исходит из позиций, определенных государственной политикой в области дошкольного образования [3], а именно, соответствие ее Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).

Опираясь на ФГТ данное дошкольное учреждение, изменяет форму и структуру основной образовательной Программы дошкольного образовательного учреждения, которая в настоящий момент рассматривается как модель организации образовательного процесса в ДОУ Образовательная программа состоит из двух частей: обязательной и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.

Можно сказать, что современная система дошкольного образования в очередной раз находится в довольно противоречивой ситуации, с одной стороны - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. №9 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», который ДОУ обязаны выполнять, а с другой - отсутствие четких методических рекомендаций как это правильно делать.

Необходимость разрешения выявленного противоречия позволяет определить проблему современной педагогики и методики дошкольного образования: каковы методолого-теоретические и технологические основы разработки вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, отражающей экологический приоритет.

Все вышесказанное послужило основанием для выбора направления опытно-экспериментальной работы в МДОУ детский сад -№1 п. Никольской - региональный компонент экологического образования в дошкольном учреждении, реализуемого в вариативной части образовательной Программы дошкольного образования. Предметное поле вариативной части Программы в соответствии с экологическим приоритетом - со-циоприродная и культурная среда на региональном уровне. Она включает такие основные понятия как ландшафт, природа, человек, общество, культура.

В процессе опытно-экспериментальной работы педагогический коллектив предполагает.

1. Переработать, расширить и углубить содержание программы «Экология и родной край» в части увеличения двигательной нагрузки дошкольника в день, организации работы по краеведению, ознакомлению детей с природой малой родины, социокультурным укладом того населенного пункта, где непосредственно проживает

дошкольник, с областным городом Костромой, правилами дорожного движения, экологической безопасностью.

Наиболее оптимально решить это возможно за счет интеграции программного содержания, комплексного планирования мероприятий на день, неделю, способствующих решению задач основной общеобразовательной Программы дошкольного образования, как во время прогулки, так и в рамках соблюдения режимных моментов, а также при организации совместной досуговой деятельности детей и их семей.

2. Установление преемственности между МДОУ детским садом № 1 п. Никольское и начальной школой в изучении культурно-экологических курсов «Экология и родной край» как основного средства реализации непрерывности регионального экологического образования.

Преемственность между детским садом и школой должна строиться:

- на учете возрастных и психологических особенностях детей;

- на единых целях культурно-экологического обучения и воспитания;

- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующихся с выбранной образовательной программой;

- на обеспечении школы и детского сада наглядными пособиями, методическими разработками для педагогов, детей и родителей;

- на общих принципах построения программ и методик, отбора и подготовки кадров.

Такое комплексное решение выявленных проблем позволит на практике реализовать идею преемственности детского сада и школы.

3. Организацию и обоснование культурноэкологической образовательной, досуговой деятельности в семье и детском саду. Выявление наиболее оптимальных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей ребенка. (Например: день открытых дверей, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, вечера отдыха, экскурсии в музей, заповедник, контактный зоопарк, экологические развлечения, утренники, викторины, посиделки, мастерилки, подготовка спектаклей экологической тематики, проведение родительских собраний.)

Таким образом, разработка вариативной части образовательной Программы «Экология и родной край» в ДОУ в соответствии с федеральными государственными требованиями сегодня

является одним из инновационных направлений в теории дошкольной педагогики, экологического образования и культурологии.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что разработка содержания Программы «Экология и родной край» для дошкольных учреждений в соответствии с ФГТ актуальна и значима для Костромской области. Значимость и актуальность подтверждается еще и тем, что она необходима не только педагогам, дошкольникам, их родителям, но и обществу в целом, так как главная задача современности - воспитание личности дошкольника, интегрированного в современное общество и обладающего определенным набором сформированных духовно-нравственных, экологических, социокультурных ценностей отечественной культуры.

Эффективность реализации Программы «Экология и родной край», УМК к ней как вариативной части образовательной Программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с экологическим приоритетом может быть достигнута, если:

- в качестве методологической основы разработки экологической Программы, а также УМК к ней будут применяться обоснованные в опытно-экспериментальном исследовании системный, культурологический (родиноведческий), ситуационный, информационный подходы, реализация которых обеспечит устойчивые взаимосвязи внутренней и внешней среды регионального культурно-экологического образовательного пространства и позволит осуществлять его моделирование по обоснованным с точки зрения развития социальных процессов параметрам и факторам, воздействующим на развитие экологического образования в Костромской области;

- доработана и реализована Концепция регионального культурно-экологического воспитания, обучения, формирования основ экологической культуры в дошкольных образовательных учреждениях Костромской области, включающая научно обоснованные цели и задачи развития системы культурно-экологического образования на дошкольном уровне; принципы, условия и направления реализации Программы, ее нормативно-правовое обеспечение; прогнозируемые результаты; структуру; содержание и организационные механизмы реализации экологического приоритета; оценку (систему целевых индикаторов и показателей); ресурсы; технологию се-

тевого взаимодействия; мониторинг деятельности педагогов ДОУ по реализации Программы экологического приоритета «Экология и родной край»;

- доработана и реализована региональная Программа экологического приоритета «Экология и родной край», обеспеченная УМК ресурсами на основе выявления проблемного поля и «точек роста» образовательного пространства региона;

- развитие региональной системы экологического образования в дошкольных учреждениях обеспечивается соответствием характера инновационных процессов в образовании, особенностям социальной среды, социального заказа в образовательном пространстве региона. При этом инструментом преобразований становятся образовательная Программа «Экология и родной край» вариативной части основной образовательной Программы дошкольного учреждения, разработанная педагогическим коллективом детского сада на основе основной общеобразовательной Программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к ней [4], а также экологического приоритета, новые продуктивные технологии, (не известные в других регионах) продукты образовательного рынка;

- разработана система мониторинга развития региональной эколого-образовательной системы, включающая перечень показателей и критериев

ее эффективности на основе современных информационных технологий;

- выявляются факторы снижения социальных рисков и проблем в реализации региональной системы экологического образования, обеспечивается их минимизация на примере осуществления экологического приоритета.

Библиографический список

1. Проект Президента РФ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04 февраля 2010 г. Пр-271.

2. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

5. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.