Научная статья на тему 'Особенности распределения и размерно-половой структуры черного палтуса Reinhardtius Hippoglossoides matsuurae у западного побережья Камчатки'

Особенности распределения и размерно-половой структуры черного палтуса Reinhardtius Hippoglossoides matsuurae у западного побережья Камчатки Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
160
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Большаков С. Г.

Установлены участки повышенной концентрации черного палтуса у западного побережья Камчатки в летний период (выше 52° с.ш. на изобатах от 400 до 600 м). Выявлены характер и плотность распре-деления черного палтуса в летний период 2007 г. в Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзонах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Большаков С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности распределения и размерно-половой структуры черного палтуса Reinhardtius Hippoglossoides matsuurae у западного побережья Камчатки»

УДК 597.587.9

С.Г. Большаков, ТИНРО-Центр, Владивосток

ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗМЕРНО-ПОЛОВОЙ СТРУКТУРЫ ЧЕРНОГО ПАЛТУСА REINHARDTIUS HIPPOGLOSSOIDES MATSUURAE У ЗАПАДНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАМЧАТКИ

Установлены участки повышенной концентрации черного палтуса у западного побережья Камчатки в летний период (выше 52° с.ш. на изобатах от 400 до 600 м). Выявлены характер и плотность распределения черного палтуса в летний период 2007 г. в Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзонах.

Отечественный ярусный промысел донных видов рыб, таких, как белокорый, черный палтусы, треска, окуни и др., в дальневосточных водах несколько десятилетий не развивался. Повсеместное введение 200-мильных экономических зон в 1970-х гг., значительное подорожание топлива и снижение запасов основных видов рыб поставили вопрос о необходимости развития ярусного промысла как более приспособленного для облова разреженных скоплений рыб и требующего меньших затрат топлива. Отечественный ярусный промысел начал развиваться с начала 1990-х гг. Донный ярус позволяет успешно работать на разных участках, независимо от рельефа, в том числе и на трудных грунтах (Давыдов, Куприянов, 1998). В течение последних лет с освоением районов со сложным рельефом дна значительно вырос вылов донными ярусами. Опубликованные ранее материалы по распределению и биологии черного палтуса у западного побережья Камчатки главным образом получены в ходе траловых работ (Дьяков, 1991). Развитие ярусного лова способствовало освоению новых районов промысла, что позволило провести более качественный анализ пространственно-батиметрического распределения черного палтуса у западного побережья Камчатки.

Цели настоящей работы - повести анализ собранных летом в 2007 г материалов и выявить особенности биологии и пространственно-батиметрического распределения черного палтуса у западного побережья Камчатки.

Материалы собранны в 2007 г. на научно-промысловом судне у западного побережья Камчатки. В качестве орудий лова применялись донные ярусные порядки. Донный крючковой ярус типа «Мустад» состоит из 30 кассет. Длина кассеты составляет 300 м. На каждой кассете размещается 250 крючков. В расчетах за единицу на усилие принимался улов на 1000 крючков. В качестве наживы применялась сельдь. На каждый учётный порядок заполнялась карточка ярусного лова, на обратной стороне которой заносились данные по учёту улова с

просмотренных кассет. На каждом учётном порядке просматривались по три кассеты в начале, середине и конце порядка. Количество отмеченных гидробионтов каждого вида приводилось ко всему порядку после чего по средним весам определялся общий улов каждого вида. Исходя из направленности работ, общий вылов определялся только для рыб (без крабов, головоногих). Штурманским составом на всех порядках проводился поштучный учёт по каждой кассете основных промысловых видов - макрурусов и палтусов. Это позволяло выделять участки с максимальными концентрациями, а также своевременно отслеживать тенденции при горизонтальных перемещениях палтуса в пределах района работ. Кроме этого вылов основного объекта определялся после обработки улова по коэффициентам пересчета.

Постановка яруса проводилась поперек изобат. Время застоя - с окончания постановки яруса до начала его выборки - зависело от многих факторов (района проведения работ, погодных условий и др.) и изменялось от 6 до 24 ч. За время рейса обследован участок акватории от 51°15' с.ш. до 57°10' с.ш., ограниченный с востока

территориальными водами России, а с запада - 153°30' в.д. В общей сложности за период работ (26 мая-15 августа) на глубинах от 300 до 670 м было выставлено 235 ярусных порядков протяженностью 2115 км. В ходе рейса измерено 3426 экз., взято на биоанализ 1260 экз. черного палтуса. Общий вылов по районам и уловы основных промысловых видов рыб на судосутки, на порядок и на усилие сводился в таблицу, в которой также указывались координаты и глубины постановок донных ярусов.

Сбор и обработку промысловой и биологической информации проводили с использованием стандартных ихтиологических методик (Правдин, 1966).

Черный палтус повсеместно встречается на акватории Охотского моря в диапазоне глубин от 20 до 1700 м, при этом наблюдается четкая дифференциация встречаемости по глубине ювенальных и зрелых рыб (Фадеев, 1987). Как правило, на шельфе зимой и летом обитает только молодь, нередко при отрицательных температурах, до -1,8 °С (Шунтов, 1966), т.е. в районах, где остаточное зимнее охлаждение наиболее развито. На континентальном склоне преобладают половозрелые рыбы. По данным Фадеева, максимальные концентрации зрелых особей черного палтуса в Охотском море обусловлены положительными температурами (0,5-2,5 °С) и глубинами от 400 до 800 м. Являясь одним из крупных представителей камбалообразных, черный палтус Охотского моря достигает длины 130 см (Фадеев, 1987).

Летом 2007 г. в зоне постановок ярусных порядков массовыми являлись 5 видов рыб, к ним относятся: черный палтус (Reinhardtius hippoglossoides matsuurae), малоглазый макрурус (Albatrossia pectoralis), щитоносный скат (Bathyraja parmifera), шипощек (Sebastolobus macrochir) и ликод Солдатова (Lycodes soldatovi). Доля черного палтуса в Камчатско-Курильской подзоне составила 29,9 % (по количеству) или

36,8 % (по массе) от общего улова. Другие промысловые (макрурусы, окуни, камбалы) были представлены в незначительном количестве, исключение составил щитоносный скат, доля его составила 17,9 % (по количеству) или 29,4 % (по массе) от общего улова. Из непромысловых видов рыб наибольший процент приходится на ликодов - их доля составила 39,8 % (по количеству) или 25,7 % (по массе). На границе Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзон (54° с.ш.) доля черного палтуса от общего улова значительно увеличилась и составила 67,1 % (по количеству) или 68,7 % (по массе), с продвижением на север до

56° с.ш. существенно не изменялась. Из непромысловых видов рыб, как и в Камчатско-Курильской подзоне, наибольший процент приходился на ликодов, их доля составила 17,3 % (по количеству) или 12,6 % (по массе).

В ходе проводившихся ранее траловых съемок не были выявлены локальные промысловые скопления черного палтуса (Панин, Вернидуб, 1937). В течение последних лет, за время проведения научно-исследовательских работ на ярусоловах, накоплен обширный материал, позволяющий выявить локальные скопления и проанализировать динамику их смещений в разные сезоны года.

За время проведения научно-промыслового рейса летом в 2007 г. уловы черного палтуса варьировали от 368 кг до 1000 кг на один ярусный порядок при среднем значении улова на ярусный порядок 674,5 кг в Камчатско-Курильской подзоне и 807,8 кг в Западно-Камчатской подзоне. Основными факторами, оказывающими влияние на величину уловов, являлись местоположение постановок и глубина. В ходе рейса отмечены участки практически с постоянно сохраняющимися стабильными и высокими уловами в течение всего периода работ, а также участки с низкими уловами.

Пересчет уловов на усилие (в данном случае на 1000 крючков) выявил картину распределения черного палтуса на материковом склоне у западного побережья Камчатки. Наибольшие уловы на усилие наблюдались в трех районах (рисунок). Первый район расположен в Камчатско-Курильской подзоне и находится в координатах 52°10'-53°04' с.ш. и 153°31'-153°40' в.д. В данном районе лов проводили на изобатах

500-664 м. Средняя величина уловов черного палтуса в начале июня составила 735,5 кг на один порядок, улов на усилие составил 98,1 кг. Второй район расположен в Западно-Камчатской подзоне в координатах 55°15'-56°10' с.ш. и 153°55'-154°03' в.д., лов проводили на глубине 421-784 м. Средняя величина уловов черного палтуса в середине июля составила 667 кг на один порядок, улов на усилие составил 90 кг.

Третий район расположен на границе двух рассматриваемых подзон в координатах 53°57' с.ш. - 54°01' с.ш. и 154°00' в.д. - 154°23' в.д. Порядки выставлялись на изобатах 454-608 м. Средняя величина

уловов с 16 июля по 15 августа составила 949 кг на один ярусный порядок, улов на усилие составил 126,6 кг.

Характеризуя распространение черного палтуса на материковом склоне у западного побережья Камчатки, можно говорить о его повсеместном распространении с образованием локальных участков концентраций половозрелых особей, совпадающих с местами квазистационарных циркуляций водных масс (Шунтов,1966, 1971). Полученные в процессе проведения траловых работ, а также сетепостановок и ярусопостановок результаты размерно-массовых характеристик черного палтуса несколько отличаются друг от друга (Кодолов, Савин, 1997). Диапазон колебаний средней длины черного палтуса, выловленного на материковом склоне у западного побережья Камчатки донными жаберными сетями, находится в пределах от 56, до 61,5 см (Давыдов, Куприянов, 1984), в зависимости от глубины проведения лова. Причем за редким исключением повсеместно средние размеры возрастают с увеличением глубины лова. Для различных горизонтов лова тралами (глубины от 200 до 800 м) - от 48,1 см до 69,8 см.

Районы наибольшей концентрации черного палтуса, июнь - август 2007 г.

(1 - район в Камчатско-Курильской подзоне, 2 - район в Западно-Камчатской подзоне, 3 - район на границе промысловых подзон) Также нужно отметить, что средние значения длины и массы черного палтуса, полученные в результате анализа уловов донных сетей, выше, чем те же параметры у рыб, добытых в ходе проведения траловых работ (Давыдов, Куприянов, 1998). Это связанно с селективностью донных сетей, позволяющих облавливать в основном особей старших размерно-возрастных групп. По сравнению с проводимыми ранее траловыми работами, где в уловах до 40-60 % составляли рыбы длиной 35-60 см (Шунтов, 1971), при работе донными сетями не зарегистрировано ни одного экземпляра размером менее 45 см (Давыдов, Куприянов, 1998).

При работе донным ярусом в уловах отмечались рыбы длиной от 38 см до 99 см, а доля рыб длиной 38-60 см составила 48,5 %. Эти

показатели практически не отличаются от показателей, полученных при траловых работах (Шунтов, 1965, 1966, 1985; Новиков, 1974, Фадеев, 1984). При этом необходимо отметить преимущество донного ярусного лова перед траловым и сетным ловами. Донный ярус позволяет успешно работать на разных участках, независимо от сложности рельефа дна, что позволяет исследовать районы, недоступные для проведения траловых работ. В отличие от донных жаберных сетей, ярусы позволяют получать репрезентативный материал, используемый для научных целей.

В Западно-Камчатской подзоне средняя длина черного палтуса, по результатам наших работ, составила 60,2 см. В Камчатско-Курильской подзоне - 62,5 см. Со смещением района постановки порядков от 51° к 57° с.ш. наблюдалось уменьшение средних размеров особей. Такая же закономерность наблюдалась в отношении средней массы. В Камчатско-Курильской подзоне средняя масса составила 2,625 кг, а в Западно-Камчатской - 2,055 кг. Возможно, такое различие обусловлено тем, что анализировались показатели размера и массы, полученные от особей двух локальных популяций черного палтуса, имеющих различное пространственное расположение (Дьяков, 1991).

Полученные в 2007 г. материалы позволяют рассмотреть половую структуру и ее динамику в период с мая по август. В третьей декаде мая - начале июня в Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзонах самок и самцов, готовых к нересту, отмечено не было. Только к концу июля - началу августа в уловах единично стали встречаться особи на IV стадии зрелости. В целом можно сказать, что в июне-июле в уловах черного палтуса преобладали особи, находящиеся на III стадии зрелости. Так, в Камчатско-Курильской подзоне процент рыб с гонадами на

III стадии зрелости составил: среди самок - 46,8 %, среди самцов - 76,3 %, а в Западно-Качатской подзоне у самок - 57,3 % и самцов - 68,7 %.

В Камчатско-Курильской подзоне процент самцов составил 62,4 %, самок - 28,5 %. В Западно-Камчатской подзоне самцов - 64,5 %, самок -

24,8 %. В обеих рассматриваемых подзонах в уловах черного палтуса отмечалось более чем двукратное преобладание самцов. Преобладание особей черного палтуса, находящихся на третьей стадии развития, при явном большинстве самцов, возможно, указывает на образование преднерестовых скоплений.

Библиографический список

1. Давыдов И.И., Куприянов С.В. Исследования биологии и динамики численности промысловых рыб Камчатского шельфа // КамчатНИРО. 1998. Вып. 4. С. 46-51.

2. Дьяков Ю.П. Распределение и популяционная структура тихоокеанского черного палтуса // Биол. моря. № 5. 1984. С. 57 60.

3. Дьяков Ю.П. Популяционная структура тихоокеанского черного палтуса // Вопр. ихтиологии. 1991. Т. 31. Вып. 3. С. 404-414.

4. Кодолов Л.С. Савин А.Б. Сетной промысел черного палтуса в Охотском море // Рыб. хоз-во. № 4. 1997. С. 40-42.

5. Панин К.И., Вернидуб М.Ф. Некоторые данные о

систематическом положении и биологии тихоокеанского представителя рода Reinhardtius // Уч. записки ЛГУ. Т 3. Вып. 5. 1937. С. 250-272.

6. Правдин И.Ф. Руководство по изучению рыб. М.: Пищ. пром-сть. 1966. С. 376.

7. Фадеев Н.С. Промысловые рыбы северной части Тихого океана. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1984. С. 270.

8. Палтусы и камбалы // Биологические ресурсы Тихого океана. М.: Наука, 1987. С. 341-364.

9. Шунтов В.П. Распределение черного и стрелозубых палтусов в

северной части Тихого океана // Тр. ВНИРО. 1965. Т. 52. С. 155-163.

10. Некоторые закономерности вертикального распределения черного и стрелозубых палтусов в северной части Тихого океана // Вопр. ихтиологии. 1966. Т. 6. Вып. 1. С. 32-41.

11. Некоторые данные по биологии черного палтуса Охотского моря // Тр. ВНИРО. 1966. Т. 60. С. 271-279.

12. Некоторые закономерности распределения черного и стрелозубых палтусов в северной части Тихого океана // Изв. ТИНРО. 1971.

Т. 75. С. 3-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.