известия вгпу
B.C. МЕРКУРЬЕВА, A.B. ЛИПАТОВ (Волгоград)
особенности работы образовательных учреждений Сталинграда в 1943-1945 гг.
Рассматриваются основные формы организации учебно-воспитательной работы в государственных образовательных учреждениях Сталинградской области на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Показаны успехи и достижения, а также некоторые трудности, возникавшие в процессе восстановления и организации работы школ, детских садов города.
Ключевые слова: школы, детские сады, Великая Отечественная война, учебно-воспитательная работа, учебный процесс.
Сталинградская битва окончилась 2 февраля 1943 г. Город был освобожден, но в то же время практически полностью разрушен. В трудное военное время, когда часть территории нашей страны все еще была линией фронта, руководством страны было принято решение о восстановлении Сталинграда. Сюда были направлены необходимые средства и материалы, люди со всей страны приезжали сюда, чтобы оказать помощь. Работа предстояла огромная - улицы заминированы, здания разрушены. Кроме того, в городе осталось не так много жителей, однако среди них были дети, пережившие страшное военное время и нуждающиеся в защите.
В первую очередь руководством города был проведен учет всего населения, оставшегося в городе к моменту его освобождения. На 2 февраля 1943 г. население города составляло 32 181 чел., а на 25 марта 1943 г. - уже 55,8 тыс. чел. [1. Л. 36]. Сумевшие покинуть город в разгар Сталинградской битвы, отправленные в эвакуацию жители постепенно возвращались.
Были выявлены осиротевшие и беспризорные дети, которым оказывалась необходимая помощь. Через систему приемников-распределителей их направляли в детские дома города и области или помогали найти родственников, если это было возможно. Эту работу курировали сотрудники органов милиции, а также органов образования и здравоохранения, в чьем ведении находились дет-
ские дома различных типов. На них возлагалась обязанность поиска детей в разрушенных блиндажах и подвалах зданий, на вокзале, пристани, доставка в приемник-распределитель, оформление всех документов. В Ворошиловском, Дзержинском и Кировском районах города было организовано по одному детскому приемнику-распределителю, которые проводили работу по выявлению и сбору беспризорных детей и направлению их в детские дома области. В Ворошиловском районе удалось собрать 77 детей, из них 59 были направлены в детские дома, в Кировском районе с улиц забрали 58 детей - 48 из них было отправлено в детские дома различных типов [1. Л. 37].
Особую категорию детей, нуждающихся в помощи государства, составляли дети военнослужащих, находящихся на фронте. Всего по городу в начале 1943 г. было взято на учет 2 тыс. семей фронтовиков, материальное обеспечение которых постоянно проверялось соответствующими комиссиями органов социальной защиты населения. Была проведена комплексная проверка состояния материального обеспечения целого ряда семей военнослужащих, многим из них была оказана конкретная помощь: 150 семей получили топливо, 173 чел. было устроено на работу, 150 семей было обеспечено жильем. 210 детей военнослужащих определены в детские ясли, в том числе 110 детей - на круглосуточное обслуживание. 585 детей определены в детские сады. Более 200 детей было направлено в детские дома области. 2 238 детей военнослужащих, фронтовиков были обеспечены общественным питанием, 12 000 детей получили продуктовые подарки (сгущенное молоко, консервы, крупы, рис, сахар, чай). Кроме того, в Краснооктябрьском районе Сталинграда для детей из особо нуждающихся семей было организовано дополнительное питание [Там же].
Среди военнослужащих всех фронтов был создан фонд помощи детям фронтовиков Сталинграда, через который было собрано порядка 75 000 рублей. По предприятиям и учреждениям города регулярно проходили отчисления однодневного заработка в фонд помощи детям и семьям военнослужащих.
Почти сразу после начала восстановления города стали открываться школы. Так, в начале апреля 1943 г. возобновили свою работу 25 начальных, неполных средних и средних школ, где продолжили обучение 3 918 учащих-
О Меркурьева B.C., Липатов A.B., 2017
ся. В том числе в Ворошиловском районе было открыто 8 школ на 607 учащихся, в Кировском - 9 школ на 2 631 чел., в Дзержинском районе - 5 школ на 570 учащихся, в Красно-октябрьском районе, наиболее пострадавшем в ходе военных действий, - 1 школа на 60 детей, в Тракторозаводском районе тоже была открыта 1 школа для 42 детей. По городу также удалось организовать 10 детских садов на 550 детей [1. Л. 36об.]. Во многих школах были организованы школьные буфеты и горячие завтраки для учащихся.
Наибольшей проблемой в тот момент был недостаток учителей. Из 19 учителей, работавших в школах дзержинского района, 17 остались на территории, оккупированной немцами в 1942 г., и продолжать работу могли только после прохождения специальной проверки. 8 учителей не имели достаточной педагогической подготовки и опыта работы. В Ворошиловском районе работали 23 учителя, и все они в 1942 г. оставались на территории, временно оккупированной немцами.
Подготовка к новому 1943/44 учебному году проходила с определенными трудностями. По решению Государственного комитета обороны, к началу учебного года в городе должно было быть восстановлено 8 школ, но отремонтировать успели только 5: школы № 50 и 92 в Ворошиловском районе, № 67 в дзержинском районе и № 9 и 11 в Кировском районе. Восстановлением и ремонтом этих школьных зданий
занималось главное управление по восстановлению коммунально-жилищного хозяйства, но дело дальше расчистки территории и подвоза некоторых строительных материалов не двигалось, несмотря на то, что это задание имело важное правительственное значение. Главное управление ссылалось на отсутствие необходимых материалов, из-за чего и не успевало подготовить школы к началу нового учебного года. Наиболее сложная ситуация сложилась в Краснооктябрьском и Баррикадном районах - здесь к началу нового учебного года не было подготовлено ни одно школьное здание. Другими словами, детям по-прежнему приходилось заниматься в приспособленных помещениях, домах и подвалах.
Основную помощь в деле восстановления и ремонта школьных зданий оказывали добровольцы - черкассовские бригады, комсомольцы. Комсомольцы города активно включались в работу по оказанию помощи учреждениям системы образования и их работникам. Сформированные комсомольские бригады работали на строительстве и ремонте школьных зданий, ремонтировали дома под квартиры учителей. В Баррикадном районе Сталинграда комсомольцы и пионеры помогали учителям возделывать огороды, тимуровцы оказывали помощь семьям фронтовиков. В Тракторозавод-ском районе комсомольцы участвовали в работе методического кабинета и лектория для учителей.
Наименование учреждений и районов Состояние на 01.07.1942 г. Состояние на 01.07.1943 г.
Детские сады Начальные школы Неполные средние школы Средние школы Детские сады Начальные школы Неполные средние школы Средние школы
Тракторозаводский 4 3 7 1 1 -
Баррикадный 7 1 3 1 - -
Краснооктябрьский 6 3 4 1 - -
Дзержинский 6 7 8 6 8 2 1 1
Ерманский 3 6 1 4 1 - - -
Ворошиловский 6 15 10 10 3 5 2 1
Кировский 1 - - - - 6 1 2
Всего 16 45 26 34 12 16 5 4
сведения о количестве школ и учебных заведений города, находившихся в ведении сталинградского гороно [2. Л. 27]
В связи с постановлением ЦК ВЛКСМ в городе было создано 9 учительских комсомольских организаций, членами которых были 34 учителя школ Сталинграда [4. Л. 133об.] Создание учительских комсомольских организаций в школах, безусловно, сыграло положительную роль. Комсомольские организации учителей взяли в свои руки руководство ученическими организациями, в связи с чем работа последних стала плодотворнее и эффективнее. Учителя-комсомольцы возглавили всю воспитательную работу на детских летних оздоровительных площадках, занимались организацией работы восстанавливаемых детских научно-технических станций.
В восстановленных школах, приведенных в порядок к началу нового 1943/44 учебного года, не хватало наглядных и учебных пособий, школьной мебели и необходимого оборудования. В целом для школ города надо было приобрести 4 380 парт и 250 классных досок. учебниками школы города были обеспечены на 10-15 %. Правда, в Сталинград было прислано много учебников в качестве подарков, но они на 70 % были непригодны к использованию, поскольку были изданы ранее 1935 г. [3. Л. 59].
В школах города по-прежнему ощущалась нехватка учителей. В целом по городу недоставало более 200 учителей, в основном учителей начальных классов.
работа по восстановлению работы школ Сталинграда не прекращалась и в течение 1943/44 учебного года. К концу первого учебного полугодия - на 1 января 1944 г. - в городе работали 44 школы, в том числе начальных - 23, семилетних - 10, средних - 11. В школах находилось 19 539 учащихся [5. Л. 18].
Успеваемость учащихся, по сведениям городского комитета образования, составляла 85,8 %. Однако выполнению закона о всеобщем образовании по-прежнему мешали объективные трудности военного времени. По данным городского отдела народного образования, приведенным на 1 января 1944 г., не посещали школу 435 детей. В Ворошиловском районе их насчитывалось 120 чел., в Кировском - 109, в дзержинском - 47. Следует отметить, что подобные случаи имели место во всех районах города. В основном дети не посещали школу из-за отсутствия одежды и обуви. Однако даже в официальных документах отмечается, что эти цифры не совсем точны, в действительности таких детей намного больше [Там же].
Правда, отдел народного образования и исполкомы райсоветов принимали меры к тому, чтобы обеспечить наиболее нуждающихся детей предметами первой необходимости. Так, учащимся было выдано обуви 4 566 пар, одежды - 4 762 шт., белья - 545 пар. Более 9 тыс. школьников, чьи семьи находились в тяжелом материальном положении, получали дополнительное питание в школе [5. Л. 18].
На первое полугодие 1943/44 учебного года школы Сталинграда составили планы учебно-воспитательной работы. эти планы охватывали все стороны деятельности учебных учреждений. Однако их пришлось корректировать в связи с условиями, в которых оказались дети с наступлением холодов. Так, в школе № 98 Ворошиловского района, вследствие неисправности отопительной системы практически прекратились нормальные занятия. Продолжительность уроков составляла не более десяти-пятнадцати минут. За это время учитель не успевал проверить выполнение домашнего задания и едва успевал дать следующее задание на дом.
Отсутствие нормальной температуры в большинстве школ и низкое качество ремонта также мешали выполнению учебно-воспитательных планов. Организовать систематическую внеклассную и внешкольную работу в большинстве школ не представлялось возможным. Например, в школе № 50 Ворошиловского района внеклассное мероприятие было посвящено Сталинграду. Учитель рассказывал о его значении, о восстановлении, каким он будет в будущем, а в это время на тетради и парты учеников падали куски штукатурки [Там же. Л. 18об.]
Школы Сталинграда в 1944 г. по-прежнему были плохо снабжены учебниками. Например, учащиеся 3-4-х классов учебниками по истории, географии и естествознанию были обеспечены примерно на 20 %, в Ворошиловском районе по истории и естествознанию - на 20 %, по литературе учебников совершенно не было, по географии 1 учебник выдавался на 5 чел. [Там же. Л. 19]. Аналогичная картина наблюдалась и в других районах города. Все это снижало успеваемость учащихся, ломало планы учебной работы. Наглядными пособиями школы были обеспечены в мизерном количестве, и то, что оказывалось в наличии, было сильно изношено и нуждалось в замене.
Ситуацию спасало лишь то, что учителя в большинстве своем ответственно относились к своей работе, многие имели большой педаго-
гический опыт. В сложных условиях они проводили интересные уроки. Контроль за педагогической работой учителей со стороны директоров школ и их заместителей по учебной и воспитательной работе в рассматриваемый период сводился к формальному посещению уроков: отсутствовало всестороннее, систематическое изучение качества преподавания каждого предмета, проверка правильности применения установленных норм оценки успеваемости, непосредственный опрос учащихся на уроке, просмотр письменных работ учащихся. Отделы народного образования изучали работу школ и учителей поверхностно и случайно, плохо знали фактическое состояние преподавания каждого предмета, слабо контролировали степень глубины и прочности знаний учащихся.
В 1944/45 учебном году планировалось обеспечить работу 25 начальных, 13 семилетних и 17 средних школ с общим количеством учащихся 27 833, из них учащихся начальных классов (1-4-е классы) - 18 507 [6. Л. 80]. Учитывая постепенный рост населения города, городской отдел народного образования запланировал принять в первые классы 8 500 чел. В связи с увеличением школьной сети и количества учащихся возникла необходимость привлечения к работе учителей, особенно для начальных классов - 158 чел. Для 5-10-х классов требовалось 140 чел., особенно не хватало учителей математики, физики, истории и иностранного языка [Там же].
Для решения указанной проблемы городской комитет народного образования предлагал несколько вариантов. Во-первых, гороно располагал сведениями о 239 эвакуированных учителях, однако не все они могли быть вызваны, поскольку новый адрес и место работы (Чкаловская и Куйбышевская обл.) требовали дополнительного уточнения. Кроме того, эти учителя в течение 1943/44 учебного года не заявляли о своем желании вернуться на места прежних работ в Сталинград [Там же. Л. 80об.]. Примерно 85 эвакуированных учителей выразили желание возвратиться в Сталинград, и заявления продолжали поступать. Было подано много заявлений из других областей и республик от учителей, желавших работать в Сталинграде. Во-вторых, Наркомпрос РСФСР распорядился направить в область 100 выпускников педагогических училищ и 100 выпускников педагогических институтов. В-третьих, незначительная часть вакансий заполнялась за счет учителей, работавших не по специально-
сти в других учреждениях, и за счет приезжавших в Сталинград вторых членов семей.
Постоянно приходилось решать сопутствующие бытовые проблемы. Прибывавших в Сталинград на работу учителей, а также значительную часть из уже работавших в городе в то время (148 чел.) необходимо было обеспечить квартирами и общежитиями.
К началу нового 1944/45 учебного года необходимо было завершить восстановление зданий школ № 3, 9, 50, 67 и 98. Кроме того, по постановлению Совнаркома СССР должны быть построены:
- две средних школы в Тракторозавод-ском районе;
- здание хотя бы временного типа для семилетней школы № 61 в Краснооктябрьском районе;
- две школы на 400 мест каждая в Баррикадном районе;
- средняя школа № 16 и начальная № 30 в Дзержинском районе;
- железнодорожные школы № 1 и 16 и семилетняя № 42 в Ерманском районе;
- в Ворошиловском районе семилетние школы № 51 и 52, а также здания бывших школ слепых и глухонемых [6. Л. 81].
В рассматриваемый период большинство школ размещалось в приспособленных и частично восстановленных зданиях. В общей сложности они занимали 231 классную комнату (8 538 кв. м). Однако в 1944/45 учебном году общее количество классных комнат, и без того с трудом вмещавших всех учащихся Сталинграда, уменьшилось на 36 (из них 14 были возвращены владельцам, а 22 признаны абсолютно непригодными для занятий). Таким образом, завершение восстановительных работ к началу учебного года позволяло организовать процесс обучения в три смены [Там же]. Во втором полугодии 1943/44 учебного года учащиеся 19 школ города занимались в три смены.
Для того чтобы полностью обеспечить школы Сталинграда мебелью и инвентарем на 1944/45 учебный год, надо было приобрести 5 000 парт, 261 письменный стол, 2 033 стула, 200 классных досок, 260 шкафов, 384 стола для учебных кабинетов, 336 четырехместных скамеек, 700 вешалок для гардеробов и 24 титана для кипячения воды. 1000 парт были доставлены из Московской и Горьковской областей. Остальную мебель изготовили предприятия местной промышленности [Там же. Л. 81об.].
В 1943/44 учебном году школы практически не были обеспечены наглядными пособиями. Изготовление простейших наглядных пособий по физике, химии, естествознанию было возложено на учащихся 5-10-х классов. Благодаря проявленной в этом вопросе инициативе школы были обеспечены пособиями на 30 %.
Очевидно, что перед школами Сталинграда в 1943-1945 гг. стояло много самых разных проблем. Тем не менее даже в труднейших условиях восстановления города власти уделяли внимание заботе о детях.
школьные занятия были возобновлены практически сразу же после освобождения города. это позволило собрать детей в безопасном месте под присмотром учителей, не допустив их гибели на заминированных улицах города.
Безусловно, полностью восстановить нормальный учебный процесс было сложно. зачастую в школах не хватало самого необходимого. Но власти города понимали, что нормальная учеба детей может быть гарантирована только своевременным и доброкачественным ремонтом, восстановлением и строительством новых школьных зданий. Именно поэтому уже на начальном этапе восстановления города выделялось достаточное количество средств на эти расходы. Принятые меры позволили в достаточно короткие сроки решить одну из важнейших задач - организовать процесс обучения и воспитания детей в Сталинграде.
Список литературы
1. Информация о восстановлении советских, административных, хозяйственных организаций, предприятий транспорта и связи города и их работе в период с момента освобождения Сталинграда от немецко-фашистских войск. 10 апреля 1943 года // Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 71. Оп. 2. Д. 82. Л. 36-39об.
2. Сведения о количестве школ и учебных заведений в городе, находившихся в ведении Сталинградского гороно // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 2. Д. 113. Л. 27.
3. Справка о подготовке школ к новому 19431944 учебному году. 10.08.1943 г. // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 2. Д. 113. Л. 59-59 об.
4. Справка о ходе выполнения решения 12 пленума ЦК ВЛКСМ комсомольскими организациями гор. Сталинграда // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 2. Д. 113. Л. 133-134.
5. Справка об итогах первого полугодия 19431944 учебного года в школах города Сталинграда // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 4. Д. 21. Л. 18-20 об.
6. Справка о мероприятиях по подготовке школ города Сталинграда к новому 1944/1945 учебному
году // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 4. Д. 21. Л. 80-81. * * *
1. Infoimacija o vosstanovlenii sovetskih, admi-nistrativnyh, hozjajstvennyh organizacij, predprijatij transporta i svjazi goroda i ih rabote v period s momenta osvobozhdenija Stalingrada ot nemecko-fashistskih vojsk. 10 aprelja 1943 goda // Centr dokumentacii no-vejshej istorii Volgogradskoj oblasti (CDNIVO). F. 71. Op. 2. D. 82. L. 36-39ob.
2. Svedenija o kolichestve shkol i uchebnyh za-vedenij v gorode, nahodivshihsja v vedenii Stalin-gradskogo gorono // CDNIVO. F. 71. Op. 2. D. 113. L. 27.
3. Spravka o podgotovke shkol k novomu 19431944 uchebnomu godu. 10.08.1943 g. // CDNIVO. F. 71. Op. 2. D. 113. L. 59-59 ob.
4. Spravka o hode vypolnenija reshenija 12 ple-numa CK VLKSM komsomol'skimi organizacijami gor. Stalingrada // CDNIVO. F. 71. Op. 2. D. 113. L. 133-134.
5. Spravka ob itogah pervogo polugodija 19431944 uchebnogo goda v shkolah goroda Stalingrada // CDNIVO. F. 71. Op. 4. D. 21. L. 18-20 ob.
6. Spravka o meroprijatijah po podgotovke shkol goroda Stalingrada k novomu 1944/1945 uchebno-mu godu // CDNIVO. F. 71. Op. 4. D. 21. L. 80-81.
Features of work of educational institutions of Stalingrad in 1943 1945
The article deals with the main forms of organization of educational work in the state educational institutions of the Stalingrad region in the final stage of the Great Patriotic War. It shows the successes and achievements,as well as some challenges in the process of restoration and organization of work of schools and kindergartens in the city.
Key words: schools, kindergartens, the Great Patriotic War, educational work, educational process.
(Статья поступила в редакцию 26.09.2017)