Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / PREVENTION / JUVENILE DELINQUENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щеголева А. Н.

Рассмотрены проблемы ранней профилактики преступности несовершеннолетних с позиции защиты последних от угроз криминального характера на основе изучения психофизиологических особенностей детского и подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific traits in early prevention of juvenile delinquency

Problems of the juvenile delinquency early prevention from the standpoint of their protection from criminal threats, on the basis of psychological and physiological features typical for childhood and juvenile age, are examined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

РАЗДЕЛ II

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

А.Н. ЩЕГОЛЕВА,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии

Воронежского института МВД России

ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Рассмотрены проблемы ранней профилактики преступности несовершеннолетних с позиции защиты последних от угроз криминального характера на основе изучения психофизиологических особенностей детского и подросткового возраста.

Ключевые слова: профилактика, преступность несовершеннолетних.

A.N. Shchegoleva, PhD, Lecturer, Chair of criminal law and criminology, Russia MI Institute (Voronezh City)

Specific traits in early prevention of juvenile delinquency.

Problems of the juvenile delinquency early prevention from the standpoint of their protection from criminal threats, on the basis of psychological and physiological features typical for childhood and juvenile age, are examined.

Key words: prevention, juvenile delinquency.

Вопросы борьбы с преступностью несовер- выражению Я.И. Гилинского, лучше к ним адап-шеннолетних всегда занимали одно из главных тируются2.

мест в криминологической проблематике. И это Под влиянием социальных и экономических не случайно. Преступность данного вида отра- противоречий растет число детей, попадающих жает социальную ситуацию в стране, показывает не просто в трудные, а социально опасные жиз-степень выраженности негативных процессов, ненные условия. Злободневные для российского происходящих в государстве, остроту противо- общества проблемы безработицы, алкоголизма, речий, вызывающих рост криминальных настрое- наркомании, падения нравственности, широко-ний. Отрицательные последствия социальных го распространения правового нигилизма все преобразований особенно сильно отразились на более стирают грань между правомерным и про-положении детей и молодежи, привели к росту тивоправным поведением в сознании молодого напряженности, беспокойства, неуверенности, поколения, что не может не сказаться на показа-тревоги и агрессивности1. Именно незащищен- телях преступности несовершеннолетних. ные слои общества очень чутко реагируют на С 2003 г отмечается рост преступлений несо-все изменения, происходящие в стране и, по вершеннолетних. К 2004 г. их число увеличилось на __3,9% и составило 154,4 тыс., в 2005 г - 154,7 тыс.

1 См.: Лелеков В.А. Влияние изменений в социальной -

среде на криминализацию несовершеннолетних и молоде- 2 См.: Гилинский Я.И. Криминология. Теория, история,

жи (по материалам Центрально-Черноземного региона). М.: эмпирическая база, социальный контроль: Курс лекций. СПб.:

ВНИИ МВД России, 1997. С. 5. Питер, 2002. С. 70.

преступлений3. Однако снижение на 3,9% уровня рассматриваемого вида преступности в 2006 г (148,6 тыс. преступлений), регистрация в 2007 г 139,1 тыс., а в 2008 г - 107,9 тыс. преступлений4, совершенных несовершеннолетними, могут свидетельствовать о зарождении положительной тенденции.

Низкая рождаемость, высокая детская смертность, проблемы с получением бесплатных медицинских услуг, образования, отсутствие развивающего досуга расширяют социальную базу детского неблагополучия и обусловливают изменения тенденций преступности несовершеннолетних.

Особую тревогу вызывает совершение преступлений совместно со взрослыми (пятая часть). В 2003 г в Российской Федерации несовершеннолетних, совершивших преступления совместно со взрослыми, выявлено и зарегистрировано 23,5% , в 2004 г. - 22,1%, в 2005 г. - 21,4%, в 2006 г. - 36,5%, в 2007 г. - 23,4%5. Вместе с тем, примерно в половине всех особо тяжких преступлений и трети тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, участвовали взрослые. Опираясь на свои криминальные знания, они вовлекали доверчивых подростков в совершение преступлений и тем самым передавали им свой преступный опыт. По данным В.А. Лелекова, 93% подростков, находящихся в воспитательных колониях, заявили, что были втянуты в совершение преступления взрослыми6. Свыше 55% воспитанников колоний считают, что их взрослые «подельники» остались неизвестными правоохранительным органам. Причем на вопрос: «Дали бы Вы показания о взрослых соучастниках преступлений при отсутствии у милиции информации о них?» - от 93 (девушки) до 98% (юноши) респондентов ответили отрицательно7.

Однако общество по-прежнему лояльно к взрослым подстрекателям и вовлекателям в совершение преступлений, а правоохранительные органы недостаточно выявляют их преступные деяния. Так, по России в 2003 г. было зарегистрировано 9477 преступлений, предусмотренных ст. 150 УК, и выявлено лишь 346 лиц, их совершивших, в 2004 г. - 9356 преступлений и 398 лиц, их совершивших, в 2005 г. - соответственно 8469 и 444, в 2006 г. - 7910 и 528, в 2007 г. - 7818

преступлений и 535 человек8. Несмотря на то, что уменьшается количество преступлений, число выявленных лиц постоянно увеличивается. Несомненно, уровень правосознания общества позволяет продолжать втягивать молодых людей в совершение преступлений, а санкция за это преступление невелика.

Обращает на себя внимание увеличение числа подростков, содержащихся в следственных изоляторах, с 7,3 тыс. человек в 2001 г. до 8,8 тыс. человек в 2003 г., что свидетельствует о росте тяжких и особо тяжких преступлений, за совершение которых несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый может быть заключен под стражу (ч. 2. ст. 108 УПК РФ). С 2004 по 2006 г. эти показатели снизились до 6,5 тыс., но в 2007 г. произошел их рост на 1%9. Данные о степени тяжести совершенного деяния имеют большее значение для правоприменителя по сравнению с иными обстоятельствами, учитываемыми при избрании меры пресечения (личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья и др.) (ст. 99 УПК РФ).

В среде несовершеннолетних стали распространенными преступления, которые ранее были характерны для взрослых преступников: разбойные нападения, захват заложников, притоносо-держательство и сутенерство, посягательство на жизнь и здоровье с применением пыток и истязания, торговля краденым, компьютерные преступления, мошенничество, торговля оружием и наркотиками10. В общей структуре преступлений несовершеннолетних 40% составляют особо тяжкие и тяжкие.

Изменение структуры преступности несовершеннолетних позволяет сделать вывод об изменении мотивации деяний. Преобладающие корыстные преступления характеризуются легкомыслием, самоутверждением, попыткой завоевать авторитет среди сверстников. Реализация своих интересов и желаний насильственными методами, о чем свидетельствует число грабежей и разбоев, указывает на стремление обогатиться легко, без усилий, о склонности к праздному времяпрепровождению, уверенности в безнаказанности. Общественные противоречия, дезорганизация института семьи как мощного инструмента социализации, пропаганда средс-

3 См.: Интернет. Режим доступа [www/mvdinform.ru].

4 См.: Там же.

5 См.: Сводный отчет о лицах, совершивших преступления. М.: ГИАЦ МВД России, 2004, 2005, 2006, 2007.

6 См.: Лелеков В.А. Молодежь в сфере криминального «взрыва» в России. Воронеж: МОУ ВЭПИ, 2003. С. 107.

7 См.: Там же. С. 62.

8 См.: Ф-1-Г. Экспресс-информация. О едином учете преступлений за 2003 г., 2004, 2005, 2006 гг. М.: ГИАЦ МВД России, 2004, 2005, 2006, 2007.

9 См.: Интернет. Режим доступа [www/mvdinform.ru].

10 См.: Плешаков В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних. М.: Академия управления МВД России, 1998. С. 94-95.

твами массовой информации корыстно-потребительской ориентации, отсутствие общенациональной идеи и убеждений в необходимости духовного и нравственного развития, несовершенство нормативно-правовой системы предопределяют нестабильность в обществе в целом и оставляют несовершеннолетних в стрессовой ситуации в частности. Так, многие преступления совершаются при защите от посягательств взрослых лиц как попытка предотвратить более серьезные последствия, в первую очередь от посягательств на физическую свободу. Опасения детей небезосновательны. С 2004 до 2006 г число несовершеннолетних потерпевших выросло в 1,7 раз и составило 194,4. тыс. человек. Однако с 2005 г. отмечается снижение числа погибших детей в среднем на 15,4%11.

В связи с этим особую озабоченность вызывает постоянное омоложение лиц, готовых совершить преступные посягательства: криминальная активность 14-15-летних растет быстрее, чем 1617-летних. Так, в 2002 г. было выявлено 40,1 тыс. подростков первой возрастной группы, в 2003 г. -43,2 тыс., а в 2005 г. - 44,5 тыс., в 2006 г. - 44,1 тыс. Рост за эти годы составил 11,1, при том что число несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет увеличилось всего на 5,1% (со 100,3 тыс. человек до 105,4 тыс.)12. Но в 2007 г. отмечено снижение несовершеннолетних первой группы на 13,6% (38,1 тыс. человек) и второй - на 10,1% (93,9 тыс. человек). Следует учитывать также, что уголовная ответственность для подростков в возрасте 14-15 лет предусмотрена в 20 статьях из 279 Особенной части УК РФ. По верному замечанию С.М. Иншакова, сближение возраста совершения преступления с моментом рождения является яркой тенденцией современной цивилизации13.

Важной характеристикой подростковой преступности стала беспризорность. Ученые отмечают, что третья волна беспризорности превышает в несколько раз число беспризорных предыдущих лет (20 и 40-х годов прошлого века)14. Беспризорные дети опять стали действительностью, а зачастую и обыденностью нашего общества. Тысячи российских детей ощущают себя сиротами при живых родителях, которые озабочены собственной жизнью, обеспечением материаль-

11 См.: Сведения о лицах, потерпевших от преступных посягательств, за 2001-2006 гг.: Сводный отчет по России. М.: ГИАЦ МВД России, 2002, 2007.

12 См.: Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. С. 27.

13 См.: Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 243.

14 См.: Кобец П.Н. Детская беспризорность - проблемы

и пути решения // Молодежь и преступность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 т. Воронеж: ВИ МВД России, 2003. Т. 1. С. 128.

ного достатка семьи, злоупотребляют спиртными напитками либо находятся в местах лишения свободы. Фактическая бесправность и несамостоятельность несовершеннолетних ставит их в узкие рамки выбора жизненных путей: торговля наркотиками, «панель», воровство. Брошенные на произвол судьбы, они становятся легкой добычей уголовного мира, порно- и наркодельцов. А оказавшись на улице, идут на преступления, да и сами становятся их жертвами. Криминальная среда втягивает беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, которым без участия взрослых трудно, а порой и невозможно найти место в жизни.

Внешние факторы вместе с психологическими особенностями подросткового возраста обусловливают большую подверженность несовершеннолетних криминогенному влиянию по сравнению со взрослыми, повышенную виктим-ность, восприимчивость к негативному воздействию взрослых лиц на их неокрепшую психику, приводят к формированию антиобщественной установки личности. В зависимости от факторов объективного и субъективного характера подростки могут стать и преступниками, нарушая законы, принятые в обществе, и в то же время потерпевшими от негативного воздействия окружающей микросреды. Угрожающие масштабы вовлечения несовершеннолетних в криминальную среду в силу беспомощности, внушаемости, доверчивости, легкомыслия и отсутствия жизненного опыта заставляют задуматься о меняющемся характере их противоправного поведения. Дерзость, циничность, агрессивность, жестокость, стремление достичь желаемого любыми способами, в том числе преступными, - наиболее характерные черты несовершеннолетних правонарушителей. Усугубляют мотивационный фон юношеский негативизм, воспрепятствование попыткам осуществить педагогическое воздействие, склонность к социально-психологическому заражению.

Изучение особенностей возраста совершающих преступления позволяет установить закономерности подростковой преступности, определить ситуации, в которых несовершеннолетние наиболее вероятно пойдут на преступление, а значит, предвидеть проявление преступности в будущем и успешно планировать мероприятия по профилактике.

Практически во всех трудах представителей гуманитарных и ряда естественных наук, когда они касаются общественного развития, общественных отношений, формирования и воспитания личности, мы видим элементы, составляющие профилактику. Ее концепция имеет принципиальное значение для понимания характера борьбы

с любыми антиобщественными проявлениями, углубляя наше представление о самих явлениях, раскрывая всю масштабность, сложность и многообразие задач, встающих на этом пути.

В процессе роста, становления человек включается в систему общественных отношений в доступных ему формах жизнедеятельности, получает и обменивается информацией, приобретает жизненный опыт. В ходе социализации на несовершеннолетнего влияют различные обстоятельства, оцениваемые как с положительной, так и с отрицательной стороны. Для нас представляют интерес мероприятия по недопущению, устранению, блокированию отрицательных воздействий на несовершеннолетнего на начальных этапах формирования его личности.

Недопущение образования личностных деформаций, возможностей формирования негативных социальных свойств в личности несовершеннолетнего на самых ранних этапах социализации личности, пока еще не произошло «криминальное заражение», рассматривается нами как ранняя профилактика преступности несовершеннолетних.

Любая разновидность правонарушающего поведения предполагает применение различных профилактических мер. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних как форма предупредительной деятельности может осуществляться в двух ее видах: общей и индивидуальной профилактике. Однако следует оговориться: профилактическая деятельность во всех ее формах, видах и на всех уровнях настолько переплетена, насколько каждый из составляющих ее элементов включен в единую систему. Между видами профилактики преступности несовершеннолетних нет четких границ, взаимосвязь элементов этой системы вероятностная и много-значная15.

Общая профилактика преступности несовершеннолетних заключается в решении задач экономического, социально-культурного, воспитательного, правового, организационно-управленческого характера, обеспечивающих гармоничное формирование подрастающей личности.

К мерам экономического характера следует отнести профориентацию и трудоустройство подростков, в том числе с повсеместным использованием квотирования рабочих мест. По меньшей мере, вызывает удивление политика государства в отношении пособий гражданам, имеющим детей: неадекватность их размеров реальным потребностям, несвоевременность выплат, перекла-

дывание проблем семьи, материнства и детства на плечи местных органов власти с их мизерными бюджетами. Нам представляется, что удовлетворение основных жизненных потребностей семьи в целях обеспечения гармоничного эстетического, духовно-нравственного и физического развития несовершеннолетних послужит существенным фактором ранней профилактики преступности данного вида.

Анализ причин и условий негативного поведения подростков позволяет отметить, что его предупреждение на самой ранней ступени возможно лишь при совершенствовании социальных процессов. Социальный аспект включает широкий круг мер, направленных на обеспечение нормального и гармоничного развития личности, создание для нее безопасной и благоприятной микросоциальной среды (в том числе воздействие на деструктивные семьи, профилактика алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних, устранение жестокого обращения с ними и т.п.).

В системе целей общесоциальных мероприятий применительно к криминогенной деформации личности несовершеннолетнего можно рассматривать более узкие цели его нравственного воспитания, формирования правильной жизненной позиции как промежуточный уровень между общим и специально-криминологическим предупреждением. Формируя моральное и правовое сознание молодого поколения, общество пока не сумело, а возможно, и не ставило задачи внедрить в сознание детей представление о нравственных формах жизни16. Большая часть молодежи сознательно отказывается от поиска легальной и постоянной работы, усвоив распространенные в обществе ценности и представления о роли и власти денег, о возможности достижения желаемого любыми способами. Такое положение наиболее опасно по своим последствиям, поскольку способно на длительное время определить специфику и уровень преступности несовершеннолетних, сформировавшихся как личности в период реформирования общества и усвоивших определенные образцы поведения17. Обнадеживает лишь вынужденный характер такого поведения: у подростков не было и пока нет иных образцов.

Многообразие социальных мер профилакти-

15 См.: Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980. С. 459.

16 См.: Юцкова Е.М. Некоторые вопросы криминогеннос-ти и виктимности новых социальных групп общества // Преступность и законодательство. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. С. 136.

17 См.: Юцкова Е.М. Криминальная активность отдельных

социальных групп населения // Преступность: стратегия борь-

бы. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. С. 210.

ки преступности предполагает преобразование социальных связей несовершеннолетних через формирование нравственных качеств и моральных взглядов, правовое воспитание, разъяснение смысла и назначения российских законов, привитие уважения к закону, государству, правоохранительным органам, морально-этическим устоям, выработку привычки соблюдать закон, воспитание убежденности в необходимости и целесообразности следовать нормам права.

Среди вопросов организационного характера необходимо решить проблему подготовки кадров, специализирующихся на работе с подростками, знающих особенности психологии и физиологии детского и подросткового возраста, умеющих применять педагогические знания при защите прав и законных интересов ребенка при осуществлении мер ранней профилактики преступности несовершеннолетних; изыскания новых, более эффективных, форм взаимодействия с населением и использования его профилактических возможностей; обеспечения подростков различными средствами защиты. На необходимость выделения в учебных заведениях МВД специализации, предусматривающей изучение психологических и возрастных особенностей подростков и специфику работы с ними, ученые указывали давно18.

В 1999 г Минобразования России вышло с ходатайством перед руководством МВД России об открытии на базе Воронежского института МВД России ювенально-правовой специализации по подготовке сотрудников для работы с несовершеннолетними и семьей. Был разработан экспериментальный учебный план, соответствующий Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и включающий в себя ряд инновационных правовых дисциплин (ювенальное право, проблемы ювенальной юстиции, предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних и наркотизма, организация деятельности оперативных аппаратов и подразделений по делам несовершеннолетних и т.п.); созданы специализированные группы по подготовке специалистов для комплектующих органов ряда регионов Российской Федерации19.

А.А. Бакаев и Н.И. Остапенко, учитывая многофункциональность деятельности подразделений ОВД и особые условия работы, предлагают создавать новые формы организации и использования времени в процессе не только обуче-

ния, но и переподготовки кадров, изучать основы педагогики, психологии и ювенального права20. А.Н. Ильяшенко обращает внимание на широкие возможности служебной подготовки при повышении квалификации сотрудников милиции, занимающихся выявлением, раскрытием, расследованием и предупреждением преступлений несовершеннолетних, в сфере оказания помощи детям - преступникам и их жертвам21. Предложения ученых нашли отражение в приказе МВД России от 28 октября 2006 г. № 860 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Говоря о тактико-методическом обеспечении ранней профилактики преступности несовершеннолетних, следует обратить внимание на необходимость разработки определенной схемы, пользуясь которой, практические работники могли бы реально представлять, на какого подростка в большей степени следует обращать внимание как на криминологически интересное лицо22.

Организационно-тактическая часть методики должна содержать подробное описание последовательности всех действий при выявлении фактов вовлечения подростка в совершение преступления и предусматривать меры обеспечения его безопасности извне и нейтрализации преступника (информационная, медицинская, правовая помощь, психологическая (эмоциональная) поддержка). Если же для предполагаемой жертвы характерно негативное поведение, то должны осуществляться также меры воспитательного, предупредительного и в отдельных случаях принудительного характера. Содержание методики зависит от вида преступления, в которое вовлекается несовершеннолетний, вариантов действия преступников, характера вреда, который может быть причинен несовершеннолетнему, вариантов поведения последнего с учетом его способности противостоять преступнику и разобраться в ситуации.

При реализации мер ранней профилактики преступности несовершеннолетних необходимо учитывать, что потенциальный или реальный преступник строит свое поведение в соответствии с собственными интересами и целями. Задачи органов, осуществляющих профилактическую де-

18 См.: Наказание и исправление преступников / Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: ВНИИ МВД России, 1992. С. 243.

19 См.: Ювенальный центр: первые итоги: Учебное пособие. Воронеж: ВИ МВД России, 2001.

20 См.: Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2003. С. 97.

21 См.: Ильяшенко А.Н. Борьба с насильственной преступностью в семье. М., 2003. С. 159.

22 Об отсутствии научно разработанной методики индиви-

дуального воспитательного, профилактического воздействия еще более 20 лет назад писал А.Г. Лекарь. (См.: Лекарь А.Г.

Профилактика преступлений. М., 1972. С. 68).

ятельность, должны максимально приближаться к интересам несовершеннолетних: важно сформировать внутреннее убеждение в том, что поставленные перед ними цели и задачи являются их собственными, а достижение и решение этих целей и задач отвечает их собственным интересам23. Л.Н. Костина обращает внимание на сложность установления с несовершеннолетними психологического контакта как на основную проблему профилактической работы с ними24. Вот когда необходимы специальные педагогические и психологические знания.

Важным аспектом ранней профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления может стать самопрофилактика, которая связана с самовоспитанием, самонаучением, самосознанием и самооценкой личности. По мнению многих ученых и практиков, методы самовоспитания необходимо прививать подросткам, показывать огромные возможности самоформирования. Личность в широком смысле начинается с самопознания, самовоспитания и управления

своими поступками, когда необходимость соблюдения правил человеческого общежития становится привычкой25, а эффективность ранней профилактики зависит от непосредственного общения с лицом, от которого можно ожидать совершения преступления26. Именно в данном контексте нравственное закаливание (развитие значительной душевной энергии и стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, способность отказаться от удовольствий или влияния других лиц27) может оказать положительное воздействие.

Работа по предупреждению неблагоприятного влияния микросреды достаточно сложна, поскольку связана с длительным, кропотливым процессом формирования высокодуховной, всесторонне развитой личности, чье правосознание, ценностные ориентации, моральные и волевые качества не позволят совершить преступление. Именно поэтому проведение этой работы представляет определенные трудности, а ее результаты сразу увидеть и проанализировать невозможно.

23 См.: Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1977. С. 134.

24 См.: Костина Л.Н. Современные проблемы обеспечения расследования органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних // Российский следователь. 2007. № 5. С. 32-33.

25 См.: Аванесов Г.А. Указ. раб. С. 469.

26 См.: Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. М., 1975. С. 106.

27 См.: Гаврилов С.Т. Предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних: правовой, педагогический и организационный аспекты. Воронеж: МОУ ВЭПИ, 2001. С. 41-47, 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.