13. Таймазов В.А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учётом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - № 18. - С. 81-90.
REFERENCES
1. Burlacyk, L.F. (2007), Psychological testing: a textbook for high schools, Peter, St. Petersburg,
2. Voronov Yu.S. (2018), "Fundamentals of intellectual training in orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 63-67.
3. Voronov Yu.S., Yakushev D.S. (2020), "Intellectual preparation in the training process of orienteering", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 6, pp. 79.
4. Voronov Yu.S. (2021), "Organizational and pedagogical support for the development of the sports reserve training system in cross-country orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 192, No. 2, pp. 54- 58.
5. Voronova V.V. (2018), "Knocking down factors in cross-country types of orienteering and their influence on the competitive activity of qualified athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 38-42.
6. Kazantsev S.A. (2007), Psychology of sport orienteering, St. Petersburg.
7. Kostyunina L.I., Markin M.O. (2014), "Development of analytical abilities of athletes in the process of training and competitive activity", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 66-70.
8. Kuznetsova, V.V. (2011), "The Factor structure of the special preparedness of qualified athletes of 19-20 years, specialized in the running types of orientation", Physical culture and sport of NorthWest Russia, Smolensk, No.5, pp. 41-44.
9. Kuramshin Yu.F. (2005), "Problems of forecasting higher sports achievements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 18, pp. 40-58.
10. Lapin A.Y., Babichev I.V., Zhikhareva O.I. (2016) "Prediction of sports results based on the psychological characteristics of an athlete", Bulletin of sport science, No. 4, pp. 16-18.
11. Nazarenko, L.D. (2013), " The role of intelligence in sports activities", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 9-12.
12. Rubinstein S.A. (1973), Problems of general psychology, Pedagogic. Moscow
13. Taymazov V.A., Bakulev S.E. (2005), "Forecasting the success of competitive activity of athletes taking into account the genetic foundations of trainability", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 18, pp. 81-90.
Контактная информация: sgafkorient@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 08.02.2022
УДК 796.011.1
ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Мария Руслановна Глухарева, старший преподаватель, Надежда Руслановна Сенти-зова, студент, Семен Александрович Владимиров, студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
Аннотация
Каждое новое поколение спортсменов становится быстрее, выносливее, мощнее, улучшается координация, ловкость, умение держать равновесие. В данной статье раскрывается сущность полезности раннего развития общефизической подготовки детей, важность разминки перед тренировкой, укрепление стопы, улучшения жизненно важных качеств современного спортсмена. Также даны наиболее приемлемые методы развития ребенка, приобщение его к систематическим физическим занятиям, подведение подготовленного организма к основной части тренировки. В этом возрасте следует уделять большое внимание голеностопным суставам, так как в любом игровом виде спорта ключевую роль играет именно голеностоп. Актуальность данной темы определена тем, что в юном возрасте закладывается основа физического развития человека, заинтересованность тем или иным видом спорта, появляется мотивация для занятия спортом, а физическая подготовка, для это-
го, является чрезвычайно эффективным способом для дальнейшего развития личности.
Ключевые слова: общефизическая подготовка, разминка, дети, ловкость, физические качества, раннее развитие.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p90-94
FEATURES OF EARLY PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN
Maria Ruslanovna Glukhareva, the senior teacher, Nadezhda Ruslanovna Sentizova, the student, Semen Alexandrovich Vladimirov, the student, North-Eastern federal university, Yakutsk
Abstract
Each new generation of athletes becomes faster, more enduring, more powerful, coordination, agility, and ability to keep balance improve. This article reveals the essence of the usefulness of the early development of general physical training of children, the importance of warming up before training, strengthening the foot, improving the vital qualities of the modern athlete. The most acceptable methods for the development of the child, introducing him to systematic physical exercises, bringing the prepared organism to the main part of the training are also given. At this age, great attention should be paid to the ankle joints, since in any playing sport the ankle plays a key role. The relevance of this topic is determined by the fact that at the young age the foundation of the person's physical development is formed, including interest in one or another sport, motivation for playing sports appears, and physical training, for this, is an extremely effective way for further development of the individual.
Keywords: general physical training, warm-up, children, dexterity, physical qualities, early development.
ВВЕДЕНИЕ
В основании стремительного роста последних лет и ближайшего будущего, есть и будет именно развитие физической подготовки. Становление классного мастера требует интенсивных, насыщенных, разнообразных тренировок - причем начиная с детства, а не с 14 или 15 лет. Во-первых, спортсмен должен успеть получить всестороннюю подготовку, во-вторых, отдача от любых упражнений - координационных, силовых, беговых - появляется в юные годы значительно быстрее, чем в зрелые, точно так же, как и от изучения иностранного языка. В-третьих, с юных лет нужно приучить потенциального спортсмена тренироваться всерьез и заодно провести первичный отбор.
Качественная физическая подготовка позволяет свести к минимуму количество повреждений. Причем не только бесконтактных, но и контактных видах спорта. Более подготовленные спортсмены после жестких столкновений спокойно поднимаются и продолжают матч. А у слабо подготовленных игроков нередко наблюдается обратная сторона: споткнулся - перелом ноги, наступил на мяч, стопу соперника - разрыв связок голено-стопа. При работе с большой группой детей трудно выявить и исправить индивидуальные погрешности в технике исполнения упражнений. Поэтому желательно заниматься ОФП дополнительно, по индивидуальным программам и в маленьких группах. Особенно это важно в детском возрасте.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основными целями общефизической подготовки в возрасте 7-8 лет являются:
- закладывание базовых двигательных навыков;
- развитие мускулатуры, нервной системы и интеллектуальных способностей;
- профилактика травм;
- улучшения общего самочувствия;
- рост самооценки и повышения статуса среди сверстников;
- развитие волевых качеств;
- создание фундамента для высоких спортивных результатов в зрелом возрасте.
В самом юном возрасте важно не столько количество подходов и повторений, сколько качество исполнения упражнений. Торопиться не надо: в голове должны отложиться правильные двигательные схемы. Любая методика и любые упражнения эффективны тогда, когда исполняются правильно и с полной самоотдачей. Спектр упражнений должен быть достаточно широк. Это необходимо для всестороннего развития физических качеств, накопления разнообразных двигательных навыков. Разминка - самая важная часть тренировки. Качественная и дисциплинирующая разминка задает тон всей тренировке, позволяет почувствовать разницу между профессиональной тренировкой и банальной школьной физкультурой, с первых минут настраивает на серьезную работу.
Задачи разминки:
- активация центральной нервной системы;
- повышение подвижности суставов;
- стимулирование эффективного производства энергии;
- увеличение притока крови и питательных веществ к мышцам и суставам;
- сосредоточение внимания;
- повышение агрессивности;
- уменьшение страха получить травму.
Следующая часть подготовки к тренировке - динамическая разминка. Она представляет собой комплекс последовательных, без длительных пауз, действий. Это растяжка мышц и связок в движении. Динамическая разминка подразумевает наклоны, прогибы, повороты корпуса, приседания, выпады. Третья (возможная) стадия разминки: беговые упражнения, движения со сменой направления, упражнения на ответную реакцию. В процессе разминки интенсивность и сложность заданий постепенно возрастают, увеличивается диапазон и амплитуда движений.
Важной частью учебно-тренировочного процесса является коррекция стопы и укрепление голеностопа. Стопа при каждом соприкосновении человека с поверхностью принимает на себя вес всего организма: она участвует в ходьбе, беге, выпрыгивании, отталкивании, приземлении - практически в любом активном действии. Неправильная постановка стопы или отсутствие в ней надлежащей упругости - факторы негативного влияния на колени и бедра, препятствия к способности быстро бегать и высоко прыгать. Городские дети, особенно растущие в нашем холодном климате и в окружении современных гаджетов, мало двигаются, много лежат, больше сидят, ходят всегда в обуви, причем зачастую неудобной. В итоге у детей уже к 11-13 годам появляются первые жалобы на коленные и тазобедренные суставы, на поясницу (они страдают от перегрузки при проблемах со стопой), нарушается осанка в целом. Для большинства детей в начале общей тренировки достаточно давать 4-6 упражнений на стопу, на заминке столько же. Так же, целесообразно давать детям «домашнее задание»: 1-3 упражнения с тремя подходами по 50 повторений в каждом. Большое количество повторений требуется потому, что эти конкретные мышцы утомляются медленно. Следует делать упражнения на подвижность голеностопного сустава до достижения успеха в этом деле, прежде чем переходить к заданиям на укрепление. Укрепление не принесет результата без подвижности.
Ловким называют человека, одновременно сообразительного, то есть оперативно принимающего верное решение в трудной ситуации, и физически развитого: быстрого, меткого, гибкого, координированного, устойчивого, оптимизировавшего все основные движения [1]. Выделяют ловкость телесную и предметную. Первая означает умение управлять собственным телом, вторая подразумевает наличие объекта, с которым производятся различные манипуляции. В спорте в роли такого объекта часто выступает мяч, хотя для тренировок уместно использовать и другие приспособления. Это могут быть фишки, теннисные мячики, конусы, палки, ленты, специальные или обычные игровые мячи, другой инвентарь. Необходимость реагировать на движущиеся предметы развивает визуальную систему, через которую наш мозг получает большую часть информации. Сле-
дует также отметить, что маленькие дети, не смогут ногами столь же эффективно выполнять задания, как руками. Поэтому более чем оправданно до определенного возраста развивать у них ловкость с помощью упражнений, требующих действий руками. На первых порах задания просты, а тренер бдительно отслеживает правильность выполнения приемов. В дальнейшем особенную ценность приобретают упражнения, содержащие элемент внезапности, требующие от спортсмена быстрой реакции, хорошей сообразительности, эффективного анализа ситуации и принятия оперативного решения. На следующем уровне тренер предлагает подопечным реагировать на зрительный сигнал или звуковой. Упражнения на ловкость, помогают развить периферическое зрение, что весьма важно. В игровых видах спорта необходимо видеть поле, замечать всех партнеров и соперников. Полезно бывает и слышать подсказки тренера. После индивидуальных задач добавляется партнер, с которым сначала идет работа на месте, а затем в движении. Желательно на каждое новое задание производить смену партнера, поскольку каждый по-разному бросает или отдает передачу. Совершенствование ловкости идет в тесной связи с совершенствованием сознания и интеллекта. Новая информация и новые задачи подтолкнут развитие мозга. Поэтому время, отведенное на ловкость, потерянным не окажется, особенно в детском возрасте.
ВЫВОДЫ
Обобщая вышесказанное можно с уверенностью заявить, что раннее физическое развитие детей положительно влияет на дальнейшее становление их как спортсменов, на успешное достижение желаемых результатов.
Положительные стороны раннего физического развития:
- спорт способствует укреплению иммунитета, особенно важно в период простудных заболеваний;
- постоянные спортивные занятия содействуют укреплению подвижности суставов;
- при физических занятиях в организме ребенка идет быстрый процесс метаболизма, в итоге чего усиленно сжигаются клетки жира;
- развивается внимание, интерес, увлечение, познавательная активность детей;
- благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно-сосудистой системы;
- во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
- регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни;
- настоящая дисциплина исходит именно из мотивации и собственной нацеленности на результат;
- и чем раньше начать занятия, тем больше будет возможностей для всестороннего развития, не только физического, но также интеллектуального и психологического;
- тренировки, несомненно, благотворно действуют на позвоночник детей, вырабатывая правильную здоровую осанку.
База для побед закладывается не за день до важного поединка, не в течение предшествующей недели или даже года - к победам или поражениям люди готовятся всю жизнь, и чем раньше и качественнее начинается подготовка, тем больше будет успехов и меньше неудач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - Москва : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - 5-е изд. стереотип. - Москва : Спорт, 2020 - 200 с.
3. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста / В. П. Назаров. -Москва : Физкультура и спорт, 2004. - 144 с.
REFERENCES
1. Bernstein, N.A. (1991), About agility and its development, Physical culture and sport, Moscow.
2. Zatsiorsky, V.M. (2020), Physical qualities of an athlete: fundamentals of theory and methods of upbringing, Sport, Moscow.
3. Nazarov, V. P. (2004), Coordination of movements in school age children, Physical culture and Sport, Moscow.
Контактная информация: Mgluhareva@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.02.2022
УДК 796.89
БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Кирилл Юрьевич Горин, заместитель начальника кафедры, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск
Аннотация
В работе представлен материал раскрывающий вопросы, связанные с процессом профессионально-прикладной физической подготовкой, как одной из основных составляющих профессиональной подготовки сотрудников полиции. На основе анализа организации и осуществлении процесса профессиональной подготовки личного состава, как в образовательных организациях, так и практических органах системы МВД России, приводятся данные причин снижающих эффективность применения боевых приемов борьбы, представлены возможные пути по поиску эффективных способов совершенствования образовательного процесса по обучению боевых приемов борьбы как в системе, так и в образовательных организациях МВД России.
Ключевые слова: физическая сила, боевые приемы борьбы, сотрудники полиции, образовательные организации, профессионально-прикладная подготовка, меры принуждения, личная безопасность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p94-98
COMBAT METHODS OF FIGHT AS ONE OF THE IMPORTANT COMPONENTS OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS STAFF Kirill Yurievich Gorin, the deputy head of the department, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Khabarovsk
Abstract
The article presents the material that reveals issues related to the process of professionally applied physical training, as one of the main components of the professional training of police officers. Based on the analysis of the organization and implementation of the process of professional training of personnel, both in educational organizations and practical bodies of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, data are given on the reasons for reducing the effectiveness of the use of combat techniques of combat, possible ways are presented to find effective ways to improve the educational process for teaching combat techniques of combat both in the system and in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: physical strength, fighting methods of struggle, police officers, educational organizations, vocational training, coercive measures, personal safety.
Среди всей совокупности различных видов деятельности, которую осуществляют сотрудники полиции, одно из важнейших места занимает деятельность, связанная с при-