Научная статья на тему 'Особенности расчета начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов'

Особенности расчета начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закупки / лекарственные препараты / жизненно необходимые и важнейшие / расчет цены / тарифный метод / procurement / medicines / vital and essential / price calculation / tariff method

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Борисович Шашкин

Актуальность исследования обусловлена высокой степенью социальной важности объекта закупки. В статье представлен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление закупок лекарственных препаратов, в том числе включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в части, касающейся описания объекта закупки и расчета начальной (максимальной) цены контракта, рассмотрен алгоритм действий государственного заказчика при проведении закупочных процедур. Автором приводится пример некорректного подхода к одному из этапов расчета начальной (максимальной) цены контракта, дана оценка обозначенным действиям государственного заказчика. Статья предназначена для использования в работе сотрудниками контрактных, тыловых и финансовых служб уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Борисович Шашкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of calculating the initial (maximum) contract price when purchasing medicines included in the list of vital and essential medicines

The relevance of the study is due to the high degree of social importance of the procurement object. In the article the author presents an analysis of regulatory legal acts regulating the procurement of medicines, including those included in the list of vital and essential medicines, in terms of the description of the procurement object and the calculation of the initial (maximum) price of the contract; the algorithm of actions of the state customer during procurement procedures. The author gives an example of an incorrect approach to one of the stages of calculating the initial (maximum) price of a contract, and evaluates the indicated actions of the state customer. The article is intended for use in the work of employees of contract, logistics and financial services of the penal system.

Текст научной работы на тему «Особенности расчета начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»

УДК 347.44:339.186

DOI: 10.51522/2307-0382-2024-261-2-20-24

АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ ШАШКИН

начальник отдела планирования и обеспечения сопровождения закупок контрактной службы ФСИН России, полковник внутренней службы И shashkin.a.b@fsin.gov.ru Москва

ALEXANDER B. SHASHKIN

Head of Planning Department

and Providing Procurement Support

for the Contract Service of the FPS of Russia,

Colonel of the Internal Service

El shashkin.a.b@fsin.gov.ru

Moscow

Особенности расчета начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Features of calculating the initial (maximum) contract price when purchasing medicines included in the list of vital and essential medicines

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена высокой степенью социальной важности объекта закупки. В статье представлен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление закупок лекарственных препаратов, в том числе включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в части, касающейся описания объекта закупки и расчета начальной (максимальной) цены контракта, рассмотрен алгоритм действий государственного заказчика при проведении закупочных процедур. Автором приводится пример некорректного подхода к одному из этапов расчета начальной (максимальной) цены контракта, дана оценка обозначенным действиям государственного заказчика. Статья предназначена для использования в работе сотрудниками контрактных, тыловых и финансовых служб уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: закупки, лекарственные препараты, жизненно необходимые и важнейшие, расчет цены, тарифный метод

Abstract. The relevance of the study is due to the high degree of social importance of the procurement object. In the article the author presents an analysis of regulatory legal acts regulating the procurement of medicines, including those included in the list of vital and essential medicines, in terms of the description of the procurement object and the calculation of the initial (maximum) price of the contract; the algorithm of actions of the state customer during procurement procedures. The author gives an example of an incorrect approach to one of the stages of calculating the initial (maximum) price of a contract, and evaluates the indicated actions of the state customer. The article is intended for use in the work of employees of contract, logistics and financial services of the penal system.

Keywords: procurement, medicines, vital and essential, price calculation, tariff method

Для цитирования

Шашкин А. Б. Особенности расчета начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 2. С. 20-24. https://www.doi. о^/10.51522/2307-0382-2024-261-2-20-24.

5.1.2 Публично-правовые (государственно-правовые) науки (юридические науки)

For citation

Shashkin A. B. Features of calculating the initial (maximum) contract price when purchasing medicines included in the list of vital and essential medicines // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 2. P. 20-24. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-261-2-20-24.

5.1.2 Public law (state law) sciences (legal sciences)

© Шашкин А. Б., 2024 20

Закупка лекарственных препаратов в целом, и в том числе лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, безусловно, является одним из наиболее социально значимых направлений в сфере закупок.

Качество оказываемых медицинских услуг находится в прямой зависимости от своевременного обеспечения необходимыми лекарственными препаратами медицинских учреждений, а следовательно, от того, насколько профессионален будет государственный заказчик при осуществлении закупок рассматриваемой группы товаров, зависят жизнь и здоровье людей, обращающихся за медицинской помощью.

В рамках подготовки к написанию статьи автором проведено исследование существующих научных публикаций по схожей тематике, которое показало, что основная часть этих материалов утратила свою актуальность в связи с изменением законодательства Российской Федерации, регламентирующего сферу закупок лекарственных препаратов.

Вместе с тем статьи А. Е. Шкендерова, Е. Л. Фара-фонтова «Проблемы закупок лекарственных препаратов» [1], А. В. Лебедевой «Особенности осуществления закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных нужд» [2] и Е. В. Дюжевой, В. Е. Полищук «Проблемы осуществления закупок лекарственных препаратов для обеспечения деятельности медико-санитарных частей ФСИН России» [3] коррелируются с генеральной мыслью автора о повышенной значимости обозначенной сферы закупок и строгой регламентации порядка осуществления расчета начальной (максимальной) цены контракта.

Кроме того, в статье Е. В. Дюжевой и В. Е. Полищук делается вывод о необходимости централизации закупок с целью повышения начальной (максимальной) цены контракта за счет увеличения объема закупок, что на сегодняшней день уже является действующей практикой при принятии решения об осуществлении закупок ФСИН России по направлению деятельности Управления организации медико-санитарного обеспечения.

Следует также отметить, что при осуществлении закупки не все зависит от действий государственного заказчика, поскольку вторая сторона, участник

закупки, может допустить ошибки, в том числе технические, которые не позволят заключить государственный контракт, и даже после заключения государственного контракта поставщик может оказаться недобросовестным и не выполнить взятые на себя обязательства. Однако, понимая значимость закупок, государственный заказчик должен предпринять все от него зависящее, чтобы исключить возможные ошибки со своей стороны.

Именно поэтому законодательством Российской Федерации предусматривается особый порядок описания объекта закупки и расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена обязанность государственного заказчика указывать ряд дополнительных сведений помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), которым, в свою очередь, устанавливаются требования к содержанию описания объекта закупки при закупке лекарственных препаратов.

Так, государственный заказчик при описании лекарственного препарата должен указывать его международное непатентованное наименование или при отсутствии такого наименования химическое, группи-ровочное наименование, лекарственную форму и дозировки, а также их эквивалентны, количество лекарственного препарата и его остаточный срок годности.

При осуществлении закупок лекарственных препаратов с возможностью поставок в рамках одного международного непатентованного наименования нескольких вариантов эквивалентных лекарственных форм и дозировок государственному заказчику необходимо использовать единый структурированный справочник-каталог лекарственных препаратов для медицинского применения.

Формирование единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов для медицинского применения обеспечивается в подсистеме ведения реестров лекарственных препаратов для

медицинского применения единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения на основании сведений государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Сведения, содержащиеся в указанном справочнике-каталоге, размещены на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации (URL: https://esklp.egisz.rosminzdrav.ru).

Кроме того, при описании лекарственного препарата государственному заказчику следует обратить внимание на специфические требования к конкретным типам лекарственных препаратов, установленные пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также на ряд запретов, предусмотренных пунктом 5 этого же постановления.

Когда описание лекарственного препарата готово, государственный заказчик может приступать к расчету НМЦК.

В соответствии со статьей 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается в том числе на принципах ответственности за результативность обеспечения государственных нужд и эффективности осуществления закупок. В обозначенной сфере под результативностью и эффективностью понимаются такие действия государственного заказчика, при которых приобретаемые товары, работы и услуги максимально удовлетворяют потребности, а затраты на их приобретение сведены к возможному минимуму для экономии бюджетных средств.

Таким образом, государственный заказчик, качественно подготовив описание лекарственного препарата, выполнил первую часть обозначенного тезиса в части, касающейся удовлетворения конкретной потребности, и должен не менее добросовестно подойти к расчету НМЦК для описанного объекта закупки.

Основным нормативным правовым актом в сфере закупок, Законом № 44-ФЗ, предусмотрена статья 22 «Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщи-

ком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги», в которой перечислены методы расчета цены и установлен порядок их применения.

Подробные рекомендации по расчету НМЦК утверждены приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

При этом частью 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации могут быть определены сферы деятельности, в которых устанавливается особый порядок определения НМЦК, и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать этот порядок.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 149 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения» Министерство здравоохранения Российской Федерации определено таким федеральным органом исполнительной власти. А порядок определения НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, в свою очередь, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.12.2019 № 1064н (далее -Порядок № 1064н).

Порядком № 1064н установлено, что цена единицы лекарственного препарата устанавливается по одному наименованию с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок посредством применения метода сопоставимых рыночных цен, тарифного метода, расчета средневзвешенной цены и использования референтной цены. Цена же единицы лекарственного препарата, начальная цена единицы лекарственного препарата определяется государственным заказчиком как минимальное значение цены из минимальных цен, рассчитанных им с одновременным применением указанных методов.

Также Порядком № 1064н установлены случаи, при которых некоторые из рассчитанных цен государственным заказчиком не учитываются, и определен порядок действий в случае, если на участие в закупке не подано ни одной заявки, а именно: при проведении каждой следующей закупки устанавливается минимальное значение НМЦК, следующее после НМЦК на участие в закупке, по которой не было подано ни одной заявки, и пересчету такие цены не подлежат.

Таким образом, согласно Порядку № 1064н, государственный заказчик единожды рассчитывает цены и повышает их с каждой последующей закупкой в случае, если участники закупки не подают заявок. Принимая во внимание возможные итерации, государственному заказчику необходимо закладывать на них время при планировании закупок.

Важно, что тарифный метод определения НМЦК используется государственным заказчиком исключительно при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р, и для удобства государственного заказчика каждый такой лекарственный препарат имеет соответствующую пометку в едином структурированном справочнике-каталоге лекарственных препаратов для медицинского применения.

В рамках основной деятельности контрактной службы ФСИН России отделом правового обеспечения контрактных закупок в УИС ФКУ ЦНТЛ ФСИН России, в состав которого входит отделение мониторинга контрактных закупок, осуществляется регулярный мониторинг закупок государственных заказчиков УИС.

При проведении очередного мониторинга закупок на предмет корректности расчета НМЦК на закупку лекарственных препаратов были выявлены государственные заказчики, которыми не были использованы минимальные цены лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, присутствующие в государственном реестре предельных отпускных цен.

Причиной, по которой указанные цены не были использованы, явилась позиция государственных за-

казчиков в отношении того, что лекарственные препараты с минимальными ценами выбыли из гражданского оборота и, следовательно, согласно требованиям подпункта «а» пункта 7 Порядка № 1064н, значения таких цен не были учтены.

При этом в соответствии с обозначенной нормой Порядка № 1064н подтверждением наличия лекарственного препарата в гражданском обороте является наличие указанного препарата с соответствующим регистрационным удостоверением в сведениях, размещаемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на официальном сайте (URL: http: //www.roszdravnadzor.ru/services/turnover).

В ходе дальнейшего анализа лекарственные препараты с минимальными ценами по обозначенным закупкам и соответствующими регистрационными удостоверениями были найдены контрактной службой ФСИН России на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Разъясняя свою позицию об отсутствии этих лекарственных препаратов в гражданском обороте, государственные заказчики апеллировали к тому, что, по данным регистрационного удостоверения, срок годности лекарственных препаратов составлял определенный период, который, исходя из даты регистрации партии этих препаратов, к моменту определения НМЦК истек, из чего государственными заказчиками делался вывод об отсутствии таких лекарственных препаратов в гражданском обороте.

Например, партия лекарственных препаратов получила регистрационное удостоверение в 2019 году, срок годности лекарственных препаратов составлял 2 года, а цена рассчитывалась в 2022 году.

Порядок № 1064н не содержит алгоритма действий государственного заказчика, предусматривающего необходимость проведения подобных исследований при определении НМЦК, и строго предписывает опираться на сведения о наличии лекарственных препаратов с соответствующими регистрационными удостоверениями, размещаемые Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на официальном сайте (URL: http://www.roszdravnadzor.ru/ services/turnover).

Кроме того, при осуществлении государственных закупок одной из основных целей является экономия бюджетных средств и проведение закупочной процедуры по наименьшей цене, даже при наличии понима-

ния, что препарат может физически не существовать на действующем рынке, не исключает обстоятельств, при которых потенциальные поставщики более дорогих лекарственных препаратов, оценив объем закупки и географию поставок, примут решение о том, что участие в закупке на этих ценовых условиях может быть абсолютно приемлемым.

В случае если закупка все же не состоится, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на определение порядка расчета НМЦК на поставку лекарственных препаратов, предусмотрел простой алгоритм, при котором государственным заказчиком используется следующая рассчитанная цена.

Однако обозначенная государственными заказчиками УИС позиция в отношении выбытия лекарственных препаратов из гражданского оборота показалась интересной и руководством контрактной службы ФСИН России было принято решение о запросе мнения по обозначенному вопросу у первоисточника - Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В ответ на запрос контрактной службы ФСИН России Министерство здравоохранения Российской Федерации однозначно заявило, что Порядок № 1064н не предусматривает исключения в части возможности

неприменения цен лекарственных препаратов при наличии записи о его фактическом наличии в гражданском обороте, но с истекшим сроком годности партии такого препарата на момент формирования НМЦК с использованием сведений официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (URL: http://www.roszdravnadzor.ru/services/turnover).

В заключение хотелось бы обратить внимание на право государственного заказчика применять оптовую надбавку к рассчитанной НМЦК на лекарственные препараты, что может быть актуально при децентрализованных закупках. В случае централизации и широкой географии поставок вопрос об использовании оптовой надбавки не стоит в связи с отсутствием привязки к конкретному региону, а следовательно, к уровню такой надбавки.

С учетом всего вышеизложенного при описании объекта закупки и расчете начальной (максимальной) цены контракта государственному заказчику требуется концентрация и четкое следование установленному порядку. В случае, когда объектом закупки являются лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, такие концентрация и соблюдение установленного порядка действий должны быть возведены в высшую степень.

1. Шкендерова А. Е., Фарафонтова Е. Л. Проблемы закупок лекарственных препаратов // Основные тенденции развития российского законодательства : материалы XIV Региональной научно-практической конференции (Красноярск, 16 окт. 2019 г.). Красноярск, 2020. С. 320-326.

2. Лебедева А. В. Особенности осуществления закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных нужд // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Выпуск 3. М., 2021. С. 250-253.

3. Дюжева Е. В., Полищук В. Е. Проблемы осуществления закупок лекарственных препаратов для обеспечения деятельности медико-санитарных частей ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 5. С. 47-53.

1. Shkenderova A. E., Farafontova E. L. Problems of procurement of medicines // Main trends in the development of Russian legislation : materials of the XIV Regional Scientific and Practical Conference (Krasnoyarsk, October 16, 2019). P. 320-326.

2. LebedevaA.V. Peculiarities of procurement of medicines to meet state needs // Scientific works ofthe Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia». Issue 3. M., 2021. P. 250-253.

3. Dyuzheva E. V., Polishchuk V. E. Problems of procurement of medicines to support the activities of medical units of the FPS of Russia // Vedomosti of the penal system. 2021. No. 5. P. 47-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.