Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ, СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРОИСШЕСТВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗВЕСТНЫМ ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ЛИЦ'

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ, СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРОИСШЕСТВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗВЕСТНЫМ ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рассмотрение заявлений / сообщений / безвестное исчезновение лиц / розыск без вести пропавших / опрос / осмотр / наведение справок / consideration of applications / reports / unknown disappearance of persons / search for missing persons / survey / inspection / making inquiries

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иван Александрович Завьялов, Елена Леонидовна Красовская

Анализируется современное состояние деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по розыску без вести пропавших лиц, правового регулирования данной деятельности и законодательные новеллы рассматриваемого института. На основе проведенного анализа сделаны предложения по совершенствованию правоприменительной практики по рассмотрению заявлений и сообщений о безвестном исчезновении лиц, а также наиболее эффективному алгоритму деятельности сотрудников органов внутренних дел при поступлении такой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иван Александрович Завьялов, Елена Леонидовна Красовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONSIDERATION OF APPLICATIONS, REPORTS OF CRIMES AND OTHER INFORMATION ABOUT INCIDENTS RELATED TO THE UNKNOWN DISAPPEARANCE OF PERSONS

The current state of the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation on the search for missing persons, the legal regulation of this activity and the legislative novelties of the institution under consideration are analyzed. On the basis of the conducted analysis, proposals are made to improve the law enforcement practice for the consideration of applications and reports on the unknown disappearance of persons, as well as the most effective algorithm for the activities of employees of the internal affairs bodies when such information is received.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ, СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРОИСШЕСТВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗВЕСТНЫМ ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ЛИЦ»

УДК 34 NIION: 2003-0059-5/21 -035

ББК 67 MOSURED: 77/27-003-2021 -05-234

DOI 10.24412/2073-0454-2021-5-167-171 © Завьялов И.А., Красовская Е.Л., 2021

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ, СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРОИСШЕСТВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗВЕСТНЫМ ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ЛИЦ

Иван Александрович Завьялов, заместитель начальника кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: zavyalovivan@yandex.ru

Елена Леонидовна Красовская, старший оперуполномоченный по особо важным делам 8 отделения ОУР УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве (125212, Москва, ул. Выборгская, д. 14) E-mail: elena.krasovskaya94@m ail.ru

Аннотация. Анализируется современное состояние деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по розыску без вести пропавших лиц, правового регулирования данной деятельности и законодательные новеллы рассматриваемого института. На основе проведенного анализа сделаны предложения по совершенствованию правоприменительной практики по рассмотрению заявлений и сообщений о безвестном исчезновении лиц, а также наиболее эффективному алгоритму деятельности сотрудников органов внутренних дел при поступлении такой информации.

Ключевые слова: рассмотрение заявлений, сообщений, безвестное исчезновение лиц, розыск без вести пропавших, опрос, осмотр, наведение справок.

FEATURES OF CONSIDERATION OF APPLICATIONS, REPORTS OF CRIMES AND OTHER INFORMATION ABOUT INCIDENTS RELATED TO THE UNKNOWN DISAPPEARANCE OF PERSONS

Ivan A. Zavyalov, Deputy Head of the Department of Operational and Investigative Activities and Special Equipment, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: zavyalovivan@yandex.ru

Elena L. Krasovskaya, Senior Operative for Particularly Important Cases of the 8th Department

ESD of the Department of Internal Affairs of the CAO GU of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow

(125212, Moscow, ul. Vyborgskaya, d. 14)

E-mail: elena.krasovskaya94@m ail.ru

Abstract. The current state of the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation on the search for missing persons, the legal regulation of this activity and the legislative novelties of the institution under consideration are analyzed. On the basis of the conducted analysis, proposals are made to improve the law enforcement practice for the consideration of applications and reports on the unknown disappearance of persons, as well as the most effective algorithm for the activities of employees of the internal affairs bodies when such information is received.

Keywords: consideration of applications, reports, unknown disappearance of persons, search for missing persons, survey, inspection, making inquiries.

Для цитирования: Завьялов И.А., Красовская Е.Л. Особенности рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(5): 167—171.

В настоящее время в своей повседневной деятельности оперативные подразделения органов внутренних дел сталкиваются с необходимостью совершенствования своей деятельности в соответствии с новейшими знаниями, современными научными рекомендациями и последними криминалистическими

средствами, методами и технологиями в целях решения задач, поставленных перед ними законодателями. Одним из существенных направлений деятельности оперативных подразделений является повышение эффективности розыска без вести пропавших лиц.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции»1 одним из основных направлений деятельности полиции выделено осуществление розыска лиц. Статья 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»2 (далее — ФЗ «Об ОРД») также относит розыск лиц, к задачам оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД). В соответствии с ФЗ «Об ОРД» на органы, осуществляющие ОРД, в первую очередь на органы внутренних дел, «возложена обязанность розыска различных категорий объектов: лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших».

В настоящее время в обществе данная проблема приковывает к себе пристальное внимание, о чем свидетельствует регулярное обсуждается этого вопроса на различных уровнях государственного управления и в экспертном сообществе. При этом особое внимание уделяется несовершеннолетним как наиболее уязвимой части нашего общества3.

В 2018 г. депутатом Государственной Думы Российской Федерации И.А. Яровой был подготовлен законопроект о внесении изменений в ст. 8 ФЗ «Об ОРД» (в части изменения порядка проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ) при осуществлении розыска без вести пропавших детей). 2 августа 2019 г. был принят Федеральный закон № 311-Ф34, где ст. 8 ФЗ «Об ОРД» была дополнена ч. 7, предусматривающей «при розыске без вести пропавшего несовершеннолетнего возможность получать информацию о соединениях абонентского устройства, находящегося у несовершеннолетнего, и местоположении абонентского устройства путем проведения ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи» без судебного решения. Что существенно сократило сроки проведения данного ОРМ».

Помимо ФЗ «Об ОРД», существенному обновлению подверглось ведомственное нормативное правовое регулирование в системе МВД России, освещающее вопросы розыска без вести пропавших.

Статистические данные, ежегодно приводимые Главным информационно-аналитическим центром МВД России, неоспоримо свидетельствуют об увеличении числа людей, исчезающих без следа. В России регистрируется более 120 тыс. сообщений о

пропавших без вести гражданах ежегодно5. Некоторые из них не находятся никогда.

В г. Москве за 2020 г. пропало 35 944 граждан, из них 5642 — несовершеннолетние. В Московской области: 12 644 граждан, из них несовершеннолетних — 9226.

Вопреки устоявшемуся общественному мнению, что чаще всего люди пропадают в связи с криминальными причинами, статистические данные красноречиво опровергают это. Так, из 35 944 человек, которых разыскивали в Москве в прошлом году, жертвами уголовных преступлений стали 1160. Чаще всего люди уходят из дома по семейным обстоятельствам, либо из-за безразличия к положению родных и близких.

Практика осуществления органами внутренних дел разыскной деятельности позволила выделить ряд признаков, которые могут служить основанием для предположения о том, что разыскиваемый стал жертвой преступления. Наиболее явными из них являются, например, оставление пропавшим дома или на работе личных документов, денежных средств или необходимых вещей (теплой одежды, необходимых лекарств и т.п.); сведения об угрозах в адрес пропавшего; наличие дорогостоящих предметов (автомашины, антиквариата и т.п.) или крупных сумм денежных средств (например, после продажи недвижимого имущества) или связанное с отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади; исчезновение несовершеннолетних или женщин в безлюдных местах или в темное время суток; наличие в месте исчезновения лица следов, дающих основания предполагать о возможности совершения преступления; наличие прямых указаний на то, что пропавший мог стать жертвой преступления.

На причастность к исчезновению родственников или лиц из числа связей пропавшего могут указывать

1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (с изм. от 24 февраля 2021 г.).

2 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. от 30 декабря 2020 г.).

3 Актуальные вопросы организации разыскной работы: Мат. межведом. науч.-практ. конф. (18 ноября 2016 г.). Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

4 Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

5 Данные ГИАЦ МВД России на момент 1 января 2021 г.

6 Данные ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве на момент 10 марта 2021 г.

такие факты, как наличие серьезных конфликтов в семье, на работе или по месту жительства; исчезновение малолетнего (до 14 лет); несвоевременное или запоздалое заявление об исчезновении человека; обращение в свою пользу сбережений пропавшего, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом и т.п.); нелогичное поведение лиц, контактировавших с пропавшим перед исчезновением или их противоречивые объяснения.

Еще одним существенным основанием для предположения о том, что пропавший стал жертвой преступления может являться его образ жизни или способы заработка, например, наличие сведений о занятии проституцией или иными видами сексуальных услуг пропавшего (ей) или сведений о его преступных связях.

С учетом различных местных условий можно выделить и иные факторы, которые могут свидетельствовать о возможном преступлении. Для объективного рассмотрения поступающих заявлений и выдвижения обоснованных версий в обязательном порядке необходимо учитывать всю совокупность имеющихся признаков в их взаимосвязи.

В практической деятельности розыскных подразделений достаточно часты ситуации, когда человек, заявляющий о безвестном исчезновении своего родственника или близкого человека при этом не располагает оперативно значимой информацией о том, кого он разыскивает.

Так, можно привести характерный пример такой ситуации: в ходе беседы с матерью разыскиваемого гражданина М. был сформирован образ приличного сына, который ведет обычный образ жизни, работает на постоянной работе, с лицами, ведущими аморальный образ жизни, замечен не был, никогда ранее не пропадал и всегда был на связи. Поэтому изначально сотрудники полиции вели поиски по «ложному» следу. Но в ходе розыска без вести пропавшего гражданина М. было установлено, что он на протяжении длительного времени злоупотреблял алкогольными напитками, все заработанные деньги тратил на азартные игры, в связи с чем влез в долги. Не справившись с ситуаций, гражданин М. решил, что проще уйти из дома без объяснений, чем сказать своим близким о своих проблемах. Спустя месяц поисков гражданин М. был найден повешенным в одном из заброшенных сараев, неподалеку от места

своего жительства. Родные и близкие ничего подобного при жизни от него не ожидали.

И таких ситуаций достаточно много, каждый случай уникален и работа по какому-либо типовому алгоритму не всегда допустима.

Действующая в настоящее время «Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц», утвержденная Приказом МВД России № 38, Генпрокуратуры № 14, Следственного комитета № 5 от 16 января 2015 г. (далее — Инструкция), устанавливает определенный порядок рассмотрения территориальными органами МВД России и следственными органами системы Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства»7.

В соответствии с данной Инструкции, «поиск лица, исчезнувшего по неизвестным причинам с постоянного места пребывания, проводится на основании заявления или сообщения любого заинтересованного физического или юридического лица без возбуждения уголовного дела».

Помимо этого, Инструкцией установлено, что сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит обязательному приему и регистрации, а также разрешению в установленном порядке вне зависимости от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, полных анкетных данных и фотографии пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.

Для проверки обстоятельств безвестного исчезновения лица, обнаружения следов преступления, выявления иных обстоятельств, имеющих значение для установления причин исчезновения, оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России незамедлительно выясняет все обстоятельства исчезновения лица, передает информацию дежурному следователю следственного органа След-

7 Приказ МВД России № 38, Генпрокуратуры России № 14, СК России № 5 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц» от 16 января 2015 г.

ственного комитета Российской Федерации (далее — СК РФ) и направляет на место происшествия следственно-оперативную группу.

При наличии в сообщении признаков совершения в отношении пропавшего преступления, относящегося к подследственности следователей СК РФ, оно регистрируется и передается в следственный орган СК РФ, о чем информируется прокурор.

При безвестном исчезновении несовершеннолетнего и наличии достаточных данных о том, что в отношении него совершено преступление, отнесенное к подследственности следователя СК РФ, он незамедлительно возбуждает уголовное дело. О принятом решении следователь СК РФ незамедлительно уведомляет территориальный орган внутренних дел Российской Федерации.

В процессе принятия заявления о безвестном исчезновении лица проводится опрос лица, сообщившего о пропаже человека. С ним же составляется формализованный бланк протокола-заявления, в котором отражаются все существенные обстоятельства. После этого опрашиваются иные лица, которым могут быть известны какие-либо оперативно значимые сведения, относящиеся к произошедшему.

Объем полученных сведений должен позволять организовать комплекс мер (поисковых, поисково-спасательных, разыскных, оперативно-следственных, оперативно-разыскных мероприятий, а также следственных действий), для чего крайне важен сбор информации о личности разыскиваемого, обстоятельствах исчезновения, возможных местах исчезновения и нахождения пропавшего, его ближайших связях и окружении, сведения о других лицах, которые могут располагать сведениями, влияющими на возможность выяснения судьбы пропавшего8.

Особое внимание в процессе опроса необходимо уделить описанию признаков внешности (в том числе особых примет), психологических особенностей пропавшего, данных о его преступном прошлом и другой существенной информации.

Вся полученная информация должна проверяться по оперативно-справочным, криминалистическим, разыскным и другим учетам до организации осмотров места происшествия и места вероятного исчезновения. Анализу должна подвергаться вся совокупность данных о пропавшем, его связях, заявителе, обстоятельствах исчезновения, оперативной обстановке в предполагаемом районе исчезновения,

гидрометеорологических условиях в период исчезновения и иные оперативные данные.

В первую очередь оперативнику необходимо опросить заявителя, затем родственников и иных лиц, из числа связей пропавшего. В ходе опроса целесообразно уточнить и детализировать полученные ранее сведения. Общими для выяснения являются обстоятельства исчезновения, события, до и после исчезновения немаловажно получить сведения об известных связях пропавшего и их взаимоотношениях, физическом и психическом состоянии пропавшего. Кроме того, необходимо выяснить предположения о возможных причинах и условиях исчезновения, а также о предполагаемых виновных лицах и возможных местах нахождения.

В ходе проведения проверки сообщения о безвестном исчезновении необходимо охватить максимальное количество лиц, способных обладать любой информацией о произошедшем. Наиболее вероятно, существенной информацией могут обладать родственники, коллеги, ближайшие связи. Кроме них, необходимо опросить соседей, работников различных учреждений и иных лиц, с которыми разыскиваемый мог контактировать.

В ходе опросов необходимо получить максимальное количество оперативно значимой информации, в том числе и негативного характера в отношении разыскиваемого (существенное значение могут иметь такие факты, как злоупотребление алкоголем, пристрастие к наркотическим средствам или психотропным веществам, участие в преступной деятельности, отношения с замужними (женатыми) лицами, гомосексуальные наклонности, занятие проституцией, сексуальный интерес к несовершеннолетним, долги, увлечение азартными играми и др.), которую могут скрывать либо не знать родственники.

Учитывая возможность совершения в отношении пропавшего противоправных действий, не могут быть основанием для отказа в приеме заявления о розыске такие факторы как небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, отсутствие фотографии пропавшего или исчезновение лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.

Полученный объем информации следует анализировать и сопоставлять с полученной информа-

8 Лапин. Е.С. Оперативно-розыскная деятельность. Курс правовых и теоретических основ. М.: Юрлитинформ, 2014. С. 159.

^¡¡^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

цией из других источников. В процессе опроса заявителя, необходимо оценивать и анализировать его поведение и психофизические реакции.

Нелогичность поведения заявителя, родных и близких пропавшего, может выражаться в чрезмерной активности в розыске или наоборот в равнодушном отношении к исчезновению, препятствовании проведению разыскных мероприятий, следственных действий и др., распоряжении имуществом пропавшего, совершении с ним различных действий, которые могут свидетельствовать о том, что пропавший не вернется (обращения в свою пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом и т.п.), внезапном ремонте квартиры, где проживал или временно находился пропавший, или помещения, из которого он исчез, сообщении заведомо ложной информации правоохранительным органам об обстоятельствах исчезновения и т.д.

При поступлении сообщения о безвестном исчезновении лица, одним из основных мероприятий, проводимых оперативно-разыскными подразделениями, является наведение справок, которое может осуществляться в различных учреждениях, организациях и предприятиях, к которым можно отнести бюро регистрации несчастных случаев, структурные подразделения правоохранительных органов, медицинские

учреждения (морги, больницы, поликлиники, медицинские пункты, диспансеры, родильные дома), банки или банковские учреждения, органы записи актов гражданского состояния, компании сотовой связи и иные учреждения (например, отделы кадров по месту работы или учебы, военкоматы, жилищные организации, пункты пограничного контроля и др.).

При возникновении спорных ситуаций при определении подследственности между органами внутренних дел и следственным органом СК РФ, материалы проверки направляются прокурору, который рассматривает их и оценивает законность и обоснованность передачи сообщения.

Подводя итог вышесказанному, необходимо заметить, что одной из существенных проблем, связанных с организацией розыска без вести пропавших, является качественное и своевременное реагирование правоохранительных органов на подобные факты, которое позволит не допустить совершения преступления или пресечь его, если оно уже совершается. Как нами было наглядно продемонстрировано, круг мероприятий при сообщении об исчезновении человека весьма широк, а проводить их необходимо незамедлительно. Лишь при качественном и своевременном реагировании на подобные сообщения возможна эффективная деятельность разыскных подразделений по розыску без вести пропавших.

4-е изд., перераб. и доп. Учебник. 439 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Под ред. И.А. Климова

Изложены базовые положения теории оперативно-разыскной деятельности (ОРД) в Российской Федерации. Приведены материалы, касающиеся правового регулирования оперативно-разыскной деятельности, оснований и условий проведения оперативно-разыскных мероприятий, оперативно-разыскного обеспечения уголовного судопроизводства и других вопросов, не составляющих государственную тайну.

В основе учебника — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).

Для студентов, слушателей и курсантов учебных заведений системы правоохранительных органов Российской Федерации.

Оперативно-розыскная

деятельность

Учебник

Четвертое издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.