Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ НА СУБЪЕКТНОМ УРОВНЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ М. ГОРЬКОГО «О ЖЕНЕ, ПРОДАННОЙ ЗА 40 РУБЛЕЙ»'

ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ НА СУБЪЕКТНОМ УРОВНЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ М. ГОРЬКОГО «О ЖЕНЕ, ПРОДАННОЙ ЗА 40 РУБЛЕЙ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИКА / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СУБЪЕКТ / МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кондратская В. Л., Бекиров М. И.

В статье анализируются способы раскрытия авторской позиции в ранней публицистике Максима Горького. Доказывается наличие индивидуально-авторских характеристик Горького-публициста, ценность и значимость ранней публицистики М. Горького для понимания дальнейшего развития его творчества. Выявляются ключевые проблемы, нашедшие отражение в публицистических текстах М. Горького. Анализируются ранние публицистические произведения М. Горького в аспекте авторской позиции, описываются закономерности использования широкого спектра языковых средств и приемов, проявляющихся в его раннем творчестве. В качестве ключевого произведения, представляющего ценность для установления специфики авторской позиции на субъектном уровне в публицистическом тексте М. Горького, выбран текст 1896 года «О жене, проданной за 40 рублей». В ходе исследования выявляются основные речевые и стилистические особенности произведения в аспекте изучения авторской позиции Горького на субъектном уровне. Утверждается, что использование персонифицированного повествования позволяет автору продемонстрировать собственную позицию по отношению к описываемым событиям и образам, а стиль сказа помогает Горькому-публицисту создать эффект присутствия, погрузить читателя в произведения и заставить задуматься о вечных проблемах социального благоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DISCLOSURE OF THE AUTHOR'S POSITION AT THE SUBJECTIVE LEVEL IN M. GORKY'S JOURNALISTIC TEXT "ABOUT A WIFE SOLD FOR 40 RUBLES"

The article analyzes the ways of revealing the author's position in Maxim Gorky's early journalism. The author proves the presence of individual author's characteristics of Gorky as a publicist, the value and significance of M. Gorky's early journalism for understanding the further development of his work. The key problems reflected in M. Gorky's journalistic texts are revealed. The authors analyze the early journalistic works of Maxim Gorky in the aspect of the author's position, describes the patterns of using a wide range of linguistic means and techniques manifested in his early work. As a key work of value for establishing the specifics of the author's position at the subjective level in M. Gorky's journalistic text, the text of 1896 "About a wife sold for 40 rubles" was chosen. In the course of the study, the authors identify the main speech and stylistic features of the work in the aspect of studying the author's position of Gorky at the subjective level. It is claimed that the use of personalized narration allows the author to demonstrate his own position in relation to the events and images described, and the style of the tale helps M. Gorky, the publicist, to create the effect of presence, immerse the reader in the works and make him think about the eternal problems of social improvement.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ НА СУБЪЕКТНОМ УРОВНЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ М. ГОРЬКОГО «О ЖЕНЕ, ПРОДАННОЙ ЗА 40 РУБЛЕЙ»»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. 2022. Том 8 (74). № 2. С. 77-82._

УДК 821.161.1: 36.2

ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ НА СУБЪЕКТНОМ УРОВНЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ М. ГОРЬКОГО «О ЖЕНЕ, ПРОДАННОЙ ЗА 40 РУБЛЕЙ»

Кондратская В. Л., Бекиров М. И.

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»,

Симферополь, Российская Федерация

E-mail: kondratskaya@mail.ru

В статье анализируются способы раскрытия авторской позиции в ранней публицистике Максима Горького. Доказывается наличие индивидуально-авторских характеристик Горького-публициста, ценность и значимость ранней публицистики М. Горького для понимания дальнейшего развития его творчества. Выявляются ключевые проблемы, нашедшие отражение в публицистических текстах М. Горького. Анализируются ранние публицистические произведения М. Горького в аспекте авторской позиции, описываются закономерности использования широкого спектра языковых средств и приемов, проявляющихся в его раннем творчестве. В качестве ключевого произведения, представляющего ценность для установления специфики авторской позиции на субъектном уровне в публицистическом тексте М. Горького, выбран текст 1896 года «О жене, проданной за 40 рублей». В ходе исследования выявляются основные речевые и стилистические особенности произведения в аспекте изучения авторской позиции Горького на субъектном уровне. Утверждается, что использование персонифицированного повествования позволяет автору продемонстрировать собственную позицию по отношению к описываемым событиям и образам, а стиль сказа помогает Горькому-публицисту создать эффект присутствия, погрузить читателя в произведения и заставить задуматься о вечных проблемах социального благоустройства.

Ключевые слова: публицистика, публицистический прием, авторская позиция, субъект, Максим Горький.

ВВЕДЕНИЕ

Ранняя публицистика Максима Горького является концептуальной основой всего его творчества. Этот этап можно охарактеризовать следующим образом: автор видит множество проблем в окружающей действительности Российской империи конца XIX века (трудное положение крестьян, социальное неравенство, приводящее к отсутствию пониманию между представителями высших и низших классов, невежество людей, бесчеловечность, жадность царящие в российской действительности), но при этом Максим Горький не может указать реальные пути их решения. Сегодня данная тематика раскрыта литературоведами не в полном объеме: анализ общей системы публицистического творчества Максима Горького имеет множество лакун, заполнение которых позволит более ёмко говорить об авторской концепции писателя. Целью нашего исследования является анализ ранних публицистических произведений Максима Горького в аспекте авторской позиции и описание закономерностей использования публицистических приемов, проявляющихся в его раннем творчестве.

Авторская позиция определяется как выражение отношения автора к изображаемым героям и их поступкам, событиям, явлениям. Зачастую она

77

имплицитна и раскрывается на различных уровнях текста - является основной искомой величиной; позволяет взглянуть на мир глазами писателя или публициста. Максим Горький видит окружающую его действительность несправедливой, нечестной: крестьян обманывают и используют, рабочий класс вынужден за копейки трудиться в тяжелых условиях на жадных и хитрых предпринимателей, интеллигенция бездействует, а власть имущие бесчеловечно вершат судьбы людей. Именно это видит и описывает Максим Горький на раннем этапе творчества в своих публицистических произведениях.

Методологической основой исследования является работа И. Ю. Куксовой «Субъективная модальность в газетном тексте (на примере публикаций М. Горького середины 90-х годов XIX века)» [5] и труды других исследователей, акцентирующих внимание на творчестве М. Горького-публициста.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Изучение публицистического творчества М. Горького на протяжении многих десятилетий является объектом исследования представителей разных областей гуманитарного знания. Обратимся к наиболее ценным для нашего исследования рассуждениям. Так, В. Д. Пельт в книге «М. Горький - журналист» пишет: «Он неустанно боролся с врагами трудящихся, против мещанства всех мастей и рангов, против империализма, против войн» [7 с. 427]. Ученый подчеркивает, что в своих публицистических произведениях Максим Горький выступал за мир и демократию, за идеи социализма, за дружбу меду народами всех стран. По мнению исследователя, автор привлекал мнение массовой аудитории к важнейшим проблемам современности [7 с. 427]. Другой исследователь творчества Максима Горького В. Л. Львов-Рогачевский дает иную характеристику тематике публицистики автора: «Творчество М. Горького - это вечный бунт беспокойной, мятущейся души, это скитания по полям и дорогам родины, это искание "праведной земли", истинной веры» [6]. Исследователь пишет, что публицистические работы М. Горького посвящены обширному спектру проблем. Подчеркнем, что, несмотря на различия во мнениях ученых, объединяющей является идея о том, что центральной проблемой публицистики М. Горького является обличение проблем и сложностей Российской империи, желание сделать страну лучше.

П. Е. Янина в статье «Публицистические стратегии Горького-фельетониста» пишет: «Лейтмотивом большинства статей и заметок является мысль о духовной скудости основной массы горожан, отсутствие культуры, доминировании власти денег в решении как общегородских, так и частных, семейных проблем...» [8, с. 156]. Исследователь отмечает, что широкий спектр проблем, поднимаемых в ранних публицистических текстах, можно свести к двум основным: отсутствие культуры, доминирование власти денег на всех уровнях конфликта. Рассматривая способы экспликации авторской позиции Максима Горького в ранних публицистических произведениях, стоит вспомнить мнение И. А. Груздева, первого биографа Максима Горького. Исследователь пишет, что основная цель, стратегия Горького-фельетониста - «разоблачать показное и вскрывать сущность.» [3, с. 512].

78

_Кондратская В. Л., Бекиров М. И._

В статье «Когда фактически начат М. Горьким цикл "Очерки и наброски"?» К. А. Ковалевский пишет: «.В фельетоне так резко проявился творческий почерк молодого публициста, так много "горьковского", что стилистический анализ не оставляет никаких сомнений в авторстве» [4]. Автор подчеркивает уникальный стиль публициста, который выделяет его среди других газетчиков. Исследователь отмечает основные факторы, характеризующие стиль ранних публицистических произведений Максима Горького: обращение к читателю, своеобразное использование факта, крайне сжатое изложение, наличие славянизмов.

Интересно то, как сам Максим Горький воспринимал свою работу в газетах: «Но - газета! Я ею доволен, она не даёт спокойных дней здешней публике. Она - колется, как ёж. Хорошо! Хотя нужно бы, чтоб она колотила по пустым башкам, как молот» [2].

В рамках предложенной проблематики рассмотрим одно из ранних публицистических произведений Максима Горького на субъектном уровне (образ повествователя и образ персонажа).

В публицистическом тексте «О жене, проданной за 40 рублей», опубликованном в 1896 году, субъектом речи является рассказчик, который повествует о событиях. Не являясь активным участником, он наблюдает процесс со стороны (прочитал в одной из газет: «рисует одна из одесских газет» [1]) и пытается дать характеристику затронутым проблемам.

Рассказчик сильно приближен к творческой ипостаси Максима Горького. Он обладает философскими взглядами: экспозиция произведения - это концептуальные рассуждения о вопросах морального облика современного человека. Нарратор характеризуется высокими нравственными принципами и установками, его глубоко волнует мысль о деградации личности в рамках современного социума: «Душа умерла, благородства в жизни нет, порядочность утрачивается.» [1]. Повествователь прямолинеен и открыто наделяет своих героев нелицеприятными эпитетами и номинациями «глупый раб невежества», «захудалый мужичонка», «неудачник» и др. [1].

Рассказчик предлагает вниманию читателя два совершенно противоположных образа: образ крестьянина и образ интеллигент. Но на поверку оказывается, что вся разница между ними устанавливается в рамках социальной иерархии, при этом духовное развитие обоих персонажей безвозвратно утрачено.

Ясно, что оба образа собирательны. Крестьянин - это безграмотный, невежественный, лишенный нравственных качеств из-за сложных жизненных перипетий человек. По мнению нарратора, он загнан в тиски обстоятельств, ввиду чего ему приходится поступаться своим человеческим естеством.

Образ интеллигента обрисован в произведении не менее ярко. При анализе текста следует отметить важное обстоятельство: автор напрямую указывает, что понятие «интеллигент» в современном обществе совершенно утратило историческую коннотацию: «Когда-то с этим словом <...> связывалось представление о чести, о бескорыстии, о благородных намерениях и святых мечтах, - мечтах о всеобщем счастье» [1]. Ныне, по мнению автора, представление об интеллигенте наполнилось другими качествами - жадностью, хитростью, а во главе угла стоит социальный

79

статус. Автор приходит к выводу о том, что крестьянин теряет человечность из-за жизненных обстоятельств, интеллигент - из-за звериных инстинктов, материального преуспеяния.

Важной особенностью повествования являются экспозиция и развязка, которые занимают достаточно большой объем произведения. В экспозиции автор размышляет о современных проблемах общества - утрате человечности в угоду материальному благополучию и личностному удовлетворению низменных потребностей человека. Деформацию личности автор связывает с «раздражительной и смутной жаждой жизни» [1]. В погоне за личным комфортом и выгодой человек забывает о своем жизненном предназначении и духовной гармонии, он лишается человеческого облика и похож на зверя. Однако автор не утрачивает веры в то, что именно эта жажда жизни поможет человеку преодолеть себя: «У него есть желание жизни, он ищет - значит, он ещё жив духовно, и, хотя он безнравственно и нелепо гибнет, - всё-таки можно надеяться, что он изменит направление» [1].

Но есть и другая сторона медали, она связана с переходом человеком дозволенной черты, когда нет оправданий поступкам и действиям: «Человек умер. Умер - но живёт и действует, и от его поступков пахнет ароматом разложения и смерти» [1]. Автор призывает задуматься над тем, что подобные случаи не единичны, процесс разложения совершается во всех социальных слоях и потому становится непреодолим: «И всё это творится так просто, тихо, незаметно... И ужасна эта тишина процесса разложения» [1].

Повествование персонифицировано: слово окрашено психологической и нравственной субъективностью автора. Завязка написана в стиле сказа: речь каждого персонажа (представителя определенного сословия) обладает своими стилистическими чертами. Так, например, речь крестьянина изобилует просторечиями ("ейный", "чай", "поди"), что позволяет автору дать более глубокую характеристику выводимого им персонажа.

Авторская позиция в тексте выражается с помощью набора лексических средств и стилистических фигур: сравнений («...продают его за 30 рублей, как вещь, как животное» [1]), метафор («.человек умер. Умер - но живёт» [1], «ужасна эта тишина процесса разложения» [1]), гипербол («.от его поступков пахнет ароматом разложения и смерти» [1]). Присутствует также использование аллегорий - смерть -конец чему-либо. В контексте данного произведения продажа человека - смерть человечности и порядочности. Данная аллегория используется для усиления эмоционального воздействия на читателя.

В публицистическом тексте «О жене, проданной за 40 рублей» авторская позиция имплицитна: продажа человека - самый ужасный поступок, в котором виновен как продавец - крестьянин, так и покупатель - интеллигент. Но мужик, исторически втиснутый в сложные жизненные обстоятельства, «захудалый неудачник» [1], не столь виновен, сколь интеллигент (который должен бы быть образцом в рамках социальной иерархии). По словам нарратора, интеллигентный помещик забыл совесть и порядочность ради удовлетворения своих животных инстинктов. Автор сравнивает продажу человека с продажей животного, считая данный поступок бесчеловечным: «почему-то умерло сердце у человека.» [1].

80

_Кондратская В. Л., Бекиров М. И._

Использование персонифицированного повествования позволяет автору продемонстрировать собственную позицию по отношению к описываемым событиям и образам. Стиль сказа помогает автору создать эффект присутствия, погрузить читателя в произведения и заставить задуматься о вечных проблемах социального благоустройства.

ВЫВОДЫ

Исходя из всего перечисленного, можно прийти к следующим выводам. Рассказчик сильно приближен к творческой ипостаси Максима Горького: неравнодушный умный человек, понимающий изнутри все описанные им события, сознающий почему они происходят, из-за чего одни люди бесчеловечны, а другие невежественны. Герои произведений - собирательные образы представителей различных слоев общества Российской империи конца XIX века: глупый крестьянин, который попал в своей положение не по своей воле, и хитрый, бесчеловечный интеллигент, который пользуется своим статусом и хочет обмануть того, кто ниже по общественному статусу. Повествование можно охарактеризовать как персонифицированное, ведь слова и выражения окрашены психологической и нравственной субъективностью автора. Авторская позиция также выражается в подборе лексических средств и литературных приемов и построении экспрессивных синтаксических конструкций. Перспективой дальнейшего исследования является комплексное изучение особенностей раскрытия авторской позиции на субъектном уровне в творчестве М. Горького.

Список литературы

1. Горький М. О жене, проданной за 40 рублей / М. Горький. - 1896. - Режим доступа: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-72.htm (дата обращения 7.12.2019)

2. Горький М. Письмо В. Г. Короленко / М. Горький - 1895. - Режим доступа: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/pisma/pismo-6.htm (дата обращения 7.12.2019)

3. Груздев И. А. Горький и его время 1868-1896 / И. А. Груздев. - 3-е изд., доп., М.: Наука, 1962 - 512 с.

4. Ковалевский К.А. Когда фактически начат М. Горьким цикл «Очерки и наброски»? // О творчестве Горького: сборник статей под ред. Кузьмичева / К. А. Ковалевский, 1956. -Режим доступа: http://www.biografia.ru/arhiv/otvorgor13.html (дата обращения 7.12.2019)

5. Кукса М. Ю. Субъективная модальность в газетном тексте (на примере публикаций М. Горького середина 90-х годов XIX века) / М. Ю. Кукса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание, 2010 - С. 26-30.

6. Львов-Рогачевский В.Л. Максим Горький // Русская литература ХХ века. 1890-1910 / В. Л. Львов-Рогачевский. - М, 2000. - С. 198.

7. Пельт В.Д. М. Горький - журналист / В. Д. Пельт. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1968 - 427 с.

8. Янина П. Е. Публицистические стратегии Горького-фельетониста / П. Е. Янина // Новый филологический вестник. - 2019. - № 4 (51). - С. 154-164.

81

References

1. Gor'kij M. O zhene, prodannoj za 40 rublej [About the wife sold for 40 rubles]. 1896. -

http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-72.htm (7.12.2019).

2. Gor'kij M. Pis'mo V. G. Korolenko [Letter from V. G. Korolenko]. - http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/pisma/pismo -6.htm (7.12.2019)

3. Gruzdev I. A. Gor'kij i ego vremja 1868-1896 [Gorky and his time 1868-1896]. M.: Nauka, 1962. - 512 s.

4. Kovalevskij K.A. Kogda fakticheski nachat M. Gor'kim cikl «Ocherki i nabroski»? [When did M. Gorky actually start the cycle "Essays and Sketches"?]. O tvorchestve Gor'kogo: sbornik statej, 1956. - http://www.biografia.ru/arhiv/otvorgor13.html.

5. Kuksa M. Ju. Sub#ektivnaja modal'nost' v gazetnom tekste (na primere publikacij M. Gor'kogo seredina 90-h godov XIX veka) [Subjective modality in a newspaper text (by the example of publications.Gorky's mid-90s of the XIX century)]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 2: Jazykoznanie, 2010, pp. 26-30.

6. L'vov-Rogachevskij V.L. Maksim Gor'kij [Maxim Gorky]. Russkaja literatura ХХveka. 18901910. - M, 2000, рр. 198.

7. Pel't V. D. M. Gor'kij - zhurnalist [Gorky is a journalist]. M: Izd-vo Mosk. un-ta, 1968. 427 р.

8. Janina P. E. Publicisticheskie strategii Gor'kogo-fel'etonista [Publicistic strategies of Gorky-feuilletonist]. Novyj filologicheskij vestnik, 2019, № 4 (51), рр. 154-164.

FEATURES OF THE DISCLOSURE OF THE AUTHOR'S POSITION AT THE SUBJECTIVE LEVEL IN M. GORKY'S JOURNALISTIC TEXT "ABOUT A WIFE SOLD FOR 40 RUBLES"

Kondratskaya V. L., Bekirov M. I.

The article analyzes the ways of revealing the author's position in Maxim Gorky's early journalism. The author proves the presence of individual author's characteristics of Gorky as a publicist, the value and significance of M. Gorky's early journalism for understanding the further development of his work. The key problems reflected in M. Gorky's journalistic texts are revealed. The authors analyze the early journalistic works of Maxim Gorky in the aspect of the author's position, describes the patterns of using a wide range of linguistic means and techniques manifested in his early work. As a key work of value for establishing the specifics of the author's position at the subjective level in M. Gorky's journalistic text, the text of 1896 "About a wife sold for 40 rubles" was chosen. In the course of the study, the authors identify the main speech and stylistic features of the work in the aspect of studying the author's position of Gorky at the subjective level. It is claimed that the use of personalized narration allows the author to demonstrate his own position in relation to the events and images described, and the style of the tale helps M. Gorky, the publicist, to create the effect of presence, immerse the reader in the works and make him think about the eternal problems of social improvement.

Keywords: journalism, journalistic technique, author's position, subject, Maxim Gorky.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.