растения погодных условий и, прежде всего низкой обеспеченностью их влагой в критические периоды роста.
По предшественнику чистый пар наиболее стабильная урожайность была получена по варианту, где вносились PK и NPK, и варьировала от 10,7 до 38,8 ц/га. С 1981 г. в варианте без внесения удобрений не отмечалось снижения продуктивности пашни. В среднем за ротацию урожайность варьировала от 17,6 до 23,2 ц/га. По сидеральному пару она была в пределах 14,725,4 ц/га.
Рассматривая вышеизложенное, можно отметить, что систематическое применение умеренных доз минеральных удобрений в сочетании с севооборотом и сидерацией позволяет стабилизировать основные агрохимические показатели серой лесной почвы и позволяет получать стабильные урожаи яровой пшеницы в пределах 25-30 ц/га.
Литература
1. Аникст Д.М. Географические закономерности действия удобрений // Эффективность видов и доз удобрений, применяемых по яровые зерновые культуры в разных почвенно-климатических зонах СССР. М.: Колос, 1975. - С.99-123.
2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2003 году». «Облмашингенформ», Иркутск: 2004.- 296 с.
3.Житов В.В., Наумова О.С. Роль удобрений и севооборота в поддержании устойчивости плодородия серых лесных почв: материалы междунар. конф. «Плодородие почв, эффективность средств химизации и методы оптимизации питания растений». Иркутск, 2005. - С.29-33.
4. Минеев В.Г. Экологические проблемы агрохимии. - М: Изд-во Московского университета, 1987. - 285 с.
О. В. Иметхенова г. Улан-Удэ
Особенности распространении spiraea aquilegifolia pallas в Селенгинском среднегорье (Западное Забайкалье)
В работе рассматривается распространение горно-степного восточноазиатского кустарника Spiraea aquilegifolia Pallas в Селенгинском среднегорье (Западное Забайкалье) на основе анализа литературных источников и собственных полевых исследований.
Растительность Селенгинского среднегорья изучалась многими ботаниками (A.B. Куминова, 1938; Л.П. Сергиевская, 1951; А.П. Самойлова, 1957; М.А. Рещиков, 1958, 1961, 1965; Г.А. Пешкова, 1972а, 1985 и др.), при этом большинство работ касалось исследования степного покрова межгорных котловин с незначительным обхватом предгорной части. В данных работах имеются сведения о распространении водосборолистноспирейных (таволговых) степей в среднегорье, рассматриваются вопросы их классификации.
Так, в обзоре степных сообществ Бурят-Монголии Л.П. Сергиевской (!951) встречаются указания на S, aquilegifo/ia в составе растительности южных каменисто-щебнистых склонов долины р. Уды в среднем течении и в селенгинских степях, где формации горных склонов в основе своей представляет дерновинно-злаковую степь в комплексе с кустарниками. Эти последние являются постоянными компонентами рассматриваемой формации и связаны с присутствием на поверхности склонов крупного каменистого субстрата.
159
Кустарниковая (таволговая) разнотравная степь приводится в растительности Тугнуйской степи Бурят-Монгол и и А.П, Самойловой (1957), которая встречается на крутых остепненных склонах сопок небольшими участками. В травостое этого фитоценоза господствует степное и лугово-степное разнотравье, из злаков нередко большую роль играет ковыль. В кустарниковом ярусе преобладают S. aquí legi folia, S. media, Cotoneaster melanocarpa.
В классификации подтипов и формаций степей Западного Забайкалья М.А. Рещикова (1958, 1961, 1965) степи со S. aquilegifolia рассматриваются в подтипе Луговые степи зоны горной лесостепи и частично лесной. Автор отмечает, что небольшие фрагменты луговых степей и зарослей ксеромезофильных кустарников распространены на горных склонах у опушки леса (рис. I) на крутых южных склонах узкой полосой на слаборазвитых серых лесных щебнистых почвах, по ложу эрозионных долин (падей), а также вблизи скал. По-видимому, возможность существования их обусловлена накоплением снега у препятствий (стена леса) или в защищенных от ветра местах. Большие площади заняты степью с таволгой водосборолистной в Кударинском аймаке, в Хоринской степи. Эдификаторами и характерными видами являются таволга водосбо-ролистная, тонконог стройный, змеевка растопыренная, мятлик кистевидный, тимьян, лапчатка бесстебельная.
Рис. I. Размещение растительности в одном из межгорных понижений Западного Забайкалья (Тугнуйская степь) (по Дылис, Рещиков, Малышев, 1965).
! - лиственничный лес с рододендроном даурским; 2 - сосняк разнотравный; 3 - кустарниковые луговые степи и заросли кустарников (Spiraea aquilegifolia) на опушке; 4 - сосновая лесостепь; 5 - степи пижмовые; 6 - то же. типча-ковые; 7 - то же, житняково-ковыльные; 8 - то же, житняковые; 9 - заросли чия, 10 - тонконоговые степи; 11 - полынные степи; 12- комплекс остепненных настоящих лугов, их галофитных вариантов и ивняков речной уремы; 13 -заросли крупностебельного разнотравья на фоне злаковой растительности; 14 - пихтовый лес,
А. Пешкова (1985) отмечает, что заросли кустарников, хотя и очень обычны в Байкальской Сибири, но занимают незначительные площади по сравнению с лесами и степями. С одной стороны, они приурочены к отрицательным элементам рельефа (долинам рек, ручьев, падям, распадкам), а с другой - к лесным опушкам верхнего и нижнего пределов распространения лесных сообществ. Кустарниковую растительность исследуемого района она делит на три группы, из них остепненные кустарниковые сообщества представлены ксеромезофитными кустарниками, свойственных большей частью степному и горно-степному поясу. Произрастают они на открытых пространствах и приурочены к крутым каменистым склонам, скалистым обрывам, реже встречаются на плакорных пространствах в микропонижениях среди степи. Травостой под пологом кустарников обычно образуют лугово-степные и степные виды, В южных районах Бурятии и Даурии часто отмечаются водосборолистнотаволговые заросли, появляющиеся небольшими пятнами на крутых, каменистых хорошо прогреваемых склонах, выделенных в качестве формации.
В целом, данные анализа литературных источников, а также собственные полевые исследования (2002-2006 гг.) в различных районах юга Бурятии показывают, что S. aquilegifolia растет на открытых склонах, осыпях, на малоразвитых и сильно каменистых почвах преимущественно с южной экспозицией в полосе развития горной лесостепи (хребты Цаган-Дабан, Заганский, Хамар-Дабан) и на днищах межгорных депрессий (Тугнуйская, Оронгойская котловины). Спи-
160
рейники поднимаются в горы до высоты 1300 м над уровнем моря, при этом вид играет важную ценозообразующую роль и выступает в качестве эдификатора, доминанта и содоминанта в составе степных кустарниковых сообществ.
Литература
I . Байтулин И.О., Шарловская Л.П. Таволги в озеленении Центрального Казахстана. - Алма-Ата' Наука 1987 -120 с.
2. Дылис Н-В., Рещиков М.А., Малышев Л.И. Растительность И Предбайкалье и Забайкалье. - М.: Наука, 1965. -С. 225-281.
3. Жизнь растений. Цветковые растения. Т. 5. Ч. 2. Под ред. акад. АН СССР А.Л. Тахтаджяна, - М.: Просвещение, 1981.-511 с.
4. Коропачинский И.Ю. Древесные растения Сибири. - Новосибирск: Наука, 1983, - С. 235-236,
5. Малышев Л.И., Пешкова С.А. Особенности и генезис флоры Сибири (Предбайкалье и Забайкалье). - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1984. - 265 с,
6. Пешкова Г, А. Растительность Сибири (Предбайкалье и Забайкалье), - Новосибирск: Наука, 1985. - 144 с.
7. Рещиков М.А. Краткий очерк растительности Бурят-Монгольской АССР. - Улан-Удэ: Бурят-Монгольское кн. изд-во, 1958. - 94 с.
8. Рещиков М.А. Степи Западного Забайкалья. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. -174 с.
Самойлова А.П. Растительность ТугскоЙ степи в Бурят-Монголии // Тр. Томск, ун-та. Сер. биол. - 1957. - Т. 141.-С. 39-45.
9. Связева О.А. География рода Spiraea L. в СССР // Ботанич. журнал, 1966. -т.51. -№ 10. -С. 1500-1506.
10. Сергиевская Л.П. Степи Бурят-Монголии//Тр. Том гос. ун-та. Сер. биол. - 1951,-Т. 116. - С. 217-279.
N. Соколов С.Я., Связева О,А., Кубли В.А, Ареалы деревьев и кустарников СССР, Т. 1. Гречишные-Розоцветные. - Л.: Наука, 1980. - 142 с.
12. Тахтаджян А.Л, Система и филогения цветовых растений. - M.-J1.: Наука, 1966. - 611 с.
М. Т. Казазаев, Л.К. Бардонова г. Улан-Удэ
Особенности экологии представителей рода Dactylorhiza (Orchidaceae) в Прибайкалье
it is considered ecological feature of types sort Dactylorhiza (Orchidaceae). Area analysis is organized. They are re-vealied ecological factors of types. Noted that representatives of this sort differ the narrow ecological amplitude of tolerance.
Семейство орхидные одно из самых больших в растительном мире (около 30 тыс. видов) {Герасимов, 1988; Даддингтон, 1972 и др.), однако видовое разнообразие умеренной зоны не велико (около 160 видов) (Дьячкова и др. 2004; Перебора, 2003; Герасимович, 2004; Ковалева, 2006; Вахрамеева и др. 1994), На территории Бурятии отмечено около 30 видов орхидных (Флора Сибири, 1977; Определитель растений..., 2001), Большая часть представителей этого семейства - редкие и охраняемые виды, которые занесены в Красную книгу РФ. Поэтому, в целях наиболее эффективной охраны необходимо их всестороннее изучение и вопросы экологии данных видов занимают одно из центральных мест.
Выбранный нами объект исследования, род Dactylorhiza представляет высокоспециализированную геофильную линию эволюции семейства орхидных (по данным Аверьянова, 1983). Это наиболее широко распространенное растение из семейств Orchidaceae, что связано с его эколо-го-биологическими и ценотическими особенностями.
Считается, что большую роль в формировании этого рода оказала гибридизация, о чем свидетельствует, наблюдаемое у представителей этого рода, такое явление как гетеробатмия (сочетание продвинутых и примитивны признаков).
Исследования проводились с 2004-2006 гг. на охраняемых и неохраняемых территориях с разной степенью рекреации на территории Прибайкалья. Под термином "Прибайкалье" (согласно классификации Преображенского (1959)) подразумеваются собственно Байкальская впадина и окружающие ее горные сооружения (Буянтуев, 1957). Прибайкалье характеризуется умеренно континентальным климатом, среднегодовым количеством осадков (около 300 мм.) и особенностью строения речной системы (Жуков, 1965; Природные условия..., 1976).
Методика
Характеристика местообитаний видов рода Dactylorhiza описаны по критериям, предложенным Вахрамеевой, Татаренко и Быченко (1994). Для характеристики экологических особенностей отдельных видов использовали описание ступеней экологических факторов по Е. Landolt (1977). Измерение освещенности проводились при помощи люксметра, степень увлажнения и
161