УДК 811.161.1-112
Пономаренко Татьяна Олеговна
Tatyana Ponomarenko
ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДУБЛЕТОВ В ЖИТИИ
НИФОНТА 1222 г.
PECULIARITIES OF THE DISTRIBUTION OF GRAPHIC DOUBLETS IN THE LIFE OF ST. NIFONT (1222)
Статья посвящена употреблению графических дублетов в одном из древнейших ростовских памятников - Житии Нифонта 1222 г. Рукопись содержит богатый материал для изучения древнерусской орфографии XIII в.
The article is devoted to the usage of graphic doublets in one of the oldest Rostov manuscripts - the Life of St. Nifont 1222 y. This manuscript contains vast materials for the study of old Russian orthography of the XIIIth century
Ключевые слова: дублетные графемы, вариатив- Key words: doublet graphemes, variativity, position in a ность, позиция в слове word
Для истории русской орфографии XIII в. стал «периодом подготовки перелома» [Осипов, 1992; С. 44], характеризующимся постепенным становлением новой восточнославянской орфографической системы.
Орфография этого периода характеризуется появлением большого числа новых написаний. Однако отставание правописания от произношения все еще остается весьма существенным. Кроме того, одной из особенностей этого периода становится варьирование орфографической нормы, выступавшее как признак профессионального искусства писцов [Гиппиус, 1989; С. 95].
В настоящей статье мы остановимся на проблеме распределения дублетных графем в одной из древнейших ростовских рукописей -Житии Нифонта 1222 г. (РГБ, Тр. 35), выделенном еще А.И. Соболевским в качестве старших памятников [Соболевский, 1907; С. 103-104] и отражающем основные тенденции
развития графико-орфографической системы периода своего создания.
В графическом отношении особый интерес представляет в исследуемой рукописи распределение графем в дублетных звеньях ^ - Е - е и t - ' - □ широкое в связи с появлением новых членов этих звеньев - Е и □ широкое. Употребление данных графем в целом по рукописи еще нерегулярно и малочастотно, однако уже сам факт их появления свидетельствует о начале процесса перераспределения функций между графемами в дублетном звене.
Важнейшей особенностью исследуемой рукописи является то, что собственно графические принципы (позиция конца строки, «тесная строка», графическая диссимиляция) не являются ведущими при выборе той или иной графемы. Так, в позиции конца строки, наряду с маркированными графемами 7 (7 □), 5 (с) и
е, более активно употребляются нейтральные члены дублетных звеньев ] узкое, Ь и jE. Еще менее выражена с помощью дублетов позиция графической диссимиляции: если графическая диссимиляция еще частично отражается писцами с помощью дублетов 7 (7 □) и j, 5 и Ь, то для графем jE и е, ' и ^ 1 и 7 эта функция для писцов исследуемого памятника уже не актуальна.
Наиболее значимым для писцов рукописи является орфографический принцип распределения графем по позиции в слове. Так, в дублетных звеньях j - 7, t - ' - □, 1 - 7 - Г наблюдается тенденция к употреблению 7, ' и 1 в начале слова и после гласных, j, t и 7 (а также Г) - после согласных. Однако и этот принцип не является универсальным, что обусловлено, вероятно, так называемой «однонаправленностью» древнерусской орфографической нормы, «... когда выбор одного из графических знаков обязателен только в определенных случаях, а в других допустимы оба» [Осипов, 1992; С. 69].
Рукопись характеризуется неравномерным в количественном и функциональном плане соотношением графем в дублетных звеньях, и это говорит о том, что ее графикоорфографическая система еще не устоялась и находится в процессе эволюции.
В дублетном звене j - 7 графема ] узкое является нейтральным элементом, употребляющимся не только в позиции после согласных, но и практически в любой позиции (за исключением предлога и приставки от):
а) позиция после согласных, в том числе
и в положении конца строки: Ь^уБ (265/15), р^икЛ^уЬ' (273/23), сщу\,Ьпп (276/34), д^\спЬ У7 иЬ (265/27), уЬг^^Е Л (254/18), ^Е!Щ\сппу] (256/14),
с^уупсгБ (257/21), ^\кЬп^Е (274/13);
б) позиции начала слова и после гласных: сі] j\иут d@xyS\b (276/19), j\,hfp] дЬГШЧтуБЬ (274/9), yt ЬуГпт j\cjElbnb
(268/26), jгhm\cn] с^^ (314/24),
juh@\df'v] ,БСПК (314/12), j\!tcyj Е. 'щ (314/28), j!t\;. V]. jcгdm\hyЬ[]
(310/5), гhotyЬ' jlcvhf!Ь\[] (310/6), ],^\,Бр^пЬ (303/30), ]хЬ (310/9), xm\hymwm ]^Ь;^у] (299/28), j\,hzo.пm (296/8), ]\с]Е;ГпЬ (323/24),
(373/33), j \, Ьkmyf (373/31) и т.д.; в том числе и в заимствованиях: ghb ^гШпЫу® (364/1), 8 и^уБ (342/3), ,к ; уБ\Ь Ь'И^І] (342/10);
в) в функции предлога: j vЬ\kjcпSyЬ
(293/17), j СЬ!@\уЬЬ (293/23), j ytc]\v@htyЬЬ (282/13),j gfdk@ (291/13),j пt,t (338/10).
Маркированным членом дублетного звена является графема 7 (в рукописи она в основном представлена в виде графического варианта 7 ), наиболее часто использующаяся: в позиции начала слова (7Ш^Т (351/5), 7^гПуБЬ (253/29), с] 7|km5fylhb\. (263/32), 7шЬ (273/25), 7^,ИГ\!]СГпЬ с7 (276/32), в позиции после гласных в сложных и заимствованных словах (дІ^^Ії^Ь ;^ (254/27), vyjuj7 □\,hfpmyf (256/21), Ь7□aЬ\k] (326/13), Ь\7уБ ghhJ|гf (363/29), 7^ Ь7№ (286/29), Ь7□cq\a] (286/33)), реже - в функции предлога (7^ uh@c@ (269/9), 7^ ckjdt\cЬ (268/28), 7^ ,р@ (266/31)) и междометия (7^ 7гf1yt (255/2), 7^ yЬaj\yпt (256/13)), а также оформляющий позицию графической диссимиляции (8 ]гіїГ\г]Е (329/19), 8
]|,@!ГуЬ1 (356/10), ckm\pfvЬ ,j
7□\!mh; Ьv] (270/30)).
Единственная функция, в которой омега не дублируется графемой ] узкое, - это оформление приставки и предлога от (8^@ (270/17), 8сп] Е\дЬ (264/27), 8'vk.ot (277/24), 8d@of\dfit (253/10); 8 dhfuf (253/19), 8 с!^ (330/6), 8 ckf!jcпь
(270/18); 7 п] /// ЛщЕ^уЬ^ (254/23), 7□п] I Ы'сикг \ I @кГ (288/15)).
Одной из существенных особенностей исследуемой рукописи является отсутствие в ее графико-орфографической системе графемы р широкое (а также ее графического варианта очного).
В дублетном звене ^ - Е - е графема являясь нейтральным компонентом, может оформлять фонему <и> в любой позиции, лигатура е наиболее последовательно употребляется в функции маркера конца строки: е\уЬхтТк (282/1), 1Тре^^т (286/31),
I тМруе\С] (267/32), ; ЬСе \ ,БпЬ (269/33).
Маркированный монограф Е в целом малоактуален для орфографии рукописи (что характерно для периода создания памятника -первой четверти XIII в. - когда данная графема еще не вошла в активное употребление [Колесов, 1998; С. 33; Рябова, 2003; С. 174-175]), его функции в основном ограничены маркированием заимствований (С] ’иЕдп\п] (348/9), С]
дЛаЕ\Ь д^Ы] (299/12), гЕМ] CJpJ\vtyt (292/34)) и позиции конца строки: сгМЕ\|Ь (304/25), д1испЕ\дЬпЬ (267/26), дМЬуЬгуЕ\пЬ (294/31)).
Дублетное звено 5 - Ь характеризуется ограничением употребления б десятеричного следующими функциями:
а) числовое обозначение: 5/ к@п]
(308/2), р5/ I уЬЬ (327/8), Ь5/ к@п (329/1),
/5/ v@\ I yЬwm (330/13);
б) оформление имени Иисус: 5с] [с]
(288/5), [Т Т yflt\uJ 5сГ (287/29), 5уЕ \
[CJE (361/12),Jl 5с@ yt,h@\oЬ (343/5), иЬ \ 5Л [ct (304/23), 5Ct vJ\Ьl (349/21), ру^йуЬ1 5уСТ (320/19);
в) оформления позиции конца строки:
VJEnЬlq \ р!ТуЬ' ,Ь' (264/23),
VJExq\nЬcz (264/27), yt !□ cnfСq \ vtyt иЬ (274/21), ghtkmcnq\nЬ (280/1), ; q\pym
(289/8), ghfСmIyq\г] (288/31), \ vkCnЬ
V ' 1 (289/14);
г) отражение графической диссимиляции: ! f1пq \ Ь ]Еп@і^ (262/2),
ghfdm!jE \ q ЬспЬу] Е (289/28), ghtkmcпЬпq\ Ь q 7□vhfxЬпЬ (263/29).
Графема Ь восьмеричное, выступая в качестве немаркированного члена дублетного звена, является для писцов наиболее актуальным способом обозначения фонемы <і> во всех позициях: bp,f\dbntk. (304/7),
]Еу] уЬ \ 7□ck@gЬ (263/16), d]pЬ!t (262/6), ckfdjE \ Ь xmcпm (261/3), Ь\pytvfuf.ot (369/7), ghЬ\gf!tпm (266/5), г уЬ\а]упЕ (359/14).
Как известно, старославянские кириллические памятники характеризуются весьма непоследовательным противопоставлением на письме ' и 1: в позиции начала слова преобладает написание 1, графема ' либо вообще отсутствует, либо крайне редка [Селищев, 1951; I: 311]. Сходная ситуация отмечается и в ранних восточнославянских текстах [Карский, 1928; С. 187-188].
В отношении распределения графем в дублетном звене t - ' - □ широкое исследуемая рукопись демонстрирует отход от старославянской орфографической системы и переход к новым орфографическим нормам, основанным на живом восточнославянском произношении:
а) в начале слова и после гласных преимущественно используется графема ': ^
(327/18), ' ! г (294/8), ' |! СГ (368/13), ' ulf (261/17), 'спіїї (260/16), 'щ (259/20),
' Шг] (285/24), ' Л (268/12), ' ! Ьу]
(265/21), ' № і ! Б (255/18), ' ^уЬ (312/14), 'ТипЬГ (322/11), 'tпmcпdjvm (360/21), 'dfymu@kb\' (338/29), ^^^1 (300/6); п\с]' cvjпht\yЬ' (261/13), сС@пЬ\К] dtkЬ' (279/33), ^ЬГ 7□пhjwЬ (286/4);
б) в позиции после согласных последовательно отражается графема t узкое: ghЬ! t (260/3), ,k ;tySЬ (260/7), С^ЫГ. ot\v ]
(2б0/11), ght\, Sdfl t (2б2/19), vjht (2б7/1б), dtxth] (2б2/1б), гЛШп^ (253/13).
в) графема а широкое в рукописи малочастотна: в позиции после гласных она встречается лишь в одном случае (JE vj а\vJ E (261/16), в начале слова ее употребление в основном ограничено узким кругом лексем (□\ l f (281/20), D\ul f (281/12), dot (27б/33), □vjE (271/14), ^cnm (259/2), agcg] (300/1б), dhckv] (281/17). При этом большинство примеров с Ь в начале слова и после гласных определяется собственно графическими причинами (позиция конца строки, «тесная строка»).
В дублетном звене 1 - z - f наблюдается наиболее последовательное распределение графем по позиции в слове:
а) 1 - в начале слова и после гласных: 1\rj (255/20), 1:t (257/23), 1hvj\vm (32б/18), Tcnq (255/19), JTltcz (257/11), kf\1'yb' (257/28), cnj1[jE (257/28);
б) z - после согласных (кроме шипящих и w): gj vjkbcz (258/1б), b1 l zlt (2б2/б), d] гkflzpb (279/8), dzobb (273/7), ,t\p vjExbntkz (253/22), JElfhzlt vz (253/22), hfcgf\kz1‘ ''uj (25б/4);
1. Гиппиус А.А. Система формальных признаков языка древнерусской письменности как предмет лингвистического изучения / А.А. Гиппиус //Вопросы языкознания. - 1989. - № 2. - С. 93110.
2. Живов В.М. Восточнославянское правописание Х1-Х111 века /В.М. Живов. - М.:Языки славянской культуры, 2006. - 312 с.
3. Карский Е.Ф. Славянская кирилловская палеография /Е.Ф. Карский. - Л.: АН СССР, 1928.
- 494 с.
4. Колесов В.В. Различительные особенности письма в русских рукописях Х\-Х\У веков / В.В. Колесов // Историческая стилистика русского языка: сб. науч. тр. - Петрозаводск: Изд-во Пет-
в) Т - после шипящих согласных и w:
уЛЛТ (255/33), j,hfof\. (310/13), yt
8^ЕхЛ^ (309/10), I Т (290/27), nSczof (293/3), gfkbwf (312/30), спТ^Т (299/28).
Отступления от данного принципа (например, z в начале слова и после гласного: ^уЕоШ (283/31), 7п] ... ,kuJJE[fyЬzl (254/24); 1 после согласного:
(347/16), Ьс^И (347/16), Сс1 (377/20) и т. д.) немногочисленны и вполне закономерны в рамках характерной для периода создания рукописи вариативности орфографической нормы [Живов, 2006; С. 243].
Таким образом, исследуемая рукопись демонстрирует тенденции к разграничению дублетов по позиции в слове и к устранению их многофункциональности. Несмотря на то, что орфографическая система рукописи находится только в процессе своего становления (что, главным образом, обусловлено эпохой ее создания как переходным этапом в развитии орфографии), она уже характеризуется некоторыми достаточно ярко проявляющимися особенностями, которые в последующие периоды будут определять развитие орфографической нормы.
__________________________________Литература
розавод. ун-та, 1998. - С. 23-51.
5. Осипов Б.И. История русской орфографии и пунктуации / Б.И. Осипов. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. - 253 с.
6. Рябова Е.В. Функционирование буквенных дублетов в новгородских евангелиях Х\\ - Х\\\ вв.: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е.В. Рябова; Удмуртский гос. ун-т. - Ижевск, 2003. - 366 с.
1. Селищев А.М. Старославянский язык: в 2
ч. Ч. 1 / А.М. Селищев. - М.: Гос. учебно-педагог. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1951.
- 334 с.
8. Соболевский А.И. Лекции по истории русского языка / А.И. Соболевский. - М., 1901. -309 с.
Коротко об авторе_
Briefly about the author
Пономаренко Т.О., аспирантка, Казанский государствен- T. Ponomarenko, post-graduate student of Kazan State Uni-
ный университет (КГУ) versity
tanya [email protected]
Научные интересы: история русского языка
Areas of expertise: the history of Russian language