Научная статья на тему 'Особенности разграничения статей 207.3 и 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации'

Особенности разграничения статей 207.3 и 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичное распространение заведомо ложной информации / общественная безопасность / дискредитация / Вооруженные Силы РФ / государственная власть / public dissemination of deliberately false information / public safety / discrediting / Armed Forces of the Russian Federation / state power

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышев Константин Сергеевич

В статье исследованы отдельные проблемы квалификации преступлений, связанные с разграничением ст. 207.3 и 280.3 УК РФ, предложены пути их решения. Используя системный анализ, автор раскрывает форму и содержание предмета ст. 207.3 УК РФ, который, по его мнению, в случаях дискредитации Вооруженных Сил РФ или государственных органов при совершении этого деяния путём публичного распространения заведомо ложной информации является ключевым признаком, позволяющим разграничить анализируемые преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малышев Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of differentiation of Articles 207.3 and 280.3 of the Criminal Code of the Russian Federation

The article examines certain problems of qualification of crimes related to the distinction between Art. 207.3 and 280.3 of the Criminal Code of the Russian Federation, ways to solve them are proposed. Using system analysis, the author reveals the form and content of the subject of Art. 207.3 of the Criminal Code of the Russian Federation, which, in his opinion, in cases of discrediting the Armed Forces of the Russian Federation or state bodies during the commission of this act through the public dissemination of knowingly false information, is a key feature that makes it possible to distinguish between the crimes being analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности разграничения статей 207.3 и 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации»

№ 3 (39) • 2023

Научная статья

УДК 343.34

Особенности разграничения статей 207.3 и 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации

Малышев Константин Сергеевич

Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия, k.malyshevv@mail.ru

Аннотация. В статье исследованы отдельные проблемы квалификации преступлений, связанные с разграничением ст. 207.3 и 280.3 УК РФ, предложены пути их решения. Используя системный анализ, автор раскрывает форму и содержание предмета ст. 207.3 УК РФ, который, по его мнению, в случаях дискредитации Вооруженных Сил РФ или государственных органов при совершении этого деяния путём публичного распространения заведомо ложной информации является ключевым признаком, позволяющим разграничить анализируемые преступления.

Ключевые слова: публичное распространение заведомо ложной информации, общественная безопасность, дискредитация, Вооруженные Силы РФ, государственная власть

Для цитирования: Малышев К. С. Особенности разграничения статей 207.3 и 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2023. № 3. С. 169-172.

Original article

Features of differentiation of Articles 207.3 and 280.3 of the Criminal Code of the Russian Federation

Malyshev Konstantin S.

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Yekaterinburg, Russia, k.malyshevv@mail.ru

Abstract. The article examines certain problems of qualification of crimes related to the distinction between Art. 207.3 and 280.3 of the Criminal Code of the Russian Federation, ways to solve them are proposed. Using system analysis, the author reveals the form and content of the subject of Art. 207.3 of the Criminal Code of the Russian Federation, which, in his opinion, in cases of discrediting the Armed Forces of the Russian Federation or state bodies during the commission of this act through the public dissemination of knowingly false information, is a key feature that makes it possible to distinguish between the crimes being analyzed.

Keywords: public dissemination of deliberately false information, public safety, discrediting, Armed Forces of the Russian Federation, state power

For citation: Malyshev K. S. Features of differentiation of Articles 207.3 and 280.3 of the Criminal Code of the Russian Federation // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 3. Рр. 169-172.

С момента начала специальной военной операции на Украине существенно увеличилось число случаев дискредитации Вооружённых Сил РФ, а также распространения недостоверных сведений об их использовании.

Роскомнадзор, подводя итоги работы с обращениями граждан в I квартале 2022 года, проинформировал о двукратном (по сравнению с аналогичным периодом 2021 года) увеличении количества обращений по фактам публичного распространения в интернете

заведомо ложной информации, в том числе о спецоперации [1].

По данным МВД России на октябрь 2022 года было пресечено 4,5 тыс. административных правонарушений, выразившихся в дискредитации Вооружённых Сил РФ и распространении недостоверных сведений об их использовании, возбуждено свыше 100 уголовных дел [2].

Тенденция роста указанных противоправных, общественно опасных деяний, на наш взгляд, созда-

_© Малышев К.С., 2023

ёт существенную угрозу развитию общественных отношений, обеспечивающих защищенность личности, общества и государства от информационных манипуляций в сфере реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, территориальной целостности и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, обороны и безопасности государства в целом.

В этой связи повышается роль уголовно-правовых средств противодействия данному негативному социальному явлению.

Следует отметить, что в 2022 году законодатель ввёл ряд статей, обеспечивающих защиту обозначенных общественных отношений, в том числе ст. 207.3 УК РФ - «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий», и 280.3 УК РФ - «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях».

Статья 207.3 УК РФ входит в главу 24 УК РФ и охраняет общественную безопасность, а видовым объектом ст. 280.3 УК РФ, входящей в главу 29 УК РФ, являются основы конституционного строя и государственная безопасность. При этом непосредственные объекты анализируемых норм совпадают - причинение вреда или создания угрозы причинения такого вреда обороноспособности и государственной безопасности.

Оценивая объективную сторону, необходимо отметить, что внешние признаки данных преступлений не являются тождественными. В ст. 207.3 УК РФ они выражаются в публичном распространении заведомо ложной информации. Признаком ст. 280.3 УК РФ являются публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов страны и её граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий. К таким действиям могут быть отнесены публичные призывы, публичные акции, в рамках которых демонстративно уничтожаются военные символы, и прочие деяния. Более того, к ним может быть отнесено и публичное распространение заведомо ложной информации, дискредитирующей Вооруженные Силы нашей страны и ее государственные органы по исполнению своих полномочий, в том числе за пределами территории Российской Федерации.

С учетом смежности непосредственных объектов, а также схожести внешних признаков деяния у правоприменителя могут возникнуть вопросы, связанные с разграничением преступлений, предусмотренных ст. 207.3 и 280.3 УК РФ. Решение указанной проблемы

лежит в плоскости исследования сущности предмета анализируемых норм.

Так, предмет ст. 207.3 УК РФ включает в себя «распространяемую под видом достоверных сообщений заведомо ложную информацию, содержащую данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащую данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях» [3].

В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утверждённой Президентом 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 под использованием Вооруженных Сил следует понимать их деятельность по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, непосредственное применение в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также деятельность по развитию военной организации, строительству и развитию Вооруженных Сил, по мобилизационной подготовке и мобилизационной готовности Российской Федерации, по военно-экономическому обеспечению обороны (оснащение военной и специальной техникой, материальными средствами, развитие оборонно-промышленного комплекса, военно-политическое и военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами) [4].

В свою очередь публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий, в рамках действующей редакции ст. 207.3 УК РФ должно повлечь ответственность только при условии, что эти данные касаются полномочий, входящих в перечень прав и обязанностей непосредственного государственного органа, а также при условии их выполнения за пределами территории Российской Федерации в целях защиты интересов страны и её граждан, а также в целях поддержания международного мира и безопасности.

Во-первых, ложная информация, выступающая в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 207.3 УК РФ, обладает свойством манипуляции и инвективы - воздействия на адресата, побуждающего к резкой негативной эмоциональной оценке, обвинению деятельности органов власти, общественных организаций, общественных и политических деятелей и пр. Вместе с тем дискредитация в ст. 280.3 УК РФ также рассматривается как некая цель подрыва авторитета, имиджа и доверия к Вооруженным Силам Российской Федерации и иным государственным органам. Кроме того, обращает на себя внимание отсутствие в ст. 207.3 УК РФ указания на характеристику угрозы распространяемой информации охраняемым общественным отношениям, ссылка на которую есть в ст. 207.1 и 207.2 УК РФ. В этой связи следует отметить, что непубличное распространение информации, на наш

№ 3(39) • 2023

взгляд, не создает угрозу общественным отношениям.

Во-вторых, признаком применительно к ст. 207.3 УК РФ является фиктивная достоверность, которая может быть связана с формой, способами, обстановкой, спецификой субъекта и другими особенностями распространения информации. В частности, Президиум Верховного Суда Российской Федерации разъясняет, что «о придании ложной информации вида достоверной могут свидетельствовать, например, формы, способы ее изложения (ссылки на компетентные источники, высказывания публичных лиц и пр.), использование поддельных документов, видео- и аудиозаписей либо документов и записей, имеющих отношение к другим событиям» [5]. Объективно ложная информация даже при её публичном распространении не несёт общественной опасности, если не выдаётся кем-либо за достоверную. Художественные фильмы, постановочные ролики и прочий контент, публикуемый как творческий продукт не соответствующий действительности, не является предметом анализируемых преступлений.

В-третьих, информация должна быть ложной, то есть не соответствующей действительности. Используя системный анализ норм уголовного законодательства, связанных с ответственностью за изготовление и использование определённых носителей информации, таких как фальсифицированные доказательства, поддельные документы, поддельные денежные купюры, ценные бумаги, знаки соответствия и пр., мы пришли к выводу о том, что распространяемый аудио- и видеоконтент, электронные, устные или письменные сообщения будут объективно ложными в случае их несоответствия действительности в целом или какой-либо их части.

Оценивая ложность в качестве характеристики распространяемой информации, по нашему мнению, следует согласиться с мнением А. Г. Кибальника, который правильно указал, что оценочные суждения, мнения, предположения, прогнозы не должны повлечь за собой ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации [6]. Из этого следует, что содержание информации должно относиться исключительно к фактам.

Устанавливая несоответствие информации действительности, правоприменителю необходимо использовать данные официальных источников органов власти, результаты судебных экспертиз, которые могут установить признаки технической подделки аудио- или видеоконтента, показания свидетелей и прочие доказательства, устанавливающие объективную ложность распространяемого сообщения.

В следственной и судебной практике применения анализируемых уголовно-правовых норм при оценке ложности информации следует учитывать в качестве некой «презумпции достоверности» источники из перечня, которые на основании ст. 57 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 исключают ответственность представителей средств массовой информации за достоверность, если она взята из них. Другими словами

при распространении такие данные не требуют дополнительной проверки.

Проанализировав содержание и форму предмета преступления, предусмотренного ст. 207.3 УК РФ, сформулируем критерии разграничения ее со ст. 280.3 УК РФ, которые, на наш взгляд, следует исследовать, используя ретроспективный опыт отечественного законодательства. В период, когда в уголовном законодательстве были криминализированы и одновременно существовали такие преступления как оскорбление и клевета, совершённое деяние, как и при применении ст. 207.3 и 280.3 УК РФ, выражалось в сообщении ложной информации. В указанном случае разграничение проводилось по предмету преступления. В частности, клевета отличалась распространением ложных фактов, а оскорбление могло лишь содержать неправдивую информацию общего оскорбительного характера без указания на недостоверные факты. В случаях, когда публичные действия, направленные на дискредитацию использования российской армии или иных государственных органов, связаны с публичным распространением ложной информации, необходимо вменять ст. 207.3 УК РФ при условии, что информация содержит исключительно ложные факты, выдающиеся под видом достоверных.

Если же помимо этого публично высказывается иная дискредитирующая информация (например, оскорбительные лозунги об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и её граждан), не содержащая фактов, то необходимо преступление следует квалифицировать по совокупности ст. 207.3 и 280.3 УК РФ.

Соответственно, при распространении ложной информации исключительно общего характера, не ссылающейся на факты, с учетом ее направленности на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ либо иных государственных органов для защиты интересов РФ и граждан РФ деяние следует квалифицировать только по ст. 280.3 УК РФ.

Список источников

1. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Роском-надзор подвел итоги работы с обращениями граждан за I полугодие 2022 г. URL: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/ news74464.htm?-print=1&ysclid=l9fna67ka6135931720 &utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_ campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

2. Официальный сайт МВД России: выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации В. А. Коло-кольцева на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «правительственного часа». URL: https://xn--b1aew. xn--p1ai/news/item/33199229/?ysclid=l9fml0ethk-1370 79189.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru.

4. Военная доктрина Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_172989.

5. Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. Президиум Верховного Суда Российской Федерации: Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронави-русной инфекции (COVID-19) № 2. URL: https://www. vsrf.ru/documents/all/28882/?ysclid=l27wy7wh-1n.

6. Кибальник А. Г. Уголовно-правовая реакция на коронавирусную пандемию // Законность. 2020. № 5 // URL: http://www.consultant.ru.

References

1. Official website of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications (Roskomnadzor): Roskomnadzor summed up the results of work with citizens' appeals for the first half of 2022. URL: https://rkn.gov.ru/ news/rsoc/ news74464.htm?--print=1&ysclid=l9fn a67ka6135931720&utm_source=yandex.ru&utm_ medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_ referrer=yandex.ru.

2. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia: speech by the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation, Police General of the Russian Federation V.A. Kolokoltsev at a meeting of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation during the "government hour". URL: https://xn--b1aew. xn--p1ai/news/item/33199229/?ysclid=l9fml0ethk-1370 79189.

3. Criminal Code of the Russian Federation. URL: http://www.consultant.ru.

4. Military doctrine of the Russian Federation. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_172989.

5. Official website of the Supreme Court of the Russian Federation. Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation: Review of selected issues of judicial practice related to the application of legislation and measures to counter the spread of the new coronavirus infection (COVID-19) in the Russian Federation No. 2. URL: https://www.vsrf.ru/documents / all/28882/?ysclid=l27wy7wh-1n.

6. Kibalnik A.G. Criminal legal reaction to the coronavirus pandemic // Legality. 2020. No. 5 // URL: http://www.consultant.ru.

Статья поступила в редакцию 05.05.2023; одобрена после рецензирования 22.05.2023; принята к публикации 22.09.2023

The article was submitted 05.05.2023; approved after reviewing 22.05.2023; accepted for publication 22.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.